Нужны ли права на квадроцикл в России? Давайте разбираться

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нужны ли права на квадроцикл в России? Давайте разбираться». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Задумываясь над тем, как получить права на квадроцикл, сначала рекомендуется подробнее узнать о данной машине. Так называют четырехколесный мототранспорт, минимальная скорость которого не может быть менее двадцати пяти километров в час. Максимальная мощность доходит до 15 кВт, а масса — до 400. Однако если предполагается эксплуатация с целью перевозки грузов, то вес может достигать 550 кг.

Нужны ли права на квадроцикл 125-200 кубов?

Необходимы права и на квадроцикл с двигателем с рабочим объемом в 125-200 см³. Здесь как раз все понятно. Выдать водительское удостоверение категории «А I» в данном случае может Гостехнадзор или Госавтоинспекция. Все зависит от наличия ПТС. При отсутствии водительского удостоверения на управление транспортным средством инспектор ГИБДД имеет право выписать штраф или даже отбуксировать квадроцикл на штрафстоянку.

Почему удостоверение тракториста-машиниста категории «A I»? Опять же возвращаемся к ПП РФ №796 от 12.06.1999, которое гласит, что все мотовездеходы должны быть поставлены владельцем на учет. А на все транспортные средства, находящиеся на учете, требуется получение водительских прав.

И еще один момент. Многие путают категории «А I» и «А1». Первая оформляется для управления мопедами, квадроциклами и снегоходами. Вторая нужна для передвижения на легких мотоциклов.

Что будет за езду на квадроцикле без прав?

Многие владельцы игнорируют требования о наличии прав и постановки на учет, аргументируя свою позицию тем, что езда на мотовездеходе осуществляется исключительно по пересеченной местности, где никто ничего не контролирует. Однако это крайне чреватое заблуждение, причем сразу по нескольким причинам.

В первую очередь, это вышеупомянутое отсутствие необходимых навыков. Да, их вполне можно получить самостоятельно, изучая профильную информацию в Интернете и технической литературе — и при этом набить множество шишек, пытаясь применить теорию на практике. Обучение по регламентированной программе под контролем грамотного преподавателя позволит этого избежать. Как пример: в рамках учебных курсов, помимо прочего, рассказывается о том, где можно кататься на квадроцикле, а где этого делать не стоит и почему. Такая информация позволит грамотно выбирать маршруты для покатушек и избежать каких-либо штрафов за въезд на не предназначенную для этого территорию.

Далее — элементарное соблюдение закона, который требует наличие соответствующей категории для управления мотовездеходом. Проверить документы имеет право как сотрудник ГИБДД, так и представитель Гостехнадзора. Если у владельца мотовездехода прав не окажется, то ему может грозить штраф до 15 000 рублей. При этом сумма штрафа может вырасти в геометрической прогрессии при выявлении каких-то еще нарушений (например, выезд на дороги общего пользования или отсутствие регистрационных номеров), а сам квадроцикл — отправится на штраф-стоянку до тех пор, пока штраф не будет оплачен.

Особенности квадроцикла

Квадроциклом

называется вид самоходного мототранспорта с 4 колесами. На нем можно передвигаться одному человеку по неасфальтированным дорогам, бездорожью. Транспортное средство без проблем проходит препятствия в виде грязи, заболоченной местности, заносов и т. д. Основные особенности транспортного средства:

  • лимит скорости движения — до 25 км/ч;

  • ограничение по параметру мощности мотора — до 15 кВт;

  • масса ТС — до 400 кг либо 550 кг для транспортировки грузов.

Кто принимает экзамены на право управления квадроциклом?

В соответствии со ст. 13-14 Постановления №796 экзаменатором могут выступать следующие лица:

  • государственный инженер-инспектор гостехнадзора;
  • специалист, имеющий диплом о специальном техническом образовании (высшее/средне-специальное) в возрасте не моложе 23 лет;
  • специалисты, владеющие правами категории «AI».

Кандидаты на получение прав на квадроцикл должны отвечать следующим требованиям:

Читайте также:  Как узнать страховой стаж для больничного листа в 2021 году

1. К сдаче теоретических экзаменов и практических навыков для получения

  1. водительского удостоверения категории «AI» допускаются лица, достигшие 16 лет. Важно! Управлять мототранспортным средством типа квадроцикл можно не ранее чем с 16 лет.
  2. Обязательное наличие медицинской справки, выданной специализированным мед.учреждением по результатам прохождения медицинского освидетельствования. В справке ставится отметка о разрешении на допуск лица к управлению самоходными транспортными средствами.
  3. Претендент на получение права управления квадроциклом или снегоходом должен пройти теоретическую подготовку.

Перечень документов, необходимых для получения прав на квадроцикл:

  • заявление;
  • документ, удостоверяющий личность;
  • медицинская справка, выданная медучреждением по определенной форме;
  • документ, подтверждающий прохождение курса обучения;
  • фотографии форматов 3х4 см;
  • квитанция об уплате государственной пошлины в размере, установленном законодательством;
  • водительское удостоверение тракториста-машиниста (если выдавалось ранее).

Какая категория прав нужна для вождения квадроцикла?

Чтобы ответить на этот вопрос потребуется обратиться к документации, выданной при покупке транспортного средства. Заглянув в технические документы вам необходимо выяснить, какую же мощность имеет купленный квадроцикл и какой основной документ на него был вам выдан. Исходя из этих данных уже можно понять, какая понадобится категория прав для вождения.

Если вы получили стандартный паспорт на транспорт — ПТС, то обратите внимание на мощность и объём двигателя.

Если объём составляет от 150 до 250 кубов, то оформлять придется права категории В1.

При объёме от 50 до 125 кубов и мощности до 11 кВт, то будет нужна категория А1.

Если транспорт очень легкий и его объём не превышает 50 кубов, то хватит и категории М.

Права на квадроцикл всех этих категорий оформляются в Госавтоинспекции.

В том случае, если при покупке квадроцикла, вы получили паспорт машины самоходного типа, то придется оформлять категорию прав машиниста А1. Такой документ можно получить в Гостехнадзоре.

Категория прав для управления квадроциклом

Чтобы понимать, какой категории должно быть удостоверение водителя, нужно разобраться с терминологией. Подавляющее большинство квадроциклов, используемое в РФ, в сертификации и эксплуатационных документах названо «самоходной техникой». В эту же категорию относятся снегоходы, болотоходы, мотовездеходы.

Такие транспортные средства ставят на учет в Гостехнадзоре. В качестве основного документа их владельцы получают ПСМ — паспорт самоходной машины.

С 05.11.2013 управлять самоходной техникой можно, получив удостоверение тракториста-машиниста категории AI. По форме и порядку выдачи оно отличается от привычного водительского удостоверения современного образца.

Если же внедорожник в сертификации назван «транспортным средством» (редкие модели квадроциклов китайского производства, трициклы), его регистрируют в ГИБДД с получением ПТС. Права получают там же. Для управления такими транспортными средствами нужно водительское удостоверение категории B1.

Документы для удостоверения

Рекомендуется знакомиться со списком для категории «А1» (в соответствии с пунктом 18 Постановления Правительства):

  • медицинское заключение;
  • заявление;
  • паспорт;
  • водительское удостоверение (если есть);
  • документ, подтверждающий прохождение соответствующей профессиональной подготовки в установленном порядке для программ проф. подготовки водителей ТС, соответствующих категорий и других подкатегорий;
  • согласие законных представителей в письменном виде (родителей, усыновителей или опекунов), с тем, что их несовершеннолетний кандидат будет сдавать экзамен и получать права в соответствии с законодательством Российской Федерации. Условия: несовершенным заявителем является гражданин в возрасте от 16 до 18 лет, за исключением случая признания несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) или заключения брака в порядке, установленном законом России.

Если водитель уже открыл категорию, то документ на самоходное ТС получить проще, так как для сдачи теоретического экзамена, по ПДД, не потребуется. Эта информация предназначена для тех, кто интересуется, как получить права на СН и КВ, если уже имеются права категории «В». Процедура получения удостоверения для них упрощена, но рекомендуется уточнить перечень свидетельств по месту сдачи экзамена.

Документы для получения водительского удостоверения

Перед тем, как получить права на квадроцикл, нужно собрать пакет документов:

  • Паспорт гражданина РФ.
  • Заявление о предоставлении водительского удостоверения соответствующей категории.
  • Удостоверение тракториста-машиниста (если такое было выдано ранее).
  • Медицинскую справка соответствующего образца.
  • 3 фотографии 3х4.

После обработки предоставленной документации ответственные органы принимают решение, в котором уведомляют подателя заявления о назначении:

  • Даты проведения экзамена.
  • Времени сдачи.
  • Места проведения испытаний.

Какая категория нужна для управления квадроциклом?

Довольно многие квадроциклисты недооценивают важность соответствующего обучения, и тому есть логичное объяснение. Оказывается, трактористское ВУ категории «В» не подходит для езды на мотовездеходе.

Читайте также:  Со скольки лет можно снимать номер в гостинице?

Для официального управления этим видом транспорта необходимо оформить права категории «А1». Об этом свидетельствует Постановление Правительства Российской Федерации от 12 июля 1999 г. № 796 статья 4. Стоит отметить, что категория «А» имеет 4 подкатегории, которые утверждены тем же Постановлением.

Водительские права по разным категориям отличаются друг от друга форматом, цветным оформлением и государственным органом выдавшим их.

Стоит отметить, что допуск к езде других видов автотранспорта вовсе не означает допуск к самоходной технике.

Чтобы иметь полную картину для точного определения нужной категории для управления квадроциклом приведем перечень подобных ТС:

  • «М» для управления мотоциклом (квадриком) с объемом движка менее 50 куб. см.
  • «А1» для вождения мотовездеходами с мощностью движка до 11 кВт или его объемом до 125 куб. см.
  • «В1» для вождения квадрициклами и трициклами.

Хотим предупредить о незначительных, на первый взгляд, нарушениях, но их наличие способно усложнить процесс оформления. На что нужно обратить внимание при сборе документации: собрать полный пакет документов, убедиться в безошибочном их заполнении, не предоставлять ложные данные. В случае обнаружения ошибок вполне законно обратиться с повторным обращением после их устранения.

В свете вышесказанного приходим к выводу, что на квадроцикл права все-таки нужны. А какие подойдут для вашего автотранспорта – вы уже знаете.

Грамотный подход к вождению вездехода поможет избежать штрафных санкций и возникших недоразумений с работниками ГТН и ГИБДД. Даже в случае езды исключительно вне ДОПов, изучение правил безопасности и устранения основных неисправностей будет способствовать безбоязненному передвижению на мини-тракторе.

Как проводится экзамен?

Проверка состоит из двух стандартных частей: сдачи теории и практики. Первая предполагает ответы по билету, причем вопросы в них утверждены Минсельхозом России. Если кандидат готовится к сдаче самостоятельно, ему стоит найти билеты и тщательно прочитать и выучить их. Неудовлетворительная оценка знаний откладывает сдачу, как минимум, на неделю (аналогичные правила действуют и при провале практической части). Если блеснуть знаниями не получилось и с третьего раза, то кандидат направляется на дополнительное обучение. Сдать без документального подтверждения прохождения курса больше не удастся. Соответственно, плохая подготовка влечет затраты на автошколу. Результаты теоретического блока действуют три месяца, после чего придется повторно приходить на устную часть. Практический этап подразделяется на две части: это автодром и городские условия. На автодроме нужно показать следующие умения:

  • Начать движение на подъеме;
  • Совершить разворот в ограниченном пространстве;
  • Въехать задним ходом и остановиться в боксе;
  • Управлять транспортом вместе с прицепом;
  • Тормозить, останавливать транспорт на различной скорости, в том числе производить экстренную остановку.

В городской части практического блока должно быть проверено знание правил безопасной эксплуатации автомототранспортного средства, ПДД. Обычно требуется совершить некоторые маневры в максимально приближенных к реальным условиям, возможно, в городском потоке. Важно, чтобы испытуемый мог правильно оценить эксплуатационную ситуацию и своевременно и эффективно среагировать на нее. Если по итогам двух частей экзамен сдан, в течение нескольких дней человек получает водительское удостоверение.

КвадрОцикл – не квадрИцикл

Стоит обратить особое внимание вот на что: после недавней реформы в ГИБДД в автомобильных правах появилась категория BI, на управление «трициклами и квадрИциклами». Так вот, квадрОцикл и квадрИцикл – это совсем не одно и то же.

КвадрОциклы — это мототранспортные внедорожные четырехколесные средства (мотовездеходы, снегоболотоходы), имеющие сиденье с мотоциклетной посадкой и руль мотоциклетного типа (за исключением UTV на которые нужны права AII), с шинами, внутреннее давление в которых не более 69 кПа (0,7 кгс/см2), предназначенные для движения вне дорог общего пользования. Как раз то, о чем мы и говорим.

КвадрИциклы же – это «четырехколесные мототранспортные средства с максимальной конструктивной скоростью не менее 25 км/ч, максимальной мощностью двигателя не более 15 кВт, снаряженной массой не более 400 кг (550 кг для транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов) без массы аккумуляторных батарей в случае электрических транспортных средств, предназначенные для эксплуатации по дорогам общего пользования».

Квадрициклы отнесены к категории L7 классификации комитета по внутреннему транспорту европейской экономической комиссии ООН (КВТ ЕЭК ООН) и к категории «А» (подкатегории «ВI» с 06.11.2013 г.) транспортных средств по классификации конвенции о дорожном движении. Они сертифицируются с выдачей одобрения типа транспортного средства и регистрируются в органах ГИБДД.

Читайте также:  Акт приема-передачи квартиры по договору купли-продажи

Под эту категорию подпадают всевозможные легкие автомобильчики, которых в России вообще практически нет. Или то, что в СССР называлось «инвалидками». Словом, автомобильные права не подойдут для езды на мотовездеходах и снегоходах, как и наоборот.

Порядок действия водителя

Для того чтобы получить удостоверение, не потребуется слишком много усилий. Каков алгоритм действий претендента на получение прав категории А1:

  1. Успешное обучение заключается в успешной сдаче экзамена. Экзамен сдан – выдаётся документ, подтверждающий это.
  2. Для полного оформления нужно собрать документы.
  3. В Гостехнадзоре нужно будет написать заявление о намерении получить права.
  4. Оплата госпошлины – важный пункт. Воспользоваться для этого можно не только услугами банка. Сейчас это можно сделать онлайн при помощи интернета, а также на помощь может прийти терминал.
  5. Уполномоченный сотрудник должен помочь и должен проверить все подготовленные документы.

При условии, что все документы в порядке, можно рассчитывать на выдачу удостоверения. Обычно такая процедура не занимает много времени. Скорее всего, документ можно будет получить в тот же день. Если же хоть какая-либо информация в документах неверная или ложная, то неминуем отказ в выдаче прав. Как только все нюансы будут подкорректированы, документы будут в полном порядке, тогда можно пробовать обращаться в Гостехнадзор ещё раз.

Права для квадроцикла

Основным документов для водителя квадроцикла будет удостоверение тракториста, как бы странно это ни звучало. Именно этот документ и представляет собой права на него. Категория AI предусмотрена для самоходных машин, к каковым относят и квадроциклы, трициклы, снегоходы и иные виды автоматизированного мототранспорта. Все они не предусматривают передвижение по дорогам и трассам, поэтому для них выделяется особая подкатегория прав.

По закону квадроциклы должны разгоняться, как максимум, всего на 50 км/ч. Вводилось ограничение и на объем двигателя. Но это по старым правилам. Сейчас введены некоторые исключения. Так, обладатели прав категории А, полученных до 5.11.2013 г., могут ездить на квадроциклах и других мототранспортных средствах вне зависимости от рабочего объема. Уже на протяжении трех лет будущие водители получают водительские удостоверения обновленного образца. В первую очередь, преобразования коснулись распределения ТС по категориям и подгруппам.

Подготовка к сдаче экзаменов на права категории AI

Гостехнадзор не требует от кандидата обязательного прохождения обучения. Записаться на экзамены можно после самоподготовки — изучения ПДД, правил безопасности при эксплуатации квадроциклов и отработки практических навыков вождения.

Практическая часть предполагает умение маневрировать на квадроцикле, проходить «змейку», подавать сигналы руками, не теряя управления. Для тренировки многие водители оплачивают несколько практических уроков, к теории готовясь самостоятельно.

Обучение вождению самоходной техники с нуля предлагают некоторые автошколы. В их учебные планы входит обеспечение литературой, теоретическая подготовка, аренда квадроцикла и горюче-смазочные материалы, практические занятия.

Комплексное обучение занимает 2-6 недель. Стоимость колеблется в зависимости от региона и учебного заведения от 5 до 9 тысяч рублей. В цену входят, как правило, не только подготовка, но и организация проведения экзамена и оплата госпошлины на оформление водительского удостоверения.

В Москве действует несколько учебных заведений, обеспечивающих подготовку водителей категории AI: на базе ИМЭИ (Института Мировой экономики и информатизации), Тушинский УК, Центр «Профессионал» и ГБУ «Мосстройразвитие». На их полигонах и с использованием их техники принимают экзамены инспекторы Гостехнадзора.

Процедура сдачи экзамена

Экзамен назначается по графику в зависимости от количества желающих, доступности полигонов и других факторов. С собой кандидат должен принести паспорт и медзаключение.

Экзамен проходит в 2 этапа: теория и практика. Сначала кандидат в своей индивидуальной карточке дает ответы на 8 вопросов по правилам эксплуатации самоходных ТС и 20 вопросов по ПДД.

Цель этого этапа — проверить знания:

  • основ безопасности при управлении ТС;
  • ПДД;
  • факторов риска;
  • элементарных основ конструкции самоходной техники, которые могут послужить причиной аварии;
  • оказания первой помощи;
  • ответственности за нарушение ПДД.

Если кандидат уже получил водительское удостоверение другой категории, проверка знаний правил дорожного движения не проводится. Теория считается сданной при не более чем 1 ошибке в первом блоке вопросов и 2 — во втором.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *