Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Инвентаризация оценочных обязательств и резервов по отпускам». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Регламентируют инвентаризацию расходов будущих периодов и инвентаризацию оценочных резервов Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49.
В одном из предыдущих номеров мы рассматривали вопросы формирования резерва на оплату отпусков в бухгалтерском учете. И отмечали, что создание резерва предусмотрено не только бухгалтерским законодательством, но и налоговым. При чем, налоговое законодательство более четче прописывает правила создания и использования данного резерва. Один из главных плюсов создания резерва в налоговом учете является возможность в течение налогового периода производить равномерное списание расходов. При этом часть отпускных может быть учтена в целях исчисления налога на прибыль раньше, чем осуществляются фактические выплаты. Кроме этого, для резерва на оплату отпусков предусмотрена возможность его переноса на следующий налоговый период. Естественно все это можно использовать для оптимизации налогообложения компании.
Как создается данный резерв
Налоговый кодекс предоставляет право налогоплательщику на создание резерва предстоящих расходов на оплату отпусков и резерва на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет. Порядок учета расходов на формирование резерва предстоящих расходов на оплату отпусков, резерва на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет закреплен в ст. 324.1 НК РФ. Данные резервы могут создаваться плательщиками налога на прибыль, то есть теми компаниями, которые применяют общую систему налогообложения. Согласно п. 6 ст. 324.1 НК РФ резерв предстоящих расходов на выплату ежегодных вознаграждений за выслугу лет и по итогам работы за год создается по тем же правилам, что и отпускной резерв, поэтому мы рассмотрим правила формирования резерва предстоящих расходов на оплату отпусков, подразумевая, что по аналогии можно создавать и резервы на выплату за выслугу лет.
Правила формирования резерва определены ст. 324.1 НК РФ. Создание резерва в налоговом учете является правом организации (ст. 266 НК РФ), и решение о его создании следует обозначить в учетной политике (ст. 313 НК РФ).
Если налогоплательщик принимает решение о создании отпускного резерва, то необходимо выполнить ряд положений налогового кодекса, предусмотренных п. 1 ст. 324.1 НК РФ. В частности, нужно сделать следующее:
— отразить в учетной политике для целей налогообложения принятый способ резервирования;
— определить предельную сумму отчислений;
— определить ежемесячный процент отчислений в резерв.
Для определения размера ежемесячных отчислений в резерв необходимо составить специальный расчет или смету, в котором будет указана информация о планируемой годовой сумме расходов на оплату отпусков и расходов на оплату труда за год. Обратите внимание, расчет составляется с включением сумм обязательных страховых взносов, начисляемых на выплаты работникам (п. 1 ст. 324.1 НК РФ).
Для составления специального расчета потребуется информация о продолжительности отпусков сотрудников. Ее можно получить из графика отпусков, который в соответствии с трудовым законодательством составляется до начала отчетного года.
Напомним, что согласно ст. 123 ТК РФ очередность предоставления работникам оплачиваемых отпусков определяется ежегодно в соответствии с графиком отпусков, утверждаемым работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации не позднее чем за две недели до наступления календарного года в порядке. Продолжительность отпуска ТК РФ ограничена только минимальным значением – 28 календарных дней, максимальное значение может быть любое.
Так же расчет-смету можно составить по данным за предыдущий год. Порядок определения показателей для расчета отчислений в резерв налоговым кодексом не определен. Поэтому компании самостоятельно определяют предполагаемую сумму расходов на оплату отпусков и предполагаемую сумму расходов на оплату труда за год, с учетом экономического обоснования и документального подтверждения своих расчетов.
Финансовое ведомство в 2013 году выпустило достаточно подробное письмо (ответ на частный запрос) по вопросу определения показателей необходимых для расчета отпускного резерва — письмо от 01.04.2013 N 03-03-06/2/10401. Минфин напомнил, что в расчете-смете отражается размер ежемесячных отчислений в указанный резерв, исходя из сведений о предполагаемой годовой сумме расходов на оплату отпусков, с включением в него сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с этих расходов.
С точки зрения налогового кодекса главной целью создания отпускного резерва является равномерное отражение в учете соответствующих расходов. Во всяком случае об этом говорит п.1 ст.324.1 НК РФ.
Определяем показатели для расчета отчислений в резерв
Определить предполагаемую сумму расходов на оплату отпусков за год, включая сумму обязательных страховых взносов, начисляемых на отпускные и предполагаемую сумму расходов на оплату труда за год, включая сумму обязательных страховых взносов необходимо по состоянию на 1 января текущего года.
Признание оценочных обязательств методом обязательств (МСФО)
Пример
Организация ведет учет оценочных обязательств по оплате предстоящих отпусков в бухгалтерском учете методом обязательств (МСФО), а учет резервов в налоговом учете не ведет. Необходимо рассчитать суммы признаваемых оценочных обязательств по оплате предстоящих отпусков сотруднице Боровой А.Н.:
-
за январь 2021 г., если в январе сотруднице начислено по окладу — 70000,00 руб., страховые взносы — 21000,00 руб., взносы НСиПЗ — 140,00 руб., остаток дней отпуска на 31.01.2021 составляет 18,67 дней, а средний заработок для оплаты отпусков на конец января — 2389,08 руб.
-
за февраль 2021 г., если в январе сотруднице начислено по окладу — 70000,00 руб., начислена премия — 14000,00 руб., страховые взносы — 25200,00 руб., взносы НСиПЗ — 168,00 руб., остаток дней отпуска на 28.02.2021 составляет 21,00 дней, а средний заработок для оплаты отпусков на конец февраля — 2448,81 руб.
-
за март 2021 г., если в марте сотрудница использовала 7,00 дней ежегодного отпуска, были начислены отпускные в размере 17141,67 руб., начислено по окладу — 54090,91 руб., страховые взносы — 21369,77 руб., взносы НСиПЗ — 142,47 руб., остаток дней отпуска на 31.03.2021 составляет 16,33 дней, а средний заработок для оплаты отпусков на конец марта — 2443,17 руб.
Пример расчета по методике 3
Пускай на начало года данные по категориям сотрудников таковы:
- по управленческому персоналу: остаток отпускных дней — 300 календарных дней, среднедневной заработок — 2000,00 руб.;
- по хозяйственному персоналу: остаток дней — 200 календарных дней, среднедневной заработок — 1200,00 руб.
Резервная сумма = 2000 руб. × 300 дн. + 1200 руб. × 200 дн. = 840 000.
Суммарная ставка 30,2 %, следовательно, сумма на оплату страховых взносов = 840 000 × 0,302 = 253 680.
Итого следует зарезервировать 840 000 + 253 680 = 1 093 680.
Вот пример, как формируется таблица резерва отпусков бюджетного учреждения:
№ п/п | ФИО сотрудника | Дата заключения трудового договора | Заработано на 01.12.2021 | Использовано | Резерв | Количество дней отпуска без сохранения зарплаты |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | Иванов Иван Иванович | 01.12.2017 | 224 | 120 | 104 | |
2 | Петров Петр Петрович | 30.11.2020 | 56 | 30 | 16 | 3 |
3 | Викторова Виктория Викторовна | 05.12.2017 | 112 | 50 | 62 |
Инвентаризация резерва на оплату отпусков – механизм выполнения
Право налогоплательщиков на образование отпускных резервов предусмотрено стат. 324.1 НК. Порядок учета таких операций, включая ежемесячный процент и предел отчислений, необходимо закрепить в учетной политике. Согласно актуальным законодательным нормам организации не обязаны применять резервирование, а те, кто работает по «кассовому методу» воспользоваться указанной льготой не могут.
Если же предприятие создает резерв отпускных расходов, проведение инвентаризации обязательств является обязательным по п. 3 ст. 324.1 НК. Необходимость в контрольной оценке возникает из-за того, что созданные в разрезе сотрудников суммы могут быть использованы не полностью или, наоборот, перерасходованы. При этом на 31 декабря образуется превышение фактически выданных персоналу отпускных над резервной величиной или же формируется остаток резерва. По результатам корректировок в произвольной форме составляется бухгалтерская справка либо акт.
Избыток средств резерва
Данная ситуация возникает, если:
- в течение года из компании уволились работники, которым планировалось предоставить отпуск, а новые работники либо не были набраны, либо в отпуск не уходили;
- отпуск отгуляло меньшее число сотрудников, чем было запланировано, либо отпуск был предоставлен всем сотрудникам, но на меньшее число дней.
В этом случае с корректировкой налоговых обязательств дело обстоит гораздо сложнее. Порядок действий при этом следующий:
- во-первых, необходимо подсчитать, сколько дней отпуска, запланированного на текущий год, работники фактически не отгуляли;
- во-вторых, необходимо произвести расчет средней дневной суммы расходов на оплату труда работников, которые не до конца отгуляли положенный им отпуск. Рассчитывается такая сумма в соответствии с порядком, закрепленным в Положении об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. N 922;
- в-третьих, необходимо рассчитать сумму, которую работодатель затратил или затратит впоследствии на оплату не отгулянных работником дней запланированного отпуска. Указанную величину принято называть суммой расходов на оплату не использованных в текущем году отпусков, а определяется она по формуле:
Резерв на ремонт основных средств
Как было указано выше, в бухгалтерском учете создание резервов регулируется правилами ПБУ 8/2010. При этом в бухгалтерском учете ПБУ 8/2010 не предусматривает создание резерва на ремонт основных средств по причине недостаточности оснований для признания оценочных обязательств*(8).
В Приложении N 1 к ПБУ 8/2010 приведен пример, в котором предполагается начисление резерва только в отношении штрафов, предусмотренных законодательством, за эксплуатацию основных средств без проведения ремонтов. В Положении по бухгалтерскому учету и отчетности пункт 72, посвященный созданию резерва на ремонт основных средств, утратил силу с 1 января 2011 года.
В настоящий момент специалисты Минфина России рекомендуют для равномерного учета долгосрочных затрат на ремонт основных средств использовать счет 97 «Расходы будущих периодов», что предусмотрено Планом счетов бухгалтерского учета*(9).
Следуя существующей в настоящий момент позиции финансового ведомства, будем рассматривать учет резерва предстоящих расходов на ремонт основных средств только в рамках налогового учета.
Право на создание резерва предусмотрено Налоговым кодексом *(10). Отметим, что резерв на ремонт не может создаваться в отношении арендованных основных средств, несмотря на то, что пункт 2 статьи 260 Налогового кодекса распространяет действие указанной статьи и на арендованные основные средства. Об этом говорят финансисты*(11).
При квалификации операций, связанных с расходами по ремонту основных средств, а также резервов важно различать достройку, дооборудование, модернизацию, реконструкцию, техническое перевооружение и частичную ликвидацию основных средств от ремонта. Ремонт важно разделять на особо сложный и дорогой капитальный ремонт и остальной ремонт. Также нужно определить, завершится ремонт в течение одного календарного года или продлится на следующий год.
Расходы, осуществленные на достройку, дооборудование, модернизацию, реконструкцию и техническое перевооружение основных средств, включаются в стоимость объектов и не участвуют в создании резервов. Расходы на частичную ликвидацию основного средства изменяют первоначальную стоимость амортизируемого основного средства*(12). Однако понятие особо сложного и дорогого капитального ремонта не определено в Налоговом кодексе. Это означает, что организация вправе самостоятельно определить, какой ремонт относится к данной категории. Критерии оценки ремонта рекомендуется указать в учетной политике.
Основанием для определения ремонта могут служить документы, разработанные техническими службами в рамках системы планово-предупредительных ремонтов. Так рекомендует финансовое ведомство*(13).
Если организация не имеет технической службы, то бухгалтеру необходимо самостоятельно принять решение по квалификации операций на основании своего профессионального суждения, опыта других сотрудников, документов сторонних организаций, оценок экспертов. Порядок учета расходов на формирование резерва на ремонт основных средств в налоговом учете указан в статье 324 Налогового кодекса.
Резерв на оплату отпусков в налоговом учете
Если в налоговом учете резерв предстоящих расходов на оплату отпусков (ст. 324.1 НК РФ) не формировать, это может привести к тому, что в месяце массовых отпусков расходы фирмы резко возрастут. Это может привести к убытку по налогу на прибыль. Поэтому для равномерного отнесения расходов в налоговом учете есть смысл формировать этот резерв.
Обратите внимание
Если фирма формирует в налоговом учете резерв на оплату отпусков, то фактически начисленные отпускные и относящиеся к ним страховые взносы в расчете налоговой базы в течение всего налогового периода не участвуют. То есть в составе расходов учитываются предполагаемые, а не действительные затраты.
Если фирма приняла решение создавать этот резерв, то в учетной политике для целей налогообложения она должна утвердить:
- предельную сумму отчислений;
- способ резервирования;
- ежемесячный процент отчислений.
Выбор даты начисления резерва на оплату отпусков
По состоянию на каждую отчетную дату организация, согласно п. 15 ПБУ 8/2010, должна отразить в бухгалтерской отчетности резерв в той сумме, которая позволит ей полностью рассчитаться с работниками по причитающимся им отпускным. То есть величина резерва на отчетную дату должна представлять собой сумму, которую работники организации вправе истребовать при уходе в отпуск либо в связи с увольнением.
Отчетной датой, как известно, признается дата, по состоянию на которую организация должна составлять бухгалтерскую отчетность (п. 4 Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утв. Приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н).
В общем случае отчетным годом для всех организаций является календарный год. При составлении бухгалтерской отчетности за отчетный год отчетным годом является календарный год с 1 января по 31 декабря включительно. Месячная и квартальная отчетность является промежуточной и составляется нарастающим итогом с начала отчетного года (п. п. 1, 3 ст. 14 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», п. п. 13, 48 ПБУ 4/99).
Примечание. Многие организации вплоть до окончания 2010 г. в своей учетной политике для целей бухгалтерского учета в силу п. 72 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н) закрепили положение о создании резерва на предстоящую оплату отпусков работникам. Но с 1 января прошлого года данный пункт был признан утратившим силу (пп. 17 п. 1 Изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету, утв. Приказом Минфина России от 24.12.2010 N 186н).
Из вышеприведенного следует, что производить отчисления в резерв организации надлежит ежемесячно или ежеквартально. Такой вариант обеспечивает равномерное отражение предстоящих расходов. Для составления же годовой бухгалтерской отчетности не имеет значения, создавался ли резерв в течение года. Чтобы обеспечить достоверность ее показателей, достаточно сформировать резерв в конце отчетного года.
Очевидно, что величина резерва должна покрывать не только непосредственно суммы отпускных выплат работникам, но и суммы страховых взносов, начисляемые на них в государственные внебюджетные фонды согласно Федеральным законам:
— от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»;
— от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»
(далее — страховые взносы во внебюджетные фонды и на травматизм соответственно).
Примечание. У большинства организаций с 2011 г. возникла обязанность создания резерва на оплату отпусков в бухгалтерском учете. Ведь ПБУ 8/2010 вправе не применять лишь субъекты малого предпринимательства, за исключением тех из них, которые являются эмитентами публично размещаемых ценных бумаг (п. 3 ПБУ 8/2010).
В настоящее время утвержденной методики расчета сумм отчислений в резерв на оплату отпусков не существует. Умалчивает о ней и ПБУ 8/2010. В отчетности, как было сказано выше, необходимо отразить наиболее достоверную оценку предстоящих расходов организации. Такую оценку можно обеспечить в случае, если величина отпускной выплаты будет рассчитываться по каждому работнику по формуле:
Ор = Сдз x Д,
где Ор — отчисления в резерв, руб.; Сдз — средний дневной заработок, руб.; Д — количество дней отпуска, заработанных работником на отчетную дату.
При ежемесячном начислении резерва показатель «количество дней» будет равен 2,33 дня. Если же выбран поквартальный способ формирования резерва, то этот показатель составит 7 дней ((28 дн. : 12 мес. x 3 мес.) = (2,33 дн/мес. x 3 мес.)).
Если работникам полагается удлиненный основной отпуск в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами либо дополнительный оплачиваемый отпуск (при работе с вредными и (или) опасными условиями труда, за работу в условиях Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, при ненормированном рабочем дне и т.д.), то показатель Д рассчитывается путем деления количества дней ежегодного отпуска:
— на 12 месяцев при ежемесячном начислении оценочного обязательства или
— на 4, если отчисления в резерв делают ежеквартально.
Общая сумма отчислений в резерв определяется как совокупность вознаграждений, полагающихся каждому работнику, и начисляемых на них страховых взносов.
Оценочные обязательства по ненакапливаемым отпускам (например, учебным) не создаются, расходы по ним единовременно списываются в состав расходов при их начислении.
Пример 1. Организация, использующая общую систему налогообложения и занимающаяся производством пищевых продуктов, создает резерв на оплату отпусков отдельно по каждому работнику.
Исходные данные на 30 июня 2012 г. приведены в таблице 1. Данные о количестве дней неиспользованного отпуска (Н/О) для расчета резерва предоставляются кадровой службой.
Таблица 1
N |
Ф.И.О. |
Количество |
Средний |
Сумма резерва |
||
вознаграждение |
страховые |
всего |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
Гильерме М.К. |
14 |
1 434,00 |
20 076,00 |
6 103,10 |
26 179,10 |
2 |
Жуселей К.Д. |
26 |
1 252,00 |
32 552,00 |
9 895,81 |
42 447,81 |
3 |
Зелао А.Р. |
12 |
958,00 |
11 496,00 |
3 494,78 |
14 990,78 |
4 |
Кураньи К.Т. |
7 |
1 732,00 |
12 124,00 |
3 685,70 |
15 809,70 |
5 |
Муса А.Г. |
19 |
1 646,00 |
31 274,00 |
9 507,30 |
40 781,30 |
6 |
Навас С.Н. |
9 |
1 821,00 |
16 389,00 |
4 982,26 |
21 371,26 |
Всего |
161 579,95 |
Последовательность действий при проверке обоснованности резерва
Как любая сличительная проверка, инвентаризационный мониторинг резерва предстоящих расходов по отпускам начинается согласно приказу руководителя, в котором утверждаются состав проверяющей комиссии и продолжительность мониторинга.
Сама проверка, обязательная в конце года, проводится по сотрудникам каждого подразделения в отдельности и состоит из:
- определения объема неиспользованных на конец года дней отпусков. Источником этих данных являются сведения из кадрового учета организации;
- определения для расчета резерва величин среднедневного заработка и соответствующих ему страховых взносов;
- определения суммы, необходимой для оплаты всех неиспользованных на конец года отпусков, и сравнения ее величины с остатком резерва в учете;
- отражения результатов на бухгалтерских счетах.
- сумма отпускных 108 210 руб. (27 570 руб. / 29,3 дня * 115 календарных дней)
- страховые взносы 32 679 руб. ((22% страховые взносы на ОПС + 5,1% страховые взносы на ОМС + (2,9 % + 0,2 %) взносы на ОСС) * 108 210 руб.)
Оформляется проверка самостоятельно разработанной формой акта, т.к. утвержденной формы для проверки резервов будущих расходов нет. К акту прилагается расчет вышеперечисленных величин.
Корректировка резерва по отпускам в бухгалтерском учете на конец года
Обратите внимание! Компенсации за неиспользованный отпуск и начисленные на них страховые взносы не могут быть списаны за счет резерва предстоящих расходов на оплату отпусков (см. Письмо Минфина от 3 мая 2012 г. N 03-03-06/4/29). Указанные суммы учитываются в составе расходов на оплату труда в общем порядке (п. 8 ст. 255 НК).
В то же время на практике нередко компании сталкиваются с проблемой, когда основная часть сотрудников «заказывает» себе отпуск на летние месяцы.
В этом случае расходы на оплату отпусков выпадают на определенные периоды, причем в существенном размере.
С той целью, чтобы учитывать отпускные равномерно в течение налогового периода, компания может принять решение о создании резерва на предстоящие расходы на оплату отпусков.
Акт инвентаризации резерва на предстоящую оплату отпусков работников
Если налогоплательщиком принято решение не формировать резерв на следующий налоговый период, то весь фактический остаток резерва включается в доходы (расходы) на 31 декабря текущего года. В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 21 ноября 1996 г.
N 129-ФЗ инвентаризация резерва на оплату отпусков для целей бухгалтерского учета проводится для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности перед составлением годовой бухгалтерской отчетности.
Если в результате инвентаризации выявится, что суммы фактически начисленного резерва превышают суммы фактических расходов на оплату отпусков за год, 31 декабря отчетного года излишне начисленная сумма резерва сторнируется (п. 3.51 Методических указаний).
В учете это отражается проводкой: Дебет 20, 26, 44 Кредит 96 — сторнирована сумма излишне начисленного резерва на оплату отпусков.
Важно
Если в результате проведенной инвентаризации будет выявлено, что сумма фактических расходов на оплату отпусков превышает сумму созданного резерва, в бухгалтерском учете необходимо отразить дополнительные отчисления в резерв на оплату отпусков и включить их в издержки производства и обращения: Дебет 20, 26, 44 Кредит 96 — доначислен резерв на сумму превышения фактических расходов на оплату отпусков (с страховых взносов и взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве) над величиной резерва. Если резерв в следующем году не создается, например компания является малым предприятием и решило в следующем году резерв не начислять: Дебет 20, 26, 44 Кредит 96 — сторнирована сумма излишне начисленного резерва на оплату отпусков.
Для наглядности приведем примеры. Пример (фактический остаток неиспользованного резерва на конец года превышает сумму начисленного резерва).
Приказ на создание резерва по отпускам образец
Поэтому данную методику определите самостоятельно и закрепите в учетной политике организации для целей бухучета (п. 7 ПБУ 1/2008).
Наиболее оптимальный вариант: оценивать предполагаемую сумму расходов, которые возникнут у организации в связи с выплатой отпускных, так часто, как составляете бухгалтерскую отчетность. Ведь промежуточную бухгалтерскую отчетность в налоговые инспекции представлять не нужно (подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ).
Но если учредители, акционеры или собственники организации требуют, то составлять ее следует обязательно (ч. 4 ст. 13 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).
Фирма должна измерять ожидаемые затраты на оплату накапливаемых оплачиваемых отсутствий на работе как дополнительную сумму, которую она предполагает выплатить сотруднику за накопленные им отсутствия на работе на конец отчетного периода8. При этом ожидаемые затраты на выплату вознаграждений в форме оплачиваемых отсутствий признают в учете на момент, когда работники оказывают услуги, увеличивающие будущие оплачиваемые отсутствия на работе, на которые они имеют право. Иными словами, на день начисления зарплаты за месяц фирма должна начислить и расходы на оплату «заработанных» сотрудником дней отпуска.
Наталья Фрезоргер, руководитель менеджер департамента бухгалтерского консалтинга компании «ФБК», к.
э.
Инвентаризация резерва на оплату отпусков
Право налогоплательщиков на образование отпускных резервов предусмотрено стат. 324.1 НК. Порядок учета таких операций, включая ежемесячный процент и предел отчислений, необходимо закрепить в учетной политике. Согласно актуальным законодательным нормам организации не обязаны применять резервирование, а те, кто работает по «кассовому методу» воспользоваться указанной льготой не могут.
Если же предприятие создает резерв отпускных расходов, проведение инвентаризации обязательств является обязательным по п. 3 ст. 324.1 НК. Необходимость в контрольной оценке возникает из-за того, что созданные в разрезе сотрудников суммы могут быть использованы не полностью или, наоборот, перерасходованы. При этом на 31 декабря образуется превышение фактически выданных персоналу отпускных над резервной величиной или же формируется остаток резерва. По результатам корректировок в произвольной форме составляется бухгалтерская справка либо акт.
Инвентаризация резерва отпусков образец
В Письме от 01.04.2013 N 03-03-06/2/10401 Минфин разъяснил: согласно п. 1 ст. 324.1 НК РФ налогоплательщик, принявший решение о равномерном учете для целей налогообложения предстоящих расходов на оплату отпусков работников, обязан отразить в учетной политике для целей налогообложения принятый им способ резервирования, определить предельную сумму отчислений и ежемесячный процент отчислений в указанный резерв.
- соответствие начисленных сумм заработной платы и других выплат положениям системы оплаты труда, локальным нормативным актам работодателя, данным о фактической выработке, фактически отработанном времени;
- характер задолженности в расчетах с работниками по заработной плате (нормальная или просроченная).