Земельные споры, их виды, особенности и причины возникновения

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Земельные споры, их виды, особенности и причины возникновения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


При использовании земель между заинтересованными сторонами нередко возникают конфликты или разногласия по поводу обладания и использования того или иного земельного участка. Участниками таких разногласий могут выступать граждане, юридические лица, органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Разрешение земельных споров в арбитражных судах

Арбитражные суды в Российской Федерации являются федеральными судами и входят в судебную систему России. Систему этих судов составляют Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные суды округов и арбитражные. суды субъектов Федерации. Полномочия названных арбитражных судов указаны в ст. 10, 26, 36 ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации». Они конкретизированы в постановлении Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 августа 1992 г. № 12/122и изложены также в ст. 22 АПК РФ. Так, арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам, возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений, если они возникают между юридическими лицами, гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке.

Определение понятия «земельный спор»

Определение понятия «земельный спор» можно встретить в юридической литературе и судебной практике.

Приведем ряд предложенных дефиниций понятия «земельный спор».

«Земельный спор — это регулируемое нормами земельного, гражданского, гражданского процессуального и арбитражного процессуального права и разрешаемое дозволенными законом методами правоотношение между двумя и более равноправными сторонами по поводу притязаний на земельные права и обязанности. Характерным здесь является постоянство притязаний двух или более сторон на один и тот же земельный участок» (Дикусар В.М. Земельные суды — в России? // Российская юстиция. 2000. N 11. С. 53 – 54).

Земельный спор — «спор по поводу наличного субъективного права на конкретный земельный участок у лица, которому он предоставлен (отведен в натуре) в установленном порядке. Это спор, связанный с изъятием земельного участка полностью или его части, с ограничением правомочий владельца, пользователя или собственника земельного участка, с созданием препятствий к осуществлению земельных прав (например, возведение объекта, препятствующего использованию земли по целевому назначению или доступу к земельному участку)» (Осокин Н.Н. Разрешение земельных споров по законодательству РСФСР // Вестник Московского университета. Сер. 11: Право. 1992. N 1. С. 42).

К земельным спорам относятся споры, «связанные с нарушением или оспариванием прав граждан, юридических лиц на землю, включая право владения, пользования и распоряжения землей; земельно-имущественные споры, связанные не только с нарушением земельных прав, но и с возмещением убытков, вреда, вызванных этим нарушением; имущественные споры, возникающие из земельных отношений, где нет спора о праве на землю, а рассматриваются имущественные споры по поводу пользования и распоряжения; споры, связанные с предоставлением земли, с прекращением права на земельные участки» (Волков Г.А., Голиченков А.К., Козырь О.М. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации. М.: БЕК, 2002. С. 196 – 197).

Земельный спор — это «регулируемое нормами земельного, гражданского, гражданского процессуального и арбитражного процессуального права и разрешаемое дозволенными законом методами правоотношение между двумя и более равноправными сторонами по поводу притязаний на земельные права и обязанности. Характерным здесь является постоянство притязаний двух или более сторон на один и тот же земельный участок». (Дикусар В.М. Земельные суды — в России? // Российская юстиция. 2000. N 11. С. 53 – 54).

Использованное в п. 1 ст. 64 ЗК РФ понятие «земельные споры» означает споры, возникающие из земельных и связанных с ними гражданских, административных и иных правоотношений. Для земельного спора характерно, что одна сторона в споре объективно обладает правами на земельный участок, а другая — таких прав не имеет. Споры об освобождении земельного участка от самовольных построек являются одной из категорий земельных споров (извлечение из апелляционного определения Ярославского областного суда от 13.05.2013 по делу N 33-2642/2013).

На основании определения Вологодского районного суда Вологодской области от 14 ноября 2016 года по данному земельному спору была назначена землеустроительная экспертиза.

Судебная землеустроительная экспертиза — это процессуальное действие, которое включает в себя исследование необходимой документации, а также составление экспертного заключения по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в области землеустройства и кадастров, подлежащих доказанию по конкретному земельному спору.

По статистике, среди общего числа судебных землеустроительных экспертиз, наиболее часто встречаются следующие виды:

· Экспертизы по установлению границ земельных участков (35 %);

· Экспертизы, связанные с определением порядка пользования земельным участком (30 %);

· Экспертизы, назначаемые при рассмотрении искового заявления об устранении препятствий в пользовании земельным участком (25 %);

· Экспертизы, проводимые в отношении землеустроительной документации Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований Российской Федерации (5 %);

· Иные виды судебных землеустроительных экспертиз (5 %).

В соответствии со ст. 307 Уголовного кодекса РФ эксперт должен быть предупрежден об уголовной ответственности за предоставление суду заведомо ложного заключения.

Сроки проведения землеустроительной экспертизы устанавливает суд.

В рассматриваемом земельном споре объектами судебной землеустроительной экспертизы являются земельные участки истца и ответчика, а также сведения, содержащиеся в правоустанавливающих и правоудостоверяющих документах. Цель проведения землеустроительной экспертизы, в данном случае, определение площади, местоположения, границ спорных земельных участков и установления соответствия полученных данных со сведениями, содержащимися в землеустроительной документации.

Судебная землеустроительная экспертиза является одним из основных доказательств в судебном процессе. При принятии решения суд опирается на заключение эксперта-землеустроителя (или эксперта-кадастрового инженера).

Как проходит судебное разрешение земельных споров?

Когда дело слушается в суде, это всегда проходит по схожему сценарию:

  • вначале проходит предварительное заседание, на котором судья интересуется, остались ли в силе позиции истца и ответчика (вполне вероятно, что пока пришло время слушаний по делу, стороны уже могли между собой договориться), не хотят ли они изменить/дополнить свою позицию;
  • если все в силе, начинается заслушивание каждой из сторон спора. Вначале истце, затем ответчик, затем (при наличии) третья сторона излагают свое мнение относительно спора, который рассматривается, приводят доказательства в свою пользу, пытаясь убедить суд в том, что правда на их стороне;
  • суд, заслушав стороны, изучив все предоставленные документы, может сразу принять решение или назначить дополнительные действия, например, проведение экспертизы. По итогам полученной информации выносится вердикт: должны ли быть удовлетворены требования истца или нет. После оглашения вердикта его письменная форма оформляется в течение 3-5 дней и направляется сторонам спора.
Читайте также:  Как наказать главу района за самоуправство?

Если кто-то из участников разбирательств остается недоволен решением суда, он может подать апелляцию и потребовать пересмотреть сделанные судом выводы. Апелляционный суд может согласиться на повторное рассмотрение или отказать в этом, если оснований недостаточно. Наконец, когда все обжалования закончились или если стороны не подавали жалоб, вердикт вступает в силу, и на этом земельный спор закончен.

В каком суде решаются земельные споры?

Не существует специального суда, созданного для рассмотрения земельных споров. Все споры рассматриваются в обычном судебном порядке в соответствии с гражданским или арбитражным процессуальными кодексами РФ, в зависимости от состава сторон спора. Например, споры между гражданами рассматриваются в суде общей юрисдикции, а между организациями в арбитражном суде. Кроме того, земельные споры могут быть рассмотрены третейским судом.

Земельные споры могут рассматриваться в суде в порядке искового производства, производства по делам, возникающим из публичных правоотношений (об оспаривании нормативных правовых актов, об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих), а также в порядке особого производства (дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, например, факта владения и пользования недвижимым имуществом; факта принятия наследства и др.). Кроме того, в арбитражных судах могут рассматриваться и другие споры (например, дела о банкротстве, об оспаривании решений третейских судов и др.).

В теории права подведомственность понимается как основанный на взаимодействии норм материального и процессуального права институт, разделяющий компетенцию между государственными и негосударственными органами, организациями, должностными лицами . Подведомственность можно выделить как свойство гражданских дел, относящее их к компетенции определенного органа или суда .

См.: Арбитражный процесс: Учебник / К.М. Арсланов, Д.Х. Валеев, Р.Н. Гимазов и др.; отв. ред. Д.Х. Валеев, М.Ю. Челышев. М.: Статут, 2010. С. 64.
Валеев Д.Х. Комментарий к положениям ГПК РФ о подведомственности судам гражданско-правовых споров // Вестник гражданского процесса. 2014. N 3. С. 88 — 104.

В юридической литературе можно встретить более узкое понятие подведомственности: она представляется как межотраслевой институт, разграничивая ведение дел в судах общей юрисдикции и в арбитражных судах .

См.: Азаматова Л.Л., Максютов Т.Р. Проблемы правоприменительной практики в свете объединения высших судов (на примере вопроса подведомственности арбитражным судам споров о взыскании ущерба, причиненного окружающей среде) // Арбитражный и гражданский процесс. 2015. N 3. С. 30.

Исходя из нормы, сформулированной в п. 1 ст. 64 ЗК РФ, земельные споры рассматриваются только в судебном порядке. Данная норма является императивной и не предполагает расширительного толкования.

Abanina A.Yu. Protsessual’noe souchastie v grazhdanskom sudoproizvodstve: Avtoref. dis. … kand. yurid. nauk [Procedural Complicity in Civil Proceedings: Thesis for a Candidate Degree in Law Sciences]. Moscow, 2011 (In Russian).

Afanasiev S.F. K probleme sushchestvennykh protsessual’nykh oshibok ili bezuslovnykh osnovanij k otmene sudebnykh reshenij po grazhdanskim delam [To the Problem of Significant Procedural Errors or Unconditional Grounds for the Annulment of Court Decisions in Civil Cases]. Vestnik grazhdanskogo protsessa = Herald of Civil Procedure, 2015, no. 3 (In Russian).

Afanasiev S.F. O souchastii v grazhdanskom protsesse [On Complicity in Civil Procedure]. Pravo. Zakonodatel’stvo. Lichnost’ = Law. Legislation. Personality, 2012, no. 1(14) (In Russian).

Agrarnaya politika Sovetskoj vlasti 1917 — 1918 [The Agrarian Policy of the Soviet Government 1917 — 1918]. In Dokumenty i materialy [Documents and materials]. Moscow, 1954. (In Russian)

Algazin A.M., Duyko L.V., Pashchenko K.A. K voprosu o neodnorodnosti pravoprimenitel’noj praktiki po delam o priznanii prava sobstvennosti na nedvizhimoe imushchestvo [On the Heterogeneity of the Law Enforcement Practice in Cases of Recognition of Ownership of Real Estate]. Tretejskij sud = Arbitration Court, 2005, no. 6(42) (In Russian).

Azamatova L.L., Maksyutov T.R. Problemy pravoprimenitel’noj praktiki v svete ob’edineniya vysshikh sudov (na primere voprosa podvedomstvennosti arbitrazhnym sudam sporov o vzyskanii ushcherba, prichinyonnogo okruzhayushchej srede) [Problems of the Law Enforcement Practice in the Light of the Association of Supreme Courts (on the Example of Jurisdiction to Arbitration Courts of Disputes on Recovery of Damage Caused to the Environment)]. Arbitrazhnyj i grazhdanskij protsess = Arbitration and Civil Procedure, 2015, no. 3 (In Russian).

Chistyakov O.I., Yanin V.L. (eds.). Rossijskoe zakonodatel’stvo X — XX vekov. V 9 T. T. 1 [Russian Legislation of the 10th — 20th Centuries. In 9 vol. Vol. 1]. Moscow, 1984 (In Russian).

Coy V.I. Institut podsudnosti grazhdanskikh del [Institute of Jurisdiction of Civil Cases]. Arbitrazhnyj i grazhdanskij protsess = Arbitration and Civil Procedure, 2012, no. 11 (In Russian).

Dikusar V.M. Pravovoe regulirovanie razresheniya zemel’nykh sporov v Rossijskoj Federatsii: Avtoref. dis. … kand. yurid. nauk [Legal Regulation of Land Disputes in the Russian Federation: Thesis for a Candidate Degree in Law Sciences]. Moscow, 1997 (In Russian).

Dikusar V.M. Zemel’nye sudy — v Rossii? [Land Courts — in Russia?]. Rossijskaya yustitsiya = Russian Justice, 2000, no. 11 (In Russian).

Dobrotvora N.M. (ed.). Sudebniki Russkogo gosudarstva [The Code of Laws of the Russian State]. Gorky, 1939 (In Russian).

Dolganova I.V. Protsessual’noe souchastie po delam o nedejstvitel’nosti zaveshchaniya [Procedural Complicity in Cases of Invalidity of a Will]. Nasledstvennoe parvo = Inheritance Law, 2015, no. 3 (In Russian).

Dukhno H.A., Chubukov G.V. Zemel’nyj pravoporyadok i otvetstvennost’ [Land Law and Order and Responsibility]. Moscow, 1998 (In Russian).

Eliseev N.G. Podsudnost’ del, svyazannykh s nedvizhimost’yu [Jurisdiction of Cases Involving Real Estate]. In Rozhkova M.A. (ed.). Ob’ekty grazhdanskogo oborota: Sbornik statej [Objects of the Civil Turnover: Collection of Articles]. Moscow, 2007 (In Russian).

Emaltynov A.R. Protsessual’nye osobennosti rassmotreniya zemel’nykh sporov: Dis. … kand. yurid. nauk [Procedural Features of the Consideration of Land Disputes: Thesis for a Candidate Degree in Law Sciences]. Yekaterinburg, 2012 (In Russian).

Evtikhiev I.I. Zemel’noe pravo [Land Law]. Moscow; Petrograd, 1923 (In Russian).

Fedorova Yu.N. Razreshenie zemel’nykh sporov po zakonodatel’stvu Rossijskoj Federatsii: Dis. … kand. yurid. nauk [Resolution of Land Disputes Under the Legislation of the Russian Federation: Thesis for a Candidate Degree in Law Sciences]. Saratov, 2004 (In Russian).

Fomenko E.G., Khutova F.A. K nekotorym voprosam pravil’nogo ponimaniya i primeneniya pravil podsudnosti [Some Questions of Correct Understanding and Application of the Rules of Jurisdiction]. Rossijskij sud’ya = Russian Judge, 2015, no. 1 (In Russian).

Gendzekhadze N.V., Novitsky N.B. (eds.). Zemel’nyj kodeks s dopolneniyami, uzakoneniyami i raz’yasneniyami Narkomzema RSFSR. Sostavlen po ofitsial’nym materialam [The Land Code with Additions, Legitimations and Clarifications of the People’s Commissariat of the RSFSR, Compiled According to Official Materials]. Moscow, 1927 (In Russian).

Gurvich M.A. Lektsii po sovetskomu grazhdanskomu protsessu [Lectures on Soviet Civil Procedure]. Moscow, 1960 (In Russian).

Gusev R.K. (ed.). Zemel’noe pravo: Uchebnoe posobie [Land Law: Textbook]. Moscow, 2001 (In Russian).

Ikonitskaya I.A. Razreshenie zemel’nykh sporov [Resolution of Land Disputes]. Moscow, 1973 (In Russian).

Kasso L.A. Russkoe pozemel’noe pravo [Russian Land Law]. Moscow, 1906 (In Russian).

Khauke O.A. Krest’yanskoe zemel’noe pravo [Peasant Land Law]. In Trudy obshchestva mezhevykh inzhenerov [Works of the Society of Land Surveyors]. Moscow, 1914. Issue 5 (In Russian).

Korshunov N.M. Grazhdanskij protsess [Civil Procedure]. Moscow, 2005 (In Russian).

Kovyazina Kh.A. O nekotorykh voprosakh rassmotreniya zemel’nykh sporov v Rossijskoj Federatsii [On Some Issues of Land Disputes in the Russian Federation]. Yurist = Lawyer, 2006, no. 5 (In Russian).

Leyba L.V. Pravovoe regulirovanie resheniya zemel’nykh sporov: Dis. … kand. yurid. nauk [Legal Regulation of Land Disputes: Thesis for a Candidate Degree in Law Sciences]. Kharkiv, 2005 (In Russian).

Читайте также:  Имеют ли право пенсионеры на налоговый вычет?

Luneva E.V. Spetsifika i tendentsii razvitiya zakonodatel’stva v sfere grazhdanskogo oborota zemel’nykh uchastkov osobo okhranyaemykh prirodnykh territorij [Specificity and Trends in the Development of Legislation in the Sphere of Civil Circulation of Land Plots of Specially Protected Natural Areas]. Vestnik Permskogo universiteta. Yuridicheskie nauki = Herald of Perm University. Legal Sciences, 2014, no. 2(24) (In Russian).

Luneva E.V. Yuridicheskaya priroda isklyuchitel’nogo prava natsional’nogo parka priobretat’ zemelnye uchastki, raspolozhennye v ego granitsakh [The Legal Nature of the Exclusive Right of the National Park to Acquire Land Plots Located Within Its Borders]. Yuridicheskij mir = Legal World, 2014, no. 7 (In Russian).

Maleina M.N. Lichnye neimushchestvennye prava grazhdan: ponyatie, osushchestvlenie, zashchita [Personal Non-Property Rights of Citizens: Concept, Implementation, Protection]. Moscow, 2000 (In Russian).

Matievsky M.D. Spor o prave grazhdanskom v sovetskom grazhdanskom protsesse: Avtoref. dis. … kand. yurid. nauk [The Dispute on Civil Law in Soviet Civil Procedure: Thesis for a Candidate Degree in Law Sciences]. In Matievsky M.D. Nauchnoe nasledie: Sbornik nauchnykh trudov [Scientific Heritage: Collection of Works]. Krasnodar, 2002 (In Russian).

Osokina G.L. Grazhdanskij process. Obshchaya chast’ [Civil Procedure. General Part]. 2nd ed. Moscow, 2010 (In Russian).

Ozhegov S.I. Slovar’ russkogo yazyka [Dictionary of Russian]. Moscow, 1952 (In Russian).

Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Tolkovyj slovar’ russkogo yazyka: 80 000 slov i frazeologicheskikh vyrazhenij [Dictionary of the Russian Language: 80 000 Words and Phraseological Expressions]. 4th ed. Moscow, 1999 (In Russian).

Popondopulo V.F., Slepchenko E.V. Podvedomstvennost’ sporov tretejskim sudam v Rossii [Jurisdiction of Disputes to Arbitration Courts in Russia]. Arbitrazhnye spory = Arbitration Disputes, 2008, no. 1 (In Russian).

Shemeneva O.N. Posledstviya nesoblyudeniya pravil podsudnosti: konstitutsionnyj aspekt [Consequences of Non-Compliance with the Rules of Jurisdiction: The Constitutional Aspect]. Rossijskij sud’ya = Russian Judge, 2014, no. 4 (In Russian).

Согласно данным Росреестра по Москве за прошедший год судами первой инстанции было рассмотрено 260 судебных дел об оспаривании решений, действий (бездействий) в сфере государственной регистрации прав в отношении земельных участков. Среди них наиболее часто встречались земельные споры, возникшие в связи с (рисунок 1):

· отказом в государственной регистрации права собственности на земельный участок — 39 %;

· отказом в государственной регистрации дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка — 13 %;

· отказом в государственной регистрации договора аренды — 10 %;

· отказом в государственной регистрации прекращения ограничения (обременения) права — 7 %.

Пик рассмотрения судебных дел в отношении земельных споров пришелся на ноябрь — декабрь. В этот период судами первой инстанции было рассмотрено по 27 спорных земельных дел за месяц (рисунок 2). Спад земельных споров в сфере государственной регистрации прав в отношении земельных участков наблюдается в первый и второй месяц года, когда судами было рассмотрено всего по 9 земельных споров за месяц (рисунок 2).

Рисунок 1 — Круговая диаграмма земельных споров, возникших между физическими или юридическими лицами и управлением Росреестра по Москве в сфере государственной регистрации прав в отношении земельных участков

Рисунок 2 — количество земельных споров, рассмотренных судами первой инстанции в каждый месяц 2016 года по данным управления Росреестра по Москве в сфере государственной регистрации прав в отношении земельных участков

Перед составлением искового заявления лучше взять образец в судебном учреждении, которое должно будет вести разбирательство.

В заявлении истец должен подробно описать возникший спор с ответчиком, изложить свои требования и аргументировать законность своей позиции (указав на доказательства, подтверждающие вашу правоту).

В иске нужно указать:

  • Полное наименование и адрес суда, который рассматривает обращение.
  • Основные сведение сторон.
  • Данные тех лиц, которые обратившийся пригласит в качестве свидетелей.
  • Основная часть заявления – текст, в котором будет подробно описана спорная ситуация.
  • Требования, предъявляемые к ответчику.

Цены на различные категории дел по земельным спорам

Признание права собственности на земельный участок в судебном порядке от 20 000
Определение порядка пользованием земельным участком, домовладением в судебном порядке (требуется проведение судебной экспертизы) от 25 000
Обжалование отказа в регистрации права собственности в судебном порядке от 20 000
Оспаривание сделок с земельными участками, домовладениями от 30 000
Установление границ земельного участка в судебном порядке (требуется проведение землеустроительной экспертизы) от 30 000
Признание недействительным договора купли-продажи земельного участка в судебном порядке от 25 000
Истребование имущества из чужого незаконного владения в судебном порядке (сложное исполнительное производство) от 35 000
Признание незаконным отказа органа местного самоуправления и/или должностного лица в судебном порядке от 15 000
Признание права собственности на незавершенный объект строительства и/или самовольную постройку от 25 000
Споры, связанные с расторжением договоров, купли продажи, аренды, дарения земельного участка от 25 000
Снос самовольной постройки, жилого или нежилого помещения от 15 000
Установление сервитута в судебном порядке (требуется проведение землеустроительной и оценочной экспертизы) от 30 000

Почему возникают судебные земельные споры? Конфликтные ситуации могут иметь место по разным причинам. К примеру, владелец участка осуществляет борьбу с сорняками на территории соседа. Такая необходимость возникла вследствие того, что растительность стала распространяться по его земле. Этот факт дает ему возможность подать иск к гражданину, нарушающему правила борьбы с сорными растениями. Истец может взыскать компенсацию за понесенные затраты. При этом ответчик может отказываться от возмещения ущерба, ссылаясь на то, что не обязан следить за частью территории, которой не пользуется. Часто возникают земельные споры о границах земельного участка. Они предполагают проведение специальных работ кадастровыми инженерами. Земельные споры с соседями могут касаться и других вопросов.

Особенности рассмотрения и досудебный порядок урегулирования земельных споров

Основные особенности рассмотрения арбитражными судами земельных споров, которые отличают их от других судов, заключаются в следующем:

  • Необходимость досудебного урегулирования спора – это требование общее для большинства арбитражных споров, сохраняется оно и для конфликтов, касающихся земельных участков. Стороны, прежде чем обращаться в суд, должны попытаться уладить спор путем переговоров, а также предоставить подтверждение таких попыток (в виде протокола переговоров, копии претензии или других документов);
  • Подсудность – в арбитражных судах рассматриваются только дела, касающиеся экономической деятельности юридических лиц и граждан, имеющих статус индивидуального предпринимателя. В редких случаях арбитраж также может рассматривать земельные споры, касающиеся государственных или муниципальных органов власти, а также госслужб;
  • Равные права при рассмотрении дела – и истец, и ответчик в равной мере могут предоставлять суду доказательства своей правоты. Решение суда основывается на анализе предоставленных документов, потому очень важно ответственно подойти к их подготовке и оформлению.

Кроме того, если стороны смогут договориться уже во время рассмотрения дела, они имеют право заключить мировое соглашение, которое будет принято и подтверждено судом. В таких случаях дело досрочно закрывается.

Как собственник, так и арендатор, а равно иные лица, осуществляющие использование земли, вправе оспаривать по суду:

а) вмешательство в их хозяйственную деятельность, поскольку право самостоятельного хозяйствования на земле гарантируется законом и всякие ограничения этого права допустимы не иначе, как в специально оговоренных законом случаях, если этого требуют интересы национальной безопасности и охраны окружающей среды. Так, собственник земельного участка вправе оспаривать незаконные действия соседнего землепользователя, который строительством объекта на границе участков затеняет выращиваемые сельскохозяйственные культуры, снижая их урожайность;

Читайте также:  Как производится расчет субсидий ЖКХ

б) создание помех со стороны других лиц, препятствующих нормальному осуществлению правомочий по владению, пользованию и распоряжению земельным участком. Например, если выстроенная по соседству с садоводческим товариществом фабрика сбросами вредных веществ препятствует собственникам выращивать экологически чистую сельскохозяйственную продукцию, то товарищество, как и каждый отдельный его член, вправе предъявить иск к этой фабрике об устранении данных препятствий (прекращении сброса вредных веществ). [2]

Признание недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления

Согласно ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, а решения и действия (или бездействие) органов государственной 1!.тети, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. В сфере земельных отношений данную конституционную возможность конкретизирует ст. 61 ЗК РФ. Согласно данной статье ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.

Нормативный акт — это правовой акт, содержащий нормы права и направленный на регулирование определенной группы общественных отношений (в пашем случае земельных), рассчитанный на неоднократное применение и неопределенный круг лиц. Ненормативный акт — это однократно реализуемое, индивидуальное юридически значимое решение органа государственной власти или местного самоуправления (например, об отказе в приватизации земельного участка). Нормативные и ненормативные акты могут приниматься органами государственной власти и местного самоуправления только в пределах их компетенции.

Согласно ст. 251 ГПК РФ гражданин или организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

С заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части в суд вправе обратиться Президент РФ, Правительство РФ, законодательный (представительный) орган субъекта РФ, высшее должностное лицо субъекта РФ, орган местного самоуправления, глава муниципального образования, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом нарушена их компетенция.

Заявление об оспаривании нормативного правового акта должно соответствовать требованиям, предусмотренным ст. 131 ГПК РФ, и содержать дополнительно данные о наименовании органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, о его наименовании и дате принятия; указание, какие права и свободы гражданина или неопределенного круга лиц нарушаются этим актом или его частью. К заявлению об оспаривании нормативного правового акта приобщается копия оспариваемого нормативного правового акта или его части с указанием, каким средством массовой информации и когда опубликован этот акт.

Заявление об оспаривании нормативного правового акта рассматривается в течение месяца со дня его подачи с участием лиц, обратившихся в суд с заявлением, представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, и прокурора. В зависимости от обстоятельств дела суд может рассмотреть заявление в отсутствие кого-либо из заинтересованных лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания. Суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления. Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Согласно ст. 197 АПК РФ дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства с учетом особенностей, установленных гл. 24 АПК РФ. Производство по данной категории дел возбуждается на основании заявления заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с требованием о признании недействительными ненормативных правовых актов или о признании незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и лиц.

Необходимо иметь в виду, что не все дела рассматриваемой категории подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции или арбитражном суде. Согласно ст. 125 Конституции РФ дела о соответствии Конституции РФ, федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ подлежат рассмотрению Конституционным Судом РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 61 ЗК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту и нарушающего права на землю и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством.

Существует несколько способов возмещения вреда, в том числе возмещение вреда в натуре и возмещение причиненных убытков (ст. 1082 ГК РФ). Согласно п. 2 ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). В соответствии со ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием.

Как следует из ст. 13 ГК РФ, ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными ст. 12 ГК РФ.

Необходимо обратить внимание на то, что согласно п. 2 ст. 61 ЗК РФ убытки гражданам и юридическим лицам подлежат возмещению в случаях, если они были приняты не только исполнительным органом государственной власти, по и актом органа местного самоуправления. Такая позиция законодателя обусловлена тем, что органы местного самоуправления также располагают возможностями издавать нормативные либо ненормативные акты, причиняющие ущерб гражданам и юридическим лицам.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *