Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обязательная маркировка радиоэлектроники». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Еще в 2022 году Минпромторг выдвигал предложения начать эксперимент по маркировке радиоэлектроники, кормов для животных, рыбной продукции, детской воды. Были разработаны и размещены на федеральном портале соответствующие проекты Постановлений, но они не получили одобрения. По состоянию на конец 2022 года, эксперименты по маркировке этих товарных групп так и не запущены.
Какие товары начнут маркировать в 2023 году
Итак, рассмотрим, какие товарные группы подлежат маркировке в 2023 году. Они представлены в таблице.
Категория товара | Срок запуска обязательной маркировки в 2023 году | Нормативный документ |
---|---|---|
Велосипеды и велосипедные рамы | 1 марта | Распоряжение Правительства РФ № 792-р от 28.04.2018 |
Кресла-коляски (ручные, с двигателем, механическими устройствами для передвижения) | Эксперимент завершен, но точная дата обязательной маркировки пока неизвестна | Постановление Правительства РФ №1028 от 7.08.2019 (о проведении эксперимента) |
Маркировка пива и слабоалкогольных напитков
Эксперимент по внедрению обязательной маркировки пива и слабоалкогольных напитков стартовал в 2021 году, в 2022 продолжился и по предварительным данным должен быть завершен весной 2023 г. Цифровая маркировка пива является эффективным механизмом, отвечающим за усиление контроля за рынком этой продукции в РФ. По данным ОПИ («Общественная потребительская инициатива») у 16% продукции обнаружены такие нарушения, как: отсутствие солода, наличие консервантов или красителей, не указанных в составе, неправильное пенообразование и пеностойкость, не соответствие вкуса и аромата.
На данный момент в список маркировки пива и слабоалкогольных напитков входят следующие продукты:
- пиво, имеющее крепость 0,5-8,6%;
- напитки из солода, поставляемые в тарах до и более 10 л;
- напитки брожения с крепостью не более 0,5%;
- пивные напитки;
- пуаре, сидр;
- безалкогольное пиво;
- медовуха;
- сброженные напитки игристого и неигристого типа, в которых количество спирта не превышает 7%.
Разберемся что такое маркировка
Маркировка – это контрольно-идентификационный знак (КиЗ), который присваивается товару и указывается на его ярлыке, упаковке, этикетке или таре. Этот знак может создать только единый оператор маркировок.
С помощью маркировки можно отследить путь товара от производства до продажи или списания.
Рассмотрим работу участников оборота товара:
-
Производители. Они маркируют продукцию и вводят ее в оборот.
-
Поставщики и импортеры. Они сверяют знак с данными в документах, которые получили от производителя и далее сообщают «Честному ЗНАКу» о поступлении и продаже такой продукции.
-
Розничные продавцы. Сверяют знак с данными, которые предоставил поставщик или импортер и сообщают «Честному ЗНАКу» о поступлении товара и о реализации его конечному покупателю.
Для каждой группы товаров предусмотрены разные способы маркировки.
За составление КиЗ необходимо платить государству 50 копеек без НДС. Но можно получить КиЗ бесплатно для:
-
Жизненно необходимых лекарств, закупочная цена которых не более 20 рублей;
-
Остатков, то есть продукции, которая оставалась до внедрения обязательной маркировки. В этом случае при заказе знака необходимо в качестве способа получения указать, что это маркировка остатков. КИЗ для продукции, которая не попала в оборот, действителен 60 суток.
-
Продукции, маркировка которой пока в стадии эксперимента.
Новые правила дистанционной торговли
Можно говорить о том, что для продавцов товаров дистанционным способом в соответствии с постановлением № 2463 появились как новые преференции, так и новые обязанности.
Интернет-магазины в соответствии с новыми правилами торговли имеют право требовать от покупателя при возврате им ювелирных изделий, технически сложных товаров и средств транспорта (п. 41, 45, 51 Правил):
- представления возвращаемого изделия в товарном виде, при сохранении его потребительских свойств;
- предоставления документов или иных доказательств, удостоверяющих факт совершения покупки.
И, соответственно, имеют право на отказ в приемке товаров, возвращаемых без соблюдения приведенных выше условий.
В свою очередь, продавцы при дистанционной торговле в соответствии с постановлением № 2463 обязаны:
- В любом случае возвращать товары, представленные транспортными средствами, ювелирным изделиями и технически сложными товарами, даже если они товары возвращаются в надлежащем качестве.
- Подтверждать факт заключения договора купли-продажи сразу после получения от потребителя сообщении о намерении совершить покупку (п. 14 Правил).
Что изменится с 1 сентября 2022 года
Федеральный закон от 01.05.2022 № 135-ФЗ, вступающий в силу с 1 сентября 2022 года, дополняет действующее законодательство о защите прав потребителя новым понятием – «недопустимые условия договора». В указанных целях действующая ст. 16 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» излагается в новой редакции.
Под недопустимыми условиями договора обновленная норма закона понимает любые ущемляющие права потребителя условия, противоречащие законодательству в области защиты прав потребителей, которые подлежат исключению из договоров по первому требованию потребителя. Недопустимые условия договора, ущемляющие права потребителя, объявляются ничтожными.
Если включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, повлекло причинение убытков потребителю, они подлежат возмещению продавцом в полном объеме. Убытки, причиненные потребителю, подлежат возмещению в полной сумме сверх неустойки и пени, установленной законом или договором. Причем требование потребителя о возмещении убытков подлежит удовлетворению в течение 10 дней со дня его предъявления.
Новые требования одинаковым образом распространяются как на продавцов товаров, так и на исполнителей договоров платного оказания услуг и выполнения работ, а также на владельцев агрегаторов. При этом закон устанавливает лишь примерный перечень условий, являющихся недопустимыми и не подлежащих включению в договоры с потребителями.
При торговле оптовой потребительскими товарами ИП опирается на следующие категории:
- бытовые материалы химического происхождения;
- бытовая техника и электроприборы;
- строительные материалы;
- хозяйственные товары;
- керамика;
- галантерея;
- стеклянная продукция;
- меховые изделия и полуфабрикаты;
- швейное производство;
- трикотаж и текстиль;
- обувь;
- мебель;
- спортивные товары;
- электрическая, музыкальная и радиоаппаратура;
- фототехника;
- ювелирные изделия;
- настольные развивающие игрушки;
- печатные издания;
- канцелярские принадлежности;
- холодное оружие и иные предметы охоты.
Торговля непродовольственными товарами ОКВЭД
Каждому направлению продажи непродовольственных товаров в 2022 году присвоен индивидуальный код в соответствии с классификаторов видов экономической деятельности (ОКВЭД).
- 19 – для реализации товаров в магазинах неспециализированного значения.
- 47 – ведение торговли компьютерами и периферией.
- 42 – реализация оборудования и электроники.
- 51 – розничная продажа текстиля.
- 53 – продажа ковровых изделий.
- 59 – мероприятия по реализации мебели.
- 61 и 47.62 – соответственно продажа книг и канцелярии.
- 64 – продажа оборудования спортивного назначения.
- 71 и 47.72 – продажа обуви и кожаных изделий.
- 74 – продажа фармацевтической продукции.
- 75 – организация деятельности по реализации косметики.
- 76 – торговля ЗОО товарами и растительными культурами.
- 77 – продажа часов и ювелирных изделий.
- 89 – нестационарная торговая деятельность в розницу.
Правила розничной торговли непродовольственными товарами
Основной регламент регулирующий правила розничной торговли непродовольственными товарами в 2019 году – постановление Правительства №55 от 19.01.1998 г.
- В гл. 3 речь идет о тонкостях реализации текстильных изделий. Они должны пройти предпродажную подготовку. Позиции для взрослых и детей, а также мужчин и женщин должны размещаться по отдельности (п. 40). Отмеривание не расфасованных изделий осуществляется с применением стандартного метра (п. 43).
- В гл. 4 речь ведется об особенностях реализации сложных технических товаров бытового пользования.
В п. 51 сказано, что в комплектации должен быть список вспомогательные предметов, установленный изготовителем товара, а также документы, такие как технический паспорт продукта, инструкция по эксплуатации и др. - В гл. 5 регламентируются нюансы продажи парфюмерно-косметических товаров. Здесь описаны требования к флакону, маркировке, правила проверки качества и т. д.
- В гл. 6 регулируются нюансы реализации автомобилей, мотоциклов и прочих предметов техники.
- В гл. 7 рассматриваются особенности реализации ювелирных изделий. В п. 61 сказано, что продажа допустима только при наличии государственных клейм.
- В гл. 8 даны законодательные рекомендации по реализации фармацевтических товаров.
- В гл. 9 рассматриваются нюансы по животным и растениям.
- В 10-й главе описываются тонкости реализации химии бытового назначения.
- В 11-й главе регулируются нормы реализации химикатов для сельскохозяйственной отрасли.
- В 12-й гл. описываются нюансы продажи вычислительных машин.
- В 13-й – оружия и патронов.
- В 14-й – стройматериалов.
- В 15-й – мебели.
Так, нормы реализации непродовольственных товаров вариабельны, в зависимости от конкретной группы и категории. Тем не менее, есть ряд общих правил розничной торговли непродовольственных товаров в 2019 году:
- проведение предпродажной подготовки;
- предварительная проверка качества;
- соблюдение правил хранения и размещения в торговом зале;
- предоставление потребителю полноценной информации;
- обеспечение возможности самостоятельной проверки качества покупателем посредством измерительных приборов.
Нормы продажи товаров дистанционным способом регулируются Постановлением Правительства №612 от 27.09.2007 г.
Правила реализации комиссионных товаров
Правила комиссионной торговли непродовольственными товарами появились за счет распространения торговых точек типа «Second Hand». Законодательством РФ строго регламентируются правила торговли в отношении товарами, бывшими в употреблении. В связи с эти предъявляются следующие требования:
- Подготовительный этап. Весь товар должен пройти обязательную процедуру предпродажной подготовки, который заключен в осмотре продукции, сортировки на предмет степени изношенности и проверки качества.
- Санитарные нормы. При розничной реализации товар должен пройти процедуру чистки, стирки и дезинфекционных мероприятий. Однако законодательной базой России не предусмотрены документы, которые могли подтверждать данные действия. В этом случае, продавец обязан самостоятельно проводить эти процедуры.
- Информирование. Продавец обязан информировать потребителя о качестве товара, наличия дефектов, какие процедуры были выполнены (см. п.2), технические характеристики, назначение продукции.
Правила продажи продовольственных товаров
Постановлением прописаны такие правила:
- При фасовке товара собственного производства (со сроком годности до 10 суток) его объемы не должны быть выше объемов этого же проданного товара в течение суток;
- Позиции на развес упаковываются, исключение составляют развесные позиции в тару покупателя или продукты, которые люди взвешивают самостоятельно.
- Единицы раздела гастрономии покупателю могут порезать, а затем в таком виде их продать, если он попросит.
- На полках с молочными продуктами должны быть пометки, где «продукты с заменителем молочного жира», а где без. Рекомендации по корректной выкладке единиц на прилавки можно получить у санитарно-эпидемиологического надзора.
- Установить ограничительные меры на распространение продукции, каких-либо товаров можно только на основании указа Президента Российской Федерации, постановлении Правительства РФ или на основании Федерального закона.
Что относится к непродовольственным товарам?
В 2019 году непродовольственные товарные позиции представлены в широком ассортименте. Представительные группы этой продукции способны удовлетворить самые разные нужды потребителей. Поскольку разнообразие их достаточно большое, классификация осуществляется не по отдельным видам товарных единиц, а по категориям. Итак, к непродовольственным товарам относятся следующие вещи:
- хозяйственные принадлежности (мебель для быта, посуда, строительные материалы, пластиковые конструкции, моющие, чистящие составы и т. д.);
- продукты переработки нефтяного сырья;
- обувь, предметы гардероба, включая аксессуары;
- товарные позиции парфюмерно-косметической группы;
- ювелирные изделия;
- объекты техники и электроники;
- предметы культурно-бытового значения;
- галантерея;
- продукция промыслов народного характера.
Образец комиссионного соглашения
Регламент правил комиссионной торговли непродовольственными товарами – Постановление правительства №569 от 06.06.1998 г. Эти нормы разработаны в соответствии с Законом о ЗПП и обеспечивают регулирование отношений между сторонами договора комиссии – комиссионером и комитентом.
В п. 2 отмечено, что прием товаров на комиссию осуществляется от граждан РФ и иностранцев. В п. 3 сказано, что комитент сохраняет за собой право собственности на товарную позицию, которая принята на комиссию, до тех пор, пока не произойдет передача покупателю.
Во 2-й гл. оговариваются нюансы приема товаров на комиссию. В п. 8 сказано, что допустима сдача новых и бывших в употреблении вещей. В п. 9 отмечено, что в качестве доказательства сделки выступает договор комиссии, а также накладная или квитанция. Главное, чтобы документ содержал набор необходимых реквизитов.
Комиссионер не имеет права на отказ от исполнения своих обязательств за исключением ситуации, когда соглашение заключено без срока действия. В этом случае он должен сообщить комитенту о своем решении за 30 дней до его исполнения.
В 3-й части речь ведется о правилах определения стоимости непродовольственного товара в 2019 году. Решение принимается сторонами обоюдно (п. 22).
Одними из самых обсуждаемых изменений, который стали обязательными в рознице, стали следующие правила:
- жители России смогут не платить за доставку некачественных товаров продавцу в случае возврата, так как возврат некачественной продукции всегда осуществляется за счет продавца;
- продавцы обязаны в случае поступления претензии направить потребителю ответ в части заявленных требований;
- в магазинах разрешается фотографировать товар. Кроме мест, которые не предназначены для свободного доступа потребителей, не допускается ограничение прав покупателей на поиск и получение любой информации о товарах;
- при продаже товаров с помощью автоматов, покупатель должен видеть информацию о названии, времени работы, контактных телефонах и адресе продавца, правила пользования автоматом, порядок возврата денежных средств, если товар не был выдан;
- на АЗС покупатель может требовать копию документа, который подтвердит качество топлива. В нем должна указываться информация о наименовании изготовителя, нефтебаза и фактический адрес, с которого была произведена отгрузка топлива.