Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок назначения и выплаты пенсии госслужащим по выслуге лет». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Специальные выплаты от государства получают федеральные госслужащие, космонавты и летчики-испытатели, граждане, пострадавшие на военной службе, в техногенных и радиационных катастрофах — или их семьи. Участники Великой отечественной войны. А еще те, кто является нетрудоспособным и остается без средств к существованию. Например, не накопил на страховую пенсию. Такой род выплат называется социальной пенсией.
Кто получает государственную пенсию
В России, по данным Пенсионного фонда России, пенсии по государственному обеспечению получают 3,9 млн человек. Из них 3,2 млн человек являются получателями социальных пенсий, большая часть которых выплачивается по инвалидности. Государственные пенсии индексируются ежегодно 1 апреля, в 2021 году индексация составила 3,4%.
Кому положена пенсия за выслугу лет
Эта пенсия устанавливается при особых условиях труда:
- Длительная подземная работа.
- Работа с особо вредными и тяжелыми условиями труда.
- Работа, связанная с возможным риском преждевременным профессиональным старением.
Возраст и трудоспособность пенсионера при назначении пенсии не учитываются. Вычисление выслуги лет зависит от особенностей и условий труда работы. Стаж должен быть определенной продолжительности (кроме работников гражданской авиации, если работу пришлось оставить по состоянию работы летной работы)
Пенсия за выслугу лет положена:
-
работникам просвещения и здравоохранения;
-
летно-подъемному составу гражданской авиации;
-
работникам театров, кино и иных коллективов;
-
военным и МВД;
-
прокурорам, судьям;
-
работникам ФНС, полиции и таможни;
-
другим.
Назначение пенсии за выслугу лет
Многих граждан интересуют вопросы о том, каким образом осуществляется назначение установленной государством пенсии по выслуге лет. Сразу следует отметить, что данная процедура носит заявительный характер. То есть заинтересованному лицу самому придется обращаться в уполномоченную инстанцию. Такой инстанцией является местное отделение пенсионной службы.
Следующей задачей заинтересованного лица станет предоставление уполномоченному сотруднику всех необходимых документов. Подобные бумаги должны официально подтвердить тот факт, что у гражданина действительно имеется законное право на получение пенсионного обеспечения на основании выслуги лет. В зависимости от конкретной профессии, которая имеется у гражданина, необходимый стаж может составлять от 15 до 25 лет.
На первом же приеме в пенсионной инстанции гражданину необходимо будет составить личное заявление. В нем он выражает свои намерения относительно раннего ухода на отдых. Как правило, заявление формируется в свободном порядке. Образец всегда можно попросить у представителя уполномоченной организации.
После того, как заявление будет готово, оно, вместе с дополнительными документами, отправляется на проверку пенсионной организации. Если никаких ошибок или расхождений с реальным положением вещей выявлено не будет – специалистом принимается положительное решение об удовлетворении требований посетителя. Далее, со следующего месяца, денежные средства будут в первый раз переведены на счет получателя.
Право на пенсию за выслугу лет
Возникновение законного права на оформление пенсии по выслуге лет всегда бывает связано с главным критерием, а именно – с наличием определенного стажа работы у конкретного лица. Сразу следует отметить, что продолжительность такого стажа может варьироваться. Точный период, в данном случае, будет зависеть от конкретного вида профессиональной деятельности, которой занимается гражданин.
Самый минимальный стаж устанавливается в отношении наиболее опасных должностей. Сюда можно отнести, например, службу в правоохранительных органах. Как известно, подобная деятельность всегда бывает связана с постоянным наличием опасности для здоровья и даже жизни сотрудника. Именно поэтому право оформления пенсии может возникнуть у таких служащих при достижении 15 лет службы.
Следует отметить, что иногда право на оформление пенсии по выслуге лет может быть неразрывно связано и с определенной территорией, на которой физическое лицо исполняет свои профессиональные обязанности. Сюда, прежде всего, можно отнести районы Крайнего Севера. Здесь необходимый стаж для ухода на пенсию также существенно снижается.
Государственное регулирование
Предусмотрено больше 1,7 тыс. профессий, при работе по которым граждане оформляют досрочную выплату. При этом предъявляются требования к стажу или иным факторам. Основные сведения содержит ФЗ №400, где приводится список льготников. При этом все профессии разбиты по разным категориям, а также содержатся данные о нужном размере стажа.
Важно! Особенностью российского пенсионного законодательства является то, что для женщин количество лет, которые нужно отработать по конкретной профессии, меньше на 5 лет по сравнению с мужчинами.
Дополнительно существуют специальные уточняющие списки профессий. В них указываются работы, при которых на организм человека воздействует много негативных факторов. Поэтому граждане могут досрочно выйти на отдых. Сведения о льготах, которыми могут воспользоваться медики или работники образовательных учреждений, включаются в положения Постановления Правительства №781.
Уменьшение или отказ в выплате процентной надбавки
Военнослужащему гражданину РФ могут уменьшить законодательно установленную выплату и возможно даже приостановить ее перечисление, это обуславливается несколькими факторами:
- снятие с лица воинского звания и должностных обязательств в связи с грубыми нарушениями дисциплинарных нормативов или иной деятельностью, дискредитирующей занимаемое положение в иерархии ВС РФ;
- взятие военнослужащего под стражу с последующим вынесением обвинительного приговора судебными органами РФ;
- отчисление из учебных учреждений военной направленности, связанной с неуспеваемостью или по причине дисциплинарных взысканий;
- возникновение фактов, свидетельствующих о ложности представленной военнослужащим информации о выслуге лет (например, если появились сведения, указывающие на то, что стаж лица меньше указанного);
- некорректность в заполнении одного или нескольких документов служащих документальной основой для перечисления надбавки либо установление их поддельности;
- утеря одного или нескольких документов подтверждающих военный стаж гражданина РФ.
При возникновении подобных ситуаций, все спорные и неоднозначные моменты можно урегулировать, как в судебном порядке, так и обратившись в вышестоящие инстанции.
Правовые основы для выхода на пенсию военных
Стандартный пенсионный возраст в России равен 60 годам для мужчин и 55 – для женщин. Но выслуга военнослужащих исчисляется по другой методике. Военный выходит на пенсию после 20 лет службы, вне зависимости от звания и должности.
Если служба по контракту начинается в 20 лет, то в 40 лет военный уже может выйти на пенсию.
Основными законами, регламентирующими предоставление военных пенсий являются:
- Конституция Российской Федерации. Устанавливает право любого гражданина РФ, в том числе и военнослужащих, на получение выплат.
- Федеральный закон о пенсионном обеспечении военнослужащих и ряда силовых структур, в котором подробно описаны все аспекты получения пенсий военными.
Пенсионное обеспечение военнослужащих регулируется законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1, в соответствии с которым за счет средств федерального бюджета военнослужащему может быть назначена пенсия по выслуге лет, по инвалидности, а его семье по потере кормильца.
Военные имеют право на три вида пенсионного обеспечения после ухода со службы:
- По выслуге. Назначается при наличии войскового стажа не менее 20 лет, а также на льготных основаниях.
- По смешанному стажу. Полагается офицерам, которые прослужили в армии не менее 12,5 лет. Дополнительно учитываются периоды трудоустройства на гражданке. Общий стаж не менее 25 лет.
- По инвалидности.
Две пенсии вместо одной: во сколько уходят на пенсию военные
Военный пенсионер может отказаться от получения военной пенсии, сделав выбор в пользу обычной, назначаемой по возрасту и трудовому стажу. Государство предусмотрело возможность оформления и военной пенсии, и выплат по старости, и трудовому стажу, совмещая их.
Чтобы иметь возможность однажды получить две пенсии вместо одной, то есть выплаты по старости и военную пенсию, необходимо соблюсти ряд условий:
- Трудовая пенсия к военной будет оформляться тем категориям граждан, что по завершении своей военной службы продолжали трудовую деятельность в гражданском порядке, по контракту и так далее.
- Возраст выхода на пенсию в случае, если человек продолжает трудиться, составит шестьдесят лет для мужчин и пятидесяти пяти для женщин.
- После завершения военной службы трудовая пенсия может быть назначена дополнительно тем, кто проработал не менее пяти лет на гражданке.
Работая после завершения собственной военной службы, человек имеет право в любой момент оставить свой нынешний труд. Однако, если он проработал менее пяти лет, то придется довольствоваться исключительно военной пенсией, даже когда реальный возраст уже соответствует пенсионному. При подсчете пенсионных выплат годы, что были учтены при начислении военной пенсии, считаться не будут.
Кто имеет право на получение пенсии по выслуге лет
Выслуга — это стаж работы в определенных областях, дающий право на особое пенсионное обеспечение. Основное его отличие от других видов в том, что на него можно претендовать не достигнув установленного пенсионного возраста. Главное — чтобы был выработан необходимый стаж.
На получение такой пенсии могут претендовать следующие граждане:
- Федеральные гражданские государственные служащие. К ним относятся граждане, работающие в федеральных органах власти. Например, сотрудники Администрации Президента и Правительства России, Госдумы, Совета Федерации, Федеральных Министерств и ведомств и т.д.
- Военнослужащие.
- Космонавты.
- Работники летно-испытательного состава.
Какие надбавки и доплаты положены
Мнение эксперта
Кузьмин Сергей Ярославович
Адвокат с 8-летним стажем. Специализируется в области гражданского права. Эксперт в области права.
Пенсия госслужащего за выслугу лет сама по себе является доплатой к страховой пенсии. Ее размер может повышаться в следующих случаях:
- увеличение стажа;
- периодическая индексация и повышение страховой пенсии.
Страховые выплаты формируются вне зависимости от места работы. Если период общей трудовой деятельности включает работу в госструктурах и работу на частном предприятии (или любую другую), формирование пенсии происходит за весь трудовой стаж.
Надбавками являются:
- суммы, полученные в результате применения районных коэффициентов;
- суммы, получившиеся в результате перемножения 3% от среднемесячного заработка на количество превышающих лет необходимого стажа.
А вас я попрошу остаться
Закон об этом подписан президентом страны. Вступает он в силу с 1 января 2021 года. А сегодня он публикуется в «Российской газете».
В нем есть несколько новелл. Первая — пенсионный возраст. Со следующего года для тех, кто состоит на государственной и муниципальной гражданской службе, он будет прибавлять по полгода, пока не достигнет планки в 65 лет для мужчин и 63 года для женщин. Это произойдет соответственно в 2026 и в 2032 годах. То есть в 2017 году возраст получения пенсии госслужащими для женщин составляет 55,5 года; для мужчин — 60,5 года; в 2021 г. для женщин — 56 лет, для мужчин 61 год и так далее. Текущий год — последний, когда госслужащие уходят на пенсию, как все, — в 55 и 60 лет.
Второе. Стаж госслужбы, необходимый для получения пенсии. Сейчас он должен быть не менее 15 лет, при этом для того, чтобы иметь право на «пенсию госслужащего», человек должен уходить на заслуженный отдых с госслужбы, проработав перед увольнением непрерывно не менее 12 лет. По новым правилам минимальный стаж — 20 лет.
Прибавляться эти пять лет будут также по полгода в год. В 2017 году минимальный стаж для пенсии будет 15,5 года, в 2021 — 16 лет. Граница в 20 лет будет достигнута в 2026 году.
И новый закон не отменяет правило — претендовать на пенсию госслужащего может только человек, уходящий на нее с должности в государственном ведомстве. Если он имеет стаж госслужбы хоть 25 лет, хоть 30, а последние годы дорабатывал, скажем, в коммерческой структуре, никакая «особая» пенсия ему уже не положена.
Впрочем, вокруг этой «специальной» пенсии много мифов, а реальность — прозаична. По законодательству, если человек был госслужащим минимально положенный срок (15 лет или по новому закону — 20), ему полагается пенсия в размере 45 процентов от зарплаты. За каждый последующий год прибавляется по три процента, но есть потолок — 75 процентов. При чем при расчете пенсии учитывается оклад, премии — не в счет. А оклады у федеральных госслужащих не самые «завидные». Так на сайте министерства труда России есть табличка, в которой прописана зарплатная сетка федеральных госслужащих. По ней самый высокий оклад — у заместителя министра — 9500 рублей в месяц. Самый низкий — у специалиста первого разряда — 3700 рублей. Конечно, при начислении зарплаты к окладам прибавляются надбавки , например, за особые условия гражданской службы, но в формуле расчета пенсии лежит именно оклад. У региональных госслужащих, как правило, оплата труда выше, чем у «федералов».
Когда человек уходит на заслуженный отдых, ему рассчитывается обычная страховая пенсия и пенсия госслужащего. Потом они сравниваются. Если страховая оказывается выше, чем «особая», то она и платится. Если «специальная» превышает страховую, то разница между ними прибавляется к страховой пенсии. Средний размер «надбавки» для госслужащих — 1700 рублей. Так что далеко не каждый чиновник получит в итоге «заоблачную», как думают многие, пенсию.
Еще одна новелла в законе — увеличивается предельный возраст пребывания на гражданской службе: для всех служащих — до 65 лет, а для высших руководителей — до 70 лет.
Есть в принятом законе нововведение и для депутатов и сенаторов. Касается оно тоже минимального стажа работы для получения прибавки к страховой пенсии. Сейчас для того, чтобы ее получить, достаточно проработать депутатом Госдумы или членом Совета Федерации один год. По новым правилам, минимальный порог — пять лет. В этом случае парламентарии могут рассчитывать на пенсию в 55 процентов от оклада. А для получения максимальной суммы — в 75 процентов — им придется проработать на выборной должности не менее 10 лет (по пока еще действующим правилам — три года).
Изменения не коснутся тех, кто уже вышел на пенсию. А затронут они, по данным минтруда, более одного миллиона государственных и муниципальных служащих. Экономия пенсионного фонда, благодаря этому, составит 600 миллионов рублей. Их планируют направить на общее повышение пенсий.
Размер денежных довольствий, от которых рассчитывается пенсия за выслугу лет, с каждым годом увеличивается. Соответственно, растут и пенсии. По сравнению с началом века, когда произошёл упадок вооружённых сил, космонавтики и других государственных служб, военные и другие категории получают вполне достойные пенсии. Правительство стремится обеспечить достойную старость перечисленным категориям граждан.
На какие льготы претендует российский пенсионер? Какие категории льгот для пенсионеров существуют в России? Вычеты по налогам и субсидии на оплату коммуналки – кому положены, в каких размерах действуют? Подробнее здесь
Какие документы потребуются для пенсии? Что входит в перечень документов, необходимых для оформления пенсии? Куда и в какие сроки их необходимо подать, а также что делать, если документы полностью или частично утеряны?
Что изменилось в расчёте пенсии в 2020 году Страховая и накопительная части пенсии, её зависимость от зарплаты, повышающие коэффициенты и другие тонкости здесь!
«Двойные пенсии» для военнослужащих Почему военным положены две пенсии, как рассчитать размер пенсионных выплат военнослужащим и как происходит индексация таких пенсий – читайте здесь
Как определяется специальный стаж работы?
Необходимо знать карьерные вехи. Для вычисления необходимой даты учитывается:
- стаж по заданной специальности;
- пребывание на листах временной нетрудоспособности;
- ежегодно предоставляемый отпуск;
- пребывание в качестве стажера, для медиков – интернатура;
- для женщин – до июня 1992 года входит отпуск по уходу за ребенком до полутора лет.
Не включается в профессиональный стаж:
- учеба для повышения профессиональной квалификации (оспаривается в судебном порядке, периоды добавляются к стажу);
- простои, прогулы вне зависимости от того, по чьей вине – работника или работодателя;
- отпуск по уходу за ребенком после 1,5 лет, с 06.1992;
- отстранение от работы, вне зависимости от причины;
- осуществление трудовой деятельности на другой должности сроком более в один месяц.
Основным нормативно-правовым источником, указывающим на порядок начисления, перерасчета и выплаты пенсии за выслугу лет является Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в РФ». По государственному пенсионному обеспечению назначаются следующие виды пенсий:
1) пенсия за выслугу лет;
2) пенсия по старости;
3) пенсия по инвалидности;
4) социальная пенсия.
Пенсии за выслугу лет в соответствии с нормами приведенного закона назначаются федеральным государственным служащим и военнослужащим. Финансирование пенсий по государственному пенсионному обеспечению производится за счет средств федерального бюджета. Как правило, это пенсия, которая устанавливается за наличие на протяжении определенного времени специального трудового стажа. В юридической литературе его часто называют «выслугой», «стажем творческой работы» и т. п. Таким образом, пенсия за выслугу лет всегда «стажевая», как и пенсия по старости, но без возрастного ценза. Однако иногда пенсией за выслугу лет именуется и та пенсия, которая устанавливается при наличии соответствующего специального стажа (выслуги) и достижении определенного возраста. В то же время пенсией по старости называется в отдельных случаях пенсия, для установления которой требуется длительный специальный трудовой. Пенсии, которые в дальнейшем получили название «выслуга» были введены еще в советское время для многих категорий граждан: военнослужащих, правоохранительных органов, работников здравоохранения, образовательных учреждений и т. п. Сохранились такие пенсии и в российском пенсионном законодательстве, причем в последние годы сфера их применения существенно расширилась. Главная причина – стремление властных структур таким путем компенсировать явную деградацию в последние годы общей системы пенсионного обеспечения, а также создать для определенных категорий служащих привилегированные пенсионные системы.
В Конституции РФ 1993 г. как и у ее предшественниц не содержится оснований для установления пенсии за выслугу лет. Изначально пенсия за выслугу лет была введена в связи со спецификой определенной деятельности, службы. Многие авторы высказывают такое предположение, что возрастные ограничения, предусмотренные при выслуге лет, установлены не зря. После того, как человек в определенной сфере прослужит несколько лет очень сильно меняется его мировоззрение, психологические качества, которые могут препятствовать осуществлению дальнейшей службы. У человека накапливается усталость, начинается перегрузка организма. Таким образом, пенсия по выслуге лет ограждает человека от психологического напряжения, так как человек, как правило, отстраняется от дальнейшего осуществления своих обязанностей и оправляется на пенсию. Пенсии за выслугу лет устанавливаются военнослужащим и федеральным государственным служащим. Ранее пенсия за выслугу лет назначалась летно-подъемного состава авиации и воздухоплавания, некоторым работникам транспорта. Как правило, пенсия за выслугу лет назначается при выслуге всего времени, и по размерам больше, нежели простая пенсия по старости. Таким образом, если гражданин не выслужил определенное количество лет, он не имеет право претендовать на пенсию по выслуге лет.
В ранее действовавшем законодательстве (Законе РФ от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации») четко указывались категории граждан, которые имели право на получение пенсии за выслугу лет. И этотперечень был достаточно большой, это:
1) граждане, непосредственно занятые полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников (по Списку работ и профессий, утверждаемому Правительством РФ). Они имели право на пенсию независимо от возраста, если трудились на указанных работах не менее 25 лет, а работники ведущих профессий на этих работах – горнорабочие очистного забоя, проходчики, забойщики на отбойных молотках, машинисты горных выемочных машин, – если трудились на таких работах не менее 20 лет. Стажевые требования в данном случае не зависели от пола работника, однако такие работы выполняются лишь мужчинами. Применительно к действующему законодательству данная категория работников имеет право на назначение досрочной пенсии.
2) граждане, работающие на судах морского флота рыбной промышленности по добыче, обработке рыбы и морепродуктов, приему готовой продукции на промысле (независимо от характера выполняемой работы), а также на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности. Здесь практически названы две категории работников. Первая – занятые работой на судах морского флота рыбной промышленности по добыче, обработке рыбы и морепродуктов и приему готовой продукции на промысле. Вторая – работа на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности.
Они имели право на пенсию независимо от возраста при выслуге у мужчин – не менее 25 лет, у женщин – 20 лет. На сегодняшний день в соответствии с действующим законодательством они имеют право на досрочное назначение пенсии по старости.
3) граждане, работающие спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях. Перечень должностей и специальностей не был утвержден. Им устанавливалась пенсия независимо от возраста при выслуге не менее 15 лет. Это связано с тем, что в данном случае предусматривалась лишь возможность назначения такой пенсии, она «могла устанавливаться независимо от возраста при выслуге не менее 15 лет». Правительство РФ не сочло возможным утвердить перечень, видимо, в связи с тем, что при такой выслуге (15 лет) пенсия по старости назначается спасателям по достижении лишь 40 лет – как мужчинам, так и женщинам.
В настоящее время они также имеют право на получение досрочной пенсии по старости.
4) граждане, работающие в гражданской авиации. Данной категории граждан на сегодняшний момент предоставляется пенсия по выслуге лет, и более подробно об этом будет рассмотрено в следующих параграфах.
5) граждане, занятые педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей. Они имели право на пенсию при выслуге не менее 25 лет. Пенсия за выслугу лет для этих граждан – одна из первых таких пенсий, введенных в СССР: она установлена в 1925 г., даже несколько раньше, чем пенсия по старости. Условия назначения данной пенсии неоднократно менялись. Особенность условий, введенных Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях» будет рассмотрена в следующих параграфах.
6) граждане, занятые лечебной и иной работой по охране здоровья населения. Они имели право на пенсию при выслуге не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах. Для указанных работников традиционно устанавливалась различная выслуга лет в зависимости от местности, в которой протекала трудовая деятельность. Но трудовая деятельность не так уж редко складывалась из периодов работы в разных местностях. Логика подсказывает простое решение вопроса: в городах необходимо было проработать не 25, а 30 лет, т. е. на пять лет, или на 20 %, больше, чем в сельской местности; коэффициент перевода времени работы в сельской местности (поселках городского типа), следовательно, равен 1,2 (30:25).
7) граждане, занятые творческой работой на сцене в театрах и других театрально-зрелищных организациях и коллективах. Пенсии для этих работников появились в СССР несколько позднее, чем пенсии за выслугу лет для учителей, врачей, других работников просвещения и здравоохранения, а также летно-подъемного состава.
Для получения данной пенсии была необходима выслуга 15, 20, 25 или 30 лет в зависимости от характера работы. Чем сложнее, напряженнее работа, тем меньшей продолжительности требовалась выслуга, и наоборот. Согласно установленному постановлением Правительства РФ от 28 августа 1991 г. списку, при стаже творческой работы не менее 15 лет право на пенсию за выслугу лет имели: артисты балета театров балета и театров оперы и балета, исполняющие сольные партии; артисты (гимнасты, эквилибристы, акробаты всех наименований, кроме акробатов-эксцентриков) цирков и концертных организаций.
Федеральные государственные служащие при наличии стажа государственной службы не менее 15 лет имеют право на пенсию за выслугу лет при увольнении с федеральной государственной службы по таким основаниям, как:
1) ликвидация федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, образованных в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами, а также сокращение штата федеральных государственных служащих в федеральных органах государственной власти, их аппаратах, иных государственных органах, образованных в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами;
2) увольнение с должностей, утверждаемых в установленном законодательством РФ порядке для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, в связи с прекращением этими лицами своих полномочий;
3) достижение предельного возраста, установленного федеральным законом для замещения должности федеральной государственной службы;
4) обнаружившееся несоответствие замещаемой должности федеральной государственной службы вследствие состояния здоровья, препятствующего продолжению государственной службы;
5) увольнение по собственному желанию в связи с выходом на государственную пенсию.
Граждане, уволенные с федеральной государственной службы, кроме первой группы, имеют право на пенсию за выслугу лет, если они замещали должности федеральной государственной службы не менее 12 полных месяцев непосредственно перед увольнением. Пенсия за выслугу лет устанавливается к трудовой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях», и выплачивается одновременно с ней. Пенсия за выслугу лет не выплачивается в период нахождения на государственной службе, дающей право на эту пенсию.
Федеральным государственным служащим назначается пенсия за выслугу лет при наличии стажа государственной службы не менее 15 лет в размере 45 % среднемесячного заработка федерального государственного служащего за вычетом базовой и страховой частей трудовой пенсии по старости (инвалидности), установленной в соответствии с Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». За каждый полный год стажа государственной службы сверх 15 лет пенсия за выслугу лет увеличивается на 3 % среднемесячного заработка. При этом общая сумма пенсии за выслугу лет и указанных частей пенсии по старости (инвалидности) не может превышать 75 % среднемесячного заработка федерального государственного служащего. Размеры пенсий для граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующих дополнительных материальных и физиологических затрат проживающих там граждан, определяемых Правительством РФ, увеличиваются на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством РФ в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных граждан в указанных районах (местностях). При выезде граждан из этих районов (местностей) на новое постоянное местожительство размер пенсии определяется без учета районного коэффициента.
В стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих включаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, периоды службы (работы) в должностях федеральной государственной службы, государственных должностях федеральных государственных служащих и других должностях, определяемых Президентом Российской Федерации (ст. 19 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»).
Согласно постановлению Правительства РФ от 15 сентября 2003 г. № 570 «О порядке включения в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих периодов службы (работы) в государственных должностях федеральной государственной службы, государственных должностях федеральных государственных служащих и других должностях, определяемых Президентом Российской Федерации» включение в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих периодов службы (работы) в государственных должностях федеральной государственной службы, государственных должностях федеральных государственных служащих и других должностях, определяемых Президентом Российской Федерации, осуществляется по заявлению федерального государственного служащего при его обращении за назначением пенсии за выслугу лет федеральным государственным органом, в котором этот служащий замещал государственную должность федеральной государственной службы непосредственно перед увольнением.
Документ, подтверждающий стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет, представляется федеральным государственным органом в Пенсионный фонд РФ для решения вопроса о назначении пенсии.
Периоды службы (работы), включаемые в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих, подсчитываются и подтверждаются в соответствии с порядком подсчета и подтверждения указанного стажа на основании сведений о трудовой деятельности, трудовом стаже либо стаже государственной службы, содержащихся в трудовой книжке и в иных выданных в установленном порядке документах.
Размер пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих исчисляется из их среднемесячного заработка за последние 12 полных месяцев федеральной государственной службы, предшествующих дню ее прекращения либо дню достижения ими возраста, дающего право на трудовую пенсию.
Размер среднемесячного заработка, исходя из которого федеральному государственному служащему исчисляется пенсия за выслугу лет, не может превышать 2,3 должностного оклада (0,8 денежного вознаграждения) по замещавшейся должности федеральной государственной службы либо 2,3 должностного оклада (0,8 денежного вознаграждения), сохраненного по прежней замещавшейся должности федеральной государственной службы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Пенсии в Российской Федерации начисляются в соответствии с трудовым стажем гражданина. Трудовой стаж определяется в соответствии с нормами Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Пенсия по старости может состоять из трех частей: базовой (БЧ), страховой (СЧ), накопительной (НЧ). Эти части определяются, индексируются и могут выплачиваться по разным правилам.
Размер базовой части трудовой пенсии по старости устанавливается в твердой сумме и зависит от следующих обстоятельств:
1) возраста пенсионера (до 80 лет или старше);
2) состояния здоровья (наличия или отсутствия инвалидности соответствующей группы);
3) наличия или отсутствия иждивенцев.
Размер базовой части пенсии не зависит от продолжительности страхового стажа пенсионера, от факта его работы и от каких-либо других обстоятельств, кроме названных выше.
Размер базовой части трудовой пенсии индексируется с учетом темпов роста инфляции в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете и бюджете Пенсионного фонда РФ на соответствующий финансовый год.
Коэффициент индексации и ее периодичность определяются Правительством РФ.
В 2002 г. базовая часть трудовой пенсии по старости индексировалась дважды: с 1 февраля 2002 г. коэффициент индексации базовой и страховой частей трудовой пенсии был утвержден в размере 1,065 (постановление Правительства РФ от 24 января 2002 г. № 42), а с августа – 1 сентября (постановление Правительства РФ от 18 июля 2002 г. № 535). С февраля 2003 г. базовая часть трудовой пенсии была проиндексирована в 1,06 раза (постановление Правительства РФ от 24 января 2003 г. № 47).
Размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется по формуле: СЧ = ПК / Т, где:
СЧ – страховая часть трудовой пенсии по старости;
ПК – сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, учтенного по состоянию на день, с которого указанному лицу назначается страховая часть трудовой пенсии по старости;
Т – количество месяцев определяемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части указанной пенсии, составляющего 19 лет (228 месяцев).
Таким образом, ПК лиц, обращающихся за пенсией после вступления в силу Закона (если они продолжали после 1 января 2002 г. работать), состоит из двух частей:
1) суммы от пенсии, которая полагалась бы им по нормам прежнего законодательства по состоянию на 1 января 2002 г. с учетом продолжительности их общего или специального трудового стажа и величины среднемесячного заработка;
2) суммы пенсионных страховых взносов, уплаченных за них после 1 января 2002 г.
Данная норма установлена в целях стимулирования более позднего обращения за СЧ. Это означает, что при обращении за пенсией граждане могут заявить о назначении им не всей пенсии, а лишь ее базовой части.
Указанная норма должна применяться также и в тех случаях, когда по каким-либо причинам (в том числе из-за отсутствия требуемого трудового стажа) обращение за пенсией последовало спустя год и более после достижения пенсионного возраста. При этом необходимо помнить, что при исчислении СЧ с 1 января 2002 г. Т не может составлять менее 10 лет (120 месяцев). Начиная же с 1 января 2009 г. продолжительность ожидаемого периода получения пенсии такими лицами будет увеличиваться ежегодно на 6 месяцев (с 1 января соответствующего года), пока не достигнет 14 лет (168 месяцев).
Размер накопительной части трудовой пенсии по старости определяется по формуле:
НЧ = ПН / Т, где:
НЧ – размер накопительной части трудовой пенсии;
ПН – сумма пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета по состоянию на день, с которого ему назначена накопительная часть трудовой пенсии по старости;
Т– количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, ожидаемого для расчета накопительной части указанной пенсии, определяемого в порядке, установленном федеральным законом.
На сегодняшний день никакой иной федеральный закон о порядке определения конкретной величины Т применительно к накопительной части пенсии не принят, поэтому можно учитывать (ориентировочно) значение Т, определенное законом о трудовых пенсиях в отношении страховой пенсии.
Накопительная часть пенсии полагается лишь тем пенсионерам, за которых уплачивались страховые взносы на ее финансирование. Такие взносы установлены для лиц определенного возраста: мужчин, родившихся в 1953 г. и позже, женщин, родившихся в 1957 г. и позже. Соответственно эти лица достигнут обычного пенсионного возраста не ранее 1 января 2013 г. мужчины и не ранее 1 января 2012 г. женщины.