Ксенон в 2023 году: штраф или лишение прав?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ксенон в 2023 году: штраф или лишение прав?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Начнем с того, что и у ксеноновых, и у галогенных лампочек есть как сторонники, так и противники. Частые споры по поводу ламп обычно заканчиваются в пользу ксеноновых. Но на самом ли деле такие лампы лучше?

Проблемы, которые создают ксеноновые лампочки

Рассмотрим основные проблемы, которые создают неправильно установленные ксеноновые лампочки:

Во-первых, свет ксеноновых ламп ослепляет водителей встречных и попутных автомобилей. Происходит это потому, что при использовании с «галогенными» отражателями свет ксеноновых ламп может быть направлен неправильно, то есть не на дорогу. В том числе нестандартные лампочки могут светить на соседние и встречные автомобили, создавая дискомфорт для водителей.

Конечно можно сказать, что это проблема других участников дорожного движения, однако думать так по крайней мере глупо. В первую очередь это проблема для самого водителя, на автомобиль которого установлены нестандартные лампы накаливания. Очевидно, что встречный автомобиль с ослепленным водителем с большой долей вероятности врежется именно в своего «обидчика», т.е. в машину с неправильно установленными ксеноновыми лампочками. Так что не стоит испытывать судьбу.

Во-вторых, распространено ошибочное мнение, что ксеноновые лампы улучшают видимость дороги, т.е. чем больше света, тем лучше видно. Причем многие водители автомобилей с «колхозным» ксеноном свято в это верят.

Проблемы, которые создают ксеноновые лампочки

Рассмотрим основные проблемы, которые создают неправильно установленные ксеноновые лампочки:

Во-первых, свет ксеноновых ламп ослепляет водителей встречных и попутных автомобилей. Происходит это потому, что при использовании с «галогенными» отражателями свет ксеноновых ламп может быть направлен неправильно, то есть не на дорогу. В том числе нестандартные лампочки могут светить на соседние и встречные автомобили, создавая дискомфорт для водителей.

Конечно можно сказать, что это проблема других участников дорожного движения, однако думать так по крайней мере глупо. В первую очередь это проблема для самого водителя, на автомобиль которого установлены нестандартные лампы накаливания. Очевидно, что встречный автомобиль с ослепленным водителем с большой долей вероятности врежется именно в своего «обидчика», т.е. в машину с неправильно установленными ксеноновыми лампочками. Так что не стоит испытывать судьбу.

Во-вторых, распространено ошибочное мнение, что ксеноновые лампы улучшают видимость дороги, т.е. чем больше света, тем лучше видно. Причем многие водители автомобилей с «колхозным» ксеноном свято в это верят.

В 2022 году в сфере наказаний за ненадлежащее освещение автомобиля сохранились те же правила, что и в прошлом году. Автолюбителей, неправильно установивших ксеноновые лампы, штрафуют за:

  • противотуманки;
  • прожектор на крышу;
  • незнание о незаконной установке ксенона.

Водители часто пробуют доказать свою невиновность в суде. Они говорят, что транспортное средство было приобретено с ксеноном. А легальный он или нет, они не знали. Однако такое оправдание не срабатывает.

На это есть две причины:

  • Как правило, газоразрядные лампы, установленные с нарушениями, обнаруживаются еще при переоформлении авто. Сотрудники ГИБДД досконально проверяют транспортное средство. Если ксенон установлен с нарушениями, автомобиль не переоформляют. Владельца авто штрафуют и требуют исправить нарушения.
  • Если же покупатель сразу не переоформил авто и действительно приобрел его с нелегальным освещением, штраф за установку ксенона в 2022 году в любом случае ложится на него.

Ксенон, действительно, хорош. Но только тогда, когда автомобиль предназначен для его использования. Он будет хорошо освещать путь и в темноте, и в тумане. Будет служить долго и надежно. В других случаях он потенциально опасен для самого водителя и для других участников движения. К тому же обладателю нелегальных газоразрядных ламп освещения вряд ли удастся сохранить права после встречи с инспектором ГИБДД. Все это лучше учесть заранее, решая, нужен водителю ксеноновый свет или нет.

Ксеноном называют инертный газ, применяющийся в специальных газоразрядных лампах, которые устанавливают на авто. Он находится в специальной внутренней колбе, защищенной еще одной, внешней, оберегающей смесь от перепада температур и давления, а также попадания внутрь сторонних примесей.

У ламп такого типа есть множество преимуществ, которые делают их особенно популярными не только в России, но и по всему миру.

Установка на автомобиле ксеноновых фар обеспечивает следующие плюсы:

  • Значительное улучшение видимости на дороге в темноте и при плохой погоде;
  • Снижение нагрузки на глаза, благодаря приближенности света к дневному;
  • Экономия энергопотребления, увеличение срока службы лампы.

Поставить можно так же и биксенон. Он представляет собой все тот же газ внутри лампы, но использовать ее можно будет как для дальнего, так и для ближнего света. Обычный же ксенон позволяет включать только одну дальность.

Что можно менять, а что нельзя

Поменять одну или несколько оригинальных деталей автомобиля на продукцию стороннего производителя хотели бы многие. Спортивный обвес, форсированный двигатель, ксеноновые фары – мечта почти каждого водителя. Ладно, не каждого, но любителей тюнинга в России все еще очень много (и почему-то почти все они владельцы отечественных автомобилей).

Читайте также:  Госпошлина на развод. Сколько стоит развод в 2022?

Но многим достаточно небольших изменений – что-то улучшить в салоне авто, сделать тонировку стекол, установить более яркие фары. Но почти всегда такие изменения вызовут интерес у первого же инспектора ГИБДД.

Вообще, все изменения в конструкции автомобиля можно разделить на три условные группы:

  • доработки, которые разрешены и которые не нужно регистрировать;
  • разрешенные доработки, которые нужно зарегистрировать в ГИБДД;
  • запрещенные модификации.

Достаточно много изменений в конструкции автомобиля не нуждаются в регистрации. Это:

  • колесные диски разрешенного производителем размера;
  • сертифицированные производителем топливные баки;
  • внешние модификации, которые устанавливаются фирмой, аккредитованной производителем;
  • установленное с завода газобалонное оборудование;
  • допустимая тонировка стекол (об этом дальше).

Простыми словами, это все то, что разрешает производитель для конкретной модели автомобиля. Еще разрешено устанавливать детали, которые производитель ставит на эту же модель авто (например, в более дорогой комплектации).

Это касается даже двигателей – если установить точно такую же модель силового агрегата (чтобы совпадали объем, мощность и экологический класс), то регистрировать изменения не придется. Но тогда желательно иметь при себе документы на его приобретение. Номер двигателя не является учетным реквизитом и может отличаться от того, что указан в ПТС.

Вторая группа модификаций – это те конструктивные изменения автомобиля, которые разрешаются, но нуждаются в регистрации. Это все то, что не включается в перечень разрешенных производителем деталей для этой модели.

В том числе, это такие изменения:

  • все, что влияет на массу и габариты автомобиля (имеется в виду разрешенная максимальная масса авто);
  • замена двигателя на другую модель (даже если характеристики отличаются ненамного);
  • узлы трансмиссии, управления, тормозной и топливной систем;
  • приборы внешнего освещения;
  • изменение деталей кузова авто на неоригинальные;
  • установка ГБО, и т.д.

Разрешен ли теперь «колхозный ксенон»?

Пункт 3.6 Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств (приложение к ПДД), запрещает использовать передние световые приборы с огнями любого цвета, кроме белого, желтого или оранжевого, а также световозвращающие приспособления любого цвета, кроме белого.

Сзади запрещено устанавливать фонари заднего хода и освещения государственного регистрационного знака с огнями любого цвета, кроме белого, и иные световые приборы с огнями любого цвета, кроме красного, желтого или оранжевого, а также световозвращающие приспособления любого цвета, кроме красного.

Если установить вместо галогенных ламп ксеноновые в обычную оптику, то с этой точки зрения нарушения закона не будет. Газоразрядные лампы будут испускать свет белого цвета, который разрешен спереди. Лишение прав за это деяние не предусмотрено. Однако инспекторы ГИБДД теперь вправе применять к водителям часть 1 статьи 12.5 КоАП РФ, которая имеет ужесточение внутренними приказами МВД.

Штраф составляет всего 500 рублей, но инспекторы получили возможность выносить предписание водителям в 10-дневный срок устранить или узаконить переделки конструкции транспортного средства. Если этого не произошло, машина снимается с регистрации и ездить на ней запрещено.

Нештатный ксенон отлично виден издалека, и такие машины останавливаются в первую очередь. Такая же жесткая мера может применяться к машинам с нестандартными ДХО и не утвержденной подсветкой днища, колесных дисков и арок колес.

Разрешен ли ксенон в России

Если ксенон на транспортном средстве легальный, то претензий со стороны ГИБДД предъявлено в таком случае быть не может.

Определить легальность установленных фар можно самостоятельно. Автомобиль должен относиться к одному из вариантов:

  • Ксенон встроен в линзы автомобиля на этапе производства;
  • Газоразрядные лампы не установлены на заводе, но допустимы конструкцией;
  • Производителем установка ксенона не предусмотрена, но автомобиль был переоборудован и подготовлен к процедуре.

Какие меры ответственности налагаются при наличии ксенона?

Основанием для лишения прав за данное нарушение выступают разъяснения, которые были опубликованы еще в 2010 году и с того времени не претерпевали никаких существенных изменений.

Таким образом, водители, которые интересуются возможностью установки на свое транспортное средство ксенона, должны помнить, что при обнаружении факта данного нарушения сотрудником службы ГИБДД составляется протокол на основе нарушения ст. 2.5 ч.3 КоАП с дальнейшим лишением гражданина, находящегося за рулем автомобиля, водительских прав на срок полгода или год. В качестве основания принимается факт того, что им были установлены световые приспособления, режим работы которых не подчиняется установленным правилам, вследствие чего транспортное средство не должно было быть допущено к эксплуатации.

В Перечне неисправностей, установленном правительственным Постановлением № 127 от 21 февраля 2002 года, несоответствие типа светового прибора источнику света, установленному в нем, является условием, при котором эксплуатация автомобиля с такими фарами запрещена.

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрены штрафные санкции для владельцев транспортных средств, имеющих ксеноновые фары, установленные с нарушениями:

  • в соответствии с ч.1 ст. 12.4 – конфискация не соответствующих требованиям приборов и штраф (для физлиц – 3000 рублей, должностных лиц – 15000-20000 рублей, юридических лиц – 400000-500000 рублей);
  • в соответствии с ч.3 ст.12.5 – конфискация не соответствующих требованиям приборов и лишения владельца транспортного средства водительских прав на 6-12 месяцев.

Следует отметить, что использование ксенона как такового в фарах автомобилей не запрещено российским законодательством. Вышеуказанные статьи устанавливают штрафные санкции лишь за использование ксенона в конструкциях фар, не предназначенных для этого.

Лишение прав за ксенон — законно ли и как его избежать?

Лишение прав за ксенон на 2023 год — это довольно многовероятная перспектива, если ксенон этот установлен на непредусмотренное для этого авто. Если ксеноновые фары ставились не с завода, то, чтобы установить его, машина должна быть оборудована автокорректором угла наклона фар, омывателем фар, а сами фары должны быть маркированы специально для возможности установки ксенона. В противном случаем прав могут лишить на 90 процентов.

Читайте также:  Продлен беспошлинный ввоз товаров личного пользования на территории ЕАЭС

Но даже если не лишат, то есть малоприятная перспектива одного ноу-хау ГИБДД, если можно так сказать, что, возможно, даже хуже лишения. Но об этом в конце статьи.

Но законно ли лишение за ксенон, пусть даже установленный незаконно? Отвечая на этот вопрос, нам нужно обратиться непосредственно к судебной практике по таким лишениям конкретно за 2023 год.

  1. Использование ксеноновых фар не противоречит действующему законодательству, если они установлены легально.
  2. Для легализации ксенона после модернизации фар нужно документально зафиксировать такие изменения в ПТС и свидетельстве о регистрации транспортного средства.
  3. При установке «колхозного» ксенона, будьте готовы понести наказание.
  4. За установку нештатного ксенона на авто для физлиц предусмотрен — штраф в размере 3 тыс. руб. с изъятием таких приборов/устройств.
  5. За управление таким ТС вас ждет лишение прав сроком на 6-12 месяцев с конфискацией такого оборудования. При этом для лишения прав необходимо наличие одновременно двух условий — несоответствие цвета и режима работы таких световых приборов.
  6. Если при управлении таким авто нарушено только одно условие из вышеперечисленных, ответственность наступает в виде одного из наказаний — предупреждение/административный штраф в размере 500 руб.
  7. Не могут применяться вышеуказанные наказания, если газоразрядные лампы предусмотрены в конструкции ТС производителем.
  8. Если суд квалифицировал нарушение по ч. 3 ст. 12.5 КоАП РФ и при этом нарушено только одно из условий (цвет или режим работы), обжалуйте постановление и ссылайтесь на абз. 4 п. 6 ПП ВС РФ № 20.

А вам приходилось сталкиваться с проблемами после установки ксенона? Применялось ли в отношении вас административное наказание в виде штрафа либо лишения прав?

Когда можно ставить ксенон в фары

Важным моментом для возможности применения наказания за установку ксеноновых ламп является то, что это запрещено только в случае их самовольной установки. Как такового запрета на ксенон нет – в законодательстве содержится лишь ограничение на его незаконную установку.

То есть, наказание будет применяться лишь в том случае, если водитель установил ксеноновые лампы в фары, предназначенные только для галогенных осветительных приборов. Если же ксенон был предусмотрен в конструкции производителя или автовладелец установил на ТС фары, специально оборудованные такими лампами, никакого наказания не должно последовать.

Еще одним вариантом законной установки ксенона являются случаи, когда это позволяет маркировка фар. Фары с маркировкой D специально предназначены для них и допускают такую возможность. Для случаев, когда на них указаны буквы другие буквы, установка ксеноновых ламп не допускается.

Что может быть доказательством правонарушений

Доказать вину требуется обязательно. Для этого нужно, чтобы полицейский представил визуальные примеры нарушения. Это моет быть видеосъёмка, фотодокументы или свидетели и их показания. Иногда в качестве понятых привлекаются совсем посторонние лица, не имеющие к делу никакого отношения. Они подписывают протокол на «отвяжись», а вам приходится потом отвечать по всей строгости закона. Это не допустимо. Самое главное и несправедливое в том, судья руководствуется предоставленными бумагами и протоколами, и редко « влезает» в «шкуру» водителя. Если вы не согласны с постановлением суда, можно обжаловать решение. Сам протокол может быть обжалован, если вы считаете, что он не соответствует правде.

Казалось бы, не велика сумма. Что в наше время 500 рублей. Но дело не в потере денег, а в самом принципе. Всем на дороге хочется уважения и соблюдения прав, поэтому, когда на тебя начинают «давить» инспектора, не имея на то оснований, стоит побороться за правду.

  • Можно, впрочем, объяснить полиции, почему во время движения произошла та или иная неполадка, это касается и не горящей фары. Следует вежливо сказать, что вы продвигаетесь на стоянку или на станцию тех. обслуживания для исправления поломки. Тогда возможно вас пожурят, и вы обойдётесь обычным предупреждением.
  • Возможна и ситуация, при которой водитель самостоятельно сможет устранить поломку, тогда штрафные санкции не накладываются, они здесь не правомочны. Это касается всех огней. С одной фарой ближнего света движение разрешено только до места, в котором неисправность устранится.
  • Тусклая фара может обратить на себя внимание инспектора, но, как правило, здесь водитель предупреждается до повторной остановки.
  • Следует обращать внимание на чистоту осветительных приборов перед выездом на дорогу или трассу.

Все эти меры предосторожности помогут избежать конфликтных ситуаций и обезопасят вас на дороге. Мелочь иногда может спасти вам жизнь.

Как избежать наказания

При остановке транспортного средства сотрудником дорожной службы не нужно лишний раз суетиться, а вести вежливый диалог с представителем органов власти.

Водителю нужно сделать вид, что он сам озадачен тем фактом, что фара не работает, так как до поездки все было исправно. Таким поведением можно убедить гаишника, что неисправность возникла уже во время движения.

Не лишним будет сказать сотруднику об отсутствии привлечений к административной ответственности за последние 6 месяцев (если это действительно так).

Таким образом, попросив инспектора учесть во внимание все факторы, существует большой шанс получить устное предупреждение о нарушении и обойтись без штрафа.

Если вы еще не выбрали себе видеорегистратор, то хороший и недорогой можно купить на алиэкспресс. Смотрите обзор топовых видеорегистраторов на Али.

Когда неисправность фар возникла во время поездки и водитель не имел возможности узнать об этом, выписанный штраф будет являться незаконным и его можно и нужно оспаривать. Об этом говорят юристы.

Дневные ходовые огни (ДХО)

Технический регламент «О безопасности колесных транспортных средств» ничего не говорит о самостоятельной установке ДХО, но определяет, каким образом световые приборы можно установить, если это предусмотрено заводом-изготовителем. К примеру, некоторые модели машин в дешевых комплектациях не получали продвинутых блоков фар, хотя возможность их установки и была включена инженерами в техническую документацию. На некоторых машинах роль ДХО выполняют фары дальнего света, лампы которых горят вполсилы. Между тем, автовладелец имеет право заменить светотехнику в сборе и поставить на машину новые блоки фар с предустановленными светодиодными ДХО. Однако такая процедура также потребует регистрации в ГИБДД.

Читайте также:  Зарплата и пенсия работающего пенсионера

Если установка ДХО на автомобилях не предусмотрена заводом-изготовителем, то их монтаж не одобрит испытательная лаборатория и пройти регистрацию в ГИБДД будет невозможно.

Обозначение типов ксеноновых ламп и фар автомобиля

В какие фары можно ставить ксенон, мы разобрались, но как отличить ксеноновую фару от обычной? Кроме того, даже фары для ксенона могут различаться по типу используемых ламп. Разобраться в этом вопросе несложно: достаточно знать международную маркировку, которая проставляется прямо на корпусе светового прибора:

  • С — для ближнего света, R — для дальнего света, СR — двухрежимного (ближний/дальний) с обычными лампами накаливания (Правила ЕЭК ООН № 112, ГОСТ Р 41.112-2005);
  • HС — для ближнего света, HR — для дальнего света, HСR — двухрежимного (ближний/дальний) с галогенными лампами (Правила ЕЭК ООН № 112, ГОСТ Р 41.112-2005);
  • DС — для ближнего света, DR — для дальнего света, DСR — двухрежимного (ближний/дальний) с газоразрядными источниками света, включая биксенон (Правила ЕЭК ООН № 98, ГОСТ Р 41.98-99).

Таким образом, для ксеноновых ламп пригодны лишь фары с маркировкой DC, DR и DCR. Причем ксеноновые лампы ближнего света можно устанавливать только в приборы с маркировкой DC DCR, а дальнего – с DR и DCR. Вполне очевидно, что ксенон нельзя использовать в фонарях с маркировкой HC (С), HR (R) и HCR (CR): они предназначены для ламп накаливания (в том числе галогенных) и оснащены абсолютно другой оптической системой.

Какой штраф за установку ксеноновых ламп?

Практикой установлено за данное нарушение применять часть 3 статьи 12.5 КоАП РФ.

12.5.3. Управление транспортным средством, на передней части которого установлены световые приборы с огнями красного цвета или световозвращающие приспособления красного цвета, а равно световые приборы, цвет огней и режим работы которых не соответствуют требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, —
влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от шести месяцев до одного года с конфискацией указанных приборов и приспособлений.

Однако, в постановлении Пленума Верховного Суда РФ дано разъяснение по применению части 3 статьи 12.5 КоАП РФ.

Официальные разъяснения ГИБДД, или еще раз для тех, кто не понял

В 2010 году в ГИБДД решили все-таки разъяснить порядок лишения прав за ксенон.

На сегодняшний день существует две категории маркировок, нанесенных на фары:

  • HС – ближнего, HR – дальнего, HСR – двухрежимного света с галогенными лампами накаливания;
  • DС – ближнего, DR – дальнего, DСR – двухрежимного света с газоразрядными источниками света.

Данные маркировки наносятся на рассеиватель или корпус фары. Нас интересует ксенон, соответственно, смотрим на вторую группу обозначений: у вас должна быть такая же маркировка!

Если в световом приборе используется источник света, который не соответствует установленным требованиям, то это нарушает условия безопасности дорожного движения. Если быть более точным, то наличие ксенона в фарах, которые предназначены для галогеновых ламп, будет означать, что режим работы внешнего светового прибора не соответствует требованиям, которые установлены в конструкции автомобиля.

Поэтому данное нарушение и трактуется сотрудниками ГИБДД как нарушение ч.3 ст. 12.5 КоАП: режим работы световых приборов не соответствует требованиям законодательства. В этом случае эксплуатация транспортного средства запрещается.

Если не удается изъять источники «нарушения», то есть фары с ксеноновыми лампами, например, по причине того, что автомобиль остановлен в темное время суток, то производится их арест.

На основании вышеизложенного делаем следующие выводы:

  • Волноваться водителям, у которых ксенон «легальный», не стоит.
  • А вот водители, у которых ксенон стоит в фарах, предназначенных для галогеновых ламп, могут начинать волноваться.
  • Проверка на наличие ксенона будет проверяться как при прохождении технического осмотра, так и в случае патрулирования участка и обнаружения «подозрительной» машины.
  • Да, ГИБДД правильно квалифицирует указанное правонарушение по ч.3 ст. 12.5 КоАП. Это подтверждается, в том числе, судебной практикой.

А теперь давайте попробуем посмотреть на ситуацию под другим углом. С чего это ГИБДД решила, что водителей сразу можно лишать прав? На основании рекомендаций, представленных научно-исследовательским институтом?

Хорошо, тогда другой вопрос, как будут проверять ксенон в «дорожных» условиях, если есть приказ МВД РФ № 1240, согласно которому, если у водителя имеется технический талон на автомобиль, то его не могут проверять на дороге. А даже если и могли бы, как они определят наличие ксенона? На «глаз»?

Вопросов на самом деле много, поэтому зачастую при грамотно составленном отзыве на иск вполне возможно выиграть дело в суде и не «отдать» свои права.

Лишение водительского удостоверения за ксенон в противотуманных фарах

Требования к противотуманным осветительным приборам соответствуют тем, которые предъявляются к основным фарам. Если конструкция ТС не предусматривает установку газоразрядных ламп в противотуманные осветительные приборы, водитель может быть лишен прав за ксенон в противотуманках на срок от 6 до 12 месяцев.

Необходимо знать, какой вид ламп предусмотрен производителем автомобиля.

Существуют следующие символьные обозначения:

  • DC – установка газоразрядных ламп разрешена только для фар ближнего света;
  • DR – ксеноновые лампы могут быть применены для дальнего света;
  • DCR – газоразрядные лампы могут быть использованы для фар ближнего или дальнего света одновременно.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *