Логистика-2023: цены, решения, тренды

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Логистика-2023: цены, решения, тренды». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Договор фрахтования (чартера) занимает промежуточное место между договором перевозки и договором аренды транспорта. Заключают его при необходимости получить определенный объем вместимости транспортного средства (или весь его объем) на один или несколько рейсов. Гражданский кодекс только упоминает о таком виде транспортного договора (статья 787 ГК РФ), отсылая за регулирующими нормами к транспортным уставам и кодексам.

Чаще всего договор фрахтования заключается при перевозках воздушным или водным транспортом, но возможен и при перевозке груза автотранспортом (при условии, что груз перевозится в сопровождении представителя собственника груза, а учет перевозимых товарно-материальных ценностей не ведется).

В отличие от договора аренды транспорта фрахтователь не получает права временного владения и пользования транспортом, даже если зафрахтовано все судно или самолет. Фрахтовщик обязуется подать транспорт в оговоренное время в место погрузки груза и доставить его в место назначения. Погрузкой-выгрузкой груза занимается фрахтователь.

Транспортное средство (на примере водного транспорта) может быть зафрахтовано на определенное время и вместе с экипажем, так называемый тайм-чартер. Судно можно зафрахтовать и без экипажа (бербоут-чартер).

УСЛОВИЯ ДОГОВОРА ВНУТРЕННЕЙ ВОЗДУШНОЙ ПЕРЕВОЗКИ

Перевозка по настоящему договору выполняется в соответствии с изложенными в билете положениями, а также правилами перевозчика. Перевозчик обязуется принять все зависящие от него меры, чтобы перевезти пассажира и багаж в разумные сроки. Наименование перевозчика на билете может указываться в сокращенном виде (в виде кода), полное наименование перевозчика указывается в справочниках и расписании.

Ответственность перевозчика за смерть или причинение вреда здоровью пассажира, а также за утрату, недостачу или повреждение багажа регламентируется законодательством той страны, на территории которой выполняется внутренняя воздушная перевозка.

Использование билета лицом, не указанным в билете, не допускается.

Претензии о нарушениях условий договора воздушной перевозки направляются непосредственно перевозчику. Права и ответственность перевозчика и пассажира по другим правоотношениям, связанным с воздушной перевозкой по настоящему договору, определяются правилами перевозчика.

ИЗВЕЩЕНИЕ ПАССАЖИРА МЕЖДУНАРОДНОГО РЕЙСА ОБ ОГРАНИЧЕНИИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Пассажиры, перевозка которых имеет пункт назначения или остановку не в стране отправления, уведомляются о том, что положения международного договора, известного как «Варшавская конвенция», могут применяться в отношении всей перевозки, включая любой ее отрезок, целиком находящийся в пределах территории страны отправления или назначения. Для таких пассажиров, перевозка которых имеет пункт отправления, назначения или согласованной остановки на территории Соединенных Штатов Америки, Конвенция и специальные договоры перевозки, размещенные в тарифных справочниках, предусматривают, что ответственность определенных перевозчиков, являющихся участниками таких специальных договоров, за смерть или причинение вреда здоровью пассажира в большинстве случаев ограничивается доказанным ущербом, но не превышает 75 000 долларов США в отношении каждого пассажира; и что ответственность в указанных пределах наступает независимо от того, была ли допущена халатность со стороны перевозчика.

В отношении пассажиров, перевозимых перевозчиком, не являющимся участником таких специальных договоров, или пассажиров, не следующих в (из) США или не имеющих пункт согласованной остановки на территории США, ответственность перевозчика за смерть или причинение вреда здоровью пассажира в большинстве случаев ограничивается суммой приблизительно 10 000 долларов США или 20 000 долларов США.

Наименования перевозчиков, являющихся участниками таких специальных договоров, имеются во всех кассах по продаже билетов этих перевозчиков и сообщаются пассажиру по его просьбе.

Дополнительное обеспечение обычно осуществляется пассажиром путем страхования в частной страховой компании. На такое страхование не влияет какое-либо ограничение ответственности перевозчика по Варшавской конвенции или специальному договору перевозки. За дополнительной информацией необходимо обратиться к перевозчику или представителю страховой компании.

ПРИМЕЧАНИЕ: Предел ответственности в 75 000 долларов США включает судебные расходы и издержки, за исключением расходов и издержек, возмещение которых предусматривается отдельно согласно закону страны, где предъявляется иск. В этом случае пределом ответственности считается сумма, составляющая 58 000 долларов США, исключая судебные расходы и издержки.

Парад логистических решений иссякнет

2022 год был богат на необычные на первый взгляд решения по доставке грузов. Например, как альтернатива железнодорожной и автоперевозке из Китая появляется их комбинация – автодоставка до Забайкальска и далее по России железнодорожным транспортом. Осваивается новый путь доставки из Китая через Благовещенск – морем из любого порта Китая в порт Далянь, далее автомобилем или по железной дороге в приграничный Хэйхэ, затем – автоперевозка через мост в Благовещенск и далее по железной дороге. Появились необычные маршруты авиаперевозок, например, через Макао.

Рынку еще предстоит определить, какие из этих решений приживутся, а какие – нет. Но в целом в 2023 году будет происходить дальнейшее оформление рынка логистических предложений в уже сложившихся условиях.

Договор авиаперевозки груза

Воздушные грузоперевозки относятся к наиболее динамично развивающейся сфере транспортировки грузов, хотя процент грузов, перевозимых авиатранспортом, в общем обороте грузоперевозок является минимальным.

Однако в условиях территориальной труднодоступности грузополучателя, либо сезонности функционирования других путей сообщения (морских, речных, автомобильных) авиатранспорт становится незаменимым.

Сторонами договора авиаперевозки груза являются грузоотправитель и авиатранспортная компания, выступающая в роли грузоперевозчика.

Если законодательно для грузоотправителя не предусмотрено никаких ограничений по статусу, то воздушным грузоперевозчиком может быть только авиакомпания, обладающая государственной лицензией на осуществление грузоперевозок.

Комментарий к Ст. 786 ГК РФ

1. Комментируемая статья носит название «Договор перевозки пассажира», но в действительности посвящена еще и договору перевозки багажа. Тем не менее объединение в рамках одной статьи этих двух договоров оправданно: перевозка багажа производна от перевозки пассажира и неотделима от перевозки пассажира, поскольку «договор перевозки багажа может быть заключен только с лицом, обладающим проездным билетом» . Сдача к перевозке багажа названа в числе основных прав пассажира (абз. 4 п. 3 комментируемой статьи). Вопрос о том, является ли перевозка багажа самостоятельным договором, выступает в современной литературе предметом дискуссии. Так, В.В. Витрянский считает, что законодатель не формулирует отдельный договор перевозки багажа, а включает его в предмет договора перевозки пассажира в качестве факультативного обязательства перевозчика; соответственно, «появление у перевозчика обязательства по доставке и выдаче багажа зависит исключительно от действий пассажира в рамках договорного обязательства по его перевозке» . Д.А. Медведев и В.Т. Смирнов, напротив, выделяют договор перевозки багажа в отдельный вид обязательств, указывая при этом, что «обязанность перевозки багажа для транспортной организации вытекает из договора перевозки пассажира, но оформляется она отдельным соглашением к нему» . Последняя позиция находится в русле отечественной традиции (следует отметить, что формулировка договора в комментируемой статье не отличается от формулировки, содержавшейся в ст. 374 ГК РСФСР 1964 г.). Так, еще в советское время в самом известном комментарии к Гражданскому кодексу указывалось, что «в обязанности перевозчика по договору перевозки пассажира входит также перевозка принадлежащего пассажиру багажа. Однако для перевозки багажа необходимо заключение с перевозчиком специального договора, зависимого и дополнительного (акцессорного) по отношению к договору перевозки пассажира» . О.С. Иоффе также считал перевозку багажа акцессорной сделкой по отношению к перевозке пассажиров и отмечал, что тесная связь между перевозкой пассажиров и их багажа не устраняет значительных различий между договорами перевозки пассажира и перевозки багажа, «обусловленных уже тем, что в одном случае перевозятся люди, а в другом — имущество». С этой точкой зрения необходимо согласиться.

———————————
Советское гражданское право: Учебник: В 2 т. / Отв. ред. В.А. Рясенцев. М.: Юрид. лит., 1965. Т. II. С. 202 (автор — В.А. Рясенцев).

КонсультантПлюс: примечание.

Учебник «Гражданское право: В 4 т. Обязательственное право» (том 4) (под ред. Е.А. Суханова) включен в информационный банк согласно публикации — Волтерс Клувер, 2008 (3-е издание, переработанное и дополненное).

Гражданское право: Учебник: В 4 т. / Отв. ред. Е.А. Суханов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2006. Т. IV. С. 144 (автор — В.В. Витрянский).

Гражданское право: Учебник: В 3 т. / Отв. ред. А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой. Т. 2. С. 471 (авторы главы — Д.А. Медведев и В.Т. Смирнов).

Комментарий к Гражданскому кодексу РСФСР / Под ред. С.Н. Братуся, О.Н. Садикова. 3-е изд., испр. и доп. М.: Юрид. лит., 1982. С. 447 (автор — Г.Б. Астановский).

2. Согласно п. 1 комментируемой статьи договор перевозки пассажира — это соглашение, по которому одна сторона (перевозчик) обязуется перевезти другую сторону (пассажира) в пункт назначения, а пассажир обязуется уплатить перевозчику установленную плату за проезд. Пассажирами могут быть только физические лица. Договор перевозки пассажира является консенсуальным хотя бы потому, что этот договор «иным быть не может, ибо перевозятся люди, а для заключения реального договора требуется передача вещей» . Перевозка пассажиров может осуществляться любым видом транспорта в специально оборудованных перевозочных средствах (в их числе пассажирские вагоны, каюты корабля, салон самолета и т.п.).

Читайте также:  Заочное производство в гражданском процессе

———————————
Там же. С. 446.

Багаж — это «вещи пассажира, перевозимые одновременно с ним, но не под его присмотром» . Непосредственно из п. 1 комментируемой статьи можно вывести следующее определение договора перевозки багажа: это соглашение, по которому перевозчик при наличии заключенного договора перевозки пассажира обязуется доставить вверенный ему пассажиром багаж в пункт доставки пассажира и выдать багаж пассажиру или уполномоченному им лицу, а пассажир обязуется уплатить перевозчику установленную плату за провоз багажа. Договор перевозки багажа является реальным договором.

———————————
См.: Гражданское уложение. Проект. Т. 2. С. 631 — 632.

Главное отличие договора перевозки багажа от договора перевозки груза заключается в том, что рассматриваемый договор двухсубъектный. Багаж сопровождает пассажира или следует за пассажиром . Получатель багажа, не совпадающий с пассажиром, не является третьим лицом, в пользу которого заключен договор: получатель действует от имени пассажира. Поскольку «багажом признаются вещи пассажира, перевозимые в багажном отделении транспортного средства, в котором следует пассажир, или в специальном транспортном средстве (вагоне, автомобиле)» , далеко не все виды транспорта могут обеспечивать перевозку багажа. Так, невозможна перевозка багажа в трамваях, троллейбусах, в городских маршрутных автобусах и такси — на этих видах транспорта возможно заключение только договора перевозки пассажира с ручной кладью.

———————————
Как правило, перевозка багажа осуществляется тем же транспортным средством, что и перевозка пассажира. Однако допустима ситуация, когда багаж следует за пассажиром в другом транспортном средстве. Так, в соответствии со ст. 86 УЖТ перевозчик обязан принять для перевозки багаж и отправить его ближайшим поездом соответствующего назначения. Статья 22 УАТ декларирует, что пассажир имеет право перевозить багаж в багажном отделении транспортного средства или отдельным транспортным средством.

Комментарий к Гражданскому кодексу РСФСР / Под ред. С.Н. Братуся, О.Н. Садикова. С. 447 (автор — Г.Б. Астановский).

Отличие перевозки багажа от перевозки ручной клади (на морском транспорте — каютного багажа) пассажира заключается в том, что ручная кладь остается на время перевозки во владении пассажира, в то время как багаж передается во владение перевозчику. Соответственно, перевозчик несет договорную ответственность только за сохранность вверенного ему багажа, но не отвечает по договору перевозки за сохранность ручной клади, остающейся под контролем пассажира . Данное положение является решающим и позволяет выделить договор перевозки багажа даже в тех случаях, когда специальное транспортное законодательство не различает правовой режим ручной клади и багажа, как это можно вывести из смысла ст. 103 ВК РФ . Даже учитывая тот факт, что багаж на воздушном транспорте перевозится в том же самолете, что и пассажир с ручной кладью, пассажир передает владение багажом перевозчику, который без контроля пассажира доставляет и загружает багаж в воздушное судно, а затем выгружает и возвращает багаж пассажиру (пусть даже не непосредственно, а с использованием транспортерной ленты, с которой пассажиры, опознав свои вещи, снимают их сами).

———————————
В то же время утрата (повреждение) ручной клади пассажира может порождать ответственность перевозчика, которая в данном случае является внедоговорной ответственностью за вред, причиненный имуществу пассажира.

КонсультантПлюс: примечание.

Учебник «Гражданское право: В 4 т. Обязательственное право» (том 4) (под ред. Е.А. Суханова) включен в информационный банк согласно публикации — Волтерс Клувер, 2008 (3-е издание, переработанное и дополненное).

См.: Гражданское право: Учебник: В 4 т. / Отв. ред. Е.А. Суханов. Т. IV. С. 145 (автор — В.В. Витрянский).

Договор воздушной перевозки пассажиров

1. Российская Федерация обладает полным и исключительным суверенитетом в отношении воздушного пространства Российской Федерации.

2. Под воздушным пространством Российской Федерации понимается воздушное пространство над территорией Российской Федерации, в том числе воздушное пространство над внутренними водами и территориальным морем.

1. Воздушное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

2. Федеральные правила использования воздушного пространства и федеральные авиационные правила — нормативные акты, регулирующие отношения в области использования воздушного пространства и в области авиации и принимаемые в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Кодексом, применяются правила международного договора.

Лица, виновные в нарушении воздушного законодательства Российской Федерации, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Воздушное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области использования воздушного пространства, отношения, возникающие в связи с деятельностью в области авиации на территории Российской Федерации, а также отношения, возникающие в связи с нахождением воздушных судов Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено законами страны пребывания или международным договором Российской Федерации, и отношения, возникающие в связи с выполнением полетов воздушных судов иностранных государств в воздушном пространстве Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

В целях настоящего Кодекса под уполномоченными органами понимаются федеральные органы исполнительной власти, а также органы, которым федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или постановлением Правительства Российской Федерации предоставлены полномочия федерального органа исполнительной власти в соответствующей области деятельности и на которые возложена ответственность этого органа. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Понятие договора воздушной перевозки пассажира статьи 2021

  • Распоряжение Президента РФ от 12.05.2003 N 243-рп

    «О мерах по обеспечению безопасности объектов государственной охраны и защиты охраняемых объектов в период празднования 300-летия основания г. Санкт-Петербурга»

  • Указ Президента РФ от 13.06.1996 N 904

    «О государственном регулировании и государственной поддержке гражданской авиации и авиационной промышленности Российской Федерации»

  • Указ Президента РФ от 21.07.1995 N 747

    «Об упорядочении использования авиации общего назначения»

Все документы >>>

  • Распоряжение Правительства РФ от 26.02.2014 N 263-р

Все документы >>>

  • Постановление Правительства РФ от 19.03.2013 N 236 (ред. от 31.12.2020)

    «О федеральном государственном транспортном надзоре» (вместе с «Положением о федеральном государственном транспортном надзоре»)

  • Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2020 N 3683-р

    «Об утверждении плана законопроектной деятельности Правительства РФ на 2021 год» (вместе с «Планом законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2021 год»)

  • Распоряжение Правительства РФ от 20.04.2016 N 726-р (ред. от 30.12.2020)

    «Об утверждении перечня аэропортов федерального значения»

Все документы >>>

В договоре перевозки есть 2 главных действующих лица:

  • физическое лицо (пассажир);
  • юридическое, выполняющее услугу и имеющее соответствующую лицензию.

Для чартерных рейсов заказчиком выступает юридическое лицо (туристический оператор), которое выполняет организацию перевозки людей.

В таком случае она обязана предоставить списки пассажиров перед поездкой.
Доказательством заключенного договора является билет или квитанция на багаж.
Согласно договору авиаперевозки существуют правила, обязанности для сторон-участников.

Расторжение договора по перевозке может быть в следующих случаях:

  • если причины имеют вынужденный характер. В таком случае клиенту компания обязана возместить стоимость билета или же предоставить возможность улететь на другом аналогичном рейсе. Если условия по договору не соблюдаются, тогда перелет может быть не осуществлен. За некоторые виды нарушений возможно наложение штрафных санкций;
  • добровольное расторжение договора по личным причинам. В таком случае перевозчик имеет право не возвращать все средства, внесенные клиентом за оплату услуги.

Это касается случаев, когда о расторжении сообщается менее, чем:

  • за сутки, но не позже, чем за 3 часа до вылета – возвращается сумма на 10 % меньше за одного человека и на 25 % меньше при групповых поездках;
  • за 3 часа – минус 25 %.

Возврат денег производится, если:

  1. Пассажир не летел.
  2. Поездка выполнена частично: возвращается разница между всей суммой и той частью, которая была осуществлена с минусом сборов по поездке. Расчет происходит согласно установленным тарифам.

Возмещение производится тому, кто указан в билете или кто покупал их при предоставлении соответствующего подтверждения.

В правовом отношении перевозки регулируются в основном: Гражданским Кодексом, Воздушным кодексом, Кодексом внут­реннего водного транспорта, Кодексом торгового мореплавания (КТМ РФ), транспортным уставом железных дорог, а также некоторыми подзаконными нормативно-правовыми актами.

Договор перевозки представляет собой со­глашение, по которому перевозчик берет на себя обязанность доставить предоставленный ему отправителем груз в назначенный пункт и выдать его получателю, а отправитель гру­за оплачивает за перевозку груза оговоренную плату.

Предметом договора является погрузка, доставка, хранение, выгрузка и выдача груза. В качестве сторон договора выступают:

  • перевоз­чик — автопредприятие, транспортная организация, железная дорога, пароход­ство, юридическое лицо, которое имеет лицензию на исполнение пере­возок;
  • грузоотправитель — физи­ческое или юридическое лицо;
  • грузополучатель — лицо, которому отправлен груз.

Договор перевозки гру­зов предусматривает взимание провозной платы, которая устанавливается соглашением сторон или определяется та­рифами, утвержденными в порядке, установленном транспортными кодексами и уставами.

Заключение такого договора подтверж­дается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента) или другого документа на груз, который предусмотрен соот­ветствующим транспортным кодексом или уставом.

Читайте также:  Программа «Молодая семья» — 2023: что нужно знать

Перевозочными документами считаются необходимые при перевозке грузов документы, оформленные в соответствии с установленными правилами. В случае воздушной перевозки соответствующий договор удостоверяется грузовой накладной.

Понятие и источники правового регулирования транспортных обязательств

Возникновение транспортных обязательств напрямую связано с потребностью в территориальном передвижении грузов, людей, багажа с помощью транспортных средств в пространстве.

В дореволюционной России первоначально договор перевозки согласно Своду законов Российской империи не признавался в качестве отдельного самостоятельного договора (Т. X. Ч. 1. Ст. 1738). В последующем договор перевозки в том виде, как он был сформирован в Общем уставе российских железных дорог и как он был спроектирован в проекте Гражданского уложения применительно к морским, речным и автомобильным перевозкам, рассматривался уже как самостоятельный гражданско-правовой договор, являющийся реальным, возмездным, двусторонним договором.

Международно-правовое соглашение как источник правового регулирования отношений по договору международной воздушной перевозки пассажира и багажа

Современное правовое регулирование отношений по международной воздушной перевозке вообще и конкретно по международной перевозке пассажира и багажа, в частности, представляет собой весьма сложное и разветвленное явление юридического порядка. В данном случае мало отметить наличие совокупности международно-правовых актов, относящихся к предмету, даже если и подчеркивать, что сами эти акты объединены в «систему», -например, «Варшавскую систему». Надлежащее представление об этом явлении дает системный взгляд, в то время как при подходе к нему большинства авторов делается акцент прежде всего и именно на перечне имеющихся международных договоров в затронутой области1. Характеризуя правовое регулирование отношений по договору международной воздушной перевозки пассажира и багажа, следует подчеркнуть, что дело не в определенном наборе средств и источников, вовлеченных в процесс и схемы регламентации анализируемых общественных отношений, в том числе и международно-правовых, не в их количестве или даже качестве (хотя это в юридическом плане никто не станет отрицать). Речь идет о необходимости особых их связей между собой внутри одной части системы и, разумеется, взаимодействия отдельных составляющих, входящих в рассматриваемую систему. Данный вывод покоится на основных постулатах философской науки, занимающейся теорией систем. В частности, под системой ею понимается множество элементов с отношениями и связями между ними, образующее определенную целостность. Элементы множества, образующего систему, находятся между собой в определенных отношениях и связях. Системное исследование предполагает не только установление способов описания этих отношений и связей, но и — что особенно важно — выделение тех из них, которые являются системообразующими, т.е. обеспечивают свойство целостности — условие относительно обособленного функционирования и, в некоторых случаях, развития системы. Отношения и связи в системе при определенном представлении системы сами могут рассматриваться как ее элементы, подчиняющиеся соответствующей иерархии. Это позволяет строить различные, не совпадающие между собой последовательности включения систем друг в друга, описывающие исследуемый объект с разных сторон1. Л. Бертоланфи определял систему как комплекс элементов, находящихся во взаимосвязи и взаимодействии. Поэтому существенным признаком системы является известная согласованность ее элементов.

Двумя ведущими составными частями, детерминирующими характер системы как таковой в правовом регулировании международной воздушной перевозки пассажира и багажа (как и международной воздушной перевозки в целом), выступают, во-первых, международно-правовые акты (международные договоры) и источники национального, внутригосударственного права каждой страны (национальные законы, подзаконные акты, в некоторых случаях — в основном в странах «общего права» — прецеденты судебные), — во-вторых. Основную же нагрузку несет на себе ведущий признак системы — взаимосвязи между составляющими ее элементами, причем действующие как в прямом, так и в обратном направлениях. В этом смысле взаимное влияние международно-правовых актов на развитие национальных норм, предназначенных для регламентации и отношений по договору международной воздушной перевозке пассажира и багажа, в дисперсном, «рассеянном», виде демонстрировалось на всем протяжении работы, вследствие чего, думается, не требуется повторять это вновь. В то же время по мере необходимости, когда речь должна идти о «концентрированном» взгляде на такое взаимодействие, следование данному подходу будет продолжено.

Международные источники включают в себя достаточно обширную нормативную базу, состоящую из:

— универсальной Конвенции о международной гражданской авиации 1944 г. (Чикагская конвенция 1944 г.);

— соглашений о коммерческих правах: Соглашения о транзите при международных воздушных сообщениях 1944 г. (или «о двух свободах» воздуха) и Соглашения о международном воздушном транспорте 1944 г. (или о «пяти свободах» воздуха), относящихся к регулярным международным воздушным сообщениям;

— конвенций об унификации национально-правовых норм: Конвенции для унификации правил, касающихся международных воздушных перевозок, 1929 г. (Варшавская конвенция 1929 г.) и заменяющей ее Конвенции для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок 1999 г. (Монреальская конвенция 1999 г.). Эти международные договоры устанавливают режим единообразного применения перевозчиками части правил международных воздушных перевозок при осуществлении международных воздушных сообщений. В эту группу входит также Конвенция об ответственности за ущерб, причиненный воздушным судном третьим лицам на поверхности, 1952 г. (Римская конвенция 1952 г.);

— конвенций по борьбе с угоном и захватом самолетов: Конвенции о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушного судна, 1963 г. (Токийская конвенция 1963 г.), Конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г. (Гаагская конвенция 1970 г.), Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, 1971 г. (Монреальская конвенция 1971 г.), Протокола о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию, 1988 г., дополняющего Монреальскую конвенцию 1971 г., Конвенции о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения 1991 г.;

— конвенции об унификации норм, гарантирующих защиту финансовых интересов кредиторов при лизинге воздушных судов и иных средств обеспечения обязательств: Конвенции о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования и Протокола по авиационному оборудованию к ней 2001 г. (Кейптаунская конвенция 2001 г.)!.

Общая характеристика договора перевозки воздушным транспортом

Этот раздел содержит сведения о размере платы за перевозку груза, ее сроках и форме оплаты.

Установленную в этом разделе договора ответственность стороны несут дополнительно к той ответственности, которая установлена законодательством Российской Федерации, в число которого входят транспортные уставы и кодексы.

Перечисляются обстоятельства непреодолимой силы, которые могут препятствовать исполнению заключенного договора (война и военные действия, восстания, землетрясения, наводнения, эпидемии, акты органов власти). Наступление таких обстоятельств продлевает срок действия договора на период, необходимый для устранения того или иного обстоятельства.

Моментом исполнения договоров перевозки является выдача перевезенного груза в указанном отправителем месте.

Однако исполнение такого договора состоит не только в самой передаче груза, но и включает в себя некоторые подго­товительные действия, которые необходимы для того, чтобы получатель груза мог принять груз. К таким действиям относится объявление и уведомление о прибытии груза.

[Воздушный кодекс РФ] [Глава XV] [Статья 103]

1. По договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае воздушной перевозки пассажиром багажа также этот багаж доставить в пункт назначения и выдать пассажиру или управомоченному на получение багажа лицу. Срок доставки пассажира и багажа определяется установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок. Пассажир воздушного судна обязуется оплатить воздушную перевозку, а при наличии у него багажа сверх установленной перевозчиком нормы бесплатного провоза багажа и провоз этого багажа.

1.1. Пассажир вправе заключить с перевозчиком договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие возврата уплаченной по договору воздушной перевозки провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира. Перевозчик или уполномоченное им лицо обязаны информировать пассажира об условиях возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы до заключения договора воздушной перевозки пассажира. Порядок информирования пассажиров об условиях возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы устанавливается федеральными авиационными правилами. В случае непредставления информации об условиях возврата уплаченной за воздушную перевозку пассажира провозной платы перевозчик или уполномоченное им лицо несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. По договору воздушной перевозки груза или по договору воздушной перевозки почты перевозчик обязуется доставить вверенные ему грузоотправителем груз или почту в пункт назначения и выдать их управомоченному на получение груза или почты лицу (грузополучателю), а грузоотправитель обязуется оплатить воздушную перевозку груза или почты.

ст 103 Воздушный кодекс РФ 2021

В случае задержки рейса по техническим причинам или из-за неблагоприятных метеорологических условий, пассажир вправе не отказываться от билета, а согласиться на ожидание рейса. В этом случае пассажиру должны быть предоставлены следующие услуги:

1) при ожидании более 2 часов: два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте и обеспечение прохладительными напитками;
2) если ожидание составляет более 4 часов, то пассажиру должно быть предоставлено горячее питание;
3) при задержке вылета более 8 часов пассажир имеет право на размещение в гостинице и доставку транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно, а также организацию хранения багажа.

Кроме того, пассажир имеет право после перелета подать претензию к перевозчику о выплате компенсации за задержку рейса из расчета 25 рублей за каждый час задержки, но не более половины стоимости билета. А также потребовать полного возмещения убытков, понесенных в связи с задержкой рейса.

Читайте также:  Военный билет при приеме на работу: основные положения

По вполне понятным причинам дешевле заказывать авиабилеты, которые сразу охватывают все ваше путешествие, складывающееся из нескольких пунктов назначения. Или просто туда и обратно. «Не важно, что предложенный путь не очень удобен, если смогу, то закажу билеты другим самолетом, а потом воспользуюсь остатком перелета», – наивно думает пассажир. И каково же его удивление, когда, пропустив первый сегмент полета, на пути обратно он узнает, что его билет аннулирован.

В данной ситуации пассажир может отстоять свое право на возмещение аннулированного перелета только в суде. Суды достаточно часто ссылаются на п. 27 Федеральных авиационных правил, вынося решения в пользу пассажира. Однако здесь ничего не говорится о том, что компания обязана перевезти пассажира ближайшим рейсом или в какой-то иной срок. Поэтому добираться в конечный пункт назначения пассажиру придется за свой счет.

В соответствии с Воздушным кодексом РФ ответственность за просрочку доставки багажа пассажира в пункт назначения, а также его утрату или повреждение, несет перевозчик. Заключение договора перевозки багажа удостоверяется багажной квитанцией.

Если пассажир, прибыв в пункт назначения, обнаруживает, что багаж пропал в дороге, то нужно сразу обратиться в службу розыска багажа в аэропорту и составить акт.

В случае нахождения и возвращения вещей владельцу пассажир может написать претензию авиакомпании, перевозчик уплачивает штраф в размере 25% установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем 50% провозной платы.

Кроме того, пассажир вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков оказания услуги, как то оплата стоимости такси в целях получения багажа или возмещение расходов на вещи первой необходимости или одежду, которые пассажиру пришлось купить в процессе ожидания багажа. Все расходы должны быть подтверждены чеками.

Расходы за полностью утраченный или поврежденный багаж, который не был застрахован, компенсируются из расчета 600 рублей за килограмм веса багажа. Сохраненные чеки за купленные вещи могут резко увеличить счет претензии к перевозчику.

Зафиксировать факт потери багажа или его повреждения можно у стойки авиакомпании или в отделе розыска багажа. Сотрудники авиакомпании обязаны выдать вам бланк отчета о повреждениях.

Все перечисленные правила касаются исключительно внутренних перевозок. Если пассажир планирует приобретение авиабилета у иностранного перевозчика, то ему следует внимательнее ознакомиться с условиями перевозки, так как в данном случае будут действовать либо недавно ратифицируемая Россией Монреальская конвенция, либо действующее законодательство иностранного государства.

При использовании воздушного транспорта законодатель наиболее детально прописал статус и возможности такой стороны, как пассажир. Это связано с повышенной опасностью данного вида транспорта. А потому более четко прописаны правила перевозки особых категорий пассажиров – например, людей с ограниченными физическими возможностями или малолетних детей.

Особенность именно договора воздушных пассажирских перевозок – проведение предполетного досмотра пассажиров и их предварительной регистрации на тот конкретный рейс, который указан в проездных документах. На этом этапе пассажиру может быть отказано в допуске на борт самолета, что приведет к прекращению действия договора. И это при определенных обстоятельствах не будет считаться нарушением договорных обязательств со стороны перевозчика.

Еще одна особенность – возможность заключения индивидуального договора на фрахт отдельного судна для конкретного пассажира или их группы (чартер).

Эксперты говорят о том, что договор воздушной перевозки пассажиров можно отнести к категории публичных. ГК РФ определяет данную категорию как договор, на основании которого коммерческая структура обязана выполнить работы, оказать услуги или реализовать товары для любого субъекта, обратившегося за такой услугой, работой или товаром. Иными словами, авиаперевозчик обязан продать билет любому обратившемуся гражданину и затем осуществить его перевозку.

Также следует отметить, что данный вид договоров относится к категории консенсуальных. Иными словами, при его заключении достаточно согласия сторон по всем существенным условиям договора – перевозчик предлагает вариант доставки до места назначения, а пассажир с этими условиями согласен, что и подтверждает оплатой услуги по тарифу. Как таковой договор сторонами при этом не подписывается. Его подтверждением (удостоверением) является разве что билет, который сейчас может быть в том числе и в электронном виде.

Хотите поделиться?

Под перевозками, на основании ст. 784–786 Гражданского кодекса, понимается перемещение пассажиров или имущества в оговоренный пункт назначения при помощи транспортного средства. При этом общее определение, в соответствии со ст. 103 Воздушного кодекса (ВК), дополняется указанием, что при перевозке пассажира воздушным транспортом компания-перевозчик обязана предоставить физическому лицу место на воздушном судне, с помощью которого осуществляется доставка в пункт назначения. Помимо перевозок пассажиров такой транспорт используется для перемещения грузов и почты.

Порядок перевозки пассажиров и грузов

Порядок перевозки пассажиров и грузов различен.

Так, перевозка пассажиров осуществляется в следующем порядке:

  1. Пассажир заключает договор и в доказательство приобретает билет установленного образца.
  2. Перед открытием доступа к воздушному судну перевозчик производит регистрацию пассажира на основании билета и удостоверения личности (паспорта), досмотр его вещей на предмет выявления обстоятельств, препятствующих допуску к перелету. Перевозчик взвешивает предъявленный пассажиром багаж. В п. 81 Общих правил отмечается, что регистрация оканчивается не позднее чем за 40 минут до момента отправления транспорта.
  3. Сотрудниками таможенных и иных государственных служб обеспечивается проведение установленных законом видов контроля.
  4. Перевозчик обеспечивает посадку пассажиров на борт и перелет воздушного судна по установленному маршруту.

Процедура же перемещения грузов выглядит так:

  1. Отправитель груза заключает договор и предъявляет груз.
  2. Перевозчик принимает груз, предварительно обмерив имущество, проверив фактическое состояние груза, оформив документацию по его приему-передаче и оплате в рамках соглашения, после чего оформляется грузовая накладная.
  3. Перевозчик готовит документы о грузовой коммерческой загрузке на определенный рейс.
  4. Груз доставляется в место назначения.
  5. Перевозчик уведомляет получателя груза о его прибытии и передает ему имущество.

Постановление Правительства Республики Казахстан от 13 декабря 2011 года № 1522

При отсутствии у пассажира указанных документов он и дети, следующие вместе с ним, к проезду по именному билету не допускаются.

В случае прекращения действия договора воздушной перевозки пассажира в связи с добровольным отказом пассажира от части перевозки пассажиру возвращается разница между суммой, уплаченной за всю перевозку, и суммой, взимаемой за выполненную часть перевозки.

Разделение договоров перевозки производится также по иным параметрам: типу транспорта, числу транспортных организаций, участвующих в перевозке, количеству груза и др., о чем более подробно рассказывается ниже.

В случае прекращения действия договора воздушной перевозки пассажира в связи с добровольным отказом пассажира от части перевозки пассажиру возвращается разница между суммой, уплаченной за всю перевозку, и суммой, взимаемой за выполненную часть перевозки.

Разделение договоров перевозки производится также по иным параметрам: типу транспорта, числу транспортных организаций, участвующих в перевозке, количеству груза и др., о чем более подробно рассказывается ниже.

В статье анализируются понятия и особенности существующих договоров в сфере авиационных перевозок, соотношение договоров воздушной перевозки в зависимости от вида перевозки, а также основные черты договора на выполнение авиационных работ. Отмечаются основные элементы и правовая природа каждого договора, а также специфика их понимания и практического применения.

Договор должен быть заключен в письменной форме в виде единого документа, оформляющего перевозку груза. Таким документом чаще всего является транспортная накладная, а на мор­ском транспорте — коносамент.

Моментом заклю­чения договора принято считать момент, когда вручается груз с сопроводительными документами. Срок договора — это время, за которое груз должен быть доставлен.

В Российской Федерации существуют два вида соглашений, касающихся перевозки груза воздушным транспортом:

  1. договор внутренней перевозки;
  2. договор международной перевозки.

Внутренние воздушные перевозки всецело регламентируются внутренним законодательством РФ и в частности Воздушным кодексом.

  1. страны грузополучателя;
  2. страны транзитной остановки;
  3. страны транзитного пролета.

При любом типе авиаперевозки основным документом на груз будет авианакладная. В случае если груз перевозится за пределы РФ, то авианакладная должна быть исполнена на двух языках – русском и английском. При отсутствии транзитных перелетов, английский язык может быть заменен на официальный язык страны получателя.

К нотификациям, обязательным для договора авиаперевозки груза, относятся:

  1. цена груза, заявленная грузоотправителем;
  2. ответственность контрагентов;
  3. условия действия договора, а равно условия его изменения либо расторжения;
  4. взаимоответственность контрагентов и штрафные санкции на случай неисполнения или неполного исполнения договорных условий.

Обязательства сторон подтверждают транспортные документы, которые клиент получает непосредственно от перевозчика, или от его уполномоченных агентов. Ниже перечислены наименования таких документов.

  1. Авиапассажирский билет. Свидетельствует о наличии договорных обязательств по авиаперевозке пассажира. К билету прилагается багажная квитанция.
  2. Квитанция на перевозку багажа. Подтверждает приемку багажа конкретного веса. В ней также указывается количество багажных мест.
  3. Квитанция оплачиваемого багажа. Выдается пассажиру в случае сверхнормативного веса багажа и при наличии в багаже вещей, провозка которых подлежит обязательной оплате. Сборы за декларируемую ценность багажа также включаются в эту квитанцию.
  4. Накладная на авиаперевозку груза. Документ свидетельствует о наличии договора между грузоотправителем и эксплуатантом на перевозку груза авиатранспортом в место назначения. Накладная может быть оформлена на доверенного представителя владельца груза.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *