Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое торговый сбор при УСН». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Начнём с вопроса о том, что облагается торговым сбором? Особенность ТС в том, что он взимается не от выручки, а с самого торгового объекта. При этом не имеет значения объём продаж, ассортимент и количество проданных товаров, а также право собственности на объект.
Учёт затрат на уплату торгового сбора
В определённой мере расходы на уплату ТС можно компенсировать. Но для этого организация или ИП должны самостоятельно встать на учёт в качестве плательщика торгового сбора.
Есть ещё одно важное условие – налог можно уменьшить в том случае, если он уплачен в тот же бюджет, что и торговый сбор. Например, если ИП на ОСНО зарегистрирован в Калужской области, а торгует в Москве, то свой НДФЛ он уменьшить не сможет.
И, конечно, уменьшение налога с доходов от продажи будет происходить в соответствии с правилами выбранной системы налогообложения продавца. Так, для организаций на ОСНО уплаченные суммы ТС не могут включаться в расходы (п. 19 статьи 270 НК РФ), но уменьшают сумму начисленного налога на прибыль. На УСН Доходы минус расходы сбор может быть учтён при расчёте налоговой базы на основании пункта 1 статьи 346.16 НК РФ.
Плательщики УСН Доходы уменьшают единый налог на сумму ТС, для этого в годовой декларации предусмотрен отдельный раздел 2.1.2. Но кроме того, упрощенцы уменьшают налог на уплаченные страховые взносы. В каком порядке это сделать?
Согласно п. 8 статьи 346.21 НК РФ уплаченный торговый сбор уменьшает исчисленный налог в дополнение к суммам уменьшения, установленным пунктом 3.1 этой же статьи. Это означает, что сначала из налогового платежа вычитают страховые взносы, уплаченные в отчетном периоде. При этом для работодателей действует ограничение на уменьшение налога (не более 50%). И уже оставшуюся часть налога можно уменьшать на торговый сбор (письмо Минфина от 15.07.2015 № 03-11-10/40730).
Введение торгового сбора с 2015 года объяснялось необходимостью «вывода из тени» торговых организаций. В итоге, согласно Налоговому кодексу, ввести торговый сбор было разрешено только в городах федерального значения — Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе. Однако на данный момент действует он только в Москве.
Для уплаты торгового сбора организация должна зарегистрироваться в качестве его плательщика (в противном случае ей грозит штраф). При этом регистрироваться и платить сбор должна именно та организация, которая фактически осуществляет торговлю, а не та, которая предоставляет помещение в аренду. Например, становиться на учёт в качестве плательщика торгового сбора должен предприниматель, который арендует помещение в торговом комплексе, а не сам торговый комплекс.
Что облагается торговым сбором
В качестве базы для расчета торгового сбора берется не реально полученный доход, а сам факт использования торгового объекта. Причем под торговым объектом понимается не только недвижимое имущество (магазины, палатки, киоски и т.д.), но и движимое (объекты развозной и разносной торговли).
Поэтому необходимость в уплате торгового сбора не зависит от таких факторов как:
- Право собственности на торговый объект. Платить сбор должны те лица, которые непосредственно используют объект для торговли в независимости от того собственник это или арендатор.
- Величина полученных доходов. Размер торгового сбора напрямую зависит только от количества квадратных метров, а также типа и места расположения объекта торговли.
- Место регистрации бизнесмена. Торговый сбор должны платить все, кто ведет торговлю на той территории, где он установлен, в независимости от места жительства предпринимателя (например, ИП зарегистрированный в Смоленске, но ведущий деятельность в Москве обязан платить торговый сбор).
- Регулярность торговли. Торговый сбор рассчитывается и платится сразу за целый квартал. Поэтому в независимости от сезонности бизнеса и количества проработанных дней в квартале, торговый сбор все равно придется заплатить в полном размере.
Куда подается уведомление
Если деятельность ведется через стационарный объект, уведомление подается в ИФНС по месту нахождения этого объекта, а если через нестационарный, то по месту нахождения (жительства) налогоплательщика.
Если объектов торговли несколько, то подается одно уведомление, но с указанием сразу всех объектов. Местом подачи уведомления в этом случае будет налоговая инспекция, к которой относится торговый объект, указанный в уведомлении первым.
Примечание: уведомление также подается, если меняется площадь объекта или появляется новая торговая точка. В случае изменения местонахождения объекта сначала пишется уведомление о снятии его с учета и только потом подается уведомление в ИФНС по новому адресу.
В течение 5 рабочих дней после подачи уведомления налоговая инспекция должна выдать свидетельство плательщика торгового сбора. Свидетельство выдается на руки или отправляется по почте.
Tорговый сбор у ИП при УСН «Доходы»
Если ИП применяет УСН «Доходы», зарегистрирован и уплачивает налог в г. Москва, то он может упрощенный налог снизить на сумму TC. При этом сбор должен быть начислен в том же периоде, что и авансовый платеж по упрощенному налогу. Если ИП не зарегистрирован в Москве, но ведет тамторговлю, то он обязан в стать на учет по уплате TC в Московскую налоговую инспекцию. Налог по УСН перечисляется по месту жительства, поэтому его не снизить за счет суммы TC.
Особенные моменты:
1) Если у ИП при УСН есть наемные сотрудники, то налог можно уменьшить за счетстраховых взносов, выплат по больничным листам, личных страховок но не более чем на 50%.Согласно пункту 8 статьи 346.21 НК, плательщик в дополнении к суммам, уменьшающим налог, может снизить его на сумму ТС. Получается, что оставшуюся часть налога можно убавить на сумму ТС вплоть до нуля.
Если наемных сотрудников нет, то предприниматель платит только за себя страх.взносы, и вправебез ограничений снизить упрощенный налог за счет перечисленных страх. взносов.
2) ТС не указывается в книге учета доходов и расходов, так как нет соответствующей графы для суммы уплаченного ТС. Поэтому указывать ее в книге не нужно. А в декларации нужно будет указать в строках 140—143 раздела 2.1 вместе со страховыми взносами
3) если ИП занимается не только торговлей, но и другими видами деятельности, то доходы он должен учитывать раздельно по каждому виду. Согласно письму Минфина России от 23.07.2015 № 03-11-09/42494 и ФНС России от 12.08.2015 № ГД-4-3/14233, можно снизить только ту часть налога, которая исчислена от торговой деятельности. То есть предпринимателю нужно рассчитать налог от торговой деятельности и от остальной. И уменьшить только тот, который от торговой.
Как узнать, действует ли сбор в том или ином регионе
Для того чтобы получить интересующие сведения о действия регионального закона «О введении торгового сбора», нужно проконсультироваться у налоговиков по адресу ведения коммерческой деятельности. Также можно узнать о законе на официальном сайте регионального правительства или в Газете – официальном источнике публикации данных.
На 2020 год рассматриваемый платеж действует на территории Москвы с 1.07.2015. После этого практика будет внедрена в Санкт-Петербурге, Севастополе. Если конкретная территория не входит в состав указанных трех городов, то торговый сбор может быть внедрен после принятия федерального закона – только затем будет принят местный закон. То есть в других субъектах РФ ожидать появления данного платежа пока что не следует.
Как посчитать торговый сбор
Для начала следует разобраться с объектом налогообложения в данной ситуации. По сути, объектом обложения сбором здесь является факт использования торгового объекта. Какой был у вас объем реализации в течение квартала, какие товары вы продавали – не важно. Не важно, даже если воспользовались вы этим объектом торговли пару раз за весь квартал. Расчет торгового сбора никаким образом не зависит от реального времени использования объекта торговли.
Сбор рассчитывается и платится по каждому торговому объекту. Для этого нужно знать вид торговли и характеристику (а также местонахождение) объекта. По этим параметрам в местном нормативном акте легко найти ставку сбора. Ставка может быть указана как за весь торговый объект, так и за квадратный метр площади. Во втором случае нужно будет произвести расчеты, умножив ставку на общую площадь помещения.
Сбор уплачивается раз в квартал, отчетного периода нет, никакую отчетность сдавать не надо. Основанием платежа в бюджет является свидетельство о постановке на учет.
Сумму сбора необходимо заплатить по реквизитам налоговой, где вы вставали на учет, строго до 25 числа месяца, идущего за облагаемым кварталом. За просрочку платежа налоговики могут начислить пени.
Важно! Оплата сбора осуществляется либо добровольно, либо в принудительном порядке — заплатить его все равно придется. В первом случае вы сами встаете на учет, считаете и платите сбор. Вторая ситуация касается тех, кто на учет не встал – и налоговики сделали это принудительно. В этом случае налоговая сама считает величину сбора и присылает требование об уплате, на исполнение которого предпринимателю отводится 8 рабочих дней.
Торговля через объекты стационарной и нестационарной сети.
Для того, чтобы понять, какая деятельность сюда относится, необходимо выяснить, что такое «объект стационарной сети» и «объект нестационарной сети».
Сразу скажем, глава 33 Кодекса указанные понятия не расшифровывает. В авторских материалах нередко встречаются рекомендации использовать для толкования рассматриваемых терминов определения, приведенные в главе 26.3 («ЕНВД») или главе 26.5 («ПСН») Кодекса. По мнению автора, такой подход в корне неверен и прямо противоречит закону. Поясним.
Во-первых, в поименованных главах прямо указано, что приведенные в них понятия применяются «для целей настоящей главы», «в целях подпунктов 45-47 пункта 2 настоящей статьи» (абз. первый ст. 346.27, абз. первый п. 3 ст. 346.43 НК РФ), то есть использование этих понятий в иных целях, в том числе при анализе положений главы 33 Кодекса, является прямым нарушением. Исключение составляет наличие конкретной отсылочной нормы на эти определения. Так, например, прямо предусмотрено, что используемое для целей главы 33 Кодекса понятие «площадь торгового зала» определяется в том же значении, в котором оно расшифровано в главе 26.5 этого же документа (п. 5 ст. 415 НК РФ).
Во-вторых, в силу прямого требования Кодекса (п. 1 ст. 11 НК РФ) институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в Кодексе, должны применяться в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства. Исключение — случаи, когда иной порядок определения термина прямо предусмотрен Кодексом. Здесь напомним, что понятия, применяемые для всего Кодекса в целом, содержатся в первой его части (п. 2 ст. 11, ст. 38-41 НК РФ). Поэтому, если налогоплательщик не обнаружил в главе 33 и (или) первой части Кодекса определения того или иного понятия или отсылочной нормы на него, то для трактовки этого понятия следует воспользоваться иными отраслевыми законодательными актами, а не искать аналогии в главах Кодекса, регулирующих порядок уплаты конкретных налогов.
Правительство Москвы разработало постановление (пост. Правительства Москвы от 30.06.2015 № 401-ПП (далее — Порядок № 401-ПП)), которым утвердило порядок сбора и обработки сведений об объектах обложения торговым сбором. В этом документе в том числе содержатся определения интересующих нас терминов. Вместе с тем хотим предупредить, что возможность использования этих терминов в целях применения главы 33 Кодекса не безусловна. Дело в том, что в соответствии с положениями Кодекса Правительство Москвы как представительный (законодательный) орган города федерального значения при установлении сбора на своей территории наделено правом только (пп. 2, 3 ст. 410 НК РФ):
— определять ставку сбора в пределах, установленных главой 33 Кодекса;
— устанавливать льготы, основания и порядок их применения.
Право устанавливать термины, используемые для целей главы 33, Кодекс Правительству Москвы не предоставляет.
Отметим также, что в целях определения понятий «объект стационарной сети» и «объект нестационарной сети» могут быть использованы такие отраслевые нормативно-правовые акты, как:
— Закон о торговле;
— Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 51303-2013 «Торговля. Термины и определения» (утв. приказом Росстандарта от 28.08.2013 № 582-ст);
— Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 51305-2009 «Услуги торговли. Требования к персоналу» (утв. приказом Ростехрегулирования от 15.12.2009 № 770-ст).
Кстати, именно к Закону о торговле предлагает обращаться Минфин России при толковании в целях торгового сбора таких понятий, как «оптовая и розничная торговля», «торговая сеть» и «объекты нестационарной/стационарной торговой сети» (письма Минфина России от 17.07.2015 № 03-11-06/41106, от 15.07.2015 № 03-11-10/40730).
Вместе с тем сравнительный анализ приведенных документов позволяет сделать вывод, что при разработке Порядка № 401-ПП Правительство Москвы, давая расшифровку понятий «объект стационарной сети» и «объект нестационарной сети», руководствовалось именно указанными отраслевыми актами. Поэтому, по сути, мы не видим проблем, связанных с применением определений данных терминов, предложенных в Порядке № 401-ПП.
Как рассчитать сумму сбора
Организации и предприниматели должны самостоятельно определять сумму торгового сбора для каждого объекта торговли. Формула для расчета проста:
Торговый сбор = Ставка сбора Х Фактическое значение физической характеристики объекта осуществления торговли
(например, площадь объекта торговли).
Например, если ставка установлена по одному объекту торговли, то она умножается на 1. А если ставка определена в отношении 1 кв. метра площади торгового зала (розничного рынка), ее необходимо умножить на размер этой площади.
Не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, сбор нужно перечислить в бюджет (п. 2 ст. 417 НК РФ).
Если налоговики поставили вас на учет самостоятельно на основании имеющейся у них информации, ждите требование об уплате сбора в срок не позднее 30 дней со дня поступления к ним такой информации. Правда, сумму сбора проверяющие рассчитают сами исходя из данных, представленных уполномоченным органом (п. 3 ст. 417 НК РФ).
Теперь посмотрим, как уплата торгового сбора отразится на налоговой нагрузке.
Штраф за несвоевременную подачу уведомления
Уклоняться от подачи уведомления не имеет никакого смысла. Большинство торговых объектов и так находятся под контролем налоговой инспекции, которая прекрасно осведомлена о том, какая деятельность на них ведется.
Кроме этого выявлением нелегальных торговцев теперь ещё занимается и Департамент экономической политики и развития г. Москвы, который в случае их обнаружения самостоятельно передаст сведения в ФНС.
За несвоевременную подачу уведомления и осуществление торговли без необходимого свидетельства налоговая инспекция может выписать штраф
, размер которого составляет
10%
от доходов, полученных за период нелегальной работы, но
не менее 40 000 рублей
.
Также за не представление уведомления дополнительно предусмотрен штраф в размере 200 рублей
.
Примечание
: штрафные санкции могут быть предъявлены, только если была проведена выездная проверка и составлен соответствующий акт об отсутствии разрешительных документов.
Помимо штрафов существуют иные санкции
за работу без уведомления ФНС. Например, тем, кто не подал уведомление, запрещено уменьшать основной налог на сумму уплаченного торгового сбора.
Код ОКТМО и получатель платежа
Код ОКТМО указывается в поле 105 платежного поручения. При заполнении платежки на уплату торгового сбора следует проставить код ОКТМО, который соответствует той территории, где ведется торговля. А в зависимости от вида объекта торговли (движимое или недвижимое имущество) будет меняться информация в поле 16 «Получатель» платежки.
Коды ОКТМО муниципальных образований г. Москвы (муниципальных округов, городских округов и поселений) содержатся в Общероссийском классификаторе территорий муниципальных образований (утв. приказом Росстандарта от 14.06.13 № 159-ст). Выяснить данный код также можно с помощью сервиса «Узнай ОКТМО» на сайте ФНС России.
Где применяется в 2021 году
НК РФ устанавливает, что торговый сбор должен быть введен в трех регионах России, которыми являются города федерального значения. Это Москва, Санкт-Петербург, Севастополь.
Для того, чтобы на территории этих субъектов местные органы власти могли взимать торговый сбор, они должны подготовить и утвердить ряд нормативных документов.
В настоящее время соответствующий закон был принят только властями Москвы. Поэтому торговый сбор сегодня уплачивают хозяйствующие субъекты, работающие в сфере торговли на территории столицы. Остальные города федерального значения до сих пор занимаются подготовительной работой.
Важно! При этом субъект бизнеса может быть не зарегистрирован в Москве. Достаточно, что он использует объект торговли, который располагается на территории данного города. Перед началом деятельности ему нужно подать уведомление в ИФНС по месту расположения данного объекта.