Увольнение гражданских и муниципальных служащих в связи с утратой доверия

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Увольнение гражданских и муниципальных служащих в связи с утратой доверия». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Чтобы уволить работника по данному основанию, необходимо доказать, что работник действительно совершил виновные действия, вследствие чего утратил доверие своего работодателя. Соответственно, если работодатель решил не обращаться в полицию, он должен провести собственное расследование.

Основания для увольнения

В ТК отсутствует перечень оснований, по которым допускается увольнение служащего в связи с утратой доверия. Он определяется руководителем самостоятельно. Обычно следующие действия работника влекут за собой утрату доверия:

  • Воровство или порча материальной собственности предприятия.
  • Нарушения в выполнении кассовых операций.
  • Реализация продукции по завышенной или пониженной цене.
  • Списание материальной собственности, противоречащее закону и нормативным актам предприятия.
  • Мошенничество.
  • Расхождения действий сотрудника с принятыми локальными актами по работе с материальными активами.
  • Нанесение материального ущерба предприятию вследствие умышленных действий сотрудника.
  • Коррупционные действия.

Установление вины — обязательное условие.

Обязательным условием для увольнения работника в связи с утратой к нему доверия является установление его вины.

Рязанским областным судом 07.10.2009 рассмотрена кассационная жалоба ИП А. А. А. на решение Октябрьского районного суда г. Рязани, которым постановлено удовлетворить исковые требования С. О. В. и восстановить на работе в должности продавца с совмещением профессии кассира, взыскать средний заработок за время вынужденного прогула и компенсацию морального вреда.

Изучив материалы дела, объяснения представителя ИП А. А. А., поддержавшей кассационную жалобу, возражения на кассационную жалобу С. О. В., судебная коллегия установила, что С. О. В. обратилась в суд с иском к ИП А. А. А. о восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда. В обоснование иска указала, что она работала у ответчика продавцом с совмещением профессии кассира. Уволена приказом в связи с утратой доверия по п. 7 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. С увольнением не согласна, поскольку действий, дающих основание для утраты доверия со стороны работодателя при обслуживании денежных средств и товарных ценностей, не совершала.

Ответчик иск не признал.

В кассационной жалобе ИП А. А. А. просит решение суда отменить. Полагает решение незаконным и необоснованным, поскольку выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Из материалов дела усматривается и судом установлено, что С. О. В. на основании трудового договора от 08.12.2006 работала у ответчика в должности продавца с совмещением профессии кассира. При приеме на работу с ней был заключен договор о полной индивидуальной материальной ответственности. Приказом от 25.05.2009 трудовые отношения с С. О. В. прекращены на основании п. 7 ч. 1 ст. 81 ТК РФ за совершение виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя. Причиной увольнения послужили результаты проведенной инвентаризации и аудита, установивших недостачу товарно-материальных ценностей в сумме более 400 тыс. руб. Круг предполагаемых виновных лиц – С. О. В. и К. Р. И.

Разрешая спор, суд обоснованно руководствовался п. 7 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, согласно которому трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае совершения виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя.

В соответствии с п. 45 Постановления №2 необходимо иметь в виду, что расторжение трудового договора по п. 7 ст. 81 ТК РФ возможно только в отношении работников, непосредственно обслуживающих денежные или товарные ценности, при условии, что ими совершены виновные действия, которые давали работодателю основание для утраты доверия к ним.

Поскольку ответчик не представил бесспорных доказательств того, что недостача товарно-материальных ценностей образовалась в результате совершения С. О. В. каких-либо виновных действий, суд пришел к обоснованному выводу о незаконности ее увольнения.

Проверив законность и обоснованность постановленного Октябрьским районным судом г. Рязани решения, судебная коллегия полагает, что оснований для его отмены не имеется, поэтому кассационная жалоба ИП А. А. А. оставлена без удовлетворения.

Принято решение уволить

В Законе N 79-ФЗ не определен общий порядок прекращения служебного контракта. Напомним, в силу ст. 73 Закона N 79-ФЗ неурегулированные вопросы регламентируются нормами ТК РФ. В частности, ст. 84.1 ТК РФ устанавливает общий порядок оформления прекращения трудового договора работодателем, соответственно, указанный порядок будет применим и к отношениям на госслужбе.

Из ч. 2 ст. 33 Закона N 79-ФЗ следует, что прекращение служебного контракта с гражданским служащим, освобождение его от замещаемой должности и увольнение с гражданской службы оформляются правовым актом государственного органа (приказом или распоряжением), с которым служащий должен быть ознакомлен под роспись. Если акт об увольнении невозможно довести до сведения госслужащего или он отказывается от ознакомления, в акте необходимо сделать запись об этом.

Днем увольнения является последний день исполнения гражданским служащим должностных обязанностей, за исключением случаев, когда он фактически не работал, но за ним сохранялась должность.

Обращаем ваше внимание на то, что увольнение с гражданской службы в период временной нетрудоспособности или отпуска по рассматриваемому основанию не допускается (ч. 3 ст. 37 Закона N 79-ФЗ). Это подтверждает и судебная практика.

Решением Центрального районного суда г. Красноярска от 15.02.2008 М., проходивший службу в ФССП по Березовскому району Красноярского края в должности старшего судебного пристава и уволенный по п. 4 ч. 1 ст. 37 Закона N 79-ФЗ (совершение виновных действий гражданским служащим, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему представителя нанимателя), был восстановлен на работе.

Основания для увольнения работника в связи с утратой доверия

Вы не можете расторгнуть договор с сотрудником только потому, что перестали ему доверять по личным причинам. Увольнение в связи с утратой доверия – это дисциплинарное взыскание, которое применяется, если действия работника непосредственно связаны с выполняемыми им обязанностями, которые закреплены в договоре или соглашении.

Увольнение по п.7 ч.1 ст. 81 ТК РФ возможно в следующих случаях:

  1. За хищение имущества или денег, обсчет покупателей, обмеривание и обвешивание, нарушение правил продажи, реализация товара по намеренно завышенным ценам.
  2. Халатность: оставление ключей от сейфа или материальных ценностей без присмотра, выдача денег без надлежащего оформления документов.
  3. Подделка документов или подписей.
  4. Взяточничество, коррупция.
  5. Иные виновные действия кассира, продавца, экспедитора, бухгалтера: кража товара или денег,

Утрата доверия на государственной службе

Муниципальная служба является одной из сфер профессиональной деятельности, осуществляемой путем заключения трудового договора на замещение должностей с работодателем, в лице которого могут выступать:

  • глава муниципального образования
  • руководитель органов самоуправления местного уровня
  • председатель избирательной комиссии муниципалитета
  • прочие лица, имеющие соответствующие полномочия

Поскольку люди, замещающие муниципальные должности, вступают в трудовые правоотношения, на основании подписания в двустороннем порядке контракта (трудового договора), вопросы урегулирования отношений решаются:

  • согласно нормам Трудового кодекса РФ
  • в соответствии с прочими правовыми актами в сфере труда, принятыми государством, субъектами РФ, уставами муниципальных образований

Порядок приема на работу и основания прекращения трудовых правоотношений с муниципальными служащими регулируется трудовым законодательством России. Кроме того, 02 марта 2007 года был принят ФЗ № 25 профильного назначения, регулирующий правоотношения, связанные с поступлением на службу в муниципалитеты, прохождение службы и прекращение выполнения служебных обязанностей:

  • российских граждан
  • лиц, имеющих иностранное гражданство, в соответствии с условиями международных договоров, имеющих право нести муниципальную службу
Читайте также:  Больничный по уходу за ребенком с 01.09.2021 (ЗУП 3.1.14.555/3.1.18.82)

В соответствии с нормами ст. 77 ТК РФ, действие контракта с муниципальным служащим можно прекратить по общим основаниям трудового законодательства:

  • по достигнутому соглашению между лицом, замещающим должность служащего муниципалитета, и работодателем
  • по окончании действия договорных отношений
  • по желанию служащего, подавшего заявление об увольнении как минимум за две недели до предполагаемой даты прекращения правоотношений
  • по инициативе работодателя (заметим, что это могут быть не только виновные действия служащего, нарушившего дисциплину или не справляющегося со служебными обязанностями, но и, например, сокращение численности работников или штата сотрудников, прекращение деятельности муниципального учреждения и прочие)
  • переводу служащего к другому работодателю
  • по состоянию здоровья (невозможности выполнения далее служебных обязанностей), о чем свидетельствует должным образом оформленное заключение медиков, и отсутствием соответствующих вакансий, куда можно перевести служащего для продолжения несения службы
  • прочим основаниям, предусмотренным законом

Анатолий Выборный: Институт увольнения в связи с утратой доверия – эффективный инструмент противодействия коррупции»

Депутат Государственной Думы РФ Анатолий Выборный провел пресс-конференцию на тему: «Институт увольнения в связи с утратой доверия – эффективный инструмент противодействия коррупции». Ее организовали в международном мультимедийном пресс-центре МИА «Россия сегодня».

В конференции также приняли участие представители Генеральной прокуратуры и Минтруда РФ. Журналистам рассказали о механизмах контроля в сфере противодействия коррупции, применении санкций в отношении нарушителей и об общественной значимости института увольнения в связи с утратой доверия.

Основаниями для этого служат такие грубые коррупционные правонарушения, как сокрытие сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, непринятие мер по урегулированию конфликта интересов, осуществление предпринимательской деятельности в нарушение антикоррупционных запретов.

По данным Генеральной прокуратуры РФ, в 2018 году 1303 российских чиновника были уличены в коррупционных нарушениях и уволены с такой формулировкой (в 2015 г. – 121, в 2016 г. – 353, в 2017 г. – 1251).

«Институт увольнения в связи с утратой доверия, как показывает правоприменительная практика, является эффективном инструментом противодействия коррупции. С 2018 года в России ведется реестр коррупционеров.

В него сроком на 5 лет вносятся сведения о лицах, уволенных в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения. Включение в реестр, исключение из него определяется Правительством РФ. На начало апреля 2019 г. в него внесено чуть более 1100 лиц.

Таким образом, реестр коррупционеров – это своего рода дополнительный стимул для чиновников к соблюдению законов.

Кроме того, на рассмотрение в Государственную Думу внесен законопроект, предусматривающий дифференцированные меры, которые могут применяться, если увольнение является слишком суровым наказанием.

Бывают ситуации, когда должностное лицо допустило нарушение, но не настолько серьезное, чтобы его уволить в связи с утратой доверия с последующим внесением в соответствующий реестр.

В этих целях законопроектом предусмотрены дополнительные виды взысканий – выговор и предупреждение о неполном служебном соответствии.

Данные меры позволят обеспечить неотвратимость наказания за любые коррупционные правонарушения, не влекущие уголовно-правовых последствий и недостаточно серьезные для увольнения», — отметил Выборный.

Источник: http://guardinfo.online/2019/04/09/anatolij-vybornyj-institut-uvolneniya-v-svyazi-s-utratoj-doveriya-effektivnyj-instrument-protivodejstviya-korrupcii/

Когда военнослужащий хочет уволиться с работы, первое, что он должен сделать – донести свое желание руководству. Причем сделать это нужно не в устной, а письменной форме. Желательно получить подтверждение о принятии документа на руки – так у служащего останется доказательство, что он написал заявление на увольнение.

После этого в общем порядке сотрудник отрабатывает положенные 2 недели. Примечательно, что вплоть до подписания приказа работник может передумать и забрать свое заявление, оставшись на своей должности. После этого действия работодателя выглядят так:

  1. составление приказа об увольнении;
  2. прием документов и обходного листа у сотрудника;
  3. подпись приказа работником;
  4. занесение соответствующей записи в трудовую книжку;
  5. выдача документов сотруднику на руки;
  6. проведение всех необходимых выплат.

Дополнительно увольнение с госслужбы предполагает, что сотрудник должен не нарушать требования, прописанные в специальной памятке по служебному поведению. Работодатель должен также выдать ее работнику.

Примечательно, что увольнение с госслужбы по своему желанию накладывает ограничение на последующее устройство на работу по ГПД в течение 2 лет. Предварительно придется получить разрешение специальной комиссии. Более того, об обустройстве на новую работу в течение этих 2 лет нужно сообщить в госорганы – такое обязательство накладывается на нового работодателя.

Особенности процедуры увольнения с госслужбы

Трудовая деятельность государственных служащих регламентируется специальным Федеральным законом № 79-ФЗ – о гражданской госслужбе. Процедура увольнения чиновника также прописана в данном правовом акте (глава 6). А в статье 59.2 указанного закона определен механизм прекращения службы в связи с утратой доверия.

При увольнении госслужащего расторгается не трудовой договор, а служебный контракт, так как именно он заключается при поступлении на работу в государственные структуры. Основания для его прекращения перечислены в статье 33 ФЗ № 79. Их более десяти:

  • истечение срока действия заключенного контракта;
  • соглашение, достигнутое между сотрудником и работодателем;
  • смерть государственного служащего (а также наступление иных обстоятельств, не зависящих от воли участников контракта);
  • инициатива самого чиновника;
  • инициатива его руководителя (если имел место прогул, или по состоянию здоровья госслужащего);
  • перевод на работу в другой госорган;
  • отказ сотрудника от переезда вместе с организацией в другую местность;
  • утрата российского гражданства (при работе в организациях, не связанных с госслужбой, данное обстоятельство не является причиной для расторжения трудового договора);
  • несоблюдение предусмотренных законом ограничений и нарушение запретов (например, касающихся неучастия в коммерческой деятельности во время службы);
  • отказ сотрудника от иной должности, которая была ему предложена в соответствии с частичной нетрудоспособностью или медицинским заключением и т. п.

Утрата доверия к работнику-коррупционеру

Уволить в связи с утратой доверия также можно на основании п. 7.1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Основанием увольнения по этому пункту является:

– непринятие работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;

– непредоставление или предоставление неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, либо о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей;

– открытие (наличие) счетов (вкладов), хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ,

– владение и (или) пользование иностранными финансовыми инструментами работником, его супругом (супругой) и несовершеннолетними детьми,

– в случаях, предусмотренных ТК, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ, если указанные действия дают основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя.

В отличие от увольнения по п. 7, уволить по этому основанию можно работников только тех организаций, которые прямо названы в законе.

Категории работников, трудовой договор с которыми подлежит расторжению по данному пункту, определены:

  • Федеральным законом от 25.12.2008 № 273‑ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Закон № 273‑ФЗ);

  • Трудовым кодексом;

  • Указом Президента РФ от 02.04.2013 № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» гражданами, претендующими на замещение должностей в государственных корпорациях (компаниях), иных организациях, созданных на основании федеральных законов, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации, и лицами, замещающими указанные должности»;

  • Постановлением Правительства РФ от 22.07.2013 № 613 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Правительством Российской Федерации, и работниками, замещающими должности в этих организациях, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, проверке достоверности и полноты представляемых сведений и соблюдения работниками требований к служебному поведению» (далее – Постановление № 613).

В соответствии с названными актами к работникам, трудовой договор с которыми может быть расторгнут по п. 7.1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, относятся, в частности, отдельные категории работников, замещающие должности:

– в государственной корпорации, публично-правовой компании или государственной компании, иных организациях, созданных на основании федеральных законов, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом РФ;

Читайте также:  Госпошлина за регистрацию права собственности на недвижимость в 2023 году

– в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом РФ;

– в Пенсионном фонде, Фонде социального страхования, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, в государственных корпорациях (компаниях), иных организациях, со­зданных на основании федеральных законов, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Правительством РФ;

– в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Правительством РФ.

Обратите внимание

Перечень должностей, замещаемых работниками в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Правительством РФ, перечень этих организаций, а также правила представления работниками, замещающими соответствующие должности в этих организациях, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и положение о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых этими работниками, и соблюдения ими требований к служебному поведению утверждены Постановлением № 613.

К перечисленным категориям работников следует добавить руководителей государственных (муниципальных) учреждений, которые должны предоставлять сведения о доходах в силу ст. 275 ТК РФ.

За утрату доверия можно также уволить государственных гражданских служащих, муниципальных служащих, военнослужащих, сотрудников ОВД, прокуратуры и т. д. При этом основанием увольнения будут нормы соответствующих федеральных законов.

Случаи, в которых гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия

Непринятие мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является

Непредоставление сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо предоставление заведомо недостоверных или неполных сведений

Участие на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом

Осуществление предпринимательской деятельности

Вхождение в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций

Нарушение его супругой (супругом), несовершеннолетними детьми запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках

Процедура увольнения

Увольнение работника по п. 7 или 7.1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ относится к дисциплинарным взысканиям, соответственно работодателю необходимо соблюдать процедуру, предусмотренную ст. 193 ТК РФ. Однако в случае, когда виновные действия, дающие основания для утраты доверия, совершены работником не в связи с исполнением трудовых обязанностей, процедура привлечения к дисциплинарной ответственности не применяется.

Обратите внимание

Дисциплинарное взыскание применяется не позднее месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников, и не позднее шести месяцев со дня совершения проступка. По результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки – не позднее двух лет со дня совершения проступка (ст. 193 ТК РФ).

Начинается процедура увольнения с фиксации факта совершения работником противоправных действий. Это может быть докладная или служебная записка, акт инвентаризации или другой документ. Поскольку уволить за утрату доверия можно только при установлении вины работника, необходимо провести служебное расследование, запросив до этого с работника объяснение. Если в течение двух дней объяснение не предоставлено – составить соответствующий акт.

Для расследования формируется комиссия в составе не менее трех сотрудников организации.

Результаты расследования оформляются протоколом или актом, в котором указываются обстоятельства совершения противоправных действий, причиненный ущерб, действия, совершенные работником и дающие основания для утраты доверия, и степень вины данного работника, а также возможная мера наказания. Акт подписывается всеми членами комиссии.

Для гражданских служащих порядок увольнения установлен ст. 59.3 Закона № 79‑ФЗ.

С актом необходимо ознакомить работника, в отношении которого проводилось расследование, – он должен быть ознакомлен с решением комиссии под подпись. Если он отказывается, на акте проставляется соответствующая отметка.

Обратите внимание

Нельзя уволить за утрату доверия беременную работницу, а также сотрудников, находящихся в отпуске или на больничном (ст. 81, 269 ТК РФ).

На основании акта комиссии и других документов работодатель решает, являются ли действия сотрудника основанием для утраты к нему доверия и подлежит ли он увольнению. Принимая решение, работодателю следует учитывать тяжесть совершенного проступка, обстоятельства, при которых он был совершен, предшествующее проступку поведение сотрудника и его отношение к труду (ч. 5 ст. 192 ТК РФ). Если принято решение об увольнении, издается соответствующий приказ, который объявляется сотруднику под подпись в течение трех рабочих дней со дня издания, не считая времени отсутствия сотрудника на работе.

В случае, когда работодатель утратил доверие к сотруднику из‑за действий последнего, не связанных непосредственно с работой, расследование проводить не нужно и основанием увольнения будет другой документ, например решение суда о привлечении к уголовной ответственности.

На основании приказа об увольнении вносятся записи в трудовую книжку и личную карточку работника. Приведем образец записи в трудовой книжке.

записи

Дата

Сведения о приеме на работу, переводе на другую постоянную работу, квалификации, увольнении (с указанием причин и ссылкой на статью, пункт закона)

Наименование, дата и номер документа, на основании которого внесена запись

число

месяц

год

1

2

3

4

6

18

10

2017

Трудовой договор расторгнут

Приказ от 18.10.2017

в связи с совершением виновных

№ 21‑у

действий работником, непосредственно

обслуживающим товарные ценности,

дающих основание для утраты

доверия к нему со стороны

работодателя, пункт 7 части первой

статьи 81 Трудового кодекса

Российской Федерации.

Инспектор ОК Борисова

Ознакомлен. Иванов

МП

Кого нельзя уволить по причине утраты доверия

Несмотря на то, что Трудовой кодекс РФ наделил руководителей полномочиями увольнять неблагонадежных служащих в одностороннем порядке (ТК РФ, ст. 81), существуют категории граждан, являющихся неприкосновенными:

  1. Беременные – какое бы служебное нарушение ни совершила женщина в положении, уволить ее нельзя, но взыскать нанесенный материальный ущерб можно.
  2. Отсутствующие сотрудники – пока работник находится на больничном или в отпуске, расторжение трудового договора невозможно. Работодателю придется ждать выхода сотрудника на работу для получения объяснений и принятия окончательного решения.
  3. Несовершеннолетние – если в штате компании есть граждане моложе 18 лет, решение об их увольнении по причине утраты доверия должно приниматься совместно с представителями трудовой инспекции и комиссии по делам несовершеннолетних.

Увольнение государственного служащего в связи с утратой доверия

Служебная проверка проводится специальной комиссией, созданной в органе государственной власти, в состав которой входят сотрудники подразделения государственного органа по вопросам государственной службы и кадров с участием юридического (правового) подразделения и выборного профсоюзного органа данного государственного органа. Необходимо отметить, что в проведении служебной проверки не может участвовать гражданский служащий, прямо или косвенно заинтересованный в ее результатах. В этих случаях он обязан обратиться к представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, с письменным заявлением об освобождении его от участия в проведении данной проверки. При несоблюдении указанного требования результаты служебной проверки считаются недействительными (ч. 5 ст. 59 Федерального закона N 79-ФЗ).

  • давать устные или письменные объяснения, представлять заявления, ходатайства и иные документы;
  • обжаловать решения и действия (бездействие) гражданских служащих, проводящих служебную проверку, представителю нанимателя, назначившему служебную проверку;
  • ознакомиться по окончании служебной проверки с письменным заключением и другими материалами по результатам служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну.

Основания и порядок увольнения в связи с утратой доверия

  • непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является,
  • непредставления или представления неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставления или представления заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей,
  • открытия (наличия) счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации,
  • владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами работником, его супругом (супругой) и несовершеннолетними детьми

Для начала необходимо отметить тот факт, что перед непосредственной подготовкой и последующим изданием данного приказа на трудящегося должно быть наложено взыскание дисциплинарного характера, приказ о котором разрабатывается организацией самостоятельно в силу отсутствия единой формы. Он должен в себе содержать данные о ФИО трудящегося, его должности, структурном подразделении, где он осуществлял свою трудовую деятельность.

Читайте также:  Как происходит выход на пенсию по горячему стажу для мужчин и женщин

Проблема правового регулирования увольнения гражданского служащего в связи утратой доверия

Подробно данный вопрос урегулирован ст. 59.2 ФЗ № 79, представляющей конкретные причины, которые могут привести к утрате доверия. Например, к ним законодатель отнес: непринятие гражданским служащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является. При этом согласно ч. 2 ст.59.2 ФЗ № 79 подлежит увольнению в связи с утратой доверия и сам представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, но не принято мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов. Ученые данное основание часто относят к списку коррупционных правонарушений, отсюда часто возникает вопрос о том какой вид юридической ответственности в этом случае применяется [4, С. 15]. Так, например, Н. А. Кандрина предлагает рассматривать ответственность гражданских служащих как служебную ответственность, а М. Б. Добробаба полагает, что в сфере гражданской службы существует служебно-дисциплинарная [5, С. 50; 6, С. 49]. Можно поддержать в этом споре В.В. Коробченко и Т.В. Иванкину, которые посчитали подобный подход не вполне удачным, так как он «предполагает смешение различных по своей природе и целевому назначению видов юридической ответственности» [7, С. 34]. Основания прекращения служебного контракта по инициативе представителя нанимателя содержатся в статье 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 79) [1]. В целом они воспроизводят соответствующие нормы ст. 81 Трудового кодекса РФ [2]. Данные основания традиционно можно разделить на две группы в зависимости от вины гражданского служащего. Благодаря принятому Федеральному закону от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в 2011 году в ФЗ № 79 было внесено новое основание, которое является причиной увольнения гражданского служащего вследствие его виновных действий [3]. А, именно, это прекращение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя в связи с утратой представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей (п. 1.1 ч. 1 ст. 37 ФЗ № 79).

Обратите внимание => Серия и номер полиса омс как выглядит

Что работодатель должен доказать в суде. Основные ошибки

Только работодатель должен доказывать законность основания увольнения и соблюдать порядок прекращения трудовых отношений.

Если сотрудник обратился в суд, работодатель должен доказать следующее:

  • сотрудник непосредственно взаимодействовал с денежными средствами или другими материальными активами организациями;
  • сотрудник совершил незаконные действия или действия, которые перечат его должностным обязанностям;
  • совершенные действия стали причиной утраты доверия;
  • непосредственную вину сотрудника;
  • руководитель соблюдал установленные сроки и порядок применения дисциплинарного наказания;
  • руководитель соблюдал общий порядок увольнения.

При этом работодатель должен иметь следующие доказательства:

  • Приказ о приеме на работу.
  • Трудовое соглашение с сотрудником.
  • Соглашение о материальной ответственности.
  • Должностная инструкция сотрудника.
  • Документы, которые подтверждают реальность исполнения обязанностей, связанных с прямым обслуживанием денег или материальных ценностей. Это может быть приказ о предоставлении права подписи, доверенность на получение товарных ценностей и т. д.
  • Документы, которые подтверждают безусловность совершения сотрудником виновных действий, приведших к утрате доверия. Сюда относят служебные записки, акты служебного расследования, докладные, опись инвентаризации, ведомости, постановление об административной ответственности, постановление об уголовной ответственности и т. д.
  • Документы, которые утверждают факт соблюдения порядка применения дисциплинарного наказания. Это приказ о создании комиссии, документ о проведении служебного расследования, акты расследования, требование о предоставлении объяснения с сотрудника, объяснительная записка работника, акт о непредставлении объяснений и т. д.
  • Документы, которые утверждают соблюдение порядка прекращения трудовых отношений. Это приказ о прекращении трудовых обязательств, расписка в получении расчета, книга учета движения бланков трудовых.

Каждый руководитель должен понимать, что увольнение из-за потери доверия к сотруднику — это его право, но не обязанность. Кроме увольнения, можно использовать иные методы дисциплинарного наказания: замечание, выговор и т. п.

Перечень виновных действий сотрудника

ТК РФ, иные специальные акты не приводят полный перечень действий, которые могут повлечь увольнение сотрудника по причине утраты доверия. Прекратить действие трудового договора по желанию работодателя можно в случае, если выявится факт совершения дисциплинарного проступка, и соблюдена процедура привлечения виновного сотрудника к ответственности.

В перечень оснований для увольнения работника — из-за недоверия к нему со стороны работодателя, включены следующие действия:

  • которые повлекли утрату или хищения материальных активов фирмы: оборудование вышло из строя, пропали деньги из кассы, банковской ячейки, сейфа, и т.д. – подобные факты могут стать основанием для увольнения сотрудника, в том числе при участии судебных инстанций.
  • угроза хищения – если сотрудник не предпринял мер, которые необходимы для сохранения денег, имущества организации, проигнорировал свои непосредственные должностные обязанности, оставил без присмотра ценное имущество и т.д.
  • взяточничество, мошенничество, коммерческий подкуп, выход должностного лица за пределы регламентированных полномочий – заключение сделок в обход предприятия, перевод средств на счета фирм-однодневок, подставных физических лиц.

Увольнение также может последовать, если вышеуказанные действия совершены не на рабочем месте. В Постановлении Пленума ВС РФ № 2 2004 г. обозначено, что они должны носить корыстный характер, т.е. совершены ради извлечения незаконной личной выгоды, наживы в обход интересов работодателя или в ущерб репутации компании. Для специалистов, не связанных с материальной ответственностью, увольнение может последовать, если должностное лицо совершило поступок, порочащий государственную службу, представителей силовых, военных структур.

Основания и порядок увольнения с государственной гражданской службы

При прекращении служебного контракта и освобождении от занимаемой должности основаниям производится увольнение гражданского служащего с гражданской службы. Вместе с тем следует отметить, что прекращение служебного контракта и освобождение от занимаемой должности по одному из этих оснований не влечет увольнения с гражданской службы. Так, если перевод гражданского служащего по его просьбе или с его согласия в другой государственный орган не связан с переходом на государственную службу иного вида (военную или правоохранительную службу), то в этом случае гражданский служащий остается на гражданской службе. Следовательно, расторжение служебного контракта и освобождение гражданского служащего от занимаемой должности влекут увольнение его из государственного органа, но не сопровождаются увольнением с гражданской службы.

Таким образом, увольнение гражданских служащих с гражданской службы производится при прекращении служебного контракта с гражданским служащим и освобождении его от замещаемой должности по общим основаниям законодательства России.

В законах субъектов РФ должна быть указана возможность увольнения гражданских служащих только по основаниям, предусмотренным федеральными законами.

Прекращение служебного контракта с гражданским служащим, освобождение его от замещаемой должности и увольнение с гражданской службы оформляются правовым актом государственного органа.

Закон не содержит специальной статьи о порядке прекращения служебного контракта с гражданским служащим, освобождения его от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы, данные вопросы могут регулироваться нормами ТК.

В соответствии с этими нормами гражданский служащий должен быть ознакомлен под роспись с правовым актом государственного органа об увольнении его с гражданской службы (приказом, распоряжением). По требованию гражданского служащего представитель нанимателя обязан выдать ему надлежащим образом заверенную копию указанного акта (приказа, распоряжения). В случае, когда этот акт (приказ, распоряжение) об увольнении гражданского служащего невозможно довести до его сведения или он отказывается ознакомиться с ним под роспись, на этом акте (приказе, распоряжении) производится соответствующая запись.

При увольнении гражданского служащего с гражданской службы в трудовой книжке этого гражданского служащего производится запись об увольнении с указанием основания увольнения и со ссылкой на соответствующую норму Федерального закона «О государственной гражданской службе», а в некоторых случаях – Трудового кодекса или иного федерального закона.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *