Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что нужно сделать чтобы причаститься и исповедаться. Исповедь и причастие». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Текст данной молитвы, которая в оригинале на греческом языке написана в стихотворной форме, переведён Александровой Татьяной Львовной, кандидатом филологических наук, старшим преподавателем кафедры древних языков и древнехристианской письменности Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (Москва).
Пост перед Причастием
Если перед Исповедью пощение обычно не требуется, то перед Евхаристией оно совершенно необходимо для очищения души. Если позволяет здоровье, все дни подготовки ко Причащению христианин:
- воздерживается от всей животной пищи;
- ограничивает развлечения, просмотр телепередач, новостей.
Традиционно с полуночи перед Причастием начинается так называемый Евхаристический пост – в отличие от времени говения, это полное воздержание вообще от пищи, питья. При этом:
- если Причастие планируется во время ночной литургии (такая совершается, например, на Пасху, Рождество, Крещение), то Евхаристический пост, как правило начинается с 9-10 ч. вечера;
- если есть желание причаститься во время Литургии Преждеосвященных Даров, которая в некоторых храмах, иноческих обителях, служится вечером, понятно, что воздержание с полуночи вряд ли возможно – тогда рекомендуют не вкушать пищи, питья 6 часов.
Приложение 3. Молитва преподобного Симеона Нового Богослова перед святым Причастием
С уст сошедшее нечистых,
Из испорченного сердца,
Из души, погрязшей в скверне,
С языка, который мерзок,
Приими, Христе, моленье,
И, приняв великодушно,
Обращенья не отринув,
И простив мне эту дерзость,
Дай сказать, не обинуясь,
Что хочу сказать, Христе мой,
Или сам же укажи мне,
Что сказать и что мне сделать.
Грешен я как та блудница,
Что, узнав, где обитаешь,
Принеся с собою миро,
И к стопам Твоим припавши,
Дерзостно их умащала,
О, мой Бог и мой Владыко!
Но её Ты не отринул,
Приступившую от сердца,
Так и мной не возгнушайся,
Но дозволь Твои стопы мне
Целовать, держа руками,
И обильными слезами,
Словно миром многоценным
Умащать их дерзновенно.
Но моими же слезами
И меня очисти, Слове,
Отпусти мне прегрешенья
И грехов прощенье даруй.
Зол моих Ты знаешь бездну,
И мои ты знаешь раны,
Струпы язв моих несметных.
Но Ты видишь также веру
И усердную решимость,
И мои стенанья слышишь.
От Тебя не утаится,
Мой Творец и Искупитель,
Ни единая слезинка
Или часть слезинки малой.
То, что я не мог бы сделать,
Божьи очи видят ясно,
И другое в вечной книге –
То, что я ещё не сделал,
Уж написано от века.
Посмотри, как я смиряюсь,
Посмотри, сколь труд мой тяжек,
Отпусти мне прегрешенья
Боже мой, Творец вселенной!
Чтобы мог я с чистым сердцем
И притрепетною мыслью
И душею сокрушенной
Причаститься тех Пречистых
Всесвятых бессмертных Таинств,
Что для каждого источник
Жизни и обожествленья,
Кто приходит с чистым сердцем.
Ибо Ты сказал, Владыко:
«Тот, кто плоть Мою вкушает,
Тот, кто кровь Мою приемлет,
Тот со Мною пребывает,
В нём и Сам я обитаю».
А Твое, Владыко, слово,
Быть неистинным не может,
И Твоей боготворящей
Причащаясь благодати,
Я не одинок, Христе мой,
Но с Тобою пребываю,
Свет трисолнечный, весь мир сей
Просвещающий сияньем!
И чтоб мне не оказаться
Вне Тебя, о Живодавче,
Моего дыханья, жизни,
Ликования благого,
Мира нашего спасенья, –
Для того и приступаю,
Как Ты видишь, со слезами
И душою сокрушенной,
Прегрешений оставленье
Умоляя даровать мне.
Чтоб я мог животворящих
Непорочных Твоих Таинств
Стать причастником достойным.
Чтоб со мной, треокаянным,
Ты пребыл, как обещал мне.
Чтоб лукавый искуситель
Вне Тебя меня обретши,
Не увлек меня коварно
И не дал мне уклониться
От словес боготворящих.
И припадаю к Тебе я
Ныне с тёплою мольбою:
Как Заблудшего Ты принял
И пришедшую блудницу,
Так прими, о, Милосердный,
Погибающего ныне
И с душою сокрушенной
Приступившего смиренно.
Знаю я, о, мой Спаситель,
Что никто из всех живущих
Не соделал преступлений
Моему паденью равных.
Но и то я знаю твёрдо,
Что такого нет паденья,
Прегрешений столь великих,
Что смогли бы переполнить
Твоего терпенья чашу
И Твою превысить милость.
Ты елеем состраданья
Тех, кто кается всем сердцем,
Очищая, просветляешь
И причастниками света
И божественности, Спасе,
Их соделываешь щедро.
И не только человекам,
Но и ангелам на диво
С ними Ты ведёшь беседу
Словно с верными друзьями.
Это мне внушает смелость
И, надеждой окрылённый,
Дерзновенно приступаю
Я к дарам Твоим обильным.
Радость чувствуя и трепет
Я, трава, приемлю пламя,
Причащаясь, и – о, чудо! –
Орошаюсь неопально,
Купине подобен древней,
Что пылала, не сгорая.
Ныне благодарно сердце,
Благодарен весь мой разум,
Благодарны даже члены
Все – душа моя и тело.
Весь припадаю к Тебе я
И Тебя, мой Боже, славлю,
Прославляемого всеми
Ныне так же как и вечно.
При подготовке к исповеди, особенно первой, обнаруживается большое количество грехов, которые сложно запомнить. К тому же возле аналоя человек может испытывать сильное волнение и даже плакать.
Сегодня в православной церкви распространена практика фиксирования совершенных грехов на лист бумаги. Такую записку читает священник или сам кающийся.
Святитель Игнатий Брянчанинов подразделяет грехи на три категории: против Бога, ближнего и себя.
Некоторые грехи против Бога:
- безбожие;
- вероотступничество;
- суеверие;
- ропот;
- волшебство, магия, гадание;
- самоубийство и мысли о нем;
- чревоугодие;
- гордость;
- тщеславие.
Против ближнего:
- гнев;
- ненависть;
- осуждение;
- оскорбления;
- побои;
- мстительность;
- воровство;
- неприязнь.
Против себя:
- зависть;
- раздражительность;
- жестокосердие;
- сребролюбие;
- блуд;
- пьянство;
- сквернословие.
Со временем письменную исповедь допускается заменить на устную. Жестких требований здесь нет. Человек имеет право каяться так, как ему удобно. Главное, чтобы покаяние было искренним и вело к исправлению жизни.
Правила подготовки: какие грехи на исповеди нужно называть и как их распознать
На Исповедь можно прийти и не готовясь к Причастию. То есть перед Причастием Исповедь необходима, а вот на Исповедь можно прийти и отдельно. Подготовка к исповеди — это, в основном, размышления о своей жизни и покаяние, то есть признание того, что определенные дела, которые вы делали, являются грехами.
Перед Исповедью нужно:
- Если вы никогда не исповедались, начните вспоминать свою жизнь с семи лет (именно в это время ребенок, растущий в православной семье, по церковной традиции, приходит на первую исповедь, то есть может четко отвечать за свои поступки). Осознайте, какие проступки вызывают у вас угрызения совести, ведь совесть, по слову Святых Отцов — голос Божий в человеке. Подумайте, как можно назвать эти поступки, например: брал конфеты, сохраненные на праздник без спросу, разозлился и накричал на друга, оставил друга в беде — это воровство, злоба и гнев, предательство.
- Записывайте все грехи, которые вспомните, с осознанием своей неправды и обещанием Богу не повторять этих ошибок.
- Продолжите размышления своим взрослым возрастом. На исповеди вы не сможете и не должны рассказывать об истории каждого греха, достаточно его названия. Вспомните, что многие поощряемые современным миром дела являются грехами: роман или связь с замужней женщиной — прелюбодеяние, секс вне брака — блуд, ловкая сделка, где вы получили выгоду, а другому отдали некачественную вещь — обман и воровство. Все это также нужно записать и обещать Богу больше не грешить.
Связь между причащением и исповедью
Прежде всего, отметим, что главное – это покаяние. Именно в нем заключается основа спасения, поэтому эти два понятия взаимосвязаны, они не могут быть раздельными. Исповедь и причащение очищают человека, и его душа готова принимать все божественные дары, духовные богатства.
Старайтесь хотя бы раз в полгода очищать душу, и тогда Ваша жизнь станет проще и счастливее. Будьте откровенны сами с собой и Господом Богом. Создатель увидит Ваши стремления, услышит молитвы и простит Вам грехи, если Вы действительно искренне раскаиваетесь.
Сходите на исповедь, причаститесь и получите благодатную силу от Господа Бога. В будущем не совершайте таких же или новых ошибок.
Молитвы перед причастием — средство к истинному покаянию и просвещению
Молитвы к Причастию — это ряд прекрасных обращений к Богу, составленных в течение веков святыми. Читаются они обычно на церковнославянском и заключают слова покаяния и благодарения к Богу за Его силу, подаваемую в Таинстве Причастия.
Текст молитвы на русском языке святого Иоанна Дамаска — одной из молитв перед Причастием можно читать онлайн ниже:
«Перед дверями храма Твоего я стою, но все же злых мыслей не забываю. Однако Ты, Христос Бог наш, оправдал сборщика податей, и хананеянку помиловал, и разбойнику открыл двери рая — открой же и мне бездны Любви Твоей ко всем людям, прими меня приходящего и прикасающегося к Тебе, словно блудницу и кровоточивую: одна только края ризы твоя коснулась и легко получила исцеление, другая же пречистые Твои ноги держала, и получила отпущение грехов. А я, грешный, все Твое Тело дерзая принять, да не опалюсь Твоей благодатью, как огнем; но прими меня, как и тех женщин, и просвети мою душу и чувства, опаляя огнем мои грехи, молитвами без семени Родившей Тебя Матери и Небесных Сил, ведь Ты благословен всеми вечно. Аминь».
Что спрашивает батюшка на исповеди?
Священнослужитель сам вопрошает у человека на исповеди: «В ЧЕМ ОН СОГРЕШИЛ ПЕРЕД СОЗДАТЕЛЕМ?».
Не надо проговаривать все в подробностях, стоит перечислять все грехи верными определениями, которые присущи для церкви. Священнослужитель может сам начать спрашивать все в подробностях, только в таком случае нужно рассказывать все подробности ситуации.
В конце исповедания батюшка поинтересуется, все ли грехи были открыты перед Создателем, не затаилось ли чего-то еще. Обычно он спрашивает, кается ли человек в совершенных греховностях? Есть ли сожаление о содеянных поступках, не будет ли человек в дальнейшем будущем совершать подобные действия? Нужно отвечать на все вопросы батюшки. После этого он накроет верующего епитрахилью (элемент священнического облачения) и прочитает над ним разрешительные молитвенные слова.
Лучшим средством избавления от греха является искреннее покаяние , когда мысль о нечистой жизни становится отвратительной.
«Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин.1:8, 9).
Тайна исповеди в православии дает христианам возможность оставить все свои прегрешения и приближает его к Познанию Бога и Царства Небесного. Смиренная молитва, частое исповедание — результаты покаяния, настоящего сокрушения духа, происходящего в постоянной борьбе со страстями.
О других Таинствах православной церкви:
Христос и грешница
Православные, пребывающие постоянно в молитве и раскаянии, приносящие свои плохие дела и помыслы на алтарь Божьей крови, не боятся смерти, ибо знают, что их плохие дела прощены во время исповедания.
Исповедь является Таинством, во время которого через священника, как посредника, человек общается с Творцом, отказывается от своей греховной жизни в покаянии и признании себя грешником.
Любой, самый малый грех, может стать огромным замком на двери вечности. Раскаянное сердце, положенное у алтаря Божьей любви, Создатель держит в Своих руках, прощая все прегрешения, без права их воспоминания, сокращающие земную жизнь и лишающие вечного пребывания в раю.
Плохие дела являются из ада, падший человек его проводит в существующий мир, выступая проводником.
Искреннее исповедание неправильных поступков не может быть насильственным, только по горячему покаянию, ненависти к совершенному прегрешению, умиранию для него и жизни в святости, Вседержитель открывает Свои объятия.
Как часто нужно причащаться?
Подготовка к причастию (особенно для тех, кто это делает нечасто или вообще впервые) должна включать в себя понятие того, сколько раз можно участвовать в этом таинстве. Тут следует знать, что это действо добровольное, поэтому ни в коей мере нельзя принуждать себя к этому. Главное — прийти на причащение с чистым и легким сердцем, когда хочется приобщиться к Тайне Христовой. Тем, кто находится в каких-либо сомнениях, лучше посоветоваться со священником.
Рекомендуется приступать к причастию в том случае, если вы готовы к этому внутренне. Тот христианин, который живет с верой в Бога, может совершать это таинство на каждой литургии. Если же в вашем сердце еще существуют сомнения, но вы веруете в Бога и находитесь на этом пути, то причащаться можно один раз в неделю или месяц. На крайний случай во время каждого большого поста. Однако все это должно быть регулярным.
Также следует заметить, что, по древним источникам, причащение желательно было выполнять ежедневно, но хорошо и четырежды в неделю (воскресенье, среда, пятница, суббота). Тем, кто только становится на путь веры христианской, следует знать, что в году есть один день — Великий Четверг (перед Пасхой), когда причащение просто необходимо, это дань древней традиции, с которой все началось. О ней же написано в статье выше.
Некоторые священнослужители считают, что частое принятие причастия недопустимо. Однако тут сразу следует сказать, что, по каноническим законам, они не правы. Здесь нужно смотреть в человека очень глубоко и видеть, насколько ему действительно нужно это действие. Помимо этого, причастие не должно быть механическим. Поэтому, если оно совершается часто, то мирянин постоянно должен держать себя в тонусе, быть готовым к принятию Даров. Это могут не все, поэтому то, что описано в этой статье про подготовку, должно происходить регулярно. Постоянные молитвы, исповедь и соблюдение всех постов. Обо всем этом должен знать священник, так как такую жизнь на самом деле не спрячешь.
Соблюдение поста перед причащением
Не менее важно перед причастием соблюдать пост. Это обязательное условие. Ведь Святое Причастие, подготовка к которому должна происходить осознанно, — это очень важный обряд, и он не должен быть механическим, иначе пользы от него не будет никакой.
Итак, тем верующим, которые регулярно соблюдают многодневные и однодневные посты, полагается только так называемый литургический пост. Его смысл заключается в том, чтобы не вкушать пищу и питье с двенадцати часов ночи перед принятием Таинства. Этот пост продолжается и утром (т.е. причастие происходит натощак).
Для тех прихожан, которые не соблюдают никакие посты, а также тех, кто только присоединился к православию, священник может установить семидневный или трехдневный пост перед причастием. Все подобные нюансы следует согласовывать дополнительно в церкви и не бояться спрашивать о них.
Исповедь перед причастием, почему она необходима
Христианство не может существовать без исповеди, ведь все люди не совершенны, кто из нас без греха. Однако немаловажно, чтобы мы осознавали, как правильно исповедоваться перед причастием и зачем это нужно.
Исповедь — таинство, где христианин кается в своих грехах перед Господом, перед лицом священнослужителя. И он прощает верующего именем Спасителя. Доверие прегрешений своих — это не насильственное вытаскивание совести из тьмы, не просто любопытство, не суд над согрешившим прихожанином. Исповедь перед причастием — это не простой разговор о недостатках, сомнениях. Тем более не положенный доклад своему духовнику на тему греха или просто обычай.
Исповедь перед причастием является искренним покаянием, идущим от сердца. Также потребность духовного очищения, гибели в грехах и воскрешение в святости. Исповедь -это великая Тайна человеколюбия Иисуса Христа к чадам своим. Зачем смывает человек грязь с тела своего? Как заботится христианин о чистоте плоти, так и должен он с ещё большим усердием хранить чистоту духовную. Ведь тело тленно, а душа вечна.
Как проходит исповедь в церкви
Чтобы правильно подготовиться к исповеди важно иметь представление о том, как проходит Таинство в храме.
Исповедь, обычно совершается с утра, перед Божественной Литургией, вечером во время службы и после. В особых случаях, возможно, попросить духовника о другом времени аудиенции. Перед ритуалом таинства исповеди священник произносит общую молитву, где в определённом месте, прихожанин говорит вслух своё имя. Необходимо пройти в церкви к возвышенности в виде столика-аналоя. В этом месте встают прихожане в очередь, желая произнести покаянные слова. Во время ожидания своей исповеди, надо произносить мысленно молитвы, вспоминая личные грехи.
Есть много печатных изданий, в которых рассказывается о правильной готовке к таинству, там же есть перечень грехов людских. Подобные брошюры можно почитать, но не брать их как руководство к действию. Ведь у каждого свои грехи, нужно поступать, как велит совесть. В противном случае это не принесёт пользы. Если есть потребность в духовной помощи для исповедования, можно изучить опыт, советы преподобных старцев или известных в миру священников. Однако нужно помнить, что исповедь идёт Живому Господу. Он незримо присутствует в таинстве, а архиерей является свидетелем (об этом говорится в молитве), с помощью которого Бог оставляет грехи прихожанина.
Рассказать батюшке надо всю правду, ничего не тая. Стеснение необходимо отбросить, ведь священник как доктор, только врач лечит тело, а батюшка душу человеческую. На все вопросы нужно отвечать чётко без заминок. Главное что стоит запомнить, вся информация останется тайной, которую будет знать только священнослужитель. Если христианин искренне раскаивается в своих проступках, ему прощается всё безвозвратно.
Верующие, которые идут на исповедь перед причастием в первый раз нервничают думая, как всё пройдёт. Православные храмы практикуют общую исповедь. Посещать их может любой христианин, также беседовать единолично с батюшкой. На всеобщих ритуалах архиерей имеет право отпускать грехи прихожанам, пришедшим на таинство. Он начинает перечислять прегрешения и грехи, какие часто случаются с людьми. Данное действие позволяет освежить память и выйти наружу давно забытым неблаговидным мыслям и поступкам.
После окончания исповеди, человек наклоняет голову, а батюшка покрывает его нижней частью своего облачения — епитрахилью и произносит разрешающую молитву. В завершение нужно прикоснуться губами к кресту, Евангелию, священнослужитель благословляет крестным знамением. После окончания обряда необходимо перекреститься и поцеловать крест и Евангелие. Затем нужно попросить у батюшки благословения. Исповедальные дни в храмах желательно уточнить за несколько дней до предполагаемого таинства. Каждый верующий христианин должен помнить такие детали:
- Ритуал покаяния проводится в церкви совершенно бесплатно. Можно сделать добровольное пожертвование на нужды прихода, если оно идёт от чистого сердца.
- Исповедь не обязанность, человек решает сам пойти или нет на таинство.
- Принуждение со стороны мирян или священнослужителей запрещается. Любое насилие идёт вразрез с православной верой.
Желательно, чтобы христианина вёл по жизни собственный духовный отец. С ним можно всегда посоветоваться, попросить помощи в трудной ситуации. Он будет духовно направлять человека, указывать на ошибки, радоваться вместе победам. Есть люди, которые в силу разных причин остались не крещёными. Это стоит сделать как можно быстрее, чтобы не ввергать душу свою в пучину грязи и тьмы. Необходимо прийти в храм, узнать всё о подготовке, прохождении ритуала исповеди перед крещением.
Исповедь в католической церкви
Человек начинает с хорошего «обследования» совести. Нам нужно поддерживать свою жизнь в соответствии с тем образцом жизни, который Бог открыл для нас, чтобы мы жили. Например, мы уделяем время размышлению о 10 заповедях, блаженстве, заповедях Церкви и достоинствах благоразумия, стойкости, умеренности и справедливости.
Проверка нашей совести — это все равно, что вернуться назад и посмотреть на картину нашей жизни по сравнению с шедевром жизни, раскрытым Богом. Помните, когда мы были детьми, мы часто перерисовывали картинки. Мы брали лист обычной бумаги, держали его над исходной картинкой, а затем подносили к окну. Свет позволял нам перевести оригинальную картинку на наш чистый лист бумаги. Периодически нам приходилось останавливаться и отступать, чтобы увидеть, не соскользнула ли наша бумага с оригинала, не отклонились ли мы от линий.
Подобным образом, когда мы живем, мы сопоставляем свою жизнь с образом жизни Бога. Проверяя нашу совесть, мы отступаем и честно оцениваем, насколько хорошо мы вписываемся в Божий образец и остаемся в Его границах. В настоящее время мы размышляем о прогрессе, достигнутом с момента нашей последней исповеди в борьбе со слабостями, недостатками, искушениями и прошлыми грехами. Надеемся, мы увидим улучшение нашего духовного благополучия. Однако, когда мы вышли из строя или вышли за пределы Божьего шедевра, мы согрешили. Мы должны распознать простительные грехи — те легкие грехи, которые ослабляют наши отношения с Господом — из смертных грехов — те грехи, которые разрывают наши отношения с Господом и «убивают» присутствие освящающей благодати в наших душах. Здесь мы помним слова Иисуса: «Каждый, кто совершает зло, ненавидит свет; он не подходит к нему из страха, что его поступки будут разоблачены. Но тот, кто действует в истине, выходит на свет, чтобы прояснить, что его дела совершены в Боге »(Ин. 3: 20-21).
Какие молитвы читать перед причащением и исповедью
Как уже отмечалось выше, подготовка к исповеди – это важный момент. Для этого нужно осознать, в каких грехах Вы хотите покаяться и осознать, что грехом может быть любое действие или мысль, противоречащая христианству.
Внимание! Священнослужитель не будет ругать кающегося, он просто может помочь советом, ориентируясь на Вашу ситуацию и обязательно помолиться за каждого грешника.
Несколько советов для причащающегося:
- Человек должен понимать важность литургии, что он не просто вкусит кровь и плоть Христовы, а соединится с Всевышним для очищения грехов.
- Подходить к Чаше можно только с чистой душей, без вражды, злобы и ненависти.
- Не нарушайте церковные каноны, придерживайтесь благочестивой жизни, и так Вы получите благодать Господню.
- Перед таинством обязательным является отпущение грехов.
- Причащаться нужно натощак (как мы уже говорили, с 24 часов ночи и до таинства). Послабление дается детям до 7 лет и людям с тяжелыми заболеваниями (разрешен легкий завтрак, прием лекарств и вода). Но лучше заранее обсудить это со священником.
Утренние молитвы перед причастием состоят из многих прекрасных обращений к Создателю, составленных святыми на протяжении многих веков. Обычно их читают на церковнославянском языке и включают слова покаяния и благодарения Господа за его силу, подаренную в таинстве причастия.
Какие молитвы читать перед исповедью и причащением?
Перед исповедью и причащением следует не только соблюдать пост, но и подготовиться молитвой. Молитвой перед исповедью является молитва Симеона Богослова. Также в молитвослове предоставлены молитвы покаяния, которые также являются рекомендованными к прочтению.
Перед причастием:
- Соблюдайте пост за 3 дня до Святого Причащения. Не употребляйте мясные и молочные продукты.
- Перед днем причастия посетите храм во время вечернего богослужения.
- Прочтите правила перед Святым Причащением.
- С полночи до причастия не употребляйте пищу и не пейте воду.
- Приходите к началу литургии, а не ко времени исповеди. Важно быть в храме во время всего богослужения.
С каких слов начать Исповедь перед батюшкой?
Подходя к священнику с намерением исповедоваться, нужно четко и внятно сказать о своем намерении покаяться в грехах или же сразу начать монолог с перечисления. Первыми могут быть слова «Преступил(-а) заповеди Божьи…», «Каюсь, что совершил(-а) такие поступки…», «Хочу покаяться…». Не стоит беспокоиться, что первые слова забудутся, или не удастся подобрать подходящие фразы – опытный священник при надобности поможет христианину, начав Исповедь со своих вопросов.
Иногда, когда прихожанин назвал один грех и замешкался, священник может задавать вопросы, например: «А Вы грешили ленью?» или «Вы завидовали?». Смущаться от такого не нужно – батюшка всего лишь хочет помочь продолжить прервавшуюся Исповедь, и в данном случае требуется просто честно ответить «да» или «нет».