Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Получить права на управление маломерным судном в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Отсутствие на судне документов, требуемых для проверки инспекторами ГИМС, влечет за собой получение предупреждения или оформление штрафа в размере 100 рублей. Поэтому всегда возите с собой водительские права, судовой билет и свидетельство о праве собственности (или доверенность).
Правила гимс 2022 новые для маломерных судов
- При первичной государственной регистрации судна.
- В случае, если судно было исключено из Реестра, а потом снова внесено в него.
Номер теперь дается лодке «пожизненно». Смена владельца (как и писали выше) не является причиной для смены номера, так как в Реестр просто вносятся изменения, без исключения из него судна.
«Вывести» лодку из Реестра будет теперь сложнее — это обратная сторона новшеств 2022. Для этого потребуется основания, которых прописано всего три. При чем, они должны быть подтверждены документом.
В зависимости от обстоятельств теперь требуется предоставить:
- документ, подтверждающий гибель, конструктивную гибель маломерного судна, пропажу маломерного судна без вести, а также утрату маломерным судном качества судна в результате перестройки или других изменений;
- таможенную декларацию по вывозу маломерного судна с территории Российской Федерации;
- свидетельство о годности к плаванию или заключение о результатах идентификации и осмотра судна.
Статья 24, пункт 3 Приказа МЧС РФ от 15.08.2021 N 566
Если с 1 и 2 пунктами все очевидно, то 3-ий выглядит как «золотой» билет.
- Новые штрафы ГИМС
- Какие штрафы приняты в новых правилах ГИМС 2022? КоАП РФ Статья 11.7. Нарушение правил плавания
- КоАП РФ Статья 11.8. Нарушение правил эксплуатации судов, а также управление судном лицом, не имеющим права управления
- КоАП РФ Статья 11.8.1. Управление маломерным судном без документов
- КоАП РФ Статья 11.9. Управление судном судоводителем или иным лицом, находящимися в состоянии опьянения
- КоАП РФ Статья 11.10. Нарушение правил обеспечения безопасности пассажиров на судах водного транспорта, а также на маломерных судах
26 июля президент подписал закон об изменениях в кодексе административных правонарушений, а 29 июля эти изменения уже вступили в силу. Давайте разберемся, какие изменения внесены и так ли все плохо на самом деле?
Нарушения | Наказания |
При себе отсутствует документ | 500 руб. либо предупреждение |
Удостоверение не получалось | До пятнадцати тысяч рублей |
Закончились сроки действия документов | До пятнадцати тысяч рублей |
Вождение после лишения прав | 30 тысяч рублей либо задержание на 15 дней |
Вождение нетрезвым после лишения удостоверения при аналогичном повторном нарушении | 300 тысяч рублей либо 2 года тюремного заключения |
Аннулирование прав судебными приставами | Ограничение вождения на дополнительный срок либо 50-часовые исправительные работы |
Предоставление водительского места человеку без соответствующих прав | 30 тысяч рублей для владельца авто |
ГИМС информирует. Судоводителю необходимо знать!
Правила речного судоходства маломерных судов регламентируют законные и необходимые действия рулевого плавсредства. Здесь, в отличие от предыдущего пункта, все предельно просто, понятно и без изменений. Исходя из правил судовождения маломерных судов 2018-2020, судоводители обязаны:
- Знать и выполнять требования установленных государством законов и правил судоходства.
- Перед каждым выходом на воду проверять техническое состояние судна.
- При перевозке пассажиров обеспечивать их безопасность и проводить обязательный инструктаж.
- Обеспечивать наличие всех необходимых документов на судно (судоводительские права, свидетельство о регистрации, паспорт транспортного средства и т.п.).
- Выполнять требования уполномоченных представителей надзорных органов.
Заметим, что невыполнение установленных государственными законодательными актами и правилами требований влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и строгие санкции, в том числе предусматривающие лишение судоводительских прав.
Возможно будет интересно: Доверенность на управление маломерным судном — как заполнять, бланк
Важные изменения претерпели в 2021 году правила управления маломерным судном в разделе о нанесении бортовой маркировки. До этого наносимый на лодку регистрационный номер состоял из 7 символов (3 буквы + 4 цифры), и по желанию владельца рядом можно было нанести российский флаг. Теперь же по новому ГОСТу для внутреннего водного транспорта Российской Федерации нанесение государственного флага и 11-значного номера обязательно.
Бортовой номер судну назначают при регистрации маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС. По новым правилам он состоит из следующих элементов:
- 2 буквы;
- 4 цифры;
- Цифровое обозначение региона России;
- Буквенное указание страны (RUS) и изображение флага.
При этом выдвигаются требования к правильному оформлению надписи.
Идентификационный номер наносится на каждый борт лодки в одну строчку и таким образом, чтобы ее геометрическая середина была на удалена от форштевня на расстояние не менее, чем ¼ габаритной длины судна. При этом высота букв должна быть не меньше 15 см, ширина составляет 10 см, а толщина контура допускается в пределах 1,5-2 см.
Правила вождения маломерных судов по рекам, озерам и прочим водоемам предусматривают и техническое освидетельствование транспортных средств. Так, по требованиям нового регламента правил управления маломерными судами 2021 года запрещено использование водного транспорта, у которого выявлены одна или несколько нижеперечисленных неисправностей.
- Сквозные пробоины корпуса.
- Разгерметизация отсеков и (или) воздушных ящиков, равно как и их отсутствие.
- Повреждение составных частей рулевого устройства, отсутствие конструкционных деталей, ненадежные крепления и прочие неисправности, дестабилизирующие надежную работу руля.
- Отсутствие или поломка глушителя, сильная вибрация корпуса, выявление утечек топлива.
- Повреждение системы управления двигателем, неисправность блокировки запуска мотора при включенном реверсе, нестабильное включение/выключение реверс-редуктора.
- Отсутствие, поломка и неправильная работа сигнально-отличительных огней.
- Несоответствие комплектации лодки и установленного оборудования нормам, указанным в судовом билете.
Таким образом, выход судна на воду в обход установленных запретов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, т.е. на судоводителя и владельца плавательного средства.
Обладатели надувных ПВХ лодок переживают, нужно ли обращаться в госинспекцию и платить транспортный налог. Ведь небольшая надувная или гребная лодка на воде кажется таким незначительным средством передвижения.
Судна, которые не нужно регистрировать в Госинспекции:
- лодки, купленные с целью передвижения во внутренних водоемах (реках и озерах) РФ;
- плавстредство без силовой установки и грузовой подъемностью до 200 кг включительно;
- плавсредство с мощностью силовой установки до 8 кВт или 9,9 л/с;
- гребные лодки.
Для рыбалки, охотничьего промысла и различных подсобных работ просто необходима надувная резиновая лодка. Закон РФ обязывает регистрировать катамараны, гидроциклы, яхты, катера и различные надувные лодки, попадающие под регламент ГИМС.
Резиновую лодку нужно регистрировать, если:
- вес больше 200 кг.;
- установленный движок имеет мощность больше 8 кВт или 9,9 л/с;
- техпаспорт лодки разрешает установку мотора с параметром, превышающим 10 л/с.
Все резиновые лодки, которые не попадают под эти параметры регистрировать в ГИМС не нужно. Но правила использования резиновых лодок нарушать не стоит. На воде сотрудник МЧС РФ может потребовать у судовладельца документ на право эксплуатации лодкой.
Владельцу резиновых лодок при выходе на воду нужно иметь:
- паспорт РФ или его копию;
- документ права собственности судна;
- удостоверение на управление (для лодок с мощностью мотора выше 5 л.с/3,58 кВт);
- весла;
- спасательный жилет;
- черпак.
Чтобы поставить любую, попадающую под параметры требований, лодку на учет в Государственную Инспекцию Маломерных Судов, а именно получить Судовой Билет маломерного судна необходимо:
- Приобрести лодку.
- Собрать необходимый список документов.
- Приехать в ГИМС, расположенный по месту регистрации.
- Предоставить необходимый список документов.
- Получить Судовой Билет.
ВАЖНО! Зарегистрировать лодку в ГИМС можно не выходя из дома через портал Госуслуги.
Документы в порядке, удостоверение в кармане и судовой билет получен. Остался еще один важный шаг, чтобы уверенно и свободно разгонять волны на территории РФ – это нанести номер на лодку по правилам ГОСТ и ГИМС.
Правильно нанесенный номер должен обладать следующими признаками:
- соответствовать рекомендуемым размерам;
- иметь контрастный цвет с лодкой;
- находиться между носовой частью и четвертью длины форштевня судна.
Новые правила ГИМС для маломерных судов 2020 — правовая база
Весной 2022 года в СМИ появилась информация, что специалистами МЧС России разрабатывается новый проект ФЗ «О безопасности судоходства маломерных судов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В частности, будет изменен ряд понятий о судоходстве «маломерок» и их правовом статусе. Также планируется корректировка критериев определения маломерных судов, не подлежащих обязательной регистрации в ГИМС, т.к. действующий регламент толкуется неоднозначно.
Однако, с тех пор официальных заявлений от чиновников об изменении правил судоходства на маломерных судах по территориальным водам России в 2022 году пока не поступало. Это значит, что разработка проекта еще продолжается и на будущий год важных поправок к действующему законодательству не предвидится. Однако, не будет лишним освежить в памяти правила вождения маломерных судов, которые, кстати, были изменены в РФ всего год назад, в канун наступления 2022 года. Ведь, скорее всего, принятые правила судоходства для маломерных судов продолжат действовать в такой же редакции и на протяжении 2022 года.
Правила водного движения маломерных судов 2021
Однако с тех пор официальных заявлений от чиновников об изменении правил судоходства на маломерных судах по территориальным водам России в 2021 году пока не поступало. Это значит, что разработка проекта еще продолжается и на будущий год важных поправок к действующему законодательству не предвидится. Но не будет лишним освежить в памяти правила вождения маломерных судов.Эти правила, кстати, были изменены в РФ всего год назад, в канун наступления 2021 года. Ведь, скорее всего, принятые правила судоходства для маломерных судов продолжат действовать в такой же редакции и на протяжении 2021 года.
Итак, для начала разберемся с правовым понятием термина «маломерные суда». Согласно действующему законодательству, маломерным называется судно, вмещающее на борту до 12 человек при длине корпуса плавсредства не более 20 метров.
Техническое освидетельствование
Плавсредства, которые подлежат регистрации, непременно проходят ТО. Обязательной процедуре освидетельствования подвергаются судна до регистрации, не имеющие сертификата завода изготовителя, а также судна, сделанные кустарным способом.
Все судна проходят регулярные процедуры освидетельствования через каждые 5 лет. В данном случае, термины освидетельствования начинаются с даты регистрации плавсредства. ТО проводится так же в тех случаях, когда плавсредство перемещается в другой регион. Кроме этого, ТО подвергаются лодки, прошедшие через капитальный ремонт или после ликвидации замечаний, указанных после прохождения предыдущего ТО.
После принятия новых правил, осмотр плавсредств осуществляется в два этапа. Первый этап заключается в ходовых испытаниях наплаву, после чего судно подвергается окончательным процедурам, связанным с его пригодностью к дальнейшей эксплуатации. Все затраты, связанные с подъемом лодки ложатся на владельца.
Поучительно! Если термины технического освидетельствования просрочены, то владельца может ожидать штраф от 500 до 1000 рублей.
Обязанности судоводителя
Правила речного судоходства маломерных судов регламентируют законные и необходимые действия рулевого плавсредства. Здесь, в отличие от предыдущего пункта, все предельно просто, понятно и без изменений. Исходя из правил судовождения маломерных судов 2018–2019, судоводители обязаны:
- знать и выполнять требования установленных государством законов и правил судоходства;
- перед каждым выходом на воду проверять техническое состояние судна;
- при перевозке пассажиров обеспечивать их безопасность и проводить обязательный инструктаж.
- обеспечивать наличие всех необходимых документов на судно (судоводительские права, свидетельство о регистрации, паспорт транспортного средства и т.п.);
- выполнять требования уполномоченных представителей надзорных органов.
Заметим, что невыполнение установленных государственными законодательными актами и правилами требований влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и строгие санкции, в том числе предусматривающие лишение судоводительских прав.
Правила пользования на водных объектах
Чтобы получить права, важно изучить правила движения маломерных судов. Они есть в кодексе внутреннего водного транспорта России (КВВТ) от 2001 года. Они действуют на ВВП (внутренние водные пути), но есть исключение – реки с морским режимом. Правила использования маломерных судов на водных объектах распространяются на экипажи водных ТСв, ИП, а также юридических и иных лиц, осуществляющих судовое хождение на ВВП. Плавать разрешается зарегистрированным плавсредствам в ГИМС, располагающим регистрационным знаком и государственным флагом.
Использовать мотолодки можно после их госрегистрации в судовой книге, отметки бортовых номеров, осмотра, с учетом условий, нормативов требований по таким параметрам:
- пассажировместимости;
- мощности и числу двигателей;
- допустимой площади парусов;
- местам плавания;
- высоте волны, при которой лодка может плавать;
- осадке;
- навигационному прибору;
- сигнальным огням;
- противопожарным средствам;
- надводному борту;
- спасательными и противопожарными методами.
Государственная регистрация, а также учёт, классификация и осмотр плавсредств осуществляется инспекциями по маломерным судам в составе основных управлений МЧС по источникам России и центрами государственной инспекции по небольшим лодкам.
Нарушение правил плавания
Превышение скорости | предупреждение / либо штраф 500-1000 р / либо лишение прав на 1-2 года |
Несоблюдение требований навигационных знаков | предупреждение / либо штраф 500-1000 р / либо лишение прав на 1-2 года |
Преднамеренная остановка или стоянка в запрещенных местах | предупреждение / либо штраф 500-1000 р / либо лишение прав на 1-2 года |
Нарушение правил маневрирования | предупреждение / либо штраф 500-1000 р / либо лишение прав на 1-2 года |
Нарушение правил подачи звуковых сигналов | предупреждение / либо штраф 500-1000 р / либо лишение прав на 1-2 года |
Управление судном в состоянии опьянения и отказ от мед освидетельствования
С пьяного судоводителя | 1500-2000 р / либо лишение прав на 1-2 года |
Если передать управление пьяному | 1500-2000 р / либо лишение прав на 1-2 года |
Уклонение от медицинского освидетельствования на опьянение | 1000-1500 р / либо лишение прав на 1-2 года |
Теория маломерного судна
Этот термин используется плавательными средствами длиной до 20-и метров. Они содержат не больше чем 12 человек, в число которых входят водитель и пассажиры. Средство может быть разной конструкции: парусным, гидроциклом, моторно-парусным, а также в виде спецконструкции. После проведения техосмотра каждый объект должен получить специальный класс, который записывается в форме кода с четырьмя знаками.
Таблица классов
Класс | Описание |
Первый | 1-7 вид плавательного средства (прорезиненая лодка с мотором, гидроцикл и иные мотолодки), «П» и «К» — судна на подушке или крыльях подводного типа. |
Второй | наличие водонепроницаемой палубы |
Третий | разрешенные районы для плавания |
Четвёртый | количество людей на борту |
Маломерное ТС содержит: корпус, двигатель, навигационную систему, но это только главные части. Во время курсов вождения осуществляется изучение того, что означает борт надводный, крен, плавучесть, валовая вместительность.
Правила плавания по внутренним водным путям
11 февраля 2019 года вышел приказ Министерства транспорта России в котором было сообщено о необходимости внесения изменений в правила движения по ВВП водного транспорта. Произведены поправки в пункт 48: суда государственного контроля могут показывать в разное время суток один проблесковый круговой огонь дополнительно к сигнальным огням.
К плаванию по внутренним водным путям РФ могут быть допущены суда, которые зарегистрированы в реестре. Плавание по ВВП разрешается только под государственным флагом Российской Федерации. На основании решения правительства может быть разрешено плавание, в т.ч для транзита, по ВВП отдельному судну под флагом другого государства.
Надзор за соблюдением требований обеспечения безопасности эксплуатации судов реализуется органами судоходной инспекции РФ. При аварии, транспортном происшествии или повреждении лодки нужно сообщить диспетчеру порта о случившемся.
Судоводитель несёт ответственность за соблюдение документа КВВТ, за обеспечение безопасности пассажиров. Экипажу нужно исключить ситуации, которые опасны для жизни, и другие обстоятельства, как повреждения лодки, загрязнения природы.
Перед плаванием, борт нужно оснастить спасательными изделиями, использующимися при происшествиях. Водитель судна после обнаружения аварии на воде должен быстро оказать помощь, если она нужна.
Правила плавания по внутренним водным путям
11 февраля 2020 года вышел приказ Министерства транспорта России в котором было сообщено о необходимости внесения изменений в правила движения по ВВП водного транспорта. Произведены поправки в пункт 48: суда государственного контроля могут показывать в разное время суток один проблесковый круговой огонь дополнительно к сигнальным огням.
К плаванию по внутренним водным путям РФ могут быть допущены суда, которые зарегистрированы в реестре. Плавание по ВВП разрешается только под государственным флагом Российской Федерации. На основании решения правительства может быть разрешено плавание, в т.ч для транзита, по ВВП отдельному судну под флагом другого государства.
Надзор за соблюдением требований обеспечения безопасности эксплуатации судов реализуется органами судоходной инспекции РФ. При аварии, транспортном происшествии или повреждении лодки нужно сообщить диспетчеру порта о случившемся.
Судоводитель несёт ответственность за соблюдение документа КВВТ, за обеспечение безопасности пассажиров. Экипажу нужно исключить ситуации, которые опасны для жизни, и другие обстоятельства, как повреждения лодки, загрязнения природы.
Перед плаванием, борт нужно оснастить спасательными изделиями, использующимися при происшествиях. Водитель судна после обнаружения аварии на воде должен быстро оказать помощь, если она нужна.
Обязанности водителя маломерного судна
Судоводителю нужно иметь при себе такие документы:
- удостоверение на возможность управления судном этой категории в установленном месте с подходящей мощность двигателей;
- судовой билет с пометкой о регулярном техническом осмотре плавательного средства по правилам пользования маломерными судами;
- лист — путевой или маршрутный (для лодок, которые принадлежат организациям);
- документы на груз для перевозки;
- на судах, которые относятся гражданам (если те на судне судовладельца), доверенность на управление тс, заверенную.
Перед плаванием нужно проверить корпус, исправен ли он, а также двигатель, освещение, другое оборудование. Важно проверить наличие спасательных, противопожарных средств, водоотливных устройств, соответственно табелю снабжения подходящего класса судна и записи в билете.
Судоводитель должен, например:
- смотреть за тем, чтобы пассажиры не создавали проблем и не отвлекали от управления;
- оказывать первую медицинскую помощь терпящим беду на воде, доставлять пострадавших в лечебное учреждение;
- предоставлять лодку медработникам, полиции, сотрудникам лесного хозяйства, инспекции.
Судоводитель обязан останавливаться и предъявлять сотрудникам инспекций, МВД для проверки личные документы: удостоверение на право управления, путевой лист, судовые свидетельства, документы на груз (для перевозки). Судно останавливать нужно в безопасном месте, вне основного потока движения мотолодок.