Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как научиться водить машину механика». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В обычных автошколах дают азы: учат спокойной езде в спокойной обстановке. На практике же дорога полна неожиданностей: может лопнуть колесо, выскочить в лоб лихач, подвернуться участок с гололедом. Потому не обойтись без тренировок аварийной маневренности. Есть специальные курсы, на которых инструктируют водители-профессионалы, но кое-чему можно научиться и бесплатно.
Тренировка аварийной маневренности
Потребуется исправный автомобиль, достаточно большая площадка или широкая и пустынная дорога. Не лишним будет и помощник, лучше опытный водитель. Отрабатывать можно следующие упражнения:
- Экстренное торможение. Разогнаться до 40 км/ч и резко затормозить. Заметить, как ведет себя автомобиль, каков тормозной и остановочный путь. Выполнить это же упражнение на сухой и мокрой дороге, а также при скорости 60 и 70 км/ч.
- Объезд неожиданного препятствия. Попросить помощника, чтобы он выкатывал покрышки перед вашим автомобилем, а самому разогнаться до 40 км/ч и в последний момент постараться объехать препятствие не прибегая к торможению.
- Выход из заноса. Можно выполнять на скользком покрытии. Разогнаться до 40 км/ч, резко затормозить, слегка вывернув руль влево или вправо. Постараться удержать автомобиль на желаемой траектории.
Передачи в механической коробке
Существуют определенные правила выбора передачи, которая является наиболее оптимальной для двигателя в конкретный момент движения. Эти правила примерно одинаковы для всех автомобилей с МКПП независимо от мощности двигателя и иных характеристик.
Оптимальной считается работа двигателя в диапазоне 2000-2500 об/мин во время равномерной езды и 3500-4500 об/мин при обгоне, ускорении и разгоне. Поэтому во время спокойного движения нужно следить, чтобы обороты двигателя не выходили за границы диапазона в 2000-3000 оборотов. При превышении 3000 надо включать более повышенную передачу, при снижении меньше 2000 тысяч — более низкую.
Рассмотрим более подробно каждую передачу на примере 5-ступенчатой коробки.
- Нейтральная передача. Отвечает за холостой ход машины, при этом крутящий момент не передается на колеса, и они остаются неподвижными, то есть разорвана связь мотор-колеса. Рукоятка рычага находится посередине в свободном положении. Она должна свободно двигаться влево-вправо при раскачивании. Перед тем, как включить любую передачу обязательно сначала перевести рычаг КПП в нейтральное положение.
- Первая передача. Предназначена для трогания с места и передвижения с маленькой скоростью не более 15-25 км/ч. Включается движением рычага чуть влево и вперед из нейтрального положения.
- Вторая передача. Используется для движения со скоростью 20-50 км/час. Переключаться на следующую ступень лучше в диапазоне 40-50 км/час. Эта передача часто используется в городских условиях, особенно при прохождении поворотов на перекрестках, когда скорость приходиться скидывать до значений 25-35 км/час. Также вторая передача незаменима при езде по крутым спускам, подъемам и бездорожью. Включается движением рычага чуть влево и назад из нейтрали.
- Третья передача. Оптимальный диапазон движения на третьей скорости — 40-70 км/час. Наиболее часто используемая передача при езде по городу. Включать следующую передачу нужно при достижении скорости 60-80 км/час. Включается движением рычага вправо и вперед.
- Четвертая передача. Используется при движении со скоростью 60-90 км/час. Можно применять в городе на участках с незатрудненным движением. Часто используется при езде по трассе за городом. Включается движением рычага вправо и назад.
- Пятая передача. Рассчитана на равномерное движение по трассе или магистрали со скоростью более 80-90 км/час. Обеспечивает минимальный расход топлива во время движения со скоростью 90-110 км/час. Включается движением рычага максимально вправо и вперед.
- Задняя передача. Нужна для движения машины задним ходом. Расположение задней скорости на рычаге МКПП может быть разным. Включать заднюю передачу можно только после полной остановки автомобиля.
Обычно считается, что чем большей мощностью обладает двигатель, тем на большей скорости надо включать повышенную передачу.
Особенности механической коробки передач
Механическая КПП — вид трансмиссии, при которой переключение ступеней и передача крутящего момента осуществляется вручную водителем выбором ступени, согласно оценки текущих условий и характеристик дальнейших действий.
Более простым языком назначение МКПП — регулирование скоростного диапазона и выбор его направления.
Число ступеней у МКПП бывает от четырех и до семи, помимо нейтральной и задней.
Особенностью транспорта с МКПП является наличие педали сцепления, помимо тормозной и газа, имеющихся во всех видах транспорта. Смена ступеней осуществляется при выжатой педали сцепления.
Преимущества транспорта с МКПП:
- недорогой ремонт и легкое обслуживание;
- высокая надежность;
- достаточный диапазон вариантов вождения;
- возможность буксировать автотранспорт на любую протяженность пути;
- запуск машины с «толкача»;
- улучшенная проходимость в трудных условиях;
- повышенная динамика и КПД.
Особенно полезно тренироваться начало движения на уклоне, когда крайне важно все делать плавно и, синхронизировав работу с педалями и стояночным тормозом (он же ручной тормоз или «ручник»), добиться быстрого старта. Найдите уклон и удерживайте на нем автомобиль ручным тормозом. Включите первую передачу, выжав сцепление, и начните трогаться. Как только вы почувствуете, что машина начала как будто «напрягаться» и пытается сдвинуться с места, опустите «ручник». Научитесь делать это плавно и быстро. Со временем вы сможете удерживать автомобиль на уклоне без стояночного тормоза, а балансируя педалями сцепления и газа, а также трогаться без «ручника», быстро перенося ногу с тормоза на педаль газа.
Передачи и скоростной режим
Коробки передач, как механические, так и автоматические, различаются по количеству ступеней, то есть скоростей. В основном МКПП бывают пяти- и шестиступенчатые. Также они бывают:
- двухступенчатые;
- трёхступенчатые;
- четырёхступенчатые;
- семиступенчатые и т.д.
Первые из них почти не используются. Они были распространены до 60-х годов. Четырёхступенчатые встречаются в старых машинах, например в Жигулях, но не во всех моделях. Этот вариант отживает своё время. Все коробки передач до пятиступенчатых считаются устаревшими и не ставятся в новые автомобили.
Семиступенчатые чаще всего используются в спортивных машинах.
Переключение передач нужно при смене скоростного режима. В зависимости от коробки, диапазон скорости и максимум, который машина может развить отличаются. Для большинства автомобилей диапазон на одной и той же передаче совпадает.
Диапазон скорости автомобиля | |
Первая скорость | от 0 до 25 км/ч |
Вторая скорость | от 25 до 40 км/ч |
Третья скорость | от 40 до 60 км/ч |
Четвёртая скорость | от 60 до 90 км/ч |
Пятая скорость | от 90 до 120 км/ч |
Шестая скорость | от 120 до 150 км/ч |
Когда использовать ручник
Ручник — это ручной стояночный тормоз. Он представляет из себя рычаг, который расположен между передними сидениями автомобиля. Независимо от стороны руля, он находится всегда в одном и том же месте, как и коробка передач.
Иногда ручник заменяется на ножной стояночный тормоз — ножник, но такая конфигурация встречается редко и чаще всего на автомобилях с автоматической коробкой передач. Если вы не обнаружите ручник, посмотрите на педали. Ножник устанавливают с края, ближе к двери, рядом с педальным узлом. Если вы увидите 4 педали, то скорее всего последняя будет ножным стояночным тормозом.
В основном ручник используют во время парковки. Сначала включают нейтральное положение коробки передач и ставят автомобиль на ручной тормоз. Также он нужен при сдаче экзамена в ГИБДД на автодроме во время задания «горка». В городе могут встретиться подобные этому упражнению ситуации, в них тоже понадобится ручник, чтобы избежать скатывания автомобиля назад.
Основная задача ручника — предотвращение движения автомобиля без использования педали тормоза. На парковке он позволяет избежать аварии без ведома водителя, так как автомобиль не сдвинется с места даже стоя на горке.
Парковка — это важная часть жизни любого водителя, в том числе и ученика автошколы. С ней приходится сталкиваться как на дорогах общего пользования, так и на автодроме. На последнем этому занятию будет уделено немало времени. Поэтому стоит начать оттачивать навыки парковки уже там.
На автодроме вы встретитесь с двумя упражнениями: параллельная парковка и заезд в гараж. Во время обучения в городе, скорее всего, вы столкнётесь с заездом в карман и парковкой вдоль проезжей части.
Чтобы правильно припарковаться, необходимо хорошо управлять автомобилем и чувствовать его габариты. Эля этого понадобится освоить плавный газ и тормоз, так как парковка предполагает медленные, осторожные движения с небольшим нажатием на педали. Если вы резко опустите ногу на газ, то можете сбить конусы на автодроме или удариться об бордюр. Кроме плавного нажатия на педали, нужно уметь аккуратно поворачивать руль и выравнивать траекторию движения автомобиля.
Во время парковки понадобится сцепление, газ, тормоз, коробка переключения передач и ручник. Используется первая и задняя скорости. Для переключения между ними нужно выжимать сцепление, а также плавно нажимать на газ, для движения в нужную сторону. Когда автомобиль займёт окончательное положение на месте для парковки, нужно остановиться, перевести кулису в нейтральное положение и воспользоваться ручным тормозом.
Не забывайте смотреть в зеркала заднего вида, чтобы припарковаться ровно и ничего не задеть.
Наши опытные инструкторы рассказывают, показывают и обучают всем видам парковки. Ниже мы разместили видео о том, как правильно выполнять одно из важнейших упражнений на экзамене — параллельную парковку.
До начала движения автомобиля необходимо запустить двигатель. Для того, чтобы техника не заглохла и не начала дергаться, необходимо выполнить ряд операций:
- водитель автомобиля с МКПП должен убедиться, что рычаг ручного тормоза поднят в рабочее положение. В противном случае следует выполнить это действие;
- селектор выбора скоростей должен быть переведен в нейтральное положение. Проверить состояние рукоятки можно путем простых манипуляций. Рычаг не должен быть заблокирован, движение осуществляется свободно;
- также требуется несколько раз нажать на педаль тормоза. Если она проваливается, в системе имеется неисправность;
- запуск мотора осуществляется поворотом ключа в замке. В некоторых моделях для этих целей предусмотрена кнопка.
Придерживаясь указанных правил, запустить двигатель очень просто. Указанные рекомендации верны для всех водителей, а также курсантов автошкол.
Предназначение передач и педалей в машине с МКПП
Традиционно в коробке передач пять скоростей переднего хода и ещё одну, шестую – заднего хода (пятиступенчатая коробка передач). Но бывают автомобили с четырьмя (четырехступенчатая) или с шестью передачами переднего хода (шестиступенчатая). Такие можно встретить на Skoda Superb, Toyota Corolla, Kia Rio 2016. Также, шестиступенчатую коробку устанавливают на автомобили бизнес- и премиум-класса. Её явным преимуществом является более низкий расход топлива на трассе. К примеру, на пятиступенчатой коробке, при скорости 140 км/ч обороты двигателя приближаются к максимальным. В то время как на шестиступенчатой, при такой же скорости, они варьируют в средних значениях. Очевидно, что во втором случае расход топлива гораздо ниже.
Но для начала необходимо ознакомиться с педалями. На МКПП их три слева направо:
- Сцепление. Его выжимают левой ногой. И даже при отсутствии необходимости нажатия на педаль, левая нога всегда должна быть наготове, чтобы сократить время реакции водителя, так как в большинстве случаев непредвиденных ситуациях на дорогах первое, что вы должны сделать – это выжать сцепление.
Сцепление обеспечивает переключение скоростей. Выжатое сцепление равнозначно нейтральной скорости: разорвана связь между мотором и колёсами. Важно! Переключать скорости можно только при выжатом до упора сцеплении. Нажимать на педаль нужно быстро, а вот отпускать – плавно, одновременно нажимая на педаль газа. Этот момент необходимо прочувствовать. Мастерство приходит с опытом. - Педаль тормоза. Расположена посередине, и нажимать на неё следует правой ногой. Педаль предназначена для остановки автомобиля или экстренного торможения: колодки прижимаются к диску, и включается барабанная система торможения.
- Педаль газа (акселератора) самая правая, и нажимать на неё нужно тоже правой ногой. Педаль обеспечивает набор скорости: при её нажатии увеличиваются обороты двигателя, подаётся больший объём топлива, и, как следствие, увеличивается скорость движения.
Итак, мы имеем три педали, причём левая нога работает только с крайней левой педалью сцепления, а правая нога с педалями тормоза и газа.
Вернёмся к скоростям. Их, как уже было сказано, пять.
- Первую и вторую передачи относят к низким. Первая передача используется на скоростях 0-20 км/ч, вторая – 20-40 км/ч. Первая передача необходима для того, чтобы тронуться с места. С набором оборотов вы почувствуете момент переключения на вторую передачу. Она более динамичная.
- Третья передача – средняя. Она предназначена для неспешного движения по городу в общем потоке, соответствует скорости 40-60 км/ч
- Четвёртая и пятая передача считаются высокими. На них разрешено ездить по загородным дорогам и на автомагистралях. Четвёртая передача развивает скорость порядка 90 км/ч, а пятая – более 90 км/ч, верхняя граница зависит от характеристик конкретного автомобиля.
- После уверенного начала движения педаль сцепления можно опустить совсем и набирать скорость путём нажатия на газ. Следите за тахометром, оптимальные обороты двигателя 2000-3000, для плавного старта
- С набором конкретной скорости, обычно это 20 км/ч, вы почувствуете, что автомобилю становится «тяжело», обороты двигателя повышаются более чем на 3000. В этот момент следует отпустить педаль газа и снова выжать сцепление
В чем особенности управления авто с МКП
Навыки правильного переключения скоростей при пользовании авто с АКП должны быть выработаны до автоматизма. Их помогут получить профессиональные уроки вождения на механике для начинающих.
В машинах с МКП нет сложной электроники, выравнивающей скорости вращения шестерней на валу, но есть педаль сцепления. Она отключает трансмиссию для того, чтобы водитель мог поставить рычаг передач в нужную позицию и изменить скорость.
Большинство авто имеют 4-5 скоростей и заднюю передачу. Рассмотрим, для чего они необходимы.
- «Нейтралка». Это позиция переключателя, при которой крутящий момент не передается на колеса. В этом положении машина не может начать движение, даже если нажать педаль газа.
- Первая. Она предназначена для того, чтобы автомобиль мог двинуться с места. На этой скорости можно разогнаться до 20 км в час. Ее включают при вхождении в повороты, подъеме на крутую гору, при выполнении маневров в небольшом пространстве. Расход топлива на этой скорости — максимальный.
- Вторая является переходной. Ее включают при спуске с горки, маневрировании в пробках на дороге. Также она является переходной к другим скоростным передачам.
- Третья, четвертая и пятая передачи позволяют разогнать автомобиль до нужной скорости на дороге.
- Задняя — необходима для разворотов и парковки. Включать ее нужно осторожно, потому что автомобиль с включенным реверсом разгоняется быстрее, чем на первой передаче.
Что необходимо знать для вождения машины
Первое, о чем нужно знать, садясь за руль — автомобиль является предметом повышенной опасности. Причем не только для вас, но и для других участников дорожного движения. Поэтому нужно быть внимательным, следить за ситуацией вокруг машины и по возможности быть готовым принимать необходимые меры.
Чтобы не бояться водить машину новичку также необходимо знать:
- правила дорожного движения;
- азы безопасного управления транспортным средством;
- общее представление об устройстве автомобиля;
- расположение и функции органов управления;
- способы исправления простых неисправностей (прибавляет уверенности в себе).
Почти всему из этого перечня учат в хорошей автошколе, так что ученику остается лишь посещать занятия и быть внимательным к теории и практике. Большинство людей после обучения прекрасно водят машину даже в условиях большого города. Но мы пошагово расскажем, как овладеть навыками вождения автомобиля, как преодолеть страх и вести себя на дороге и мужчине и женщине.
Сложно ли водить машину на механике?
Водители-новички уверены, что научиться ездить с механикой практически невозможно. На самом деле это миф, ведь было время, когда автоматику еще не изобрели. Тем не менее это никому не мешало ездить. Научиться ездить с механикой считается наиболее трудным, по сравнению с прочими разновидностями трансмиссии. Получив навык езды на механике, проще приспособиться к прочим коробкам.
Механика — разновидность трансмиссии, где переключение передач выполняется вручную. Водитель при езде переключает ступени, согласно сложившихся условий и планируемых действий. При этом требуется ехать сконцентрировавшись на управлении ТС, что делает водителя сосредоточенным на процессе управления и внимательнее на дорогах.
Механика позволяет быстро разгоняться и тормозить, позволяет ехать «чувствуя» автомобиль и контролируя его движение. Опытный инструктор – вот быстрый способ обучения езды с механикой, важно внимательно прислушиваться к его советам и запоминать рекомендации.
Сколько по времени нужно прогревать машину зимой
Одним из способов прогрева автомобиля является запуск автомобильной сигнализации. Однако, каждый водитель обязан понимать, что для различных систем сигнализации могут быть свои особенности и характерные черты. Именно от этого зависит периодичность и частота прогрева автомобиля. Такой способ даст ответы на такие вопросы, как прогревать машину зимой с МКПП либо, как прогревать машину с АКПП зимой.
Опытные водители, которые имели дело с подобным способом прогрева автомобильной техники сразу ответят, что опыт приходит со временем, следовательно, и водитель при прогреве техники автомобильной сигнализацией со временем подберет нужное время.
Преимущества авто с МКПП
Популярность ручной (механической) коробки переключения передач среди россиян с каждым годом снижается. Молодежь при поступлении в автошколу все чаще выбирает в качестве учебного транспортного средства автомобиль с автоматической трансмиссией, даже не догадываясь что у старой доброй «механики» есть свои преимущества:
- Надежность. Механическая коробка передач всегда считалась наиболее надежной системой управления. Не случайно все спортивные авто оборудованы «механикой».
- Более низкие эксплуатационные расходы. Конструкция механики проще, поэтому ремонт и обслуживание авто с такой коробкой обойдется владельцу дешевле. Да и сам автомобиль с МКПП стоит дешевле авто аналогичной марки и комплектации на «автомате». Замена масла в МКПП требуется гораздо реже.
- Разгон. Поскольку переключение между скоростями происходит принудительно, то время разгона легкового автомобиля на механике сокращается.
- Экономия топлива. Расход топлива у авто с механической коробкой передач обычно меньше. Автомат может то и дело менять передачи в зависимости от настроек и режима работы, что увеличивает расход топлива и нагрузку на двигатель.
- Предсказуемое управление. При обгоне машина на механике ведет себя более предсказуемо, поскольку электроника не принимает участия в управлении скоростями.
- Пуск двигателя с толчка. Если у авто с механикой разрядился аккумулятор или сломался стартер, двигатель можно завести с толкача.
Как тормозить коробкой и ручником
Умение тормозить двигателем — жизненно необходимый навык водителя авто на механике. Особенно важно уметь это делать, когда на дороге гололед.
Принцип торможения коробкой заключается в ступенчатом понижении передач при достижении оборотов, приближенных к значениям холостого хода. Торможение двигателем на льду является наиболее безопасным способом, поскольку при нажатии на педаль тормоза возникает риск блокировки колес, что приводит к потере контроля над управлением на ледяной поверхности.
Что касается стояночного тормоза (ручника), то он предназначен для удерживания авто в неподвижном состоянии. Торможение ручником на высокой скорости приводит к заносу и потере управления. Прибегнуть к торможению ручником можно лишь в экстренном случае и при небольшой скорости движения.
Как тронуться с места на автомобиле с МКПП
Вероятно, самая пугающая часть процесса обучения вождению машины на механике – это начало движения на первой передаче. Вам понадобится некоторое время, чтобы понять, как лучше отпускать сцепление и нажимать на газ, чтобы поймать тот самый оптимальный момент и начать движение.
Практиковаться лучше на пустой стоянке. Покрытие должно быть ровным, наличие каких-либо иных транспортных средств поблизости крайне нежелательно. Желательно, чтобы на переднем пассажирском кресле находился человек, который четко понимает и умеет правильно ездить на механике.
Нажмите на педали сцепления и тормоза, после чего запустите двигатель. Чтобы завести автомобиль с механической коробкой всегда нажимайте сцепление ещё до того как будете включать зажигание. Хотя держать правую ногу на педали тормоза при запуске мотора в машине на механике необязательно (как это делают в автомобилях с автоматической трансмиссией), эта привычка вам не помешает.
Левая нога полностью выжимает педаль сцепления, а правая нога нажимает на тормоз. Заводим машину.