Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Осуществление миграционного учета». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В период проведения в России Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года – с 25 мая по 25 июля – на территории городов, где будут проходить футбольные матчи, вводятся особые условия постановки иностранных граждан на учет по месту пребывания и регистрации их по месту жительства (регистрации по месту жительства подлежат иностранцы, получившие разрешение на временное проживание или вид на жительство в Российской Федерации).
Главные правила миграционного учета иностранцев в РФ
Основные использующиеся для постановки на учет мигрантов принципы таковы:
- Прибывший мигрант передает фиксирующее его прибытие уведомление в учреждение ГУВД: его зарегистрируют в качестве пребывающего на территории РФ гражданина.
- Иностранному гражданину вручается отрывающаяся часть уведомительного документа: в качестве удостоверения факта постановки на учет, который будет осуществлен в течение семи (с момента прибытия) дней.
Стоит отметить, что для лиц, прибывших с территорий Казахстана и Беларуси, а также Кыргызстана, Армении, постановка на учет будет оформляться в течение не 7 дней, а 15.
Некоторые категории граждан обязаны регистрироваться в РФ на следующий же после прибытия день.
К ним относятся:
- лица, не определившиеся заранее с местом жительства;
- лица, работа которых осуществляется вахтовым методом;
- граждане, целью которых является лечение либо отдых (местом проживания таковых будет санаторий либо отель);
- граждане со статусом «лишенные свободы».
От постановки на миграционный учет освобождаются:
- члены экипажа корабля с военным статусом (цель – государственный визит);
- то же в отношении судна гражданской категории (если период пребывания на берегу – менее суток);
- пассажиры транзитной категории (вне зависимости от вида транспорта);
- путешественники, если срок их визита в РФ ограничивается одной неделей.
Документы для постановки на учет
Чтобы встать на миграционный учет иностранец обязан предоставить пакет документов. В него входит:
- копия всех страниц заграничного паспорта;
- отдельная копия визы;
- оригинал и копия миграционной карты;
- копия договора аренды или свидетельство о собственности арендодателя на площадь, где проживает иностранное лицо..
Граждане стран, входящих в Европейско-Азиатское экономическое сотрудничество дополнительно предоставляют:
- копию трудового договора;
- копии документов, подтверждающих родство с иностранцем и членами его семьи;
- пакет документов, необходимых для постановки на миграционный учет согласно ст.17 закона №109-ФЗ от 18 июля 2006 г.
Процесс постановки на миграционный учет иностранных граждан
Суть данного процесса состоит в том, чтобы предоставить временную регистрацию жителям других государств, приехавших в Россию. Это означает, что в обязанности каждого иностранного гражданина, приехавшего на территорию РФ, входит процедура вставания на миграционный учет.
Миграционный учет иностранных граждан в Российской Федерации основывается на ФЗ 109 «О миграционном учете иностранных граждан, и лиц без гражданства в РФ». Настоящий закон о миграционном учете дополнен Постановлением Правительства РФ № 9 касательно «Порядка осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства РФ» и «Административным регламентом… по предоставлению государственной услуги по осуществлению государственного учета иностранных граждан….» (Приказ МВД № 881 от 23 ноября 2017 года).
Федеральный надзор за миграционными потоками подразумевает контроль за пребыванием, проживанием и трудовой деятельностью иностранцев в РФ.
Уточненные правила уведомления об иностранцах
20 марта вступили в силу поправки в Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства от 15.01.2007 № 9. Изменения подготовлены МВД после того, как были уточнены обязанности физических и юридических лиц, выступающих принимающей стороной для иностранных граждан.
Специалисты, ведущие учет иностранных граждан в организации, должны принимать во внимание следующие изменения:
- появился перечень документов, которые иностранные граждане — выходцы из государств — членов Евразийского экономического союза (члены их семей) предъявляют принимающей стороне для постановки их на учет по месту пребывания. Среди документов:
- документ, удостоверяющий личность;
- миграционная карта;
- трудовой или гражданско-правовой договор, заключенный с работодателем или заказчиком работ (услуг) на территории Российской Федерации;
- документы, подтверждающие родственные отношения (для членов семьи трудящегося государства — члена ЕАЭС);
- разрешено при заполнении бланка уведомления о прибытии использовать аббревиатуры и сокращения слов;
- к уведомлению о прибытии прилагают копии всех вышеперечисленных документов, но удостоверение личности копировать полностью уже нужно, поскольку требуются сведения о самом иностранце и совершенных им ранее поездках;
- если работодатель ставит на учет по месту пребывания иностранного гражданина в возрасте до 1 года, рожденного на территории РФ и не выезжавшего за пределы страны, миграционную карту не потребуют (ее нет). В то же время родители должны предоставить принимающей стороне документ, удостоверяющий личность иностранного ребенка и признаваемый Российской Федерацией в таком качестве. Его получают в дипломатическом представительстве или консульстве;
- в самом уведомлении дополнительно указывают реквизиты документа, подтверждающего право пользования помещением, предоставляемым для проживания иностранцу;
- для снятия с учета принимающая сторона должна уведомить об убытии иностранного гражданина. На это дается 7 рабочих дней. Способы передачи информации — стандартные: непосредственно в МВД, через МФЦ либо по почте.
Напомним, что 08.07.2018 вступил в силу Федеральный закон от 27.06.2018 № 163-ФЗ, который уточнил некоторые нормы закона о миграционном учете иностранных граждан. В частности, местом пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в РФ теперь считается:
«жилое помещение, не являющееся местом жительства, или иное помещение, в котором иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает (регулярно использует для сна и отдыха), либо организация, по адресу которой иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в случае осуществления в этой организации трудовой или иной не запрещенной деятельности».
В соответствии с действующей редакцией ст. 21 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», временно пребывающих иностранцев ставит на учет принимающая сторона (у самого иностранца такой обязанности нет). Место временного пребывания будет:
- по адресу жилого помещения, в котором иностранный гражданин фактически проживает. В данном случае речь идет о ситуации, когда он проживает в чужой квартире. Даже если ее арендует работодатель, обязанность по постановке на учет возникает у собственника жилья;
- по адресу гостиницы или иной организации, оказывающей гостиничные услуги, санатория, дома отдыха, пансионата, детского оздоровительного лагеря, туристской базы, кемпинга или иного помещения, в которых он фактически проживает. Этот пункт разъясняет правила постановки на учет временно пребывающих иностранцев, которые находятся на территории РФ на отдыхе либо в командировке, то есть цель поездки — деловая или отдых, но не работа. Если иностранец приехал работать и проживает в гостинице, то администрация является принимающей стороной и обязана поставить его на учет;
- по адресу медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги в стационарной форме в том числе лицам без определенного места жительства, в которой он находится в связи с получением услуг этого предприятия. Больницы ставят на учет временно пребывающих иностранцев, приехавших с целью получить медицинские услуги (лечиться);
- по адресу учреждения, исполняющего уголовное или административное наказание, в котором гражданин содержится;
- по адресу организации, в которой работник осуществляет трудовую или иную, не запрещенную законодательством РФ, деятельность, в случае фактического проживания по адресу указанной организации либо в помещении без собственных адресных данных, которое предприятие предоставило работникам для временного проживания. То есть принимающей стороной считается работодатель, поэтому он и обязан уведомлять о прибытии иностранца.
Нюансы снятия иностранных граждан с миграционного учета по месту пребывания
С августа 2018 г. у лиц и организаций, являющихся принимающей стороной для иностранцев, появилась новая обязанность — уведомлять органы миграции о выбытии иностранного гражданина с места пребывания. С 28.07.2019 действует унифицированная форма такого уведомления.
Миграционный учет иностранных граждан (ИГ) регулируется положениями закона № 109-ФЗ от 18.07.2006 «О миграционном учете…». В частности, ст. 8 (в редакции от 2018 г.) содержит основания для снятия с миграционного учета, а ст. 23 определяет необходимость принимающей стороне подавать уведомление о выбытии ИГ с места пребывания.
В соответствии с законом, принимающей стороной для иностранцев является:
- работодатель, если ИГ фактически проживает по месту работы или на иной, принадлежащей работодателю территории;
- физическое или юридическое лицо — собственник жилого помещения, в котором проживает ИГ;
- больницы, санатории и пр. — для своих иностранных пациентов;
- дома отдыха, гостиницы, кемпинги, турбазы — для постояльцев ИГ;
- исправительные учреждения — для осужденных иностранцев, отбывающих в них наказание;
- дипломатические учреждения и представительства международных организаций, предоставляющее помещения для проживания иностранных граждан.
Именно они вправе как ставить иностранцев на учет, так и снимать их.
Ранее обязанность сообщать о выбытии иностранных граждан лежала только на гостиницах, больницах и тому подобных учреждениях, а работодатели и частные лица были от нее освобождены.
Ситуация изменилась в 2018 г. с принятием 28.07.2018 ФЗ № 257, внесшего изменения в ст. 8 и 23 109-ФЗ. Таким образом, с августа 2018 г. уведомлять о выбывших гражданах принимающая сторона обязана в любом случае. Чаще всего снимает их с учета то же лицо (организация), которое ставило.
Основания снятия с учета ИГ следующие:
- постановка на учет в другом месте пребывания;
- прекращение права ИГ пользоваться жилым помещением, например истечение срока договора аренды;
- расторжение трудового договора (для ИГ, проживающих на территории работодателя);
- отсутствие оснований для дальнейшего пребывания (временного или постоянного) ИГ на территории РФ;
- признание регистрации ИГ по месту пребывания недействительной;
- установление факта фиктивности регистрации;
- смерть или пропажа без вести иностранного гражданина.
Когда нужно вставать на учет?
Совершая целевой въезд в РФ, иностранец проходит таможенный контроль и заполняет миграционную карту (МК). Нужно заранее определиться, где получить миграционную карту для заполнения – у водителя автобуса, членов экипажа самолёта или из рук пограничников на КПП. Этап получения МК не завершает процедуру, новоприбывшему придётся встать на миграционный учет по месту пребывания в одном из регионов.
Кому нужно обязательно регистрировать свой статус:
- посетившим Россию туристам;
- гостям, если срок их пребывания в РФ свыше 7 дней;
- трудовым мигрантам;
- иностранным студентам;
- морякам гражданских судов, экипажам самолетов (свыше 24 часов нахождения в РФ), а также кораблей (свыше 3 суток).
Ничего страшного, если иностранец не успевает лично зарегистрировать свой статус в миграционном органе. Сегодня можно запросто встать на миграционный учет на почте, отправив уведомление через ФГУП «Почта России». Указанные действия разрешены как иностранцам, так и их представителям от принимающей стороны. Проигнорировав требования закона, придётся заплатить штраф за несвоевременную постановку на миграционный учет.
Кому она необходима и в какие сроки ее нужно оформить
Закон о миграционном учете обязывает иностранца в течение 7 дней с даты въезда уведомить о своем месте жительства или временном месте пребывания в России. В случае несоблюдения закона, иностранец может быть оштрафован и даже депортирован с запретом на повторный въезд на несколько лет. Поэтому, постановка на миграционный учет должна быть его первоочередной задачей, чтобы легализировать свое положение.
Кроме этого, отсутствие регистрации не позволит оформить ряд разрешительных документов для легального проживания в РФ. Без нее невозможно отдать несовершеннолетнего в садик, школу, колледж, получать медицинскую помощь, пособия, оформлять кредиты. Помимо всего прочего, мигрант не сможет устроиться на официальную работу, открыть ИП или юридическое лицо.
Для иностранных граждан некоторых бывших союзных республик дается большее время для регистрации. Так, например, таджикам это можно сделать в течение 15 дней, белорусам – 30, украинцам – 90, казахам – 30.
Кроме граждан перечисленных стран, такую возможность получают специалисты высокого профиля. Они могут проживать без регистрации в течение 90 дней. Помимо этого, если они по истечении этого срока решат сменить временное место жительства, им дается дополнительно еще 30 суток, чтобы это сделать.
Законом указаны и случаи, когда временная регистрация иностранных граждан должна осуществляться в течение суток после прибытия. К ним относятся следующие категории иностранцев:
- Не имеющие определенного места жительства.
- Прибывшие работать вахтовым методом.
- Приехавшие с целью получения лечения в медицинском учреждении или для прохождения курса реабилитации.
- Остановившиеся во время своего пребывания в отеле, на базе отдыха и другом месте гостиничного типа.
- Отбывающие наказание в исправительном учреждении.
- Располагающиеся в социальном учреждении.
Глава 6. Заключительные положения
Поскольку продление миграционного учета требует наличия оснований, каждый иностранец должен знать, в каком случае ему будет доступна эта процедура. Среди оснований, наличии которых позволит продление миграционного учета иностранных граждан, находятся:
1 | Вынужденная задержка на территории страны, связанная с чрезвычайными обстоятельствами или введенными правительством ограничениями на выезд. Законность нахождения на территории державы будет продлено вплоть до окончания карантина или других действующих ограничений. |
2 | Беременность или роды, уход за близким родственником, находящимся на стационарном лечении, а также оформление наследства или гражданства. Продление законного нахождения регламентируется основаниями, которые послужили причиной к таким действиям. |
3 | Уважительная причина, такая как принятие обращения на оформлению ВНЖ продлевает законность нахождения в державе на срок рассмотрения обращения, который занимает четыре месяца. |
Иностранцев не будут депортировать из России до 15 июня 2021 года
Довольно часто легальные мигранты пребывают в пределах РФ по приглашению принимающей особы (стороны). Таким субъектом могут быть заявлены:
- россияне, имеющие постоянное место проживания;
- иностранцы на ПМЖ, РВП, вид на жительство;
- компании — юр. лица, официально зарегистрированные в РФ, имеющие право заключать с иностранными гражданами трудовой договор;
- государственные органы разных уровней;
- международные организации, пригласившие данное лицо.
Приглашающему субъекту отводится 3 рабочих дня для уведомления миграционной службы о приезде иностранца и сроках его пребывания.
Миграционный учет иностранных граждан не предполагает особых трудностей и траты свободного времени. Это элементарная процедура, не требующая посещения миграционных органов — достаточно просто взять копию паспорта приезжего, сходить на почту и заполнить бланк. Для отправки бланка необходимо оплатить услуги почты (180 рублей).
Взамен оператор почтовой связи проставит штампы на отрывном талоне, который необходимо будет показать при прохождении пограничного контроля при выезде с любого пункта, расположенного на границе. Отсутствие такого корешка потребует уплаты штрафа до 5 тыс. рублей. При необходимости пролонгации границ сроков пребывания, необходимо будет повторно отправить уведомление с указанными изменениями.
- Принимающий субъект (при болезни и в других некоторых случаях, уведомление может отправить и лично нерезидент) заполняет и отправляет в УМФС РФ уведомление установленного образца.
- Полученные данные проверяются ответственным работником, принимающим бумаги, и заносятся в общую базу данных, о чём ставится соответствующая отметка в отрывном купоне.
- Купон возвращается заявителю, а тот, в свою очередь, передает его иностранцу.
- Данная отрывная часть позволяет законно пребывать лицу до 90 суток.
- Отправлять данные об убытии постояльца не нужно — такая информация попадёт в общую систему автоматически при пересечении лицом государственной границы.
Пакет документов, необходимый для предоставления контролирующим структурам, отличается исходя из субъектности принимающей стороны. Физ. лицу необходимо предъявить:
- паспорт;
- копию паспорта;
- документы, свидетельствующие о законном пребывании в пределах России;
- свидетельство на право собственности квартиры, дома или договор найма, в котором планируется временное проживание прибывшего мигранта.
Главные правила миграционного учета иностранцев в РФ
Основные использующиеся для постановки на учет мигрантов принципы таковы:
- Прибывший мигрант передает фиксирующее его прибытие уведомление в учреждение ГУВД: его зарегистрируют в качестве пребывающего на территории РФ гражданина.
- Иностранному гражданину вручается отрывающаяся часть уведомительного документа: в качестве удостоверения факта постановки на учет, который будет осуществлен в течение семи (с момента прибытия) дней.
Стоит отметить, что для лиц, прибывших с территорий Казахстана и Беларуси, а также Кыргызстана, Армении, постановка на учет будет оформляться в течение не 7 дней, а 15.
Некоторые категории граждан обязаны регистрироваться в РФ на следующий же после прибытия день.
К ним относятся:
- лица, не определившиеся заранее с местом жительства;
- лица, работа которых осуществляется вахтовым методом;
- граждане, целью которых является лечение либо отдых (местом проживания таковых будет санаторий либо отель);
- граждане со статусом «лишенные свободы».
От постановки на миграционный учет освобождаются:
- члены экипажа корабля с военным статусом (цель – государственный визит);
- то же в отношении судна гражданской категории (если период пребывания на берегу – менее суток);
- пассажиры транзитной категории (вне зависимости от вида транспорта);
- путешественники, если срок их визита в РФ ограничивается одной неделей.
Продление миграционного учета
Для увеличения срока регистрации мигранту необходимо предоставить миграционной службе значимые основания. В их число входят:
- Ожидание выдачи ВНЖ или других важных документов;
- Запущенный процесс продления статуса ВКС или рабочего патента;
- Заключение трудового договора (для граждан стран-членов Таможенного Союза);
- Поступление в университет или институт.
Чтобы запустить процедуру продления, потребуется:
- Заявление в произвольной форме на русском языке (должно включать ФИО, дату рождения, родную страну, данные удостоверения личности и адрес проживания);
- Паспорт иностранца;
- Миграционная карта;
- Доказательства причин для продления (оригиналы и копии).
Будет ли депортация мигрантов после 15 июня 2021 года?
На настоящий момент правила продления действуют в следующем виде:
- действие документов, подтверждающих законное право нахождения иностранных граждан в России (кроме патентов), приостановлено на период с 15 марта 2021 года по 15 июня 2021 года;
- мигранты с патентом могу продлить его в упрощенном порядке (или получить новый), без выезда из РФ;
- принудительное выдворение и другие административные меры в этот период не применяются, выезд разрешается, если не предусмотрен транзит через другие страны;
- принудительному выдворению подлежат только вышедшие из тюрьмы граждане и угрожающие безопасности РФ;
- при возобновлении транспортного сообщения со страной, гражданином который является мигрант, временный порядок на него не распространяется. Для урегулирования правовых вопросов нахождения дается 90 дней.
Будет ли продление миграционных документов после 15 июня 2021 года? Пока неизвестно, но судя по заявлениям официальных лиц, пока оно не планируется.
Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от N 109-ФЗ ст 20 (ред
1) главы иностранных государств, главы правительств иностранных государств, члены парламентских и правительственных делегаций иностранных государств, руководители международных организаций, въехавшие в Российскую Федерацию по приглашению федерального органа государственной власти или органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также следующие с указанными лицами члены их семей;
5. Учет по месту пребывания постоянно или временно проживающих в Российской Федерации иностранных граждан, которые временно покинули место проживания в связи с возникновением в данном месте чрезвычайной ситуации, проведением на территории, на которой они проживают, контртеррористической операции либо введением на указанной территории чрезвычайного или военного положения и которые находятся в месте временного размещения, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Новые правила постановки иностранных граждан на миграционный учёт
«4) место пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (далее – место пребывания) – жилое помещение, не являющееся местом жительства, или иное помещение, в котором иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает (регулярно использует для сна и отдыха), либо организация, по адресу которой иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в случае, предусмотренном частью 2 статьи 21 настоящего Федерального закона;».
В июле 2022 году вступили в силу поправки в миграционное законодательство, в частности изменились правила постановки иностранных граждан на миграционный учёт по месту временного пребывания. Изменения коснулись Федерального закона №109 «О миграционном учёте».
Изменения в ЗАКОНЕ О МИГРАЦИОННОМ УЧЕТЕ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН
2) по адресу гостиницы или иной организации, оказывающей гостиничные услуги, санатория, дома отдыха, пансионата, детского оздоровительного лагеря, туристской базы, кемпинга или иного помещения, в которых он фактически проживает, либо по адресу медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги в стационарной форме, в том числе лицам без определенного места жительства, в которой он находится в связи с получением услуг этой организации, либо по адресу учреждения, исполняющего уголовное или административное наказание, в котором он содержится.
Внести в Федеральный закон от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 30, ст. 3285; 2007, N 49, ст. 6071; 2008, N 30, ст. 3589; 2009, N 29, ст. 3636; 2010, N 52, ст. 7000; 2011, N 13, ст. 1689; 2013, N 23, ст. 2866; N 48, ст. 6165; N 51, ст. 6696; N 52, ст. 6950; 2022, N 52, ст. 7557; 2022, N 48, ст. 6724) следующие изменения:
Изменения в законодательстве о миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ
Приглашающая сторона принимает меры по обеспечению соблюдения приглашенным иностранным гражданином порядка пребывания (проживания) в Российской Федерации в части соответствия заявленной им цели въезда в Российскую Федерацию фактически осуществляемой в период пребывания (проживания) в Российской Федерации деятельности или роду занятий, а также по обеспечению своевременного выезда приглашенного иностранного гражданина за пределы Российской Федерации по истечении определенного срока его пребывания в Российской Федерации. Перечень и порядок применения указанных мер устанавливаются Правительством Российской Федерации.
С 16.01.2022 вступили в силу изменения в Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», которые расширяют перечень обязанностей приглашающей стороны по отношению к приглашенному ею в РФ иностранному гражданину/ лицу без гражданства.