Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «КАК ОСПОРИТЬ ОТКАЗ В ВЫКУПЕ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
При рассмотрении споров о предоставлении земельного участка необходимо иметь в виду, что законом может быть определен специальный порядок предоставления земельных участков в зависимости от их целевого назначения.
Органы МСУ больше не смогут отказывать в формировании земельных участков под многоквартирными домами
Отказы органов МСУ в формировании земельных участков под многоквартирными домами нередко становятся предметом судебных споров. Собственники помещений в МКД требуют признать бездействие органа власти незаконным.
Раньше суды при рассмотрении таких споров принимали решения в пользу муниципалитета. Но в 2020 году судебная практика изменилась. Причина — последние решения Верховного суда.
Он исключил все возможные основания для отказа органа МСУ в формировании земельного участка под МКД.
В статье рассмотрим три основания, которые органы местного самоуправления использовали для отказа собственникам помещений в МКД. Объясним, почему все эти доводы не принял Верховный суд. В конце статьи прочтите наши рекомендации муниципалитетам.
Когда отказ на предоставление участка считается незаконным
Незаконным отказ считается в случае, если не подтвержден соответствующими фактами, свидетельствующими о невозможности передачи земли в пользование. В судебном порядке может быть обжаловано решение об отказе, если земельный участок не выставлен на аукцион, не имеет на своей территории неоконченных застроек или имеет застройки, но возведены они на незаконных основаниях. Подлежит обжалованию земля, выданная ранее для личного пользования, в случае если отказывают в праве на приватизацию, а также подлежат обжалованию отказы на участки, для которых границы неиспользуемой территории и ее место положения определены неактуально. Незаконным считается отказ на предоставление участка под предлогом воспрещающих факторов форм использования участка заявителем, если данные факторы не являются документально подтвержденными. То же касается и земель, зарезервированных для муниципальных целей, если документация о резервировании отсутствует.
Сложным моментом при борьбе за предоставлении земельного участка состоит в том, что четких правил данной процедуры не существует, по этой причине, в первую очередь, следует ознакомиться с законодательными актами относительно предпочитаемого участка, правильно оформить заявление, а в случае отказа, попытаться разрешить вопрос земли в судебном порядке, что сделать без помощи специалистов фактически невозможно.
Статистика деятельности нашей компании свидетельствует о том, более 83% истцов выигрывают подобные земельные споры и решения органов, отказавших в выдаче участка, признаются незаконными. Для того чтобы не столкнуться с проблемой отказа со стороны представителей органов самоуправления, процедуру получения надела или его искового оспаривания лучше доверить квалифицированному специалисту. Наша компания помогла отстоять право на получение земельного участка сотням людей и имеет большой опыт в разрешении земельных вопросов любой степени сложности.
Апелляционное определение Алтайского краевого суда от 03.06.2014 по делу N 33-4508/2014
Судья: Сухарева С.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Вишняковой С.Г.
судей: Бредихиной С.Г., Кузнецовой С.В.
при секретаре Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя истца М.Н. — А.Н. на решение Бийского городского суда Алтайского края от 28 февраля 2014 года
по делу по иску М.Н. к администрации города Бийска, Муниципальному казенному учреждению «Управление муниципальным имуществом администрации города Бийска» о восстановлении срока на обжалование решения органа местного самоуправления, признании отказа в предоставлении земельного участка незаконным, возложении обязанности по передаче земельного участка в собственность для сохранения самовольной постройки, возложении обязанности заключить договор о передаче в собственность земельного участка для сохранения самовольной постройки.
Кто принимает решение
Передачей гражданам государственных земель занимаются органы исполнительной власти в пределах своей компетенции (ст.39.2 ЗК РФ). Полномочия федеральных органов передаются в субъектах РФ местной исполнительной власти и перераспределяются между органами самоуправления в порядке, предусмотренном законодательством.
Таким образом:
- органы местного самоуправления городского округа выделяют земли в границах подчиненной им территории;
- площади поселения выдаются его управляющим органом (при наличии утвержденных правил пользования землёй и возведения строительных объектов) либо местным самоуправлением региона, в пределах которого расположено поселение (при отсутствии упомянутых правил).
Если законом не предусмотрено наделение местных властей субъектов РФ полномочиями по передаче земельных участков гражданам, эти обязанности выполняют федеральные органы исполнительной власти.
К участию в торгах на получение участка допускаются лица, соответствующие установленным в законодательстве требованиям. Препятствия к допуску перечисленны в п.8 ст.39.12 ЗК РФ. В результате кандидаты имеют равные права на предоставление земли, результат торгов зависит от финансовых возможностей каждого участника.
Когда выдача земли происходит без аукциона, уполномоченные органы рассматривают документы претендентов и выносят отдельное решение по каждому конкретному случаю.
Земельный кодекс РФ насчитывает 25 причин отклонения заявки:
- заявление подано гражданином, не правомочным в получении земли;
- заявленный участок ранее передан в безвозмездную или бессрочную эксплуатацию другому лицу, выделен для садово-огородного или фермерского хозяйствования организации;
- на территории есть постройки, которыми владеет другой гражданин, чье право на оформление в собственность указанной земли приоритетно;
- площадь изъята или имеет ограничения в обороте, предназначается для государственных или муниципальных нужд;
- для обозначенного участка действует соглашение о комплексном освоении или развитии, заключённое с другим лицом;
- испрашиваемая земля является аукционным лотом;
- территория предназначается для возведения объектов федерального значения или строительства в рамках действующих госпрограмм РФ, осуществлять которое заявитель не вправе;
- цели применения земли не совпадают с разрешенными или вид ее использования не установлен;
- площадь участка превышает допустимую по законодательству или указанную на схеме (более чем на 1/10), в соответствии с которой он был образован.
Что нужно, чтобы пользоваться землей безвозмездно?
Для того чтобы использовать земли на безвозмездной основе, нужно чтобы она была в пользовании и владении гражданина некоторое время. Как только пройдет установленный срок, как правило, это не менее 5 и не более 20 лет, гражданин должен подготовить пакет документов и явиться в местную администрацию.
Так как за всё время пользования гражданина земельным наделом администрация или Федеральный орган власти не проявляли заинтересованность данным земельным участком, то следовательно, гражданин может оформить его в собственность. Правда, он должен будет предоставить небольшую сумму денежных средств, которая равна примерно ¼ от рыночной стоимости данного земельного надела.
К сожалению, многие льготники, которые проживают на территории Российской Федерации, не имеют представления о том, как получить земельный надел от государства бесплатно. Если вы тоже относитесь к льготникам, то в таком случае вам необходимо подробнее ознакомиться с материалом данной статьи для того, чтобы заявить государству о своих правах.
Если здание в собственности, отказ в аренде земельного участка под ним незаконен
Постановление № А57-25225/2011 от 17 октября 2012 года ФАС Поволжского округа: собственник здания, построенного на муниципальной или государственной земле, вправе заявить о приобретении прав на земельный участок.
Арбитражный суд, рассмотрев дело в кассационной инстанции, указывает, что исполнительный орган госвласти обязан в течение месяца с момента получения заявления от собственника – юридического лица принять решение о предоставлении земельного участка в аренду или в собственность. Для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления рассмотрение заявлений собственников недвижимости о приобретении земельных участков является обязательным.
По материалам дела,
ИП Дикаркин В.А., считая, что обладает исключительным правом на оформление указанного земельного участка, занимаемого принадлежащим ему зданием, в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации обратился в администрацию муниципального образования «Город Саратов» с заявлением о предоставлении указанного участка в аренду на срок 10 лет.
Однако администрация ему в этом отказала, и предприниматель обратился в суд.
Удовлетворяя заявление предпринимателя, суд первой инстанции, установил, что на спорном земельного участке находится объект недвижимости, право собственности на который в установленном порядке зарегистрировано за заявителем, не оспорено и недействительным не признано, для приобретения права аренды на испрашиваемый земельный участок заявителем представлен предусмотренный законом полный перечень документов, и, руководствуясь статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, сделал вывод об отсутствии правовых оснований для отказа ИП Дикаркину В.А. в предоставлении испрашиваемого земельного участка на праве аренды.
Оставляя решение суда первой инстанции без изменения, апелляционный суд указал, что Правила, утвержденные решением Саратовской городской Думы от 29.04.2008 N 27-280, и действующее законодательство не содержат запрета или ограничения на предоставление в аренду земельного участка, на котором расположен объект недвижимости, принадлежащий заявителю на праве собственности.
Доводы администрации о том, что объект недвижимости, расположенный на испрашиваемом земельном участке является самовольной постройкой, противоречит статье 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа принял решение, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Доводы администрации о том, что здание построено самозахватом, суд не принял. Администрация не доказала невозможность предоставления предпринимателю в аренду испрашиваемого земельного участка. На основании ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации суд решил, что правовых оснований для отказа ИП Дикаркину В.А. в предоставлении испрашиваемого земельного участка на праве аренды нет. Поэтому решения судов предыдущих инстанций оставлены без изменения, установлено, что
собственник объекта недвижимости имеет исключительного право на приобретение земельного участка в аренду.
Обжалование отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов
В юридической практике стали распространены процессы, в рамках которых отказ в предоставлении земельного участка подлежит обжалованию со стороны участников сделки. При этом обжаловать решение уполномоченного органа, который отказал в предоставлении участка земли, можно независимо от целей, которые преследовал субъект правоотношений при подаче заявки на выдел участка. Это является его законным правом, другое дело, будет ли удовлетворен подобный иск или же нет.
Следует отметить, что обжалование решения госорганов и органов местного самоуправления может быть осуществлено гражданином только посредством направления искового заявления в суд.
При этом для решения данной конфликтной ситуации привлекается не только сам заявитель, но и уполномоченный орган, который вынес постановление об отказе в предоставлении земельного участка из государственной или же муниципальной собственности.
Судья при обжаловании решения принимает во внимание следующие обстоятельства:
- имеет ли орган правомочия в предоставлении или, наоборот, в отказе на выдел земельного участка;
- были ли соблюдены основные условия принятия решения, в том числе сроки, законодательный порядок, форма и пр.;
- соответствует ли решение, которое оспаривается в суде, требованиям, установленным законам и др.
Если органом юстиции будет выявлено хоть один факт нарушения законодательного порядка, то исковое заявление гражданина об обжаловании постановления может быть удовлетворено. Это накладывает на госорган обязательства предоставить заявителю интересуемые его земельные участки.
Причины отказа в перераспределении земельного участка можно сформулировать так:
- владельцы земли не пришли к согласию о том, как перераспределить свою собственность;
- заявитель хочет провести перераспределение тех земель, которые забронировало государство или муниципальные органы;
- на территории надела, подлежащего перераспределению, находятся государственные или муниципальные объекты строительства;
- территория перераспределяемого участка относится к категории земель с ограниченным использованием ;
- на земельный надел, который хочет перераспределить заявитель, есть приоритетное право у других граждан;
- размер нового участка превышает максимально допустимый.
Решение об отказе в перераспределении земельного участка может быть обжаловано. Для этого гражданину потребуется направить еще одно заявление с доказательствами того, что отказ был дан незаконно.
Администрация обязана дать на него ответ с указание конкретных причин или же дать указания на устранение причин отказа. Если же и это не помогло, но заявитель уверен в своей правоте, то он может обжаловать такое решение в суде.
Земельные споры с государственными органами
Земельные юристы Правового центра ДВА М готовы обеспечить представление интересов организаций и предпринимателей в судах по земельным и смежным с ними вопросам (строительство, оборот недвижимости и т.д.). В том числе:
- по спорам с государственными и муниципальными органами (как в рамках обжалования действий и бездействий, так и в исковом производстве);
- по искам о правах на землю и недвижимость (оспаривание сделок, виндикационные иски и т.д.);
- по делам об административных правонарушениях в земельной и смежных сферах.
Также осуществляем защиту землепользователей при проверках контролирующих органов, предварительную оценку судебных перспектив, подготовку комплексных юридических заключений по вопросам оптимального способа судебной защиты, необходимых действий на досудебном этапе и в суде.
Наиболее распространённые в нашей практике споры с государственными и муниципальными органами в земельной сфере связаны с:
- Формированием и предоставлением земельных участков из государственной (муниципальной) собственности. В том числе – собственникам зданий и сооружений.
- Оспариванием государственными органами ранее осуществлённого предоставления участков в собственность или в аренду.
- Оспариванием отказов в иных государственных услугах в земельной сфере (раздел участков, уточнение границ, изменение разрешённого использования и т.д.).
- Оспариванием действий и бездействий Росреестра в сфере кадастрового учёта;
- Спорами о самовольном строительстве, признании права на объекты недвижимости отсутствующим, демонтаже некапитальных объектов и т.д.
- Оспариванием кадастровой стоимости участков и зданий.
- Вопросами применения налога на имущество, исчисляемого по кадастровой стоимости;
- Порядком расчёта арендной платы за государственные земли (включая правомерность отказа от внесения арендной платы при невозможности использовать участок по назначению).
Смежная с земельными категория споров – оспаривание отказов или бездействий в сфере градостроительных отношений и строительства.
Профильным законом, регламентирующим порядок осуществления регистрации недвижимости, предусмотрено более 50-ти оснований, по которым Росреестр может отказать во внесении данных в ЕГРН. В большинстве случаев речь идет о предоставлении недостаточного объема документов, которые подтверждают возникновение права собственности у заявителя, или наличие в них ошибок или неточностей. Отказ гражданин рискует получить и в том случае, если:
- у него нет полномочий для осуществления такой имущественной манипуляции (в частности, это актуально для ситуаций, когда заявление подает доверенное лицо, не предоставив при этом нотариально заверенную доверенность);
- участок образован из земли с разным целевым назначением;
- переданное заявление составлено без соблюдения норм закона;
- наличие имущественных противоречий между бывшим и нынешним собственниками;
- открыт спор о принадлежности;
- отсутствие согласия всех действующих собственников;
- в пятидневный срок в госорган не поступило уведомление об уплате госпошлины по проведенной имущественной сделке;
- указанная граница пересекается с границей другого земельного участка;
- земля не может быть передана в собственность частному лицу;
- наличие в ЕГРН отметки о невозможности изменить имущественные права по объекту недвижимости;
- предоставление нотариально незаверенных документов;
- в ходе рассмотрения заявления выяснилось, что акт о предоставлении права собственности на объект недвижимости впоследствии был признан судом недействительным;
- переданные в Росреестр электронные документы составлены без соблюдения соответствующих требований и т. д.
Уведомление об отказе направляется гражданину на указанный в заявлении адрес. Дополнительно в документе указывается причина принятия такого решения со ссылкой на законодательные акты. Если заявитель не согласен с такой позицией Ведомства, он может подать жалобу в Апелляционную комиссию Росреестра. При получении повторного отказа, чтобы добиться пересмотра ранее принятого решения, для регистрации земельного участка придется подать жалобу в суд.
Отказ в регистрации по причине ареста
Если гражданин уклонился от исполнения своего кредитного обязательства, задолжал за услуги или товары, средства в счет погашения долга могут быть взысканы в принудительном порядке по решению суда. В этом случае сотрудники ФССП открывают исполнительное дело и в ходе проведения предусмотренных законом мероприятий по взысканию накладывают арест на все имущество должника. После успешного погашения долга и закрытия исполнительного производства аресты снимаются, и гражданин получает право полноценно распоряжаться своим имуществом.
При попытке смены собственника земельного участка может выясниться, что он находится в аресте. На этом основании госорган откажет в регистрации, сославшись на наличие обременения имущества (соответственно, его нельзя продать, подарить, обменять).
В такой ситуации следует подать запрос в ФССП, чтобы установить, в какой стадии находится исполнительное дело. Если взыскательные процедуры еще не окончены, то добиться ареста заявитель не сможет даже по решению суда.
Если окажется, что исполнительное дело закрыто, необходимо подать в ФССП письменный запрос с требованием снять наложенное обременение. Если в этом будет отказано, придется обратиться в суд. В данном случае в рамках одного судопроизводства можно добиться снятия ареста и регистрации земельного участка. Но, как правило, дело редко доходит до суда: наличие обременения после закрытия исполнительного производства — это явное нарушение со стороны сотрудников ФССП. В связи с этим они стараются быстро реагировать на подобные жалобы, не желая судиться с бывшими должниками и заинтересованными лицами.
10.1. Восстановление на работе и оплата за время вынужденного прогула
10.2. Неправомерное увольнение из милиции
10.3. Взыскание заработной платы
10.4. Дисциплинарное взыскание
10.5. Коллективные трудовые споры
Трудовые споры — это неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
Индивидуальным трудовым спором признается спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора.
Если разногласия не были урегулированы при переговорах с администрацией, они могут стать предметом либо разбирательства комиссии по рассмотрению трудовых споров, либо разбирательства судебного.
Комиссии по трудовым спорам — это внесудебный орган, действующий в организации. Комиссии по трудовым спорам образуются по инициативе работников и (или) работодателя из равного числа представителей работников и работодателя.
По ранее действующему законодательству комиссии по трудовым спорам создавались только на предприятиях с числом работающих не менее 15 человек (ст. 203 КЗоТ РСФСР). В настоящее время согласно ТК РФ комиссии по трудовым спорам должны образовываться на всех предприятиях независимо от числа работников.
Представители работников в комиссию по трудовым спорам избираются общим собранием (конференцией) работников организации или делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции) работников организации.
Представители работодателя назначаются в комиссию руководителем организации.
По решению общего собрания работников комиссии по трудовым спорам могут быть образованы в структурных подразделениях организации. Эти комиссии образуются и действуют на тех же основаниях, что и комиссии по трудовым спорам организации. В комиссиях по трудовым спорам структурных подразделений организаций могут рассматриваться индивидуальные трудовые споры только в пределах полномочий этих подразделений.
Комиссия по трудовым спорам организации имеет свою печать. Организационно-техническое обеспечение деятельности комиссии по трудовым спорам осуществляется работодателем.
Комиссия по трудовым спорам избирает из своего состава председателя и секретаря комиссии.
Работник может обратиться в комиссию по трудовым спорам в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока комиссия по трудовым спорам может его восстановить и разрешить спор по существу.
Заявление работника, поступившее в комиссию по трудовым спорам, подлежит обязательной регистрации, комиссия обязана рассмотреть индивидуальный трудовой спор в течение десяти календарных дней со дня подачи работником заявления. Спор рассматривается в присутствии работника, подавшего заявление, или уполномоченного им представителя. Рассмотрение спора в отсутствие работника или его представителя допускается только его письменному заявлению. В случае неявки работника или его представителя на заседание указанной комиссии рассмотрение трудового спора откладывается. В случае вторичной неявки работника или его представителя без уважительных причин комиссия может вынести решение о снятии вопроса с рассмотрения, что не лишает работника права подать заявление о рассмотрении трудового спора повторно в пределах срока, установленного ТК РФ.
Комиссия по трудовым спорам имеет право вызывать на заседание свидетелей, приглашать специалистов. По требованию комиссии руководитель организации обязан в установленный срок представлять ей необходимые документы.
Заседание комиссии по трудовым спорам считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины членов, представляющих работников, и не менее половины членов, представляющих работодателя. На заседании ведется протокол, который подписывается председателем комиссии или его заместителем и заверяется печатью.
Решение принимается тайным голосованием большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии.
В решении указываются:
1) наименование организации (подразделения), фамилия, имя, отчество, должность, профессия или специальность обратившегося в комиссию работника;
2) даты обращения в комиссию и рассмотрения спора, существо спора;
3) фамилии, имена, отчества членов комиссии и других лиц, присутствовавших на заседании;
4) существо решения и его обоснование (со ссылкой на закон, иной нормативный правовой акт);
5) результаты голосования.
Заверенные копии решения вручаются работнику и руководителю организации в течение трех дней со дня принятия решения.
Решение комиссии по трудовым спорам подлежит исполнению в течение трех дней по истечении десяти дней, предусмотренных на обжалование.
В случае неисполнения решения комиссии работнику выдается удостоверение, являющееся исполнительным документом.
На основании удостоверения судебный пристав приводит решение комиссии по трудовым спорам в исполнение в принудительном порядке.
В случае пропуска работником установленного трехмесячного срока по уважительным причинам комиссия по трудовым спорам, выдавшая удостоверение, может восстановить этот срок.
Коллективный трудовой спор — неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии актов, содержащих нормы трудового права, в организациях.
Коллективные трудовые споры разрешаются в соответствии с ТК РФ и Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. N 175-ФЗ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» (в ред. от 30 декабря 2001 г.)*(22).
Основания для отказа в предоставлении земельного участка в аренду
- Земля может быть использована как для одной цели, так и для нескольких одновременно;
- законодательно земли лесного фонда предоставляются в пользование не только в соответствии с ЗК, но учитываются и статьи из Лесного кодекса;
- при передаче лесных земель договор аренды может быть только срочным. Одной из особенностей аренды лесного фонда является установление таких сроков, которые зависят от целевого использования земель. Так земли под выпас скота и сенокошение могут арендоваться только на срок не более трех лет;
- арендатор должен самостоятельно организовывать противопожарное обустройство и вырубку поврежденных и погибших деревьев.
В зависимости от того, от какого типа земельного надела граждане изъявили желание отказаться, имеются свои особенности, о которых крайне важно знать.
Рассмотрим каждую ситуацию по отдельности.
Для возможности инициировать отказ от земельного участка находящегося в собственности, допускается возможность использовать один из нескольких способов.
Первый подразумевает реализацию за любую себестоимость либо же формирование сделки по отчуждению иным вариантом. Это позволяет избавиться собственнику от различных проблем.
Помимо этого, допускается возможность получить определенное вознаграждение и избавиться от налогового обременения.
Второй вариант подразумевает полное прохождение этапов официального отказа. Этот способ применим, если участок для отчуждения не перспективен, а ход и текущее обслуживание подразумевает не окупаемые расходы.
Для этого достаточно подать заявление в исполнительную власть об отказе земельного надела в пользу государства.
Если отчуждение осуществляется по решению местного органа самоуправления (для реализации государственных нужд), то в таком случае собственник вправе получить компенсацию.
Механизм отказа стандартный. Изначально необходимо обратиться в местный орган самоуправления с соответствующим заявлением и пакетом сопровождающей документации. Далее осуществляется регистрация заявки и принимает решение.
Отказ от права собственности на садовый и дачный земельный надел осуществляется в пределах установленных правил.
В 2020 году механизм заключается в следующем:
- Сбор необходимой документации, составление соответствующего заявления и обращение в уполномоченный орган.
- Передача документации на рассмотрение.
- Уполномоченные лица Росреестра производят рассмотрение запроса и в случае отсутствия правонарушений должны зарегистрировать отказ от права собственности на надел. Период рассмотрения составляет 30 календарных дней.
- Далее земельному участку присваивается статус бесхозного и в течении следующего года остается таковым.
- Спустя 12 месяцев, уполномоченный лица муниципалитета имеют полное право обратиться в судебный орган с исковым заявлением о признании участка муниципальной собственностью.
По завершению регистрации заявления, право собственности у заявителя аннулируется.
При отсутствии каких-либо препятствий для отказа от земельного надела трудностей быть не должно. Для верного и оперативного оформления и сбора всей необходимой документации наиболее оптимальным вариантом станет обращения к юристам, поскольку при неверно заполненном заявлении возникнет необходимость в переделывании, а это занимает немало времени.
Если заявитель принял решение об отказе в участке, которое было передано по наследству, то в принятии заявления будет отказ.