Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Научная работа Индивидуально-психологические особенности детей из неполных семей». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Выплаты на детей в неполных семьях могут быть разными. Например, выплаты могут поступать по беременности и родам, а также при рождении ребенка. Выплаты могут быть предоставлены родителю, который ухаживает за ребенком в течение полутора лет после рождения ребенка. А также по выплатам от полутора до трех лет. Ну и конечно, родители будут получать ежемесячное пособие для ребенка, которому от трех до 7 лет, но только если семья имеет низкий доход.
При проведении исследования по опроснику АСВ (Анализ семейного воспитания) были получены результаты, отраженные в Таблицах и Диаграммах (Приложение 5).
Таким образом, в нашем исследовании было зафиксировано, что потворствующая гиперпротекция присутствует в 9,9% семей. В данном случае при этом типе нарушений дети находятся в центре внимания родителей, семьи, которые стремятся к тому, чтобы максимально удовлетворить его потребности. Подобный тип воспитания содействует тому, что у ребенка происходит развитие таких черт личности, как демонстративные (истероидные) и гипертимные.
Доминирующая гиперпротекция отмечена в 23,1% семей. В такой ситуации детям все запрещается, к нему предъявляется множество требований, выполнить которые практически невозможно, в целом, они ограничивают его свободу, его самостоятельность. Что касается детей стеничных, то подобное воспитание у них увеличивает появление реакций эмансипации, оппозиции, если же говорить о детях менее стеничных, то при таком воспитании у них происходит предопределение развитий черт акцентуаций: сенситивной и тревожно-мнительной (психастеническая). Типичными высказываниями родителей отражается их страх относительно любых проявлений самостоятельности детей. Проявляется такой страх через резкое преувеличение последствий, к которым способны приводить хотя бы незначительные нарушения запретов, а также в стремлениях к подавлению самостоятельности мысли детей.
Эмоциональное отвержение зафиксировано в 42,9% семей. Как крайний пример данного нарушения можно привести воспитание по типу «Золушка». Основу эмоционального отвержения составляет осознаваемое либо (что также бывает, и гораздо чаще) неосознаваемое отождествление ребенка родителями с какими-то отрицательными моментами их жизни. В такой ситуации дети чувствуют, что они мешают, ощущают в жизни родителей себя помехой, в результате чего в отношения возникает еще большая эмоциональная дистанция. Отметим, что такое нарушение способно формировать и усиливать черты инертно-импульсивной (эпилептоидной) акцентуации личности и эпилептоидной психопатии, в целом это может привести к декомпенсации и формированиям у детей невротических расстройств с акцентуациями эмоционально-лабильной и астенической.
Повышенная моральная ответственность отмечается у 16,5% семей. Этот тип воспитания характеризуется сочетанием высоких требований к ребенку с пониженным вниманием к его потребностям. Стимулирует развитие черт тревожно-мнительной (психастенической) акцентуации личности
Гипопротекцию мы отметили у 16,5% респондентов. В данном случае дети предоставлены самим себе. Ими родители абсолютно не интересуются, они его не контролируют. Неблагоприятность данного типа воспитания особенно отмечается при наличии акцентуаций гипертимного и неустойчивого типов.
В нашем исследовании жестокое обращение с детьми зафиксировано у 6,6% семей. Здесь на первый план выходит эмоциональное отвержение, проявляющееся наказаниями в форме избиений и истязаний, лишением удовольствий неудовлетворением их потребностей.
При проведении методики диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса были получены результаты, представленные в Таблицах и Диаграммах (Приложение 6).
Таким образом, в нашем исследовании низкая мотивация к успеху зафиксирована у 33% подростков.
Средний уровень мотивации к успеху – также у 33% подростков.
У 23,1: подростков – умеренно высокий уровень мотивации
Слишком высокий уровень мотивации обнаружили 9,9% подростков исследуемой группы.
Исследования показали, что люди, умеренно и сильно ориентированные на успех, предпочитают средний уровень риска. Те же, кто боится неудач, предпочитают малый или, наоборот, слишком большой уровень риска. Чем выше мотивация человека к успеху — достижению цели, тем ниже готовность к риску. При этом мотивация к успеху влияет и на надежду на успех: при сильной мотивации к успеху надежды на успех обычно скромнее, чем при слабой мотивации к успеху.
К тому же людям, мотивированным на успех и имеющим большие надежды на него, свойственно избегать высокого риска.
Те, кто сильно мотивирован на успех и имеют высокую готовность к риску, реже попадают в несчастные случаи, чем те, которые имеют высокую готовность к риску, но высокую мотивацию к избеганию неудач (защиту). И наоборот, когда у человека имеется высокая мотивация к избеганию неудач (защита), то это препятствует мотиву к успеху — достижению цели.
При проведении диагностики мотивов аффилиации (А.Мехрабиан) были рассмотрены такие шкалы, как стремление к принятию, страх отвержения
Аффилиация, по мнению Г. Меррея, – это потребность тесно контактировать и взаимодействовать с близкими людьми. Данный тест предназначен для диагностики двух мотивов личности: стремления к принятию вас окружающими людьми (СП) и страха быть отвергнутым другими людьми (СО). Таким образом, тест состоит из двух шкал: шкалы СП и шкалы СО.
На основе двух индексов СП и СО выделяются четыре типа мотивов. Для этого суммарные баллы всей выборки ранжируются как по шкале СП, так и по шкале СО. Далее выделяются четыре группы испытуемых:
• высокий – низкий (СП выше медианы, СО ниже медианы);
• низкий-низкий (СП ниже медианы, СО ниже медианы);
• высокий-высокий (СП выше медианы, СО выше медианы);
• низкий – высокий (СП ниже медианы, СО выше медианы)
Результаты исследования по этой методике представлены в Приложении 7.
Для испытуемых группы «высокий-низкий» характерен мотив «стремление к принятию группой», а для испытуемых группы «низкий-высокий» – мотив «страх отвержения». У испытуемых двух других групп интенсивность этих мотивов приблизительно одинакова, что может свидетельствовать о наличии у них внутреннего дискомфорта, напряженности.
У группы «высокий-высокий» страх быть отвергнутым группой препятствует удовлетворению их потребности в принятии, в общении с другими людьми.
При проведении диагностики личностной установки «альтруизм-эгоизм» были изучении социально-психологические установки личности, способствующие выявлению альтруизма.
В соответствии с ключами теста мы выделили три шкалы:
1. Выраженный альтруизм, желание помочь людям (от 11 баллов и выше)
2. Альтруизм выражен средне, существует одновременно с эгоистической тенденцией (9-11 баллов)
3. Выраженная эгоистическая тенденция (8 баллов и ниже)
Результаты представлены в Приложении 8.
Таким образом, в нашем исследовании обнаружено 33% подростков с выраженным альтруизмом, 42,9% подростков, у которых в среднем выражены как альтруистические тенденции, так и эгоистические, а также 23,1% подростков с ярко выраженными эгоистическими тенденциями.
Таким образом, проведенное исследование выявило психологические особенности детей из неполных семей. В целях дальнейшей работы с такими детьми мы разработали условия для коррекции психологических особенностей детей из неполных семей на примере детей нашей группы (подростковый возраст).
Ребенок в неполной семье: в зоне риска
Неполная семья считается неблагополучной — так пишут в учебниках, так учат педагогов, психологов и других специалистов, которым предстоит работать с детьми и семьями.
Неблагополучные семьи — это семьи, которые в силу тех или иных обстоятельств, полностью или частично потеряли свои воспитательные возможности, качественные отношения, в результате чего складываются неблагоприятные условия для воспитания ребенка.
К неблагополучным семьям относятся:
- семьи, где родители злоупотребляют спиртными напитками, ведут аморальный образ жизни, вступают в конфликт с морально-правовыми требованиями общества;
- семьи с низким морально-культурным уровнем родителей;
- семьи со стойкими конфликтами в отношениях между родителями, родителями и детьми;
- неполные семьи¹.
Как правило, пренебрежительные суждения по типу «там ребенка воспитывает одна мама, папа неизвестно где» я слышу от людей, состоящих в браке. Не то чтобы они долго думали над этой фразой, скорее она произносится на автомате – родителями, педагогами, заведующими дошкольных организаций, директорами школ. Эта деструктивная установка способствует стигматизации семьи как «не достаточно хорошей». И это несмотря на периоды в истории России, когда неполная семья означала гибель одного из родителей при защите своей страны, делая эту семью героической.
Как будто в случае развода или принятия решения о самостоятельном материнстве или отцовстве вам выдают открытку: «Поздравляем, вы стали семьей группы риска». К слову, в ту же «группу риска» вы попадаете, если вздумаете вступить во второй брак (ничем ведь не угодишь!) или удочерить/усыновить ребенка.
Несмотря на то, что с каждым годом таких семей становится больше, миф о вреде неполной семьи очень живуч. Объективно, если мы хотим списать неполные семьи как недостаточно пригодные для воспитания детей, как в Спарте, слишком много людей придется сбрасывать со скалы. Значит, термин «нормальная семья» пора пересмотреть. Если норма – это допустимый диапазон, нам придется признать, что неполная семья может рассматриваться как вариант нормы.
Проблемы неполной семьи
Именно тогда и возникают так называемые проблемы неполных семей. Не всегда в семье бывает один ребенок. В основном все воспитывают по несколько детей. В настоящее время неполная семья — одна из самых острых проблем нашего общества.
По статистике, именно мать берет на себя всю ответственность по воспитанию детей. Ребенок в неполной семье, как и его родитель, испытывает больше трудностей с материальной стороны. Большинство одиноких матерей не могут осуществлять одновременно функции материнства (забота о ребенке, приготовление еды и другие домашние хлопоты) и отцовские функции (стабильный денежный заработок в семье). Зачастую женщинам просто не хватает времени.
Именно поэтому воспитание в неполной семье по большей части выполняется частично. Ребенок становится предоставлен или самому себе, или на попечительство близких родственников (бабушки, дедушки, сестры и т. д.).
Как общаться с детьми из неполных семей
Воспитывать ребенка в одиночку крайне сложно, поэтому специалисты дают некоторые рекомендации по общению с детьми в таких семьях:
- родителю нужно ежедневно общаться с ребенком, чтобы знать о том, что происходит в его жизни, учебе, мыслях, отношениях со сверстниками;
- детей нужно хвалить, так у ребенка будет формироваться адекватная самооценка и уверенность, он будет расти и развиваться в благоприятной эмоциональной обстановке;
- если в семье произошел развод, то ребенок не должен испытывать недостаток общения с покинувшем семью родителем, также не нужно его настраивать против родителя и тем более впутывать его во взрослые проблемы;
- детей нужно привлекать к воспитанию младших братьев и сестер, а также приучать их к труду в быту.
В рамках воспитательной деятельности одному родителю сложно осуществить полноценный контроль за ребенком и в целом влиять на их поведение. Эффективному воспитанию мешает ряд объективных причин: разрушается привычная триада в семье: «отец + мать + дети»; основная причина — чрезмерная занятость на работе, не позволяющая уделять детям достаточного внимания.
Профилактика должна проводиться в форме запланированных действий, нацеленных главным образом на достижение желаемого результата, и в то же время на предотвращение возможных проблем. Так, в целях профилактики внутрисемейных конфликтов, а значит, возникновения неполных семей, рождения внебрачных детей, роста числа матерей-одиночек необходимо расширить систему подготовки молодого поколения к браку и семейной жизни, развивать систему социально-психологических служб помощи семье, систему служб подготовки к семейной жизни [6].
Неполная семья: определение по закону
Четкого определения «неполная семья» в действующем законодательстве РФ отсутствует. Раннее в Постановлении Правительства РФ от 28.04.2006 № 250,который утратил свою юридическую силу с 2008 года, приводилось определение – «состоит их одного родителя и одного или более детей (в том числе усыновленных)».
Общепринято, что неполной считается семья, в которой ребенок воспитывается и содержится только одним из родителей (отцом или матерью). Такой статус имеют:
- женщины, которые родили малыша, но не состояли в браке, отцовство над ребенком не установлено;
- вдовцы или вдовы, имеющие детей, но не зарегистрировавшие отношения с другим человеком;
- родители, которые расторгли брачные узы после рождения ребенка;
- мать или отец признаны по решению суда отсутствующими без вести;
- при усыновлении одиноким родителем.
Семья с одним родителем по законодательству имеет такой статус, но пока он(а) не вступили в брак повторно.
Семья, в которой ребенка воспитывает только мать или отец, может обратиться в следующие организации за помощью:
- в органы соцзащиты для оформления пособия и получения бесплатной консультации юриста насчет выплат алиментов или пенсии по утрате кормильца, а также относительно жилищных и трудовых вопросов;
- в пенсионный фонд в случае потери кормильца для назначения трудовой или социальной пенсии;
- в Центр занятости для поиска работы с оптимальными условиями труда;
- в отдел народного образования для решения проблем продленки в школе и организации досуга, бесплатных обедов для ребенка, обеспечения учебниками, назначения материального вспоможения;
- в паспортный стол;
- в волонтерские организации;
- в филиалы «Центра помощи семье и детям».
Существует разница между неполной семьей (один родитель и ребенок, дети) и матерью-одиночкой, а также между малоимущей и малообеспеченной семьей.
Выясняя в собесах и других заведениях, какие именно льготы вам положены, учтите, что не всякая одинокая мать по закону считается одиночкой. Например, разведенная женщина таковой не является, поскольку ей должен платить алименты муж. То же относится к вопросу об обеспечении жильем. Если люди прописаны в квартире, то они уже не малоимущие и на очередь за жильем их не поставят.
Статистика неполных семей в России
- Точное количество неполных семей, проживающих на территории Российской Федерации, установить невозможно из-за того, что многие супруги, решив жить раздельно, не считают нужным официально регистрировать развод. Это можно сделать разве что во время переписи населения.
- Если оперировать данными переписи, то в тоже время каждому седьмому российскому ребенку доводилось жить в неполной семье. Но с каждым годом таких семей становится все больше и больше – как, впрочем, и разводов.
- Научно-исследовательским институтом также установлено, что в последнее время участились летальные случаи одного из родителей. Каждый пятый ребенок становится сиротой до наступления совершеннолетнего возраста.
- По статистике и прогнозированию, отцы в семьях, где есть малолетние дети, умирают в молодом возрасте аж в 15,3% случаев. У матерей же этот показатель намного ниже — 3,2%.
- Риск, что дети останутся круглыми сиротами (оба — и папа, и мама уйдут из жизни) — 0,6%. Как видим, круглые сироты составляют небольшой процент, а вдовствуют в основном женщины. Кстати, каждый четвертый новорожденный появляется на свет вне брака.
Миф №3: В неполных семьях дети испытывают дефицит внимания
Этот миф связан с идеей, что один родитель перенимает на себя все роли сразу. Ему приходится и работать, и готовить, и убираться, и выполнять иные задачи. Считается, что в подобных условиях ребёнок недополучает необходимое внимание.
Как на самом деле: наоборот, одинокие родители прекрасные воспитатели. Они более мобильны, предприимчивы, имеют гибкий ум и умеют быстро подстраиваться под разные обстоятельства. Дети из неполных семей в этом плане ничем не уступают сверстникам из полных семей. А дефицит внимания могут испытывать и дети с обоими родителями, особенно когда речь идёт о дисфункциональной семье.
Кроме того, согласно исследованиям С. Дудиной и В. Сапоровской, подростки в полных расширенных семьях (где есть бабушки, дедушки) испытывают меньший эмоциональный комфорт, связанный с дефицитом внимания со стороны обоих родителей. А вот в неполных расширенных семьях можно наблюдать большую концентрацию положительных эмоций, исходящих со стороны бабушки и матери.
Миф №6: Отсутствие одного из родителей негативно влияет на детскую самоидентификацию
Согласно таким представлениям, в неполных семьях дети либо растут без образца для подражания (для мальчиков — это отец, для девочек — мама), либо дети плохо представляют, как выбирать будущего партнёра уже во взрослом возрасте. Если ребёнок воспитывается в «однополой» семье «мама — бабушка — сестра — тётя», то он видит лишь одну гендерную модель поведения. В будущем это якобы вызовет трудности с самоидентификацией или повлияет на его ориентацию.
Как на самом деле: ориентация складывается из множества факторов, не зависящих от полноты семьи. Кроме того, статистические данные опровергают этот миф: процент юношей и девушек нетрадиционной ориентации, родившихся в неполной семье, равен проценту таких же юношей и девушек, но родившихся в полной «традиционной» семье (примерно 5%). Это лишний раз доказывает, что отсутствие матери или отца в семье никак не влияет на дальнейшее самоопределение ребёнка и его предпочтения.