Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сколько дней длится отпуск у воспитателей детсада по закону». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Количество дней отпуска воспитателей детских садов при обычной работе регламентировано статьями 334 Трудового кодекса РФ и 47 Закона «Об образовании». Для педагогических работников законодательно установлено предоставление оплачиваемого отпуска в 42 календарных дня. Выпадающие на этот период официальные праздничные дни добавляются ко времени отдыха педагогов, соответственно продлевая отпуск.
Льготы в рамках отпуска воспитателя и как их оформить
Следует заметить, что в статье 122 Трудового кодекса РФ содержатся упоминания об исключениях. Как уже было сказано, на получение оплачиваемого отпуска могут претендовать не отработавшие полгода работники. Речь идет о:
- женщинах, выходящих в декретный отпуск или возвращающихся из него;
- работниках, не достигших совершеннолетия;
- сотрудниках, усыновивших детей младше трех месяцев.
Как рассчитывается отпуск воспитателя детского сада
Расчетом длительности отпусков и размера отпускных на основании приказа руководства дошкольного образовательного учреждения чаще всего занимаются работники бухгалтерии, опираясь при этом на соответствующие нормы закона.
Возникает вопрос, как рассчитывается период отпуска для воспитателей, недавно устроившихся на работу. К примеру, если сотрудник вышел на работу 15 марта, то он имеет право на первый оплачиваемый отпуск начиная с 15 сентября.
Также следует знать, как рассчитывается перенесенный по уважительной причине отдых.
В случае болезни работника и наличия у него больничного листа, отдых должен быть продлен на соответствующее число дней. К примеру, если сотрудник, находящийся в плановом отпуске, должен быть на рабочем месте 15 числа, но он проболел пять дней, отпуск продлевается до 20 числа. Для того чтобы продлить свой отдых, необходимо предоставить бухгалтеру закрытый больничный.
Аналогичным образом производится перенос части отпуска для сотрудников, исполнявших за этот период государственные обязанности.
Порядок и очередность предоставления ежегодных отпусков
В силу ст. 123 ТК РФ отпуска предоставляются в соответствии с графиком отпусков, ежегодно утверждаемым работодателем с учетом мнения выборного профсоюзного органа организации не позднее чем за две недели до наступления календарного года.
К сведению: график отпусков обязателен как для работодателя, так и для работника (ст. 123 ТК РФ).
О времени начала отпуска работник должен быть извещен под подпись не позднее чем за две недели до его начала. Как отмечают чиновники Роструда в Письме от 30.07.2014 № 1693-6-1, формы и способы выполнения данного требования работодатель определяет самостоятельно. Это могут быть отдельные извещения работникам, ознакомительные листы и ведомости и т. п. Также Роструд считает допустимым внести изменения в форму Т-7 «График отпусков» (утверждена Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1), дополнив ее графами 11, 12. В одной из них работник сможет расписаться в том, что дата начала отпуска ему известна, а в другой – указать дату уведомления о начале отпуска.
Отпуск предоставляется на основании приказа (распоряжения) руководителя по учреждению. Форма приказа (Т-6) утверждена Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1.
Комментарий к ст. 335 ТК РФ
1. К числу трудовых прав педагогических работников отнесено право на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые 10 лет непрерывной педагогической работы в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, что предусмотрено в ст. 47 Закона об образовании.
2. Порядок и условия предоставления длительного отпуска сроком до одного года педагогическим работникам образовательных организаций, учредителем которых является Минобразования России или в отношении которых Минобразование России осуществляет полномочия учредителя, установлены в Положении о порядке и условиях предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений длительного отпуска сроком до одного года, утв. Приказом Минобразования России от 07.12.2000 N 3570.
3. В стаж непрерывной преподавательской работы, дающий право на длительный отпуск, засчитывается время работы в соответствующих образовательных организациях, в должностях и на условиях, предусмотренных в приложении к указанному Положению.
Продолжительность стажа непрерывной преподавательской работы устанавливается в соответствии с записями в трудовой книжке или на основании других надлежащим образом оформленных документов.
В стаж непрерывной преподавательской работы, дающий право на длительный отпуск, засчитываются:
— фактически проработанное время;
— время, когда педагогический работник фактически не работал, но за ним сохранялись место работы (должность) и заработная плата полностью или частично (в т.ч. время оплаченного вынужденного прогула при неправильном увольнении или переводе на другую работу и последующем восстановлении на работе);
— время, когда педагогический работник проходил производственную практику на оплачиваемых преподавательских должностях в период обучения в образовательных организациях среднего и профессионального образования и высшего образования, аспирантуре и докторантуре;
— время, когда педагогический работник фактически не работал, но за ним сохранялось место работы (должность) и он получал пособие по государственному социальному страхованию, за исключением времени, когда педагогический работник находился в частично оплачиваемом отпуске и получал пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет.
4. В Положении предусмотрены случаи, когда стаж непрерывной преподавательской работы не прерывается, если перерыв в работе не превысил определенного периода.
Так, стаж не прерывается при переходе работника в установленном порядке из одного образовательного учреждения в другое, если перерыв в работе не превысил одного месяца.
Не прерывается стаж, если перерыв в работе не превысил двух месяцев, при поступлении на преподавательскую работу после увольнения с преподавательской работы по истечении срока трудового договора лиц, работавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также при поступлении на преподавательскую работу после освобождения от работы по специальности в российских образовательных учреждениях за рубежом.
Если перерыв в работе не превысил трех месяцев, то стаж непрерывной работы не прерывается в следующих случаях:
— при поступлении на преподавательскую работу после увольнения из органов управления образованием в связи с реорганизацией или ликвидацией этих органов, сокращением штата, при условии, что работе в органах управления образованием предшествовала преподавательская работа;
— при поступлении на преподавательскую работу после увольнения в связи с ликвидацией образовательного учреждения, сокращением штата педагогических работников или его численности;
— при поступлении на преподавательскую работу после увольнения с преподавательской работы в связи с установлением инвалидности (трехмесячный период в этих случаях исчисляется со дня восстановления трудоспособности);
— при поступлении на преподавательскую работу после увольнения с преподавательской работы вследствие обнаружившегося несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе по состоянию здоровья (согласно медицинскому заключению), препятствующего продолжению данной работы.
Не прерывается стаж преподавательской работы при поступлении на преподавательскую работу после увольнения с военной службы или приравненной к ней службы, если службе непосредственно предшествовала преподавательская работа, а перерыв между днем увольнения с военной службы или приравненной к ней службы и днем поступления на работу не превысил трех месяцев, а также при поступлении на преподавательскую работу по окончании высшего или среднего педагогического учебного заведения, если учебе в учебном заведении непосредственно предшествовала преподавательская работа, а перерыв между днем окончания учебного заведения и днем поступления на работу не превысил трех месяцев.
Независимо от перерыва в работе стаж преподавательской работы не прерывается при поступлении на преподавательскую работу после увольнения с преподавательской работы по собственному желанию в связи с переводом мужа (жены) на работу в другую местность.
Кроме того, не прерывается стаж преподавательской работы при поступлении на преподавательскую работу после увольнения по собственному желанию в связи с уходом на пенсию.
При переходе с одной преподавательской работы на другую в связи с изменением места жительства перерыв в работе удлиняется на время, необходимое для переезда.
5. Длительный отпуск может предоставляться педагогическому работнику в любое время при условии, что это отрицательно не отразится на деятельности образовательной организации.
6. За педагогическим работником, находящимся в длительном отпуске, в установленном порядке сохраняется место работы (должность).
Удлиненный отпуск 42 и 56 дней: кому и какой вид предоставить
Воспитатель может взять очередной отпуск (он же календарный отпуск воспитателя) фактически в любое время, но при условии, что человек уже отработал в этом дошкольном учреждении как минимум шесть месяцев. Лишь тогда сотрудник имеет право на оплачиваемый отдых, говорится в ст. 122 ТК РФ.
Если педагоги общеобразовательных заведений могут взять законные «каникулы» только лишь летом (а иначе кто будет уроки проводить?), то работники дошкольных учреждений имеют в этом случае неоспоримое преимущество и могут отдыхать в любое время года. Единственное условие, которое должно соблюдаться при этом: пока идет отпуск у воспитателя, в саду его подменяет кто-нибудь из коллег. Для соблюдения этого правила и составляется график отпусков. Как правило, кадровик/бухгалтер готовит его в конце календарного года, не позднее чем за две недели до наступления нового года (и в соответствии с пожеланиями сотрудников, если есть такая возможность), а затем передает на утверждение руководству детского сада. Администрация может внести в документ определенные коррективы. С итоговым вариантом графика, где будет указано, когда начинается и сколько длится отпуск каждого воспитателя, должны быть ознакомлены все сотрудники дошкольного учреждения под подпись.
И здесь же следует уточнить, положен один отпуск воспитателю в год или нет. На самом деле по Трудовому кодексу все работающие люди имеют право на ежегодный отдых общей продолжительностью 28 суток. Но при этом сам работник волен делить этот срок на любое количество сколь угодно малых периодов. Главное, чтобы хотя бы один из них был не меньше 14 календарных дней. А вот оставшиеся две недели можно дробить хоть на 1–2-дневные кусочки. Если есть такая необходимость, конечно.
Долгие «каникулы» сами по себе уже бонус. Однако у педагогов дошкольных учреждений есть и другие льготы в плане отдыха. О них мы сейчас расскажем.
Нетрудно посчитать, что максимальный отпускной период у работника детского сада составляет 80 дней (56 из них полагается за работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья плюс 24 дня, если садик находится в сложных климатических условиях). Что делать, если вы не хотите брать не только 80, но даже 42 отпускных дня? В соответствии со ст. 126 ТК, человек может получить денежную компенсацию за неиспользованный отпускной период, а точнее, за ту его часть, которая превышает классические 28 дней. Для этого достаточно будет письменного заявления работника.
Выше было сказано, что получить трудовой отпуск воспитатель детского дошкольного учреждения может лишь спустя шесть месяцев работы. Однако в ст. 122 ТК упоминаются и исключения. Получить законный отдых без полугодовой отработки могут:
- женщины – перед декретом или сразу после него;
- несовершеннолетние сотрудники;
- те, кто усыновил ребенка (либо детей) младше трех месяцев.
В этих случаях отдых предоставляется по письменному заявлению работника и при наличии подтверждающих льготу документов.
У некоторых сотрудников существует возможность ежегодно брать дни отдыха за свой счет. Категории таких льготников и длительность перерыва в работе оговариваются в ст. 128 и ст. 263 ТК:
- работающие пенсионеры – 14 дней;
- работающие инвалиды – 60 дней;
- родители, супруги и вдовы военнослужащих, а также работников силовых структур – 14 дней;
- те, у кого произошло рождение ребенка либо регистрация брака, либо смерть близкого родственника, – 5 дней.
В этот же список попадают и некоторые другие категории (при условии, что данный пункт освещается в коллективном договоре). Всем им предоставляется по 14 дней:
- одиноким матерям либо отцам;
- многодетным матерям;
- работникам, имеющим 1 или 2 детей младше 14 лет;
- сотрудникам, воспитывающим несовершеннолетнего ребенка-инвалида.
Для освобождения от работы на этот период нужно письменное заявление и подтверждающие льготу документы. А вот перенести такой вид отдыха на следующий рабочий год нельзя.
Определение понятия «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья» содержится в п. 16 ст. 2 Закона об образовании в РФ[1]: это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
В Письме Минобрнауки РФ от 20.07.2017 № 08-ПГ-МОН-26725 разъяснено, что объектом внимания в Законе об образовании в РФ являются две категории обучающихся с особыми образовательными потребностями:
1) дети-инвалиды;
2) лица с ОВЗ.
Статус ребенка-инвалида присваивает бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ), статус обучающегося с ОВЗ – психолого-медико-педагогическая комиссия[2].
Исчерпывающего перечня заболеваний, при наличии которых обучающиеся признаются лицами с ОВЗ, нет. ПМПК принимает решение о выдаче заключения коллегиально с учетом особых образовательных потребностей обучающихся и индивидуальной ситуации развития. Таким образом, категория «обучающийся с ОВЗ» определена не с точки зрения собственно ограничений по здоровью, а с точки зрения необходимости создания специальных условий получения образования, исходя из решения коллегиального органа – ПМПК.
Не каждому ребенку-инвалиду требуются специальные условия для получения им образования. Тогда он не является обучающимся с ОВЗ и получает реабилитационные услуги в иных сферах (здравоохранении, социальной защите, но не в образовании). Вместе с тем один и тот же ребенок может быть и инвалидом, и лицом с ОВЗ. В таком случае у него есть и заключение ПМПК, и индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида, в разделе которой, посвященном образовательной реабилитации, должны быть соответствующие пометки. Как правило, выделяют следующие типы ограничений возможности здоровья:
-
глухой обучающийся;
-
слабослышащий обучающийся;
-
слепой обучающийся;
-
слабовидящий обучающийся;
-
обучающийся с тяжелыми нарушениями речи;
-
обучающийся с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
-
обучающийся с умственной отсталостью;
-
обучающийся с расстройствами аутистического спектра;
-
обучающийся со сложными множественными нарушениями развития.
Норма часов педагогической работы воспитателям, непосредственно осуществляющим обучение, воспитание обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, присмотр и уход за ними, установлена п. 2.5 Приказа Минобрнауки РФ от 22.12.2014 № 1601. Для указанных лиц она составляет 25 часов в неделю за ставку заработной платы.
В группе 20 детей, из них 3 ребенка с ОВЗ (что подтверждено ПМПК). Положено ли воспитателю сокращение рабочей недели с 36 часов до 25?
По нашему мнению, положено, поскольку нормативные акты не содержат оговорки об условиях установления нормы часов рабочего времени при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в зависимости от количества таких детей в группе.
В ДОУ для детей с ограниченными возможностями здоровья воспитателям установлена норма часов педагогической работы 25 часов в неделю за ставку заработной платы. Детский сад работает по 12-часовому режиму (с 6:00 до 18:00). Воспитатели работают в две смены по 6 часов (30 часов в неделю). В связи с этим им приходится работать на 1,2 ставки. Как это оформить (совместительство или совмещение)?
Для правильного ответа на вопрос нужно понимать разницу в понятиях «совместительство» и «совмещение». Совместительство – выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время (ст. 282 ТК РФ). Совмещение – выполнение работником дополнительной работы в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором (ст. 60.2 ТК РФ). Поскольку в рассматриваемом случае воспитатель выполняет работу сверх своего рабочего времени, нужно оформить совместительство.
В соответствии с подразд. IV разд. I Постановления Правительства РФ от 14.05.2015 № 466 «О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках» для педагогических работников, должности которых указаны в подразд. 2 разд. I Номенклатуры должностей[3] (в которой кроме прочего значится должность воспитателя), работающих с обучающимися с ОВЗ и (или) лицами, нуждающимися в длительном лечении, продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска составляет 56 календарных дней.
Ребенок с ОВЗ посещает дошкольное учреждение неполный день. Положен ли воспитателю удлиненный оплачиваемый отпуск?
В Письме Минобрнауки РФ от 20.07.2017 № 08-ПГ-МОН-26725 разъяснено, что предоставление педагогическим работникам ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска продолжительностью 56 календарных дней не обусловлено необходимостью выполнения работы в течение полного рабочего дня в дошкольных группах с детьми (обучающимися) с ОВЗ или дошкольных санаторных группах для воспитанников, нуждающихся в длительном лечении, как это предусматривалось при ранее действовавшем регулировании продолжительности отпусков.
В группе комбинированной направленности ДОУ два ребенка с ОВЗ (всего в группе 15 человек). Положен ли в связи с этим воспитателям удлиненный оплачиваемый отпуск?
Да, положен. В упомянутом выше Письме Минобрнауки РФ № 08-ПГ-МОН-26725 сказано, что для предоставления воспитателям отпуска продолжительностью 56 календарных дней не требуется обязательное формирование группы только детьми, имеющими ОВЗ. Отпуск такой же продолжительности предоставляется воспитателям, работающим в группах с детьми, в составе которых имеются воспитанники с ОВЗ, если такие группы являются структурными подразделениями общеобразовательных организаций.
Что касается установления доплаты (надбавки) за работу с детьми с ОВЗ, в соответствии со ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда работников муниципальных учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами согласно федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, законам и другим нормативным правовым актам субъектов РФ, нормативным правовым актам органов местного самоуправления.
В Письме Минобрнауки РФ от 31.03.2008 № 03-599 «О внедрении в дошкольных образовательных учреждениях новых систем оплаты труда» разъяснено, что педагогическим работникам, непосредственно осуществляющим воспитательно-образовательный процесс, за работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья могут устанавливаться повышающие надбавки. Конкретный размер надбавки определяется образовательным учреждением самостоятельно.
Для примера ниже приведем несколько нормативных документов субъектов РФ (муниципалитетов), регламентирующих порядок установления доплат воспитателям, работающим с детьми с ОВЗ.
Субъект РФ (муниципальный район) |
Порядок установления компенсационных выплат |
Нормативный документ |
---|---|---|
Евпатория (Республика Крым) |
За педагогическую работу в группах для детей с ограниченными возможностями здоровья устанавливается коэффициент специфики работы 0,25 (применяется по факту нагрузки) |
Постановление администрации г. Евпатории Республики Крым от 21.08.2017 № 2513-п |
Севастополь |
За педагогическую работу в группах комбинированного вида (при наличии в группе 50 % и более детей с ОВЗ) устанавливается надбавка в размере 15 % к ставке заработной платы с учетом фактической нагрузки (за исключением случаев, если данная деятельность предусмотрена должностными обязанностями работников) |
Приказ Департамента образования г. Севастополя от 28.04.2017 № 420 |
Челябинск |
Повышенная плата (в размере 20 % к окладу, ставке заработной платы) за специфику работы устанавливается для педагогических работников: – осуществляющих образовательную деятельность в образовательных учреждениях по адаптированным основным общеобразовательным программам дошкольного образования (коррекционные учреждения); – осуществляющих образовательную деятельность в отдельных группах и с отдельными обучающимися с ОВЗ |
Решение Челябинской городской думы от 26.10.2010 № 18/7* |
по адаптированным основным общеобразовательным программам (коррекционные группы) |
Отсчет стажа начинаем с даты приема отпускника на работу. Иными словами, расчет ведется не по календарным, а по так называемым рабочим годам.
Порядок и условия предоставления
Как правило, работник подает на имя руководителя письменное заявление с просьбой предоставить длительный отпуск.
Руководитель проверяет наличие у работника стажа, требуемого для реализации данного права, и оценивает возможность предоставления отпуска в указанный работником срок. Если необходимый стаж имеется и нет препятствий для оформления отпуска, руководитель издает приказ о предоставлении отпуска и заносит сведения о нем в личную карточку работника в общем порядке.
Во многих образовательных организациях не допускается, чтобы одновременно длительный отпуск был предоставлен сразу двум или большему количеству работников.
Внимание! Необходимый для отпуска стаж может быть набран в разных образовательных организациях, включая частные, но только при наличии у последних государственной аккредитации.
С 2016 года уточнены и новые правила исчисления стажа непрерывной педагогической работы для такого отпуска:
- фактически проработанное время замещения должностей педагогических работников по трудовому договору;
Внимание! Такие периоды фактически проработанного времени суммируются только в том случае, когда продолжительность перерыва между увольнением и поступлением на работу составляет не более 3 месяцев.
- время, когда педагог фактически не осуществлял трудовую деятельность, но за ним сохранялось место работы (должность) (вынужденный прогул, перевод на другую работу и последующее восстановление на прежней работе);
- время замещения должностей педагогических работников по трудовому договору в период прохождения производственной практики, если перерыв между окончанием образовательного учреждения и поступлением на педагогическую работу не превысил 1 месяца.
Внимание! Стаж, необходимый для длительного отпуска педагога, не считается прерванным, если сотрудник перешел из одной организации в другую и не работал меньше 1 месяца.
Таким образом, если ранее в необходимый для длительного отпуска стаж не учитывались перерывы между работой, то теперь ситуация изменилась.
Как правило, чтобы уйти на заслуженный отдых педагогическому работнику необходимо выполнить целый ряд требований:
- выполнить учебную нагрузку, предусмотренную планом работу в начале года ( учитель — 36 часов в неделю, логопед — 20 часов в неделю);
- педагог преимущественно должен быть оформлен в качестве основного работника в данной организации;
- заранее предупредить руководителя, чтобы он мог скорректировать учебный план и распределить нагрузку среди педагогических работников.
Законодательно определено, что продолжительность длительного отпуска, очередность его предоставления, разделение его на части, продление на основании листка нетрудоспособности, присоединение длительного отпуска к ежегодному основному оплачиваемому отпуску и остальные вопросы определяются коллективным договором, а не уставом образовательного учреждения, как это происходило ранее.
В коллективном договоре образовательной организации должны быть рассмотрены следующие положения:
- длительность отпуска (не более года), периодичность отпуска отображается в графике;
- очередность его предоставления (но не реже чем раз в 10 лет);
- возможность продления в случае болезни;
- присоединение отпуска к ежегодному основному;
- возможность оформления такого отпуска совместителю;
- оплата, в тех случаях, когда законом она не является обязательной.
Разновидности отпусков педработников
Выходные дни, попадающие в период отпуска, учитываются при подсчете его продолжительности и подлежат оплате. Поясним на примере. Менеджер Иванов А.К. написал заявление на отпуск на период с 17 по 23 июня 2019 года. 22 и 23 июня – это выходные дни. Соответственно, работнику должен быть предоставлен отпуск на 7 дней и все 7 дней должны быть оплачены.
В отличие от обычных выходных дней праздничные нерабочие дни в продолжительность отпуска не включаются и не оплачиваются (ст. 120 ТК РФ). Вернемся к приведенному выше примеру. Если Иванов А.К. напишет заявление на 6-13 июня – 8 календарных дней, в счет отпуска будут зачтены и оплачены только 7 календарных дней. Т.к. 12 июня – это праздничный день (ст. 112 ТК РФ).
Отпуск учителей формируется по известным причинам: они отдыхают именно тогда, когда не нужно учить детей. Однако и во время учебного года учитель имеет право взять дни в счёт летнего отдыха. И даже целый год отпуск учителей может продлиться, если он, например, творческий. О подобных случаях и будет здесь рассказано, а также и о том, сколько дней продолжается обычный отдых.
Учитель относится к педагогическим работникам, а это значит, что отпуск их регулируется теми же статьями Трудового Кодекса и теми же Постановлениями Правительства. В главе 52 ТК содержится вся информация о том, что представляет собой труд педагогов, и там же, в ст. 334 ТК РФ, говорится об их отпуске.
Начисление и расчет выплат
Перед тем, как сотрудник образовательной сферы пойдет на отдых, ему выплачиваются все материальные средства, которые равны средним заработком работника за рабочий день и умноженный на количество дней отпуска.
При расчете среднего заработка берутся во внимания сведенья о:
- размере должностного оклада (тарифной сетки);
- предоставлении гонораров, вознаграждений;
- наличии дополнительных надбавок (в том числе и за заслуги);
- назначении премиальных выплат, поощрений;
- выплатах за выслугу лет.
Сюда не входит компенсация по больничным листам, материальная помощь.
Формула начисления отпускных воспитателя детского сада выглядит так: СЗ = ЗП*12*29,3.
Обозначение символов:
- ЗП – заработная плата, которая была получена сотрудников за весь расчетный период;
- 12 – календарный год;
- 29,3 – среднее значение количества календарных дней в 1 месяце.
Из расчетного периода вычитаются: праздничные и выходные, больничные, отгулы, командировки.
В случае не полного расчетного периода, когда сотрудник проработал на должности не весь год, начисление и расчет отпускных происходит по следующей формуле: СЗ = ЕЗ/СККД*М.
Значение сокращений:
- СЗ – средняя заработная плата;
- ЕЗ – ежемесячная зарплата;
- СККД – среднее число рабочих дней в календарном месяце;
- М – месяцы (точнее их количество), которые сотрудник фактически отработал в ДОУ.
Должности работников, у которых ненормированный рабочий день и которые имеют право на дополнительный оплачиваемый отпуск, установлены внутренними правилами трудового распорядка или другими нормативными актами данной организации. В такой перечень включены как руководители, так и технический персонал, а также другие лица, чей труд не поддаётся точному учёту. По этому же принципу рассчитывается дополнительный отпуск для тех, кто работает по свободному графику.
Минимальная продолжительность дополнительного отпуска, как уже было сказано, для работников с ненормированным рабочим днём не бывает менее трёх календарных дней, а вот по максимальной продолжительности новые правила не предусматривают ограничений. Предел существует лишь по минимальному сроку.
Есть ли льготы и как их оформить
Долгие «каникулы» сами по себе уже бонус. Однако у педагогов дошкольных учреждений есть и другие льготы в плане отдыха. О них мы сейчас расскажем.
Нетрудно посчитать, что максимальный отпускной период у работника детского сада составляет 80 дней (56 из них полагается за работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья плюс 24 дня, если садик находится в сложных климатических условиях). Что делать, если вы не хотите брать не только 80, но даже 42 отпускных дня? В соответствии со ст. 126 ТК, человек может получить денежную компенсацию за неиспользованный отпускной период, а точнее, за ту его часть, которая превышает классические 28 дней. Для этого достаточно будет письменного заявления работника.
Выше было сказано, что получить трудовой отпуск воспитатель детского дошкольного учреждения может лишь спустя шесть месяцев работы. Однако в ст. 122 ТК упоминаются и исключения. Получить законный отдых без полугодовой отработки могут:
- женщины – перед декретом или сразу после него;
- несовершеннолетние сотрудники;
- те, кто усыновил ребенка (либо детей) младше трех месяцев.
В этих случаях отдых предоставляется по письменному заявлению работника и при наличии подтверждающих льготу документов.
Основания и правила расчета отпуска воспитателей
Правила расчета отпуска воспитателя
Право на отпуск является конституционным правом граждан РФ и гарантируется сотрудникам, осуществляющим трудовую деятельность на основании трудового договора (ст.37 Конституции РФ). Работодатель не может отказать сотруднику в предоставлении ежегодных оплачиваемых отпускных дней. Нарушение законодательных документов влечет за собой ответственность.
В начале календарного рабочего года наниматель коллегиально с профсоюзным органом утверждает график, в котором установлена очередность отпускников по личному согласованию с каждым из них.
Важно! Если в организации работник устроен на две должности, то платное освобождение от работы на время отдыха положено с обеих должностей.
Отпуск предоставляется также работникам, оформленным на должность по совместительству. Рабочее место сохраняется за сотрудником на протяжении отпускного этапа.
Статья 122 ТК РФ гарантирует ежегодный оплачиваемый отпуск воспитателям ДОУ. Устанавливается очередность отпускного срока в соответствии с графиком, утвержденным в дошкольном учреждении.
Совместителям предоставляется ежегодный отпуск одновременно по основному рабочему месту и по совместительству.
Выходные дни учитываются при оформлении отпуска в календарных днях. Приходящиеся на отпускное время праздничные дни в учет не берутся (ст. 120 ТК РФ).
Новые правила предоставления длительного отпуска
Если трудовой стаж педагогического работника, например, 30 лет, при этом он ни разу не брал длительный отпуск, все равно может его не получить. Перед написанием заявления на предоставление отпуска на год, педагогическим работникам надо открыть свою трудовую книжку и сосчитать, сколько лет подряд они занимались педагогической деятельностью. Если непрерывный педагогический стаж меньше десяти лет, претендовать на данный вид отпуска преждевременно.
Новые правила измерения педагогического стажа позволяют работнику формировать его из времени, фактически отработанного по договору в разных образовательных учреждениях. Допускается даже работа в частных образовательных организациях, если они прошли государственную аккредитацию. Здесь важно понимать, что суммироваться периоды работы в разных образовательных учреждениях для предоставления длительного отпуска до года педагогическим работникам только в том случае, если перерыв в работе при переходе из одного учреждения в другое не превышал трех месяцев.
Оплата длительного отпуска
Законодательно не закреплена обязанность работодателя оплачивать педагогическому работнику период, когда он находится в длительном отпуске. Если в коллективном договоре предусмотрена возможность такой оплаты, то источником финансирования отпускных не будут являться бюджетные средства.
Если образовательная организация предоставляет дополнительные образовательные услуги на основе полного возмещения средств слушателями, то этот внебюджетный фонд может использоваться для оплаты дополнительных отпусков педагогических работников. Как правило, это распространяется на сотрудников, для которых образовательная организация является основным местом работы. Предоставление такого отпуска совместителям также проводится на основании положений документов, которые утверждены в образовательном учреждении.
Отпуск по графику: возможность переноса
Несмотря на то, что есть негласная договоренность о предоставлении отпуска педагогическим работникам летом, он может быть предоставлен и в другое время года. При этом надо знать, какие тут могут быть подводные камни, чтобы не допускать то, что законодательно запрещено.
При всех расчетах отпуска работодатель будет отталкиваться от времени работы сотрудника в учреждении. Если 6 месяцев уже отработано – право на ежегодный отпуск появилось. Теперь можно решать, как его использовать, полностью или частями. В последнем случае важно, чтобы одна из частей была не менее 14 календарных дней. Чтобы получить свои положенные 56 дней, с момента трудоустройства работник должен отработать уже не 6 месяцев, а 12.
Когда идет педагогический процесс, предоставление отпусков педагогическим работникам даже протяженностью 28 дней нежелательно. Поэтому практикуется предоставление отпуска авансом. Это вполне объяснимо, так как в период учебного процесса порой невозможно найти замену, а дети должны получать знания в полном объеме