Проблемы назначения наказаний, связанных с лишением свободы

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Проблемы назначения наказаний, связанных с лишением свободы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В УК РФ значительно расширен круг наказаний, которые сопряжены с ограничением трудовой и профессиональной правоспособности осужденного. Кроме лишения права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью и исправительных работ, которые были известны и прежнему законодательству, в нем предусмотрены обязательные работы, ограничение по военной службе и принудительные работы. Все указанные виды наказаний так или иначе ограничивают те или иные составляющие конституционного права осужденных на труд. А обязательные работы, кроме того, ограничивают и право на отдых.

1. Смертная казнь – один из древнейших видов наказания. В основе смертной казни лежит обычай кровной мести, по существу принцип талиона. Хотя цивилизованные народы и отказались от обычая кровной мести, тем не менее уголовное законодательство многих государств предусматривает смертную казнь, как правило, за наиболее тяжкие преступления. Правда, в некоторых странах Ближнего Востока, законодательство которых основано на нормах шариата, смертная казнь может быть назначена и за неопасные с точки зрения европейцев деяния, например, за пропаганду христианства или других религий, вступление лица в половую связь с женщиной, не являющейся женой этого лица, и т.п.

2. Смертная казнь в истории законодательства досоветской России.

Как показывает анализ законодательства, на протяжении нескольких столетий российское государство, активно применяя смертную казнь, не щадило преступников. Так, «Русская Правда» хотя и ограничила кровную месть, однако полностью от нее не отказалась. Высшей мерой наказания этот древнейший источник отечественного уголовного права называл «поток и разграбление», что означало не только убийство виновного в преступлении (обиде), но и разграбление его имущества.

Последующие уголовно-правовые акты уже не упоминали кровную месть, однако неизменно предусматривали смертную казнь. Например, Судебник 1497 г. предусматривал два вида смертной казни – смертную и торговую. Первая исполнялась путем повешения, отсечения головы и утопления; торговая казнь заключалась в битье кнутом на торговой площади, что также влекло наступление смерти.

Весьма широко предусматривалась смертная казнь в Воинских артикулах Петра I. В 74 артикулах она предусматривалась безальтернативно и в 27 – наряду с другими наказаниями. Смертная казнь могла быть простой (повешение, отсечение головы, расстрел) либо квалифицированной (сожжение, колесование, четвертование и др.).

Вплоть до ХVIII в. смертная казнь в России применялась весьма часто. Число казненных измерялось тысячами, а в период правления Ивана Грозного – десятками тысяч.

Уникальную в ХVIII в. попытку отмены смертной казни предприняла Елизавета Петровна. Исполнение смертной казни, назначавшейся судами, в каждом конкретном случае стало зависеть от повеления императрицы.

За ограничение смертной казни выступили не только известные общественные деятели и ученые-юристы, но и некоторые монархи.

В частности, Екатерина II призывала ограничить применение смертной казни, хотя это не помешало ей подписать специальный Манифест, на основе которого были казнены свыше 20 000 участников восстания Пугачева.

Наиболее гуманным в этом отношении стало Уголовное уложение России 1903 г. В нем смертная казнь была предусмотрена за достаточно узкий круг политических и ряд уголовных преступлений. Она применялась к лицам в возрасте от 21 до 70 лет. Ограничивалось ее назначение и осужденным женщинам.

По данным некоторых исследователей, во второй половине ХIХ в. ежегодно казнили от 10 до 50 человек. Количество приговоренных к смертной казни увеличилось в 5–10 раз в начале ХХ в. в связи с известными политическим катаклизмами в России.

3. Смертная казнь в истории советского уголовного законодательства. Руководствуясь принципом гуманизма, в РСФСР уже на второй день после Революции (26 октября 1917 г.) была отменена смертная казнь. Правда, последующая гражданская война, сложнейшая криминогенная обстановка в стране обусловили восстановление наказания в виде смертной казни. В постановлении СНК РСФСР от 5 сентября 1918 г. «О красном терроре» указывалось, что подлежат расстрелу все лица, прикосновенные к белогвардейским организациям, заговорам и мятежам; что необходимо опубликовать имена всех расстрелянных, а также основания применения к ним этой меры.

В январе 1920 г. в изменившихся условиях РСФСР вновь отказалась от применения смертной казни. В постановлении ВЦИК и СНК РСФСР «Об отмене применения высшей меры наказания (расстрела)» подчеркивалось, что возобновление Антантой попыток вооруженного вмешательства или материальной поддержки мятежных царских генералов вновь нарушить устойчивое положение советской власти и мирный труд рабочих и крестьян по устроению социалистического хозяйства может вынудить возвращение к методам террора, и, таким образом, отныне ответственность за возможное в будущем возвращение советской власти к жестокому методу красного террора ложится целиком и исключительно на правительства и покровительствующие классы стран Антанты и дружественных ей русских помещиков и капиталистов.

В первых российских уголовных кодексах советского периода и в последующем законодательстве была предусмотрена возможность применения смертной казни в виде расстрела. По УК РСФСР 1922 г. данное наказание могло применяться только в тех случаях, когда оно было предусмотрено соответствующими статьями Кодекса. В УК РСФСР 1926 г. число статей, предусматривавших исключительную меру наказания, сократилось почти наполовину (с 7,6% по УК РСФСР 1922 г. до 3,4%).

Число приговоренных к смертной казни в 20-е гг. XX в. не превышало 0,1% от общего числа осужденных. В те годы в отношении данной категории осужденных широко применялись акты амнистии.

В Указе Президиу��а Верховного Совета СССР от 26 мая 1947 г. «Об отмене смертной казни» в Советском Союзе вновь была провозглашена полная отмена смертной казни в мирное время.

В порядке изъятия из данного Закона в последующем указами Президиума Верховного Совета СССР от 12 января 1950 г.4 и от 30 апреля 1954 г.5 было предусмотрено применение смертной казни за измену Родине, шпионаж, диверсию и умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах. Анализ первых советских законодательных актов и практики их применения свидетельствует о том, что смертная казнь зачастую рассматривалась в качестве орудия борьбы с политическими противниками. Подобный подход особенно явственно проявился в годы борьбы против так называемого белого террора и в ходе сталинских репрессий. Сотни тысяч политических расправ, убитых, замученных в лагерях невинных людей – закономерное следствие утверждения тоталитарного режима в советской России, склонного к насилию уже в силу своей природы.

В ст. 22 Основ уголовного законодательства 1958 г. было предусмотрено применение смертной казни как исключительной и временной меры наказания. Основы установили исчерпывающий перечень преступлений, за которые могла применяться смертная казнь: измена Родине, шпионаж, диверсия, террористический акт, бандитизм и умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах. Применение смертной казни также допускалось за некоторые особо тяжкие преступления в военное время в случаях, предусмотренных законодательством Союза ССР. Так, Законом СССР от 25 декабря 1958 г. «Об уголовной ответственности за воинские преступления» была предусмотрена смертная казнь за насильственные действия в отношении начальника, дезертирство, самовольное оставление части в боевой обстановке и некоторые иные преступления, совершенные в военное время или в боевой обстановке.

Читайте также:  Как взыскать заработную плату с работодателя?

Наказания, связанные с ограничением или лишением свободы

Ограничение свободы. Этот вид наказания является новым в системе наказаний. В соответствии с ч. 1 ст. 53 УК РФ он заключается в установлении судом осужденному следующих ограничении: не уходить из дома (квартиры, иного жилища) в определенное время суток, не посещать определенные места, расположенные в пределах территории соответствующего муниципального образования, не выезжать за пределы территории соответствующего муниципального образования, не посещать места проведения массовых и иных мероприятий и не участвовать в указанных мероприятиях, не изменять место жительства или пребывания, место работы и (или) учебы без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы. При этом суд возлагает на осужденного обязанность являться в специализированный государственный орган, осуществляющий надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, от 1 до 4 раз в месяц для регистрации. Установление судом осужденному ограничений на изменение места жительства или пребывания без согласия указанного специализированного государственного органа, а также на выезд за пределы территории соответствующего муниципального образования является обязательным.

Ограничение свободы назначается на срок от 2 месяцев до 4 лет в качестве основного вида наказания за преступления небольшой тяжести и преступления средней тяжести, а также на срок от 6 месяцев до 2 лет в качестве дополнительного вида наказания к лишению свободы в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ (ч. 2 ст. 53 УК РФ).

В период отбывания ограничения свободы суд по представлению специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, может отменить частично либо дополнить ранее установленные осужденному ограничения (ч. 3 ст. 53 УК РФ).

Надзор за осужденным, отбывающим ограничение свободы, осуществляется в порядке, предусмотренном уголовно-исполнительным законодательством РФ, а также издаваемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти (ч. 4 ст. 53 УК РФ).

В соответствии с ч. 5 ст. 53 УК РФ в случае злостного уклонения осужденного от отбывания ограничения свободы, назначенного в качестве основного вида наказания, суд по представлению специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, может заменить неотбытую часть наказания лишением свободы из расчета 1 день лишения свободы за 2 дня ограничения свободы.

Ограничение свободы не назначается военнослужащим, иностранным гражданам, лицам без гражданства, а также лицам, не имеющим места постоянного проживания на территории РФ (ч. 6 ст. 53 УК РФ).

Исполнение ограничения свободы

Осужденный отбывает его там, где постоянно проживает. Уголовно-исполнительная инспекция (УИИ), обслуживающая район, в котором живёт осужденный, максимум спустя 15 суток после поступления приговора, вручает уведомление, обязывающее явиться для постановки на учёт.

Осужденному для посещения инспекции даётся 3 суток. Там его поставят на учёт, разъяснят права, что можно, чего нельзя при отбывании наказания, последствия нарушений, дактилоскопируют и сфотографируют.

По окончанию первой беседы осужденный:

  • расписывается в том, что необходимые положения закона, касающиеся отбытия им наказания, ему разъяснены;
  • получает памятку;
  • информируется о днях явки в УИИ.

Если ограничение свободы применено как дополнительное наказание, осужденный, освободившись по отбытию основного, сам отправляется к месту, где постоянно проживает. Сотрудники исправительного учреждения выдают ему предписание, определяющее время, когда нужно прибыть в уголовно-исполнительную инспекцию.

Наказания, не связанные с лишением или ограничением свободы

В современных условиях значение наказаний, не связанных с лишением или ограничением свободы, возрастает. Развитые европейские страны значительно увеличили роль денежных взысканий, налагаемых на преступников, а также роль наказаний, связанных с выполнением осужденными общественно-полезных работ. В нашей стране после введения в действие нового Уголовного кодекса возможности использования подобных видов наказания также расширились.

Основные наказания, не связанные с лишением или ограничением свободы.

Общественные работы (ст. 49 УК) заключаются в том, что осужденный в свободное от основной работы или учебы время бесплатно работает в месте, которое определяется органами исполнения наказаний. Виды общественных работ могут быть определены Комитетом по исполнению наказания МВД на основании данных Центров занятости. Как правило, общественные работы связаны с благоустройством населенных пунктов, иной общественно-полезной деятельностью в социальной сфере.

Срок этого наказания измеряется в часах – от шестидесяти до двухсот сорока часов.

Общественные работы не могут назначаться нетрудоспособным осужденным: 1) лицам, не достигшим 16-летнего возраста; 2) женщинам и мужчинам старше 55-ти и 60-ти лет соответственно; 3) беременным женщинам; 4) инвалидам 1 и 11 групп, а также 5) лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком и 6) военнослужащим. Если указанные обстоятельства возникают после назначение общественных работ, то суд освобождает лицо от дальнейшего отбытия наказания.

Злостное уклонение осужденного от общественных работ в соответствии со ст. 419 УК влечет наказание в виде ареста сроком до трех месяцев.

Штраф (ст. 50 УК) представляет собой денежное взыскание. Его размер определяется нормативом минимальной базовой величины, действующим на день вынесения приговора. Размер штрафа устанавливается в пределах от 30 до 1000 минимальных базовых величин.

Если штраф применяется как наказание за преступление, содержащее в своем составе административную преюдицию, то размер штрафа не может быть меньше, чем тот максимальный размер, который предусмотрен в санкции соответствующей статьи Кодекса об административных правонарушениях.

При назначении штрафа обязательно учитывается материальное положение осужденного. В случае невозможности взыскать штраф, он заменяется общественными работами. Если же виновный уклоняется от взыскания штрафа, имея возможность его уплатить, то на основании ст. 418 УК он может быть подвергнут наказанию в виде ареста на срок до трех месяцев.

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ст. 51 УК). В большинстве случаев это наказание применяется для запрета занимать должности, связанные с материальной ответственностью, выполнением руководящих, административно-хозяйственных, воспитательных функций, занятия предпринимательской деятельностью или для лишения права управлять транспортным средством. Срок наказания – от одного года до пяти лет.

Этот вид наказания может применяться как основное, так и как дополнительное к любому основному наказанию (кроме общественных работ и штрафа), даже если он не назван в санкции статьи Особенной части. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью начинает действовать с момента вступления в силу основного наказания до его полного исполнения, и сверх того – на срок, указанный в приговоре. Только в случае применения его с исправительными работами срок лишения права исчисляется с момента начала отбытия исправительных работ.

Уклонение от отбывания наказания, предусмотренного ст. 51 УК, влечет для осужденного ответственность по ст. 417 УК и наказание в виде штрафа или ареста до шести месяцев.

Исправительные работы (ст. 52 УК) заключаются в том, что с осужденного производится принудительное удержание части его заработка в доход государства. Размер удержаний устанавливается судом в пределах от 10 до 25 процентов заработка. Срок исправительных работ – от шести месяцев до двух лет.

Читайте также:  Государственная помощь молодым семьям: какие программы существуют?

Предметом уголовно-исполнительного права являются общественные отношения, складывающиеся в процессе исполнения уголовных наказаний. Они включают:

• установление общих положений и принципов исполнения наказаний и применение иных мер уголовно-правового характера;

• порядок и условия исполнения и отбывания наказаний;

• применение средств исправления осужденных:

• организацию деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания;

• участие в исправлении осужденных органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений, а также граждан;

• порядок освобождения от наказания.

• порядок оказания помощи освобождаемым лицам. В общей системе мер борьбы с преступностью уголовно-исполнительное право выполняет свою главную цель – исправление осужденных. Достижение этой цели косвенно влияет и на эффективность общего и частного предупреждения совершения преступлений (как осужденными, так и иными лицами). Регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, выбор средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации являются задачами уголовно-исполнительного права.

Согласно уголовному закону наказание есть мера принуждения, назначаемая по приговору суда, и она заключается в лишении или ограничении прав и свобод лица, признанного виновным в совершении преступления. Это положение предопределяет и основной метод правового регулирования отношений при исполнении наказаний, а именно императивный метод, метод власти – подчинения, предполагающий неравенство субъектов правоотношений. Осужденному по приговору суда (т. е. принудительно) определяются порядок и условия отбывания наказания, т. е. степень ограничений в возможности удовлетворения тех или иных потребностей, устанавливается особый порядок реализации его законных прав и интересов.

Кроме того, в качестве собственных методов уголовно-исполнительного права широко применяются методы:

• разъяснительно-обязывающий:

• предполагающий включение осужденных в общественно-полезный труд, общеобразовательное и профессиональное обучение;

• участия в ограниченном самоуправлении, общественной работе;

• поощрения и развития полезной инициативы;

• сотрудничества.

Основой правового статуса лиц, лишенных свободы, следует считать обязанности и права осужденных, установленные для граждан Российской Федерации с ограничениями, предусмотренными законодательством для осужденных, а также вытекающими из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания. Ограничения или лишение прав и свобод граждан в статусе осужденного содержатся не только в нормах закона, но и правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений.

Соблюдение этих правил, выраженных в нормативных правовых актах, является одной из основных обязанностей осужденных (ч. 2 ст. 11 УИК РФ). Это прежде всего ограничение свободы передвижения осужденных в пределах исправительного учреждения. Осужденным запрещено выходить без разрешения администрации за пределы изолированных участков жилых и производственных зон. Осужденные теряют право на приобретение ряда вещей продуктов питания, в том числе и не изъятых из гражданского оборота. Так, Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений предусматривают перечень вещей, изделий, веществ, документов и продуктов питания, запрещенных к продаже и использованию осужденными к лишению свободы Осужденные ограничены в контактах с внешней средой, в том числе со своими близкими и родственниками.

В то же время с целью поддержания и развития социально полезных связей и их использования в воепитательной работе закон предусматривает возможность ведения переписки, отправления корреспонденции, свиданий с родственниками, получения посылок, передач, бандеролей, телефонных переговоров и других форм общения со свободными гражданами. Закон закрепляет обязательность основного общего образования осужденных, как и всех граждан государства, не достигших 30-летнего возраста; допускается обучение осужденных в высших и средних специальных учебных заведениях.

Конституция РФ гарантирует гражданам свободу слова, печати, собраний, митингов, демонстраций, шествий. Однако режим лишения свободы исключает возможность предоставления перечисленных свобод в полном объеме. Осужденные имеют возможность выступать на собраниях, публиковаться в периодических изданиях, в многотиражных и стенных газетах исправительных учреждений, быть авторами художественных и иных произведений. Однако все собрания осужденных, как и публикации в ведомственной печати, организуются администрацией и находятся под ее контролем.

С гражданско-правовой точки зрения осужденные продолжают оставаться дееспособными субъектами имущественных отношений, хотя и здесь их правовой статус претерпевает определенные изменения.

Наиболее результативной формой контроля деятельности органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, является прокурорский надзор, осуществляемый Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами в соответствии с ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации». Администрация учреждений и органов, исполняющих наказания, обязана выполнять предписания прокурора.

Действующее законодательство исключило из средств общественного контроля наблюдательные комиссии, взамен их ничего не предусмотрев. Применительно к общественным объединениям следует выделить две функции, которые на них могут быть возложены. Все виды общественных объединений могут оказывать содействие в работе учреждений и органов, исполняющих наказания, участвовать в исправлении осужденных. На основании и в порядке, предусмотренных законодательством РФ, общественные объединения могут осуществлять контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания.

Существенное место в системе контроля за исполнением наказаний отводится посещению учреждений и органов, исполняющих наказания, высшими должностными лицами РФ и ее субъектов, представителями депутатского корпуса, а также средств массовой информации. При исполнении служебных обязанностей посещать учреждения и органы, исполняющие наказания, без специального на то разрешения имеют право высшие должностные лица РФ и ее субъектов, представители депутатского корпуса. Представители средств массовой информации и иные лица имеют право посещать учреждения и органы, исполняющие наказания, по специальному разрешению администрации этих учреждений либо вышестоящих органов. При этом проведение кинофото– и видеосъемки осужденных, их интервьюирование осуществляются с их согласия в письменной форме. Кино-, фото– и видеосъемка объектов, обеспечивающих безопасность и охрану осужденных, осуществляется с письменного разрешения администрации учреждения или органа, исполняющего наказания.

Разница между ограничением свободы и ее лишением

В идеале за каждым совершенным преступлением должна следовать расплата. К счастью, большой процент злодеяний действительно раскрывается. Что ждет перешагнувших черту закона? Это зависит от степени тяжести содеянного. Рассмотрим два вида применяемых уголовных наказаний, а точнее, выясним, чем отличается ограничение свободы от ее лишения.

  • Ограничение свободы – мера, при которой осужденный не исключается физически из общества, а только получает запрет на некоторые действия.
  • Лишение свободы – наказание, предусматривающее принудительное отбывание срока в особых, изолированных, зонах.

Уголовное наказание – обязательные работы

Обязательные работы (ст. 49 УК РФ) – это общественно полезные бесплатные работы, которые осужденный должен выполнять в свободное от основной работы или учебы время. Объект, где будут осуществляться обязательные работы и их виды, определяются органами местного самоуправления совместно с уголовно-исполнительной инспекцией. Обязательные работы могут быть назначены на срок от 60-ти до 480-ти часов, работы отбываются осужденным не свыше 4-х часов в день. При злостном уклонении от отбывания обязательных работ, данный вид наказания может быть заменен другим, согласно ч. 3 ст. 49 УК РФ.

Важно! Обязательные и исправительные работы не могут быть назначены в отношении беременных женщин и женщин, имеющих детей до 3-х лет, в отношении инвалидов 1-й группы и военнослужащих, проходящих военную службу по призыву или по контракту на должностях рядового и сержантского состава.

Уголовное наказание – ограничение по военной службе

Ограничение по военной службе (ст. 51 УК РФ) – это лишение возможности для осужденного повышения в должности и получения воинских званий с одновременным удержанием в пользу доходов государства части денежного довольствия в размере, установленном судом. Данный вид наказания назначается на срок от 3-х месяцев до 2-х лет, за это время осужденный не только не может быть повышен в должности, но и срок наказания не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания. Также осужденный может быть перемещен на другую должность, в том числе, с переводом в другую часть, если характер совершенного им преступления или иные факты являются решающими в вопросе невозможности оставления его на занимаемой должности.

Читайте также:  Ликвидация ООО с долгами в 2022 году: риски, последствия, пошаговый алгоритм

Пocлe нaзнaчeния нaкaзaния в видe oгpaничeния cвoбoды вoзникaeт вoпpoc o eгo кoнкypeнции c ycлoвным ocyждeниeм.

Taк, 04.07.2010 Шaлинcким paйoнным cyдoм M. нaзнaчeнo нaкaзaниe c пpимeнeниeм cт. 73 УК PФ в видe 2 лeт 6 мecяцeв лишeния cвoбoды ycлoвнo c иcпытaтeльным cpoкoм нa 2 гoдa 6 мecяцeв. Кpoмe тoгo, cyд нaзнaчил M. дoпoлнитeльнoe нaкaзaниe в видe oгpaничeния cвoбoды нa 1 гoд.

Meждy тeм oбязaннocти, вoзлoжeнныe cyдoм нa ycлoвнo ocyждeннoгo ч. 5 cт. 73 УК PФ, тaкжe пpeдycмoтpeны ч. 1 cт. 53. Эти oбязaннocти пepeceкaютcя мeждy coбoй.

УК PФ нe coдepжит пpямoгo зaпpeтa нa нaзнaчeниe в кaчecтвe дoпoлнитeльнoгo нaкaзaния oгpaничeния cвoбoды пpи ycлoвнoм ocyждeнии к лишeнию cвoбoды.

Aнaлиз жe ч. 2 cт. 49 УПК PФ пpивoдит к вывoдy, чтo oгpaничeниe cвoбoды, нaзнaчeннoe в кaчecтвe дoпoлнитeльнoгo нaкaзaния, пpeдпoлaгaeтcя лишь к peaльнoмy лишeнию cвoбoды. B этoм cлyчae cpoк нaкaзaния (oгpaничeниe cвoбoды) иcчиcляeтcя co дня ocвoбoждeния ocyждeннoгo из иcпpaвитeльнoгo yчpeждeния.

B инoм cлyчae вызывaeт зaтpyднeниe oпpeдeлeниe нaчaлa cpoкa oгpaничeния cвoбoды, тaк кaк coглacнo ч. 1 cт. 49 УИК PФ co дня пocтaнoвки ocyждeннoгo нa yчeт иcчиcляeтcя тoлькo cpoк нaкaзaния, нaзнaчeннoгo в кaчecтвe ocнoвнoгo.

B ч. 3 cт. 47.1 УИК PФ тaкжe yкaзaнo, чтo ocyждeнныe, кoтopым oгpaничeниe cвoбoды нaзнaчeнo в кaчecтвe дoпoлнитeльнoгo видa нaкaзaния к лишeнию cвoбoды, внaчaлe ocвoбoждaютcя из yчpeждeния, в кoтopoм oни oтбывaли нaкaзaниe в видe лишeния cвoбoды, cpoк oгpaничeния cвoбoды кaк дoпoлнитeльнoгo нaкaзaния иcчиcляeтcя co дня ocвoбoждeния ocyждeннoгo из иcпpaвитeльнoгo yчpeждeния (ч. 2 cт. 49 УИК PФ).

Инoгo вapиaнтa иcпoлнeния oгpaничeния cвoбoды кaк дoпoлнитeльнoгo нaкaзaния тoлькo c мoмeнтa ocвoбoждeния пocлe peaльнoгo oтбывaния лишeния cвoбoды УИК PФ нe пpeдycмaтpивaeт.

3дecь вoзмoжeн тoлькo oдин вapиaнт — oгpaничeниe cвoбoды (ocнoвнoe нaкaзaниe) или лишeниe cвoбoды ycлoвнo.

Нa нaш взгляд, пpи ycлoвнoм ocyждeнии нeт нeoбxoдимocти нaзнaчaть дoпoлнитeльнoe нaкaзaниe в видe oгpaничeния cвoбoды, в инoм cлyчae дyблиpyютcя oбязaннocти и зaпpeты, вoзлaгaeмыe нa ycлoвнo ocyждeннoгo, c oгpaничeниями cт. 53 УК PФ.

Уcлoвнoe ocyждeниe дoлжнo иcключaть дoпoлнитeльнoe нaкaзaниe в видe oгpaничeния cвoбoды. Cooтвeтcтвyющий зaпpeт дoлжeн быть ycтaнoвлeн в cт. 53 либo в cт. 73 УК PФ.

Нaкaзaниe в видe oгpaничeния cвoбoды мoжeт быть нaзнaчeнo в кaчecтвe дoпoлнитeльнoгo нaкaзaния иcключитeльнo к нaкaзaнию в видe лишeния cвoбoды.

И3 ПPAКTИКИ

Пpигoвopoм Peжeвcкoгo гopoдcкoгo cyдa Cвepдлoвcкoй oблacти Д. ocyждeн пo п. «в», «г» ч. 2 cт. 158 УК PФ к 1 гoдy 6 мecяцaм иcпpaвитeльныx paбoт c yдepжaниeм 10% зapaбoтнoй плaты в дoxoд гocyдapcтвa eжeмecячнo, c oгpaничeниeм cвoбoды нa cpoк 1 гoд и ycтaнoвлeниeм pядa oбязaннocтeй.
Пpигoвop был измeнeн пo кaccaциoннoмy пpeдcтaвлeнию пpoкypopa, тaк кaк cyд нe yчeл, чтo coглacнo ч. 2 cт. 53 УК PФ oгpaничeниe cвoбoды нaзнaчaeтcя в кaчecтвe дoпoлнитeльнoгo нaкaзaния к лишeнию cвoбoды в cлyчaяx, пpeдycмoтpeнныx Ocoбeннoй чacтью УК PФ.

B caнкции ч. 2 cт. 158 УК PФ пpямo yкaзaнo, чтo oгpaничeниe cвoбoды мoжeт быть нaзнaчeнo в кaчecтвe дoпoлнитeльнoгo нaкaзaния иcключи-тeльнo к ocнoвнoмy нaкaзaнию в видe лишeния cвoбoды.

Уголовное наказание — штраф

Такой вид уголовного наказания, как штраф (ст. 46 УК РФ), представляет собой денежное взыскание, которое может быть назначено судом в пределах, предусмотренных статьями УК РФ. Сущность данного наказания состоит в ущемлении имущественных интересов лица, совершившего преступление. Размер штрафа определяется двумя способами:

  • в виде фиксированной денежной суммы – от 5000 рублей до 5 000 000 руб., точная сумма штрафа определяется судом в зависимости от степени тяжести совершенного преступления и имущественным положением осужденного;
  • в виде заработной платы или другого дохода осужденного за период от 2-х недель до 5-ти лет.

Более подробно о наказании в виде штрафа Вы можете прочитать в статье «Штраф, как уголовное наказание».

Уголовное наказание – исправительные работы

Исправительные работы (ст. 50 УК РФ), в отличии от обязательных, назначаются осужденному, не имеющему основного места работы и только как основной вид наказания. Место отбывания наказания определяется органами местного самоуправления совместно с уголовно-исправительной инспекцией, однако объект должен находиться в районе места жительства осужденного. Срок исправительных работ, которые назначают осужденному, рассчитывается от 2-х месяцев до 2-х лет. Наказание реализуется посредством удержания в доход государства из заработной платы осужденного к исправительным работам, размер удержаний устанавливается приговором суда и составляет от 5% до 20%. В случае злостных уклонений от отбывания наказания, суд по представлению уголовно-исполнительной инспекции может заменить неотбытую часть исправительных работ арестом, ограничением или лишением свободы на срок из расчета:

  • один день ограничения свободы за один день исправительных работ;
  • один день ареста за два дня работ;
  • один день лишения свободы за три дня работ.

Уголовное наказание – ограничение по военной службе

Ограничение по военной службе (ст. 51 УК РФ) – это лишение возможности для осужденного повышения в должности и получения воинских званий с одновременным удержанием в пользу доходов государства части денежного довольствия в размере, установленном судом. Данный вид наказания назначается на срок от 3-х месяцев до 2-х лет, за это время осужденный не только не может быть повышен в должности, но и срок наказания не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания. Также осужденный может быть перемещен на другую должность, в том числе, с переводом в другую часть, если характер совершенного им преступления или иные факты являются решающими в вопросе невозможности оставления его на занимаемой должности.

Отличие ограничения свободы от условного наказания

При условном наказании осужденный аналогичным образом встает на учет в инспекцию, получает указания и ходит отмечаться в назначенное время. Кажется, что оба вида наказания – одинаковы, но это не так.

Чем условный срок отличается от ограничения свободы? Во-первых тем, что ограничивается конституционно-правовой статус гражданина. Все запреты направлены на оказание давления на виновного, на то, чтобы заставить его страдать.

Ограничение – это реальное наказание. Условное осуждение – это альтернатива лишению свободы, способ заставить человека одуматься, измениться, исправиться и доказать себе и обществу, что он все осознал и сделал выводы.

Для этого и закрепляется испытательный срок, который часто бывает больше размера наказания. И если за этот период осужденный не оправдал ожиданий, его отправляют в исправительную колонию.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *