Уголовная ответственность за государственную тайну

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Уголовная ответственность за государственную тайну». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Работа государственных и муниципальных органов, если рассматривать ее с точки зрения служебной тайны, строится на защите не подлежащей разглашению информации, которая им не принадлежит, так называемой «чужой тайны». Сами они тоже являются источником такого рода информации. Если она не относится к государственной тайне, согласно ФЗ №5485-1, следовательно, представляет собой служебную тайну, отраженную в специальных нормативных документах.

Порядок допуска к государственной тайне

Указанный порядок определяется Постановлением Правительства РФ от 06.02.2010 N 63

«Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан РФ к государственной тайне».

В соответствии со степенями секретности сведений, составляющих государственную тайну, устанавливаются следующие формы допуска граждан к государственной тайне:

  • первая форма — для граждан, допускаемых к сведениям особой важности;
  • вторая форма — для граждан, допускаемых к совершенно секретным сведениям;
  • третья форма — для граждан, допускаемых к секретным сведениям.

Доступ граждан к сведениям, составляющим государственную тайну, разрешается только при наличии у них допуска к государственной тайне по соответствующей форме. Если у вас есть допуск к сведениям высокой степени секретности, то он же является основанием для доступа к сведениям более низкой степени секретности. Оформление гражданам допуска к государственной тайне осуществляется по месту работы (службы). Тщательность проверки уполномоченными органами зависит от формы допуска.

Так, оформление доступа по третьей форме производится без проведения органами безопасности проверочных мероприятий. Решение принимается на основании анкетных данных. Исключение составляют оформление допусков руководителям организаций и работникам подразделений, связанных с защитой государственной тайны. В отношении этих лиц проверочные мероприятия проводятся в обязательном порядке.

Первоначальное «знакомство» с кандидатом на допуск начинается с анкеты, в которой, кроме всего прочего, необходимо указать следующие сведения: пребывание за границей, наличие судимостей, отношение к воинской обязанности, наличие близких родственников, в том числе за границей.

В допуске может быть отказано по следующим причинам:

  • признание гражданина судом недееспособным (ограничено дееспособным), рецидивистом, нахождение его под судом или следствием за государственные или иные тяжкие преступления, наличие у гражданина неснятой судимости за эти преступления;
  • наличие у гражданина медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну;
  • постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными гражданами документов для выезда на постоянное место жительства в другие государства;
  • выявление в результате проведения проверочных мероприятий действий гражданина, создающих угрозу безопасности РФ;
  • уклонение гражданина от проверочных мероприятий и (или) сообщение заведомо ложных анкетных данных.

Защита служебной тайны

Очевидно, что служебная тайна нуждается в защите. Сформирован целый ряд механизмов, охраняющих служебную тайну от незаконного завладения ею третьими лицами, внесения в нее изменений, уничтожения.

Соглашение о неразглашении, отражение в трудовом договоре четко прописанных дополнительных условий и мер по сохранению служебной тайны, разработка отдельного ЛНА, касающегося служебной тайны – это правовые инструменты защиты конфиденциальной служебной информации. Кроме них могут предусматриваться еще технические средства защиты, в том числе и кодирование сведений.

Важную роль играет организация процесса сохранности служебной информации в коллективе: учет работников с особым доступом к таким сведениям, их обучение, особый порядок работы с деловыми бумагами и иными носителями информации, составляющими служебную тайну. Работник, допустивший утечку тайных служебных сведений, может быть уволен по ст. 81 ТК РФ п.6 (в).

КоАП РФ статьей 13.14 предусматривает штрафы за разглашение сведений с ограниченным доступом. В частности, если «утечка» произошла по вине должностного лица, штраф может составить от 4 до 5 тыс. рублей.

За разглашение служебной тайны может наступить и уголовная ответственность. Так, статьей 155 УК РФ предусмотрен штраф до 80 тыс. руб., арест до 4 месяцев за разглашение тайны усыновления, удочерения. При этом недобросовестный чиновник может быть лишен права занимать определенные должности на срок до 3 лет.

Предусмотрены статьи и за разглашение служебной тайны, касающейся защиты участников судебных разбирательств, работников правоохранительных, контролирующих структур.

Государственная тайна: как наказывают за разглашение секретов страны

В отличие от довольно легкомысленного обращения государства с коммерческой тайной сохранности своих секретов оно уделяет особое внимание, жестко наказывая тех, кто осмелится их раскрыть. Перечень сведений, не предназначенных для чужих ушей, составляет весьма внушительный список, а процедура доступа к государственной тайне отличается сложностью и многоступенчатостью. Проверяют все и всех: ближайших родственников, наличие судимостей, визиты за границу и т.д.

Понятие “государственной тайны”

Государственная тайна – защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ. Такое определение содержится в Законе РФ от 21.07.1993 N 5485-1 “О государственной тайне” (далее – Закон).

Сведения, подлежащие защите

Читайте также:  Полный список документов при увольнении

Какие сведения стоит засекречивать, решают органы государственной власти и учреждения, получившие эти сведения. Перечень этих органов содержится в Указе Президента РФ от 11.02.2006 N 90 “О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне”. Традиционно, это МВД, ФСБ, ФСО, МЧС, Минюст, Минобороны, Аппарат Президента РФ, а также Минэкономразвития, Росатом, Роскосмос, Минпромэнерго, Минобрнауки, Минздравсоцразвития, ГУСП, ФСТЭК РФ. В этом же документе содержится перечень сведений, которые отнесены к государственной тайне. Они сгруппированы по следующим категориям:

  • военная;
  • экономика, наука и техника;
  • внешняя политика и экономика;
  • разведывательная, контрразведывательная и оперативно-розыскная деятельность.

В свою очередь секретная информация дифференцируется по степеням секретности. Степень секретности должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности России вследствие распространения указанных сведений. Устанавливаются три степени секретности и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: “особой важности”, “совершенно секретно” и “секретно”.

Сведения, не подлежащие отнесению к государственной тайне и засекречиванию

В соответствии со ст. 7 Закона не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения:

  • о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;
  • о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;
  • о привилегиях, компенсациях и социальных гарантиях, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;
  • о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;
  • о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах РФ;
  • о состоянии здоровья высших должностных лиц РФ;
  • о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.

Защита гостайны от утечек

Защита государственной тайны от разглашения осуществляется с помощью следующих мер:

  • Полное и своевременное удовлетворение информационных потребностей государственных органов и предприятий, нуждающихся в секретной информации для выполнения стоящих перед ними задач. Получая все необходимые сведения вовремя, организации не станут искать их самостоятельно – и тем легче будет отслеживать каналы обмена информацией. А допуск специалистов к секретной информации вполне отслеживается.
  • Ограждение секретных сведений от несанкционированного доступа.

Последняя мера включает в себя:

  • личную ответственность каждого человека, имеющего доступ к гостайне, за её разглашение;
  • меры информационной безопасности. Самое банальное: сведения доносятся до каждого конкретного лица лишь в той части, которая его касается; доступ к электронной информации блокируется с помощью средств криптографии, а к распространяемых на бумажных носителях сведениям – с помощью организационных мер (ознакомление с подпиской о неразглашении, перекрытие физического доступа к секретной информации (например, она вся хранится в особом отделе и выдаётся только лицам, имеющим доступ) и т. д.).

Полный перечень мер, методов и способов, защищающих секретные сведения от утечки, сам по себе является государственной тайной.

Сведения, подлежащие защите

Какие сведения стоит засекречивать, решают органы государственной власти и учреждения, получившие эти сведения. Перечень этих органов содержится в Указе Президента РФ от 11.02.2006 N 90 «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне». Традиционно, это МВД, ФСБ, ФСО, МЧС, Минюст, Минобороны, Аппарат Президента РФ, а также Минэкономразвития, Росатом, Роскосмос, Минпромэнерго, Минобрнауки, Минздравсоцразвития, ГУСП, ФСТЭК РФ. В этом же документе содержится перечень сведений, которые отнесены к государственной тайне. Они сгруппированы по следующим категориям:

  • военная;
  • экономика, наука и техника;
  • внешняя политика и экономика;
  • разведывательная, контрразведывательная и оперативно-розыскная деятельность.

В свою очередь секретная информация дифференцируется по степеням секретности. Степень секретности должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности России вследствие распространения указанных сведений. Устанавливаются три степени секретности и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно».

Другой комментарий к Ст. 283 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Объективная сторона преступления характеризуется действиями или, в редких случаях, бездействием — разглашением сведений, составляющих государственную тайну, т.е. противоправным преданием их огласке. Разглашение может иметь место в приватной беседе, публичном выступлении, в переписке, оно может быть выражено в демонстрации секретных чертежей и т.п. В таких случаях разглашение неотделимо от общественно опасного последствия этого преступления — восприятия секретных сведений другими лицами («если они стали достоянием других лиц»). В случае совершения данного преступления посредством бездействия, например бесконтрольного оставления документов на рабочем столе, указанные последствия отделены от деяния во времени.

2. С субъективной стороны преступление характеризуется прямым или косвенным умыслом, а также обеими разновидностями неосторожности.

3. Субъект специальный — лицо, которому: а) государственная тайна была доверена или б) стала известна по службе или работе. В первом случае речь идет о лицах, получивших в установленном порядке допуск к соответствующим сведениям. Во втором — о лицах, ознакомившихся с ними в силу своей профессиональной деятельности без получения допуска, например в силу третьих лиц (адвокат, допущенный в нарушение установленного порядка к участию в уголовном деле).

4. Комментируемая статья применяется, если содеянное не содержит признаков государственной измены (выдачи государственной тайны). Основное отличие между этими преступлениями в направленности умысла — в рассматриваемом случае умыслом не охватывается направленность собственных действий во вред безопасности государства.

Разглашение государственной тайны

Этот термин подразумевает не только озвучивание служебной информации, относящейся к гостайне. В это понятие также входит любое действие или поведение работника, которое становится основанием для доступа широкого круга лиц к сведениям, ограниченным в распространении.

Читайте также:  Отстранение работника в состоянии опьянения от работы

Например, потеря документов, создание их незарегистрированной копии и последующее использование ее в личных целях и т. д.

Соответственно и незаконное (несанкционированное руководством) распространение информации, относящейся к категории гостайны, приводит к негативным последствиям для человека, который допустил ее утечку.

Не всякое лицо может привлекаться к ответственности за разглашение госсекретов.

Определяющим фактором здесь является наличие соглашения о неразглашении и ознакомление с последствиями его нарушения.

Например, в ходе совместного распития спиртных напитков инженер хвастается соседу прототипом новой бронемашины, в разработке которой он принимает участие. Делится фотографиями техники. Затем сосед выкладывает на своей странице в соцсети эти фотографии и сопровождает их соответствующими комментариями.

Вред нанесен — информация ушла в широкий доступ. Однако сосед не будет нести никакой ответственности за утечку, потому что его никто не предупреждал о секретности этих сведений, он не работает с ними, и не давал подписки о неразглашении. Наказание понесет инженер, который похвастался секретными данными.

Отличие гостайны от госизмены

В Уголовном кодексе предусмотрена разная ответственность за разглашение государственной тайны, а также за государственную измену. Но в чем отличие этих понятий?

Если разглашение произошло неумышленно, тогда вопросов не возникает – виновный идет по ст. 283 УК РФ. Но если он разглашает сведения с прямым умыслом, то как понять, что это не госизмена?

Разница в том, что при госизмене лицо понимает, что он сдает секретные сведения иностранному лицу, и он хочет сделать это для того, чтобы Российскому государству был причинен вред.

Если говорить о разглашении гостайны, то в этом случае подозреваемый понимает, что передает секретные сведения другому человеку, однако этот посторонний человек является представителем нашей страны, а не иностранного государства.

Мотивом разглашения гостайны может быть желание виновного лица показать свою значимость, компетентность. Если же речь заходит о госимзене, то здесь мотив совершенно другой – человек хочет посягнуть на безопасность государства.

Понятия и различия коммерческой, профессиональной и служебной тайны

Ввиду исключения из официальных документов понятия служебной тайны, ее основные параметры стали параллельными с понятием коммерческой тайны. Коммерческая тайна регламентируется Федеральным законодательством, а точнее актом №98. Это понятие включает в себя любую информацию, полученную в процессе хозяйственной деятельности компании и не подлежащую разглашению ввиду своей ценности.

К различиям коммерческой и служебной тайны можно причислить:

  • коммерческая тайна — понятие, присущее как частным, так и государственным компаниям, а служебная — прерогатива исключительно госслужб и муниципальных структур;
  • к последствиям разглашения коммерческой тайны относятся утеря ценных сведений и причинение финансового ущерба, а обнародование служебной тайны является нарушением прав граждан или государственных структур;
  • коммерческой тайне присуща материальная ценность информации, а служебная фактической ценности не имеет.

Еще одной родственной категорией информации является профессиональная тайна. Она также охраняется и регламентируется на законодательном уровне. К данной категории относятся:

  • нотариальная и адвокатская тайна;
  • тайна переписки и телефонных разговоров;
  • тайна исповеди и психологической беседы;
  • врачебная тайна;
  • прочие информационные данные, полученные сотрудником в процессе выполнения непосредственных профессиональных обязанностей, обнародование которых может причинить ущерб различной степени.

Таким образом, профессиональная и служебная тайна имеют ряд общих свойств, так как сведения получены сотрудниками в процессе осуществления непосредственной трудовой деятельности. Часто такие сведения могут являться одновременно служебной и профессиональной тайной.

Особая информация охраняемая законом тайна

«Кадровый вопрос», 2013, N 1

ОСОБАЯ ИНФОРМАЦИЯ охраняемая законом тайна

Одним из способов защиты охраняемой законом тайны (государственной, служебной, коммерческой и иной) является установление в трудовом договоре обязанности работника соблюдать конфиденциальность такой информации. В настоящей статье рассмотрим, что представляют собой государственная, служебная и коммерческая тайны, ответственность работника за разглашение охраняемых законом тайн, а также расторжение трудового договора в случае разглашения работником указанных тайн.

Статья 57 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) дает возможность работодателю заключать трудовой договор с условием о неразглашении охраняемой законом тайны (государственной, служебной, коммерческой и иной) с любым работником, если эти сведения ему известны в связи с исполнением должностных обязанностей.

Условие о неразглашении охраняемой законом тайны относится к дополнительным условиям трудового договора и включается по соглашению сторон. Как правило, это условие предусматривается в трудовом договоре с работником, которому сведения, являющиеся охраняемой тайной, будут известны в процессе выполнения трудовых функций.

Рассмотрим, какая именно информация относится к государственной, коммерческой и служебной тайнам.

Согласно ст. 2 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 «О государственной тайне» (далее — Закон N 5485-1) под государственной тайной понимаются защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-разыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

Перечень сведений, составляющих государственную тайну, — это совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленных федеральным законодательством.

Перечень сведений, составляющих государственную тайну, установлен ст. 5 Закона N 5485-1, а также Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 г. N 1203 «Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне».

Читайте также:  Превратить садовый дом в жилой теперь легко: Инструкция

Заключение трудового договора о работе в данной области возможно только при условии допуска соответствующего лица к государственной тайне. Порядок допуска должностных лиц и граждан к государственной тайне определен в ст. 21 Закона N 5485-1 и подзаконными нормативными правовыми актами.

Виды ответственности за нарушение государственной тайны

Сегодня ответственность в области защиты государственной тайны охраняется на различных уровнях: уголовном, административном, гражданско-правовом и дисциплинарном.

Гражданско-правовая ответственность в плане защиты гостайны предполагает возмещение материального и морального вреда. На практике трудно себе представить, что государство морально страдает от разглашения гостайны. Доказать материальный вред от нарушения законодательство о государственной тайне также проблематично. Поэтому такая ответственность за гостайну существует лишь формально.

Дисциплинарная ответственность за нарушение режима гостайны теоретически предусматривает выговор, лишение денежной премии или увольнение.

На практике в случае разглашения государственной тайны сотрудник компании либо привлекается к уголовной ответственности с назначением реального наказания, либо компания или должностное лицо привлекается к незначительной адм. ответственности.

В любом из этих случаев фирма избавляется от сомнительного сотрудника, проходит дополнительную проверку ФСБ и, возможно, лишается лицензии на гостайну.

Поэтому в современных правовых реалиях внимания заслуживают два первых вида: уголовная ответственность за государственную тайну и административная ответственность в плане защиты гостайны.

Комментарии к СТ 283 УК РФ

Статья 283 УК РФ. Разглашение государственной тайны

Комментарий к статье 283 УК РФ:

1. Общественная опасность разглашения заключается в том, что сведения, содержащие государственную тайну, уходят из владения и могут быть использованы для посягательства на внешнюю и внутреннюю безопасность и другие жизненно важные интересы России.
Объектом преступления выступает сохранность государственной тайны.

Предмет преступления — сведения, составляющие государственную тайну (см. комментарий к ст. 275).

2. С объективной стороны преступление выражается в разглашении сведений, составляющих государственную тайну.
Под разглашением понимается такое противоправное предание огласке сведений, составляющих государственную тайну, при котором они стали достоянием посторонних лиц.

Посторонним признается любое лицо, которое по характеру выполняемой работы или служебных обязанностей не имеет доступа к данным сведениям.

Объективно разглашение выражается в различных действиях, в результате которых сведения, составляющие государственную тайну, становятся известны посторонним лицам: доверительном разговоре, публичном выступлении, переписке, показе документов, демонстрации чертежей, схем, изделий, утере неучтенных тетрадей и блокнотов с выписками из документов, содержащих государственную тайну, и т.п.
Разглашение может быть совершено как действием, так и бездействием (например, бесконтрольное оставление виновным на рабочем месте документов, изделий, таблиц, схем в условиях, когда с ними могут ознакомиться посторонние лица).
Порядок сохранности государственной тайны регулируется Законом РФ от 21 июля 1993 г. «О государственной тайне», Правилами отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности (СЗ РФ. 1995. N 37. Ст. 3619), Перечнем сведений, отнесенных к государственной тайне (СЗ РФ. 1995. N 49. Ст. 4775), а также системой подзаконных нормативных актов в виде инструкций, положений, памяток и т.п. Поэтому при расследовании фактов разглашения подлежат точному установлению характер преданных огласке сведений, а также то, какое конкретно требование действующих правил было нарушено. Степень секретности сведений устанавливается путем их сверки с действующими нормативными актами, а при необходимости — проведением экспертизы.

Преступление окончено с момента восприятия разглашаемых сведений посторонними лицами. При этом не требуется детального восприятия всей совокупности разглашаемых сведений, а достаточно общего понимания смысла предаваемой огласке информации.

Если по каким-либо причинам, не зависящим от воли виновного, умышленно разглашаемые сведения не восприняты посторонними лицами, налицо покушение на преступление.

Например, разглашаемые сведения не были восприняты вследствие незнания национального языка, глухоты, сильного опьянения и т.п.

3. Субъективная сторона разглашения сведений характеризуется и умышленной, и неосторожной формами вины .
———————————

В юридической литературе высказывается мнение о том, что разглашение государственной тайны может быть только при умышленной форме вины (см.: Комментарий к Уголовному кодексу РФ. М.: Юрайт, 2004. С. 867). Происходит оно из-за редакционной и смысловой неточности в понимании ч. 2 ст. 24 УК, что требует законодательной коррекции или руководящего разъяснения Пленума Верховного Суда РФ.

При прямом умысле лицо, осознавая общественно опасный характер действий, связанных с разглашением государственной тайны, предвидит, что оглашаемые сведения воспримут посторонние лица, и желает этого (например, в доверительном разговоре с родственниками и близкими людьми).

Так, работая на строительстве специального объекта, техник О. разгласил в частной беседе своей знакомой девушке-студентке К. сведения о дислокации, назначении и конструктивных параметрах режимного объекта, желая показать свою «солидность и осведомленность».

Действуя с косвенным умыслом, субъект осознает общественно опасный характер своих действий, предвидит, что сведения, составляющие государственную тайну, могут стать достоянием посторонних лиц, и допускает факт восприятия сведений посторонними людьми либо безразлично относится к этому.

Так оценивается ведение разговоров между сослуживцами по закрытой тематике в общественном транспорте при громкости, которая допускает возможность восприятия смысла беседы другими пассажирами, громкое чтение документов или обсуждение деловых вопросов в помещениях с плохой звукоизоляцией, оставление в служебном кабинете, куда заходят посторонние лица, развешенных схем, таблиц, графиков и т.п.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *