Вывоз твердых коммунальных отходов

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Вывоз твердых коммунальных отходов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Зона ответственности регионального оператора в рамках принятых договорных обязательств лежит в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, или ТКО. Такого требование Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», статьи 1.

С какими отходами работает региональный оператор?

Твердые коммунальные отходы – это вид отходов, образующихся в бытовой сфере в процессе жизнедеятельности обычных людей. Сюда же входят товары, потребительские свойства которых были утрачены после применения физическими лицами, проживающими в жилых помещениях. К ТКО относятся отходы бизнеса – индивидуальных предпринимателей, юридических лиц –, схожие с отходами, образующимися физическими лицами, по составу и свойствам. С полным списком отходов, которые включены в категорию твердых коммунальных, можно ознакомиться в приказе Росприроднадзора № 242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов», вступил в силу 22.05.2017

Региональным операторам разрешается работать с другими видами отходов, отличных от ТКО (статья 24.7, пункт 1 ФЗ от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Как отстоять право не заключать договор

В качестве примера разберем прецедент, случившийся с одним предприятием Московской области.

Компания занимается производственной деятельностью. Экологическая политика компании гласит, что отходы от производственной и хозяйственной деятельности необходимо утилизировать и обезвреживать, без передачи на захоронение. Для этого на предприятии налажена сортировка всего образующегося мусора без возможности смешения отходов.

Несмотря на то, что ТКО у компании отсутствовали, ей приходили неоднократные извещения о совершении административного правонарушения, поскольку не был заключен договор с регоператором, и дело дошло до судебных разбирательств.

Перед предприятием стояла задача — доказать, что компания действует в рамках закона и заключение договора ей не требуется. Несмотря на то, что процедура оказалась нелегкой, совместными усилиями добиться нужного результата удалось.

Еще в 2019 году, когда заключение договора с региональным оператором стало обязательным требованием, компания провела инвентаризацию всей площадки с выявлением всех отходов, образующихся от производственной и хозяйственной деятельности. В результате чего были определены отходы, среди которых входящих в список ТКО не было.

По запросу компании региональный оператор подтвердил, что необходимости заключать договор нет, так как отсутствуют отходы, которые оператор должен забирать.

Однако позже компании пришло извещение о совершении административного правонарушения в связи с тем, что не был заключен договор с регоператором. Поэтому, чтобы доказать отсутствие ТКО на площадке и, соответственно, отсутствие необходимости заключения договора, нужна была прочная доказательная база.

На территории предприятия расположено более 60 контейнеров в производственных и административных корпусах, в том числе специально отведенные под различные виды отходов:

  • бумажные стаканчики,
  • пищевые отходы,
  • пластик,
  • стекло,
  • алюминий
  • и другие.

Все контейнеры имеют маркировку и используются строго по назначению. После их заполнения накопленные в них отходы отправляются на утилизацию в специализированные компании.

Читайте также:  Дополнительные выходные дни родителям детей-инвалидов – новые правила

Для подтверждения работоспособности всей цепочки, начиная от накопления отходов и заканчивая их утилизацией, было принято решение — зафиксировать этот путь на видеосъемку.

Видеонаблюдение велось за местами накопления, а также процессом транспортировки и передачи отходов на утилизацию. При помощи камеры контролировалось соблюдение правильности разделения образующихся отходов по видам. Съемкой было подтверждено, что все сотрудники предприятия сортируют 100% образуемых отходов.

Договор на вывоз, утилизацию, обезвреживание всех видов отсортированных отходов компанией был заключен. Дополнительно специалистами экологического отдела был проведен аудит организаций, принимающих отходы.

Для полного подтверждения того, что ТКО не остаются на площадке предприятия, камерой были зафиксированы процессы загрузки и транспортировки отходов до утилизирующих компаний, а после их передачи получены соответствующие акты с указанием наименований отходов и их объемов.

Итоговая доказательная база включала:

  1. документы, подтверждающие отсутствие отходов, входящих в список ТКО;
  2. договоры на вывоз, утилизацию и обезвреживание всех отходов, образованных на предприятии;
  3. фото- и видеоматериалы, в которых прослеживался весь процесс обращения с отходами;
  4. акты от утилизирующей компании с указанием сведений о принятых отходах.

Региональный оператор по обращению с ТКО

Идея создания регионального оператора по обращению с ТКО реализована для улучшения экологической ситуации и стандартизации предоставляемых компаниями услуг по вывозу мусора. Оператор полностью контролирует цикл обращения отходов, признанных коммунальными. Ее цель – предоставление полного набора услуг по вывозу, сортировке, обезвреживанию, утилизации и захоронению мусора.

Регоператором может стать только юридическое лицо любой организационно-правовой формы. Оно должно соответствовать следующим требованиям:

  • Зарегистрировано в РФ;
  • Заниматься деятельностью по обращению с ТКО;
  • Иметь лицензию на работу по сбору, транспортированию, сортировке, обезвреживанию, размещению отходов 1-4 классов опасности.

Услуги регионального оператора оплачиваются собственниками ТКО. На оператора возлагается ответственность за размещение контейнеров на площадках, сбор и дальнейшую обработку и утилизацию ТКО. Он обеспечивает переработку мусора, вывозя его на законные объекты по обращению с отходами. Также в обязанности единого операторов входит контроль за ликвидацией незаконных свалок.

Штрафы за нарушение экологических норм при обращении с ТКО

В Федеральном законе №141-ФЗ от 17.06.2019 прописаны нарушения при обращении с коммунальными отходами:

  • несоблюдение требований по охране окружающей среды и мониторинга загрязнения;
  • нарушение сроков и порядка предоставления отчетности;
  • неуплата установленных сборов;
  • несоблюдение условий сбора, утилизации и хранения ТКО;
  • неисполнение обязанностей по разработке проектов норм потребления;
  • превышение допустимых лимитов на размещение ТКО;
  • неправильная классификация отходов;
  • применение ТКО для рекультивации;
  • отсутствие контроля за объектом размещения отходов.

Кaк нaчиcляeтcя TКO в кoммyнaльныx ycлyгax?

Дo пpинятия нoвoгo зaкoнa тapификaцию пpoвoдилa yпpaвляющaя кoмпaния c yчeтoм мeтpaжa квapтиpы. Cooтвeтcтвeннo, бoльшoe жильe — бoльшaя плaтa.

C нoвoгo гoдa мeтoдикa pacчeтa измeнилacь, бyдeт пpинятo вo внимaниe кoличecтвo пpoпиcaнныx дyш в жильe, cкoлькo кoнтeйнepoв ycтaнoвлeнo нa тeppитopии, вoзмoжнocть copтиpoвки oтxoдoв пo paзным eмкocтям. Ecли имeeтcя пocлeдняя ycлyгa, плaтa нaмнoгo бyдeт мeньшe, тaк кaк y oпepaтopa cнижaeтcя зaтpaтa нa copтиpoвкy.

Tapификaция y кaждoгo peгиoнa cвoя и нa этo влияют мнoгиe фaктopы:

  • кaкoe кoличecтвo бaкoв ycтaнoвлeнo;
  • ecть ли вoзмoжнocть copтиpoвaть oтxoды нa мecтe;
  • oбъeм мycopa, кoтopый пoдлeжит yтилизaции.

Пpoцeнтнoe oтнoшeниe ycлyги:

  • тpaнcпopтныe pacxoды-61%;
  • cocтaвлeниe дoгoвopa-10%;
  • пoлнaя пepepaбoткa мycopa-28%;
  • cбытoвoй pacxoд-1%.

Учитывaя вce пepeчиcлeннoe, cпeциaльнaя тapифнaя кoмиccия в peгиoнax фopмиpyeт cooтвeтcтвyющиe тapифы. Жильцы, пpoживaющиe в oднoм peгиoнe, зa мycop бyдyт плaтить пoчти oдинaкoвo. Ecли квapтиpa нe имeeт пpoпиcaнныx лиц, тo плaтит coбcтвeнник.

Отказ от заключения договора с региональным оператором ТКО

В соответствии с разъяснительным письмом Росприроднадзора от 22 июля 2019 г. № АА-10-02-32/19273:

Юридические лица, в результате деятельности которых образуются ТКО, вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие ТКО.

Т.е. не заключают договор с региональным оператором только юридические лица, в собственности которых находится полигон для размещения отходов при условии, что отходы образуются на том же или смежном земельном участке, на котором находится полигон.

Читайте также:  Инвалидность по зрению: критерии 2021

Остальные юридические лица, от деятельности которых образуются ТКО – обязаны заключать договор с региональным оператором!

Регоператор: кто это такой и для исполнения каких функций он необходим

Региональный оператор по обращению с отходами — это избранная компания, которая будет координировать все этапы обращения с отходами. Начиная с его сбора и утилизации, заканчивая уничтожением несанкционированных мусорных свалок.

Его основная цель — соблюдение требований региональной политики, согласно разработанной схеме и программе. С момента вступления реформы в силу, только оператор имеет право на обращение с ТКО, и только он будет нести ответственность за свою деятельность. Это необходимо для того, чтобы сфера мусорообработки могла экологически и экономически регулироваться на государственном уровне.

Статус регионального оператора присваивается на срок не менее 10 лет, но компания может быть лишена этого статуса досрочно из-за невыполнения своих обязанностей или иных правонарушений.

Закон о вывозе мусора

Закон о «мусорной реформе» заработал в России с 1 января 2019 года. Новая система обращения с отходами инициирована вступившими в силу поправками в закон от 31.12.2017 г. № 503-ФЗ «Об отходах производства и потребления«.

Согласно поправкам, к началу 2021 года все регионы РФ, за исключением Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, должны были создать и представить территориальные схемы обращения с отходами, а также провести аукционы по выбору региональных операторов. Те регионы, кто не смогли найти регоператора по конкурсу, имеют право отсрочить работу с положениями о «мусорной реформе» до января 2021 года.

Также за субъектами РФ закреплено право самостоятельно вводить нормативы по накоплению мусора и определять алгоритм внедрения раздельного сбора ТБО и прочих отходов. Для Петербурга, Москвы и Севастополя переход на новую систему перенесен на 1 января 2022 года.

Мнение эксперта

Анна

Юрист по призванию!

Важно! Плата за вывоз и сортировку мусора возлагается на всех тех, кто его производит. Речь не только о собственников магазинов и иных нежилых помещений, но и жильцов МКД, жителей частного сектора, садоводческих и огороднических некоммерческих товариществ.

Ответственность за неуплату

Обязанность по оплате коммунальных услуг установлена ст. 153 Жилищного кодекса. Отказаться от ее исполнения невозможно. Поэтому те, кто не будет своевременно вносить плату за обращение с ТКО, автоматически перейдут в разряд должников с вытекающими отсюда последствиями. А это пени на задолженность и последующее взыскание ее в судебном порядке.

Но, как и для других коммунальных платежей, здесь имеются льготные положения для некоторых категорий граждан. Федеральное законодательство устанавливает для них ежемесячные компенсации.

К таким категориям относятся:

  • федеральные льготники (инвалиды, участники ВОВ, «чернобыльцы» и т.д.);
  • региональные власти вправе установить категории, которым предоставляет льготы на своем уровне.

Как рассчитывается сумма платежа

Сумма платежа за вывоз мусора, указанная в квитанции, рассчитывается следующим образом:

Платёж = норматив Х региональный тариф Х количество проживающих.

Если в квартире никто не прописан, тогда в расчёт берётся количество собственников помещения.

Тариф зависит от категории помещения (квартира, частный дом, дача, нежилое помещение).

Норматив определяется оператором на момент проведения процедуры конкурса по назначению ответственной за мусор компании, или же назначается конкурсной комиссией на основе региональных экономических и статистических данных.

Читайте также:  Сколько алименты на одного ребенка с безработного в 2023 году в Беларуси

При таком расчёте может использоваться соотношение фактически вывезенного мусора за определённый период к количеству жильцов конкретного дома или города в целом. При этом принимаются во внимание также нормы ТКО, утверждённые Постановлением Правительства от 04.04.2016 №269.

Зачем нужен региональный оператор по обращению с ТКО?

Обычные граждане появление на рынке коммунальных услуг нового юридического лица восприняли настороженно. Опасение вызывали и перспективность такой деятельности, и повышение тарифов. На самом деле, РСО призваны спасти население от несанкционированных мусорок, предотвратить экологическую катастрофу. На регионального оператора возлагается ответственность за всю технологическую цепочку, которую должны пройти отходы.

Компании работают на перспективу. Уже практикуется раздельный сбор мусора, который в будущем должен стать нормой жизни. Также решается вопрос и с увеличением объемов переработки, что благоприятно скажется не только на экологии, но и на экономике страны. Выполнение таких важных этапов в обращении с ТКО, как переработка, утилизация, захоронение, возложено именно на регионального оператора.

Региональный оператор «За и против»

Несмотря на то что региональный оператор начал свою официальную деятельность с начала 2016 года, только недавно начались споры по поводу эффективности такого решения.

Главное преимущество введения региональных операторов – упрощение контроля за процессом обращения с отходами. Это позволит оптимизировать множество действий, связанных со сбором, вывозом и утилизацией мусора.

Основной аргумент «противников» операторов по обращению с отходами – коммерческая направленность. Дело в том, что правительство возлагает обязанности по сбору и вывозу утильсырья на коммерческие организации. Главная их цель – извлечение прибыли и вложение денег для будущего развития или расширения.

Деятельность с ТКО после 2016 года – не бизнес, а инфраструктура муниципального образования. Назначение такой инфраструктуры – жизнеобеспечение. В этой сфере важна не столько прибыль, сколько устойчивость и своевременное, качественное исполнение услуги.

Ответственность регионального оператора ТКО

У регионального оператора по обращению с ТКО есть обязанности и ответственность, зафиксированная в документах, приведенных выше. В частности, РО обязан:

  • — обеспечить сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами города Москвы, с учетом особенностей обращения с твердыми коммунальными отходами, являющимися отходами от использования товаров.
  • — обеспечить сбор, транспортирование и дальнейшее обращение раздельно накопленных твердых коммунальных отходов в соответствии с утвержденным Правительством Москвы Порядком накопления ТКО.
  • — заключить договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками.
  • — обеспечить ведение реестра договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
  • — в случае обнаружения места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов обеспечить осуществление мероприятий, предусмотренных правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.
  • — обеспечить установку контейнеров и бункеров в местах накопления отходов в количестве, достаточном для накопления всего объема образующихся твердых коммунальных отходов с учетом сезонного колебания их накопления.
  • — обеспечить дезинфекцию и промывку контейнеров, бункеров, принадлежащих Региональному оператору на праве собственности или на ином праве, в соответствии с санитарными нормами и правилами, а также их своевременную замену в случаях повреждения, а также их ремонт и покраску.
  • — обеспечить транспортирование твердых коммунальных отходов на объекты обращения с отходами.
  • — организовать круглосуточные диспетчерскую службу и «горячую» телефонную линию для приема заявок потребителей услуг и обращений граждан.
  • — обеспечить рассмотрение в установленном законодательством Российской Федерации порядке претензий, жалоб, обращений потребителей услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *