Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Глава 23 НК РФ. Налог на доходы физических лиц (действующая редакция)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Физические лица в России обязаны уплачивать налог на доходы физических лиц, транспортный налог, земельный налог, налог на имущество физических лиц. Кроме того, из начисленной заработной платы работника производятся обязательные отчисления в социальные страховые фонды – Пенсионный фонд России, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Федеральный фонд социального страхования. Из этих взносов формируются пенсия, оплата больничных листов и социальные пособия. Помимо этого физические лица несут бремя уплаты косвенных налогов – налога на добавленную стоимость и акцизов на алкоголь, табак и нефтепродукты. По некоторым оценкам, физические лица фактически уплачивают до 70 % сумм косвенных налогов, поступающих в бюджет России.
Виды налогов, уплачиваемых физическими лицами
Плательщиками налогов являются физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации. Это могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.
При этом в зависимости от времени пребывания на территории России налогоплательщик получает статус налогового резидента или нерезидента.
Налоговым резидентом признается физическое лицо, которое пребывает на территории России не менее 183 календарных дней подряд в течение 12 следующих подряд месяцев. Таким образом, статус налогового резидента может быть присвоен гражданам иностранного государства, а российский гражданин может не иметь статуса резидента.
Основная налоговая нагрузка на население связана с уплатой налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Объектом налогообложения у физических лиц является совокупный доход, полученный за год. С 2000 года в России действует плоская шкала налогообложения доходов физических лиц: это значит, что ставка налога одинакова для всех и не зависит от размера дохода. В то же время российским законодательством установлены разные ставки НДФЛ для разных видов доходов физических лиц.
Доходы физических лиц – налоговых резидентов – от трудовой деятельности облагаются НДФЛ по ставке 13 %. Выигрыши и призы в конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг облагаются НДФЛ по ставке 35 %. Также по ставке 35 % в некоторых случаях облагаются НДФЛ процентные доходы по вкладам в российских банках и доходы в виде материальной выгоды.
Нерезиденты платят НДФЛ по ставке 13 % с доходов от осуществления трудовой деятельности, 15 % – с доходов в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций и по ставке 30 % со всех остальных видов доходов.
«С точки зрения налогообложения НДФЛ между резидентами и нерезидентами есть существенная разница. Так, налоговые резиденты уплачивают НДФЛ с доходов, полученных как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами. Нерезиденты уплачивают налог только с доходов, полученных от источников в Российской Федерации».8
Физические лица обязаны предоставлять в налоговые органы отчет о своих доходах помимо заработной платы по трудовому договору. Для этого заполняется налоговая декларация.
Тенденции развития отечественной системы налогообложения
Система налогообложения в России с 1991 года претерпела радикальную перестройку. При социалистической плановой экономике налоговая система не играла важной роли в наполнении бюджета и регулировании экономических процессов. В шестидесятые годы в СССР была предпринята попытка снизить налоги с заработной платы рабочих и служащих вплоть до полной отмены.
«В период существования в России социалистической экономики было распространено мнение, что налоги с населения, и прежде всего подоходный налог с рабочих и служащих, не имеют политической и социальной почвы и не слишком важны как источник бюджета. На самых разных уровнях предлагалось ограничиться взиманием в бюджет платежей с доходов организаций».11
В 1991 году была учреждена Государственная налоговая служба России и сформировалась новая законодательная база по налогам и сборам. В 1998 году усиление роли налоговой службы в стране ознаменовалось созданием Министерства по налогам и сборам РФ.
В это время начался второй этап реформирования налоговой системы с учетом развития малого бизнеса в стране. Были разработаны специальные налоговые режимы: упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Результат налоговых реформ 1998–2004 годов предпринимательское сообщество считает наилучшим вариантом налоговой системы. Однако в последующие годы в налоговое законодательство были внесены дополнения и изменения, которые, по мнению предпринимателей, значительно повысили налоговую нагрузку на малый бизнес. Предприятия на упрощенной системе налогообложения обязали платить налог на имущество, повысили тарифы страховых взносов в социальные фонды, ввели торговые сборы, систему транспортных сборов «Платон», в худшую сторону изменилась система кадастровой оценки недвижимости, от которой зависят ставки налога на имущество и арендные ставки.
Реформирование налоговой системы является постоянной темой энергичных дискуссий в обществе и в СМИ. И власти, и бизнес-сообщество, и общественные деятели сходятся в том, что от изменения существующей налоговой системы во многом зависит успех экономических преобразований в стране.
Основные направления налоговой политики на 2017–2019 годы разработаны Министерством финансов РФ и утверждены федеральным законом. В послании к Федеральному Собранию 1 декабря 2016 года Президент России Владимир Путин указал, что основная цель перемен в области налоговой политики – стимулировать активность участников деловой сферы. А Министерство финансов РФ определило приоритетной задачей налоговой реформы достижение стабильного и предсказуемого уровня налоговой нагрузки.
Министр финансов Российской Федерации Антон Силуанов обозначил первоочередной задачей повышение собираемости налогов, вывод из тени доходов населения и бизнеса. Добиться этого предполагают стимулирующими мерами – за счет снижения фискальной нагрузки на фонд оплаты труда. Как показывает практика прошлых лет, эта мера производит ощутимый эффект: после снижения в 2005 году базовой ставки единого социального налога с 35,6 % до 26 % было отмечено значительное снижение доли теневой экономики. Инструментом борьбы с теневым сектором экономики должно стать расширение сферы применения безналичных расчетов и усиление надзора за использованием контрольно-кассовой техники в розничной сфере и в сфере онлайн-платежей.
Одной из ключевых задач по реформированию существующей налоговой системы станет ее упорядочивание. В частности, правительству поручено создать реестр неналоговых платежей и выработать единые подходы к ним, упорядочить существующие фискальные льготы, сделать их адресными, отказаться от неэффективных инструментов.
Для стимулирования деятельности малого и среднего бизнеса планируется оптимизировать государственное регулирование: упростить налоговое администрирование, сократить налоговую и статистическую отчетность и систематизировать различные платежи в казну.
Также планируется совершенствовать систему налогообложения добычи нефти и порядок налогообложения НДС.
1Налоговое право: учебник / Под ред. Е. М. Ашмариной. – М.: КНОРУС, 2016. – с. 16.
2Налоговое право: учебник / Под ред. Е. М. Ашмариной. – М.: КНОРУС, 2016. – с. 25.
3Налоговое право: учебник / Под ред. Е. М. Ашмариной. – М.: КНОРУС, 2016. – с. 19.
4Скрипниченко В. А. Налоги и налогообложение. Учебное пособие, 3-е издание, переработанное и дополненное / Скрипниченко В. А. СПб.: Питер; М.: Издательский Дом БИНФА, 2010. – с. 4.
5Налоговое право: учебник / Под ред. Е. М. Ашмариной. – М.: КНОРУС, 2016. – с. 27.
6Налоговое право: Учебник / Под ред. С. Г. Пепеляева. – М.: Юристъ, 2003. – с. 21.
7Скрипниченко В. А. Налоги и налогообложение. Учебное пособие, 3-е издание, переработанное и дополненное / Скрипниченко В. А. СПб.: Питер; М.: Издательский Дом БИНФА, 2010. – с. 9.
8Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) о т 31.07.1998 № 146-ФЗ, с посл. изм. и доп. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2000.
9Рахманова С. Ю. Актуально о НДФЛ. / М.: Бератор-Паблишинг, 2008. – с. 3
10Скрипниченко В. А. Налоги и налогообложение. Учебное пособие, 3-е издание, переработанное и дополненное / Скрипниченко В. А. СПб.: Питер; М.: Издательский Дом БИНФА, 2010. – с. 3.
11Налоговое право: Учебник / Под ред. С. Г. Пепеляева. – М.: Юристъ, 2003. – с. 18.
Оплата НДФЛ и отчетность
Оплатить НДФЛ можно несколькими способами. Чаще всего используются виртуальные ресурсы, по которым можно быстро передать справки. Чтобы совершить уплату электронным сервисом, потребуется воспользоваться разделом «Уплатыналогов физических лиц».
Передать физический образец декларации о доходах и бланк в налоговой инспекции. Декларация передается бесплатно в момент личного посещения налоговой инспекции. Если не знаете куда идти, чтобы передать декларацию, можно поискать адрес нужного вам отделения в интернете. Все данные указаны в разделе налоговой «Адрес/платежные реквизиты инспекции».
Также есть специальная программа, где можно заполнить справкудекларации. Она так и называется «Декларация». Здесь заполняется справка НДФЛ и сразу же отправляется в соответствующий орган.
Получить юридическую помощь по вопросам налога на доходы физических лиц можно на нашем сайте.
Основные налоги юридических лиц
Налоги, которые подлежат уплате организациями, напрямую зависят от режима налогообложения. От условий исчисления доходов и расходов происходит отличие в налоговых ставках и видах налогов. Однако есть ряд платежей, которые осуществляются любой организацией, независимо от режима:
- НДФЛ. Организация в качестве налогового агента делает платежи за сотрудника в размере 13% его доходов. Если сотрудник не является резидентом РФ, то ставка составляет 30%. Эти нормы установлены в статье 224 Налогового Кодекса РФ.
- Страховые взносы. Отчисления по взносам на обязательное пенсионное страхование (ОПС) составляют 22%, на обязательное медицинское страхование (ОМС) — 5,1%, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ФСС) — 2,9%.
- Имущественные налоги (на имущество, на землю, на транспорт). Ставка налога на имущество для юридических лиц составляет 2,2%, ставка налога на землю (от 0,1 до 1,5%) определяется региональными властями и зависит от типа участка земли, ставка транспортного налога зависит от мощности транспортного средства.
- Госпошлина. Если организация вносит изменения в учредительные документы, например, меняет юридический или фактический адрес или состав собственников, то за обращение в госорганы необходимо оплатить государственную пошлину.
- Прочие налоги, например, водный налог или отчисления за воздействие на окружающую среду.
Таким образом, организация платит налоги за имущество, которым владеет. Если в собственности находится недвижимость, транспорт или земля, то фирма обязуется делать взносы по имущественным налогам. Также компания перечисляет НДФЛ и страховые взносы за своих сотрудников.
Налог на доходы физических лиц удерживается с заработной платы сотрудника, а страховые взносы удержать нельзя. Они выплачиваются полностью за счет организации. Прочие налоговые платежи зависят от режима налогообложения компании.
Что такое налог на доходы физических лиц
НДФЛ расшифровывается как налог на доходы физических лиц. Подоходный налог (устаревшее название НДФЛ) — это один из видов прямых налогов, которым облагаются доходы частного лица. Он рассчитывается в процентах от величины налогооблагаемого дохода. Говоря простыми словами НДФЛ — это налог на прибыль физических лиц, который принудительно взимается и направляется в бюджет для финансирования государственных расходов.
Отдельного закона о подоходном налоге с физических лиц нет, его регламентирует, как уже сказано выше, гл. 23 НК РФ. В ней подробно расписано, что такое объект и субъект налогообложения, как исчисляется и уплачивается индивидуальный подоходный налог, в каких случаях налоги на доходы физических лиц не взимаются, оговариваются другие аспекты, связанные с налогообложением доходов физлиц. О самых важных из них расскажем далее.
Особенности исчисления и взимания
В ряде стран подоходным налогом называют только налог на доходы физических лиц, а для юридических применяют термины налог на прибыль корпораций или налог на прибыль.
В зависимости от системы обложения различают глобальный и шедулярный подоходный налог. В первом случае облагается налогом доход в целом за вычетом установленных законом скидок и льгот.
Шедулярный подоходный налог уплачивается по разделам (шедулам), соответствующим различным источникам доходов, и состоит из основного и дополнительного. Основной налог является пропорциональным, а дополнительный — прогрессивным.
Глобальный подоходный налог имеет гораздо большее распространение.
Согласно законодательству большинства стран не подлежат обложению рассматриваемым налогом: амортизационные отчисления; средства, направляемые в благотворительные учреждения; прибыль, направляемая на капитальные вложения и научно-исследовательские цели. В некоторых странах на определённый период уменьшается или вообще отменяется налог на прибыль новых компаний.
Налоговые скидки в сфере промышленного производства распространяются на доходы от истощённых недр, от предприятий, поглощённых крупными корпорациями, мелких, малорентабельных или убыточных и т. д.
Ставки подоходного налога строятся, как правило, по сложной прогрессии.
При установлении налоговой базы в расчет принимаются все доходы налогоплательщика, которые были получены им в денежной, а также натуральной форме, либо право распоряжаться которыми у него появилось; доходы в качестве материальной выгоды. В случае если из дохода налогоплательщика по его собственному распоряжению, решением суда либо других органов осуществляются какие-то удержания, то эти удержания не снижают налоговую базу.
Налоговая база устанавливается по отдельности по каждому доходу, в отношении разных додохов ставятся разные налоговые ставки.
В случае если сумма налоговых вычетов в налоговом периоде превышает сумму доходов, которые подлежат налогообложению, за данный налоговый период, тогда в этом налоговом периоде налоговая база равна нулю. Такие налоговые вычеты применимы для доходов, облагаемых по 13%-ной ставке.
Для доходов, по отношению к которым предусматриваются другие налоговые ставки, налоговая база устанавливается в качестве денежного выражения доходов, которые подлежат налогообложению. Причем налоговые вычеты не используются.
Налоговые ставки (ст. 224 НК)
Ниже в таблице описаны налоговые ставки по налогу на доходы.
9% | Проценты по облигациям |
13% | Дивиденды (до 2015 г. было 9%), доходы от трудовой деятельности |
15% | Дивиденды, полученные от российских организаций физическими лицами налоговыми нерезидентами РФ |
30% | Прочие доходы налоговых нерезидентов РФ |
35% | Доход от выигрышей и призов |
Сдать отчёт по налогу нужно не позднее тридцатого апреля наступающего года. Однако, следует учитывать тот факт, что ИП наряду с нотариусами и адвокатами, должны платить так называемые авансовые платежи. За первое полугодие они оплачиваются до 15-го июля, за третий квартал не позже 15-го октября, и за четвёртый не позднее 15-го января. Авансовые платежи необходимо уплачивать по уведомлениям, рассылаемым налоговой инспекцией.
В налоговую инспекцию необходимо предоставить налоговую декларацию. А вместе с ней сдать справку по форме 2-НДФЛ на каждого работника, работающего на данном предприятии (и даже, если он был уволен).
Налоговые агенты, представляя справки по форме 2-НДФЛ, должны выполнять перед государством сразу две обязанности:
- отчитываться о суммах начисленного и уплаченного налогов;
- “доставлять” в налоговую необходимые сведения о гражданах, которые не уплатили налог по тем или иным причинам.
Для тех граждан, которые не подвергаются налогообложению, предусмотрены специальные вычеты. К ним относятся:
- Социальные вычеты;
- Профессиональные;
- Имущественные;
- Стандартные.
Таким образом, социальные вычеты предусмотрены:
- Лицам, совершившим пожертвование в какой-либо социальный орган. Вычет составляет полную стоимость пожертвования;
- Тем, кто совершает оплату за обучение в различных учебных заведениях, прошедших аккредитацию, себе или детям до 18 лет. Вычет равен всей сумме, только если она не превышает 50 тысяч рублей в год;
- Гражданам, оплачивающим медицинские услуги, которые оказываются ему либо членам его семье (супругу, детям до 18 лет). Вычитывается в этом случае стоимость лекарственных препаратов;
- Лицам, вносившим определенные суммы в пенсионный фонд (в том числе и дополнительные вычеты на накопительную долю пенсии).
Гражданин имеет право получить налоговый вычет только по истечение одного года. Для этого он должен подать налоговую декларацию и прочие документы, подтверждающие расходы.
Профессиональные вычеты полагаются:
- Гражданам, имеющим регистрацию в качестве ИП, нотариуса или адвоката. Все их расходы обязаны иметь документальное подтверждение, иначе ставка вычета составит 20% от суммы дохода;
- Лица, работающие по гражданско-правовому договору;
- Граждане, получившие награду за какое-либо изобретение или за авторские права.
Необходимо сдать отчетность по своим налогам строго до 30 апреля каждого года. В течение всего налогового периода лишь ИП и лица, занимающиеся частной практикой, должны выплачивать авансы. Это необходимо сделать в 1 полугодие до 15 июля, за 3 квартал — до 15 октября, за 4 квартал — до 15 января. Для напоминания налоговая служба рассылает специальные уведомления с просьбой погасить авансовые платежи.
Также необходимо предоставлять инспекторам налоговую декларацию и справку по форме 2-НДФЛ на каждого из сотрудников, проработавших в текущем году (даже если на данный момент он уволился). Такая справка необходима:
- Как отчетность о суммах налогов;
- Как сведения о тех работниках, с которых не удалось взимать налог (до 31 января).
Различие между этими справками составляет лишь отметка, обозначающая, был ли удержан налог или нет (цифры 1 и 2 соответственно).