Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Аттестация педагогов в 2022 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Как вычислить факторы, влияющие на повышение зарплаты воспитателям? Чтобы выяснить, какой оклад будет в месяц, нужно знать размер базовой оплаты, квартальные премии, различного рода надбавки от 15% до 35%, квалификационную категорию (она может быть первая, вторая, высшая).
Составные части заработной платы воспитателя
Как уже было сказано, оклад воспитателя зависит от первоначальной суммы, повышающих коэффициентов, компенсаций и стимулирующих выплат.
Вид коэффициента | Размер коэффициента | |
За квалификацию | Первая категория | 25 % |
Высшая категория | 40 % | |
За образование | Высшее образование | 40 % |
Ученая степень | 10–20 % | |
За звание | Отличник | 20 % |
Почетный работник | 20 % | |
Заслуженный учитель | 20 % | |
За государственные награды | 12 % | |
За стаж работы | Свыше 3 лет | 5 % |
Свыше 5 лет | 10 % | |
Свыше 10 лет | 25 % | |
За статус детского сада | За внимательное соблюдение всех возможных стандартов | 15 % |
За отличные результаты в одном или нескольких аспектах | 10 % | |
За работу с особыми детьми | Коррекционные, офтальмологические или логопедические группы | 15–20 % |
Группы детей, болеющих туберкулезом | 25 % | |
Персональный повышающий коэффициент (ППК) | Для тех, у кого высокая квалификация | до 300 % |
Повышение зарплаты воспитателям детских садов в 2023 году
Сравнительно недавно было объявлено о том, что произойдут изменения в формулах расчёта оплаты труда преподавателей. А 2023 год было решено объявить Годом педагога, чтобы подчеркнуть, как важна и ценна эта профессия.
Изменения в системе оплаты труда
Федеральным законом № 362-ФЗ от 09.11.2020 в ТК РФ внесены изменения, которые касаются формирования зарплат бюджетников.
Ранее федеральный центр устанавливал системы оплаты труда для федеральных бюджетников, в регионах и на муниципальном уровне этим занимались местные власти. В результате возникали «существенные межрегиональные различия условий оплаты труда, включая размеры окладов по одинаковым должностям в разных организациях в пределах одного субъекта». Имела место даже разница в оплате труда на одних и тех же должностях в разных регионах. Более того, в некоторых субъектах РФ регулирующие системы оплаты труда НПА носили не обязательный, а рекомендательный характер. В результате решения о системах оплаты труда и размерах окладов полностью или частично были отданы на откуп непосредственно самим организациям.
Результат: формально повышение зарплаты учителям и воспитателям (например) происходит, средняя з/п вписывается в необходимые рамки, а на деле ситуация все хуже и хуже.
Расчет заработной платы воспитателя
Для того чтобы рассчитать зарплату воспитателя, необходимо знать размер базового оклада, педагогический общий и непрерывный стаж работы, дополнительное образование, квартальные премии, стимулирующие, региональные – северные и районные надбавки в пределах от 15 до 35%, квалификационную категорию (вторая, первая, высшая).
Указанные факторы определяют органы местного самоуправления.
В связи с этим в каждом отдельно взятом регионе они различны. Тариф за квалификацию рассчитывается в зависимости от квалификационной группы. Самая минимальная – девятая. В связи с этим молодые педагоги получают намного меньше опытных специалистов.
На увеличение объема оклада влияют следующие факторы:
- рабочее время до 12 часов в течение пяти дней в неделю (в случае если воспитатель работает в две смены, замещая другого сотрудника);
- ведение кружковой работы, дополнительных занятий;
- ночные дежурства в интернатах;
- организация и проведение занятий с детьми по изучению иностранных языков;
- работа в специализированных группах (логопедических, офтальмологических) – надбавка 15-20%;
- совместительство с другой должностью – прибавка к окладу 10%.
Наибольшие денежные суммы имеют сотрудники частных дошкольных учреждений, детских центров развития, набирающие малые группы.
Как правильно прописать гарантии и компенсации в коллективном договоре
При реализации положений статьи 74 Трудового кодекса нужно учитывать, что изменения условий трудового договора не должны ухудшать положение работника по сравнению с гарантиями, установленными коллективным договором или соглашениями. Поэтому рекомендуем педантично и буквально относиться к формулировкам в коллективных договорах (соглашениях). Рассмотрим три из них, которые встречаются наиболее часто.
В первом случае, когда в коллективном договоре не прописаны основания для назначения гарантий и компенсаций, текст может выглядеть так:
«Работникам, работающим по должностям сварщик, слесарь-механик, предоставляются следующие гарантии и компенсации: повышенная оплата труда в размере четырех процентов тарифной ставки (оклада)».
Или «Работникам, работающим по должностям сварщик, слесарь-механик, предоставляются следующие гарантии и компенсации: повышенная оплата труда в размере четырех процентов тарифной ставки (оклада) за условия труда».
При таких формулировках работодателю не удастся отменить предоставляемые компенсации или снизить их размер по итогам специальной оценки, так как пропущено очень важное условие, связывающее их с результатами оценки условий труда – «за работу во вредных и (или) опасных условиях труда». Вне зависимости от класса условий труда на рабочих местах, даже в случае обеспечения оптимальных или допустимых условий труда, гарантии и компенсации должны будут предоставляться в полном объеме.
Второй вариант может предусматривать следующую формулировку:
«Работникам предоставляются следующие гарантии и компенсации: ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск в размере семи дней, повышенная оплата труда в размере четырех процентов тарифной ставки (оклада), сокращенная рабочая неделя продолжительностью 36 часов за работу во вредных и (или) опасных условиях труда».
В этом случае, если условия труда признаются оптимальными или допустимыми, гарантии и компенсации подлежат отмене в полном объеме. Однако, если класс условий труда 3.1 или 3.2, то снять, например, сокращенную рабочую неделю не удастся. Таким образом, виды и объем гарантий и компенсаций останутся для всех работников, работающих во вредных условиях труда, едиными вне зависимости от класса (подкласса).
Для каждой из категорий получателей соцпенсии определены свои фиксированные размеры выплат. Именно эти суммы и индексируют ежегодно с 1 апреля. Каким будет размер социальной пенсии в 2023 году, и на сколько увеличится выплата в результате запланированной индексации на 3,3% — представлено в следующей таблице:
Размер социальной пенсии в 2023 годув период с 1 января по 31 марта 2023с 1 апреля 2023 (с индексацией на 3,3%)
пенсионерам по старости | |
6924,83 | 7153,35 (прибавка 228,52 руб.) |
инвалидам 1 группы с детства, детям-инвалидам | |
16619,39 | 17167,83 (прибавка 548,44 руб.) |
инвалидам 1 группы, 2 группы с детства | |
13849,69 | 14306,73 (прибавка 457,04 руб.) |
инвалидам 2 группы | |
6924,83 | 7153,35 (прибавка 228,52 руб.) |
инвалидам 3 группы | |
5886,14 | 6080,38 (прибавка 194,24 руб.) |
детям по случаю потери кормильца | |
6924,83 | 7153,35 (прибавка 228,52 руб.) |
детям по случаю потери обоих кормильцев либо одинокой мамы | |
13849,69 | 14306,73 (прибавка 457,04 руб.) |
Стимулирующие выплаты: премии и разовые надбавки
Сколько: не более 30 процентов от оклада (в зависимости от региона и финансовых возможностей школы).
Кто может рассчитывать: педагоги дошкольного, общего, начального и среднего профессионального, дополнительного образования.
Как получить: заполнить оценочный лист с критериями за соответствующий период.
В нем могут быть отмечены:
- разработка и организация внешкольных проектов с классом — например, экскурсий, экспедиций;
- участие в социальных проектах и культурно-просветительских акциях.
Пособия молодым учителям
Сколько: размер выплат определяется нормативными актами местного самоуправления:
- единовременная выплата (подъемные) — в среднем 15 тысяч рублей;
- надбавка 20-50 процентов от размера ставки ежемесячно на протяжении трех лет работы.
Кто может рассчитывать: выпускники педагогических вузов (до 30-35 лет в зависимости от региона трудоустройства). Максимальные надбавки получают специалисты, окончившие вуз с красным дипломом.
Как получить:
- устроиться на работу по специальности в течение трех месяцев после окончания обучения;
- заключить трудовой договор не менее, чем на три года.
Разовые премии и надбавки
Данные льготы учителям считаются стимулирующими надбавками. Размер зависит от региона, как правило — до 30% от оклада. Выплаты производятся учителям начальных классов, общего образования, преподавателям лицеев и техникумов, а также работникам сферы дополнительного образования.
Чтобы получить выплату, нужно заполнить оценочный лист. В нем отражаются критерии, которым претендент должен соответствовать. Например, выплаты положены за участие в просветительских мероприятиях, культурных акциях. Учитываются оценки учеников, участие в олимпиадах.
Данные выплаты и льготы учителям положены тем сотрудникам образовательной сферы, что принимают активное участие в социальной жизни школы. Дополнительные шансы возникают у тех, кто получает дополнительное образование, посещает семинары и лекции.
Надбавки педагогам по НСОТ: за категорию, за выслугу лет, за стаж
Цель внедрения НСОТ в сфере образования – стимуляция педагогов к постоянному совершенствованию собственного профессионального уровня и квалификации путем предоставления стимулирующих выплат. Кроме того, НСОТ предусматривает финансовые поощрения лицам, которые имеют многолетний опыт работы в сфере образования и обучения.
Согласно НСОТ, ежемесячная оплата труда педагогам рассчитывается по формуле:
Зарплатапедагогам = Оклад + Компенсации + Надбавки,
где Оклад – размер оклада, установленный согласно квалификационной категории;
Компенсации – сумма доплат, начисляемых за интенсивность труда (работа на замене, совмещение должностей, обучение детей с ограниченными возможностями, педагогическая деятельность в сельской местности, т.п.);
Надбавки – стимулирующие выплаты, начисляемые в качестве надбавки к окладу.
НСОТ предусматривает следующие надбавки педагогам:
- за квалификационную категорию;
- за стаж работы в образовательных учреждениях;
- за образование;
- за ученую степень.
Кто считается бюджетником?
К бюджетникам принято причислять всех работников, которые получают зарплату из государственного бюджета (учителя, учёные, чиновники, работники силовых структур и т.д.). Однако, не совсем правильно будет объединять всех таких людей в одну категорию. Поэтому бюджетников принято делить на следующие группы:
- Государственные служащие. Сотрудники государственных органов и учреждений.
- Работники бюджетной сферы. Сюда можно отнести учителей, врачей, воспитателей в детских садах, работников культуры и некоторых других.
Отличие между этими двумя категориями бюджетников кроется в уровне их материального и социального обеспечения. Уровень окладов государственных служащих регулируется отдельным законом и в большинстве случаев он заметно выше, чем у работников бюджетной сферы. Государственные служащие также нередко получают надбавки за звания, ранги, чины.
Общее количество бюджетников в России составляет 33 миллиона человека, то есть примерно 30% от всего работоспособного населения (количество трудоспособного населения в России 83 миллиона человек). Количество государственных служащих и работников бюджетной сферы примерно равное.
В России 33 миллиона бюджетников — это примерно 30% от всего трудоспособного населения.
Размер заработной платы бюджетников может существенно отличаться в зависимости от стажа, региона и других параметров. Средние значения примерно следующие:
Профессия | Оклад |
Социальные работники | Около 35 тысяч рублей |
Средний медицинский персонал | Около 39 тысяч рублей |
Учителя средних школ | Около 45 тысяч рублей |
Воспитатели в детских садах | Около 35 тысяч рублей |
Младший медицинский персонал | Около 35 тысяч рублей |
Врачи имеющие высшее образование | Около 75 тысяч рублей |
Преподаватели в ВУЗах | Около 90 тысяч рублей |
Подготовка к аттестации
Для прохождения аттестации на любую категорию педагог ДОУ должен подготовить пакет документов. Вот что нужно для аттестации воспитателя:
- заявление;
- согласие на обработку персональных данных;
- аттестационный лист предыдущей аттестации (если есть);
- портфолио;
- аналитическая справка.
Портфолио — это папка, в которой собраны все сведения о результатах и достижениях воспитателя за отчетный период, то есть за последние 5 лет. Ее можно оформить в электронном или бумажном формате.
Содержимое портфолио состоит из нескольких блоков. Их тематика, количество и степень значимости могут различаться в зависимости от региона.
Вот какая информация должна быть в этой папке:
- сведения о воспитателе;
- результаты педагогической деятельности;
- методическая работа;
- самообразование;
- взаимодействие с родителями;
- другие виды деятельности.
В раздел «Сведения» собирают копии документов, которые имеют отношение непосредственно к педагогической работе. К ним относятся:
- диплом о профессиональном образовании;
- трудовая книжка;
- устав ДОУ.
Также могут потребовать характеристику на воспитателя, выданную руководством детского сада.
Результаты педагогической деятельности содержат как итоговые достижения, так и динамические показатели работы с детьми:
- мониторинги по разным данным (здоровья, умственного развития, познавательной активности детей и другие);
- качество освоения учебных программ;
- организация и проведение дополнительных мероприятий (экскурсий, тематических бесед, конкурсов, соревнований);
- ведение кружков;
- проектная деятельность с детьми;
- проведение тематических праздников и утренников.
Сюда же можно добавить копии детских грамот и дипломов разных конкурсов, выставок и соревнований.
В отчет по методической работе включают выступления и сообщения воспитателя на педагогических и методических советах, участие в конференциях и семинарах. Можно опубликовать методическое сообщение на сайте ДОУ, разработать педагогический проект или оформить наставничество над молодым коллегой.
Под самообразованием подразумеваются курсы повышения квалификации или обучение по программе профпереподготовки.
Результаты работы с родителями можно представить в форме отчетов о проведенных родительских собраниях или письменных отзывов в адрес воспитателя. Учитывается и проведение семейных мероприятий для воспитанников и их родителей.
Перечисленных разделов портфолио достаточно для аттестации, но воспитатель, если посчитает нужным, может добавить дополнительные документы. Например, свидетельство о личном участии в профессиональном конкурсе (в том числе, дистанционном) или сертификат о прохождении какого-нибудь тренинга.
Сотрудники ИРО и городских методкабинетов рекомендуют заполнять портфолио не за несколько месяцев до аттестации, а в течение всего пятилетнего межатестационного периода. Все документы нужно складывать в папку по мере их появления.
К портфолио нужно приложить аналитическую справку. Это отчет педагога о проделанной работе и самоанализ профессиональной деятельности. В этот документ вносятся следующие сведения:
- характеристика группы (возраст детей, количество мальчиков и девочек, особенности развития);
- план работы и педагогические задачи;
- описание выполнения намеченного плана, решения задач и проведенных мероприятий;
- мониторинг освоения учебной программы;
- сведения о достижениях детей и воспитателя (грамоты, благодарности, дипломы);
- отчет о работе с родителями;
- описание возникших трудностей;
- анализ проделанной работы с указанием решенных и нерешенных задач;
- определение перспектив дальнейшей работы.
Все документы и копии, подготовленные для аттестации нужно заверить у руководителя ДОУ.
Часто возникающие вопросы
У педагогов ДОУ часто возникают дополнительные вопросы, связанные с прохождением аттестации. Ответы на них читайте ниже.
Дополнительные баллы можно получить за работу с детьми-инвалидами или с одаренными детьми. Но это должно быть не отдельное мероприятие, а действующий проект или авторская методика. Нужно предоставить записи открытых занятий по разработанной программе, мониторинг, документальные подтверждения успехов воспитанников.
- Какую тему можно выбрать для аттестации?
Воспитатель может выбрать любую тему, которая его интересует и в которой он лучше всего разбирается. Например, «Развитие творческих способностей в игровой форме», «Роль подвижных игр в физическом развитии детей старшего дошкольного возраста» и так далее. Лучше выбирать то, на что воспитатель делает упор в работе.
- Я подавала документы на первую категорию, но баллов хватает на высшую. Я могу претендовать на нее?
Нет, не можете. Присваивается только та квалификация, на которую были поданы документы.
- Как узнать, какая методика или подход инновационные, а какие — нет?
Это зависит от региона. Одна и та же методика может считаться инновационной, например, в Брянской области и самой обычной — в Калужской. Изучите соответствующий приказ в вашем ДОУ, в нем должна быть информация конкретно по вашему региону и детскому саду.
- Может ли работодатель заставить воспитателя проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности, если комиссия отказала ему в присвоении первой категории?
Да, работодатель имеет на это право. Срок проведения он также назначает сам.
- У меня нет категории. Я могу сразу подать документы на высшую?
Нет, сначала нужно получить первую категорию. Через два года после ее получения можно будет подать документы на высшую.
- Как получить категорию воспитателю детского сада, если не хватает баллов?
От чего зависит зарплата воспитателя и как зарабатывать больше?
1.4.1 Ежемесячная компенсационная выплата лицу, занятому уходом за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства в возрасте до 23 лет — 13 772
1.4.2 Ежемесячная компенсационная выплата на ребенка в возрасте до 18 лет неработающим родителям, являющимся инвалидами I или II группы — 13 772
1.4.3 Ежемесячная компенсационная выплата потерявшим кормильца детям-инвалидам и инвалидам с детства в возрасте до 23 лет — 1 666
1.4.4 Ежегодная компенсационная выплата на приобретение комплекта детской одежды для посещения занятий на период обучения — 11 477
1.5.1 Ежемесячная компенсационная выплата на детей в возрасте до полутора лет — 1 722
1.5.2 Ежемесячная компенсационная выплата на возмещение расходов в связи с ростом стоимости жизни отдельным категориям семей с детьми:
1.5.2.1 на детей одиноких матерей (отцов):
1.5.2.1.1 получающих ежемесячное пособие на ребенка — 862
1.5.2.1.2 не получающих ежемесячное пособие на ребенка — 345
1.5.2.2 на детей военнослужащих, проходящих военную службу по призыву — 690
1.5.2.3 на детей из семей, в которых один из родителей уклоняется от уплаты алиментов — 690
1.5.2.4 на детей в возрасте до 1,5 лет, родители которых являются инвалидами и (или) пенсионерами — 690
1.5.3 Ежемесячная компенсационная выплата на возмещение роста стоимости продуктов питания отдельным категориям граждан на детей до 3 лет:
1.5.3.1 одиноким матерям, многодетным семьям, семьям с детьми-инвалидами, семьям военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, семьям, в которых один из родителей уклоняется от уплаты алиментов — 776
1.5.3.2 студенческим семьям — 2 153
2.1 Единовременная выплата детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании пребывания в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семье попечителя, приемных родителей, патронатных воспитателей в связи с достижением возраста 18 лет — 26 083
2.2 Единовременная денежная выплата детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, поступившим на обучение по очной форме обучения за счет средств бюджета города Москвы по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих — 22 431, из них:
2.2.1 единовременное денежное пособие — 13 042
2.2.2 единовременная денежная компенсация в целях приобретения одежды и обуви — 9 389
2.3 Единовременная денежная выплата детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, потерявшим в период обучения обоих родителей или единственного родителя, по окончании обучения в образовательной организации по очной форме обучения за счет средств бюджета города Москвы по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих (за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме обучения по указанным образовательным программам за счет средств бюджета города Москвы) — 86 309, из них:
2.3.1 единовременное денежное пособие — 13 042
2.3.2 денежная компенсация для приобретения одежды, обуви, мягкого инвентаря, оборудования — 73 267
В целях сохранения уровня социальной поддержки и социальной стабильности и в соответствии с полномочиями Правительства Москвы, установленными правовыми актами города Москвы в сфере социальной защиты населения, Правительство Москвы постановляет:
1. Установить размеры отдельных социальных и иных выплат на 2022 год (приложение 1).
2. Утвердить перечень единовременных социальных выплат на 2022 год, размеры которых устанавливаются отдельными правовыми актами Правительства Москвы (приложение 2).
3. Установить величину городского социального стандарта в целях определения размера региональной социальной доплаты к пенсии в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 17 ноября 2009 г. N 1268-ПП «О региональной социальной доплате к пенсии» и назначения в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 27 ноября 2007 г. N 1005-ПП «Об утверждении Положения о назначении и выплате ежемесячных компенсационных выплат (доплат) к пенсиям и единовременных выплат, осуществляемых за счет средств бюджета города Москвы» ежемесячной компенсационной выплаты к пенсии некоторых категорий работающих пенсионеров, указанных в пункте 6 приложения к постановлению Правительства Москвы от 27 ноября 2007 г. N 1005-ПП «Об утверждении Положения о назначении и выплате ежемесячных компенсационных выплат (доплат) к пенсиям и единовременных выплат, осуществляемых за счет средств бюджета города Москвы», в размере 21 193 рублей.
4. Признать утратившими силу:
4.1. Постановление Правительства Москвы от 8 декабря 2015 г. N 828-ПП «Об установлении размеров отдельных социальных выплат на 2016 год».
4.2. Постановление Правительства Москвы от 22 декабря 2015 г. N 905-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 8 декабря 2015 г. N 828-ПП».
4.3. Пункт 3 постановления Правительства Москвы от 17 мая 2016 г. N 238-ПП «О внесении изменений в правовые акты города Москвы».
4.4. Постановление Правительства Москвы от 6 декабря 2016 г. N 816-ПП «Об установлении размеров отдельных социальных и иных выплат на 2017 год».
4.5. Пункт 2 постановления Правительства Москвы от 28 декабря 2016 г. N 956-ПП «О внесении изменений в постановления Правительства Москвы от 24 января 2006 г. N 37-ПП и от 6 декабря 2016 г. N 816-ПП».
4.6. Пункт 2 постановления Правительства Москвы от 22 февраля 2017 г. N 56-ПП «Об организации отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации».
4.7. Постановление Правительства Москвы от 24 мая 2017 г. N 273-ПП «О внесении изменения в постановление Правительства Москвы от 6 декабря 2016 г. N 816-ПП».
4.8. Пункты 1-3, 5 постановления Правительства Москвы от 31 октября 2017 г. N 805-ПП «Об установлении размеров отдельных социальных и иных выплат на 2018 год и о внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 27 ноября 2007 г. N 1005-ПП».
4.9. Пункты 2 и 3 постановления Правительства Москвы от 2 ноября 2017 г. N 818-ПП «О внесении изменений в правовые акты города Москвы».
4.10. Постановление Правительства Москвы от 17 ноября 2017 г. N 881-ПП «О внесении изменения в постановление Правительства Москвы от 31 октября 2017 г. N 805-ПП».
4.11. Постановление Правительства Москвы от 10 июля 2018 г. N 675-ПП «О внесении изменения в постановление Правительства Москвы от 31 октября 2017 г. N 805-ПП».
5. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2022 г.
6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам социального развития Ракову А.В.
Мэр Москвы | С.С. Собянин |
Зарплаты бюджетников и свежие новости индексации в 2021 году
Входной экзамен сдают специалисты, которые только устраиваются на рабочее место в образовательную организацию. Педагога проверяют по 4 компетенциям, указанным выше. Такой экзамен позволяет определить «пробелы» в знаниях и навыках для дальнейшего развития.
Процедуру проводят также для специалистов, которые:
-
5 лет не работали по профессии;
-
не имеют опыта работы учителем;
-
выпустились из колледжа или вуза.
Учитель добровольно решает пройти аттестационную проверку, чтобы подтвердить квалификацию и получить первую или высшую категорию. Процедура проводится по старым правилам — в каждом регионе процесс различается. Для этого необходимо подавать соответствующее заявление и документы (можно в электронном виде). В зависимости от места нахождения учебной организации процедуру проводят Минпросвещения или департамент образования.
Аттестационная комиссия рассматривает портфолио педагога, куда входят благодарности и награды. Также нужно предоставить характеристику с работы. Присвоенная категория действует 5 лет, потом ее потребуется снова подтвердить. |