Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правовое регулирование валютных операций». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Сотрудничество резидента и нерезидента РФ происходят без каких-либо ущемлений, за исключением валютных сделок движения капитальных средств, в отношении которых выставляются ограничения с целью предупреждения значительного уменьшения золотовалютных резервов, внезапных колебаний курса отечественной валюты, а также для подстраховки стабильности платежного баланса.
Что относится к валютным операциям на законодательном уровне
Закон «О валютном госрегулировании и контроле» от 10.12.2003 № 173-ФЗ определяет валютные операции путем перечисления их видов.
В статье 1 173-го Закона раскрываются основные понятия и термины, используемые в Законе, в том числе и понятие валютных операций.
В соответствии с законодательством РФ к валютным операциям относятся:
- приобретение либо отчуждение валютных ценностей резидентами между собой (купля-продажа, дарение, наследование и так далее) либо их использование для осуществления оплаты;
- приобретение либо отчуждение резидентом у нерезидента и наоборот валюты или ценных бумаг, в том числе в российской валюте, либо их использование для осуществления оплаты;
- приобретение либо отчуждение между нерезидентами валюты и ценных бумаг, в том числе в российской валюте, либо их использование для оплаты;
- ввоз и вывоз в Россию и из России валюты и ценных бумаг, в том числе в российской валюте;
- перевод валюты и ценных бумаг, в том числе в российской валюте, со счета в России на счет того же лица за рубежом и наоборот;
- перевод нерезидентом ценных бумаг, российской валюты со счета в России на счет за рубежом;
- перевод российской валюты резидентом на счет другого резидента из России за рубеж и наоборот, а также совершение такого перевода со счета на счет, как на свой собственный, так и другого резидента, за пределами России.
Текущие валютные операции
К текущим валютным операциям причислены следующие действия:
- перевод в Россию и из России денежных средств в иностранной валюте для осуществления экспортных и импортных операций;
- выдача и получение ссуд в иностранной валюте;
- перевод в Россию и из России процентов и других выплат, которые связаны с получением доходов;
- перевод в Россию и из России денежных средств в виде заработной платы, премий, пенсий и прочих выплат;
- инвестирование, которое осуществляется в виде приобретения долей в уставном капитале компаний или через покупку ценных бумаг;
- перевод денежных средств с целью покупки имущественных объектов и неимущественных прав.
При этом, все операции, которые не вошли в этот список не являются текущими валютными операциями.
Текущие валютные операции
К текущим валютным операциям причислены следующие действия:
-
перевод в Россию и из России денежных средств в иностранной валюте для осуществления экспортных и импортных операций;
-
выдача и получение ссуд в иностранной валюте;
-
перевод в Россию и из России процентов и других выплат, которые связаны с получением доходов;
-
перевод в Россию и из России денежных средств в виде заработной платы, премий, пенсий и прочих выплат;
-
инвестирование, которое осуществляется в виде приобретения долей в уставном капитале компаний или через покупку ценных бумаг;
-
перевод денежных средств с целью покупки имущественных объектов и неимущественных прав.
Правовое регулирование валютных операций в Российской Федерации
Легального определения валютных операций в действующем законодательстве нет. При этом ст. 1 Закона № 173-ФЭ содержит их закрытый перечень из девяти пунктов:
1) приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;
2) приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;
3) приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;
4) ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг;
5) перевод иностранной валюты, валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории РФ, на счет того же лица, открытый на территории РФ, и со счета, открытого на территории РФ, на счет того же лица, открытый за пределами территории РФ;
6) перевод нерезидентом валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории РФ, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории РФ;
7) перевод валюты РФ со счета резидента, открытого за пределами территории РФ, на счет другого резидента, открытый на территории РФ, и со счета резидента, открытого на территории РФ, на счет другого резидента, открытый за пределами территории РФ;
8) перевод валюты РФ со счета резидента, открытого за пределами территории РФ, на счет другого резидента, открытый за пределами территории РФ;
9) перевод валюты РФ со счета резидента, открытого за пределами территории РФ, на счет того же резидента, открытый за пределами территории РФ.
Особенностью валютных операций является либо наличие среди субъектного состава нерезидента, либо присутствие в объектном составе валютных ценностей.
Условно приведенный перечень можно сгруппировать следующим образом: операции между двумя резидентами, двумя нерезидентами, резидентом и нерезидентом по приобретению и распоряжению объектами валютных правоотношений либо их использование в качестве платежа при совершении любой сделки, т.е. заключения любого договора, который существует в рамках гражданского законодательства.
Отдельной операцией является любое перемещение через таможенную границу Таможенного союза объектов валютных правоотношений. Третью группу составляют операции по счетам, имеющие иностранный элемент в субъектном или объектном составе.
Таким образом, валютная операция — это определенное действие, совершаемое резидентами либо нерезидентами по приобретению, отчуждению, перемещению через таможенную границу либо по счетам валютных ценностей, валюты РФ, внутренних ценных бумаг, регулируемое валютным законодательством, а также актами органов валютного регулирования.
Валютные операции можно классифицировать по различным основаниям.
Правовой распорядок валютных сделок
По форме правовое регулирование валютных операций выделяется в единичное объединение, в котором осуществляется передвижение капитальных средств резидентами и нерезидентами.
Согласно правовому положению индивидуумов, следует выделить операции, выполняемые между:
- двумя резидентами (сделка является валютной, если предметом получения или конфискации являются валютные ценности – инвалюта и внешние ценные бумаги – или валютные ценные бумаги, используемые как платежное средство);
- резидентом и нерезидентом (сделка характеризуется как валютная, если ее предметом передачи или конфискации являются валютные ценные бумаги, отечественная валюта, а также если валютные ценности, отечественная валюта и внутренние ценные бумаги применяются как платежное средство);
- двумя нерезидентами (сделка характеризуется как валютная, если предметом ее передачи или конфискации являются валютные ценности, отечественная валюта и внутренние ценные бумаги или же если валютные ценности, отечественная валюта и внутренние ценные бумаги применяются как платежное средство).
В результате, сделки между субъектами валютного права, которые не учитывают возможность передачи перехода права собственности на валютные ценности, отечественную валюту и внутренние ценные бумаги, не могут называться валютными. Допустим, не имеют отношения к валютным манипуляций соглашений, которые связаны с переводом в залоговые внешние ценные бумаги, с переводом в доверительное управление валютных ценностей, хотя сбыт внешних ценных бумаг, находящихся в залоге, называется валютной операцией.
Количество субъектов, участвующих в валютной сделке, определяет следующие виды:
- Валютные операции между двумя участвующими:
- валютные сделки между нерезидентами и резидентами;
- валютные сделки между резидентами;
- валютные сделки между нерезидентами;
- сделки на внутреннем валютном рынке внутри страны.
- Валютные соглашения, в которых участником становится один человек:
- импорт или экспорт на территорию, находящуюся под таможенным контролем Российской Федерации валютных ценностей, отечественной валюты и внутренних ценных бумаг;
- перевод инвалюты, отечественной валюты, внутренних и внешних ценных бумаг со счетов, открытых за границей страны, на счета той же особы, открытых на территории РФ, и со счетов, открытых на территории РФ, на счета той же особы, открытых за пределами территории РФ;
- перечисление нерезидентом отечественной валюты, внутренних и внешних ценных бумаг со счетов, которые были открыты в РФ, на расчетные счета той же особы, которые были ранее открыты в РФ.
Ст. 5 173-ФЗ декларирует пять принципов валютного регулирования и валютного контроля:
- экономические меры в области валютного регулирования являются приоритетными;
- неоправданное вмешательство государства в валютные операции должно быть исключено;
- единство внешней и внутренней валютной политики государства;
- единство системы валютного регулирования и валютного контроля;
- обеспечение защиты прав интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.
Валютный контроль осуществляется как для юридических лиц, так и для физических лиц. Основные цели и функции валютного контроля:
- обеспечение соблюдения требований законодательства при проведении операций с валютами и ценными бумагами, экспортных операций, импортных операций, открытии банковских счетов;
- проверка международных контрактов на соответствие требований нормативных актов;
- выявление и пресечение противозаконных операций.
Методы валютного контроля регламентирует ст. 23 173-ФЗ:
- проведение проверок соблюдения резидентами и нерезидентами норм валютного законодательства;
- проведение проверок полноты и достоверности учёта и отчётности по валютным операциям;
- запрос, получение и анализ документов и сведений, связанных с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов, срок предоставления документов по запросам органов и агентов валютного контроля – от 7-ми рабочих дней со дня подачи запроса;
- выдача предписаний об устранении выявленных нарушений;
- применение установленных законодательством мер ответственности за нарушение валютного законодательства.
Документы для валютного контроля
О том, какие нужны документы для валютного контроля, говорится в Инструкции Банка России от 16.08.2017 № 181-И. В ней прописан порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при проведении валютных операций. Рассмотрим этот вопрос на примере экспортных контрактов и приведём выдержки из Инструкции, касающиеся предоставления документов для постановки на учёт (регистрация) договора в банке и иных действий:
- резидент-экспортёр представляет в банк сведения об экспортном контракте, необходимые для постановки его на учёт по форме банка либо сам экспортный контракт (выписку из экспортного контракта, содержащую информацию, необходимую банку для постановки контракта на учёт и осуществления валютного контроля), и иную информацию, необходимую для формирования банком раздела I ведомости банковского контроля (п. 5.3);
- в первом варианте резидент должен указать вид экспортного контракта, его дату и номер (при наличии), валюту и сумму контракта для валютного контроля, дату исполнения обязательств по контракту, реквизиты нерезидента, являющегося стороной контракта – наименование, страна (п. 5.4).
- при исполнении (прекращении) обязательств, изменении суммы обязательств по контракту резидент должен предоставить в банк справку о подтверждающих документах (СПД, приложением 6 к Инструкции) и документы, подтверждающие исполнение (прекращение) обязательств, изменение суммы обязательств (п. 8.1);
- при внесении изменений (дополнений) в контракт, а также при изменении иных сведений, содержащихся в разделе I ведомости банковского контроля, резидент должен направить в банк заявление о внесении изменений и предоставить подтверждающие документы (пп. 7.1-7.3).
Обязанности резидентов и нерезидентов в действиях с валютой
Что касается обязанностей участников операций с валютой, то они уполномочены:
Предоставлять только достоверную и полноценную информацию на запросы валютно-контрольных органов и агентов, предъявлять любые запрашиваемые документы валютного контроля по открытию и текущему ведению счетов, связанному с участием резидента (нерезидента).
Составлять отчёты по осуществлённым валютным операциям согласно требуемым срокам, в соответствии с законодательством, установленными правилами, инструкциями
При этом важно сберегать всю задействованную в валютных операциях не менее трёх лет с момента совершения того или иного действия в сфере валютных правоотношений.
Безукоризненно следовать рекомендациям и предписаниям органов, обеспечивающих осуществление валютного контроля, устранять обнаруженные ими в ходе проверок нарушения в актах валютного регулирования.. В основном использование административных методов является оптимальным вариантом для государства, проходящего этап перехода от одной стадии экономического развития к более высокой
В основном использование административных методов является оптимальным вариантом для государства, проходящего этап перехода от одной стадии экономического развития к более высокой.
История валютного права России в двадцатые годы XX века.
Соловьев Сергей
Период двадцатых годов XX века известен в истории России как время Новой экономической политики (НЭПа), которая характеризовалась относительной либерализацией экономических отношений по сравнению с военным коммунизмом. Профессор А.В. Венедиктов в 1924 году назвал эту экономическую политику Советского государства государственным капитализмом [1]. В 1922 году был принят Гражданский кодекс РСФСР, который и послужил основой для экономического развития.
В соответствии с ст.24 ГК РСФСР 1922 года объектами сделок лишь в пределах специальных законов могут быть: золотая и серебряная монета и иностранная валюта. Таким образом, валютные ценности были объектом права, ограниченным в гражданском обороте. Основное регулирование порядка совершения сделок с валютными ценностями осуществлялось постановлениями ЦИКа и Совнаркома СССР, а также инструкциями Народного комиссариата финансов СССР [2]. Для разработки данных нормативных актов привлекались специалисты по частному праву. Начальником Валютного управления НКФ СССР был профессор Л.Н. Юровский. При НКФ СССР был создан Институт экономических исследований. Так, в 1924 году кодификационной комиссией, работавшей с марта по август при Ленинградском отделении Института, под председательством профессора А.В. Венедиктова и при участии профессоров Ф.А. Вальтера, А.Г. Гусакова, М.Я. Пергамента и Е.А. Флейшиц были разработаны проекты Кредитного устава СССР, Денежного устава СССР и Положения о валютных операциях. Проект Положения о валютных операциях определял порядок совершения операций с иностранной валютой и выписанными в иностранной валюте чеками и векселями и не включал положений об иных валютных ценностях (благородных металлах в изделиях и слитках и т.п.). Проект Положения содержал 5 глав:
Общие положения (стт. 1-2);
Покупка и продажа иностранной валюты (стт. 3-9);
Хранение иностранной валюты (стт. 10-18);
Ввоз, вывоз и перевод иностранной валюты заграницу и из заграницы (стт. 19-29);
Учёт иностранной валюты (стт. 30-34) [3].
Действующий сейчас закон «О валютном регулировании и валютном контроле» состоит всего из 15 статей.
Профессор Е.Н. Данилова в 1925 году описала существующий порядок совершения сделок с валютными ценностями следующим образом, «покупка и продажа иностранной валюты, а также выписанных в ней чеков, ныне разрешается с соблюдением специальных правил как непосредственно на бирже (фондовые биржи и фондовые отделы товарных бирж), так и через кредитные учреждения. Объектами биржевых операций могут быть иностранная валюта, тратты и чеки, выписанные в иностранной валюте. Разовые посетители имеют право совершения фондовых биржевых операций, но обязательно через посредство фондовых маклеров.» [4]
В соответствии с п.2 декрета СНК «Особое Валютное Совещание выдаёт разрешения на вступление в члены или постоянные посетители фондовых бирж и фондовых отделов товарных бирж» [5].
В соответствии с декретом ВЦИК и СНК «1. Допускается совершение сделок по покупке и продаже золота и серебра в слитках, иностранной валюты, а равно чеков и векселей, выписанных в иностранной валюте.
2. Операции с иностранной валютой, а равно чеками и векселями, выписанными в иностранной валюте, разрешаются на следующих основаниях:
а) покупка и продажа иностранной валюты и выписанных в иностранной валюте чеков и векселей совершаются или непосредственно на бирже или через кредитные учреждения, имеющие право на совершение валютных операций.» [6]
В 1927 году профессор В.М. Гордон описал оборот валютных ценностей в СССР следующим образом, «обращение золотой и серебряной монеты и других валютных ценностей подвержено ряду специальных ограничений. Первоначально монопольное право скупки всех этих ценностей принадлежало Государственному банку. Позже, однако, это ограничение было отменено, сперва лишь для иностранной валюты и выписанных в ней чеков. Сделки с иностранной валютой были разрешены на фондовых биржах и фондовых отделах их членам и посетителях . Затем разрешено было также совершение сделок на иностранную валюту через кредитные учреждения, имеющие право на совершение валютных операций.
Ныне, согласно постановления ЦИКа и Совнаркома СССР от 17.07.25 и последующих его дополнений, совершение сделок с валютными ценностями получило ещё более широкие возможности. Особое разрешение на совершение подобных сделок должны получать только государственные и кооперативные организации, уставами которых не предусмотрено право производства валютных операций. Разрешения выдаются Особым Валютным Совещанием при Наркомфине СССР; при этом разрешения выдаются как общие – на совершение ряда операций, так и специальные – на отдельную операцию.
Обращение иностранной валюты не дозволяется также, когда валюта эта принимается в качестве платежа по сделкам, кроме случаев, когда эта же валюта является объектом сделок, а также тех случаев, когда производятся расчёты по сделкам внешней торговли с учреждением, находящимся за границей.
В прочих случаях совершение сделок с валютными ценностями то есть золотом и серебром в слитках, иностранной валютой и выписанными в ней чеками, векселями и другими платёжными документами.» [7]
В соответствии с п.2 инструкции по применению постановления ВЦИК и СНК о валютных операциях от 20.05 1923 «право покупки и продажи иностранной валюты и выписанных в иностранной валюте чеков и векселей на би��же имеют члены и постоянные посетители фондовой биржи или фондовых отделов товарных бирж, как таковые: члены или лично, или через допущенных биржевым комитетом фондовых бирж или советом фондового отдела представителей или уполномоченных, или через фондовых маклеров, а постоянные посетители – через фондовых маклеров.» [8]
Исходя из грамматического толкования нормативных актов того времени следует отметить, что под валютными операциями подразумевались сделки с валютными ценностями и никакие теории об особой юридической природе валютных операций строить не приходилось.
История валютного права России двадцатых годов характеризуется постепенной либерализацией порядка совершения валютных операций, несмотря на то, что валютные ценности являлись по Гражданскому кодексу 1922 года объектом, ограниченным в обороте. Политика либерализации была нацелена на экономическое развитие государства. Любое лицо могло прийти на фондовую биржу и совершить любую сделку с валютными ценностями через фондового маклера без получения каких-либо разрешений на валютную операцию.
История валютного права России девяностых годов XX века характеризуется прямо противоположной тенденцией, так как происходит усложнение порядка совершения валютных операций, изобретаются новые порядки получения лицензий на совершение валютных операций и заключений о целесообразности на совершение данных операций. А, между прочим, торговый оборот требует совершения этих сделок незамедлительно. Чем вызвана эта политика государства и какие цели она преследует, остаётся загадкой.
Существовавший в двадцатые годы в период «государственного капитализма» порядок совершения сделок с валютными ценностями можно назвать более прогрессивным и более либеральным по сравнению с существующим в настоящее время, что объясняется высоким профессионализмом тех, кто его разрабатывал.
III. Ввоз и пересылка в Россию, вывоз и пересылка из России валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг резидентами и нерезидентами
Ввоз в РФ иностранной валюты и внешних ценных бумаг в документарной форме осуществляется резидентами и нерезидентами без ограничений при соблюдении требований таможенного законодательства. Физические лица — резиденты и физические лица — нерезиденты имеют право вывозить из РФ иностранную валюту, а также внешние ценные бумаги в документарной форме, ранее ввезенные, пересланные или переведенные в РФ, при соблюдении требований таможенного законодательства в пределах, указанных в таможенной декларации или ином документе, подтверждающем их ввоз, пересылку или перевод в РФ (п. п. 1 — 2 ст. 15 Закона).
Физические лица — резиденты и физические лица — нерезиденты имеют право единовременно вывозить из РФ наличную иностранную валюту в сумме, равной в эквиваленте 10 000 долл. США или не превышающей этой суммы. При этом не требуется представление в таможенный орган документов, подтверждающих, что вывозимая наличная иностранная валюта была ранее ввезена, переслана или переведена в РФ либо приобретена в РФ. При единовременном вывозе из РФ физическими лицами-резидентами и физическими лицами — нерезидентами наличной иностранной валюты в сумме, равной в эквиваленте 3000 долл. США, вывозимая наличная иностранная валюта подлежит декларированию таможенному органу путем подачи письменной таможенной декларации на всю сумму вывозимой наличной иностранной валюты. Единовременный вывоз из РФ физическими лицами-резидентами и физическими лицами — нерезидентами наличной иностранной валюты в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 долл. США, не допускается, за исключением случаев, когда наличная иностранная валюта была ранее ввезена, переслана или переведена в РФ (п. 3 ст. 15).
При единовременном вывозе из РФ резидентами и нерезидентами иностранной валюты и внешних ценных бумаг в документарной форме, за исключением случаев, указанных выше, вывозимые иностранная валюта и внешние ценные бумаги в документарной форме подлежат декларированию таможенному органу путем подачи письменной таможенной декларации (п. 4 ст. 15).
Ввоз и пересылка в РФ и вывоз и пересылка из РФ валюты РФ и внутренних ценных бумаг в документарной форме осуществляются резидентами и нерезидентами в порядке, который устанавливается Правительством РФ по согласованию с Банком России и может предусматривать требование о предварительной регистрации (п. 5 ст. 15) .
В настоящее время порядок ввоза и пересылки в РФ, а также вывоза и пересылки из РФ валюты РФ и внутренних ценных бумаг в документарной форме не установлен.
В соответствии с Письмом ГТК России от 17.06.2004 N 01-06/21948 «О ввозе и вывозе валюты и ценных бумаг» в редакции от 01.10.2004 единовременно вывозимая из РФ юридическими лицами (резидентами и нерезидентами) иностранная валюта и внешние ценные бумаги в документарной форме подлежат декларированию таможенному органу путем подачи письменной таможенной декларации. Физические лица (резиденты и нерезиденты) имеют право вывозить из РФ внешние ценные бумаги в документарной форме, ранее ввезенные, пересланные в РФ в пределах, указанных в пассажирской таможенной декларации или ином документе, подтверждающем их ввоз, пересылку в РФ. Вывозимые из РФ физическими лицами ранее ввезенные, пересланные в РФ внешние ценные бумаги в документарной форме не подлежат обязательному письменному декларированию.
Требование о резервировании
Резервирование как экономико-административный метод регулирования применяется при совершении резидентами и нерезидентами отдельных видов валютных операций (валютных операций движения капитала), а также при списании либо при зачислении денежных средств со специального банковского счета или на специальный банковский счет резидента и нерезидента. Орган валютного регулирования не может устанавливать применительно к одной валютной операции более одного требования о резервировании. Резиденты и нерезиденты вносят сумму резервирования на отдельный счет в уполномоченном банке. Сумма резервирования вносится в валюте РФ. Расчет суммы резервирования осуществляется на день ее внесения. Расчет суммы резервирования по валютной операции в иностранной валюте осуществляется по официальному курсу, устанавливаемому Банком России на день внесения суммы резервирования. Для целей расчета суммы резервирования по валютной операции с внешними и (или) внутренними ценными бумагами принимается определенная на день внесения суммы резервирования стоимость указанных ценных бумаг, равная рыночной цене этих ценных бумаг, — для ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, или фактическая цена реализации таких ценных бумаг — для ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг. Уполномоченный банк не позднее следующего рабочего дня со дня внесения резидентом или нерезидентом суммы резервирования обязан внести равную ей сумму в валюте РФ на счет в Банке России (п. п. 2 — 4 ст. 16 Закона).
В одних случаях сумма резервирования вносится резидентом или нерезидентом до осуществления валютной операции. В других случаях сумма резервирования вносится резидентом или нерезидентом не позднее дня совершения валютной операции. До истечения срока резервирования резидент или нерезидент может осуществить валютную операцию, в отношении которой исполнено требование о резервировании. До истечения срока резервирования не допускается осуществление валютных операций, указанных в четко обозначенных статьях Закона. На суммы резервирования, зачисленные на счета как в уполномоченных банках, так и в Банке России, проценты не начисляются. Проведение уполномоченными банками и Банком России операций с размещенными суммами резервирования от своего имени или от имени иных лиц не допускается.
Правовое регулирование проведения валютных операций
Как уже отмечалось, общим объектом валютного регулирования является порядок осуществления валютных операций, при этом в качестве конкретных объектов регулирования могут выступать расчеты между резидентами и нерезидентами в иностранной валюте, размеры обязательной продажи экспортной выручки на внутреннем рынке, размеры импортных и экспортных пошлин, инвестиции резидентов в экономику иностранных государств, условия обращения драгоценных металлов и камней. Покольку все валютные операции существенно отличаются друг от друга, поэтому регулирование валютных операций целесообразно рассматривать исходя из предложенной диссертантом в 1 главы I настоящего исследования классификации валютных операций. 1. Операции с наличной иностранной валютой. Все наличные расчеты за реализуемые физическим лицам (резидентам и нерезидентам) на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) могут осуществляться исключительно в рублях. Это правило установлено Положением ЦБ от 15.08.1997 г. № 503 «О прекращении на территории Российской Федерации расчетов в иностранной валюте за реализуемые физическим лицам товары (работы, услуги)». Общие принципы обращения наличной иностранной валюты на территории России закреплены в Письме ЦБ РФ от 02.09.1994 г. № 107 «Об уточнении порядка обращения наличной иностранной валюты на территории Российской Федерации». В соответствии с указанным письмом, выдача в Российской Федерации уполномоченными банками наличной иностранной валюты и дорожных чеков в иностранной валюте банкам — нерезидентам (их представителям), а также прием уполномоченными банками от банков — нерезидентов наличной иностранной валюты и дорожных чеков в иностранной валюте допускается только по специальным разрешениям Банка России, выдаваемым уполномоченным банкам в каждом отдельном случае Главным управлением валютного регулирования и валютного контроля. Зачисление наличной иностранной валюты на валютные счета предприятий, учреждений, организаций — нерезидентов, открытых в уполномоченных банках Российской Федерации, не допускается, за исключением случаев, когда это прямо разрешено Банком России. На валютные счета физических лиц — нерезидентов, в том числе при открытии физическим лицом — нерезидентом валютного счета, может быть зачислена наличная иностранная валюта, принятая уполномоченным банком только от владельцев соответствующих счетов (их представителей) и только в следующих случаях: — наличная иностранная валюта, ввезенная на территорию Российской Федерации с соблюдением таможенных правил физическим лицом — нерезидентом либо уполномоченным им лицом, зачисляется в пределах сумм, указанных владельцем счета (уполномоченным им на ввоз лицом) таможенной декларации, подтверждающей ввоз в Российскую Федерацию указанных средств в наличной иностранной валюте владельцем счета (уполномоченным им на ввоз лицом); — наличная иностранная валюта, снятая владельцем счета (его представителем) с его валютного счета в уполномоченном банке, может быть зачислена в пределах суммы снятой с него наличной иностранной валюты только на открытые на его имя валютные счета, в том числе в других уполномоченных банках; — наличная иностранная валюта, приобретенная на внутреннем валютном рынке Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, может быть зачислена физическим лицом — нерезидентом на открытый на его имя валютный счет в пределах приобретенной им суммы. При зачислении наличной иностранной валюты физическим лицом нерезидентом — владельцем счета, на который зачисляется наличная иностранная валюта (его представителем), в уполномоченный банк представляется-документ, подтверждающий произведенный им ввоз, снятие, приобретение наличной иностранной валюты. Эти требования не распространяются на физических лиц -нерезидентов, пользующихся дипломатическими и консульскими привилегиями и иммунитетами на территории Российской Федерации в соответствии с международными договорами с участием Российской Федерации. Без ограничений и без специальных разрешений Банка России осуществляется зачисление уполномоченными банками на валютные счета физических лиц — резидентов принятой от них (их представителей) наличной иностранной валюты. Не ограничивается снятие наличной иностранной валюты физическими лицами (резидентами и нерезидентами) либо их представителями с их валютных счетов в уполномоченных банках, а также приобретение ими платежных документов в иностранной валюте за счет средств на валютных счетах физических лиц в уполномоченных банках. При этом уполномоченный банк в подтверждение проведения указанных операций выдает клиенту соответствующий документ с указанием суммы снятой со счета наличной иностранной валюты либо приобретенных платежных документов в иностранной валюте. Предприятия, учреждения, организации (резиденты и нерезиденты) не могут начислять и выплачивать в иностранной валюте на территории Российской Федерации физическим лицам — резидентам заработную плату, премии, любые иные вознаграждения и выплаты, связанные с выполнением этими физическими лицами своих трудовых обязанностей на определенный срок и на время выполнения определенной работы), а также оплачивать в иностранной валюте работу (услуги) физических лиц по договорам подряда-и иным. договорам гражданско — правового характера. Предприятия, учреждения, организации (резиденты и нерезиденты) не могут снимать наличную иностранную валюту со своих текущих валютных счетов в уполномоченных банках, покупать у них дорожные чеки в иностранной валюте, а уполномоченные банки не могут выдавать наличную иностранную валюту с текущих валютных счетов указанных лиц (продавать им дорожные чеки в иностранной валюте).
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Методы валютного регулирования
Валютное регулирование в РФ включает ряд методов:
- управление процентными ставками рефинансирования и их изменение;
- валютные интервенции, то есть прямое вмешательство ЦБ в валютный рынок для корректировки курса;
- защита национальной экономики и валюты;
- введение ограничений по операциям с валютой;
- девальвация и ревальвация;
- управление золотовалютными резервами;
- реализация и приобретение золота;
- внесение изменений в режим обратимости валюты;
- диверсификации резервов валюты;
- регулирование баланса.
Из методов регулирования плавно вытекает валютный контроль операций:
- импортных и экспортных;
- ценных бумаг;
- по обмену валютных ценностей;
- реализация доли валютной выручки.
Расчеты по аккредитиву являются одной из наиболее часто используемых во внешнеэкономических контрактах форм оплаты товара (работ, услуг).
При расчетах по аккредитиву банк, действующий по поручению плательщика и в соответствии с его указанием (банк-эмитент), обязуется произвести платежи получателю средств или оплатить, акцептовать или учесть переводной вексель (пункт 1 статьи 867 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ)).
Экспортер и импортер заключают между собой контракт, в котором указывают, что расчеты за поставленный товар будут производиться в форме аккредитива. В контракте должен быть определен порядок платежа, то есть четко и полно сформулированы условия будущего аккредитива.
После заключения контракта экспортер подготавливает товар к отгрузке, о чем извещает импортера. Получив извещение экспортера, покупатель направляет своему банку заявление на открытие аккредитива, в котором указываются условия платежа, содержащиеся в контракте. После оформления открытия аккредитива банк-эмитент направляет аккредитив иностранному банку, как правило, банку экспортера – исполняющему банку. Исполняющий банк, проверив подлинность поступившего аккредитива, извещает экспортера об открытии и условиях аккредитива.
Экспортер проверяет соответствие условий аккредитива платежным условиям заключенного контракта. В случае несоответствия экспортер извещает исполняющий банк о непринятии условий аккредитива и требовании их изменения. Если экспортер принимает условия открытого в его пользу аккредитива, он отгружает товар в установленные контрактом сроки. Получив от транспортной организации транспортные документы, экспортер представляет их вместе с другими документами, предусмотренными условиями аккредитива, в свой банк.
Получив документы, банк-эмитент тщательно проверяет их, а затем переводит сумму платежа банку, обслуживающему экспортера. Банк, обслуживающий экспортера зачисляет ему на счет выручку. Импортер, получив от банка-эмитента коммерческие документы, вступает во владение товаром.
В международной практике используются самые разные виды аккредитивов:
– переводной (трансферабельный) – позволяет осуществлять платежи не только в пользу экспортера (бенефициара), но и третьих лиц – вторых бенефициаров. Перевод аккредитива в пользу третьих лиц производится по просьбе экспортера полностью или частично. Такой аккредитив, как правило, используется в том случае, если экспортер не является поставщиком товара или поставка осуществляется через посредника;
– резервный – это письменное обязательство банка-эмитента перед экспортером произвести платеж за импортера в случае невыполнения последним своих договорных обязательств и предъявлении экспортером письменного требования платежа. Резервный аккредитив чаще всего выпускается для предоставления гарантии исполнения обязательств импортера перед экспортером;
– возобновляемый (револьверный) – выставляется на определенную сумму, которая после того как она будет использована в течение определенного времени, снова выставляется для оплаты требований экспортера столько раз, пока не будет исчерпан установленный максимальный совокупный лимит. Преимущество для импортера состоит в том, что он может заказать товар в объемах больших, чем ему требуется в данный момент, и таким образом обеспечить себе более выгодную закупочную цену. При этом поставка товара будет разбита на определенные партии и должна производиться в установленные периоды. Для того чтобы экспортер отгружал по графику, удобному для импортера, обычно в условиях револьверного аккредитива указываются сроки действия соответствующих сумм, представляющие собой доли из совокупного лимита;
– аккредитив с «красной оговоркой» – банк-эмитент уполномочивает исполняющий банк произвести авансовый платеж на оговоренную сумму экспортеру до представления им всех документов по аккредитиву (до отгрузки товара или оказания услуг). Такая оговорка включается в аккредитив по требованию импортера. Авансовый платеж по аккредитиву с красной оговоркой производиться исполняющим банком под письменное обязательство экспортера представить документы в соответствии с условиями аккредитива. А после представления всех документов, исполняется полностью.
Следует отметить, что аккредитив носит такое название потому, что раньше специальная оговорка оформлялась с помощью красной полосы;
– и другие.
При расчетах по инкассо банк-эмитент обязуется по поручению клиента осуществить за счет клиента действия по получению от плательщика платежа и (или) акцепта платежа (пункт 1 статьи 874 ГК РФ).
Расчеты по инкассо являются достаточно распространенной формой во внешнеэкономической деятельности. Но при совершении внешнеторговых сделок, в которых определена форма расчетов, как инкассо банки и их клиенты руководствуются Унифицированными правилами по инкассо (Публикация Международной торговой палаты № 522).
Унифицированные правила определяют виды инкассо, порядок предоставления документов к платежу и совершения платежа, акцепта, порядок извещения о совершении платежа, акцепта или о неплатеже (неакцепте), определяют обязанности и ответственность сторон, дают единообразное толкование различных терминов и решают другие вопросы.
Инкассовые операции осуществляются банками на основе полученных от экспортера инструкций.
В инкассовой форме расчетов участвуют:
доверитель – сторона, которая поручает банку обработку инкассо;
банк-ремитент – банк, которому доверитель поручил обработку инкассо;
инкассирующий банк – любой банк, не являющийся банком – ремитентом, участвующий в процессе обработки инкассового поручения;
представляющий банк – инкассирующий банк, делающий представление документов импортеру-плательщику;
плательщик – лицо, которому должно быть сделано представление в соответствии с инкассовым поручением.
Расчеты в форме инкассо строятся следующим образом. После заключения контракта, в котором стороны оговаривают, через какие банки будут производиться расчеты, экспортер отгружает товар в соответствии с условиями заключенного контракта. Получив от транспортной организации транспортные документы, экспортер подготавливает комплект документов, который включает коммерческие, а также, возможно, и финансовые документы, и представляет его своему банку (банку-ремитенту) при инкассовом поручении.
Получив от доверителя документы, банк-ремитент осуществляет их проверку по внешним признакам, которые указаны в инкассовом поручении, и далее действует в соответствии с инструкциями доверителя, содержащимися в этом поручении и в соответствии с Унифицированными правилами.