Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Земля КФХ – все для загородного строительства». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
До 1 марта 2022 года строить дома на сельскохозяйственных землях было нельзя. Но большое хозяйство требует постоянного надзора, поэтому фермеры устанавливали времянки на территории хозяйства. Однако они не могли их зарегистрировать как жилые строения, были сложности в проведении и оформлении коммуникаций. Кроме того, владельцы КФХ опасались проверок и решений о сносе этих временных багончиков.
Федеральный закон, разрешающий в составе сельхозземель иметь участок с жилым домом, принимали долго — более двух лет. Однако теперь фермер может строить, реконструировать или эксплуатировать один жилой дом на земле сельскохозяйственного назначения. При этом законом предусмотрены ограничения, чтобы сельхозземли не превратились в коттеджные поселки.
Регистрация построенного дома на с\х землях
Закон о фермерских домах многие встретили с радостью. Для одних селян – это способ перестать наматывать круги из посёлка на ферму и обратно. Для желающих открыть экотуристическое направление – это пусть к новому бизнесу, так как в жилом доме фермера можно будет размещать отдыхающих. Кто-то надеется зарегистрировать свою времянку как жилой дом или сделать реконструкцию.
За ответом на вопрос, может ли человек зарегистрировать уже построенный дом на сельхозземлях, мы обратились к федеральному юристу – эксперту по земельным и налоговым спорам в области АПК Анне Соловьевой.
— Необходимо понимать, что закон коснётся только официально зарегистрированных КФХ, которые осуществляют свою деятельность на землях сельхозназначения. Принятие этого закона нацелено на поддержку крестьянских (фермерских) хозяйств. Обычных дачников и физических лиц, этот закон не коснётся.
То есть если у вас есть в собственности земли сельхозназначения, но нет КФХ, зарегистрировать строение не получится. Кроме того, Анна Соловьева обратила внимание, что законодательство дало право местным муниципалитетам самостоятельно накладывать на некоторые земли запрет на строительство на них фермерских домов.
— В первую очередь это касается тех участков, которые находятся в непосредственной близости к большим городам. При этом закон не содержит указание на срок, в течение которого местные муниципалитеты обязаны наложить этот запрет.
Эксперт таким образом выделила вторую причину, по которой не каждый дом получится зарегистрировать.
Проблема изъятия земли
Земля сельхозназначения – особая. Её могут отобрать по решению суда. Мы задали два вопроса Анне Соловьевой на эту тему.
— В каких случаях земельный участок с домом может быть отобран у фермера?
— Согласно ст. 284 ГК РФ земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для ведения сельского хозяйства либо жилищного или иного строительства и не используется по целевому назначению в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом.
В соответствии со ст. 285 ГК РФ земельный участок может быть изъят у собственника, если использование участка осуществляется с нарушением требований законодательства Российской Федерации. В частности, если происходит один из случаев:
- участок используется не по целевому назначению;
- его использование приводит к существенному снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения либо причинению вреда окружающей среде;
- на участке возведена или создана самовольная постройка и лицами, указанными в п. 2 ст. 222 ГК РФ, не выполнены предусмотренные законом обязанности по ее сносу или приведению в соответствие с установленными требованиями.
В этом случае земельный участок в соответствии со ст. 286 ГК РФ подлежит продаже с публичных торгов.
— Как именно отберут ту землю, на которой построен дом? И что будет с домом?
— Как будет происходить изъятие у аграриев земельного участка с расположенным на нем жилым домом, нам только предстоит узнать. На законодательном уровне эта процедура не закреплена, а это значит, что впереди период ошибок, неоднозначных решений, многочисленных обжалований и становления судебной практики.
Полагаю, будущее может развиваться по одному из двух вариантов.
- Первый: межеванием из основного земельного участка будет выделен земельный участок (площадью не более 0,25 % от основного) с находящемся на нем жилым домом. Большая часть земельного участка будет изъята, оставшуюся часть вероятнее всего передадут в аренду фермеру с условием уплаты арендных платежей.
- Второй: полное изъятие земельного участка с расположенным на нем жилым домом. По логике фермеру должны выплатить компенсацию за объект строительства. Здесь вероятнее обложение агрария штрафами за ненадлежащее использование или за использование земельного участка с нарушениями. Верно понимаете, что размер штрафа будет равен размеру компенсации за изъятый дом.
Одно могу сказать точно. Изъятие земельного участка происходит только в судебном порядке, и только на основании решения суда, что предусмотрено действующим законодательством. Не исключаю, что впереди нас ждут новые поправки в Земельный Кодекс РФ, которые закрепят процедуру изъятия у фермеров участка с находящимся на нем жилым домом.
Таунхаусам присвоили правовой статус
До 2022 года в жилфонд включали только жилой дом, комнату и квартиру. С 1 марта 2022 года правовой статус присвоили домам блокированной застройки (таунхаусам, лейнхаусам, дуплексам). Это жилой дом, блокированный с другим жилым домом/домами, стоящими в одном ряду, с общей боковой стеной (стенами) без проемов и имеющий отдельный выход на земельный участок.
Раньше такие объекты ставились на кадастровый учёт как квартиры или части дома, теперь их регистрируют как «дом блокированной застройки».
Таунхаус должен отвечать условиям:
- не более 10 блоков;
- не более 3 этажей.
Если указанные требования не соблюдаются, необходимо запрашивать экспертизу проектной документации перед строительством. Чтобы избежать юридических разногласий, реконструкцию своего блока хозяин должен согласовать с другими собственниками.
Порядок изменения типа разрешенного пользования
Статьей 39 ГДК РФ устанавливается возможность поменять имеющуюся классификацию участка. Для этого потребуется осуществить следующие действия:
- Владельцем объекта направляется запрос в местный муниципалитет. К нему прикладывается документация на надел и бумаги идентифицирующие личность заявителя.
- Для рассмотрения заявления создается специальная комиссия, деятельность которой регулируется локальными правовыми актами, действующими в данном регионе. В иных районах может устанавливаться отличный от изложенного порядок.
- Комиссией проводятся слушания для выявления ситуации и целесообразности выдачи разрешительных документов. Они организовываются для публичного проведения с участием всех заинтересованных лиц.
- После изучения вопроса принимается решение об отказе либо разрешении и выдаются рекомендации по возможному использованию объекта.
- Результаты публикуются в официальных СМИ.
- Выводы комиссии служат основанием для принятия итогового решения руководителем администрации населенного пункта. Для этого предоставляются три дня. Независимо от подведенных итогов, они печатаются в местных печатных изданиях.
Ограничения и разрешения
Список ограничений, согласно 299-ФЗ, выглядит таким образом
- Ограничения на размер и вид строения. Фермерский дом должен быть не более трёх этажей. Общая площадь – не больше 500 квадратных метров. Площадь застройки – 0,25 % от всего площади участка.
- Ограничение на деятельность. Фермер, чтобы оформить дом на сельхозземле, реально должен вести деятельность в сфере сельского хозяйства. При этом разрешено строить на всех видах с/х земель – их разрешенное использование может быть как общее (например, для ведения крестьянского хозяйства), так и специализированное (например, растениеводство или свиноводство).
- Ограничения на право распоряжаться собственностью. Дом, построенный фермером, остается в составе имущества КФХ.
Предоставление земельных участков для фермерского хозяйства
Возможность получить земельную территорию имеют физические лица и компании.
За получением этой Выписки необходимо обратиться в подразделение архитектуры и градостроительства администрации своего муниципалитета.
Обращаясь за выдачей земли, необязательно регистрироваться в качестве предпринимателя или организации. Но в случае, если планируется предпринимательская деятельность в виде реализации сельскохозяйственной продукции, то придется зарегистрировать её в установленном порядке. Заниматься фермерством вправе как граждане страны, так и другие люди, имеющие гражданство другого государства.
Они могут арендовать землю у частного лица либо у государства, или выкупить её в собственное владение.
Земельные площади, выдаваемых КФХ, имеют сельскохозяйственное назначение.
Рекомендуем прочесть: Дополнительные страховые взносы у ип на патенте
Они должны располагаться за пределами сельского поселения и включать различные объекты, на которых находятся леса, поля, водоемы, здания и постройки, дороги, различные коммуникации.
Можно ли строить на землях сельхозназначения
При этом оформление жилого дома на территории КФХ практически не разнится с данной процедурой на жилых (ИЖС) или приусадебных (ЛПХ) участках и даже иногда бывает более простым и щадящим по времени.
В настоящее время вам действительно будет отказано в регистрации вашего дома. Федеральным законом от 03.08.2018 № 339-ФЗ внесены изменения в часть первую Гражданского кодекса РФ и ст. 22 Федерального закона «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», что не может служить самостоятельным основанием для регистрации постройки.
И минимальные, и максимальные показатели земель, выделяемых под КФХ, регулируются местным законодательством или региональными властями субъекта России.
Но на Руси ведь как повелось? Любую хорошую идею можно извратить до неузнаваемости. Уже в ходе первого чтения проекта поправок наиболее «дальновидные» депутаты Госдумы вносили суперпуперпредложения.
Продлён упрощённый порядок регистрации недвижимости
Как следует из вышеприведённых законодательных актов, ответ на вопрос, можно ли строить жилой дом на земле КФХ, даётся положительный. Бланки уведомлений доступны для скачивания на сайте согласующих органов. Получить бланк можно и в МФЦ.
В г. Москва ответственным органом власти является Комитет государственного строительного надзора, в г. Санкт-Петербург – администрации районов.
По мнению судей Мособлсуда, крестьяе имеют право осуществлять строительство только необходимых для сельскохозяйственной деятельности объектов, не предназначенных для проживания! Как следствие такой практики в проффессиональной среде фермеров всерьез обсуждается вариант обустройства жилых помещений внутри производственных построек.
Но если будет действовать запрет на возведения жилого дома для проживания членов КФХ, то резко возрастают издержки, связанные с эксплуатацией КФХ, так как членам КФХ придется возводить отдельный жилой дом и, скорее всего, далеко от место расположения КФХ, что едва ли стимулирует развитие КФХ и, тем паче, создание новых.
Отличительные качества КФХ от ЛПХ
Глава 3 устанавливает имущество членов КФХ, что принципиально выделяет этот пункт, среди остальных. Имущественные права в таких организациях являются основой для взаимоотношений, как показывает 3 десятилетия существования таких форм организаций. В законе №201-ФЗ дается полный перечень форм имущества для КФХ.
В список возможных вариантов материальных благ входят:
- Земельные территории
- Недвижимость на площади
- Строения для оросительной системы, прочих производственных приспособлений
- Скотина и птица
- Хозяйственная продукция
- Транспортная техника
- Инструментарий для обеспечения работы крестьянского хозяйства
- Производимая продукция
- Денежные средства, полученные благодаря КФХ.
Для КФХ характерны следующие особенности:
- Соглашение между членами оговаривает порядок владения;
- Деятельность должна осуществляться на общих интересах;
- Гарантом сделок является имущество;
- Глава хозяйства должен устанавливать сделки в зоне интересов всех собственников.
- Отказник от участия в хозяйстве имеет право только на денежную компенсацию, без варианта выделения отдельного участка.
Дополнительные полномочия региональных властей
Региональные представители власти вправе самостоятельно определять муниципальные образования, на территории которых запрещено строительство (реконструкция или эксплуатация) фермерских жилый домов. Например, в список земель, где запрещено возведение объектов недвижимости, внесены участки, на которых расположены особо ценные сельскохозяйственные угодья.
Законодатель наделил расширенными полномочиями региональную власть с учетом опасений фермеров из-за возможного возникновения спорных моментов:
- Рост цен на землю, которая расположена рядом с крупными городами;
- Невозможность арендовать участок для ведения сельского хозяйства из-за роста цен на землю.
Срок действия нового законопроекта
Согласно нововведениям зарегистрировать жилой фермерский дом собственник должен в течение следующих четырех лет (до 2026 года). После вступления в силу нового федерального закона каждый фермер вправе узаконить уже возведенный объект недвижимости или же начать строительство нового дома.
Вероятно, что по истечении указанного срока возможность постановки объекта недвижимости на землях сельхозназначения будет продлена. На сегодняшний день об этом говорить еще рано. Сейчас у граждан, которые занимаются сельским хозяйством есть прекрасная возможность построить жилье и зарегистрировать права на него по упрощенной схеме. По мнению законодателя новый закон существенно упростит жизнь фермеров и привлечет новых людей в сельхозотрасль.
Регулирование земельного вопроса
Земельный вопрос по КФХ отражается в нескольких нормативно-правовых актах. Важными из них являются следующие законы.
- В рамках Федерального закона № 74-ФЗ прописываются вопросы возможности возведения объектов на участке КФХ. Документ разрешает строительство на имеющихся территориях.
- Распределение земель КФХ происходит в соответствии с регламентом, прописанным в ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» № 101-ФЗ.
- Особые права есть у фермерских хозяйств, которым принадлежат земли. Они могут оспорить решение муниципалитета о предоставлении надела. В этом случае следует обратиться в судебные органы.
Значимость ПЗЗ в решении вопросов изменения ВРИ ЗУ и застройки земельных наделов трудно переоценить Они подробно «рассказывают»:
- об установленных территориальных зонах
- о градостроительных регламентах в территориальных зонах, включающих:
- состав основных, условно разрешённых и вспомогательных видах использования земельных участков
- параметры разрешённого строительства
- ограничения в использовании и застройке участков
- о порядке:
- внесения изменений в ПЗЗ
- смены ВРИ ЗУ при выборе нового вида из состава основных и условно разрешённых ВРИ
- изменения параметров ОКС
- о других сведениях, полезных для землепользователей и застройщиков
При необходимости изменения существующего ВРИ ЗУ «для ведения крестьянского-фермерского хозяйства» (КФХ, КХ, ФХ) на тот, что соответствует Классификатору, нужно ознакомиться с градостроительным регламентом территориальной зоны земельного участка.
В случае, когда наименование этой зоны владельцу земельного надела не известно, необходимо:
- в отделе архитектуры и градостроительства в муниципалитете заказать градостроительный план земельного участка (ГПЗУ) или Выписку из ПЗЗ:
- о градостроительном регламенте территориальной зоны ЗУ
- о видах разрешённого использования участков в территориальной зоне, к которой относится земельный надел с таким-то кадастровым номером
- изучить полученные материалы и ознакомиться:
- с градостроительным регламентом
- с установленными в территориальной зоне ВРИ ЗУ
- с видами и параметрами ОКС, размещение которых допускается к размещению в территориальной зоне
- с обременениями и ограничениями в использовании и застройке ЗУ
- с другими сведениями
- из состава основных или условно разрешённых видов использования выбрать тот ВРИ участка, что соответствует планируемой задаче
- подать заявление в МФЦ или в муниципальную комиссию по ПЗЗ с приложением соответствующих документов и изложением цели:
- или об изменении существующего ВРИ участка или ОКС
- или об изменении параметров ОКС
- т.д.
Правила землепользования и застройки – документ открытого пользования. Они представлены на официальных сайтах администраций муниципальных образований.
С действующими ПЗЗ можно ознакомиться и при непосредственном обращении в администрацию муниципалитета.
Табу на четыре региона
Костромская облдума приняла аналогичный закон: строительство домов на землях сельскохозяйственного назначения будет запрещено в четырех муниципалитетах региона.
В облдуме рассказали, что закон разработан по инициативе глав районов. По мнению органов местного самоуправления, новая норма федерального закона может привести к злоупотреблениям со стороны крестьянско-фермерских хозяйств. И, как следствие, к выведению участков из статуса земель сельхозназначения. Косвенно это уже подтверждают случаи в Костромском районе.
Еще до вступления в силу федерального закона здесь начался раздел земель крестьянско-фермерских хозяйств на участки в 30 соток. Главы районов считают, что нововведения могут привести к строительству на сельхозугодьях дачных домов, не имеющих отношения к сельскому хозяйству. Более того, это обяжет муниципалитеты обеспечивать новостройки в чистом поле транспортной и инженерной инфраструктурой.
Пока в списке территорий, где запрещается строительство домов на фермерских землях четыре района: Кадыйский, Костромской, Красносельский и Нерехтский. В облдуме подчеркивают, что федеральный закон позволяет регионам устанавливать такие ограничения.
Справка «РГ»
Еще в прошлом году законы, которые запрещают строить жилые дома на земельных участках сельхозназначения в крестьянских и фермерских хозяйствах, приняли в Ленинградской области и Краснодарском крае. На Кубани это сделано, чтобы сохранить плодородные земли, поскольку они дают одни из самых богатых в стране урожаев.
В Ленобласти законодательное собрание отложило на неопределенный срок вступление федерального закона. Депутаты считают, что он не исключает некоторых лазеек. По мнению руководителя комиссии по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Василия Рыжакова, земельные дельцы, у которых не один, а много земельных участков, могут переводить их в другой статус и продавать.
Что касается уже работающих фермеров, то их вопросы будут решать в индивидуальном порядке. И обязательно согласовывать с муниципалитетами. Ведь именно они за свой счет должны обеспечить инфраструктуру для новых строений.
Какие размеры участков допустимы?
Участки земли имеют фиксированные размеры, превысить которые невозможно. Определением метража занимается местная администрация или Правительство региона.
Если размер участка превышает допустимые границы, собственник не сможет внести его в кадастровый реестр. Это необходимо для того, чтобы:
- не позволить накопить большое количество земельных участков у одного собственника;
- запретить дробление крупной территории на мелкие участки.
Разрешенная величина участков прописывается в Федеральном законе «О крестьянском хозяйстве» № 74, который был издан 11 июня 2003 года. Все они выделяются в таком количестве для ведения целевой деятельности. Уточнить минимальный и максимальный предел можно, обратившись к таблице.
Наименование населенного пункта |
Величина минимум |
Величина максимум |
Москва |
||
Санкт-Петербург |
||
Хабаровск |
||
Новосибирск |
||
Екатеринбург |
||
Ростов-на-Дону |
||
Нижний Новгород |
||
Пятигорск |
И минимальные, и максимальные показатели земель, выделяемых под КФХ, регулируются местным законодательством или региональными властями субъекта России.
Если территориям были определены границы ранее, они уже внесены в реестр с кадастровым номером. У каждой такой земли имеется собственник. Сравнивать значения с действующими параметрами не нужно.