Правовой статус, цели, задачи и полномочия службы судебных приставов

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правовой статус, цели, задачи и полномочия службы судебных приставов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


ФССП был создан на базе существовавшего в СССР (и на начальной стадии существования Российской Федерации) института судебных исполнителей. Отдельной службы судебных исполнителей не существовало. Штаты судебных исполнителей работали при судах первой инстанции и подчинялись непосредственно председателям этих судов.

Дата основания: 1 января 1998 года
Подчинено: Президент Российской Федерации
Вышестоящее ведомство: Министерство юстиции Российской Федерации
Предшественники: Департамент судебных приставов Минюста России
Ключевые документы: Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах», Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», Положение о Федеральной службе судебных приставов

Структура закона №118-ФЗ

Закон состоит из 6 глав и 25 статей:

  • Глава 1 описывает учреждения, входящие в состав системы принудительного исполнения, задачи и правовую основу их работы. В этой же главе содержится информация о правилах и порядке употребления понятий «судебный пристав» и «пристав».
  • Глава 2 — устанавливает область компетенции главного судебного пристава РФ, а также руководителей службы ФССП на местах.
  • Глава 3 — формирует систему прав и обязанностей, ограничений и ответственности за бездействие пристава в профессиональной сфере. В главе закреплены положения о соблюдении интересов взыскателя, должника и третьих лиц, которые могут быть так или иначе вовлечены в процесс взыскания задолженности в денежной или неденежной форме.
  • Глава 4 — правила о страховании и социальных гарантиях для работников ФССП, порядок предоставления служебного транспорта, проездных билетов, выплаты компенсаций.
  • Глава 5 — правила передачи денежных и технических средств для функционирования системы принудительного исполнения определяет кабмин РФ.
  • Глава 6 «Переходные положения» — обязывает все органы госвласти привести собственную юридическую базу в соответствие с рассматриваемым законом в течение 60 дней после официального опубликования его действующей редакции.

Место ФССП России в системе федеральных органов исполнительной власти

Федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон об исполнительном производстве) определяет Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы в качестве уполномоченных органов по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц.

Федеральная служба судебных приставов в виде самостоятельного органа государственной власти была создана в России сравнительно недавно.

До 1997 г. судебные исполнители фактически состояли при судах и лишь в связи с принятием Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах» (далее — Закон о судебных приставах) перестали относиться к судебной ветви власти.

Первоначально был образован Департамент судебных приставов, входивший в структуру Министерства юстиции РФ, который в рамках проводимой административной реформы в 2004 г. был упразднен. В соответствии с указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» создана Федеральная служба судебных приставов (далее — ФССП России).

13 октября 2004 г. последовал указ Президента РФ № 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов», утвердивший Положение о ФССП России.

ФССП России представляет собой федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц. а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

Согласно общей концепции административной реформы Федеральная служба судебных приставов подведомственна Министерству юстиции РФ. Последнее в свою очередь относится к федеральным органам исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент России (см. Указ Президента РФ от 12 мая 2008 г. № 72Ф). Минюст России осуществляет координацию и контроль деятельности находящейся в его ведении ФССП России, а также функции по принятию нормативных правовых актов, относящихся к сфере деятельности данной службы.

Кто может быть судебным приставом

Судебным приставом может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 21 года.

При этом судебный пристав должен иметь среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование для заместителя начальника отдела — заместителя старшего судебного пристава.

Для начальника отдела — старшего судебного пристава судебный пристав должен иметь высшее юридическое образование,

С 01.12.2014 года для судебного пристава-исполнителя обязательно высшее юридическое или высшее экономическое образование,

Кроме этого судебный пристав для исполнения возложенных на него обязанностей должен обладать деловыми и личными качествами, быть годным к несению службы по состоянию здоровья и не иметь судимости.

Судебный пристав приносит присягу, согласно которой обязан:

  • соблюдать Конституцию РФ и законы,

  • защищать права граждан и государства,

  • достойно переносить трудности профессии,

  • соблюдать дисциплину и хранить государственную тайну.

Правовой статус сотрудника

В соответствии с новым законом повысились требования к поступающим на службу в органы принудительного исполнения (этот термин, обозначающий отныне приставов или новый вид госслужбы, введен ФЗ-328). Установлены, помимо требований к образованию и стажу, требования к состоянию здоровья. Поступающие будут обязан проходить военно-врачебную экспертизу, по результатам которой присваиваются категории годности к службе.

Все сотрудники пройдут дактилоскопию, их отпечатки пальцев поступят в базы данных МВД. Также регулярно будет производиться тестирования на употребление алкоголя и наркотиков. Не смогут рассчитывать на поступление в ФССП граждане, имевшие за предшествующий поступлению год неоднократные административные взыскания. В то же время существенно повысится довольствие приставов, на это дополнительно уже планируется выделить более 6 миллиардов рублей. На приставов будут распространены социальные гарантии, предусмотренные ФЗ-283, регулирующем предоставление соцгарантий сотрудникам некоторых федеральных исполнительных органов власти.

Как было и как стало в законах о судебных приставах

Основные изменения в законодательстве о судебных приставах можно найти в Законах № 118-ФЗ и № 328-ФЗ. Вот как изменился профессиональный статус приставов после приравнивания их к госслужащим:

  • введеныспециальные офицерские звания и квалификационные звания– они зависят от занимаемой должности, опыта работы, квалификации;
  • пакет социальных льгот и гарантийполностью приравнен к аналогичным мерам поддержки других правоохранительных органов;
  • введен комплект обязательных тестов и проверок при поступлении на службу в ФССП, в ходе текущей работы – например, теперь приставы будут подтверждать физподготовку, регулярно сдавать тесты на алкогольную и наркотическую зависимость;
  • при трудоустройстве и прохождении службы приставы теперь проходят военно-врачебную экспертизу, подтверждают годность по аналогии с военнослужащими;
  • сотрудники ФССП обязаны проходить дактилоскопию, проверки на профпригодность для применения силы, спецсредств и оружия.

Как изменится служба судебных приставов

36. Директор планирует свою деятельность с учетом необходимости участия в мероприятиях, проводимых Министром, а также (по его поручению) Президентом Российской Федерации или Председателем Правительства Российской Федерации, в заседаниях Правительства Российской Федерации, образуемых Правительством Российской Федерации координационных и совещательных органов, палат Федерального Собрания Российской Федерации, межправительственных комиссий, а также в других обязательных для него плановых мероприятиях.

37. Заместители Директора, а также начальники структурных подразделений планируют свою деятельность с учетом необходимости участия в мероприятиях, проводимых Директором, а также (по его поручению), в мероприятиях, проводимых Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, палатами Федерального Собрания Российской Федерации, Министром, и иных мероприятиях.

38. Выезд в командировку и предоставление отпуска Директору, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, осуществляются по решению Министра и на основании соответствующего приказа ФССП России.

Читайте также:  Как беременной уволиться по собственному желанию и получить пособие

Информация о командировках, отпусках и отсутствии в связи с болезнью Директора ежедневно до 10.00 докладывается Управлением государственной службы и кадров в Департамент государственной службы и кадров Минюста России.

39. Выезд в командировку и убытие в отпуск заместителей Директора и начальников структурных подразделений, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, осуществляются с согласия Директора и на основании соответствующего приказа ФССП России.

40. Убытие в отпуск руководителей территориальных органов осуществляется с согласия Директора и на основании приказа ФССП России.

Выезд в командировку (за пределы субъекта Российской Федерации, в котором находится территориальный орган) руководителей территориальных органов, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, осуществляется по решению Директора и на основании приказа территориального органа. Копия приказа территориального органа направляется в Управление государственной службы и кадров.

41. Командирование и уход в отпуск сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих, рабочих и служащих (далее — работники) ФССП России осуществляется в порядке и на условиях, которые определены законодательством Российской Федерации.

42. Предложения ФССП России о создании совещательных и консультативных органов, а также организационных комитетов подготавливаются по инициативе начальников структурных подразделений или по поручению Директора в порядке, установленном для подготовки вопросов к рассмотрению на заседании Правительства Российской Федерации.

43. Предложения о кандидатурах представителей ФССП России в правительственные комиссии, советы и организационные комитеты подлежат обязательному согласованию с Министром.

Предложения о кандидатурах представителей ФССП России в межведомственные координационные и совещательные органы подлежат обязательному согласованию с Министром или его заместителем (в соответствии с распределением обязанностей).

44. Межведомственные рабочие группы создаются в целях:

разработки проектов межведомственных нормативных правовых актов;

выработки и принятия согласованных мер для обеспечения установленного порядка деятельности судов, а также принудительного исполнения судебных актов, актов уполномоченных органов и должностных лиц;

организации обмена информацией, представляющей взаимный интерес.

45. Создание межведомственных рабочих групп по инициативе ФССП России, утверждение их руководителей и персонального состава осуществляется Директором (лицом, исполняющим его обязанности) по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и оформляется совместными приказами. Межведомственные рабочие группы, созданные по инициативе ФССП России, возглавляет заместитель Директора или начальник соответствующего структурного подразделения.

46. Организация работы по созданию межведомственных рабочих групп возлагается на структурные подразделения, по направлению деятельности которых должны исполняться поручения Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и указания Директора. План работы межведомственной рабочей группы определяется ее руководителем.

Организационно-техническое обеспечение деятельности межведомственной рабочей группы возлагается на соответствующее структурное подразделение.

47. Предложения о включении представителей ФССП России в состав межведомственных рабочих групп, создаваемых по инициативе других федеральных органов исполнительной власти, направляются за подписью Директора (заместителя Директора).

48. Обращения общественных объединений об участии ФССП России в их работе рассматриваются заместителями Директора и начальниками соответствующих структурных подразделений. Решение по кандидатурам представителей ФССП России для участия в работе создаваемых этими организациями органов принимается Директором.

О результатах рассмотрения обращения общественное объединение информируется заместителем Директора или уполномоченным начальником структурного подразделения.

49. ФССП России самостоятельно и совместно с другими федеральными органами исполнительной власти образовывает совещательные и консультативные органы для рассмотрения вопросов, относящихся к установленной сфере деятельности.

50. Коллегия ФССП России (далее — коллегия) образуется для рассмотрения вопросов реализации задач в установленной сфере деятельности, а также выработки обоснованных и целесообразных управленческих решений и является постоянно действующим совещательным органом при Директоре.

51. План работы коллегии формируется на основе предложений членов коллегии, структурных подразделений и территориальных органов. План работы коллегии утверждается председателем коллегии грифом «Утвержден» и направляется членам коллегии, начальникам структурных подразделений, руководителям территориальных органов и иным заинтересованным лицам.

52. Документы к заседанию коллегии подготавливаются структурными подразделениями, ответственными за их подготовку в соответствии с планом работы коллегии, и должны состоять из материалов по обсуждаемому вопросу (включая проекты актов) и проекта протокола заседания коллегии, завизированных начальниками соответствующих структурных подразделений и заместителями Директора (в соответствии с распределением обязанностей).

Принятые на заседании коллегии решения оформляются протоколом и объявляются приказами ФССП России.

53. Организационное обеспечение деятельности коллегии, контроль за исполнением решений коллегии и актов ФССП России, изданных во исполнение решений коллегии, а также проверка хода выполнения указанных документов осуществляются Организационно-контрольным управлением с привлечением представителей структурных подразделений.

54. Материальное и техническое обеспечение деятельности коллегии возлагается на Управление тылового обеспечения и Управление информационных технологий.

60. Для обсуждения вопросов, отнесенных к компетенции ФССП России, и принятия руководством ФССП России управленческих решений Директором (заместителями Директора) проводятся еженедельные и оперативные совещания.

61. Контроль за исполнением решений, принятых на совещаниях при Директоре, осуществляет Организационно-контрольное управление.

62. Заместители Директора проводят оперативные совещания по вопросам, отнесенным к их компетенции в соответствии с распределением обязанностей, а также по указанию Директора.

Организация и проведение оперативного совещания при заместителе Директора, подготовка протокола и контроль исполнения принятых решений осуществляются по указанию заместителя Директора курируемым им структурным подразделением (его должностным лицом).

63. Решения ФССП России оформляются в виде приказов, распоряжений и указаний ФССП России или в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, в виде иных актов .

Подпункт 10 пункта 10 Положения о ФССП России; пункт 3.1 Типового регламента внутренней организации.

64. По вопросам, требующим рассмотрения и подготовки проекта решения, в том числе приказа (распоряжения, указания) ФССП России, Директор дает письменное поручение по исполнению документа либо поручение, оформленное в протоколе проведенного у него совещания, а также устные указания заместителям Директора, начальникам структурных подразделений.

65. Проекты приказов (распоряжений, указаний) готовят структурные подразделения.

66. Структурное подразделение — разработчик проекта приказа (распоряжения, указания) несет ответственность за качество его подготовки и оформления, а также согласование (визирование) с соответствующими структурными подразделениями и заместителями Директора.

67. Оформленный на бланке установленной формы проект приказа (распоряжения, указания) ФССП России подлежит согласованию, которое оформляется визами на оборотной стороне последнего листа проекта соответствующего акта.

68. При наличии замечаний по рассматриваемому проекту приказа (распоряжения, указания) структурные подразделения в течение трех рабочих дней направляют в структурное подразделение, ответственное за его подготовку, мотивированные замечания. Замечания, особые мнения и дополнения к проекту акта оформляются на отдельном листе.

При этом реквизит «виза» дополняется словами «с прилагаемыми замечаниями», помещаемыми перед личной подписью визирующего.

69. В целях урегулирования разногласий начальник структурного подразделения, ответственного за подготовку проекта приказа (распоряжения, указания), проводит обсуждение проекта с руководством структурных подразделений, у которых имеются замечания, при необходимости с привлечением курирующих заместителей Директора.

Если обсуждение не привело к устранению разногласий, структурное подразделение, ответственное за подготовку проекта приказа (распоряжения, указания), докладывает о них Директору для принятия решения.

70. Приказы (распоряжения, указания) ФССП России подписываются Директором или лицом, исполняющим его обязанности.

Заместители Директора подписывают приказы и распоряжения ФССП России по отдельным вопросам организации деятельности ФССП России в соответствии с распределением обязанностей.

71. Регистрация подписанных приказов (распоряжений, указаний) осуществляется Организационно-контрольным управлением.

Регистрация подписанных приказов по личному составу осуществляется Управлением государственной службы и кадров. Датой регистрации актов является дата их подписания.

72. Подлинники приказов (распоряжений, указаний) хранятся по месту их регистрации.

73. Решения, принятые на совещаниях при Директоре (заместителе Директора), оформляются протоколом. Проект протокола совещания подготавливается структурным подразделением или лицом, ответственным за его проведение, и представляется для утверждения Директору (заместителю Директора).

74. В случае проведения межведомственного совещания копия протокола или выписка из него направляется в соответствующие федеральные органы исполнительной власти и иные организации, а также в заинтересованные структурные подразделения.

Копии протокола межведомственного совещания рассылаются исполнителям (в том числе в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти) в течение суток, если иное не установлено Директором, а содержащие срочные или оперативные поручения — незамедлительно.

75. Контроль за исполнением поручений, содержащихся в протоколах совещаний при Директоре, осуществляется Организационно-контрольным управлением, в протоколах совещаний у заместителя Директора — структурным подразделением, ответственным за проведение совещаний.

Читайте также:  ​Штраф за несвоевременную постановку на учет автомобиля в 2023 году

В зависимости от обязательств эти должностные лица делятся на несколько категорий:

  • работающие с должниками и взимающие с них денежные средства для погашения долга;
  • вооруженная охрана, сторожащая судей и других участников заседания;
  • руководители.

Их деятельность регламентируется соответствующим ФЗ, в котором мы и постараемся разобраться в этой статье.

Если вы не платите алименты, то для служащих появляется повод вас навестить. В этом направлении в полномочия судебных приставов-исполнителей ФССП входит:

  • действовать в соответствии со служебной этикой;
  • осуществлять обязанности, опираясь на законодательство, а также не допускать ущемления прав тех, кто участвует в производстве;
  • неразглашение семейных или личных тайн всех сторон;
  • исключение заинтересованности и действия только в рамках закона;
  • ведение процесса в полном объеме, соблюдая установленные сроки исполнения.

К должникам применяются самые разные методы для того, чтобы заставить их выплатить долг. Но к наиболее частым относится запрет на покидание РФ или арест собственности. Но есть список имущества, конфисковать которое запрещается:

  • предметы быта: кухонная утварь, еда, одежда и т. д.;
  • деньги, если их сумма не превышает установленный прожиточный минимум;
  • вещи, являющиеся единственным источником заработка, например, ноутбук или автомобиль;
  • жилье, но только в том случае, если жить вам больше негде (исключение из правил — ипотечные квартиры);
  • объекты, принадлежащие супругу или другим членам семьи (при условии, что это подтверждено документами).

Таким образом, пристав не может забрать у вас любую собственность. Разрешенный перечень строго определен законом.

На основании статей ФЗ №118 служащий должен:

  • верно, полностью и своевременно исполнить все документы;
  • дать всем участникам возможность изучить документацию и материалы дела, а также сделать выписки и копии;
  • рассмотреть заявления, а также вынести необходимые распоряжения, поставить соответствующие сроки и объяснить правила обжалования;
  • в случае личной заинтересованности отойти от выполнения процесса;
  • заниматься получением и обрабатыванием персональной информации, если это необходимо, чтобы правильно и вовремя осуществить производство;
  • вести дело об административном правонарушении, основываясь строго на действующих законах;
  • уведомлять старшего пристава об обнаруженных признаках преступления.

Как мы уже говорили выше, сотрудник ФССП должен действовать строго в соответствии с законом. Но у каждой обязанности есть свое «но». Давайте посмотрим какое:

Что может сделать Исключения
Приходить к должнику строго в период с 6 до 22 Раньше или позднее этого времени, а также в выходные дни посещения приставов запрещены законом
Арестовывать имущество только при его собственнике, имеющим задолженность Не трогать собственность, которая не подлежит аресту
Делать предупреждения неплательщику о возможности грубых мер по взиманию долга Угрожать жизни или здоровью
Взломать замок, если вы не открываете дверь При условии, если вы на законном уровне владеете недвижимостью

Федеральный закон от 21.07.1997 г. № 118-ФЗ

Судебные приставы – это должностные лица, которые работают в Федеральной службе. Их основная обязанность – следить за принудительным исполнением судебных решений.

Фз о судебных приставах содержит несколько шесть глав, в которые включены 25 статей, разъясняющие основные положения, обязанности и полномочия данных исполнительных органов. Данный закон является 118-ым.

Последняя его редакция состоялась 21 июля 1997 года.

Судебных приставов в народе часто приравнивают к коллекторам.

Однако их задачи в корне отличаются от коллекторских организаций, больше того, одной из обязанностей приставов согласно ФЗ является контроль коллекторов.

Государственные служащие действуют только в четких рамках закона. Они ни в коем случае не применяют запугивание или другие методы морального и физического воздействия на субъект, имеющий задолженность.

Федеральный закон № 118 от 21.07.1997 содержит положения:

  • о территориальной и кадровой структуре ФССП;
  • о требованиях к кандидатам в приставы и процедуре занятия должности;
  • о полномочиях руководящих должностных лиц ФССП;
  • о правах, обязанностях, задачах приставов разных категорий;
  • о социальном, финансовом и материальном обеспечении работы ФССП.

Помимо закона, деятельность судебных приставов регулирует ФЗ № 229 от 02.10.2007. Он содержит процедуры исполнительского производства, сроки, порядок ареста и реализации имущества и т. д. Общие положения о Федеральной службе, ее задачах, территориальной и кадровой структуре описаны в Указе Президента № 1316 от 13.10.2004 г.

Основной ФЗ № 118 был принят еще в 1997 г. Последняя редакция относится к июню 2019 г.

Все планы по поводу замены этого ФЗ более новым, который кардинальным образом изменит статус ведомства с гражданского на правоохранительный, а также введет новую систему мотивации, остались на уровне разговоров. В феврале 2019 г.

была принята последняя на сегодняшний момент попытка внести на рассмотрение Госдумы, законопроект «О ФССП». Далее обсуждения на одном заседании Правительства он не прошел. Таким образом, в конце 2019 г. действующей остается редакция ФЗ № 118 от 03.07.2016 г.

ФССП — подведомственная Минюсту РФ государственная гражданская структура. Возглавляется директором. В каждом субъекте РФ (Архангельская область и Ненецкий АО «объединены» в один) действует территориальный орган (аппарат управления), который контролирует работу подразделений на местах.

ФССП выполняет следующие задачи:

  • обеспечивает деятельность судов (доставляет ответчиков, охраняет залы заседаний, арбитров, свидетелей и присяжных, помогает в розыске и дознании и т. д.);
  • принудительно приводит в исполнение судебные и иные акты (взыскивает долги по налогам, алиментам, штрафам, возмещениям);
  • исполняет в пределах своей компетенции решения судов по уголовным делам.

Сотрудники Федеральной службы имеют право входить в помещения, в том числе жилые (а при необходимости и вскрывать их), проверять документы у подозреваемых, проводить личный досмотр.

Приставы-исполнители вправе также запрашивать и получать сведения о должнике от работодателя, задерживать и арестовывать имущество, оценивать, учитывать и реализовывать его.

При розыске гражданина информация о нем ищется через другие госведомства (налоговую, миграционную службу) и по иным каналам, в том числе с помощью социальных сетей и родственников.

Все требования ФССП должны беспрекословно выполняться; в противном случае уклонистам грозит административная ответственность. Если действия приставов кажутся гражданину или организации незаконными, они вправе оспорить их у вышестоящих сотрудников службы или в суде.

В приставы берут граждан России от 21 года, обладающих достаточной квалификацией, личными и деловыми качествами, физическим и психологическим здоровьем. Перед приемом на работу кандидаты проходят тестирование на предмет алкогольной и наркотической зависимости. Каждый судебный пристав, вступивший в ряды ФССП, приносит присягу верности.

Сотрудники ФССП — должностные лица на гражданской службе. В соответствии с этим, они получают классные чины (юрист или советник юстиции, если требование к должности — высшее юридической образование, которое скоро станет обязательным для исполнителей).

Приставы, обеспечивающие функционирование судов, после прохождения специальной подготовки вправе носить оружие на службе. Исполнители, если необходима защита при изъятии вещей, привлекают к работе сотрудников МВД.

Целью принятия новых законов и внесения поправок в действующее законодательство является повышение статуса приставов-исполнителей. До конца 2019 года ФССП не относилась к государственной службе, хотя по многим признакам совпадала с ней. Отсутствие статуса госслужащих не позволяло специалистам ФССП получать заслуженные льготы и гарантии по профессиональному статусу, в том числе за работу в условиях повышенного риска.

Вот ряд ключевых причин, с которыми связано реформирование службы приставов:

  • так как специалисты ФССП отнесены к госслужащим, на них в полной мере распространяется комплект государственных льгот и гарантий – это повышает статус служащих, позволяет привлечь квалифицированных сотрудников, снизить текучку кадров;
  • на приставов будут распространяться ограничения, связанные с прохождением госслужбы – обязанность декларировать доходы и имущество, подтверждать отсутствие судимостей при приеме на работу, проходить обязательные тесты и проверки;
  • повыша��тся меры ответственности за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей – хотя государство гарантирует возмещение ущерба из казны, меры воздействия будут предприняты и по отношению к конкретному специалисту ФССП;
  • расширены полномочия для применения физической силы, спецсредств и оружия – фактически, ФССП стало отдельной силовой структурой, может использовать дополнительные возможности для защиты интересов граждан, своих сотрудников.
Читайте также:  Пенсионный возраст в Беларуси: когда выходят на пенсию

Несмотря на изменение статуса приставов, процесс исполнительного производства практически не изменится. Однако участники дела могут требовать привлечения специалиста ФССП к ответственности, а реализовать свои законные полномочия приставу будет проще.

Указ Президента РФ от 01.01.2020 N 1 (ред. от 17.05.2021) «О некоторых вопросах Федеральной службы судебных приставов»

в) перечень типовых должностей в органах принудительного исполнения Российской Федерации и соответствующих этим должностям специальных званий.

2. Установить предельное количество должностей высшего начальствующего состава органов принудительного исполнения Российской Федерации — 48.

3. Внести в Указ Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 42, ст. 4111; 2006, N 5, ст. 527; 2008, N 17, ст. 1815; N 43, ст. 4921; 2010, N 19, ст. 2300; 2011, N 37, ст. 5198; N 39, ст. 5458; 2012, N 23, ст. 2992; N 35, ст. 4779; 2013, N 7, ст. 635; N 49, ст. 6403; N 52, ст. 7137; 2014, N 30, ст. 4286; 2015, N 4, ст. 641; 2016, N 15, ст. 2070; N 51, ст. 7357; 2018, N 6, ст. 862; 2019, N 20, ст. 2423; N 47, ст. 6648) изменение, исключив из пункта 2 слова «, а также 15 управлений по основным направлениям деятельности Службы».

Выполнение требований приставов

Согласно статье 14 документа № 118 ФЗ «О судебных приставах», повествующей об исполнении законных требований приставов, все участники исполнительного процесса в лице граждан, а также государственных и частных организаций обязаны:

  • Выполнять все распоряжения уполномоченных сотрудников ФССП, вынесенных на территории страны.
  • Передавать любую личную информацию о человеке, юрлице, состоянии счетов, кредитов, зарегистрированном имуществе и т. д. в требуемом объёме без какого-либо вознаграждения и в строго установленные уполномоченным представителем срок. При согласии пристава указанные данные могут быть переданы не только на бумажном носителе, но также и в виде электронного архива на носителе информации.
  • В случае, если лицо, получившее требование пристава, уклоняется от его выполнения, его ждёт административная ответственность в связи с противодействием исполнения судебного решения.

Понятие ФССП — Федеральная служба судебных приставов России

ФССП относится к органу исполнительной власти, основанному в 1998 году.

Служба призвана осуществлять действия по поддержанию порядка в суде при прохождении процессов, исполнять акты судов и других организаций, надзирать за исправительными работами. Находится в юрисдикции Министерства юстиции РФ.

При исполнении повседневной работы, все работники ФССП опираются на Закон «Об исполнительном производстве» и Закон «О судебных приставах».

В ФССП входит два основных звена:

  • приставы, исполняющие соответствующие акты (исполнители);
  • приставы по ОУПДС (обеспечивают порядок в деятельности судов).

Юридический статус судебных приставов

В ФССП по республике или же в структурном подразделении центрального аппарата работают должностные лица. Все они являются представителями государственной власти, что во многом объясняет юридический статус.

Однако законодатель выдвигает определенные требования к лицам, которые являются судебными приставами. Таким образом, должностным лицом такого рода может стать любой гражданин Российской Федерации, которому исполнился 21 год, имеющий образование высшее или же среднее профессиональное. Для судебных приставов-исполнителей обязательным является высшее юридическое или же экономическое образование. Также устанавливаются определенные требования к личностным и деловым качествам, здоровью служащего. Эти аспекты должны позволять судебному приставу осуществлять возложенные на него законодательством обязанности.

Что будет, если не платить долг в ФССП?

Самое большое, чего можно лишиться из-за долга в ФССП — жилье. Судебный пристав-исполнитель может арестовать недвижимость должника и обратить на него взыскание, но лишь в том случае, если недвижимость не является единственным жильем должника.

Если не платить долг в ФССП обязательно арестуют банковскую карту на сумму долга. Приставы могут приехать по месту постоянной регистрации должника для описи и ареста имущества. Должнику придется долго и упорно доказывать, что та или иная вещь ему не принадлежит и была куплена родителями, если, например, он проживает вместе с ними.

Приезд судебных приставов — не самое приятное посещение, особенно когда в той же квартире проживают другие члены семьи. Здесь придется доказывать, что те или иные вещи принадлежат не вам, были куплены другими людьми и т.п. Это докажут чеки строгой отчетности, гарантийный талон или кредитные документы, если ценная вещь была оформлена в POS-кредит.

Если не платить долг в ФССП добровольно, об этом могут узнать на работе, потому что в этом случае пристав может обратиться на работу с постановлением об отчислении конкретного процента от заработной платы в счет погашения долга.

Погоны судебных приставов 2021

Новым законопроектом регламентировано использование работниками ФССП физической силы и применение оружия. Конечно, огонь на поражение можно будет открыть только в самых крайних случаях, но такая возможность присутствует.
Все находящиеся на службе работники обязаны пройти переаттестацию.

Исполнителей будут тестировать на полиграфе, проверять кровь на наличие алкоголя и наркотических веществ. Станет обязательным высшее образование – экономическое или юридическое, в зависимости от занимаемой должности.

Проводимое регулярно тестирование будет способствовать качественному улучшению работы приставов. На тулье – кокарда гражданского образца, под которой на околыше находился золоченый знак судебного ведомства. Отсюда проблемы с комплектованием и текучесть кадров.

А приставы меняются. Новый человек сначала входит в курс дела, а потом увольняется, так как нашел службу получше.

Поэтому предложено ввести новый вид госслужбы. Приставы получили право проводить операции по поиску детей, а также злостных алиментщиков.

Как правильно пришить шевроны МЧС: звезды и пластинки на погонах

Форма одежды сотрудника является его отличительной особенностью, а нашивки, шевроны, погоны – это дополнительная атрибутика, которая обязательно должна присутствовать на Вашей форменной одежде. Для подразделений МЧС все правила по ношению форменной одежды регулируются приказами и постановлениями.

Перечень приказов приведен ниже:

  • приказ МЧС России № 11 от 14.01.2003 регламентирует символику;
  • постановление Правительства РФ № 928 от 02.08.2017 “О вещевом обеспечении в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы”.
  • приказ МЧС России № 335 от 10.08.2017 “Об утверждении Описания предметов форменной одежды и знаков различия по специальным званиям сотрудников ФПС ГПС МЧС”.

Раньше Форма одежды носилась строго в соответствии с Правилами утвержденными приказом МЧС России № 364 от 03.07.2008, но теперь вышел новый документ!

Знаки различия судебных ⛳ приставов нового образца

Это аналог воинского звания, только для государственных гражданских служащих. Знаки различия классных чинов это погоны общегражданского образца, которые носятся различными гражданскими ведомствами (налоговая служба, таможенная служба, роспотребнадзор, госадмтехнадзор). Классный чин присваивается не военным, а гражданским служащим различных ведомств. Звезды и погоны отличаются цветом звезд и самого погона. Например у судебных приставов погоны темно-серого цвета с зеленой окантовкой с золотой звездой и зеленой эмалью в середине звезды. Также на краю погона имеются полоски золотого цвета, обозначающие к какому составу принадлежит госслужащий. Младший состав носит одну полоску, средний две полоски, старший три полоски, а высший носит резной погон без полосок. Звезды располагаются вдоль продольной оси наплечных знаков.

Общее в погонах начальства – звезды расположены согласно продольного направления наплечных знаков. Если посмотреть с нижней стороны, поперек проходят золотые полоски

Обратите внимание на детали погонов, которые определяют звания разных уровней судебных приставов:

  • секретарь госслужбы носит на погонах 3 звезды и 1 полосу;
  • если речь идет о юристе 1-й классификации, ему положено фиксировать погоны с 3 звездами и 2 полосками;
  • советник юстиции 1-й категории носит 3 звезды и 3 полоски;
  • 2 звезды и 3 полоски принято крепить на погонах советника юстиции 2-й категории;
  • если перед вами юрист 3-го класса, на знаках фиксируется 1 звезда и 2 полоски.

Как выглядят женщины судебные приставы Одежда военнослужащих женщин должна быть выдержана в сдержанных тонах, приближенных к графитовому и черному цветам.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *