Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какие штрафы за перегруз грузового автомобиля? Новый закон о лишении». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Сотрудники Государственной Автомобильной Инспекции следят за соблюдением требований к допустимой массе и степени нагрузки на оси большегрузных машин, передвигающихся по автомобильным дорогам. Контроль автотранспорта, предназначенного для перевозки крупных грузов, осуществляется в соответствии ФЗ-№257 и Постановлением Правительства №272.
Как рассчитать массу грузовика по осям?
При подсчете предельно допустимой массы ТС учитывают следующие показатели:
- Общее количество осей на машине.
- Расстояние между осями.
- Типы колес (одно или двускатные).
Желательно делать подсчет при помощи специальных автовесов. Самостоятельные расчеты без привлечения оборудования часто получаются приблизительны. Особенно при перевозке груза в прицепе.
Если же необходимо предварительно установить, какую нагрузку оказывает ТС на дорожное полотно, делают это следующим образом. Во-первых, в документах на машину смотрят максимально допустимую нагрузку по осям. Этот показатель будет весом транспортного средства. При условии, что автомобиль двухосный. Если у машины три оси, нужно установить предельную нагрузку на переднюю ось и заднюю тележку. Сумма двух показателей будет весом ТС.
Т.к. нагрузка на заднюю часть грузовой машины больше по сравнению с передней, условно ее распределяют в таких пропорциях:
- 75 % общего груза приходится на прицеп.
- 25 % — на тягач.
Исходя из этого правила, на переднюю ось приходится 25, на все остальное – 75 %.
Пример расчета нагрузки на трехосное ТС с прицепом, если вес тягача – 10 т., вес прицепа – 14 т., вес груза – 13 т.
Таблица допустимых нагрузок
Все колесные транспортные средства делятся на 2 группы:
-
А – могут передвигаться только по автодорогам 1-3 категорий;
-
Б – разрешено движение по любым дорогам РФ.
Расстояние между осями, см |
Предельные нагрузки на каждую ось, в зависимости от группы автомобиля |
|
А |
Б |
|
До 100 |
6 |
4,5 |
100-135 |
7 |
5 |
135-165 |
8 |
5,5 |
165-200 |
9 |
5,7 |
Более 200 |
10 |
6 |
Можно ли избежать штрафа
Проезд грузовых авто по России разрешен без специального разрешения только, если общая масса автомобиля или нагрузка на каждую ось превышает нормативные значения максимум на 1,999%.
В остальных ситуациях при грузоперевозках дабы не нести финансовые потери на уплату внушительных штрафов за езду с перегрузом — перед выездом на трассу нужно оформить спецразрешение.
Чтобы согласовать с официальными органами вынужденное превышение собственник обязан:
- Оформить специальное разрешение от Росавтодора в регионе загрузки.
- Сообщить о маршруте следования и там же утвердить его.
- Уплатить государственную пошлину в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
- Осуществить выплату компенсации, так называемого потенциального вреда (ущерба), который будет причинён дорожному полотну.
- Получить уведомление (извещение) о приеме паспорта обеспечения транспортной безопасности.
Суть спора между продавцом и покупателем
Компании заключили договор поставки на условиях самовывоза со склада продавца. Загрузка автомобиля в машину покупателя осуществлялась силами продавца. Он же значился в товаросопроводительных документах в качестве грузоотправителя. Штраф за перевес, выявленный на весовом контроле, инспектор ГИБДД выписал продавцу.
Продавец обратился в суд с целью переложить штраф на покупателя, который по его мнению предоставил для доставки товара машину, которая не соответствовала весовым параметрам груза. Перевес образовался не по вине продавца.
Судьи с этой логикой не согласились. Они указали, что товар в машину загружал продавец и у него была возможность не перегружать авто. Продавец мог (но не сделал этого) проинформировать покупателя о том, что предоставленная машина не имеет нужно грузоподъёмности и для полной перевозки груза нужно либо предоставить дополнительный автомобиль либо сделать несколько рейсов.
Штраф за перегруз грузового автомобиля для физических лиц в 2022 году
Для лиц, ответственных за движение по трассе перегруженного ТС, предусмотрено административное наказание в соответствии со ст. 12.21.1 КоАП РФ. Размер взыскания зависит от категории нарушителя и массы перегруза. Наиболее мягкие меры действуют в отношении физических лиц, а именно водителей авто:
Характер нарушения (в каких пределах перегруз) | Какое наказание предусмотрено: размеры штрафных санкций и дополнительные меры. |
Общий перевес авто или по осям на 2-10 %, если не оформлено специальное разрешение.
Перегруз от 2 до 10 % сверх допустимой массы, указанной в документе, если разрешение оформлено. |
Штраф в размере от 1 000 до 1 500 руб. |
От 10 до 20 % (спецразрешения от ГИБДД не имеется). | От 3 000 до 4 000 руб. |
От 20 до 50 % (разрешения от ГИБДД нет). | От 5 000 до 10 000 руб.; в особых случаях – лишение прав управления ТС на срок до 4-х месяцев. |
От 10 до 20 % сверх массы, обозначенной в разрешении. | От 3 000 до 3 500 руб. |
От 20 до 50 % сверх предельных значений, указанных в разрешении | От 4 000 до 5 000 руб. либо лишение водительских прав на срок до 3-х месяцев |
Выше 50 % при отсутствии спецразрешения.
Более 50 % сверх допустимого в документе при наличии разрешения. |
От 7 000 до 10 000 руб. В отдельных случаях – лишение права управлять транспортным средством на срок от 4 до 6 месяцев. |
Проезд авто под запрещающим знаком с обозначением нагрузки по осям при наличии перевеса. | 5 000 руб. |
Почему перегруз опасен?
Можно выделить несколько причин, почему штраф за перегруз был введен уже давно, и на что такое нарушение влияет:
- Эффективность торможения. Тормозная система каждого автомобиля рассчитана на определенный вес. При перегрузе может увеличиваться длина тормозного пути, а в некоторых случаях педаль попросту не срабатывает, что влечет более тяжелые последствия в виде ДТП.
- Вероятность опрокидывания. Если багаж в кузове не закреплен, к тому же есть существенный перевес, при малейшем повороте или во время движения по плохой дороге грузовик может перевернуться. Это опасно не только для самого водителя, но и для других участников дорожного движения.
- Порча дорог. Во многих субъектах действует запрет на пересечение грузовыми автомобилями черты города. Это делается во избежание нанесения повреждений асфальту, потому как каждая дорога рассчитана на определенный трафик машин с небольшим весом. Чтобы въехать в город, на грузовики с перевесом оформляются разрешения.
- Повышение вероятности заноса транспорта. Во время движения по обледеневшей или мокрой дороге гораздо проще уйти в занос. Если машина вдобавок ко всему перегружена, это значительно усложнит процесс стабилизации управления.
Несмотря на всю опасность перегруза и наличие штрафных санкций, водители грузовиков редко соблюдают установленные ограничения. Это негативно отражается на статистике ДТП и долговечности городских дорог.
На кого именно налагается штраф?
В случае, если протокол оформлен инспектором ДПС, ответственность за нарушение будут нести:
- водитель автомобиля как физическое лицо;
- сотрудник организации, который выпустил автомобиль в рейс как должностное лицо;
- организация или индивидуальный предприниматель, являющиеся собственников автомобиля как юридические лица;
- грузоотправитель если заведомо было о превышении весовых норм или же в документах указан ложный вес (стоит отметить, что в случае с грузоотправителем есть разница, является ли он юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, поскольку суммы штрафов здесь диверсифицируются: от 250 000 до 400 000 рублей для юр.лиц, от 80 000 до 100 000 рублей для предпринимателей.
Если превышение зафиксировано в автоматическом режиме, то штраф придется оплатить только собственнику автомобиля в размере 100000, 250000, 350000 и 400000 рублей за превышение от 2 до 10%, от 10 до 20%, от 20 до 50% и свыше 50% соответственно.
Что делать, чтобы не получить штраф?
Владельцам транспортных компаний необходимо заниматься профилактикой штрафов – как с юридической, так и с технической стороны.
Чтобы не получить штраф, нужно устранить возможность появления перегруза. Помогут датчики груза на осях или мобильные весы.
Водитель должен лично присутствовать при погрузке машины и следить, чтобы количество грузовых мест совпадало с указанным в документах. И, конечно, водитель должен быть добросовестным, иначе его «калым» может обернуться многотысячным штрафом.
Собственник грузовика может заранее подготовить документы о его передаче в аренду. При этом договор лучше заверить у нотариуса: суды скептически относятся к соглашениям, заключенным в простой письменной форме.
Водителям необходимо объяснить, что подписывать какие-либо бумаги фразой «согласен с нарушением», когда инспектор предлагает «заплатить штраф 500 рублей и спокойно ехать дальше», ни в коем случае нельзя.
А если «письмо счастья» всё-таки пришло, важно не медлить: срок на обжалование составляет 10 дней. Чтобы не пропустить письмо, необходимо регулярно проверять почтовый адрес по месту регистрации ИП или юридическому адресу компании. А еще можно подписаться на «штрафы» в «Госуслугах».
Нормативное регулирование
Для возникновения состава правонарушения необходимо зафиксированное нарушение предписаний технического регламента. Для определения нагрузки автомобиля используется осевое деление. Это означает, что для определения массы каждая ось замеряется отдельно и только на основании этого принимается решение. Поскольку обязательным является проведение взвешивания, штрафы для физических лиц с камеры прийти не могут.
Для определения полной массы автомобиля необходимо сложить полученные результаты. В случае, если масса хотя бы одной оси превышает установленную норму, водитель не имеет права продолжать движение в ограниченном месте, а за невыполнение требования предусмотрена ответственность. Ограничения по весу устанавливаются специальным знаками, на которых указан допустимый вес автомобиля.
ВАЖНО !!! Всем пользователям грузовых автомобилей рекомендуется проводить проверку на соответствие перевозимых грузов установленным требованиям. Существенная перегрузка оси может повлечь непредвиденные опасные ситуации на дороге.
В правилах предусмотрено разграничение массы на 2 вида: полная и снаряженная. В полную массу включаются также водитель и пассажиры, в то время как снаряженная не учитывает вес пассажиров. Любая масса рассчитывается путем сложения данных каждой оси. Если говорить о грузовых автомобилях, то для них характерна повышенная загрузка задней оси – это связано с особенностями расположения груза.
Какие правила перевозки груза необходимо соблюдать, чтобы не платить штрафы за перегруз автомобиля?
Правила нагрузки авто при перевозке закладываются при проектировании. Речь идет о допустимой осевой нагрузке. Установленные нормы для двуосных авто выглядят следующим образом:
Расстояние между передней и задней осью, м |
Нормы допуска нагрузки на каждую ось для авто группы А, эксплуатация которых разрешена на дорогах 1 — 3 категорий |
Нормы допуска нагрузки на каждую ось для авто группы В, использование которых разрешено на всех дорогах |
До 1 м |
6,0 |
4,5 |
1,00 — 1, 35 |
7,0 |
5,0 |
1,35 — 1,65 |
8,0 |
5,5 |
1, 65 — 2,00 |
9,0 |
5,7 |
Свыше 2 м |
10,0 |
6,0 |
Когда можно обжаловать штраф и как это сделать?
К сожалению, в большинстве случаев обжаловать наказание за перегруз тяжеловесного ТС не выходит, так как водителям приходится самостоятельно доказывать свою невиновность.
Однако в некоторых ситуациях шансы все же есть:
- Владелец ТС может оспорить штраф, выписанный в автоматическом режиме, если сможет доказать, что в этот момент транспортным средством управлял кто-то другой.
- Юридическое лицо, владеющее грузовиком, может оспорить штраф, если докажет, что водитель осуществлял перевозку груза в личных целях, а не по заказу компании.
- Также любое лицо, на которое был наложен штраф за перегруз только одной из осей, может обжаловать наказание, если производилась транспортировка сыпучего груза, так как водитель не в состоянии зафиксировать положение такого груза.
- Еще один вариант, когда штраф может оспорить кто угодно – если грузовик удачно прошел несколько проверок контроля веса ГИБДД до вынесения штрафа. И причиной такого «сбоя» может быть не только неисправность прибора весового контроля, но и, например, прошедший недавно дождь, намочивший сыпучий груз и, соответственно, значительно увеличив его массу – в таком случае вины водителя или компании также нет.
Кем и где проверяется
Проверка массы грузового автомобиля и осевой нагрузки производится инспектором ГИБДД:
- на стационарных постах, которые устанавливаются в определенных местах (как правило, при выезде или подъезде к населенному пункту). На таких видах постах весового контроля передвижение оборудования с места на место запрещено;
- на передвижных постах, оборудованных на базе грузового фургона. Передвижные посты могут в соответствии с регламентом менять свое место расположения.
Весовой контроль может осуществляться двумя способами:
- динамическим. Транспортное средство производит движение в определенном месте, оснащенном специальными датчиками со скоростью не более 5 км/ч. При данном способе определения параметров массы и осевой нагрузки погрешность измерения может составлять до 3%;
- статистическим. Измерения производятся на весах после полной остановки автотранспортного средства. Такой способ позволяет более точно определить исследуемые параметры.
Общие положения, виды транспортных средств, их особенности
Фура, намеренно допустившая перегруз, несёт опасность. Прежде всего, она даёт нагрузку на дорожное покрытие, которое рассчитывается под определённую массу машин. Если вес машины больше, а проконтролировать это не всегда возможно, то дорога разрушается. И пенять на власти, которые не выделяют деньги из бюджета на ремонт дорог, не всегда оправдано.
Следующий момент – перегруженная машина ведёт себя на трассе по-иному: она тяжелее поддаётся манёврам, более уязвима при обгонах. Даже опытный водитель, двигаясь в объективно сложных условиях: ночью, в дождь, по серпантину – не всегда сможет удержать грузовик от опрокидывания. Тормозной путь перегруза длиннее, что автоматически ставит под угрозу жизнь водителя большегруза, и проходящих рядом машин.
Прежде чем выходить на трассу, необходимо понимать, что желание заработать или экономия времени не оправдывают перегруз каров, а законодательством предусмотрены для нарушителей превышения веса большие штрафы.
Разберёмся, что такое перегруз и как регулирует этот момент федеральное законодательство и Правительство, существует ли какой-то норматив допустимого перегруза грузового автомобиля. Пять лет назад в связи с появлением на дорогах страны автомобилей нового типа были пересмотрены, а затем введены категории (10 видов) и подкатегории (6 видов) транспортных средств (далее ТС).
Грузовой транспорт – это средство для перемещения грузов в кузове, на платформе. Грузовые автомобили подразделяются на категории С и С1. Основное отличие – габариты машины и грузоподъёмность.
Кроме этого все средства различаются:
- функциональностью;
- тоннажностью;
- видом кузова;
- разрешённой к перевозке массой;
- весом;
- нагрузкой на ось.
Грузовые машины с прицепами (при массе груза в прицепе более 750 кг) определены в свои специфические группы: ВЕ, СЕ, DE и другие. Все деление автомобилей регулируется ГОСТом 33987-2016. Однако периодически в него вносятся нововведения.
Максимальный вес груза по российским дорогам – 44 тонны, но для каждого типа машины предусмотрен свой весовой коридор.
Количество осей машины | Максимальная нагрузка (тонн) |
2 | 18 |
3 | 25 |
4 | 32 |
5 | 35 |
В отдельную категорию выделены автопоезда: конструкция, состоящая из транспортного средства и прицепа (одного или нескольких, или полуприцепа). Для них в ПДД предусмотрены следующие весовые ограничения.
Обжалование штрафа за перегруз
Когда владелец транспортного средства получает штраф за перегруз, первым делом следует определиться, кто несет ответственность за административное правонарушение. Согласно Уставу Автомобильного транспорта, перевозка груза осуществляется в соответствии с договором, в котором фиксируются все основные аспекты, права и обязанности сторон, а также ответственность за погрузку: Грузоперевозчика и/или его представителя; Грузоотправителя и/или его представителя.
Соответственно, кто несет ответственность за перегруз по договору, тот оплачивает штраф, а при наличии оснований, оспаривает его собственными силами, или с привлечением квалифицированных специалистов. Это можно сделать через суд по месту составления административного протокола (совершения административного правонарушения) в течение 10 суток с момента оформления штрафа.
Стоимость услуг транспортного юриста
Наименование услуги |
Петербург |
Москва |
---|---|---|
Предварительный анализ документов, юридическая консультация, разработка позиции по делу | от 1000 р. | от 1500 р. |
Составление претензии / жалобы | от 4000 р. | от 5000 р. |
Составление искового заявления вместе со всем необходимым пакетом для обращения в суд | от 7000 р. | от 9000 р. |
Судебное представительство (представление интересов клиента в суде) | от 20000 р. | от 25000 р. |