Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Беларусь как снимается пенсия у работающих пенсионеров в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Первоначально социальные пенсии в Беларуси необходимы были для поддержки тех групп населения, которые по каким-либо причинам не могут работать. Например, дети-инвалиды или несовершеннолетние дети, которые потеряли родителя (потеря кормильца).
Однако, с 2014 года в законодательство РБ были внесены изменения. После вступления в силу Указа Президента РБ «О совершенствовании пенсионного обеспечения» появилась новая категория. Теперь на социальную пенсию могут рассчитывать люди, достигшие пенсионного возраста, но не накопившие достаточного страхового стажа.
В итоге на социальное пенсионное обеспечение в Беларуси могут рассчитывать:
- дети-инвалиды до 18 лет (80-110% БПМ);
- инвалиды всех групп (I группа – 110% БПМ, II группа – 85-95% БПМ, III группа – 75%БПМ);
- детям до 18 лет при потере кормильца (85%БПМ);
- мужчины до 65 лет, женщины до 60 лет, не выработавшие минимальный страховой стаж (50%БПМ).
Новые нормы и размеры выплат
В 2024 году в Беларуси планируется внесение новых изменений в систему пенсионных выплат. Одним из главных изменений будет повышение минимальной пенсии. Сейчас она составляет определенный размер, который будет увеличен в соответствии с ростом прожиточного минимума. Таким образом, пенсионеры с самыми низкими доходами смогут рассчитывать на более высокую пенсию.
Кроме того, предполагается индексация пенсий по прожиточному минимуму. Это означает, что размер пенсии будет регулярно увеличиваться в зависимости от изменения стоимости жизни. Такая мера позволит сохранять достаточный уровень социальной защищенности пенсионеров и компенсировать инфляционные процессы.
Важным шагом в направлении повышения социальной защищенности является увеличение накопительной пенсии. Сейчас граждане могут добровольно пополнять свой пенсионный фонд, что позволяет им получить дополнительные средства на пенсии. Планируется расширить возможности для накопления и увеличить размеры накопительной пенсии, чтобы граждане имели больше финансовых возможностей в пожилом возрасте.
Помимо указанных изменений, также обсуждается реформа пенсионной системы в целом. Государство стремится сделать пенсионную систему более устойчивой и эффективной, чтобы обеспечить достойные условия для пожилых людей. Перспективы накопительной пенсии и повышение пенсионного возраста также входят в планы по развитию пенсионной системы.
В целом, планируемые изменения в системе пенсионных выплат в Беларуси в 2024 году направлены на повышение социальной защищенности пенсионеров, увеличение размеров пенсий и обеспечение более устойчивой пенсионной системы.
Увеличение накопительной пенсии
Накопительная пенсия – это дополнительная выплата, которую граждане получают, основываясь на накоплениях, которые они вносили в течение трудовой деятельности. В 2024 году планируется увеличение размеров этой пенсии, что позволит улучшить социальную защищенность граждан.
Реформа пенсионной системы предусматривает создание благоприятных условий для увеличения накопительной пенсии. Во-первых, будет расширено количество возможных источников для накоплений, включая различные инвестиционные инструменты и финансовые продукты.
Во-вторых, будет разработана система стимулирования граждан к дополнительным накоплениям. Она будет включать в себя налоговые льготы и возможность получения дополнительных бонусов при определенных условиях.
Такие изменения будут способствовать увеличению накопительной пенсии и созданию более комфортных условий для пенсионеров. Граждане смогут рассчитывать на более стабильные и достойные выплаты, которые помогут им поддерживать свой уровень жизни и позволят реализовать свои планы на пенсии.
Все эти новые изменения и перспективы в пенсионной системе Беларуси свидетельствуют о стремлении государства создать более справедливую и эффективную систему социальной защиты граждан. Увеличение накопительной пенсии является одним из ключевых шагов в этом направлении и призвано обеспечить более достойные условия жизни для будущих поколений пенсионеров.
Когда ожидается повышение пенсий в Беларуси в 2024?
Беларуская экономика постоянно растет и развивается, и правительство стремится обеспечить достойную жизнь своим гражданам, включая пенсионеров. В прошлом году была проведена успешная индексация пенсий, что позволило улучшить финансовое положение пенсионеров. В связи с этим можно предположить, что и в 2024 году будет произведено повышение пенсий.
Однако, точная сумма и порядок повышения пенсий в Беларуси в 2024 году пока неизвестны. Это зависит от многих факторов, включая экономическую ситуацию в стране и финансовые возможности правительства.
В любом случае, повышение пенсий в Беларуси в 2024 году будет направлено на повышение уровня жизни пенсионеров и обеспечение им достойного быта. Пенсионеры играют важную роль в обществе, и правительство стремится улучшить их материальное положение.
Таким образом, ожидается, что повышение пенсий в Беларуси в 2024 году произойдет в начале года, но точная сумма и порядок повышения будут объявлены дополнительно. Это позволит пенсионерам рассчитывать на улучшение своего финансового положения и даст им большую уверенность в будущем.
Официальный прогноз: когда ждать повышение пенсий?
Власти неоднократно заявляли о планах по повышению пенсий, однако, они связаны с различными условиями и факторами. Важным моментом является экономическая ситуация в стране, уровень инфляции и общий финансовый баланс государства.
Однако, правительство Беларуси стремится к постепенному увеличению пенсионных выплат, чтобы обеспечить достойные условия для граждан, находящихся на пенсии. В связи с этим, ожидается, что будут предприняты шаги для повышения пенсий в ближайшие годы.
Пенсионная система в Беларуси постепенно модернизируется и совершенствуется. Это включает в себя повышение пенсионного возраста, увеличение пенсионных накоплений и другие меры. Все это направлено на обеспечение стабильности и устойчивости пенсионной системы в стране.
Следует отметить, что официальные прогнозы по повышению пенсий могут быть изменены в зависимости от различных факторов. Поэтому, для получения точной информации следует обращаться к официальным источникам и следить за трудовыми новостями в Беларуси.
Важно помнить, что прогнозы и планы по повышению пенсий не являются окончательными решениями и могут быть изменены в зависимости от обстановки в стране. Поэтому, для получения актуальной информации о повышении пенсий следует обратиться к официальным источникам и регулярно следить за новостями в данной сфере.
Минтруд предложил вариант индексации пенсий на следующие три года
Власти оценили темпы индексации страховых пенсий для неработающих пенсионеров в 2023–2025 годы, следует из материалов Минтруда. Параллельно произойдет сокращение числа их получателей — на полмиллиона человек за три года
Министерство труда разработало параметры индексации страховой пенсии для неработающих пенсионеров на ближайшую трехлетку, согласно которым она будет расти в среднем на 6,8% в год. Это следует из проекта бюджета Пенсионного фонда (ПФР) на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов (документ есть в распоряжении РБК; его подлинность подтвердил источник, знакомый с текстом проекта). Кроме того, документ предусматривает увеличение федерального трансферта в бюджет ПФР до 5 трлн руб. в год.
Согласно проектировкам Минтруда, в ближайшие три года страховые пенсии могут быть проиндексированы следующим образом:
с 1 января 2023 года — на 6,8% (в результате этого среднегодовой размер страховой пенсии неработающих пенсионеров составит 22 174 руб.);
с 1 января 2024 года — на 6,1% (среднегодовой размер пенсии составит 23 390 руб.);
с 1 февраля 2025 года — на 4% и с 1 апреля 2025 года — на 3,6% (среднегодовой размер пенсии составит 24 477 руб.).
Пропорционально увеличится и фиксированная выплата к страховой пенсии: в 2023 году она достигнет 7711,75 руб., в 2024-м — 8182,17 руб., в 2025-м — 8509,46 руб.
Работающих пенсионеров индексация в ближайшие три года не коснется, следует из бюджета ПФР.
Размер индексации определен исходя из того, что она не должна быть ниже уровня инфляции предыдущего года, говорится в пояснительных материалах Минтруда. При индексации пенсии в 2023 году учитывается ее дополнительное увеличение на 10% с 1 июля 2022 года.
2025 году планируется провести индексацию в два этапа — сначала по прогнозируемому уровню инфляции в 2024 году и затем по уровню роста доходов ПФР. Такая возможность закреплена в законе «О страховых пенсиях», нормы которого вступают в силу в 2025 году, пояснили РБК в пресс-службе Минтруда.
Согласно последнему прогнозу Минэкономразвития, в 2022 году инфляция разгонится до 17,5%, в 2023 году составит 6,1%, а в 2024 году вернется к таргету ЦБ в 4%. Однако в июне министр экономического развития Максим Решетников анонсировал, что прогнозы по году планируется пересмотреть в лучшую сторону. «Мы понимаем, что мы ощутимо ее [инфляцию] понизим, с учетом того что у нас четвертую неделю подряд [по состоянию на 17 июня] цены не растут. Но если смотреть год к году, конечно, она будет двузначная», — говорил министр.
Запланированные властями темпы индексации ожидаемо превышают утвержденные законом о бюджете ПФР на 2022–2024 годы: им предполагалось увеличение страховых пенсий неработающих пенсионеров в 2023 году на 5,6%, а в 2024 году — на 5,5%.
Несмотря на индексацию, зарплаты будут расти быстрее пенсий, следует из документов Минтруда. Соотношение страховой пенсии неработающих пенсионеров и зарплат будет с каждым годом уменьшаться и с 30,7% в 2023 году снизится до 29,6% в 2025 году.
В прогнозные показатели бюджета Минтруд закладывает и постепенное сокращение среднегодового количества получателей страховых пенсий по старости. По оценке ведомства, в ближайшие три года оно снизится на полмиллиона человек — с 38,23 млн в 2023 году до 37,73 млн в 2025 году. Расчет был сделан с учетом сроков наступления пенсионного возраста, указали в Минтруде.
Численность пенсионеров в России сокращается с 2019 года, когда началось поэтапное увеличение пенсионного возраста в результате пенсионной реформы. По данным Росстата, в первый год реформы их количество уменьшилось на 319 тыс. человек, и такая динамика полностью соответствовала ожиданиям властей. С 2020 года количество российских пенсионеров стало сокращаться быстрее первоначальных прогнозов из-за пандемии COVID-19. В 2021 году численность пенсионеров снизилась почти на 1 млн человек, писал РБК.
Параметры индексации сформированы Минтрудом на основе макропрогноза Минэкономразвития и в реальности могут отличаться от заложенных в бюджет сегодня, отмечает директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Александр Широв. Кроме того, если экономическая ситуация будет ухудшаться, возможны разовые денежные выплаты для пожилых граждан, допускает эксперт. Он считает, что давно назрела и индексация пенсий работающим пенсионерам: эти граждане чаще всего работают на невысоких зарплатах, поэтому их тоже целесообразно поддержать.
С 1 января 2022 года – новый порядок выплаты пенсий
Кроме периода работы в общий стаж включаются также служба в Вооруженных силах СССР, Республики Беларусь, время ухода за детьми в возрасте до 3 лет (но не более 12 лет в общей сложности), уход за инвалидом I группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста, нуждающимся в постоянном уходе. Кроме того, учеба на дневной форме обучения в профессионально-техническом, среднем специальном, высшем учебном заведениях, а также послевузовское образование, получение пособия по безработице, но не более 6 месяцев в общей сложности.
Продолжительность общего стажа влияет на размер пенсии. Максимально учитываемая продолжительность для мужчин – 45 лет, для женщин – 40 лет.
Период, из заработка за который исчисляется пенсия, ежегодно увеличивается на 1 год. В 2021 году пенсия исчисляется из заработка за последние 27 лет подряд стажа работы. Следовательно, с 2022 года – за 28 лет.
По словам Главы государства, уже в этом году (после президентских выборов) власти займутся этим вопросом, чтобы «человек, работая, понимал: буду лучше работать, больше зарабатывать – на пенсии будет лучше».
При этом Александр Лукашенко считает, что решить проблемы в пенсионном обеспечении будет несложно:
«Мы еще посоветуемся с теми, кто внедрял накопительные и прочие виды пенсий, которые не прошли, не состоялись: заигрались в рынок и т.д. С учетом их опыта и тех систем, которые есть в мире, мы создадим в Беларуси лучшую систему пенсионного обеспечения».
Сегодня в нашей стране проживает более 2,5 млн пенсионеров, за 10 лет их стало больше на 63 тыс. человек, а количество занятых за это время снизилось на 370 тыс.
Если учесть, что, по данным Белстата, в 2019 году в экономике было занято чуть более 4,3 млн человек, то на одного пенсионера приходится меньше двух работающих, точнее – 1,7.
При этом, конечно, стоит учитывать, что более 25% пенсионеров продолжают трудиться. И если от общего количества занятых вычесть эти почти 640 тыс., то соотношение выйдет и вовсе один к полутора.
Учитывая, что пенсионная система в Беларуси не является накопительной, а финансируется из текущих отчислений занятых, попросту говоря, трое работающих человек обеспечивают выплату пенсии двоим пенсионерам.
Как это отражается на системе социальной защиты населения? Выплата пенсий является одним из основных направлений расходования средств Государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения. Согласно свежим данным, в бюджет ФСЗН в 2019 году поступило 15,9 млрд руб., из которых 14,4 млрд составили обязательные страховые взносы. Из этих средств почти 80% было направлено на выплату пенсий.
Бюджет фонда исполнен с профицитом в сумме 100,6 млн руб. за счет поступлений от профессионального пенсионного страхования, которое положено работникам при особо вредных и тяжелых условиях труда.
Однако стоит отметить, что ФСЗН за год получил субвенцию из республиканского бюджета на выплату трудовых пенсий и пособий – 104 млн руб. Это без учета пенсий госслужащим и военным, а также социальных пенсий, которые согласно законодательству субсидируются из госбюджета и занимают менее 8% в общей сумме пенсий.
Причем если изучить статистику фонда за первые три квартала прошлого года, можно сделать вывод, что бюджетные поступления понадобились ближе к его концу.
Поэтому о профицитности можно говорить лишь формально, по факту есть небольшой дефицит. Но эти поступления предусмотрены законом о бюджете, поэтому официально никакого дефицита быть не может.
Фонд, к сожалению, не приводит точных данных, какая часть субвенции пошла на выплату пособий, а какая – на пенсии. Исходя из имеющейся информации, субсидируется менее 1% пенсионных выплат.
Вроде бы немного, но сама необходимость таких перечислений говорит о разбалансировке действующей пенсионной системы. Учитывая сокращение количества населения и его старение, диспропорция только усугубится.
Если в 2018 году такие субвенции не понадобились, то согласно Закону о бюджете в 2020 году на выплату пенсий и пособий, финансирование мероприятий по обеспечению занятости и детского санаторно-курортного лечения субвенция в ФСЗН (без учета пенсий военных и госслужащих, а также социальных пенсий) составит около 950 млн руб.
Подробной разбивки этой суммы в законе нет. Но ее рост в целом показателен. Если по факту в 2019 году на эти цели пошло суммарно около 255 млн руб., то теперь планируется в 3,7 раза больше. И вряд ли кратно увеличатся траты на содействие трудоустройству или детский отдых.
Эта сумма, кстати, почти полностью (на 95%) формирует дефицит бюджета, который в этом году запланирован. Учитывая же низкий старт, с которым экономика вошла в начало 2020-го, неопределенность по поставкам энергоносителей, не стоит исключать бюджетных корректировок и увеличения дефицита.
В январе средний размер назначенных пенсий составил 431,3 руб., что в 2,4 раза превысило официальный бюджет прожиточного минимума для этой категории населения и достигло 38,6% средней зарплаты. Пенсия по возрасту в среднем составляет 446 руб. По информации Белстата, реальный размер пенсий (с учетом инфляции) снизился на 0,9% к предыдущему месяцу, хотя за последние 12 месяцев вырос на 8,1%.
С февраля минимальная трудовая пенсия – 245,12 руб., это 65% от минимальной зарплаты.
Таких цифр, возможно, не было бы без стартовавшего с 2017 года постепенного повышения пенсионного возраста за 5 лет. В текущем году на заслуженный отдых выходят 57-летние женщины и 62-летние мужчины, через 2 года пенсионный возраст составит 58 и 63 года соответст��енно.
Сейчас пенсия положена тем, кто имеет 17,5 лет страхового стажа, однако требуемый стаж будет постепенно расти и с 2025 года составит 20 лет. Кто не отработал – может целиком или частично рассчитывать на социальную пенсию.
В марте 2016 г. Александр Лукашенко поблагодарил граждан за то, что они отнеслись к повышению пенсионного возраста с пониманием и «согласились, что эту проблему надо решать сегодня». Затем был подписан Указ от 11.04.2016 «О совершенствовании пенсионного обеспечения».
И хотя многие попали в пенсионную ловушку, повышение возраста выхода на пенсию в Беларуси действительно не стало политическим фактором. Но на сегодня, очевидно, потенциал принятого решения исчерпан.
Появится ли в Беларуси механизм накопительных пенсий или реформирование ограничится тем, чтобы, взяв у одних, добавить другим?
В любом случае продолжение практики субсидирования пенсионного фонда из госбюджета не сможет продолжаться долго. А новое повышение пенсионного возраста без реальных системных изменений только отсрочит разрешение проблемы.
Хотя и сократит количество работающих пенсионеров. И пенсионеров вообще.
Если минимальный период непрерывной работы отсутствует, граждане имеют право на социальную пенсию. Получателями социальной пенсии могут быть:
- мужчины старше 70 лет и женщины старше 65 лет, не получающие страховую пенсию;
- иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие в России не менее 15 лет и достигшие возраста 70 и 65 лет (мужчины и женщины);
- Люди с ограниченными возможностями, инвалиды с детства и дети с ограниченными возможностями;
- дети в возрасте до 18 лет (старше этого возраста — на время обучения по очной форме, но не более чем до 23 лет), потерявшие одного или обоих родителей или оба родителя неизвестны;
- Люди в возрасте 55 или 50 лет, постоянно проживающие в районе проживания.
График индексации пенсии по годам до 2024 года
Схема индексации пенсии до 2024 года утверждена таким образом, чтобы размер прибавки к среднему размеру выплаты составлял 1000 рублей в год. Чтобы обеспечить такую прибавку в графике повышения предусмотрели следующие изменения:
- Повышение в течение установленного периода будут проводить ежегодно с 1 января. До этого индексацию проводили не с начала финансового года, а только с 1 февраля.
- Процент, на который ежегодно будут увеличивать пенсию, превышает инфляцию. До этих изменений повышение производилось строго в соответствии с фактической инфляцией (по прогнозам, инфляция будет составлять примерно 4% в год).
Повышенная зарплата ведет к пониженной пенсии
В Беларуси пенсии получают порядка 2,4 млн человек (данные Минтруда за 2022 год). Около 540 тыс. пенсионеров (по данным за 2021 год) продолжают работать.
Желание многих пенсионеров работать объяснимо. По данным официальной статистики, средняя пенсия в Беларуси составила у неработающего пенсионера в августе (после повышения) 639,6 руб. Этих денег на многое не хватит, поэтому пенсионеры либо подрабатывают на полставки, либо трудятся даже весь рабочий день.
Однако значительной части пенсионеров, если они выходят на работу, пенсию выплачивают не в полном размере. По белорусскому законодательству размер пенсии ограничивается у тех из них, кто в период прошлой трудовой деятельности имел относительно высокий заработок.
В категорию пенсионеров, чью пенсию государство удерживает в случае выхода на работу, попадают лица с индивидуальным коэффициентом заработка свыше 130% (т.е. те, чей доход в период трудовой деятельности превышал среднюю зарплату более чем в 1,3 раза).
Как удалось выяснить «ЭГ», в 2021 г. четверть работающих пенсионеров, т.е. примерно 135 тыс. человек, недополучали пенсию из-за того, что имели в прошлом (в период трудовой деятельности) повышенную зарплату.
Правда, есть исключение. Так, пенсионер с повышенной (в прошлом) зарплатой решит работать «в производстве сельскохозяйственной продукции», то пенсию ему ограничивать не будут.
Остальным категориям работающих пенсионеров (кроме бывших военнослужащих и госслужащих), имевших в прошлом повышенную зарплату, пенсию занижают. Для соблюдения этого принципа создана целая система, призванная контролировать статус пенсионеров, – работают они или отдыхают дома.
Трудовая пенсия в Беларуси по возрасту
Трудовые пенсии выплачиваются тем, кто регулярно во время рабочего периода делал отчисления в ФСЗН. Кроме этого, нужно соответствовать ряду условий:
Страховой стаж – это период, когда с заработной платы человека делались постоянные отчисления. Минимальный страховой стаж в 2021 году – 18 лет. Ежегодно он будет расти на 6 месяцев, пока в 2025 году не достигнет 20 лет.
В общий трудовой стаж включается не только рабочий период со страховыми выплатами, но и:
С 1 января 2020 года солдаты срочной службы включены в систему обязательного государственного социального страхования. Так как в это время будут поступать взносы в ФСЗН, то теперь срочная служба учитывается при учете страхового стажа.
Продолжительность трудового стажа для мужчин – 25 лет, для женщин – 20 лет.
Официальное трудоустройство на территории Российской Федерации учитывается при расчете трудового и страхового стажа для белорусов.
Пенсионный возраст в 2021 году для белорусских мужчин – 62 года 6 месяцев, для женщин – 57 лет 6 месяцев. Подробный график возрастного повышения пенсий в Беларуси составлен ниже. Расчет трудовых пенсий по возрасту зависит от средней заработной платы работников в стране.
Пенсии по возрасту – это как минимум 55% от средней зарплаты в стране. При этом сумма не может быть меньше, чем установленная законодательством минимальная пенсия.
А что говорят военные пенсионеры?
-Ну эта песня, с военными пенсиями, старая и слышим её к концу года, каждый раз, но ещё почти все военпенсы, ждут чуда, в ввиде вдруг нежданного ниспослании с небес благодати, типа той что была в прошлом году.
-Зато коммуналочку не забывают два раза в год повышать. И да, кстати, на 10% (по факту 10,5%). И 10,5% не в общем со всей суммы, а с каждого платежа. Т.е. +10 газ, +10 вода, +10 электроэнергия, +10 вывоз ТКО. Хотя, в общем, все равно на справедливость никто не рассчитывает, нечего сопли разводить.
-Военпенсы самая страдающая категория пенсионеров. Для этого пропаганда старательно создает миф, что военпенсы самые богатые. Только путем введения ПК у военпенсов отнято свыше 3 триллионов рублей.
-Капитализм однако. Минфин ищет каждую лазеечку пополнения бюджета. Ничего мы военпенсы народ терпеливый и исполнительный, нас служба в ВС СССР закалила, будем жить до 100 лет, но свои 100% пенсии дождёмся.
-Только у нас депутаты, за свое изнурительное сидение в креслах и кнопкотыканье, получающие зря плату в десятки раз выше, чем пенсия полковника с 30-ти летней выслугой ( с пенсией других даже не сравниваю), —придумали, узаконили этот бесчеловечный, антисоциальный УНИЖАЮЩИЙ коэффициент , не постыдившись аргументировать это узаконенное беззаконие —,,Вас слишком много». Даже умудрились в Конституционном суде это протащить. Извините господа, а вас самих-то не многовато ли будет ? Как говорится:,,Что положено цезарю, не положено быку. Дай бог вам доброго здоровья, благодетели вы наши.
-И почему этот К не введён скажем министрам-патриотам, при их баснословных доходах? Почему такое ущемление именно этой категории?
Пенсионный эксперт рассказал о суммах, которые получат все пожилые россияне с 1 января
В России с 1 января текущего года пожилым людям начнут поднимать пенсии. Как рассказал пенсионный эксперт Сергей Власов, выплаты утверждаются как на федеральном, так и на региональном уровнях.
«Речь идет о денежных суммах, которые гарантированы пенсионерам за счет прожиточного минимума. На федеральном уровне минимум для пенсионеров планируют увеличить до 12 363 рублей, эти цифры станут доступны для пожилых граждан с января», — поведал специалист.
По его словам, в регионах также озвучивают суммы, по которым будут назначаться минимальные пенсии с 2023 года. В частности, в Карелии сейчас прожиточный минимум составляет 15 375 рублей, а в северных районах суммы будут больше и составят 16 297 рублей. Сергей Власов добавил, что новые цифры «заработают» в России с 1 января.
Кроме того, если пенсия человека будет ниже, то ему назначат социальную доплату до прожиточного минимума. Но это коснется только неработающих пенсионеров.
Повышений военных пенсий в 2023 году — когда и на сколько процентов
В 2023 году повышение пенсионного обеспечения военнослужащих и приравненных к ним категорий будет происходить по следующему графику:
- С 1 января 2023 года индексация коснется тех, кто получает вторую пенсию от Пенсионного фонда (страховую по старости). Увеличение выплат будет таким же, как и для всех других неработающих «гражданских» пенсионеров — 4,8%.
- С 1 апреля 2023 года прибавку получат военные, которым назначены различного рода социальные надбавки. Это получатели доплат за иждивенца, за участие в боевых действиях, как инвалиду 1 группы, как лицу, достигшему возраста 80 лет и так далее. По предварительным расчетам Правительства, повышение размера социальных надбавок составит 3,3%.
- С 1 октября 2023 года произведут индексацию денежного довольствия военнослужащих. По планам Правительства, это будет повышение на 10,5%. Такое изменение приведет к перерасчету и аналогичному увеличению на 10,5% пенсий военным пенсионерам.
При этом изменение размера военных пенсий за счет корректировки понижающего коэффициента в 2023 году не ожидается. Правительство уже подготовило законопроект о заморозке коэффициента в значении 0,8547.
Порядок удержания пенсии
Удержание пенсии у работающего пенсионера в Беларуси осуществляется согласно законодательству о пенсионном обеспечении. Пенсионный фонд удерживает определенный процент от заработной платы работающего пенсионера с целью пополнения пенсионного фонда и обеспечения выплат будущих пенсий.
Размер удержания пенсии зависит от ряда факторов, включая величину заработной платы и возраст работающего пенсионера. По умолчанию, удержание пенсии составляет 10% от заработной платы. Однако существуют исключения для определенных категорий работников.
Ниже приведены некоторые особенности удержания пенсии в Беларуси:
- Работающие пенсионеры, достигшие возраста 65 лет для мужчин и 60 лет для женщин, могут получать полную пенсию без удержания.
- Работающие пенсионеры, которые не достигли указанного возраста, удерживают 10% от заработной платы.
- Работающие пенсионеры, которым назначена привилегированная пенсия, могут быть освобождены от удержания или иметь удержание в меньшем размере в соответствии с привилегированной категорией.
Таким образом, работающие пенсионеры в Беларуси могут ожидать удержания пенсии в размере 10% от заработной платы, если им нет 65 или 60 лет в зависимости от пола. Однако для некоторых категорий работников применяются особые правила, позволяющие им уменьшить размер удержания или быть освобожденными от удержания.
Нормативные акты, регулирующие удержание пенсии
В Беларуси удержание пенсии у работающих пенсионеров регулируется рядом нормативных актов, которые определяют процент удержания и условия его применения.
Основной нормативный акт, регулирующий удержание пенсии, это Закон «О пенсионном обеспечении». В соответствии с этим законом работающие пенсионеры обязаны уплачивать взносы на Пенсионный фонд Республики Беларусь.
Сумма удержания пенсии определяется в процентах от заработка работающего пенсионера. В настоящее время действует следующая система удержания:
- для лиц, достигших пенсионного возраста или получающих инвалидность до пенсионного возраста, удержание составляет 6%;
- для лиц, получающих пенсию за неполный стаж, удержание составляет 4%;
- для лиц, получающих пенсию по инвалидности, удержание составляет 2%.
Удержание пенсии производится с заработка работающего пенсионера, который не должен превышать минимальную заработную плату в республике. Если заработок пенсионера меньше минимальной заработной платы, то удержание производится с фактической суммы заработка.
Помимо удержания пенсии, работающий пенсионер также обязан выплачивать страховые взносы на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Ставка этого взноса составляет 1%.
В целом, система удержания пенсии у работающих пенсионеров в Беларуси является обязательной и стандартизированной для всех категорий пенсионеров. Это позволяет обеспечить финансирование Пенсионного фонда Республики Беларусь и улучшить условия пенсионного обеспечения в стране.