Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Акт приемки лесов (подмости) в эксплуатацию». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Руководитель эксплуатирующей организации (работодатель) назначает приказом ответственного за эксплуатацию стеллажей. Ответственный должен организовывать проведение частичного и полного технического освидетельствования стеллажей. Заниматься частичным или полным освидетельствованием могут только сотрудники, которые аттестованы на знание требований нормативных документов, регламентирующих безопасное производство работ (ГОСТ Р 55525-2013). Для полного технического освидетельствования привлекаются специалисты (эксперты-обследователи), которые должны быть аттестованы в области неразрушающего контроля и иметь квалификацию не ниже 2-го уровня по визуальному контролю. Поскольку проводить аттестацию своих работников на таком уровне работодателю проблематично, для полноценного контроля состояния стеллажей (полное техническое освидетельствование) необходимо привлекать независимые экспертные организации. Их работа регламентируется документами по неразрушающему контролю и свидетельствами об аттестации лабораторий, выданных Росстандартом или Росаккредитацией.
Методика проведения статических испытаний
Методика статических испытаний стеллажей заключается в следующем. Поверенный груз устанавливается на стеллажи (балки, ложементы) для моделирования воздействия на них хранимого товара. При этом загрузке подлежат две смежные секции.
Во время испытаний контролируются параметры прогиба несущих горизонтальных балок и деформаций вертикальной рамы между смежными секциями.
Продолжительность действия нагрузки – 10 минут. В ходе полного технического освидетельствования вертикальная нагрузка, прилагаемая к ярусам хранения, равна номинальной. А на приемо-сдаточных испытаниях (испытаниях на прочность) прикладывается повышенная нагрузка не менее 1,10 от номинальной для данного типа стеллажей (в соответствии с ТУ завода-изготовителя).
После снятия вертикальной нагрузки производится испытание горизонтальной статической нагрузкой. Интенсивность воздействия нагрузки – 0,1 от номинальной для данного типа стеллажей. Продолжительность ее действия – 10 минут.
Затем измеряются остаточные деформации стоек, балок, ложементов и т. д. Полученные данные сопоставляются с данными ГОСТ 55525-2017.
Чтобы провести испытания переносных и приставных конструкций из дерева или металла, их нужно установить на твердой поверхности и прислонить к опоре. Угол наклона должен составлять 75 градусов к горизонту. Трёхколенные лестницы необходимо раздвинуть полностью.
Само испытание сводится к созданию статической нагрузки на перекладины и лестничные тетивы. Продолжительность воздействия нагрузки равна двум минутам.
К ступенькам в середине пролетов подвешивают груз с характеристиками 1,2 кН (120 кгс). После его снятия в местах крепления не должны выявляться никакие повреждения. Для проверки тетив на обе стороны крепится посередине груз с характеристиками 1,0 кН (100 кгс).
Обследование крючьев и цепей, а также запирающих устройств раздвижных лестниц проводится путем подвешивания к нижней ступени груза весом 200 кг в вертикальном положении. После его снятия проводится осмотр, в результате которого не должно выявляться трещин в местах сварки деталей или каких-либо деформаций.
К ступеньке стремянки, а именно в средней ее части, крепят груз 1,2 кН (120 кгс). Такая проверка проводится на всех смежных коленах поочередно. На нерабочее колено, используемое исключительно для упора, подвешиваются массы 1 кН (100 кгс) на каждую тетиву в средней части колена.
При испытании тетив груз 1,0 кН (100 кгс) прикладывается на обе тетивы в середине.
Испытания на прочность и устойчивость подмостей сборно-разборных проводятся в эксплуатационном положении. При этом нагрузка на подмости должна превышать нормативную в 1,25 раза. Время воздействия нагрузки – не менее 10 минут.
Статические испытания подмостей передвижных с перемещаемым рабочим местом проводят аналогично.
Динамические же испытания проводят нагрузкой, превышающей грузоподъемность подмостей на 10 процентов. После статических и динамических испытаний не должно быть остаточных деформаций металлоконструкций подмостей, разрывов сварных швов.
Тормоза и ловители испытывают нагрузкой, превышающей грузоподъемность подмостей на 10 процентов.
Заполнение акта испытания
В шапке акта указываются его полное наименование, номер, город заполнения, дата. В констатирующей части акта испытания лестниц перечисляются ФИО и должности назначенных членов комиссии. В прикрепленном бланке первым описывается председатель, но его выбор не обязателен. Самая же принципиально важная информация содержится в основной части акта. Заполняя его, сотрудник указывает:
- Инвентарные номера испытанных лестниц и лестниц стремянок.
- Общее количество проверенных комиссией объектов.
- Какому подразделению принадлежит имущество.
- Адрес местонахождения.
- Каким образом проходило испытание: какой нагрузке подвергались ступени и тетивы, в течение какого времени это продолжалось. Также констатируется факт осмотра на предмет целостности всех соединений, устойчивость всей конструкции в целом и соответствие принятым нормативным требованиям к лестницам или стремянкам.
Нормативные акты, регулирующие испытания строительных лесов и стремянок
Испытания лесов и подмостей регулируют такие нормы, инструкции и правила:
- РД 34.03.204 «Правила безопасности при работе с инструментом и приспособлениями», которые были утверждены Постановлением от 27 марта 1985 г. Президиума ЦК профсоюза, рабочих электростанций и электротехнической промышленности;
- «Правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов», вступившие в силу 1 июля 2015 года;
- СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования», которые были утверждены постановлением от 23 июля 2001 г. Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному строительству;
Документальное оформление — Акт испытания стремянок и лестниц
Дата испытания лестниц указывается в Акте, который оформляется комиссионно. В документ вносится описание порядка и правил испытаний, описание подвесных и накладных нагружателей (стендов), список выявленных дефектов. Указывается дата следующих испытаний и инвентарный номер изделия. Срок испытания лестниц регламентирован, при этом порядок, минимальные и максимальные нагрузки, особенности проверки приспособления в ходе испытаний описываются производителем с документации на изделие и подлежат исполнению с указанием в Акте (приложением копии описания, техпаспорта, инструкции производителя). Испытательные стенды для лестниц подлежат периодической поверке, грузы необходимо перевешивать.
-
Алюмет 3х12
-
Shtok 20007
-
Алюмет AM709
-
Krause 126535
-
Эйфель Фаворит 106
Сроки проведения периодических испытаний
- Пункт 10.3 ГОСТ Р 55525-2017
Сроки проведения периодических испытаний: полное техническое освидетельствование — не реже 1 раза в год, частичное — не реже 1 раза в неделю
Сроки проведения визуальных осмотров: еженедельно
- Подпункт 5.1.36 РД 34.03.204
Сроки проведения периодических испытаний: лестницы и стремянки металлические — 1 раз в 12 мес., лестницы и стремянки деревянные — 1 раз в 6 мес., лестницы верёвочные подвесные — 1 раз в 6 мес.
Сроки проведения визуальных осмотров: перед применением
- Подпункты 2.19.27, 2.19.33, 2.21.6, 2.21.7 СО 153-34.03.603-2003
Сроки проведения периодических испытаний: гибкие и жёсткие изолирующие лестницы — 1 раз в 12 мес., изолирующие приставные лестницы и стремянки — 1 раз в 6 мес.
Сроки проведения визуальных осмотров: перед применением
- Пункты 4.4, 7.1 ГОСТ 26887-86
Сроки проведения периодических испытаний: площадки и лестницы — не реже 1 раза в год нагрузкой, превышающей на 20% нормативную нагрузку
Сроки проведения визуальных осмотров: не реже чем через 10 дней
- Подпункты 2.5, 2.7, 5.1, 5.2 ГОСТ 28012-89, п. 6.3 ГОСТ 24258-88
Сроки проведения периодических испытаний: подмости передвижные сборно-разборные — не реже 1 раза в год нагрузкой, превышающей нормативную нагрузку в 1,25 раза
Сроки проведения визуальных осмотров: не реже 1 раза в месяц
- Пункт 2.3 ГОСТ 28347-89
Сроки проведения периодических испытаний
1. Пункт 10.3 ГОСТ Р 55525-2017
Полное техническое освидетельствование — не реже 1 раза в год, частичное — не реже 1 раза в неделю
Еженедельно
2. Подпункт 5.1.36 РД 34.03.204
Сроки проведения периодических испытаний: лестницы и стремянки металлические — 1 раз в 12 мес., лестницы и стремянки деревянные — 1 раз в 6 мес., лестницы верёвочные подвесные — 1 раз в 6 мес.
Сроки проведения визуальных осмотров: перед применением
3. Подпункты 2.19.27, 2.19.33, 2.21.6, 2.21.7 СО 153-34.03.603-2003
Сроки проведения периодических испытаний: гибкие и жёсткие изолирующие лестницы — 1 раз в 12 мес., изолирующие приставные лестницы и стремянки — 1 раз в 6 мес.
Оформление результатов испытаний
По результатам полного технического освидетельствования стеллажей составляется детальный отчёт с описанием результатов всех вышеперечисленных процедур. Сведения о проведенном освидетельствовании вносят в журнал освидетельствования стеллажной системы .
Результаты проведенных испытаний оформляются протоколом испытаний стеллажной системы .
Подмости и леса высотой до 4 м допускаются в эксплуатацию только после их приемки руководителем работ или мастером с записью в Журнале приемки и осмотра лесов и подмостей. Приемку лесов и подмостей выше 4 м проводит ответственный за безопасную организацию работ на высоте. Результаты приёмки зханосят в журнал приёмки и осмотра лесов и подмостей .
Дата и результаты периодических осмотров и испытаний лестниц и стремянок фиксируются журнале регистрации и учёта испытаний лестниц (приставных, стремянок) .
По окончании работ составляется акт испытания лестниц и стремянок на безопасность в эксплуатации .
VI. Требования к применению систем обеспечения безопасности работ на высоте
116. Системы обеспечения безопасности работ на высоте, предусмотренные приложением №10 к Правилам, делятся на следующие виды: удерживающие системы, системы позиционирования, страховочные системы, системы спасения и эвакуации.
117. Системы обеспечения безопасности работ на высоте должны:
- а) соответствовать существующим условиям на рабочих местах, характеру и виду выполняемой работы;
- б) учитывать эргономические требования и состояние здоровья работника;
- в) с помощью систем регулирования и фиксирования, а также подбором размерного ряда соответствовать, росту и размерам работника.
118. Системы обеспечения безопасности работ на высоте предназначены:
- а) для удерживания работника таким образом, что падение с высоты предотвращается (системы удерживания или позиционирования);
- б) для безопасной остановки падения (страховочная система) и уменьшения тяжести последствий остановки падения;
- в) для спасения и эвакуации.
119. Работодатель на основании результатов оценки рисков и специальной оценки условий труда и процедуры обеспечения работников СИЗ и коллективной защиты СУОТ обеспечивает работника системой обеспечения безопасности работ на высоте, объединяя в качестве элементов, компонентов или подсистем, совместимые СИЗ от падения с высоты.
120. Средства коллективной и индивидуальной защиты работников должны использоваться по назначению в соответствии с требованиями, излагаемыми в инструкциях изготовителя, нормативной технической документации, введенной в действие в установленном порядке. Использование средств защиты, на которые не имеется технической документации (инструкции), не допускается.
121. Средства коллективной и индивидуальной защиты работников должны быть соответствующим образом учтены и содержаться в технически исправном состоянии с организацией их обслуживания и периодических проверок, указанных в документации (инструкции) изготовителя СИЗ.
122. Работодатель обязан организовать контроль за выдачей работникам СИЗ в индивидуальное пользование в установленные сроки, учет их выдачи, а также учет их сдачи.
Порядок выдачи работникам и сдача ими СИЗ должен быть определен работодателем в локальных документах СУ ОТ.
СИЗ, которые являются дежурными и закрепляются за определенными рабочими местами, передаются от одной смены другой. Ответственными за обеспечение работников дежурными СИЗ являются руководители структурных подразделений, уполномоченные работодателем на проведение данных работ на высоте.
При выдаче дежурных СИЗ от падения с высоты работникам на время производства работ, СИЗ выдаются с индикаторами срабатывания, а порядок выдачи и сдачи определяет работодатель в локальных документах СУОТ.
123. Работодатель обязан организовать регулярную проверку исправности систем обеспечения безопасности работ на высоте в соответствии с указаниями в их эксплуатационной документации (инструкции), а также своевременную замену элементов, компонентов или подсистем с утраченными защитными свойствами.
Динамические и статические испытания СИЗ от падения с высоты в эксплуатирующих организациях не проводятся.
124. Работники, допускаемые к работам на высоте, должны проводить осмотр выданных им СИЗ до и после каждого использования.
125. Срок годности средств защиты, правила их хранения, эксплуатации и утилизации устанавливаются изготовителем и указываются в эксплуатационной документации (инструкции) на изделие.
126. Системы обеспечения безопасности работ на высоте состоят из:
- а) анкерного устройства;
- б) привязи (страховочной, для удержания, для позиционирования, для работ в положении сидя, спасательной);
- в) соединительной подсистемы (строп, канат, карабин, амортизатор или устройство функционально его заменяющее, средство защиты втягивающего типа, средство защиты от падения ползункового типа на гибкой или на жесткой анкерной линии, устройство для позиционирования на канатах).
127. Тип и место анкерного устройства систем обеспечения безопасности работ на высоте указываются в технологических картах, ППР на высоте или в наряде-допуске.
128. Структурный анкер, не являющийся частью анкерного устройства, должен выдерживать нагрузку, указанную изготовителем присоединяемой к нему системы обеспечения безопасности работы на высоте.
129. Анкерные устройства подлежат обязательной сертификации.
Допускается использование в качестве анкерного устройства соединения между собой нескольких анкерных точек, в соответствии с расчетом значения нагрузки в анкерном устройстве, предусмотренном приложением №11 к Правилам.
130. При использовании удерживающих систем, согласно графической схемы 1 систем обеспечения безопасности работ на высоте, предусмотренных приложением N 10 к Правилам, ограничением длины стропа или максимальной длины вытяжного каната должны быть исключены в рабочей зоне зоны возможного падения с высоты, а также участки с поверхностью из хрупкого материала, открываемые люки или отверстия.
В качестве привязи в удерживающих системах возможно использование всех подходящих привязей под данный вид работ.
В качестве стропов соединительной подсистемы удерживающей системы могут использоваться любые подходящие стропы, в том числе для позиционирования постоянной или регулируемой длины, эластичные стропы, стропы с амортизатором и средства защиты втягивающего типа.
131. Системы позиционирования, согласно графической схемы 2 систем обеспечения безопасности работ на высоте, предусмотренных приложением N 10 к Правилам, используются в случаях, когда необходима фиксация рабочего положения на высоте для обеспечения комфортной работы в подпоре, при этом сводится к минимуму риск падения ниже точки опоры путем принятия рабочим определенной рабочей позы.
Использование системы позиционирования требует обязательного наличия страховочной системы.
В качестве соединительной подсистемы системы позиционирования должны использоваться стропы для позиционирования постоянной или регулируемой длины, но могут использоваться средства защиты ползункового типа на гибких или жестких анкерных линиях.
132. Страховочные системы, согласно графической схемы 3 систем обеспечения безопасности работ на высоте, предусмотренных приложением №10 к Правилам, используются в случае выявления по результатам осмотра рабочего места риска падения ниже точки опоры работника, потерявшего контакт с опорной поверхностью, при этом их использование сводит к минимуму последствия от падения с высоты путем остановки падения.
В качестве привязи в страховочных системах используется страховочная привязь. Использование безлямочных предохранительных поясов запрещено ввиду риска травмирования или смерти вследствие ударного воздействия на позвоночник работника при остановке падения, выпадения работника из предохранительного пояса или невозможности длительного статичного пребывания работника в предохранительном поясе в состоянии зависания.
В состав соединительно-амортизирующей подсистемы страховочной системы входит амортизатор или устройство функционально его заменяющее. Соединительно-амортизирующая подсистема может быть выполнена из стропов, средства защиты втягивающего типа или средств защиты ползункового типа на гибких или жестких анкерных линиях.
133. Предписанное в технологических картах, ППР на высоте или наряде-допуске расположение типа и места установки анкерного устройства страховочной системы должно:
- а) обеспечить минимальный фактор падения для уменьшения риска травмирования работника непосредственно во время падения (например, из-за ударов об элементы объекта) и (или) в момент остановки падения (например, из-за воздействия, остановившего падение);
- б) исключить или максимально уменьшить маятниковую траекторию падения;
- в) обеспечить свободное пространство под работником после остановки падения: при использовании в качестве соединительно-амортизирующей подсистемы стропа с амортизатором – с учетом роста работника, длины стропа, длины сработавшего амортизатора и всех соединительных элементов, при использовании средства защиты втягивающего типа – с учетом страховочного участка.
134. Обеспечение требований охраны труда при работах на высоте возможно при применении, установки и эксплуатации анкерных линий, канатов или стационарных направляющих конкретных конструкций возможно только в соответствии с эксплуатационной документацией (инструкцией) изготовителя.
135. Планом мероприятий при аварийной ситуации и при проведении спасательных работ должно быть предусмотрено проведение мероприятий и применение эвакуационных и спасательных средств, позволяющих осуществлять эвакуацию людей в случае аварии или несчастного случая при производстве работ на высоте.
136. Для уменьшения риска травмирования работника, оставшегося в страховочной системе после остановки падения в состоянии зависания, план эвакуации должен предусматривать мероприятия и средства (например, системы самоспасения), позволяющие в максимально короткий срок, но не более 10 минут, освободить работника от зависания.
137. В состав систем спасения и эвакуации, согласно графическим схемам 4 и 5 систем обеспечения безопасности работ на высоте, предусмотренным приложением №10 к Правилам, должны входить:
- а) дополнительные или уже используемые, но рассчитанные на дополнительную нагрузку, анкерные устройства, в том числе использующие анкерные линии;
- б) резервные удерживающие системы, системы позиционирования, системы доступа и (или) страховочные системы;
- в) необходимые средства подъема и (или) спуска, в зависимости от плана спасения и (или) эвакуации (например, лебедки, блоки, спасательные подъемные устройства, устройства с ручным или автоматическим спуском, подъемники);
- г) носилки, шины, средства иммобилизации;
- д) аптечка для оказания первой помощи.
138. В зависимости от конкретных условий работ на высоте работники должны быть обеспечены следующими СИЗ — совместимыми с системами безопасности от падения с высоты:
- а) специальной одеждой – в зависимости от воздействующих вредных производственных факторов;
- б) касками – для защиты головы от травм, вызванных падающими предметами или ударами о предметы и конструкции, для защиты верхней части головы от поражения переменным электрическим током напряжением до 440 В;
- в) очками защитными, защитными щитками и экранами – для защиты от механического воздействия летящих частиц, аэрозолей, брызг химических веществ, искр и брызг расплавленного металла, оптического, инфракрасного и ультрафиолетового излучения;
- г) защитными перчатками или рукавицами, защитными кремами и другими средствами – для защиты рук;
- д) специальной обувью соответствующего типа – при работах с опасностью получения травм ног, а также имеющей противоскользящие свойства;
- е) средствами защиты органов дыхания – от пыли, дыма, паров и газов;
- ж) индивидуальными кислородными аппаратами и другими средствами – при работе в условиях вероятной кислородной недостаточности;
- з) средствами защиты слуха;
- и) средствами защиты, используемыми в электроустановках;
- к) спасательными жилетами и поясами – при опасности падения в воду;
- л) сигнальными жилетами – при выполнении работ в местах движения транспортных средств.
139. Работники, выполняющие работы на высоте, обязаны пользоваться защитными касками с застегнутым подбородочным ремнем. Внутренняя оснастка и подбородочный ремень должны быть съемными и иметь устройства для крепления к корпусу каски. Подбородочный ремень должен регулироваться по длине, способ крепления должен обеспечивать возможность его быстрого отсоединения и не допускать самопроизвольного падения или смещения каски с головы работающего.
IX. Требования по охране труда при применении анкерных устройств, содержащих жесткие или гибкие анкерные линии
159. Для безопасного перехода на высоте с одного рабочего места на другое должны применяться страховочные системы, в составе которых используются анкерные устройства, содержащие жесткие или гибкие анкерные линии.
160. Анкерные устройства, содержащие анкерные линии конкретных конструкций, должны отвечать требованиям эксплуатационной документации (инструкции) изготовителя, определяющим специфику их применения, установки и эксплуатации.
Параметры анкерного устройства, содержащего анкерную линию, а именно: максимальное число работников подсоединенных к анкерной линии, нагрузка на концевые, промежуточные и угловые анкеры, нагрузка на пользователей, величина провисания (или прогиба) и требуемый запас высоты при рывке во время остановки падения должны подтверждаться специализированными расчетами.
161. Анкерные линии должны крепиться к конструктивным элементам здания, сооружения с помощью концевых, промежуточных и угловых анкеров (где применимо).
При использовании в конструкции вспомогательных металлоконструкций для установки на них анкерных устройств, их надежность должна подтверждаться расчетом согласно требованиям, предъявляемым к анкерным устройствам.
162. При использовании в конструкции анкерной линии каната, его натяжение при установке должно производиться с помощью устройства натяжения, а подтверждение правильного натяжения – с помощью индикатора, подтверждающего правильное натяжение.
163. Параметры анкерного устройства, содержащего анкерную линию, а именно нагрузка на концевые, промежуточные и угловые анкеры, нагрузка на пользователей, величина провисания (или прогиба) и требуемый запас высоты при рывке во время остановки падения должны подтверждаться специализированными расчетами.
164. Величина провисания или прогиба каната при рывке во время остановки падения работника должна учитываться при расчете запаса высоты.
165. Конструкция деталей анкерной линии должна исключать возможность травмирования рук работника.
166. При невозможности устройства переходных мостиков или при выполнении мелких работ, требующих перемещения работника на высоте в пределах рабочей зоны (рабочего места), и когда исключена возможность скольжения работника по наклонной плоскости, должны применяться анкерные линии, анкерные устройства, включающие гибкую (жесткую) анкерную линию, расположенные горизонтально.
167. Анкерное устройство, включающее гибкую или жесткую анкерную линию, следует устанавливать в положение (в том числе при переходе работающего по нижним поясам ферм и ригелям), при котором расположение направляющей анкерной линии, обеспечивает минимальный фактор падения и учитывает существующий запас высоты.
168. Длина горизонтальной анкерной линии между промежуточными анкерами (величина пролета) должна назначаться в зависимости от размеров конструктивных элементов зданий, сооружений, на которые она устанавливается, а также в соответствии с рекомендациями изготовителя.
В случае если конструкция здания, сооружения не позволяет установить горизонтальную анкерную линию с величиной пролета, рекомендованной изготовителем, должны устанавливаться промежуточные опоры для обеспечения величины пролета, рекомендованной изготовителем; при этом поверхность промежуточной опоры, с которой соприкасается канат, не должна иметь острых кромок.
Промежуточная опора и узлы ее крепления должны быть рассчитаны на вертикальную статическую нагрузку в соответствии с рекомендациями изготовителя.
Методика проведения статических испытаний
Методика статических испытаний стеллажей заключается в следующем. Поверенный груз устанавливается на стеллажи (балки, ложементы) для моделирования воздействия на них хранимого товара. При этом загрузке подлежат две смежные секции.
Во время испытаний контролируются параметры прогиба несущих горизонтальных балок и деформаций вертикальной рамы между смежными секциями.
Продолжительность действия нагрузки – 10 минут. В ходе полного технического освидетельствования вертикальная нагрузка, прилагаемая к ярусам хранения, равна номинальной. А на приемо-сдаточных испытаниях (испытаниях на прочность) прикладывается повышенная нагрузка не менее 1,10 от номинальной для данного типа стеллажей (в соответствии с ТУ завода-изготовителя).
После снятия вертикальной нагрузки производится испытание горизонтальной статической нагрузкой. Интенсивность воздействия нагрузки – 0,1 от номинальной для данного типа стеллажей. Продолжительность ее действия – 10 минут.
Затем измеряются остаточные деформации стоек, балок, ложементов и т. д. Полученные данные сопоставляются с данными ГОСТ 55525-2017.
Чтобы провести испытания переносных и приставных конструкций из дерева или металла, их нужно установить на твердой поверхности и прислонить к опоре. Угол наклона должен составлять 75 градусов к горизонту. Трёхколенные лестницы необходимо раздвинуть полностью.
Само испытание сводится к созданию статической нагрузки на перекладины и лестничные тетивы. Продолжительность воздействия нагрузки равна двум минутам.
К ступенькам в середине пролетов подвешивают груз с характеристиками 1,2 кН (120 кгс). После его снятия в местах крепления не должны выявляться никакие повреждения. Для проверки тетив на обе стороны крепится посередине груз с характеристиками 1,0 кН (100 кгс).
Обследование крючьев и цепей, а также запирающих устройств раздвижных лестниц проводится путем подвешивания к нижней ступени груза весом 200 кг в вертикальном положении. После его снятия проводится осмотр, в результате которого не должно выявляться трещин в местах сварки деталей или каких-либо деформаций.
К ступеньке стремянки, а именно в средней ее части, крепят груз 1,2 кН (120 кгс). Такая проверка проводится на всех смежных коленах поочередно. На нерабочее колено, используемое исключительно для упора, подвешиваются массы 1 кН (100 кгс) на каждую тетиву в средней части колена.
При испытании тетив груз 1,0 кН (100 кгс) прикладывается на обе тетивы в середине.
Испытания на прочность и устойчивость подмостей сборно-разборных проводятся в эксплуатационном положении. При этом нагрузка на подмости должна превышать нормативную в 1,25 раза. Время воздействия нагрузки — не менее 10 минут.
Статические испытания подмостей передвижных с перемещаемым рабочим местом проводят аналогично.
Динамические же испытания проводят нагрузкой, превышающей грузоподъемность подмостей на 10 процентов. После статических и динамических испытаний не должно быть остаточных деформаций металлоконструкций подмостей, разрывов сварных швов.
Тормоза и ловители испытывают нагрузкой, превышающей грузоподъемность подмостей на 10 процентов.
Сроки проведения проверок
Испытания передвижных сборно-разборных подмостей необходимо производить хотя бы 1 раз в год с нагрузкой, которая в 1,25 раза превышает нормативную. Их визуальный осмотр надо осуществлять не реже раза в месяц.
Передвижные подмости с перемещаемым рабочим местом рекомендуется подвергать испытаниям с периодичностью 1 раз в 3 года. Осмотр нужно делать ежедневно перед началом эксплуатации.
Проверка строительных лесов и их испытания должны проводиться:
- перед вводом в эксплуатацию;
- после проведения ремонта или внесения любых изменений в их конструкцию;
- после любого инцидента, способного повлиять на их устойчивость;
- ежемесячно.
В организациях, которые занимаются ремонтными работами, руководитель работ обязан ежедневно делать тщательный осмотр лесов и подмостей. В строительно-монтажных организациях леса должен ежедневно осматривать бригадир и раз в 10 дней прораб. Кроме определенных в нормах и правилах сроков осмотров, проверка и испытание лесов должны проводиться каждый раз после дождя, механических воздействий или других ситуаций, которые могли повлиять на целостность или устойчивость средств подмащивания.
Вышки-туры широко используются при строительстве гражданских и промышленных объектов, а также при выполнении ремонтных, отделочных, реконструкционных, монтажных работ. Предназначены так же для ремонта и обслуживания освещения, чистки витражей и остекления, обслуживания вентиляционных систем, для обслуживания рекламных конструкций. Вышки-туры могут использоваться для проведения работ как внутри помещения, так и на улице. Строительные вышки-туры применяются и для размещения рабочих и материалов непосредственно в зоне работ.
Строительная вышка-тура представляет собой передвижную металлическую конструкцию башенного типа, включающую в себя различное количество секций в зависимости от модели вышки. Секция вышки-туры состоит из вертикальных несущих элементов каркаса (рам), соединенных между собой по принципу «труба в трубу» и оборудованных лестничными перекладинами. Секции соединяются между собой диагональными связями, крепящимися на флажковых замках, что обеспечивает жесткость конструкции вышки-туры. Рабочая площадка (горизонтальная поверхность рамы) вышки покрыта настилом и может иметь люк для перемещения материалов и удобства работ. В рабочем секторе вышки на рамы устанавливаются ограждения.
Для удобства передвижения вышки-туры оборудуются колесами, монтирующимися к основанию вышки. Основание состоит из металлических элементов, представляющих собой площадку с отверстиями для крепления колес и соединяющихся с рамой при помощи горизонтальных стяжек. Для повышения безопасности и удобства работы с вышкой, колеса часто оснащаются тормозами, устанавливающимися по диагонали.
Вышки-туры могут комплектоваться дополнительными секциями и стабилизаторами для работы на большой высоте. Следует учесть, что при высоте вышки-туры более 10-13 м (в зависимости от конструкции) необходимо крепление секций вышки к конструкции здания.
Монтаж и демонтаж вышки-туры не требует специальных навыков. При сборке большинства моделей вышек не требуется даже применения специального инструмента.
Для обеспечения безопасности работы и длительного срока службы вышки-туры, необходимо выполнять определенные правила эксплуатации.
Металлическая сборно-разборная вышка допускается в эксплуатацию только после окончания ее монтажа, но не ранее сдачи по акту лицу, назначенному для приемки главным инженером.
При приемке установленной вышки-туры в эксплуатацию проверяются:
соответствие собранного каркаса рабочим чертежам и правильность сборки узлов;
правильность и надежность опирания вышки-туры на основание;
наличие и надежность ограждения на вышке в рабочем ярусе;
Запрещается работать на вышке, опертой только на поворотные колеса.
Плановые и периодические осмотры вышки-туры следует производить не реже одного раза в месяц.
Указания по эксплуатации вышки-туры по ГОСТ 24258-88.
Вышка-тура должна быть установлена на ровном основании.
Рекомендуется взбираться на настил вышки-туры по внутренней стороне поперечных вставок, через люк в настиле.
Груз поднимать со стороны поперечных вставок
Необходимо и обязательно выполнять требование СНиП Ш-4-80 * «Техника безопасности в строительстве» и ГОСТ 24258-88.
Транспортировка и хранение вышки-туры:
транспортировка и хранение вышек-тур должно осуществляться в соответствии с ГОСТ 15150-69 по группе хранения ОЖ 4, в части воздействия климатических факторов внешней среды.
-транспортирование вышки-туры может производиться транспортом любого вида, обеспечивающим сохранность элементов вышки-туры от повреждений.
-при транспортировке, погрузке и разгрузке необходимо беречь вышку-туру от повреждений. Не допускается сбрасывать изделие или его отдельные элементы при разгрузке, транспортирование волоком и другие действия, могущие причинить повреждения элементам конструкции.
-упаковки с элементами вышки можно укладывать друг на друга не более чем в три слоя
-элементы вышки-туры должны храниться в закрытых помещениях или под навесом на подкладках, исключающих соприкосновения с грунтом.
Заполнение акта испытания
В шапке акта указываются его полное наименование, номер, город заполнения, дата. В констатирующей части акта испытания лестниц перечисляются ФИО и должности назначенных членов комиссии. В прикрепленном бланке первым описывается председатель, но его выбор не обязателен. Самая же принципиально важная информация содержится в основной части акта. Заполняя его, сотрудник указывает:
- Инвентарные номера испытанных лестниц и лестниц стремянок.
- Общее количество проверенных комиссией объектов.
- Какому подразделению принадлежит имущество.
- Адрес местонахождения.
- Каким образом проходило испытание: какой нагрузке подвергались ступени и тетивы, в течение какого времени это продолжалось. Также констатируется факт осмотра на предмет целостности всех соединений, устойчивость всей конструкции в целом и соответствие принятым нормативным требованиям к лестницам или стремянкам.