Сроки годности автомобильных огнетушителей – что должен знать водитель

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сроки годности автомобильных огнетушителей – что должен знать водитель». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В том же Своде Правил говориться, что в автомобилях можно использовать один из трех видов: порошковый, водяной или газовый (углекислотный). Сразу обозначим, что водяная разновидность при минусовых температурах не работает. Вода или водный раствор просто внутри корпуса замерзает. И от такого автомобильного огнетушителя толку не будет, пригодность нулевая. Поэтому остаются порошковый с маркировкой «ОП» или углекислый «ОУ».

Из этих двух специалисты выделяют порошочную модель. Во-первых, она по своим огнетушащим характеристикам углекислоте не уступает. Во-вторых, она дешевле. В-третьих, легче, поэтому удобнее в использовании.

Что касается марки, то в легковых автомобилях используют ОП-2 и ОУ-2. Если есть возможность, то рекомендуется приобрести модели ОП-3 или ОУ-3. Они дороже, по высоте такие же, как и предыдущие марки, только в диаметре чуть больше и вес тяжелее. Но у них огнетушащего вещества на 30% больше, что в экстремальных ситуациях немаловажный фактор.

Один момент, касающийся ОП-2. В его конструкции присутствует раструб очень маленького размера. Это иногда становится причиной отказа молодого инспектора не принимать машину, то есть появляется ситуация не прохождения авто технического осмотра. Владелец машины и ОП-2 должен знать, что раструб в приборе есть. Он просто похож на пластиковый колпачок.

Как определить срок службы?

Внимание! Срок годности противопожарного устройства может быть номинальным и реальным. Первый определяется производителем. Он указан на этикетке огнетушителя. Реальный срок годности зависит от условий хранения баллона и его обслуживания.

Владелец должен периодически оценивать состояние огнетушителя. Ежеквартально следует производить проверку приспособления на наличие у него механических повреждений. Результат поможет сделать выводы по поводу того, насколько выбранное место хранения огнетушителя соответствует предъявляемым требованиям.

Ежегодно следует проверять противопожарное устройство на наличие утечки его содержимого. Это в большей степени применимо к углекислотным образцам. Чтобы произвести проверку, достаточно взвесить баллон. Если его масса ниже нормы, это может говорить об утечке.

Если срок годности углекислотного огнетушителя не подходит к концу, баллон не поврежден, а механика исправна, при обнаружении утечки содержимого требуется перезарядка. В противном случае целесообразнее приобрести новый экземпляр.

Относительно порошковых огнетушителей дело обстоит иначе. Принято менять содержимое такого приспособления каждые 5 лет. Но учитывая, что срок годности порошковых устройств составляет 10 лет, а стоимость перезарядки ненамного ниже стоимости нового баллона, многие автовладельцы предпочитают просто покупать новое противопожарное средство.

Все важные показатели огнетушителя можно увидеть в его паспорте. В документе указаны следующие данные:

  • дата производства;
  • рабочее и пробное давление;
  • объем и масса баллона.

Учитывая эти показатели, можно верно определить сроки эксплуатации и перезарядки устройства. При замене содержимого баллона в паспорте указывается дата, а на устройство устанавливается контрольная пломба.

Справка. Использовать по назначению просроченный или вышедший из строя огнетушитель нельзя.

Возможно возникновение таких отклонений от нормы:

  • полная или частичная утрата свойств химического вещества;
  • снижение давления в баллоне и др.

Нельзя заранее знать, удастся ли справиться с пожаром, используя устройство, срок годности которого истек. Поэтому своевременная замена огнетушителя необходима не только, чтобы избежать штрафа, но и для того, чтобы спасти жизни водителя и пассажиров в случае опасности.

Порошковый

В ряду первых недостатков следующие пункты:

-НЕ предотвращают повторное возникновение горения автомобиля, по причине того, что не создают эффекта охлаждения

— сильно снижают видимость, особенно если пожар в помещении;

-пачкает машину;

-химический состав порошка может повредить некоторые детали авто, в том числе и электропроводную систему;

— срок использования крайне маленький потому, что со временем порошок преобразует комки, в свою очередь которые никак не могут пройти через выходное отверстие.

Максимальный срок использования такого огнетушителя всего лишь 10 лет. При покупке такого огнетушителя необходимо всегда уделять внимание на сроки выпуска, дату перезаряда.

С помощью такого прибора как манометр можно определить давление в модели ОП2. Показатель просто определить , при условии ,что указатель покинул зеленое поле, то оборудованию необходима заправка новым порошком. На самом деле практика говорит, что большего эффекта даст покупка нового средства от огня, нежели чем перезарядка. Денежные вложения будут абсолютно равны. Кстати говоря, юридически производители огнетушителей устанавливать на противопожарные средства, такие приборы как манометры, не должны.

Углекислотный

Если по какой- либо причине возгорание произошло в отделе, где находится мотор, то при таком условии не рекомендуется использовать порошковый огнетушитель, он окажется бесполезным в предотвращении огня. В таком случае рекомендуют применить углекислотное противопожарное средство, у такого огнетушителя очень сильный охлаждающий эффект, такое свойство предупредит повторное воспламенение двигателя. После использованный углекислотный огнетушитель, в отличие от своего конкурента, не оставляет грязных следов после использования .

Недостатки :

-оболочка копит в себе статическое электричество при использовании противопожарного оборудования;

-находящийся внутри углекислый газ, вышедший из баллона может привести к тому, что использующий его может потерять сознание ,после того как потушили пожар обязательно проветрите салон автомобиля

Читайте также:  Как получить лицензию на хранение оружия

-при работе с вышеуказанным огнетушителем требуется строго соблюдать условия эксплуатационного использования, ведь сжиженный газ имеет температуру около шестидесяти градусов.

Необходимо знать что при приобретении противопожарного средства для автотранспортного средства, важно обратить внимание на наличие паспорта, который должен быть обязательно с поставляемым оборудованием, так же у продавца должен будет сертификат качества к данному продукту.

Какой огнетушитель должен быть в автомобиле для техосмотра

Количество тушащих приборов для постановки автомобиля на учет и ТО регламентировано СП 9.13130.2009 (Приложение В п.п. В1 – В2) и «Правилами противопожарного режима» (п. 212). Параметр зависит от веса, назначения, вместимости машины.

Легковые машины оборудуются не меньше 1 изделием с весом заряда от 2 кг и 2 л. Требуемые возможности: тушит модельные очаги возгорания от 0,7А и 21В.

Для грузовых ТС потребуется:

  • для АТС до 3,5 т – один (2 кг, 2 л, от 0,7А и 21В);
  • грузовики для транспортировки людей или с массой от 3,5 до 7,5 т, комбайны, тракторы – два аналогичные;
  • АТС от 7,5 т, перевозящие опасные грузы (фуры, бензовозы, автоцистерны) – два от 2A и 70B.

Для автобусов массой от 3,5 – 7,5 т потребуется от 2 аналогичных огнетушителей весом заряда по 2 кг, 2 л.

Требования к огнетушителю при техосмотре

Для автомобильного огнетушителя существует срок годности, который проверяется при техосмотре. Ведь со временем в баллоне снижается давление, а огнетушащие вещества теряют свои свойства.

Номинальный срок годности – это предусмотренный заводом-изготовителем период, когда ОУ или ОП является рабочим при правильной эксплуатации.

Реальный срок формируется с учетом фактических условий использования и обслуживания.

Во время ТО проверяется номинальный показатель, который указан на этикетке или в паспорте огнетушителя.

По нормам безопасности ОП разрешается эксплуатировать не более 10 лет. Углекислотный прибор ОУ имеет номинальный срок 10–15 лет.

Сегодня в магазинах представлен широкий ассортимент огнетушителей предназначенных для тушения возгораний в разных условиях. Гасящий состав представлен водным наполнением, пенной средой, специальными порошками, аэрозолями, а также комбинированным составом.

Общепринята классификация огнегасящих устройств по двум параметрам. Первый относят к вышеперечисленному составу гасящего соединения, второй основывается на принципе создания давления внутри баллона:

  1. Огнетушители, где для создания давления применяют способ физической закачки воздуха, от других отличает наличие прибора для его измерения. Подача гасящего состава начинается сразу после открытия крана.
  2. С установленной внутренней ёмкостью повышенного давления воздуха. При нажатии на рычаг открывания игла пробивает отверстие ёмкости и состав, смешавшись течением нескольких секунд, может выполнять свою задачу.
  3. Газогенерирующие огнетушители. Давление создаётся путём взаимодействия химических сред после пробития капсулы. Применять можно только по истечении пяти секунд после активации процесса.

Опыт показывает, что для тушения возгораний автомобилей зарекомендовали себя с положительно следующие виды огнетушителей:

  1. Углекислотный с активным веществом, включающим диоксид углерода. При распылении на пламя гасит его, охлаждает место возгорания. Характеризуется как хороший диэлектрик, гасящий состав быстро приникает к труднодоступным местам. Техническое хранение по сроку составляет десять лет. Недостатком представлено ожидание приведения в рабочее состояние не менее трёх секунд.
  2. Порошковый огнетушитель работает путём распыления под высоким давлением гасящего порошка. Серьёзными преимуществами являются: тушение любых возгораний диапазоном температур внешней среды минус 60.0 до 50.0°C, предупреждение вторичного воспламенения, а также возможностью по показаниям манометра определить его состояние. Применение сразу после открытия крана.
  3. Воздушно – пенные. Тушение возгорания осуществляется пенным составом. К положительным сторонам относят небольшие размеры пламегасящего устройства, позволяющие его разместить под водительским сидением, достаточность нейтрализации огня в салоне, но значительные возгорания прекратить им вряд ли удастся.

Выбор вида огнетушителя зависит от предпочтений водителя и требований, предъявляемых к комплектации конкретного типа автомобиля. Но следует помнить о том, что это не только аксессуар техосмотра, но порой единственное средство спасения.

Помимо порошковых и углекислотных, огнетушители бывают следующих видов:

  • водные;
  • пенные.

Оба вида оборудования не подходят для эксплуатации на транспортных средствах. Пенные средства не способны справиться с большими объемами возгорания. Средства на водной основе гасят пламя, возникшее из-за электропроводки. Пожар, случившийся из-за возгорания масла или топлива, такой вид оборудования устранить не может.

С 2021 года наличие огнетушителя в автомобиле проверяется сотрудниками ГИБДД. В современных машинах присутствует большое количество электроники, а короткое замыкание провоцирует возгорание. Пожар в ТС может повлечь за собой взрыв, поэтому огонь нужно тушить в начале возгорания.

Важно. Огнетушитель должен быть установлен и в мотоцикле с боковым прицепом (то же касается аптечки и знака аварийного стопа).

В том же Своде Правил говориться, что в автомобилях можно использовать один из трех видов: порошковый, водяной или газовый (углекислотный). Сразу обозначим, что водяная разновидность при минусовых температурах не работает. Вода или водный раствор просто внутри корпуса замерзает. И от такого автомобильного огнетушителя толку не будет, пригодность нулевая. Поэтому остаются порошковый с маркировкой «ОП» или углекислый «ОУ».

Из этих двух специалисты выделяют порошочную модель. Во-первых, она по своим огнетушащим характеристикам углекислоте не уступает. Во-вторых, она дешевле. В-третьих, легче, поэтому удобнее в использовании.

Что касается марки, то в легковых автомобилях используют ОП-2 и ОУ-2. Если есть возможность, то рекомендуется приобрести модели ОП-3 или ОУ-3. Они дороже, по высоте такие же, как и предыдущие марки, только в диаметре чуть больше и вес тяжелее. Но у них огнетушащего вещества на 30% больше, что в экстремальных ситуациях немаловажный фактор.

Один момент, касающийся ОП-2. В его конструкции присутствует раструб очень маленького размера. Это иногда становится причиной отказа молодого инспектора не принимать машину, то есть появляется ситуация не прохождения авто технического осмотра. Владелец машины и ОП-2 должен знать, что раструб в приборе есть. Он просто похож на пластиковый колпачок.

Переходим к срокам действия автомобильных огнетушителей. Начнем с ОП-2. Ограничен временной период годности 10 годами. Это касается баллона. Что касается огнетушащего вещества, расположенного внутри корпуса, то его перезаряжают каждые 5 лет. То есть получается так, что в течение указанного срока годности огнетушителя ОП-2 его придется один раз все-таки перезарядить.

Стоит ли это делать вообще, ведь стоимость перезарядки ОП-2 равна цене самого огнетушителя. Поэтому рекомендуется через 5 лет просто приобрести новый, а старый выбросить. Это проще, чем возиться с зарядкой. Что касается более дорогих моделей, к примеру, ОП-3, то их лучше перезаряжать, потому что цена прибора достаточно велика по сравнению с заправкой.

Теперь о сроке годности огнетушителя ОУ-2, и вообще об углекислотных моделях. Он ограничен 15-20 годами. Но перезарядку надо проводить каждые 5 лет, как и порошковые агрегаты. Есть и другая отличительная особенность – это освидетельствование прибора на предмет технического состояния баллона, которое должно проводиться один раз в год. При этом один раз в три месяца сам автовладелец должен проверять огнетушитель. В основном это касается манометра, который показывает наличие или отсутствие давления внутри баллона. Если давление на нуле или слишком снижено, значит, где-то произошла утечка. Такой агрегат обязательно надо отремонтировать, перезарядить и провести освидетельствование.

Регламент и сроки технического обслуживания огнетушителей

Обязанность руководителя организации по обеспечению наличия и исправности огнетушителей, соблюдения сроков периодичности их осмотра и проверки, а также своевременной перезарядки огнетушителей закреплена п.478 Правил противопожарного режима в РФ (ППР).

Техническое обслуживание огнетушителей регламентируется Сводом правил СП 9.13130.2009 «Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации»

Огнетушители, введенные в эксплуатацию, должны подвергаться техническому обслуживанию, которое обеспечивает поддержание огнетушителей в постоянной готовности к использованию и надежную работу всех узлов огнетушителя в течение всего срока эксплуатации.

Техническое обслуживание огнетушителей должно проводиться в соответствии с инструкцией по эксплуатации и с использованием необходимых инструментов и материалов лицом, назначенным приказом по предприятию или организации, прошедшим в установленном порядке проверку знаний нормативно-технических документов по устройству и эксплуатации огнетушителей и параметрам ОТВ, способным самостоятельно проводить необходимый объем работ по обслуживанию огнетушителей.

Техническое обслуживание включает в себя периодические проверки, осмотры, ремонт, испытания и перезарядку огнетушителей.

1. Ввод огнетушителя в эксплуатацию.

Перед введением огнетушителя в эксплуатацию он должен быть подвергнут первоначальной проверке, в процессе которой производят внешний осмотр, проверяют комплектацию огнетушителя и состояние места его установки (заметность огнетушителя или указателя места его установки, возможность свободного подхода к нему), а также читаемость и доходчивость инструкции по работе с огнетушителем. В ходе проведения внешнего осмотра необходимо обращать внимание на:

  • наличие вмятин, сколов, глубоких царапин на корпусе, узлах управления, гайках и головке огнетушителя;
  • состояние защитных и лакокрасочных покрытий;
  • наличие четкой и понятной инструкции;
  • наличие опломбированного предохранительного устройства;
  • исправность манометра или индикатора давления (если он предусмотрен конструкцией огнетушителя), наличие необходимого клейма и величину давления в огнетушителе закачного типа или в газовом баллоне;
  • массу огнетушителя, а также массу ОТВ в огнетушителе (последнюю определяют расчетным путем);
  • состояние гибкого шланга (при его наличии) и распылителя ОТВ (наличие механических повреждений, следов коррозии, литейного облоя или других предметов, препятствующих свободному выходу ОТВ из огнетушителя);
  • состояние ходовой части и надежность крепления корпуса огнетушителя на тележке (для передвижного огнетушителя), на стене или в пожарном шкафу (для переносного огнетушителя).

По результатам проверки делают необходимые отметки в паспорте огнетушителя, ему присваивают порядковый номер, который наносят на огнетушитель и записывают в журнал учета огнетушителей.

2. Ежеквартальная проверка.

Правила выбора огнетушителя

Чтобы прибор служил долго и сохранял свои качества в течение долгих лет, необходимо:

  • Приобретать приборы только в специализированных магазинах. Брать подобный агрегат с рук или на авторынке крайне не рекомендуется, в самый ответственный момент он просто может дать осечку, и экономия 100-500 рублей выльется в безумно дорогой ремонт или покупку нового автомобиля.
  • Выбирать только огнетушители заводской сборки надежных производителей. При наличии сомнений лучше купить аппарат другой, более известной фирмы.
  • Перед приобретением следует уточнить наличие гарантии на товар, дождаться чека и выписки гарантийного обязательства.
  • Удостовериться в целостности корпуса, клапана, манометра, пломб.

Типы, виды, стандарты огнетушителей.

Чаще всего при покупке огнетушителя водители не вникают в его особенности. Огнетушитель — это огнетушитель. И в таких рассуждениях есть большая доля правды. Лучше, если в решающий момент под рукой был хотя бы один огнетушитель, чем ни одного. Тем не менее, следует помнить, что эти красные цилиндры отличаются друг от друга по нескольким критериям:

  • метод срабатывания. Я вижу, Что до сих пор не изобретено ни одного варианта, кроме ручного управления в обычном автомобиле;
  • Принцип действий на месте пожара. И здесь самое сложное, потому что знания большинства владельцев автомобилей о химии настолько велики, что разумнее поверить на слово продавцам, которые говорят — лучше иметь в машине углекислотный или порошковый огнетушитель;
  • объем тела. Очевидно, что чем больше транспортное средство или имеет какую-то специфику (например, автоцистерна с бензином), тем объем должен быть больше. Для комплектации легкового автомобиля чаще всего используются переносные, с массой огнетушащего вещества до 4 килограммов;
  • тип пускового устройства. Самый удобный и наиболее распространенный вариант — рычажный;
  • долговечность и возможность дозаправки. Углекислотные служат до 5 лет (после чего их можно заправлять). Срок годности порошка первого составляет 10 лет, с дополнительной подзарядкой не реже одного раза в 5 лет. Но, как показывает практика, разумнее купить новый через 5 лет, чем заправлять старый.
Читайте также:  Нужна ли справка при замене прав в 2024 году

Периодичность проверки огнетушителей

Существует два периода проверки огнетушащих веществ в транспортном средстве. В четвертый период проверяется, нет ли механических повреждений цилиндра и подходит ли для него выбранное место.

Ежегодная инспекция включает в себя более детальную проверку. Возможна утечка наполнителя углекислого газа, проверяется фильтрация. Если обнаружены несоответствия, может потребоваться пополнение счета. Однако если срок годности вашего автомобильного огнетушителя истек, возможно, проще приобрести новый.

Период проверки автомобильного огнетушителя длится недолго. Техническое состояние баллона определяется достаточно быстро, особенно для версии с углекислым газом. Во время осмотра его просто взвешивают — так проверяются любые утечки.

В случае порошкового блока выборочно проверяется несколько блоков. Их вскрывают и проводят тщательный анализ соответствия наполнителя заявленным стандартам. Отбор производится в рамках одной партии. Если хотя бы один цилиндр из нескольких проверенных не соответствует требованиям качества, вся партия изымается из продажи.

Какой огнетушитель нужен для техосмотра

Срок годности порошкового огнетушителя для автомобиля, и не только порошкового, можно проверить на этикетке, приклеенной к корпусу агрегата. На ней по боковому краю нанесены римские и арабские цифры. Первые обозначают месяц, вторые год выпуска в реализацию. К примеру, на фото ниже показано, что этот автомобильный огнетушитель эксплуатируется с июня 2013 года. То есть его придется перезаряжать через 5 лет, в 2021 году в июне месяце, а выбрасывать в утиль в 2023 году в том же месяце.

Итак, с вопросом, как определить срок годности автомобильного огнетушителя, разобрались. Теперь необходимо понять, что срок годности и работоспособность между собой иногда не связаны. Поэтому показатель годности может быть номинальным (по нормативам) или реальным.

Номинальный срок – это промежуток времени, в течение которого автомобильный огнетушитель находится в технически исправном состоянии. С учетом, что все условия его хранения полностью соблюдены.

Какой огнетушитель должен быть в автомобиле и требования в 2021 году

Основное предназначение автомобильного огнетушителя — это локализация очагов и препятствие его распространению при возгорании

Виды:

  • Порошковые. В экстренной ситуации порошок, вбрасываемый на огонь под давлением в течение 6 секунд, способен локализовать его. К недостаткам можно отнести сильное загрязнение в виде белых остатков, а также неспособность ликвидировать сильный очаг возгорания.
  • Углекислотные. Снегообразное вещество высыпается на пламя и гасит его. Способен проникать в труднодоступные места. Не оставляет следов. Таким веществом обрабатывают узлы автомобиля под напряжением. К недостаткам можно отнести повышенное газообразование, которое может навредить здоровью.

Важно! Если такая масса попадет на кожные покровы при низкой температуре, это грозит обморожением.

  • Воздушно-кислотные. Менее эффективны, в сравнении с предыдущими. Расфасованы по небольшим аэрозольным баночкам, которые удобно хранить в салоне.

Если выбирать огнетушитель по классу, нужно учитывать для каких материалов будет использован, а именно: для тушения жидкостей, резиновых материалов, твердых предметов из металла, а также при эксплуатации электрооборудования. Можно купить приборы разного класса, но это будет накладно для пользователя, так как займет много места в багажнике. Да и не будет времени, в экстренной ситуации разбирать для какого предмета, какой баллончик использовать. Универсальные модели способны потушить огонь на любой поверхности, но стоят недешево и обладают слабым эффектом.

Многие подходят к выбору огнетушителей формально, лишь бы что-то было в машине. Тот, кто хотя бы раз горел, подходит к вопросу выбора более серьезно.

У каждого средства есть своя пламегасящая способность. Для нужд автолюбителей нужен прибор для пожаротушения с зарядкой минимум 2 кг активного вещества. Часто автолюбители покупают слишком маленькие пламегасители, которые не справляются с возложенной задачей. Используются пламегасители с истекшим сроком годности. Чтобы этих и подобных случаев не возникало необходимо тщательно выбирать и следить за их готовностью к применению.

Как перезарядить баллон

Огнетушитель автомобиля обязательно должен подвергаться процедуре подзарядки. Хотя многие водители предпочитают приобретать новое устройство, а не заниматься перезарядкой старого. Особенно это касается собственников порошковых баллонов, которые, как известно, хранятся совсем недолго. К тому же, лучше купить новое устройство, если на старом обнаружена коррозия.

Для перезарядки огнетушитель автомобиля необходимо отвезти на станцию техобслуживания, где предоставляется подобная услуга. В процедуру входит:

  • тщательный осмотр;
  • проверка работы;
  • добавление в баллон необходимого количества вещества;
  • покраска;
  • внесение записей в документы устройства.

Это стандартная процедура осмотра огнетушителя во время техосмотра автомобиля. Справка: не стоит забывать, что помимо баллона водителю обязательно нужна аптечка.

Что проверят в автомобиле на пункте техосмотра

Некоторые проверки, несмотря на предложения МВД, решено было оставить. Например, наличие трещин на лобовом стекле по-прежнему будут проверять, как и измерять уровень вредных выбросов. Остались и такие требования, как отсутствие дополнительных предметов или покрытий, ограничивающих обзорность с места водителя — то есть всю лишнюю электронику и крепления под нее на лобовом стекле придется снимать перед прохождением осмотра. Таким образом перечень из 55 пунктов теперь включает:

тормоза:

  • соответствие показателей эффективности торможения и устойчивости торможения;
  • соответствие разности тормозных сил установленным требованиям;
  • отсутствие подтеканий тормозной жидкости, нарушения герметичности трубопроводов или соединений в гидравлическом тормозном приводе;
  • отсутствие трещин или остаточной деформации деталей тормозного привоза.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *