Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новые правила по ОПО: особенности использования подъёмных сооружений». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Необходимо ли регистрировать кран-балку (грузоподъемностью до 10 тн) как ОПО в РТН, если она установлена на фундаментном основании. По информации от проектной организации если кран-балка установлена на плитное основание то регистрировать не нужно, если на фундаментном то нужно. Можете разъяснить?
ФНП устанавливают необходимые требования к:
- деятельности в области промышленной безопасности на опасных производственных объектах (далее — ОПО), на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы (далее также — подъемные сооружения, подъемные средства, ПС), в том числе к работникам указанных ОПО;
- безопасности технологических процессов на ОПО, на которых используются подъемные сооружения, в том числе к порядку действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте.
Положения настоящих ФНП распространяются на организации независимо от их организационно-правовых форм, а также индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности ОПО, на которых используются ПС, на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.
Требования настоящих ФНП распространяются на обеспечение промышленной безопасности ОПО, на которых применяются следующие ПС и оборудование, используемое совместно с ПС:
- а) грузоподъемные краны всех типов;
- б) мостовые краны-штабелеры;
- в) краны-трубоукладчики;
- г) краны-манипуляторы;
- д) строительные подъемники;
- е) подъемники (вышки), предназначенные для перемещения людей, людей и груза (подъемники с рабочими платформами);
- ж) грузовые электрические тележки, передвигающиеся по надземным рельсовым путям совместно с кабиной управления;
- з) электрические тали;
- и) краны-экскаваторы, предназначенные для работы с крюком;
- к) сменные грузозахватные органы и съемные грузозахватные приспособления (крюки, грейферы, магниты, спредеры, траверсы, захваты, стропы), используемые совместно с ПС для подъема и перемещения грузов;
- л) тара для транспортировки грузов, за исключением специальной тары, применяемой в металлургическом производстве (ковшей, мульдов), а также специальной тары, используемой в морских и речных портах;
- м) специальные съемные кабины и люльки, навешиваемые на грузозахватные органы кранов и используемые для подъема и перемещения людей;
- н) рельсовые пути (для опорных и подвесных ПС, передвигающихся по рельсам).
Самоходные краны, краны-манипуляторы и подъемники (вышки) осуществляют грузоподъемные операции только на специально подготовленных для этих целей площадках, при этом крановые, крано-манипуляторные установки и подъемные установки подъемников (вышек) стационарно закреплены на шасси или раме. В процессе производства работ самоходные краны, краны-манипуляторы и подъемники (вышки), независимо от их возможности перемещения, следует относить к стационарно установленным грузоподъемным механизмам.
4. Требования настоящих ФНП не распространяются на обеспечение безопасности объектов, на которых используются следующие ПС:
- а) применяемые в интересах обороны и безопасности государства, гражданской и территориальной обороны или относящиеся к вооружению и военной технике, кроме ПС общепромышленного назначения, перечисленных в пункте 3 настоящих ФНП и предназначенных только для транспортировки обычных грузов;
- б) применяемые на объектах использования атомной энергии, а также оказывающие влияние на ядерную и радиационную безопасность;
- в) с ручным приводом, лифты, канатные дороги, фуникулеры, эскалаторы, напольные, завалочные и посадочные грузоподъемные машины, электро- и автопогрузчики, путе- и мостоукладочные машины, подъемные комплексы для парковки автомобилей, эвакуаторы автомобилей;
- г) установленные в шахтах, на судах и иных плавучих средствах;
- д) утратил силу. — Приказ Ростехнадзора от 12.04.2016 N 146;
- е) предназначенные для работы только в исполнении, исключающем применение грузозахватных приспособлений с навесным оборудованием (например, вибропогружателями, шпунтовыдергивателями, буровым оборудованием), а также кабин (люлек) с людьми, используемых в качестве аттракционов;
- ж) монтажные полиспасты и конструкции, к которым они подвешиваются (мачты, балки, шевры);
- з) краны для подъема створов (затворов) плотин без осуществления зацепления их крюками;
- и) домкраты;
- к) манипуляторы, используемые в технологических процессах.
Сборка и соединение сборочных единиц
43. Сборку и соединение отдельных сборочных единиц ПС выполняют согласно требованиям руководства (инструкции) по эксплуатации и другой эксплуатационной документации ПС. 44. Крупногабаритные сборочные единицы ПС укладывают на место последующего монтажа с применением грузоподъемных механизмов, при этом положение стыкуемых элементов по высоте регулируют в соответствии с требованиями руководства (инструкции) по эксплуатации ПС. Фактическая несоосность (не параллельность) стыкуемых сборочных единиц не должна превышать величин соответствующих допусков, приведенных в руководстве (инструкции) по эксплуатации ПС. 45. Сборку и монтаж металлоконструкций самомонтируемых козловых и башенных кранов выполняют на участке подготовленного наземного рельсового пути согласно указаниям, приведенным в руководстве (инструкции) по монтажу данных ПС. 46. До соединения отдельных сборочных единиц ПС необходимо убедиться, что их положение устойчиво и последующие операции сборки не приведут к их сползанию, падению и травмированию работника.
(в ред. Приказа Ростехнадзора от 12.04.2016 N 146)
Полумосты мостовых кранов, устанавливаемые для последующего соединения на надземный рельсовый путь, должны быть предварительно закреплены.
47. Сварку отдельных элементов при монтаже ПС, если она предусмотрена, выполняют согласно указаниям руководства (инструкции) по эксплуатации ПС.
При отсутствии в руководстве (инструкции) по эксплуатации (монтажу) ПС требований к объемам и методам контроля качества сварных соединений их следует назначать согласно указаниям пунктов 68 — 82 настоящих ФНП.
(в ред. Приказа Ростехнадзора от 12.04.2016 N 146)
48. По завершении работ, связанных с монтажом металлоконструкций ПС (в том числе грузовой тележки, при ее наличии), выполняется запасовка грузовых канатов, наладка тормозов, ограничителей, указателей и регистраторов параметров (пункты 49 — 57 настоящих ФНП). По окончании указанных работ осуществляется наладка системы управления ПС в целом.
Для ПС, имеющих электро-, пневмо- или гидравлический привод, выполняют комплекс монтажных и наладочных работ, необходимых для обеспечения работоспособности и требований безопасности указанных устройств, приведенный в эксплуатационных документах ПС и этих устройств.
(п. 48 в ред. Приказа Ростехнадзора от 12.04.2016 N 146)
Требования к монтажу и наладке систем дистанционного управления (радиоуправления)
58. Монтаж и наладка системы дистанционного управления (радиоуправления) ПС осуществляются по эксплуатационной документации на ПС и документации изготовителя системы дистанционного управления (радиоуправления). При отсутствии документации изготовителя системы дистанционного управления (радиоуправления) допускается производить монтаж и наладку систем по документации, разработанной специализированной организацией.
Документация, используемая при монтаже и наладке системы дистанционного управления (радиоуправления) ПС, должна быть приложена к паспорту ПС.
(п. 58 в ред. Приказа Ростехнадзора от 12.04.2016 N 146)
59. Монтаж и наладка системы дистанционного управления (радиоуправления) ПС должен быть выполнен с учётом того, что любой отказ (поломка) любой составной части системы дистанционного управления (радиоуправления) не должен приводить к аварии ПС, его частей и падению груза. 60. По окончании монтажа и наладки системы дистанционного управления (радиоуправления) должна быть проведена проверка всех команд управления и аварийной защиты при работе ПС в режиме дистанционного управления (радиоуправления) в соответствии с инструкцией изготовителя системы дистанционного управления (радиоуправления) с участием представителей эксплуатирующей организации и организации, производившей монтаж системы дистанционного управления (радиоуправления). При получении положительных результатов проверки для ПС, подлежащих учету, согласно пункту 147 настоящих ФНП необходимо выполнить требования, изложенные в пунктах 138 — 147 настоящих ФНП.
При переводе кранов мостового типа и консольных кранов грузоподъемностью до 10 т включительно на дистанционное управление (радиоуправление) они подлежат снятию с учета в органах Ростехнадзора при условии демонтажа кабины управления.
(абзац введен Приказом Ростехнадзора от 12.04.2016 N 146)
61. Обслуживание систем дистанционного управления (радиоуправления) при эксплуатации ПС следует выполнять согласно инструкции, разработанной изготовителем системы дистанционного управления (радиоуправления) ПС. Контроль качества монтажа и наладки ПС.
к Федеральным нормам и правилам
Термины и определения
Авария подъемного сооружения — разрушение зданий (сооружений) ОПО, на которых непосредственно установлены ПС, и (или) самих ПС, в том числе падение транспортируемого груза и (или) отдельных частей ПС, а также возникновение в расчетных металлоконструкциях ПС разрушений (или значительных остаточных деформаций), не подлежащих ремонту (восстановлению).
Быстромонтируемый башенный кран — башенный кран, монтируемый на объекте с помощью собственных механизмов, без верхолазных работ и с оперативным временем монтажа не более 30 минут.
Группа классификации (режима работы) — характеристика механизма или крана, учитывающая его использование по грузоподъемности, а также по времени или числу циклов работы.
Дефект — каждое отдельное несоответствие установленным требованиям конструкторской, технологической или эксплуатационной документации ПС.
Инцидент с подъемным сооружением — отказ ПС, применяемого на ОПО, приводящий ПС в неработоспособное состояние, не допускающее продолжение его эксплуатации без проведения ремонта.
Комплектующее изделие — изделие предприятия-поставщика, применяемое как составная часть ПС, выпускаемого предприятием-изготовителем.
Коэффициент запаса — отношение фактической нагрузки (или момента, создаваемого фактической нагрузкой) к максимальной расчетной нагрузке (или моменту на валу (барабане, звездочке), создаваемому максимальной расчетной нагрузкой).
Коэффициент запаса торможения — отношение момента, создаваемого тормозом, к наибольшему моменту на тормозном валу от приложенных статических нагрузок:
наибольшего рабочего груза (для механизма подъема);
массы стрелы, противовеса, наибольшего рабочего груза;
ветра рабочего состояния (для механизма изменения вылета).
Крановщик (оператор) — лицо, прошедшее обучение и имеющее удостоверение, дающее право на управление одним или несколькими типами ПС.
Мобильные ПС — грузоподъемные краны на пневмо- или гусеничном ходу, краны-трубоукладчики, краны-манипуляторы, подъемники и вышки, краны-экскаваторы, предназначенные только для работы с крюком, подвешенным на канате, или электромагнитом. Отбор мощности для собственного передвижения и работы механизмов перечисленных ПС осуществляется от собственного источника энергии.
Модернизация — изменение, усовершенствование, отвечающее современным требованиям.
Примечание: модернизация ПС — разновидность реконструкции, направленная на улучшение потребительских свойств, показателей назначения и/или безопасности ПС, например, замена старой системы управления на новую, с более плавным регулированием и более высокими номинальными скоростями.
Обрыв проволоки каната — одно- или многократное нарушение целостности отдельной проволоки на регламентированной длине участка каната, подвергаемого контролю.
Ограничитель рабочего параметра — устройство, предназначенное для автоматического предотвращения превышения допустимого значения рабочего параметра ПС.
Ограничитель рабочего движения — ограничитель, вызывающий остановку рабочего движения механизма ПС при достижении им предельного положения с последующей блокировкой движения в данном направлении, разрешая при этом движение в обратном направлении.
Оператор дистанционного управления (или радиоуправления) ПС — лицо, имеющее право на управление ПС дистанционно, с переносного пульта или по радио.
Отказ — событие, заключающееся в нарушении работоспособного состояния объекта (ПС).
Повреждение — событие, заключающееся в нарушении исправного состояния объекта (ПС) в эксплуатации при сохранении работоспособного состояния.
Подтверждение соответствия требованиям настоящих ФНП — документальное удостоверение соответствия промышленной безопасности процессов монтажа (демонтажа), наладки, эксплуатации, в том числе ремонта, реконструкции, модернизации и утилизации (ликвидации) ПС, основанное на единстве требований промышленной безопасности ПС, изложенных в настоящем документе.
Регистратор параметров работы ПС — устройство, регистрирующее (записывающее и сохраняющее) параметры работы ПС в процессе его эксплуатации. Данное устройство автономного исполнения, либо может быть встроенным в ограничитель, либо иного конструктивного исполнения. Требования к числу регистрируемых и записываемых регистратором параметров зависят от типа и назначения ПС.
Реконструкция — изменение конструкции ПС или его основных показателей назначения, вызывающее необходимость внесения изменений в паспорт (например, изменение типа привода, длины стрелы, высоты башни, длины пролета, грузоподъемности, устойчивости), переоборудование ПС для работы с другими грузозахватными органами или грузозахватными приспособлениями, а также другие изменения, вызывающие перераспределение и изменение нагрузок на расчетные элементы металлоконструкции и/или приводы.
Ремонт — комплекс операций по восстановлению исправности или работоспособности ПС.
Ремонт текущий — ремонт, выполняемый для обеспечения или восстановления работоспособности изделия (ПС) и состоящий в замене и (или) восстановлении отдельных его частей.
Ремонт плановый — ремонт, постановка на который осуществляется в соответствии с требованиями нормативно-технической или эксплуатационной документации.
Ремонт капитальный — ремонт, выполняемый для восстановления исправности и полного или близкого к полному восстановлению ресурса изделия (ПС) с заменой или восстановл��нием любых его частей, включая базовые.
Примечание: значение близкого к полному ресурсу устанавливается в нормативно-технической документации.
Ремонт полнокомплектный — ремонт ПС с истекшим сроком службы, выполняемый ПС, находящимся в смонтированном состоянии, с целью устранения повреждений, выявленных в результате технического диагностирования, для восстановления работоспособности ПС и продления срока службы до следующего технического диагностирования.
Ремонт капитально-восстановительный — ремонт ПС с истекшим сроком службы, выполняемый для восстановления работоспособности и полного или близкого к полному восстановлению ресурса ПС, включающий замену или восстановление любых его частей.
Ремонтно-пригодные механизмы и соединения ПС — свойство конструкций механизмов и соединений ПС, определяющее возможность и целесообразность восстановления их показателей назначения до первоначального (нормативного) уровня с помощью ремонтных воздействий.
Сборка — образование соединений составных частей изделия (ПС).
Примечания:
1. Примером видов сборки является сварка заготовок, клепка, соединение на болтах или шпильках.
2. Соединение может быть разъемным или неразъемным.
Состояние исправное — состояние объекта (ПС), при котором он соответствует всем требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации.
Состояние неисправное — состояние объекта (ПС), при котором он не соответствует хотя бы одному из требований нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации.
Состояние работоспособное — состояние объекта (ПС), в том числе узлов, механизмов, систем управления, при котором значения всех параметров, характеризующих способность выполнять заданные функции, соответствуют требованиям нормативно-технической и конструкторской (проектной) документации.
Состояние неработоспособное — состояние объекта (ПС), при котором значение хотя бы одного параметра, характеризующего способность выполнять заданные функции, не соответствует требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации.
Состояние предельное — неработоспособное состояние объекта (ПС), при котором его дальнейшая эксплуатация недопустима или нецелесообразна либо восстановление его работоспособного состояния невозможно или нецелесообразно.
Средства технического обслуживания (ремонта) — средства технологического оснащения и сооружения, предназначенные для выполнения технического обслуживания (ремонта).
Срок службы — календарная продолжительность эксплуатации от начала эксплуатации объекта (ПС) или ее возобновления после ремонта до перехода ПС в предельное состояние.
к Федеральным нормам и правилам
Нормы браковки стальных канатов подъемных сооружений
Для оценки безопасности использования канатов применяют следующие критерии:
а) характер и число обрывов проволок (рис. 1 — 3), в том числе наличие обрывов проволок у концевых заделок, наличие мест сосредоточения обрывов проволок, интенсивность возрастания числа обрывов проволок;
б) разрыв пряди;
в) поверхностный и внутренний износ;
г) поверхностная и внутренняя коррозия;
д) местное уменьшение диаметра каната, включая разрыв сердечника;
е) уменьшение площади поперечного сечения проволок каната (потери внутреннего сечения);
ж) деформация в виде волнистости, корзинообразности, выдавливания проволок и прядей, раздавливания прядей, заломов, перегибов;
з) повреждения в результате температурного воздействия или электрического дугового разряда.
Рис. 1. Обрывы и смещения проволок каната крестовой свивки
Рис. 2. Сочетание обрывов проволок с их износом:
а — в канате крестовой свивки; б — в канате односторонней свивки
Рис. 3. Обрывы проволок в зоне уравнительного блока:
а — в нескольких прядях каната; б — в двух прядях в сочетании с
местным износом
2. Браковка канатов, работающих со стальными и чугунными блоками, должна производиться по числу обрывов проволок в соответствии с табл. 1 и рис. 4.
Канаты кранов, предназначенных или используемых для подъема людей, для перемещения расплавленного или раскаленного металла, огнеопасных и ядовитых веществ, бракуют при вдвое меньшем числе обрывов проволок.
3. При уменьшении диаметра каната в результате поверхностного износа (рис. 5) или коррозии (рис. 6) на 7 процентов и более по сравнению с номинальным диаметром канат подлежит браковке даже при отсутствии видимых обрывов проволок.
При уменьшении диаметра каната в результате повреждения сердечника — внутреннего износа, обмятия, разрыва (на 3 процента от номинального диаметра у некрутящихся канатов и на 10 процентов у остальных канатов) канат подлежит браковке даже при отсутствии видимых обрывов проволок (рис. 7).
Рис. 4. Пример определения числа обрывов наружных проволок
стального каната:
1 — на участке контроля у оборванной проволоки обнаружен только
один конец, ответный конец оборванной проволоки отсутствует.
Данный дефект соответствует одному обрыву;
2 — на участке контроля у оборванной проволоки в наличии два конца.
Данный дефект соответствует одному обрыву;
3 — на участке контроля одна из проволок имеет двукратное
нарушение целостности. Поскольку нарушения целостности
принадлежат только одной проволоке, данный дефект суммарно
соответствует одному обрыву
Таблица 1
Число обрывов проволок, при наличии которых бракуются стальные канаты ПС, работающие со стальными и чугунными блоками
Число несущих проволок в наружных прядях |
Конструкции канатов |
Тип свивки |
Группа классификации (режима) механизма |
|||||||
M1, М2, М3 и М4 |
М5, М6, М7 и М8 |
|||||||||
Крестовая свивка |
Односторонняя свивка |
Крестовая свивка |
Односторонняя свивка |
|||||||
на участке длиной |
||||||||||
6d |
30d |
6d |
30d |
6d |
30d |
6d |
30d |
|||
n ≤ 50 |
6 ×7 (6/1) |
2 |
4 |
1 |
2 |
4 |
8 |
2 |
4 |
|
6 ×7 (1 + 6) + 1 × 7 (1 + 6) |
ЛК-О |
|||||||||
6 ×7 (1 + 6) + 1 о.с. |
ЛК-О |
|||||||||
8 × 6 (0 + 6) + 9 о.с. |
ЛК-О |
|||||||||
51 ≤ n ≤ 75 |
6 × 19 (9/9/1)* |
3 |
6 |
2 |
3 |
6 |
12 |
3 |
6 |
|
6 × 19 (1 + 9 + 9) + 1 о.с. |
ЛК-О |
|||||||||
6 × 19 (1 + 9 + 9) + 7 × 7 (1 + 6)* |
ЛК-О |
|||||||||
76 ≤ n ≤ 100 |
18 × 7 (1 + 6) + 1 о.с. |
ЛК-О |
4 |
8 |
2 |
4 |
8 |
16 |
4 |
8 |
101 ≤ n ≤ 120 |
8 × 19 (9/9/1)* |
5 |
10 |
2 |
5 |
10 |
19 |
5 |
10 |
|
6 × 19 (12/6/1) |
||||||||||
6 × 19 (12/6 + 6F/1) |
||||||||||
6 × 25FS (12/12/1)* |
||||||||||
6 × 19 (1 + 6 + 6/6) + 7 × 7 (1 + 6) |
ЛК-Р |
|||||||||
6 × 19 (1 + 6+6/6) + 1 о.с. |
ЛК-Р |
|||||||||
6 × 25 (1 + 6; 6 + 12) + 1 о.с. |
ЛК-З |
|||||||||
6 × 25 (1 + 6; 6 + 12) + 7 × 7 (1 + 6) |
ЛК-З |
|||||||||
121 ≤ n ≤ 140 |
8 × 16 (0 + 5 + 11) + 9 о.с. |
ТК |
6 |
11 |
3 |
6 |
11 |
22 |
6 |
11 |
141 ≤ n ≤ 160 |
8 × 19 (12/6 + 6F/1) |
6 |
13 |
3 |
6 |
13 |
26 |
6 |
13 |
|
8 × 19 (1 + 6 + 6/6) + 1 о.с. |
ЛК-Р |
|||||||||
161 ≤ n ≤ 180 |
6 × 36 (14/7 + 7/7/1)* |
7 |
14 |
4 |
7 |
14 |
29 |
1 |
14 |
|
6 × 30 (0 + 15 + 15) + 7 о.с. |
ЛК-О |
|||||||||
6 × 36 (1 + 7 + 7/7 + 14) + 1 о.с.* |
ЛК-РО |
|||||||||
6 × 36 (1 + 7 + 7/7 + 14) + 7 × 7 (1 + 6)* |
ЛК-РО |
|||||||||
181 ≤ n ≤ 200 |
6 × 31 (1 + 6 + 6/6 + 12) + 1 о.с. |
8 |
16 |
4 |
8 |
16 |
32 |
8 |
16 |
|
6 × 31 (1 + 6 + 6/6 + 12) + 7 × 7 (1 + 6) |
||||||||||
6 × 37 (1 + 6 + 15 + 15) + 1 о.с. |
ТЛК-О |
|||||||||
201 ≤ n ≤220 |
6 × 41 (16/8 + 8/8/1)* |
9 |
18 |
4 |
9 |
18 |
38 |
9 |
18 |
|
221 ≤ n ≤240 |
6 × 37 (18/12/6/1) |
10 |
19 |
5 |
10 |
19 |
38 |
10 |
19 |
|
18 × 19 (1 + 6 + 6/6) + 1 о.с. |
ЛК-Р |
|||||||||
241 ≤ n ≤ 260 |
10 |
21 |
5 |
10 |
21 |
42 |
10 |
21 |
||
261 ≤ n ≤ 280 |
11 |
22 |
6 |
11 |
22 |
45 |
11 |
22 |
||
281 ≤ n ≤ 300 |
12 |
24 |
6 |
12 |
24 |
48 |
12 |
24 |
||
300 ≤ n |
0,04n |
0,08n |
0,02n |
0,04n |
0,08n |
0,16n |
0,04n |
0,08n |
Перечень грузоподъемных механизмов подлежащих регистрации в ростехнадзоре
Согласно п.1. Ст.2. Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» N 116-ФЗ от 21.07.1997 г. (со всеми изменениями и дополнениями):
«Опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону».
К категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых:
…используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы (за исключением лифтов, подъемных платформ для инвалидов), эскалаторы в метрополитенах, канатные дороги, фуникулеры; … См. п.3. Приложения 1 ФЗ-116 (в ред. Федерального закона от 04.03.2013 N 22-ФЗ).
Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», (в редакции Приказа Ростехнадзора N 146 от 12.04.2016 г.), далее ФНП ПС устанавливают необходимые требования к:
деятельности в области промышленной безопасности на опасных производственных объектах (далее — ОПО), на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы (далее — подъемные сооружения), в том числе к работникам указанных ОПО.
Согласно п.3. ФНП ПС: «Требования настоящих ФНП распространяются на обеспечение промышленной безопасности ОПО, на которых применяются следующие подъемные сооружения (далее — ПС, когда речь идет о подъемных сооружениях, перечисленных в настоящем пункте) и оборудование, используемое совместно с ПС:
а) грузоподъемные краны всех типов;
б) мостовые краны штабелеры;
д) строительные подъемники;
е) подъемники и вышки, предназначенные для перемещения людей;
ж) грузовые электрические тележки, передвигающиеся по надземным рельсовым путям совместно с кабиной управления;
з) электрические тали;
и) краны-экскаваторы, предназначенные только для работы с крюком, подвешенным на канате, или электромагнитом;
к) сменные грузозахватные органы (крюки, грейферы, магниты) и съемные грузозахватные приспособления (траверсы, грейферы, захваты, стропы), используемые совместно с кранами для подъема и перемещения грузов;
л) тара для транспортировки грузов, отнесенных к категории опасных, за исключением специальной тары, применяемой в металлургическом производстве (ковшей, мульдов), а также специальной тары, используемой в морских и речных портах;
м) специальные съемные кабины и люльки, навешиваемые на грузозахватные органы кранов и используемых для подъема и перемещения людей;
н) рельсовые пути (для опорных и подвесных ПС), передвигающихся по рельсам».
В соответствии с п.146. ФНП ПС: «Регистрации подлежат только те ОПО, где эксплуатируются ПС, подлежащие учету в органах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и иных федеральных органах исполнительной власти в области промышленной безопасности, которым в установленном порядке предоставлено право осуществления регистрации подведомственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов (далее
— федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности, осуществляющие ведение реестра ОПО)».
«Не подлежат учету в органах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору следующие ПС:
а) краны мостового типа и консольные краны грузоподъемностью до 10 т включительно, управляемые с пола посредством кнопочного аппарата, подвешенного на кране, или со стационарного пульта, а также управляемые дистанционно по радиоканалу или однопроводной линии связи;
б) краны стрелового типа грузоподъемностью до 1 т включительно;
в) краны стрелового типа с постоянным вылетом или не снабженные механизмом поворота;
г) переставные краны для монтажа мачт, башен, труб, устанавливаемые на монтируемом сооружении;
д) ПС, используемые в учебных целях на полигонах учебных заведений;
е) краны, установленные на экскаваторах, дробильно-перегрузочных агрегатах, отвалообразователях и других технологических машинах, используемые только для ремонта этих машин;
ж) электрические тали грузоподъемностью до 10 т включительно, используемые как самостоятельные ПС;
з) краны-манипуляторы, установленные на фундаменте, краны-манипуляторы грузоподъемностью до 1 т и с грузовым моментом до 4 т·м включительно;
и) грузовые строительные подъемники;
к) рельсовые пути, сменные грузозахватные органы, съемные грузозахватные приспособления и тара;
л) мостовые краны-штабелеры;
Следует отметить, что существуют различные фундаментные основания, на которые опирается кран-балка, которые рассчитываются на несущую способность для каждого типа мостового крана, но не являются критерием постановки на учет ПС в органах Ростехнадзора.
Таким образом, если речь идет о кран-балке грузоподъемностью до 10т, управляемой с пола посредством кнопочного аппарата, подвешенного на кране, или со стационарного пульта или управляемой дистанционно по радиоканалу или однопроводной линии связи, и регистрацию ПС в составе ОПО в органах Ростехнадзора с регистрацией в Реестре опасных производственных объектов, проводить не требуется.
Приказ Ростехнадзора от 12.11.2013 № 533
Применение Правил безопасности ОПО, на которых используются подъемные сооружения, обязательно на территории Российской Федерации для предприятий, которые относятся к этой категории.
Найдите нужный вам образец документа по охране труда в Справочной системы «Охрана труда». Наши эксперты подготовили уже 2506 шаблонов!
Соблюдение норм промышленной безопасности при использовании ПС является ключевым фактором . Рассматриваемые Правила должны применяться не только на уровне руководства компании, но и соблюдаться каждым работником. Документ регулирует порядок производства работ как в штатных (рабочих) ситуациях, так и в случае аварии, описывает порядок ее ликвидации.
7.5.1. Контроль качества монтажа и пуско-наладки должен быть подтвержден Актом соответствия смонтированного ПС, в котором, в общем случае, должны быть подтверждено, что ПС смонтировано в соответствии с Руководством (инструкцией) по монтажу, технологическим регламентом (при его наличии), требованиями настоящих ФНП и ПС допущено (после завершения пуско-наладки) к постановке на учет (кроме ПС, не подлежащих постановке на учет согласно ст. 9.2.3 настоящих ФНП) и последующему пуску в работу, в соответствии с требованиями раздела 9.2 настоящих ФНП. При этом, в Акте соответствия должна быть приведена следующая информация:
· исполнительные сборочные чертежи металлоконструкций ПС;
· документы, удостоверяющие качество сварки конструкций, выполненной при сборке и монтаже (копии удостоверений сварщиков, копии сертификатов на сварочные материалы, результаты механических испытаний контрольных сварных образцов, результаты неразрушающего контроля сварных соединений, если при монтаже применялась сварка отдельных сборочных единиц);
· протоколы замера сопротивления изоляции проводов и системы заземления;
· фактические результаты соответствия геометрических размеров смонтированного ПС, указанным в Руководстве (инструкции) по монтажу, а также соответствие установки ПС требованиям, приведенным в разделе 9 настоящих ФНП;
· данные о заменах неработоспособных элементов приводов, тормозов, крепежа, которые выполнены монтажной организацией;
· данные об установленных дополнительно ограничителях, указателях и регистраторах, если это являлось предметом Договора по монтажу ПС;
· акт сдачи приемки рельсового пути, если монтаж рельсового пути являлся предметом Договора по монтажу ПС, является приложением к Акту соответствия;
· результаты пуско-наладочных работ, подтверждающие работоспособность всех систем управления ПС, а также имеющихся в наличии ограничителей, указателей и регистраторов;
· результаты полного технического освидетельствования смонтированного ПС, выполненного согласно указаниям раздела 9.5 настоящих ФНП.
7.5.2. Организация, некачественно выполнившая монтаж ПС и пуско-наладку, а также подписавшая Акт соответствия смонтированного ПС, несет ответственность за предоставление ложной информации как за нарушение требований настоящих ФНП.
С 25 июня 2018 года вступили в силу изменения в ФНП объектов, на которых используется оборудование под избыточным давлением
Приказ Ростехнадзора от 12.12.2017г. № 539 «О внесении изменений в Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утвержденные Приказом Ростехнадзора от 25 марта 2014г. № 116»
Приказом, в частности, корректируются:
— круг объектов, на которые распространяется действие правил;
— требования к проектированию, строительству, реконструкции, техническому перевооружению опасных производственных объектов, на которых используется оборудование под избыточным давлением;
— особенности проектирования, строительства, реконструкции, технического перевооружения некоторых видов опасных производственных объектов;
— требования промышленной безопасности к монтажу, ремонту, реконструкции (модернизации) и наладке оборудования под давлением;
— требования к проведению некоторых видов контроля безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением;
— порядок проведения испытаний оборудования опасных производственных объектов;
— периодичность проведения технических освидетельствований сосудов, подлежащих учету в органах Ростехнадзора или иных федеральных органах исполнительной власти в области промышленной безопасности;
— периодичность проведения технических освидетельствований цистерн, находящихся в эксплуатации и подлежащих учету в органах Ростехнадзора или иных федеральных органах исполнительной власти в области промышленной безопасности;
— рекомендуемые образцы используемых документов, в частности акта готовности оборудования, работающего под избыточным давлением, к вводу в эксплуатацию, эксплуатационной документации;
— порядок оформления дубликата или восстановления паспорта оборудования, работающего под избыточным давлением;
— критерии предельного состояния оборудования, работающего под избыточным давлением, при достижении которого принимается решение о его выводе из эксплуатации для ремонта и утилизации;
— рекомендуемые образцы паспортов и иных документов на оборудование, работающее под избыточным давлением, на которое распространяются требования ТР ТС 032/2013 Технический регламент Таможенного союза. О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением.
Монтаж и наладка согласно ФНП в области промышленной безопасности подъемных сооружений
Правила безопасности опасных производственных объектов (Приказ № 533) предъявляют особые требования к монтажу и наладке эксплуатируемых ПС. Согласно пп. 17-19 Правил такие работы должны выполняться специализированными компаниями, обеспеченными всеми необходимыми материалами и оборудованием. Выполнение работ своими силами допустимо только при условии соответствия установленным требованиям.
Монтаж может выполняться только при наличии исправного оборудования и необходимых материалов. Зона монтажа подготавливается должным образом, в соответствии с требованиями к монтажу ПС, и освобождается от лишних предметов. Кроме того, зона монтажа ограждается по периметру, и на нее ограничивается доступ посторонних лиц.
Монтаж осуществляется в последовательности, описанной в техническом паспорте. После монтажа и пусконаладки производится контроль произведенных работ, и подписывается соответствующий акт. Приложением к акту становится комплект документации, описанный в п. 62 Правил.
Перед началом работ по подъёму и перемещению грузов рабочий обязан:
2.1. Правильно надеть полагающуюся по нормам чистую и находящуюся в исправном состоянии спецодежду. При необходимости надеть и другие средства индивидуальной защиты (защитную каску). Перед применением каска должна быть осмотрена. Не допускается наличие сквозных трещин и вмятин на корпусе, выскакивание подвески из кармана корпуса, а также нарушение целостности внутренней оснастки. Уход за каской производить согласно инструкции по эксплуатации.
2.2. Осмотреть рабочее место, убрать всё, что может помешать безопасной работе: освободить проходы и не загромождать их во время работы. Если пол скользкий (облит водой или маслом), вытереть его.
2.3. Убедиться в достаточном освещении места работ.
2.4. Проверить исправность грузозахватных приспособлений и тары, а именно:
2.4.1. Наличие на стропах бирок или клеймения с указанием номера, грузоподъёмности и даты испытания.
2.4.2. Отсутствие обрывов прядей и отдельных проволочек у канатных стропов, удлинение звеньев и уменьшение диаметра сечения звена у цепных стропов.
2.5. Проверить исправность основных деталей и узлов грузоподъёмной машины:
2.5.1. Наличие, надёжность крепления защитного заземления (тросика) к корпусу кнопочного аппарата управления.
2.5.2. Отсутствие заедания кнопок пульта управления в гнездах.
2.5.3. Состояние крюка (износ в зеве крюка должен быть не свыше 10% от первоначальной высоты сечения, отсутствие трещин и отгиба рога, наличие предохранительного замка, наличие стопорной планки и лёгкость проворачивания крюка в крюковой подвеске). После указанных проверок включить рубильник.
2.5.4. Состояние стального каната и правильность его намотки на барабане.
2.5.5. Надёжность действия тормоза.
2.5.6. Работу ограничителя высоты подъёма крюковой подвески.
2.5.7. Соответствие направления вызываемого движения обозначению на пульте управления.
3.1. Пользоваться только теми ПС, на которых разрешено работать после получения инструктажа.
3.2. Не отвлекаться от своих прямых обязанностей, не отвлекать других.
3.3. Зацепку грузов производить только в соответствии с графическим изображением способов строповки грузов, которые должны быть вывешены на видных местах производства работ, или тем способом, который указал специалист, ответственный за безопасное производство работ с применением ПС.
3.4. Для зацепки грузов применять стропы, соответствующие весу поднимаемого груза.
3.5. Стропы принимать такой длины, чтобы угол между их ветвями не превышал 90°.
3.6. Перемещение груза, на который не разработаны схемы строповки, производить в присутствии и под руководством специалиста, ответственного за безопасное производство работ с применением ПС.
3.7. Не поднимать груз, вес которого превышает грузоподъёмность машины, указанную на табличке. В сомнительных случаях уточнить у мастера вес данного груза.
3.8. Не допускать подъёма крюка ПС до срабатывания ограничителя высоты подъёма (ограничитель высоты подъёма крюка предназначен для аварийных случаев).
3.9. Мелкоштучные грузы (поковки, отливки, заготовки, готовые детали и т.п.) перемещать в специально для этого предназначенной таре; при этом загрузка её должна быть не выше бортов. Тара должна быть исправной и иметь маркировку (номер, грузоподъёмность, собственный вес и назначение).
3.10. При подъёме или опускании груза, установленного вблизи колонны, стены, штабеля, станка и другого оборудования, не находиться между грузом и указанным оборудованием и следить, чтобы там не было других людей.
3.11. Не поднимать груз, засыпанный землёй или примёрзший к земле, заложенный или залитый бетоном, а также металл или шлак, застывший в печи или приварившийся после слива.
3.12. Не опускать груз на автомашину, а также поднимать груз при нахождении людей в кузове или кабине автомашины.
3.14. При обнаружении неправильной и ненадёжной зацепки груза опустить его и произвести строповку вновь. Помнить, что удерживать стропы, соскальзывающие с груза при его подъёме или транспортировке, а также поправлять их ударами молотка или лома запрещается.
3.15. При перемещении в горизонтальном направлении груз или грузозахватное приспособление должны быть подняты на 0,5 м выше встречающихся на пути предметов. Груз поднимать и перемещать плавно, без рывков и раскачивания.
3.16. Не переключать движение механизма грузоподъёмной машины с прямого хода на обратный до полной остановки.
3.17. Не перемещать груз над людьми. Во время перемещения груза в горизонтальном направлении находиться на безопасном расстоянии от него; не проходить по загромождённым проходам.
3.18. При перекосе не выравнивать поднимаемый или перемещаемый груз собственным весом. Запрещается оттягивать груз.
3.19. Для разворота, а также для предотвращения самопроизвольного разворота длинномерных и громоздких грузов во время их подъёма или перемещения применять специальные оттяжки (канаты, крючья) необходимой длины.
3.20. Не подтаскивать груз по земле, полу или рельсам при наклонном положении грузового каната грузоподъёмной машины. Для этой цели требовать установки специальных блоков, обеспечивающих вертикальное положение грузового каната.
3.21. На месте укладки груза предварительно уложить подкладки, чтобы стропы могли быть легко и без повреждений извлечены из-под груза. Помнить, что освобождать грузоподъёмной машиной защемлённые стропы запрещается.
3.22. Перед опусканием груза осмотреть место, на которое груз должен быть опущен, и убедиться в невозможности падения, опрокидывания или сползания устанавливаемого груза.
3.23. По окончании работы или в перерыве груз не оставлять в подвешенном состоянии, а выключатель, подающий напряжение на троллеи или гибкий кабель, отключить и запереть.
3.24. Рабочий может находиться возле груза во время его подъёма, опускания или перемещения, если груз поднят на высоту не более 1000 мм от уровня площадки.
3.25. Не производить какие-либо работы с грузом, находящимся в подвешенном состоянии.
3.26. При управлении электроталью рабочий должен находиться со стороны открытой части барабана.
Правила безопасности ОПО, на которых , регламентируют их эксплуатацию не только для самого объекта, но и для сторонних (привлекаемых) компаний, осуществляющих работы по монтажу (демонтажу), ремонту, модернизации, наладке подъемных механизмов. Такие организации обязаны быть специализированными, являться ЮЛ или ИП, а также иметь квалифицированных специалистов и рабочий персонал, необходимые для работ материалы и механизмы. Всё используемое оборудование и материалы должны проходить сертификацию в соответствии с законодательством РФ.
Сотрудники специализированной организации должны выполнять работы в соответствии с требованиями безопасности ОПО. Для каждого вида работ у работников должно иметься соответствующее удостоверение о квалификации.
Требования ПБ к организациям и работникам ОПО, осуществляющим эксплуатацию ПС
Кроме требований, предъявляемых к сотрудникам сторонних компаний, ФНП в области промышленной безопасности подъемных сооружений содержат требования и к рабочему коллективу самого ОПО. Прежде всего, обслуживающий персонал должен неукоснительно соблюдать правила технической эксплуатации.
Оборудования и механизмы должны содержаться в технически исправном состоянии. Необходимо вовремя проводить техническое обслуживание и предупредительный ремонт.
Не допускается при эксплуатации подъемного механизма превышать оговоренный в техническом паспорте срок службы, а также предельно допустимые нагрузки. Также запрещается использование оборудования при наличии каких-либо неисправностей.
Эксплуатирующая компания должна вовремя проводить обучение обслуживающего персонала безопасным приемам работы и нормативам ОТ, а также особенностям эксплуатации того или иного ПС.