Особенности международной перевозки опасных грузов

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Особенности международной перевозки опасных грузов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Предъявляются следующие требования к оборудованию спец техники для транспортировки ОГ: Наличие защитного устройства, препятствующего случайному выпадению цистерн, баллонов или батарей. Топливный бак изолирован металлическими прокладками Аккумулятор расположен в вентилируемом отсеке. Клеммы изолированы. Наличие специальной маркировки и проблесковой лампы для привлечения внимания других участников дорожного движения. Глушитель выводится в передней части автомобиля Вся электропроводка уложена в изоляционный материал Наличие выключателя бортового питания от аккумулятора Транспортное средство оборудован спутниковой навигацией ГЛОНАСС или GPS Дабы обеспечить безопасность перевозки, запрещено брать на буксир свыше одной машины с ОГ и перевозить более одного полуприцепа с опасными грузами.

1.1. Настоящие Правила устанавливают на территории Российской Федерации порядок перевозки опасных грузов автомобильным транспортом по улицам городов и населенных пунктов, автомобильным дорогам общего пользования, а также ведомственным и частным дорогам, не закрытым для общего пользования, вне зависимости от принадлежности опасных грузов и транспортных средств, перевозящих эти грузы, и обязательны для всех организаций, а также индивидуальных предпринимателей.

1.2. Действия Правил не распространяются на:

  • — технологические перемещения опасных грузов автомобильным транспортом внутри территории организаций, на которых осуществляется их производство, переработка, хранение, применение или уничтожение, если такие перемещения осуществляются без выхода на автомобильные дороги общего пользования, а также улицы городов и населенных пунктов, ведомственные дороги, разрешающие движение транспортных средств общего пользования;
  • — перевозки отдельных видов опасных грузов автотранспортными средствами, принадлежащими вооруженным силам, органам государственной безопасности и внутренних дел;
  • — перевозки ограниченного количества опасных веществ на одном транспортном средстве, перевозку которых можно считать как перевозку неопасного груза.

Типы классов опасности грузов

В международной и национальной практике разделение классов опасности осуществляется согласно положениям правил перевозки опасных грузов (dangerous goods regulations), разработанными в соответствии с резолюциями 618, 619 Международной Ассоциацией Воздушного Транспорта (ИАТА) совместно с техническими инструкциями по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху (DOC 9284) (ТИ ИКАО). Различают следующие типы опасных грузов:

  • Взрывчатые вещества с опасностью взрыва по массе, охватывающего весь объем, могут характеризоваться разбрызгиванием, возгораться.
  • Газы, способные воспламеняться при взаимодействии с воздухом. Находящиеся при низких температурах невоспламеняющиеся газы.
  • В класс легковоспламеняющихся жидкостей входят суспензии, лаки, растворы или пары с повышенным уровнем воспламенения. В эту категорию входят такие популярные товары, как керосин, бензин и даже лаки для ногтей.
  • Твердые вещества, которые отличает склонность к легкому воспламенению, в том числе при контакте с водой.
  • Окисляющиеся перекиси и органические вещества, способные к воспламенению при контакте с другими веществами. В этот перечень входят, например, некоторые компоненты белой краски.
  • Инфекционные и токсические вещества, содержащие болезнетворные микроорганизмы, никотин, цианид и другие составляющие.
  • Радиоактивные материалы.
  • Вещества, имеющие коррозийные свойства, поражающие ткани, кожные покровы.
  • Прочие опасные предметы и вещества, которые не входят в указанный перечень (например: литий-ионные, литий-полимерные батареи, магниты, конденсаторы, потребительские товары, двигатели внутреннего сгорания, транспортные средства).

Чтобы осуществлять грузоперевозки опасных веществ, необходимо получить специальное разрешение в Ространснадзоре. Форма документа едина, но предусматривает два варианта перевозок:

  1. Однократный. Разрешение дается только на одну грузоперевозку, которая проводится согласно маршруту и специфике перевозимых товаров.

  2. Многократная. Выдается для совершения нескольких одинаковых доставок. Обязательное условие – соблюдение единых качественных и количественных характеристик, а также одинакового маршрута. Действует в течение 6 месяцев.

Если схема доставки или категория товара меняются, то перевозчик обязан получить другое разрешение.

В заявлении необходимо указать следующую информацию:

  1. Полное наименование компании, которая будет заниматься перевозкой опасного груза.

  2. Контакты и адрес фактического расположения компании.

  3. Класс опасности согласно международным стандартам.

  4. Характеристики груза (габариты, вес, тип упаковки).

  5. Тип транспортного средства.

  6. Контакты отправителя и получателя груза.

  7. Подтверждение указанной категории товара.

  8. Договор между владельцем груза и транспортной компанией.

  9. Товарно-транспортная накладная (3 копии).

  10. Документ о проведении специального инструктажа касательно особенности перевозки опасных грузов.

  11. Допуск к осуществлению международных грузоперевозок.

2.7.1. Принятие опасных грузов к перевозке и сдача их грузополучателю производится по весу, а затаренных — по количеству грузовых мест.

2.7.2. Принятие опасного груза к перевозке осуществляется автотранспортной организацией при предъявлении грузоотправителем паспорта безопасности вещества по ГОСТ Р 50587-93. «Паспорт безопасности вещества (материала). Основные положения. Информация по обеспечению безопасности при производстве, применении, хранении, транспортировании, утилизации».

2.7.3. При принятии опасных грузов к перевозке водитель должен проверить наличие на таре специальной маркировки, которая проводится в соответствии с ГОСТ 19433-88 и ДОПОГ. Расположение маркировки, характеризующей транспортную опасность на грузовой единице, даны в Приложении 7.9.

3.1.1. Грузоотправитель опасных грузов при наличии договора представляет в автотранспортную организацию заявку на перевозку, а при отсутствии договора — разовый заказ на перевозку.

3.1.2. При принятии заявки автотранспортной организацией грузоотправитель должен представить товарно — транспортную накладную (4 экземпляра) и аварийную карточку системы информации об опасности (Приложение 7.5), заполнение которой производится по данным изготовителя опасных веществ.
Для «особо опасных грузов» дополнительно представляется специальная инструкция, разработанная организацией — изготовителем.

3.1.3. При подготовке опасного груза к перевозке грузоотправитель обязан: проверить целостность и исправность тары (упаковки), наличие маркировки и пломб, а также соответствие оборудования и технического оснащения погрузочно — разгрузочной площадки требованиям настоящих Правил.

3.1.4. На каждое транспортное средство (колонну транспортных средств) грузоотправитель обязан представить паспорт безопасности вещества (материала) по ГОСТ Р 50587-93.

3.1.5. При выполнении погрузочных (разгрузочных) работ средствами грузоотправителя (грузополучателя) необходимо соблюдение утвержденной в установленном порядке инструкции по технике безопасности и настоящих Правил.

3.1.6. В случае необходимости совместной перевозки различных классов опасных грузов с грузами общего назначения погрузка и закрепление их в кузове автомобиля должны производиться с учетом требований п. 2.7 настоящих Правил (Приложение 7.14).

3.1.7. Грузополучатель после окончания разгрузки опасных грузов должен очистить кузов автомобиля (контейнер) от остатков этого груза и при необходимости произвести дегазацию, дезактивацию или дезинфекцию транспортного средства (контейнера).

Подготовка автомобиля

Такие факторы, как тип используемой тары/упаковки, влияют на оснащение машины, задействованной для автоперевозок опасных грузов. Следует дооборудовать их такими средствами:

  • биологическая защита водителя/сопровождающих лиц в виде перегородки между кузовной частью и кабиной при транспортировке излучающих радиацию веществ;
  • обшивка кузова автотранспортного средства сталью, мероприятия по обязательной герметизации соединений и стыков при перевозке радиационных веществ изделий, материалов;
  • наличие такелажного оборудования для надёжного крепления ОГ;
  • обеспечение степени электрозащиты перевозимого груза на уровне, не меньшем IP54;
  • монтаж в грузовом отсеке фургона в области дверей звуковой/световой сигнализации;
  • наличие в подкапотном пространстве огнетушителя;
  • наличие системы пожаротушения в кузове автомобиля, обеспечение СП автономным питанием, возможность активизации водителем вручную из кабины автомобиля;
  • установка в грузовом отсеке плафонов во взрыво- пожарозащищённом исполнении с обеспечением надлежащей защиты электропроводки;
  • наличие голографических знаков опасности;
  • оснащение автомобиля прибором, предназначенным для измерения радиационного фона.

Транспортным предприятиям необходимо обозначать автомобили, которые выполняют перевозки ОГ. Для обозначения ТС используются особые окрасы, знаки и надписи.

Перевозка едких соединений производится в цистернах, имеющих желтый окрас. На обеих сторонах нужно рисовать продольные полосы черного цвета. Внутри должно находиться сообщение «Едкий материал». Отдельным случаем является перевозка аммиака, необходимость окраски кузова отсутствует, но нанесение надписи «Огнеопасно. Аммиачная вода» остается обязательным. Перевозка метанола сопровождается уведомлением «Яд — метанол».

Условно можно разделить знак об опасности на 2 треугольника. Верхний содержит символ соответствующий классу вещества. Нижний элемент вмешает дополнительную информацию вроде особенности совместимости или номера ОГ, который проставляется по стандартам ООН.

Ответственность за нарушение

Требования безопасности при перевозке личного состава имеют категорический характер и их несоблюдение несет ответственность. Так как грузы имеют опасный тип веществ, наносимый вред существенно превосходит уровень обычного рода ДТП, соответственно этому и уровень штрафов выше.

Несоблюдение описанных выше правил чревато штрафами:

  • С водителя взыскивается от 1000 – 1500 руб;
  • Ответственное лицо выплачивает 5000 – 10 000 руб;
  • Перевозчик 150 000 – 250 000 руб.

Данные штрафы накладываются при несоблюдении технических условий перевозки.

Перевозка опасных грузов без разрешения, выданного в соответствующем месте, носит более сильное наказание. Ответственность наступает, если:

  • Отсутствует свидетельство ДОПОГ на водителя;
  • Нет свидетельства ДОПОГ на автомобиль;
  • Отсутствие разрешения на передвижение с ОГ;
  • Аварийной информационной карты нет в наличии;
  • В машине нет необходимого аварийного инвентаря или он находится в неисправном состоянии;
  • Несоблюдение условий перевозки опасного груза.
Читайте также:  Социальная защита и поддержка в Рязани и Рязанской области в 2023 году

За такие нарушения накладываются штрафы в размере:

  • Водитель от 2000 до 2500 руб;
  • Ответственный от 15000 до 20000 руб;
  • Юридическое лицо от 400 000 до 500 000 руб.

Согласование маршрута транспортировки ОГ

В некоторых ситуациях перед согласованием маршрута необходимо получить разрешение ДОПОГ на перевозку опасного груза. Это необходимо сделать в следующих случаях:

  • транспортировка предполагается колонной более трех автомобилей;
  • маршрут следования пролегает через труднодоступные места с плохой проходимостью или ожидаются плохие атмосферные явления на пути следования;
  • перевозимый груз является особо опасным.

В таких случаях чаще всего должно назначаться сопровождение, решение о котором принимается Ространснадзором.

Для перевозки всех опасных грузов, кроме грузов классом опасности 9, необходимо согласование маршрута транспортировки с отделением ГИБДД пункта отправки данного груза. Для согласования необходимо соблюдать определенны правила при планировании маршрута перевозки:

  • маршрут не должен пролегать через заповедники, охраняемые территории, места зоны отдыха людей;
  • транспортировка не должна осуществляться через крупные населенные пункты с плотной застройкой (кроме точек загрузки и выгрузки продукции), если же проложить маршрут по другому не представляется возможным, то проезд по населенному пункту возможен, но в объезд лечебных, образовательных, дошкольных, культурных, промышленных и развлекательных объектов;
  • в согласованном маршруте должна быть информация о планируемых стоянках, остановках, заправках ТС и т.п.

Маршрут должен быть подготовлен в 3-х экземплярах (для водителя, для компании, для ГИБДД).

Классификационный код

Для того чтобы указать на определенные опасные свойства, а также указать физические и химические особенности, которые не передает установленный на упаковку знак, опасный груз в обязательном порядке имеет собственный классификационный код, состоящий из буквы или букв, обозначающих определенную группу опасных свойств, а также может дополняться цифрой, указывающей на химические или физические свойства груза или же его принадлежность к той или иной группе.

Для опасных веществ, принадлежащих к первому классу, классификационный код включает в себя номер подкласса и буквы отдельной группы совместимости. Для второго класса он предусматривает цифру, указывающую определенное агрегатное состояние, тип некоторого вещества и несколько букв, которые обозначают их группу опасных свойств.

Что такое «опасный груз»

Говоря на тему опасных для перевозки грузов, специалисты прежде всего обращают внимание на то, что под этим понятием подразумеваются вещества, открытая транспортировка которых угрожает человеческой жизни и здоровью, а также окружающей среде.

Так, для каждой такой позиции была разработана специальная тара и герметичная упаковка, препятствующая воспламенению и/или отравлению атмосферы. Кроме того, под определение подпадают практически все виды токсичных и легковоспламеняющихся отходов.

Что касается документа, регулирующего правила перевозки, то в нем обязательно указываются такие сведения:

  • тип транспортировочной емкости для конкретного класса;
  • маркировка используемой тары;
  • точные требования, которым должен неукоснительно соответствовать используемый ОГ.

Распространенные вопросы

  1. Какой срок действия свидетельства ДОПОГ?

    В связи с тем, что в правила перевозки ОГ постоянно вносятся различные коррективы, срок действия разрешения на транспортировку опасных веществ ограничен 5 годами. Изменений претерпела и длительность учебного курса, которая возросла с одного дня до четырех.

  2. Когда могут отказать в выдаче удостоверения?

    Уполномоченные органы могут отказать заявителю в выдаче разрешающего перевозку документа, сославшись на ошибки во время сдачи экзамена и серьезные нарушения, совершенные во время транспортировки ОГ.

  3. Чем отличается ДОПОГ И ПОГАТ?

    Несмотря на то что в России перевозка рассматриваемой категории грузов осуществляется в соответствии с международным актом ДОПОГ, есть здесь и свой документ, именуемый ПОГАТ. Дословно он расшифровывается как Правила перевозки ОГ автомобильным транспортом, включая в себя ключевые особенности эксплуатации подобных ТС и веществ в условиях российского трафика и климатических условий.

    Естественно, за пределами государства этот нормативно-правовой акт автоматически теряет свою юридическую силу.

Можно ли перевозить баллоны с пропаном, кислородом?

И ещё усложняем наши вопросы. Здесь ситуацию также регулирует ДОПОГ, регулирующий общее правило – можно перевозить опасные грузы для личных нужд и розничной продажи. Но появляются дополнительные условия из пункта 1.1.3.6.3, которые устанавливают максимальный объём для перевозки сжатых газов в баллонах, в зависимости от класса вещества (легковоспламеняющийся метан или пропан или же это обычный кислород) и массы и объёма баллона.

Давайте мы не будем усложнять и расписывать всевозможные вариации, и просто приведём максимальные объёмы для перевозки опасных грузов.
Таблица максимального объёма баллонов с газом для перевозки

Читайте также:  Безопасная доля вычетов по ндс в 2023 году в Москве
Что перевозим? Как расфасован? Максимальный объём на один автомобиль
Кислород В баллонах по 40 (реже – 50) литров 24 баллона (20 в случае 50-литровых)
Пропан 50 литров и 21 килограмм До 15 штук
Азот 40 или 50 литров Соответственно, 24 или 20 баллонов
Аргон Баллоны по 40 литров 24 штуки

Перевозка опасных грузов по территории РФ автотранспортом регламентируется ДОПОГ и имеет некоторые особенности в маркировке и транспортировке:

  • особенности маркировки. Согласно ДОПОГ каждый груз имеет номер, состоящий из 4 цифр, который соответствует списку ООН. По этому номеру можно определить не только класс и группу перевозимого опасного вещества, но и тип упаковки, которая разрешена для перевозки данного ОГ. Код классификации определяет вид опасности, физические и химические свойства груза. Он может состоять из комбинации цифр и букв;
  • особо опасные грузы. В списке ООН более 3000 материалов, отличающихся по уровню опасности. В сравнении с радиоактивными веществами нефтепродукты кажутся абсолютно безобидными. Соответственно, грузы, представляющие наибольшую угрозу, классифицируются, как особо опасные. К оформлению, упаковке и транспортировки таких веществ предъявляют повышенные требования;
  • когда опасные грузы считаются безопасными

Понять опасен груз, или нет, можно сверившись со списком ООН, в котором регламентирован класс и степень опасности принятого к перемещению вещества. Перемещение некоторых грузов в ограниченных количествах может расцениваться как транспортировка НЕОПАСНЫХ материалов.

Перенос требований ДОПОГ на 01.01.2022

  • 5 поправок для водителей перенесли из-за коронавируса — 30/04/2020
  • Поправки в экзамен ГИБДД перенесли на 2021 год — 30/04/2020
  • Новые правила изменения конструкции автомобилей перенесли на 2021 год — 30/04/2020
  • Требования к цистернам для опасных грузов перенесли на 2022 год — 30/04/2020
  • Запрет на автобусы старше 10 лет перенесли на 2021 год — 30/04/2020
  • Изменения ПДД с 2021 года — 27/12/2018
  • Экзамен на права 2021: 7 важных изменений — 21/01/2021
  • Изменения для такси с 1 февраля 2021 — 20/12/2020
  • Разрешат ли получать права с 16 или 17 лет в 2021 году? — 05/01/2021
  • Закон о такси 2021: 11 важных изменений — 06/01/2021

Требования к перевозке опасных грузов автомобильным транспортом изложены в международном соглашении о Дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ/ADR), в РФ существует аналог этого документа Правила перевозки опасных грузов автотранспортом (ПОГАП).

ДОПОГ (ПОГАП) охватывает все этапы перевозки:

  • технические требования к состоянию автотранспорта и периодичность его контроля;
  • требования к таре, упаковке и подвижному составу автотранспорта (прицепу);
  • к процессу и оснащению погрузо-разгрузочных работ;
  • требования к оформлению документов и взаимодействию между отправителем, получателем и перевозчиком;
  • требования к водителю, а также персоналу задействованному в погрузо-разгрузочных работах, а также управленческому персоналу;
  • требования к маркировке, знакам, описи и классификации груза.

Но всё начинается с идентификации опасности груза.

В зависимости от последствий, возникающих в случае реализации негативного сценария с обращением опасных грузов, они делятся на девять классов. От более опасных, к менее опасным веществам:

1 класс — взрывоопасные.

2 класс — газообразные.

3 класс — легковоспламеняющиеся твёрдые.

4 класс самовозгорающиеся, способные выделять горючие газы при взаимодействии с водой, окисляющие.

5 класс — органические пироксиды.

6 класс — ядовитые, токсичные, инфекционные.

7 класс — радиоактивные.

8 класс — коррозионные, едкие.

9 класс — прочие.

В зависимости от опасности и консистенции перевозимых веществ применяется различная упаковка и тара. Для мелкофасованых едких жидкостей применяют стеклянную тару, упакованную в коробки, а наливные опасные жидкости транспортируют в танк-контейнерах или автоцистернах. Для газообразных опасных веществ используют специальные танк-контейнеры и цистерны газовозы. Опасный груз и транспортное средство подлежат обязательной специальной маркировке, согласно ГОСТ Р 57479-2017 «Грузы опасные. Маркировка».

Водитель или экспедитор должны иметь сопроводительную документацию оформленную согласно установленных правил, включающую в себя:

  • маршрутный лист, оформленный согласно норм безопасности движения;
  • лицензия на перевозку опасных грузов автомобильным транспортом;
  • аварийная карточка — документ, содержащий информацию о характеристиках опасного груза;
  • товарно-транспортная накладная;
  • свидетельство ДОПОГ водителя;
  • контактные данные участников перевозки и владельца груза;
  • разрешение на перевозку опасных грузов автомобильным транспортом, выданная Минитрансом или другим уполномоченным органом.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *