Производство в суде с участием присяжных заседателей

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Производство в суде с участием присяжных заседателей». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Российская судебная система далека от совершенства – эксперты говорят об обвинительном уклоне судопроизводства и крайне небольшой доле оправдательных приговоров. В СИЗО продолжают находиться сотни предпринимателей, которых по формальному признаку обвинили в организации преступного сообщества, а среди судей продолжают находить весьма странных личностей (вроде Елены Хахалевой).

Что представляет собой суд присяжных

Но, тем не менее, до сих пор простой человек может стать, пусть и ненадолго, частью судебной системы – а именно, стать присяжным заседателем.

Суд присяжных – это коллегия из шести (в районных или городских судах) или из восьми (в Верховном суде региона) человек, которые рассматривают некоторые уголовные дела и выносят решения – виновен или невиновен обвиняемый в преступлении.

История суда присяжных

Впервые данная форма рассмотрения дел появилась в Англии. В 1792 г. было законодательно закреплено за присяжными право определять достоверность факта совершения преступления и степень вины подсудимого. Это помогло обвиняемым рассчитывать на справедливый приговор и давало гарантию политической свободы. В XVIII в. введение суда присяжных состоялось в Германии и Франции. Идею поддержали большинство знаменитых философов и мыслителей того времени.

В России 20 ноября 1864 г. Александр II принял постановление о проведении судебной реформы. В документе содержалось определение такого органа, как суд присяжных, что это и какие задачи он решает. Известные адвокаты А.Ф. Кони и Ф.Н. Плевако поддержали введение независимой коллегии и выразили уверенность в том, что рассмотрение дел будет проводиться в условиях независимости заседателей и гласности.

Появление суда присяжных сыграло большую роль в развитии всей судебной системы. Он заставил изменить и упразднить некоторые устаревшие и слишком жесткие нормы закона, которые не соответствовали представлениям общества о тяжести наказаний для отдельных видов преступлений. Сейчас работа суда присяжных регулируется отдельным нормативным актом.

Особенности судопроизводства

Суд с участием присяжных имеет свои особенности:

  • Судебная инстанция обязана подключить к рассмотрению дела присяжных заседателей, даже если только один из обвиняемых по делу заявил подобное ходатайство.
  • Когда не заявлено подобное ходатайство, то судебный процесс проходит в порядке, установленном законом.
  • Если судья принял решение о проведении процесса с участием заседателей, то обжаловать данное решение невозможно, так как оно является окончательным.
  • Коллегия может выносить решения по делу в следующих инстанциях: Верховном Суде Российской Федерации; верховных судах республик; краевых, областных судах; судах городов федерального значения, автономной области и автономных округов; окружных (флотских) военных судах.
  • Дела обвиняемых за убийство или за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего, рассматриваются с участием присяжных в районных судах (с 2018 года).

Судебные процессы с участием коллегии проходят, как правило, значительно быстрее, нежели когда решение зависит только от судьи. Это связано с тем, что заседатели допрашивают не всех свидетелей и не рассматривают часть дела, связанную с характеристикой подсудимого.

Коллегия обязана принять единогласное решение по делу в течение 3-х часов. Иначе после обсуждения будет проведено голосование. Решение будет принято большинством голосов. Это регламентируется 343 статьей Уголовно-процессуального кодекса РФ.

Если одинаковое количество человек проголосовало за обвинение и оправдание, то вердикт выносится в пользу подсудимого. Никто из членов коллегии не может воздержаться от принятия решения.

Обвинительное решение по делу принимается, если большинство заседателей ответили утвердительно на следующие вопросы:

  • доказанность события преступления,
  • доказанность преступного деяния обвиняемого,
  • доказанность виновности подсудимого.

Обвиняемый будет оправдан, если на один из вышеизложенных вопросов ответят отрицательно не менее 4 человек. Это правило относится к верховному суду республики, краевому или областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области, суду автономного округа, окружному (флотскому) военному суду.

Отбор кандидатов в присяжные заседатели в России

Существует четко регламентированный порядок отбора присяжных заседателей.

В первую очередь, это требования, предъявляемые к присяжным заседателям, ниже остановимся на этом подробнее.

Коллегия присяжных заседателей формируется в отдельной стадии судопроизводства, кандидаты выбираются из тех людей, которые были вызваны для отбора в суд.

Вызываются люди из особого списка, актуального в течение 4 лет и подготовленного исполнительным органом государственной власти субъекта. Данный список готовится на основе актуальных сведений о населении в области (крае), путем случайной выборки.

Информацию о количестве людей берут из тех же источников, которые используются перед выборами (Государственная автоматизированная система «Выборы»).

Сформированные списки направляются в суд, где происходит отбор присяжных, которые будут непосредственно принимать участие в рассмотрении дела. Отбор проводится по критериям, предусмотренным Федеральным законом № 113-ФЗ.

Другие особенности суда присяжных в России

  • Уголовное дело, в котором участвует несколько обвиняемых, рассматривается судом с участием присяжных заседателей в отношении всех обвиняемых, если хотя бы один из них заявляет ходатайство о рассмотрении уголовного дела судом в данном составе. Однако, если один или несколько обвиняемых против рассмотрения дела судом присяжных, следователь, при наличии возможности, выделяет уголовные дела в отношении таких обвиняемых в отдельное производство. При отсутствии такой процессуальной возможности, уголовное дело будет рассмотрено с участием присяжных заседателей вне зависимости от согласия всех обвиняемых.
  • Если обвиняемому вменяется несколько составов преступления, из которых лишь один состав подсуден суду присяжных, то при заявлении обвиняемым ходатайства о рассмотрении судом присяжных, уголовное дело целиком будет рассмотрено судом присяжных несмотря на то, что не все составы преступления подсудны суду присяжных.
  • Постановление судьи о рассмотрении уголовного дела с участием присяжных заседателей является окончательным. Это означает, что последующий отказ подсудимого от рассмотрения уголовного дела судом с участием присяжных заседателей не принимается.
  • Если по делу, которое может быть рассмотрено судом с участием присяжных заседателей, обвиняется несколько лиц, все они должны быть обеспечены защитниками независимо от того, по каким статьям УК РФ им предъявлено обвинение.
  • На присяжных заседателей на время рассмотрения дела распространяются гарантии независимости и неприкосновенности судей, установленные законом.
  • Кандидат в присяжные заседатели не может быть привлечен к ответственности за неявку в суд, поскольку для кандидата такая ответственность законом не предусмотрена. В соответствии со ст. 327 УПК РФ кандидат в присяжные заседатели получает статус присяжного заседателя после включения его в список присяжных заседателей в ходе подготовительной части судебного заседания из числа прибывших в зал суда кандидатов, и только с этого момента он несет предусмотренную законом ответственность за неисполнение обязанности присяжного заседателя.
  • В силу ч. 3 ст. 333 УПК РФ за неявку в суд без уважительной причины присяжный заседатель может быть подвергнут денежному взысканию.

Что делать, если человек не хочет быть присяжным?

Закон разрешает брать присяжным мотивированный самоотвод. Однако, он должен быть обоснован. Наиболее часто граждане ссылаются на невозможность заменить их по месту работы. Например, такой способ получить отвод используют врачи скорой помощи, пилоты или учителя.

Другой распространённый аргумент касается сомнений в собственной объективности при рассмотрении данного дела. При этом важно объяснить, чем вызван субъективный подход к данному делу.

Многие просто игнорируют повестки о вызове в качестве присяжного. За это не предусмотрена ответственность. Но если гражданин уже посетил предварительное заседание суда и дал присягу в качестве судебного заседателя, то в дальнейшем за неявку его привлекут к административной ответственности.

Какие уголовные дела подсудны присяжным

То есть рассматриваются присяжными заседателями:
• статья 105 убийство (части 1 и 2);
• статья 111 (часть 4) причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее смерть;
• статья 228 .1 (часть 5) производство и сбыт наркотиков;
• статья 229.1 (часть 4) контрабанда наркотиков;
• статья 277 посягательство на жизнь общественного деятеля;
• статья 295 посягательство на жизнь лица осуществляющего расследования или правосудие;
• статья 317 посягательство на жизнь сотрудника полиции;
• статья 357 геноцид;
• статья 126 (часть 3) похищении человека;
• статья 209 бандитизм;
• статья 211 (части 1, 2, 3) угон водного, воздушного, железнодорожного транспортного средства;
• статья 227 пиратство;
• статья 353 подготовка и ведения войн;
• статья 354 призывы к развязыванию войны;
• статья 355 производства сбыт оружие массового поражения;
• статья 356 применение запрещенных средств ведения войн;
• статья 358 экоцид;
• статья 359 (часть 1, часть 2) наёмничество;
• статья 360 нападение на учреждений и лиц под международной защитой.

Откуда берутся присяжные и как их выбирают

В коллегии присяжных теоретически может оказаться каждый из нас. Коллегия формируется в отдельной стадии судопроизводства, кандидаты выбираются из тех людей, которые были вызваны для отбора в суд.

Вызываются люди из особого списка, актуального в течение 4 лет и подготовленного исполнительным органом государственной власти субъекта (обычно это Правительство региона). Данный список готовится на основе актуальных сведений о населении в области (крае), путем случайной выборки. Информацию о количестве людей берут из тех же источников, которые используются перед выборами (Государственная автоматизированная система «Выборы»).

Считается, что в сформированных региональным Правительством списках возможных кандидатов в присяжные уже отсутствуют несовершеннолетние граждане, которые не могут быть принимать участие в отправлении правосудия. На практике списки не всегда точно отражают год рождения, ФИО потенциального присяжного. Ошибки исправляются по заявлению граждан по специально предусмотренной процедуре.

Сформированные списки направляются в суд, где происходит отбор присяжных, которые будут непосредственно принимать участие в рассмотрении дела. Отбор проводится по критериям, предусмотренным Федеральным законом № 113-ФЗ «О присяжных заседателях».

Права присяжных по закону

Чтобы вступить в свои права, присяжные заседатели принимают присягу, и только после этого начинается рассмотрение дела. В ходе разбирательства присяжные заседатели могут:

  • общаться с допрашиваемыми лицами, но не напрямую, а через председательствующего;
  • исследовать обстоятельства, имеющие прямое отношение к делу, и доказательства, проходящие по нему, однако исследуются только те доказательства, которые были обозначены как допустимые; сам же вопрос о допустимости доказательств решается судьей без присяжных заседателей;
  • просить дать разъяснение законодательных норм и юридических терминов, которые используются другими участниками процесса;
  • вести свои записи и в дальнейшем использовать их.

Для присяжных заседателей установлены и некоторые запреты: они не могут покидать зал заседаний во время слушания, общаться с лицами, не относящимся к суду, собирать сведения о деле самостоятельно и разглашать тайну голосования.

Учитывая полномочия присяжных заседателей, можно сказать, что судебный процесс организован так, чтобы они вынесли решение на основании представленных к рассмотрению сведений. А вот какие сведения им представляют, решает уже судья.

Устройство суда присяжных

Для участия в рассмотрении уголовных дел присяжные заседатели избирались (а не назначались как сословные представители) из российских подданных всех сословий кроме духовенства. Составители Судебных уставов отмечали, что «внесение или невнесение кого-либо в списки присяжных не может быть обуславливаемо принадлежностью или непринадлежностью его к известному сословию, потому что удовлетворительное исполнение обязанности присяжного зависит от личных качеств человека, от его способностей и самостоятельности характера, а не от внешних его преимуществ или отличий», к тому же участие в суде присяжных лиц «различных оттенков образования», «всех слоев общества» должно было внести в судопроизводство такие важные элементы, «как-то: знание в отношении к большей части подсудимых нравов, обычаев и образа жизни той общественной среды, к которой подсудимый принадлежит, простоту здравых рассуждений и более верное взвешивание соотношения виновности подсудимого, принадлежащего к их сословию, с кругом его понятий».

Читайте также:  Условия для участия в программе ЭКО по ОМС в 2023 году

Для избрания присяжных заседателей особыми Временными комиссиями, состоящими из лиц, назначаемых для этого ежегодно уездными земскими собраниями, составлялись по каждому уезду отдельно общие и очередные списки. Чтобы быть внесенным в списки присяжных, человек должен был отвечать требованиям некоторых цензов.

1. Возрастной ценз — от 25 до 70 лет. Можно спорить о границах этого ценза, но сама его необходимость не вызывает сомнений. К тому же выбор именно таких границ кажется нам наиболее удачным. С одной стороны, 25 лет — это возраст, когда мужчина обычно полностью достигает физической и психологической зрелости. Наличие последней особенно важно при решении участи подсудимого. С другой стороны, законодатели не хотели, чтобы в число присяжных попали люди престарелые, так как «старикам затруднительно было бы исполнять обязанности, требующие переездов и долговременных занятий иногда такого рода делами, к коим они не привыкли».

2. Физический ценз — присяжными не могли быть глухие, немые, слепые, сумасшедшие, а также не знающие русского языка. Этот ценз, как и возрастной, реально ни чьих прав не ущемлял, он лишь способствовал устранению некоторых неудобств в судопроизводстве, которые постоянно бы имели место, не будь его.

3. Ценз оседлости — человек должен был проживать не менее двух лет в том уезде, где проводилось избрание в присяжные заседатели, Составители Уставов 1864 г. отмечали, что ценз этот «вызывается необходимостью, чтобы присяжные заседатели, для оценки по совести степени вины подсудимого, были хорошо знакомы с нравами, обычаями и общественной жизнью известной местности». М.В. Духовской также писал: «Мотивы этого требования (ценза оседлости) понятны: с одной стороны — только эти лица могут знать местные условия, с другой стороны — их самих лучше могут знать избиратели». Приведенные доводы, на наш взгляд, вполне разумны. Особенно для России, где население далеко неоднородно по этническому и религиозному составу, а также по уровню своего культурно-образовательного развития. Кроме того, наличие ценза оседлости существенно облегчало работу по составлению списков присяжных.

4. Имущественный ценз — не менее ста десятин земли, или владение другим недвижимым имуществом ценою от 500 руб. (в губернских городах — от 1 тыс. руб., в столицах — от 2 тыс. руб.), или получение жалования или дохода от капитала занятия, промысла не менее 200 руб. в год. а в Москве и Петербурге — не менее 500 руб. в год. По мнению законодателя, имущественный ценз должен был быть высоким, чтобы в число присяжных «по крайней мере, на первое время…» не «…поступали бы лица бедные, не имеющие достаточного образования и недостаточно развитые для того, чтобы исполнять важную и трудную обязанность присяжных заседателей», зато от людей, имеющих «какую-либо недвижимую собственность или, по крайней мере, прочное домообзаведение… скорее можно ожидать охранения права собственности и общественного порядка».

В реальности имущественный ценз не был чрезмерно высоким, о чем свидетельствует социальный состав присяжных заседателей, в котором, в значительной мере, преобладали крестьяне. Тем не менее, очевидно, что имущественный ценз был цензом антидемократическим, не допускавшим определенную часть населения страны до исполнения обязанностей присяжных заседателей.

Так как исполнение обязанности присяжного заседателя являлось общественной повинностью, от исполнения которой не мог «уклониться ни один член общества, способный нести се», то в общие списки присяжных вносились Временными комиссиями все русские подданные (мужчины), отвечающие требованиям четырех вышеназванных цензов.

Также в общие списки вносились почетные мировые судьи, все лица, состоящие на государственной гражданской службе по определению от правительства в должностях пятого и ниже классов (за некоторым исключением), все состоящие в местной службе по выборам дворянских и городских обществ, военные чины, занимающие классные должности в военных управлениях, учреждениях и заведениях.

В общие списки вносились и крестьяне, избранные в очередные судьи волостных судов, занимавшие беспорочно не менее трех лет должности волостных старшин, голов, сельских старост и т.п., бывшие церковными старостами. Таким образом, крестьяне, занимавшие эти должности, могли стать присяжными в обход имущественного ценза.

Внесение в списки присяжных заседателей всех гражданских чиновников с V по XIV класс, лиц сельского управления и т.п. получило у современников название «служебный ценз». В настоящее время неко��орые юристы также придерживаются этого термина. На наш взгляд, применение указанного термина не вполне корректно. Историческое и грамматическое толкование понятия «ценз» позволяет уяснить, что оно представляет собою ограничительные условия допущения лица к пользованию какими-либо правами.

В рассматриваемом же случае речь идет о привилегии определенной группы лиц, не ограничивающих права быть присяжными всех остальных людей, отвечающих требованиям возрастного, физического, имущественного цензов и ценза оседлости. Кстати, по мнению юристов XIX в., «служебный ценз» оказался слабым местом в уголовном законодательстве.

По сути, в Судебных уставах 1864 г. все подданные Российской империи четко делились на две категории: 1) обязанные исполнять функции присяжных заседателей (лица, соответствовавшие требованиям «служебного» или четырех других цензов) и 2) не имеющие на это права. Причем в первом случае отказаться от несения присяжной повинности без оснований, определенных в законе, было невозможно, во втором — независимо от собственного желания, человек не допускался к участию в судопроизводстве.

Не имели права стать присяжными заседателями те, кто не отвечал требованиям установленных законом цензов, состоящие под судом или следствием, подвергавшиеся тюремному заключению или другим строгим наказаниям по приговорам суда, несостоятельные должники и состоящие под опекой за расточительность. Не могли стать присяжными заседателями граждане, находящиеся в услужении у частных лиц, так как они не всегда могли быть объективными в судебном разбирательстве, поскольку хозяева на них легко могли оказать давление.

Читайте также:  Считаем плату за горячую и холодную воду по счетчикам: удобный калькулятор

От исполнения обязанностей заседателей по Судебным уставам 1864 г. освобождались все военные чины действительной службы, а также ряд гражданских чиновников, находившихся при войсках, так как их не всегда было удобно отвлекать от исполнения прямых обязанностей. Кроме того, эти люди, как указывали авторы Судебных уставов, часто не отвечали требованиям ценза оседлости — «по самому свойству военной службы [они] не могут считаться оседлыми обывателями того округа в котором находятся, и всегда обязаны быть готовы к передвижению по распоряжению начальства».

Члены судебных мест, участковые мировые судьи, лица прокурорского надзора нотариусы, чиновники полиции не вносились в общие списки, так как они смотрели бы на разбираемое дело с профессиональной точки зрения, что противоречит задачам института присяжных. Вице-губернаторы, городские головы, казначеи и кассиры Государственного банка, лесничие, смотрители маяков и т.п., учителя народных шкал тоже освобождались от обязанностей присяжных, так как считалось нецелесообразным отвлекать их от исполнения своих непосредственных обязанностей.

Выводы и рекомендации

Исполнение обязанностей присяжного заседателя является не обязанностью, а правом гражданина. Административной ответственности за неявку в суд подвергаются только те лица, которые вошли в коллегию и принесли присягу. Для всех остальных остается возможность свободного выбора.

Прежде чем принять решение идти или не идти в присяжные, следует дать объективную оценку своего психологического состояния. Суд присяжных рассматривает уголовные дела, связанные с тяжкими и особо тяжкими преступлениями. На суде в таких случаях озвучиваются подробности, которые могут быть восприняты определенными лицами очень тяжело. То же касается просмотра фотографий с места преступления. Поэтому людям со слабыми нервами лучше воздержаться от данной должности.

Как уже говорилось выше, далеко не каждый работодатель станет терпеть отсутствие сотрудника на рабочем месть в течение определенного времени, особенно если речь идет о работе по контракту. Несмотря на закон, запрещающий начальству в этом случае увольнять своих подчиненных, некоторые работодатели все-таки идут на это. Поэтому, если для кандидата в присяжные работа и зарплата достаточно важны, лучше по-хорошему согласовать все с начальником, а не давить на последнего буквой закона. В этом случае, даже если сотрудника не уволят сразу, отношение к нему со стороны работодателя может испортиться.

Во всех остальных случаях исполнение данных обязанностей является почетным делом, доказывающим, что гражданин готов выполнить свой долг перед государством.

Поставленный вопрос на первый взгляд может показаться весьма странным, и нам могут возразить — как же, ведь присяжные заседатели определяют вину подсудимого! Но не будем спешить и посмотрим, как этот вопрос выглядит с позиции уголовно-процессуального закона, а потому обратимся к соответствующим нормам УПК РФ.

Так, если п. 54 ст. 5 УПК РФ определяет судью как «должностное лицо, уполномоченное осуществлять правосудие», то в соответствии с п. 30 ст. 5 УПК РФ присяжный заседатель — это всего лишь «лицо, привлекаемое в установленном настоящим Кодексом порядке для участия в судебном разбирательстве и вынесения вердикта». Интересно отметить, что ч. 1 ст. 59 УПК РФ почти в тех же словах определяет другого участника уголовного процесса, а именно переводчика — как «лицо, привлекаемое к участию в уголовном судопроизводстве в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом».

Таким образом, в соответствии с нормами УПК РФ судья осуществляет правосудие, а присяжный заседатель правосудие не осуществляет — он только привлекается к участию в судебном разбирательстве для вынесения вердикта. В связи с таким определением роли присяжного заседателя становится понятным, почему в разделе 2 УПК РФ об участниках уголовного судопроизводства не нашлось места для каких-либо норм о правовом положении присяжного заседателя. Его нет даже среди иных участников уголовного судопроизводства в гл. 8 УПК РФ, в которой указаны права и обязанности свидетеля, эксперта, специалиста, переводчика и понятого.

Присяжный заседатель по воле создателей УПК РФ не рассматривается ими как полноценный участник уголовного судопроизводства, тем более он не рассматривается и как полноправный судья. Все это весьма странно, если вспомнить о том, что присяжный заседатель в соответствии с ч. 5 ст. 32 и ч. 4 ст. 123 Конституции РФ призывается для участия в отправлении правосудия.

Подведем некоторые итоги

  1. Совершенствование правового положения присяжных заседателей в рамках действующего суда присяжных не может быть осуществлено. Превращение присяжных заседателей в полноправных судей может иметь место только при реформировании самого суда присяжных.
  2. Суд присяжных может эффективно действовать как орган правосудия только в том случае, если профессиональные судьи и присяжные заседатели будут в нем составлять единую коллегию.
  3. Предпочтение должно быть отдано такому составу суда присяжных — три профессиональных судьи и четыре присяжных заседателя, составляющих одну коллегию и совместно решающих все вопросы при рассмотрении уголовного дела путем голосования. Полагаем, что именно такой состав суда присяжных способен выносить законные, обоснованные и справедливые приговоры.
  4. В случае принятия законодателем предлагаемого нами состава суда присяжных многие недостатки нынешнего его состава были бы устранены, а присяжные заседатели стали бы полноправными судьями. Кроме того, такой состав суда присяжных полностью бы соответствовал положениям об участии граждан России в отправлении правосудия, установленным в ч. 5 ст. 32 и ч. 4 ст. 123 Конституции Российской Федерации.
  5. Необходимо внести соответствующие изменения в УПК РФ, указав в нем, в частности, что присяжный заседатель, как и судья, — это лицо, уполномоченное осуществлять правосудие.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *