Какой налоговый режим выбрать на 2023 год, чтобы сэкономить

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какой налоговый режим выбрать на 2023 год, чтобы сэкономить». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В уходящем году ЕНП можно применять по желанию в периоде с 01.06.22 по 31.12.22, а уже с 01.01.23 и далее в 2023 году все налоги для ИП будут оплачивать исключительно на ЕНС, который будет открыт для каждого юридического лица, ИП или предприятия.

Стоимость патента — 60 000 руб.

Потенциальный доход:
60 000 / 6 * 100 = 1 000 000 руб.

Страховые взносы:
Пенсионное страхование — 29 354 руб.,
Медицинское страхование — 6884 руб.,
Дополнительный 1 % — 7000 руб.

Всего:
29 354 + 6884 + 7000 = 43 238 руб.

Всего к уплате (стоимость патента и страховые взносы):
60 000 + 43 238 = 103 238 руб.

Налоговая нагрузка составит:

  • при доходе 1,2 млн руб. в год — 8,60 %,
  • при доходе 2,4 млн руб. в год — 4,30 %,
  • при доходе 3,6 млн руб. в год — 2,87 %.

Система розничного налогообложения – для кого она создана?

СНР «розничный налог» предполагает уплату всего лишь 3% (вместо стандартных ИПН/КПН и НДС). Он создан для нескольких категорий налогоплательщиков:

  • для тех, кто является представителями малого и среднего бизнеса (согласно ст. 24 Предпринимательского кодекса);

  • для тех, кто ведет один или несколько видов деятельности, входящих в список тех, на которые распространяется данный налог.

Правительство РК предусмотрело оплату розничного налога не для всех субъектов МСБ. По этой схеме налогообложения отчисления проводят только те субъекты, которые больше всего пострадали от карантинных ограничений. Постановление Правительства РК №30 от 02.02.2021 г. утвердило перечень, в который вошли 114 видов предпринимательской деятельности, которые могут применять розничный налог. (Полную таблицу смотрите в конце этой статьи, в разделе – Перечень видов деятельности для применения розничного налога в размере 3%).

В данный список входят субъекты, занимающиеся следующими видами деятельности:

  • розничная торговля (реализация одежды, обуви, косметических средств, цветов, книг и мебели);

  • услуги в сфере дошкольного образования;

  • сервисы СТО;

  • услуги туристических компаний;

  • услуги салонов красоты, парикмахерских и т.д.

Представители этих видов деятельности могут применять розничный налог до окончания 2022 года.

Важно: Закон РК № 53-VII от 24.06.2021 г. вводит с 01.01.2023 г. изменения в ст.696-1 НК РК, согласно которым с 2023 года использовать розничный налог смогут только компании, предоставляющие свои услуги в сфере общественного питания. Налоговая ставка будет увеличена в 2 раза: с 3% до 6%.

То есть, МСБ имеют право пользоваться преимуществами розничного налога:

  • до конца 2022 года – все компании, деятельность которых входят в список (114 видов);

  • с начала 2023 года – те компании, деятельность которых связана со сферой общественного питания.

Какая отчетность должна быть сдана и в какой период?

Налоговый период по расчету розничного налога – это квартал. То есть, отчетность должна подготавливаться и сдаваться каждый квартал.

Согласно п.2 ст. 696-2 НК РК, декларация по розничному налогу (ф.913.00) предоставляется в УГД МФ РК по месту нахождения субъекта хозяйственной деятельности до 15 числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом. Налог должен быть уплачен до 25 числа.

Так, за 2-й квартал 2022 года отчитаться нужно до 15.08.2022 г., уплатить налог – до 25.08.2022 г. и т.д.

Чтобы сдать отчетность вовремя и без штрафов, звоните менеджерам Первого Бита. Клиенты Первого Бита располагают бесплатной Линией консультаций. Эксперты Линии консультации найдут ошибки если такие есть, подскажут как исправить их, помогут собрать корректную отчетность.

Сдавайте отчетность с первого раза с Первым Битом!

Среди плюсов новой системы ее разработчики отмечают:

  • упрощение процедуры, ведь налогоплательщику для зачисления средств необходимо будет просто указать свой ИНН;
  • уменьшение количества платежек, что обязательно оценят ИП в 2023 году;
  • существенное уменьшение количества ошибок при заполнении документов, ведь распределением средств будут заниматься сотрудники налоговой службы;
  • снижение нагрузки на информационные системы.

Среди возможных минусов для ИП отмечают необходимость адаптации к новому порядку уплаты налогов и установленную поочередность зачисления. Так, если у ИП есть недоимки, оспариваемые в судебном порядке, они все равно будут погашены при списании средств с единого счета, при чем, эта нежелательная для предпринимателя операция, которую ранее он мог не проводить до решения суда, по новым правилам будет осуществлена в первую очередь.

Фискальная нагрузка вырастет

Тема изменений в налоговом законодательстве с 1 января 2023 г. рассматривалась на недавнем заседании общественно-консультативного совета по развитию предпринимательства при Минэкономики. В протоколе заседания говорится, что грядущие изменения носят «фискальный характер» и связаны «прежде всего с устойчивым дефицитом бюджета по причине снижения поступлений от экспорта сырьевых товаров, санкционными ограничениями, необходимостью обслуживания государственного долга и обеспечения государственных социальных обязательств».

Серьезные новации, которые сложно назвать позитивными, касаются грядущих мер налоговой политики в отношении в т.ч. субъектов малого предпринимательства. А в Беларуси, напомним, около 270 тыс. индивидуальных предпринимателей и порядка 100 тыс. самозанятых. Что же ожидает 370 тыс. самостоятельно выстраивающих бизнес белорусов?

Читайте также:  Как военнослужащему получить квартиру за счёт государства

Предполагается, что ИП с нового года полностью утратят возможность применять упрощенную систему налогообложения (УСН). «С целью выравнивания налоговой нагрузки между субъектами хозяйствования» власти планируют повысить ставку подоходного налога для ИП с 16% до 20%. Кроме того, планируется сократить перечень видов деятельности, занимаясь которыми индивидуальные предприниматели смогут уплачивать единый налог. А ставки по оставшимся на данном режиме налогообложения видам деятельности заметно увеличатся.

К этому стоит добавить, что планируются изменения и для самозанятых, т.е. для физлиц, получающих доход от профессиональной деятельности, но не имеющих права использовать труд наемных работников.

Известно, что самозанятые с будущего года должны будут уплачивать налог на профессиональный доход, однако не было понятно, кого именно отнесут к данной категории лиц.

В протоколе заседания общественно-консультативного совета при Минэкономики говорится, что «самозанятые лица будут иметь возможность работать только с физическими лицами, за исключением правоотношений, связанных со сдачей имущества в аренду».

Таким образом, если после доработки законодательства никаких изменений не произойдет, возможностей заключать договоры с юрлицами у самозанятых в большинстве случаев не будет.

  1. Налоговая нагрузка демонстрирует, какая доля выручки уходит на погашение налоговых обязательств предприятия.
  2. ИФНС устанавливает коэффициенты нагрузки для разных направлений бизнеса. Если показатели предприятия значительно ниже безопасного значения, инспекторы могут устроить выездную проверку. Владельцу бизнеса придется доказать, что заниженная нагрузка обоснована, и представить убедительные аргументы.
  3. Банки не стремятся сотрудничать с предприятиями, чья нагрузка значительно ниже установленной нормы. Они могут заподозрить такую компанию в «отмывании» денег и недобросовестности. Финансовые учреждения вправе блокировать расчетные счета и проводить тщательные проверки движения средств. Если предприятие не докажет, что такой уровень нагрузки обоснован, ей откажут в обслуживании.
  4. Налоговая нагрузка помогает бизнесу самостоятельно контролировать выполнение обязательств. Кроме того, она позволяет анализировать эффективность компании, планировать расходы, выбрать оптимальный налоговый режим. Подобный аудит выявляет «слабые» места бизнеса, помогает снижать риски и прогнозировать результаты выбранной финансовой стратегии.
  5. Если налоговая нагрузка предприятия слишком большая, это вряд ли заинтересует налоговиков, но ударит по бюджету бизнеса. Чтобы оптимизировать расходы, стоит снизить нагрузку или сменить налоговый режим.
  6. Регулярный самоконтроль позволяет предприятию избегать претензий от ФНС и повышает лояльность инспекторов, если они все же нагрянут с проверкой.

Что думают представители ювелирного бизнеса

Мы поговорили с основателями ювелирной мастерской ARTERY JEWELRY из Санкт-Петербурга. Средняя выручка их микробизнеса — 2 млн рублей в год. Артём занимается ювелирным бизнесом уже более 10 лет. Его заместитель София согласилась прокомментировать сложившуюся ситуацию:

«Мы с самого начала работаем полностью “вбелую”. Использовали УСН “Доходы” (6%) и продавали украшения без НДС. Поэтому и сумма налогов была некритичная для бизнеса: 20−30 тыс. рублей в квартал.

Сотрудников у нас нет: пока не можем себе позволить платить 30% от зарплаты сверху в качестве взносов. Приходится справляться самим и иногда подключать специалистов на аутсорсе.

Сейчас столкнулись с такой ситуацией: себестоимость производства одного изделия выросла на 30%. Соответственно, чтобы жить, нам надо поднимать цены. А мы не можем их поднять: кто покупать-то будет? Доходы у населения упали, а ювелирные украшения — не товары первой необходимости.

В последнее время работать стало сложнее. Недавно ввели обязательную маркировку через новую систему учёта драгметаллов и камней (ГИИС ДМДК). Идея хорошая, но недоработанная, поэтому создаёт лишь дополнительные проблемы.

И тут ещё новость про отмену УСН. Мы спать не могли, думали, как быть дальше. Считали, насколько повысятся наши расходы, какую цену на свои изделия сможем поставить. Цифры не сходились.

Хотим попробовать выйти на мировой рынок, потому что покупательская способность россиян упала, а работать себе в минус мы тоже не можем.

Ювелирная отрасль в России, на наш взгляд, излишне зарегулирована. И отмена специальных налоговых режимов просто уничтожит малый бизнес. У талантливых ювелиров не будет возможности себя проявить. В конечном итоге останутся только крупные компании, которые могут себе позволить такие издержки».

Каков допустимый уровень налоговой нагрузки

Рассмотренные формулы применяются для расчета налоговой нагрузки в 2019-2020 годах.

Налогоплательщикам, которые намерены использовать этот показатель для самостоятельного установления величины риска выездной налоговой проверки, рекомендуется следующее:

  • Определить свою совокупную налоговую нагрузку и сравнить ее с аналогичным показателем за 2017-2018 годы по своему основному виду деятельности из приложения № 3 к приказу № ММ-3-06/333@.
  • Рассчитать нагрузку по налогу на прибыль, имея в виду, что низким для предприятий производственной сферы будет показатель менее 3%, а для торговых организаций — менее 1%.
  • Проверить величину доли вычетов по НДС в сумме налога, рассчитанного от налоговой базы. Она не должна превышать 89%.
  • Проанализировать динамику изменения показателей налоговой нагрузки за предыдущие годы и сравнить данные по ней с соотношениями, приводимыми ФНС в письме № ЕД-4-15/14490@.

При наличии существенных отклонений от этих цифр в невыгодную для налогоплательщика сторону необходимо проверить данные, задействованные в расчете, на наличие ошибок и при их правильности подготовить для ИФНС аргументы, объясняющие причины низкой налоговой нагрузки. Это могут быть, например:

  • неверно определенный код вида деятельности;
  • временные проблемы с реализацией;
  • увеличение затрат, связанное с повышением цен поставщиками;
  • осуществление инвестиций;
  • создание запаса товара;
  • наличие экспортных операций.
Читайте также:  Какие новые правила техосмотра для легковых автомобилей будут в 2023 году?

Вычисление налоговой нагрузки по НДФЛ определяется по формуле:

Налоговая нагрузка по НДФЛ = Исчисленный НДФЛ / Общая сумма доходов от этой деятельности * 100%.

Налоговая инспекция потребует объяснений, если полученное значение будет слишком низким. Для юридических лиц важным показателем здесь будет динамика выплат, ФСН обратит пристальное внимание на компанию, если:

  • Суммы НДФЛ уменьшились относительно прошлых периодов более чем на 10% по итогам квартала или года.
  • По размеру НДФЛ было выявлено, что на предприятии выплачиваются заработные платы ниже среднего уровня по региону.
  • Также просматриваются суммы страховых взносов – не снизились ли они при том же самом количестве сотрудников.

Ранее сами власти страны выступали с инициативами по ограничению роста налогов на бизнес. Таковы объявленный еще премьер-министром Дмитрием Медведевым в марте 2019 года мораторий на изменение налогов на ближайшие шесть лет, президентские инициативы, в том числе прозвучавшие в рамках ПМЭФ, законодательные инициативы Госдумы о недопустимости введения новых налогов для МСП.

Причиной того, что власти все же пошли на такие меры, является поиск дополнительных источников финансирования бюджета на 2021-2023 годы, констатирует преподаватель кафедры финансовых дисциплин Высшей школы управления финансами Валерий Корнейчук. Кстати, добавляет он, в рамках этой же линии с 1 января 2021 года будет повышен НДФЛ для граждан, имеющих годовой доход свыше 5 млн рублей.

Это вызвано сокращением налоговых и неналоговых поступлений в бюджет государства, кризисом, связанным с пандемией, снижением экспортных доходов и санкционной политикой США и стран ЕС, направленной против РФ, указывает эксперт. По мнению руководителя государства, это «оправданный и назревший шаг», сделанный для роста эффективности и справедливости фискальной системы страны. При этом, несмотря на сложную ситуацию с доходами бюджета, удалось найти гибкие решения и сохранить стимулирующую роль фискальной системы для качественного структурного обновления экономики, полагает Корнейчук.

Это реализовано, в том числе, за счет снижения налогов для IT-отрасли (c 14% до 7,6%), а также понижения налога на прибыль (с 20 до 3%). Все эти меры приведут к структурным изменениям в экономике, уверен аналитик.

Кто не сможет перейти на АУСН

Кроме тех ИП и компаний, которые состоят на учёте в налоговой в других регионах России, на АУСН не смогут перейти:

  • те, кто платит сотрудникам зарплату наличными,
  • те, кто применяет другие налоговые режимы: АУСН нельзя ни с чем совмещать,
  • те, чьи сотрудники — налоговые резиденты других стран,
  • компании, у которых есть филиалы или обособленные подразделения,
  • те, кто производит подакцизные товары, за исключением вин,
  • ломбарды, нотариусы частной практики, адвокаты.

Если ИП или компания на АУСН перешагнёт порог дохода в 60 миллионов рублей или сотрудников станет больше пяти, об этом нужно сообщить в налоговую или банк. Бизнес переведут на общую систему налогообложения.

Почему правительство решило переводить всех на ОСНО?

В пояснительной записке к законопроекту об изменениях в НК РФ сказано, что концепцией законопроекта является урегулирование вопроса использования драгоценных металлов в слитках в инвестиционных целях физическими лицами.

Сейчас приобретение гражданами драгоценных металлов (за исключением монет) облагается НДС 20 %, в том числе реализуемых банками в форме слитков при их изъятии из хранилищ. Обратная же покупка слитков организациями и банками осуществляется по рыночной цене без НДС. Условие о взимании НДС в зависимости от факта изъятия слитков драгоценных металлов из банковских хранилищ закреплено в действующем законодательстве с целью предотвратить их реализацию на производственные цели. То есть действующая система налогообложения является основным препятствием для использования драгоценных металлов гражданами в качестве инструмента инвестирования.

Чтобы ввести в инвестиционный оборот для физических лиц драгоценных металлов в слитках, предложили освободить от НДС операции по реализации слитков физическим лицам и запретить применять специальные налоговые режимы, которые, по мнению властей, создают неравные условия на рынке ювелирных изделий и сокращают объём поступлений НДС в год до 20-30 млрд рублей.

Таким образом, новый закон преследует цели:

  • предоставить гражданам альтернативный инвестиционный инструмент, не имеющий кредитного и валютного риска;

  • привлечь дополнительные инвестиции в золотодобывающую отрасль;

  • ликвидировать теневой оборот лома и отходов, содержащих драгоценные металлы;

  • увеличить поступления в бюджетную систему по НДС, налогу на прибыль добывающих компаний, организаций и банков.

Схема для выбора системы налогообложения

Какую систему налогообложения для ИП выбрать? Этим вопросом задаются все, кто планирует регистрировать ИП. Рассмотрим план выбора режима налогообложения:

  • Проверьте, подойдёт ли вам патентная система налогообложения;
  • Изучите ограничения, которые есть при ПСН, например при выборе этого режима, нельзя нанимать больше 15 людей;
  • Если патент не подходит, рассмотрите упрощенную систему налогообложения. Также изучите ограничения;
  • При работе в сельском хозяйстве вы можете выбрать ЕСХН;
  • В ситуации, когда ни один вариант не подходит или планируется сотрудничество с организациями применяющими НДС, необходимо выбрать ОСН.

Какие налоги повысятся с 2020 года?

На 2020 год запланировано повышение следующих налогов:

  • ЕНВД. Коэффициент К1 увеличится до 2,009. Это самое существенное повышение с 2015 г. С 2021 г. вмененка будет отменена на всей территории РФ. В Москве и области она не используется с 2014-го.
  • ПСН. Коэффициент-дефлятор К1 вырастет до 1,592 и приведет к росту стоимости патента на 4,9%.
  • Торговый сбор. Тот же К1 увеличится в данном случае до 1,382.

Все три вышеперечисленных сбора в среднем увеличатся на 4,9%.

  • Налог на имущество. Недвижимость юридических лиц будет облагаться от кадастровой стоимости, максимально приближенной к рынку. Ранее можно было платить налог с остаточной стоимости, которая была недостоверна. Сейчас точный перечень имущества, попадающего под налогообложение по кадастровой стоимости, утверждается местными властями. С 2020 года вступят в силу единые правила для всех.
  • НДФЛ. Ставка останется на прежнем уровне – 13%, но вырастет МРОТ до 12 130 руб. Это приведет к увеличению отчислений с зарплаты, которую придется поднять.
  • Страховые взносы. Их рост также обусловлен изменением МРОТ с 1 января 2020 г. и 10%-ным увеличением предельной базы по страховым взносам.
  • Взносы ИП за себя. Они вырастут на 10%: до 32 448 руб. в ПФР и до 8 426 руб. в ФОМС.
  • Акцизы. Их средний рост составит 10%. Повышение коснется акцизов на топливо, алкогольную и табачную продукцию.

Оправдана ли система налогообложения самозанятых?

Есть два мнения по поводу особого налогового режима для категории людей, работающих сами на себя. С одной стороны, граждане освобождаются от хлопот с регистрацией ИП и выплатами 13% подоходного налога. Но с другой стороны, эта категория людей не отягощает государство. Самозанятые не регистрируются в центре занятости, не устраивают митинги из-за отсутствия работы, им не нужно выплачивать пособия. Несправедливо облагать их деятельность налогом. Выгода от этого для государства минимальная, а результат очевиден – недовольство граждан.

В 2019 году налогообложение самозанятых официально в некоторых экономически благополучных объектах РФ: регионы-доноры и города-миллионники. Летом 2020 года налоговый сбор будет производиться во всех населенных пунктах России. Как ни странно, система оказался успешной. В 2019 году было зарегистрировано свыше 280 тыс. самозанятых, а ожидалось не более 200 тыс.

Официальная деятельность позволяет людям, работающим самим на себя, расширять клиентскую базу без боязни налоговых служб. Также можно получать помощь из госбюджета, в частности, льготные кредиты.

Но не все категориям самозанятых этот налог подходит. Он хорош для водителей такси, айтишников и частных преподавателей. А вот представителям сферы услуг, таких как маникюр, парикмахерская деятельность, ремонт обувь, домашняя выпечка, данный налоговый режим не понравился. Это обусловлено страхом роста объема требований и, соответственно, расходов. Стоит отметить, что больше половины зарегистрированных граждан, работающих сами на себя, находятся в Москве. Во всех других регионах их незначительное количество.

Система налогообложения самозанятых оказался не везде востребованной по ряду причин. В первую очередь это обусловлено неравномерностью налоговой нагрузки. К примеру, частному преподавателю почти не требуется вложений для получения дохода. В то же время самозанятым производителям какой-либо продукции требуются немалые инвестиции, порой составляющие 70-80% общего бюджета. При таких раскладах 4-6% налога – это значительная сумма. Здесь государству лучше применить иную систему налогообложения, например, в виде вычетов по типу НДФЛ.

НДС: необходимые изменения

Что же касается льгот по НДС, то имеющиеся на сегодняшний день также мало эффективны. Конечно, от НДС освобождены операции по добавленной стоимости. Государство старается стимулировать финансовый сектор без использования ограничений или каких-либо условий. А вот для инновационных расходов обязательно нужно проводить много процедур, которые позволят ограничить активность к инновациям. И сегодня баланс между услугами и реальным сектором должен быть обязательно.

Также под сомнение попадает обложение НДС изделий, с которых берутся акцизы. Ведь в этом случае в налоговый оборот входит и стоимость акцизы. А это предполагает двойное обложение налогами и его, несомненно, нужно ликвидировать. Вообще предполагается снизить ставку НДС до 12%, а лучше всего пересмотреть ее замену на налог с продаж.

Если же налог с продаж будет введен, то это даст возможность решить много проблем, с которыми непосредственно связан выпуск продукции отечественного производства на мировые рынки. Также эффективное сотрудничество малого и среднего бизнеса создает некоторые преграды для использования малыми организациями специальных режимов. Именно поэтому крупные организации закупаются друг у друга. А вот если будет введен налог с продаж, то данная проблема будет исключена.

Главным подтверждением является опыт западных стран. Правильным решением будет сначала сократить ставку НДС, а уже потом его полностью заменить на налог с продаж. Это существенно поднимет экономику на новый уровень.

Все вместе это будет большой стимуляцией для экономики государства и выведение на новый уровень, повышение конкурентоспособности за счет снижения налогов и других льгот. Опыт других развитых стран показывает, что в первую очередь необходимо снизить налоговую нагрузку на бизнес во время кризиса. В этом случае государство получит устойчивую базу и простимулирует развитие инноваций.

Как выбрать систему налогообложения для ИП

Определиться с системой необходимо за следующие 30 дней с регистрации. Если этого не сделать, ИП автоматически будет работать на ОСНО с самым высоким налогом.

Отобрать режимы, которые подходят по ограничениям. Прежде всего обратите внимание на патент и НПД — потенциально самые выгодные режимы для предпринимателя-новичка. Если работаете в сельском хозяйстве, выбирайте ЕСХН.

Когда ничего из перечисленного не подошло, выбирайте упрощенку. В редких случаях, если вы собираетесь работать с корпорациями, можно оставить ОСНО.

Выбрать систему налогообложения для ИП, на которой проще работать. Учитывайте объем отчетности: выбирайте тот, где нужно реже отчитываться. Помимо патента и самозанятости минимальная отчетность требуется на упрощенке.

Посчитать, какая система дешевле. Это зависит от вида деятельности, местоположения и расходов ИП. Далее рассмотрим, на что обращать внимание.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *