Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пенсия за выслугу лет — условия назначения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Российская Федерация в соответствии со статьей 7 Конституции РФ является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Эти условия во многом обусловлены состоянием пенсионной системы, в частности они, зависят от размеров пенсий.
Социальная политика российского государства должна быть направлена на реализацию гражданином права на получение материального обеспечения в установленных законом случаях. Право на материальное обеспечение должно охраняться законом.
В Российской Федерации численность пенсионеров составляет около 38,4 млн. человек. Вся информация о них, а также иных потенциальных пенсионерах хранится в Пенсионном фонде РФ, органе назначающим и выплачивающим пенсии гражданам.
Обращение гражданина за пенсией является отдельной законодательно урегулированной процедурой, где обозначены как права и обязанности гражданина, так права и обязанности Пенсионного фонда РФ. В силу того, что данная процедура периодически меняется представляется достаточно актуальным ее рассмотрение по действующему законодательству.
Цель курсовой работы — рассмотреть процедуру обращения гражданина за назначением пенсии.
Задачи курсовой работы:
. Рассмотреть понятие пенсии и ее виды;
. Проанализировать круг лиц, имеющих право на пенсию;
. Изучить порядок подачи заявления о назначении пенсии в Пенсионный фонд РФ;
. Рассмотреть порядок рассмотрения заявления о назначении пенсии Пенсионным фондом РФ;
. Изучить порядок принятия решения о назначении пенсии или об отказе в ее назначении.
Объект исследования — общественные отношения, касающиеся пенсионного обеспечения граждан РФ.
Предмет исследования — процедура (порядок) обращения гражданин за назначением пенсии в соответствии с действующим законодательством.
В ходе написания курсовой работы автор опирался на официально опубликованные разъяснения Пенсионного фонда РФ, комментарии законодательства, учебную литератур по праву социального обеспечения и статьи, касающиеся порядка назначения пенсии.
При написании работы использовались диалектический, исторический, сравнительно-правовой, системный, логический и другие методы научного познания.
По общему правилу пенсия назначается со дня обращения за ней, но не ранее дня приобретения права на пенсию. Но имеются следующие исключения (ч. 4 ст. 19 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ»):
— трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня, следующего за днем увольнения с работы, если обращение за указанной пенсией (указанной частью трудовой пенсии) последовало не позднее чем через 30 дней со дня увольнения с работы;
— трудовая пенсия по инвалидности — назначается со дня признания лица инвалидом, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев с этого дня;
— трудовая пенсия по случаю потери кормильца назначается со дня смерти кормильца, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев со дня его смерти, а при превышении этого срока — на 12 месяцев раньше того дня, когда последовало обращение за указанной пенсией.
В случае отсутствия в данных индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования необходимых для назначения пенсии сведений решение о назначении пенсии принимается по имеющимся в распоряжении территориального органа ПФР сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
После представления страхователем необходимых для назначения пенсии сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования территориальный орган ПФР производит доплату пенсии.
По результатам рассмотрения заявления гражданина, обратившегося за назначением пенсии, переводом с одной пенсии на другую, территориальный орган ПФР производит расчет размера пенсии и выносит соответствующее решение.
В случае отказа в удовлетворении заявления гражданина территориальный орган ПФР не позднее чем через 5 дней со дня вынесения соответствующего решения извещает об этом заявителя с указанием причин отказа и порядка обжалования вынесенного решения и одновременно возвращает все документы.
Трудовые пенсии (части трудовых пенсий) назначаются на следующие сроки:
— трудовая пенсия по старости (часть указанной трудовой пенсии) — бессрочно;
— трудовая пенсия по инвалидности (часть указанной трудовой пенсии) — на срок, в течение которого соответствующее лицо признано инвалидом, в т.ч. и бессрочно;
— трудовая пенсия по случаю потери кормильца — на срок, в течение которого соответствующее лицо считается нетрудоспособным, в т.ч. и бессрочно (ст. 19 Закона о трудовых пенсиях).
Перевод с одного вида трудовой пенсии на другой, а также с другой пенсии, установленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, на трудовую пенсию производится с 1-го числа месяца, следующего за тем месяцем, в котором пенсионером подано заявление о переводе с одного вида трудовой пенсии на другой либо с другой пенсии на трудовую пенсию со всеми необходимыми документами (если их нет в его пенсионном деле), но не ранее дня приобретения права на трудовую пенсию либо другую пенсию.
Перерасчет размера трудовой пенсии (части трудовой пенсии) в соответствии с п. 2 — 4 ст. 17 Закона о трудовых пенсиях, за исключением случаев, указанных ниже, производится:
— с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размера трудовой пенсии в сторону уменьшения;
— с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (части трудовой пенсии) в сторону увеличения.
Статус пенсионера подтверждается пенсионным удостоверением, которое выдается пенсионеру территориальным органом ПФР в подтверждение факта назначения пенсии в определенном размере и со сроков, предусмотренных законодательством.
Для выплаты пенсии на каждого пенсионера территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации открывает лицевой счет. Выплата трудовой пенсии, в том числе работающим пенсионерам, производится в установленном размере без каких-либо ограничений непосредственно органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, или организацией федеральной почтовой связи, кредитной либо иной организацией по заявлению пенсионера.
Решения об установлении или отказе в установлении трудовой пенсии, о выплате указанной пенсии, об удержаниях из этой пенсии и о взыскании излишне выплаченных сумм такой пенсии могут быть обжалованы в вышестоящий пенсионный орган (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение) и (или) в суд.
Выплата трудовой пенсии, включая ее доставку, производится за текущий месяц.
Начисленные суммы базовой части и страховой части трудовой пенсии, выплата которых была приостановлена органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, и которые не были востребованы пенсионером своевременно, выплачиваются ему за прошедшее время, но не более чем за три года, предшествующие моменту обращения за получением начисленной трудовой пенсии. Трудовая пенсия (часть трудовой пенсии), не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
Кому положена пенсия за выслугу лет
Эта пенсия устанавливается при особых условиях труда:
- Длительная подземная работа.
- Работа с особо вредными и тяжелыми условиями труда.
- Работа, связанная с возможным риском преждевременным профессиональным старением.
Возраст и трудоспособность пенсионера при назначении пенсии не учитываются. Вычисление выслуги лет зависит от особенностей и условий труда работы. Стаж должен быть определенной продолжительности (кроме работников гражданской авиации, если работу пришлось оставить по состоянию работы летной работы)
Пенсия за выслугу лет положена:
-
работникам просвещения и здравоохранения;
-
летно-подъемному составу гражданской авиации;
-
работникам театров, кино и иных коллективов;
-
военным и МВД;
-
прокурорам, судьям;
-
работникам ФНС, полиции и таможни;
-
другим.
Расчет выплат за стаж
Пенсия государственного служащего включает ниже перечисленные виды выплат:
- страховые и накопительные по старости в обычном порядке;
- по инвалидности (при ее наличии);
- по потере кормильца (в случае действительности этого момента);
- за выслугу лет.
Выплата пенсии госслужащим варьируется от 45 до 75% от средней заработной платы и не может пересекать предел максимального значения.
В статистическом виде доплата за выслугу лет рассчитывается следующим образом: 45% от среднего заработка – вычет;
где за вычет принимается:
- размер пенсии по старости;
- пособие по инвалидности (
Расчет пенсии за выслугу лет госслужащим
При установлении размера пенсии учитываются лишь те выплаты за последний год, что россиянин получал на госслужбе.
Если пенсионер предыдущие 12 месяцев был трудоустроен в другой организации, не относящейся к государственным, полученные им в качестве зарплаты деньги не будут включены в расчет.
Средняя зарплата за 12 месяцев подсчитывается посредством суммирования всех денег, которые человек получил за год.
После этого сумма делится на 12. В расчет включаются:
- ежемесячно получаемый оклад;
- ежемесячно получаемая доплата;
- материальные поощрения;
- ежемесячно/единоразово предоставляемые премиальные выплаты.
В подсчете игнорируются периоды, когда гражданин:
- находится в неоплачиваемом отпуске;
- находился в декрете;
- был временно нетрудоспособен.
Размер полученного при подсчете среднего заработка за 12 месяцев не должен быть больше 2.8 оклада, который установлен для определенной должности.
При каких условиях назначается пенсия за выслугу лет
Данную пенсию вправе получать граждане, отработавшие в следующих сферах:
- федеральная госслужба;
- авиация;
- космонавтика;
- армия.
Для получения пенсии за выслугу лет бывшие госслужащие должны соответствовать следующим условиям (ст. 7 Федерального закона №166-ФЗ):
- стаж от 15 лет и больше, а начиная с 2017 года — минимум 15,5 лет;
- выход на пенсию;
- предельный возраст;
- сокращение сотрудников либо упразднение федерального органа;
- увольнение по медицинским показаниям.
Досрочная пенсия для учителей
Граждане, занятые в педагогической сфере, имеют право выйти на пенсию досрочно при условии соблюдения таких условий:
- наличие общего стажа работы минимум 25 лет вне зависимости от возраста;
- наличие стажа работы в должности, входящей в перечень, приведенный в постановлении Правительства за номером 781 от 29.10 2002 (директора или их заместители по учебным процессам, завучи, воспитатели, преподаватели, учителя, логопеды и др.);
- осуществление педагогической деятельности в определенном учебном заведении, перечень которых также утвержден постановлением Правительства от 29.10 2002 № 781 (общеобразовательные школы, лицеи, гимназии, детские сады, ясли и др.).
Категории лиц, имеющих право на особую пенсию
Понятие пенсии по выслуге лет подразумевает под собой особый вид государственной поддержки, дающий право уйти на заслуженный отдых, не дожидаясь установленного пенсионного возраста. Выслуга лет – это особый вид непрерывного трудового стажа в определённых отраслях производства.
Пенсия за выслугу лет назначается следующим работникам:
- работники подземелья и горных районов;
- государственные служащие;
- работники службы спасения;
- авиационные рабочие;
- работники сферы образования;
- трудящиеся в медицинской отрасли;
- сотрудники творческих профессий;
- служащие в морском или речном флоте;
- военнообязанные граждане.
Для каждой профессии определена своя выслуга лет, согласно которой гражданину может быть присвоен статус пенсионера.
Среди всех видов социально-экономического права, имеет большое значение право человека на получение пенсионного обеспечения. В ходе реформирования российской пенсионной системы с начала 2000-х годов претерпели изменения многие ее параметры. Они связаны с масштабными экономическими новациями, имевшими место в начале 90-х годов ХХ столетия, и испытаниями, через которые проходила российская экономика в годы кризисов. Все это непосредственно отражалось на пенсионной системе и требовало ее встраивания в современные реалии. Изменения затрагивали обе составные части отечественной системы пенсионирования – обязательное пенсионное страхование и государственное пенсионное обеспечение. По мере развития системы пенсионного обеспечения наиболее подверженной изменениям оказалась ее ключевая составляющая – подсистема обязательного пенсионного страхования. Акцент только на одной части пенсионной системы оставляет без внимания другую ее составляющую – государственное пенсионное обеспечение. Здесь тоже есть свои проблемы, которые требуют обсуждения и поиска решений. Если стоит задача формирования единой, непротиворечивой, адекватной пенсионной системы, то необходимо решать назревшие проблемы в обеих ее составляющих частях на основе принципа единства и допустимой (неразрушающей) дифференциации.
В соответствии с нормами закона каждому гарантировано пенсионное обеспечение при достижении определенного возраста, однако в отношении некоторых категорий граждан в виду особенностей их занятости предусмотрен отдельный порядок, а также условия назначения пенсии. В частности, к таковым относятся работники государственной службы, выполняющие свои обязанности в особых условиях, сопряженных с определенной нагрузкой в виду специфики труда.
Государственным служащим гарантировано пенсионное обеспечение в особом порядке в качестве меры социальной поддержки и гарантии за исполнение обязанностей, призванных сохранить целостность государственной системы и обеспечить соблюдение прав граждан.
Наиболее актуальным вопросом в области государственной гражданской службы является пенсионное обеспечение, которое регулируется Законом «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших должности государственной гражданской службы», а также Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Что касается степени разработанности проблемы, то проблематика пенсионного обеспечения активно изучалась такими исследователями как Михайлова С.В., Гудков А.В., Якушев Л.П., Кудлаева Ю.О., Кривицкий Е.Ю., Юзвович Л.И., Кузнецова Е.П. и большим рядом других авторов исследователей.
Объект выпускной квалификационной работы – общественные отношения, находящиеся во взаимосвязи с системой выплаты пенсии федеральным государственным гражданским служащим.
Предмет работы – правовые аспекты указанных проблем и база нормативно-правовых актов, регулирующая выплату пенсии федеральным государственным гражданским служащим.
Цель работы – изучение правовых оснований пенсионного обеспечения федеральных государственных гражданских служащих.
Задачи работы.
- Изучить сущность и правовые основы пенсионного обеспечения федеральных государственных гражданских служащих.
- Проанализировать государственную политику реформирования сферы пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих.
- Рассмотреть виды пенсий и условия ее получения федеральными государственными гражданскими служащими.
- Провести анализ применения пенсионного законодательства в отношении федеральных государственных гражданских служащих;
- Обозначить Проблемы назначения и выплаты пенсий федеральным государственным гражданским служащим;
- Предложить рекомендации для получения пенсионного обеспечения федеральных государственных гражданских служащих,
При проведении исследования использовались следующие методы познания: системного анализа, формально-логический, системно-структурный, формально-юридический, сравнительно-правовой методы.
Теоретической базой исследования являются научные труды в области пенсионного обеспеченияфедеральных государственных гражданских служащих, Н.И. Сапожникова, А.В. Агеева, М.В.Беспалов, О.И. Курылева,Соловьевым А.К. Ерохиной Т.В и других авторов, относящиеся к проблематике диплома.
Нормативной основой исследования являются Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «О страховых пенсиях», Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Федеральный Закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования», иные нормативно-правовые акты Российской Федерации.
Для граждан, которые трудились на Крайнем Севере и в приравненных к нему районах, пенсионный возраст начинается на 5 лет раньше установленного законодательством срока. В связи с увеличением срока пенсионного возраста для всех россиян у северян тоже проходит десятилетний период адаптации. Разница только в том, что пенсия, как и раньше, начинается за 5 лет до установленного для всех остальных срока.
Стаж по тарифам Севера для ранней пенсии остается таким же — 15 лет в Северном регионе и 20 лет в местностях, которые приравнены к нему. Для страхового стажа требования тоже не меняются — 20 лет для женщин и 25 — для мужчин.
Некоторым категориям жителей Севера к изменениям в пенсионном возрасте адаптироваться не придется, для них он останется прежним. К таким категориям граждан относятся коренные и малочисленные народы Севера. Они считаются пенсионерами с 50 и 55 лет, и женщины, воспитавшие двоих и более детей. Им выплачивают пенсию с 50 лет, если набирается нужный северный и страховой стаж.
Для того чтобы получить право на трудовую пенсию, лицо должно соответствовать трем необходимым условиям, перечисленным в ст. 3 Федерального закона «О трудовых пенсиях». Во-первых, лицо должно быть гражданином РФ. Иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на получение трудовой пенсии только при условии постоянного проживания на территории Российской Федерации. Во-вторых, для получения права на трудовую пенсию лицо должно быть застраховано в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». В-третьих, лицо должно выполнить условия, предусмотренные Федеральным законом «О трудовых пенсиях», необходимые для получения трудовой пенсии.
Гражданами Российской Федерации в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» признаются лица, которые имели гражданство РФ на день вступления Федерального закона «О гражданстве РФ» в силу, т. е. на 1 июля 2002 г., и которые приобрели гражданство РФ в соответствии с этим Законом. Приобретается гражданство РФ в соответствии со ст. 11 ФЗ «О гражданстве РФ» по трем основаниям:
1) по рождению;
2) в результате приема в гражданство;
3) в результате восстановления в гражданстве.
По иным основаниям гражданство РФ может быть приобретено только в соответствии с Федеральным законом «О гражданстве РФ» либо в соответствии с международными договорами. Порядок приобретения гражданства по рождению устанавливает ст. 12 Федерального закона «О гражданстве РФ», в соответствии с которой ребенок приобретает гражданство РФ:
1) если на день рождения ребенка оба родителя или единственный родитель ребенка имеет гражданство РФ;
2) если один из родителей имеет гражданство РФ, а второй является лицом без гражданства или признан безвестно отсутствующим;
3) если один из родителей является гражданином РФ, а второй – иностранным гражданином при условии, что ребенок родился на территории РФ или если в ином случае ребенок останется без гражданства;
4) если оба родителя ребенка или единственный его родитель, проживающие на территории РФ, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории РФ, а государство, гражданами которого являются его родители или единственный его родитель, не предоставляет ребенку свое гражданство;
5) если ребенок находится на территории РФ, а его родители неизвестны и в течение шести месяцев со дня обнаружения ребенка не объявятся.
Гражданство РФ в результате приема в гражданство может быть приобретено в соответствии со ст. 13 и 14 Закона РФ «О гражданстве в РФ» в общем и упрощенном порядке. Прием в гражданство РФ иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется на основании соответствующих заявлений.
В соответствии с п. 3 ст. 3 Федерального закона «О трудовых пенсиях» иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, имеют право на получение трудовой пенсии наравне с гражданами РФ. Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» определяет понятия «иностранный гражданин» и «лицо без гражданства». В соответствии с нормами этого закона иностранными гражданами являются физические лица, не являющиеся гражданами РФ и имеющие доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Лицом без гражданства в соответствии с этим Законом признается физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.
Право на восстановление в гражданстве имеют иностранные лица и лица без гражданства, ранее состоявшие в гражданстве РФ.
Второе условие, необходимое для приобретения права на получение трудовой пенсии, – необходимо быть застрахованным в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании». В соответствии со ст. 7 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании» застрахованными признаются лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование. К их числу относятся следующие категории граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории РФ:
1) лица, работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору;
2) лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты);
3) лица, являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;
4) лица, работающие за пределами территории Российской Федерации в случае уплаты страховых взносов в соответствии со ст. 29 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании», если иное не предусмотрено международным договором РФ;
5) лица, являющиеся членами родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;
6) иные категории граждан, у которых отношения по обязательному пенсионному страхованию возникают в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании».
В случае потери кормильца право на получение трудовой пенсии приобретают нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, на момент его смерти находившиеся у него на иждивении.
Помимо общих оснований назначения трудовой пенсии по старости, Федеральный закон «О трудовых пенсиях» предусматривает льготные основания для назначения пенсии, в соответствии с которыми трудовая пенсия по старости может быть назначена до наступления установленного законом возраста. Положения о льготных основаниях для назначения трудовой пенсии по старости содержатся в ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях».
Статья 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях» содержит перечень категорий работников, которые в установленных законодательством случаях могут выйти на пенсию до наступления возраста 60 лет у мужчин и 55 лет у женщин. К этим категориям относятся:
1) лица, работавшие на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах;
2) лица, работавшие на работах с тяжелыми условиями труда;
3) женщины, работавшие в качестве трактористов-машинистов, машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин не менее 15 лет;
4) женщины, проработавшие не менее 20 лет в текстильной промышленности и на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью;
5) лица, работавшие в качестве рабочих локомотивных бригад, в качестве работников непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках, рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды или породы;
6) лица, работавшие в экспедициях, партиях, отрядах, на участках, в бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, гидрологических, лесоустроительных, изыскательских работах;
7) лица, работавшие в качестве рабочих, мастеров непосредственно на лесозаготовках, лесосплаве, включая работу по обслуживанию механизмов и оборудования;
8) лица, работавшие в качестве механизаторов (докеров-механизаторов) комплексных бригад на погрузочно-разгрузочных работах в портах;
9) лица, работавшие в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности, за исключением работавших на портовых судах, постоянно работавших в акватории порта, на служебно-вспомогательных и разъездных судах, судах пригородного и внутригородского сообщения;
10) лица, работавшие в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев, на регулярных городских пассажирских маршрутах;
11) лица, в период трудовой деятельности непосредственно занятые полный рабочий день на подземных и открытых горных работах по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых, на строительстве шахт и рудников;
12) лица, работавшие на судах морского флота рыбной промышленности, на работах по добыче и обработке рыбы, морепродуктов и на работах по приему готовой продукции на промысле;
13) лица, работавшие в летном составе гражданской авиации;
14) лица, работавшие на работах по непосредственному управлению полетами воздушных судов гражданской авиации;
15) лица, работавшие в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации;
16) лица, работавшие в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях МЧС России;
17) лица, работавшие с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы;
18) лица, отработавшие не менее 25 лет на должностях государственной противопожарной службы, МЧС России;
19) лица, не менее 25 лет осуществлявшие педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста;
20) лица, осуществлявшие лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения;
21) лица, осуществлявшие творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях.
Условия назначения льготных пенсий, предусмотренных ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях», зависят от продолжительности трудового стажа в указанных сферах трудовой деятельности, а также от продолжительности общего страхового стажа. Возраст выхода на пенсию по льготным основаниям колеблется от 40 до 55 лет в зависимости от пола лица и условий трудовой деятельности.
Статья 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях», так же как и ст. 27 того же Закона, предусматривает льготные основания для назначения трудовой пенсии по старости. В соответствии со ст. 28 трудовая пенсия по старости может быть назначена ранее установленного законом срока выхода на пенсию следующим категориям лиц:
1) женщинам, родившим пять и более детей и воспитавшим их до достижения ими восьмилетнего возраста;
2) одному из родителей инвалидов детства, воспитавшему их до восьмилетнего возраста;
3) женщинам, родившим двух и более детей и работавшим в районах Крайнего Севера или в приравненных к ним местностях;
4) инвалидам вследствие военной травмы;
5) инвалидам по зрению;
6) гражданам, больным гипофизарным нанизмом (лилипутам) и диспропорциональным карликам;
7) лицам, работавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
8) лицам, постоянно проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, работавшим в качестве оленеводов, рыбаков, охотников-промысловиков.
Выход на пенсию по возрасту на льготных основаниях, предусмотренных ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях», сопровождается условиями по наличию страхового стажа установленной продолжительности и варьируется в зависимости от пола лиц, претендующих на трудовую пенсию по старости.
Условия назначения пенсии за выслугу лет
Государственные служащие имеют право получать такой вид пенсии при соблюдении нескольких условий, которые указаны в Федеральном законе от 27. 07. 2004 года № 79 – ФЗ «О государственной гражданской службе РФ»:
- стаж службы на государство должен быть не менее 15 лет;
- занимать должность государственного служащего не менее 12 месяцев без перерыва;
- увольнение со службы по уважительным причинам (истечение срока службы, расторжение контракта и другое).
Военнослужащие могут рассчитывать на получение пенсии за выслугу, если:
- они проходили службу в рядах армии РФ или стран СНГ;
- они проходили службу в рядах армии стран бывшего СССР»;
- в других случаях, которые предусмотренных Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»;
- имеют срок службы более 20 лет, или достигли пенсионного возраста – 45 лет.
Космонавты, лётчики и испытатели имеют право получать пенсию за выслугу лет, если они:
- являются гражданами РФ;
- имеют стаж работы для мужчин и для женщин не менее 25 лет и 20 лет соответственно;
- прекращение свое деятельности по причинам, которые предусматривают получение такого вида пенсии;
- увольнение со службы по состоянию здоровья или другим уважительным причинам.
Правомочия на пособия
Госслужащие с присужденной послужной пенсией, обладающие 15-летним стажем, с включением периодов, определяемых ч. 2 ст. 19 ФЗ-400, при достижении требуемой возрастной планки, приобретают возрастное обеспечение, устанавливаемое к послужной пенсии. Учитывается также совокупный ИПК за рабочий год после установления послужной дотации. После выхода нового закона уже в 2020 г. для приобретения соответствующих правомочий мужчинам следует иметь возраст 61 год, а женщинам — 56.
В страховой стаж включают:
- деятельность, определяемую ст. 11 ФЗ;
- а также работа, учитываемая при подсчете стажа госслужбы для оформления послужной дотации согласно ст. 19 ФЗ-166;
- деятельность, учитываемая для назначения возрастной пенсии, к которой установили послужную выплату.
Кто относится по закону к госслужащим
Указом Президента (УП) №1141 от 20 сентября 2010 г определен перечень должностей, которые относятся к государственным служащим. Это:
- Государственные должности (ГД) РФ.
- ГД субъектов РФ
- Должности федеральной госслужбы, утвержденные УП №1574 от31.12.2005.
- Должности госслужбы субъектов РФ, утвержденные их правовыми актами.
- ГД, утвержденные УП № 33 от 11.01.1995.
- Должности прокурорских работников.
- Воинские должности.
- Должности работников налоговой полиции (федеральные органы).
- Должности работников таможенных органов РФ.
- Муниципальные должности и т.д.
Весь перечень должностей, относящихся к госслужащим перечислен в УП №1141, который находится в свободном доступе для ознакомления. Всего насчитывается 18 позиций, в некоторые из которых также внесены добавочные перечни. Все должности, которые учитываются, как государственная служба дают право работникам на дополнительные льготы в получении пенсий. Расчет пенсий госсслужащих начинается с 45 % от заработка и возможно начисление до 75% от заработка.