Прирезка — перераспределение земельных участков

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Прирезка — перераспределение земельных участков». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Изменение границ земельного участка — комплекс мероприятий, направленных на уточнение размеров территории и при необходимости внесения изменений в действующую документацию. Документально это фиксируется только при условии фактического смещения территориальной зоны в ту или иную сторону.

Просто внести обновленные данные недостаточно, необходимо, чтобы государственный орган зафиксировал заявленные изменения. Для этого документ с корректировками подается в государственный орган — Росреестр, который непосредственно и фиксирует внесенные изменения и утверждает заявленные данные печатью.

Документ с измеренными границами подается в филиал Росреестра по месту нахождения ограниченной территории.

Важно! Несмотря на то, что российское законодательство предоставляет разрешение уменьшать и увеличивать границы надела, нужно учитывать, что, если допускается преувеличение нормы погрешности, тогда внесенную информацию необходимо грамотно оформить в документации.

С чего начать процедуру межевания

Чтобы приступить к изменению границ земельного участка, необходимо пройти через несколько этапов. В первую очередь следует подать заявление в соответствующей форме в орган кадастрового отдела (это может быть местная кадастровая палата). При этом необходимо приложить некоторый перечень документов:

  • непосредственно само заявление;
  • документ, который подтверждает владение земельным участком (дарственная, свидетельство о наследстве);
  • выписка из кадастрового учета;
  • ситуационный план (с указанием всех объектов присутствующих на территории);
  • документ, который разрешает внесение изменений в кадастр;
  • документ, удостоверяющий личность заявителя (паспорт).

Далее между собственником и исполнителем (геодезической компанией) заключается двухсторонний договор, в котором обе стороны обязуются соблюдать установленные правила и выполнить работу в строго установленный срок.

Последствия отсутствия установленной границы

Необходимо насторожиться, если в выписке из ЕГРН существует запись о неустановленной границе земли в соответствии с требованиями земельного законодательства. Это напрямую касается грядущей сделки о покупке земельного участка и потенциального собственника. Покупателю должно быть понятно, что неимение установленных границ участка не дает гарантий на соблюдение прав собственника по поводу прохождения границ участка. Довольно часто это приводит к спорам, а далее к судебным разбирательствам. Клиент, приобретая участок без установленных границ, должен будет за свой счет их установить. Как постановило законодательство, с 1 января 2018 года фиксированные границы непременно должны быть обязательно установлены при заключении любой распорядительной сделки. А это значит, что без процедуры межевания сдать в аренду, продать, унаследовать или подарить надел станет не доступно.

Когда необходима процедура уточнения границ земельного участка?

1. Уточнение границ ранее учтенного участка (поставленного на кадастровый учет). Определение точных границ требуется для тех земельных участков, которые состоят на кадастровом учете. Им присвоен кадастровый номер, но при этом межевание не проводилось или имеются ошибки в кадастровых документах. Большинство таких участков появилось в результате приватизации, проводимой согласно Федеральному закону № 93-ФЗ от 30.06.2006 г. «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества», так называемой дачной амнистии.

Понять, что межевание не проводилось, можно, найдя свой земельный участок на публичной кадастровой карте. Если границы вашего участка не отображается, значит, процедура установления границ по нему не осуществлялась.

2. Участок без постановки на кадастровый учет. Если земельный участок не был поставлен на кадастровый учет, то это нужно сделать в срочном порядке, так как стать полноправным собственником земли он сможет только после занесения его в Единый реестр (ЕГРН).

Согласно Федеральному закону № 218-ФЗ от 13.07.2015 г. «О государственной регистрации недвижимости», с 1 января 2018 г. без постановки на учет в службу кадастра владелец участка не сможет распоряжаться им. Кроме того, если в течение 5 лет земельный участок не будет внесен в списки учтенных в ЕГРН, то муниципальное образование сможет в судебном порядке рассмотреть вопрос о переходе права собственности к другому лицу, например, муниципалитету, без фактического оповещения об этом владельца, так как участок будет иметь статус свободной земли.

Увеличение и уменьшение площади при уточнении и изменении границ

Уточнение границ земельного участка сразу с повышением размера площади может произойти при надобности оформления земель совместного использования. Такое развитие событий вероятно при самовольном передвижении фактических границ участка собсвенником земли, к примеру, загородки или забора за счет общедоступных просек и дорог. Расширение дозволяется только при площади надела, которая меньше норматива, и при всем этом по документам нереально установить площадь и её расчет проведится в соответствии с фактическим положением в течение 15 лет.

Читайте также:  Всероссийский проект «Открытые уроки» составил расписание на 2023 год

Сокращение площади земельного участка может произойти по конечным итогам проведения геодезических работ. Ошибка в межевом или кадастровом плане, а также доказанное преступное вторжение на чужой участок может послужить причиной сокращения границ участка. У других категорий земель различная предельная величина участка, поэтому превысить предел не получится. Подводя итоги, только присоединением или разделением, а также выделением участка, проведением межевальных работ, вероятно уменьшить либо прирастить территорию.

Установление границ земельного участка.

Прежде чем перейти к описанию механизма разрешения судебного спора, необходимо остановиться на правилах проведения кадастровых работ по уточнению границ земельных участков.

В соответствии со ст. 11.1 ЗК РФ земельным участком признается часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Таким образом, наиважнейшими элементами земельного участка, индивидуализирующими его среди объектов гражданских прав, являются границы. Границы земельного участка определяются в соответствии с Законом № 221-ФЗ, а сведения о них вносятся в государственный кадастр недвижимости, который является прежде всего систематизированным сводом сведений об учтенном в установленном законом порядке недвижимом имуществе.

В государственный кадастр недвижимости среди прочих включаются такие уникальные характеристики участка, как описание местоположения его границ и его площадь (п. 3, 6 ч. 1 ст. 7 Закона № 221-ФЗ). Согласно п. 7, 9 ст. 38 Закона № 221-ФЗ местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат их характерных точек.

При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из данных, имеющихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, а при отсутствии такого документа – из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании (технический паспорт, договоры, свидетельства).

Обратите внимание: при отсутствии документов границами земельного участка признаются границы, существующие на местности 15 лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Споры чаще всего возникают и имеют наибольшую трудность при уточнении границ земельных участков, так как определить координаты характерных точек с помощью правоустанавливающих документов зачастую невозможно. Законодатель учел возможные злоупотребления в данной сфере и ввел процедуру обязательного согласования местоположения границ с правообладателями смежных земельных участков.

Постановка земельного участка на кадастровый учет.

После вступления решения суда в законную силу (у ответчиков будет десятидневный срок на обжалование) его в соответствии с пп. 4 п. 25 Приказа Минэкономразвития России № 412 необходимо включить в состав приложения к межевому плану как документ о разрешении земельного спора и обратиться в соответствующий орган с заявлением о постановке земельного участка на кадастровый учет.

В связи с признанием местоположения смежной границы между земельными участками по межевому плану смежного собственника кадастровой ошибкой в сведениях орган кадастрового учета в соответствии со ст. 28 Закона № 221-ФЗ обязан исправить эту ошибку.

Следует отметить, что согласно п. 3 ст. 25 Закона № 221-ФЗ при кадастровом учете в связи с уточнением части границ земельного участка, которая одновременно является частью границ другого земельного участка, орган кадастрового учета одновременно вносит соответствующие изменения в сведения о местоположении границ смежного земельного участка.

Иск об изменении границ земельного участка

Иск об изменении границ земельного участка подается в суд по месту расположения участка. Но по сути это иск не об изменении, а об установлении координат поворотных точек земельного участка и внесении их и новой площади земельного участка на кадастровый учет. Никакого стандартного иска в данном вопросе не существует, однако каждый иск при работе над изменением границ и площади земельного участка может содержать следующую информацию:

  • В шапке иска об изменении границ земельного участка: наименование суда по месту нахождения земельного участка; наименование истца; наименование ответчика (число ответчиков зависит от количества соседей чьи границы требуется снять с учета, в качестве ответчика будет включена и местная администрация); Управление Росреестра
  • В теле иска об изменении границ земельного участка указывается: все правоустанавливающие документы на земельный участок с предысторией возникновения права собственности на него у истца; все финансовые документы подтверждающие оплату земельного участка конкретной площади; сведения о досудебном порядке попытки решения спора с приложением землеустроительного дела в котором отражены координаты поворотных точек участка в натуре и указана причина по которой участок не может быть поставлен на кадастровый учет во внесудебном порядке.
  • В просительной части иска указывается требование о об изменении вашего земельного участка и внесение в ЕГРП сведений о новых координатах поворотных точек и площади земельного участка, а также требование об исключении сведений о координатах поворотных точек соседних земельных участков в случае создания ими помех при восстановлении границ вашего участка.
Читайте также:  Выселение из служебного жилого помещения

Выборочная судебная практика

К нам обратились доверители в количестве трех человек. Им на праве общей долевой собственности принадлежит дом на земельном участке. Земельный участок в начале 1990-х годов был разделен между доверителями по 7 соток каждому иного 21 сотка. Однако границы на кадастровый учет поставлены не были. И вот, при попытке поставить границы на кадастровый учет было установлено, что во-первых, на территории при доме сформирован земельный участок, который на праве собственности принадлежит лицу, к дому никакого отношения не имеющему, а во-вторых, фактически занимаемый тремя доверителями земельный участок несколько больше, нежели общая номинальная площадь трех участков.

В данной ситуации я обратился в суд с требованиями об изменении границ земельного участка моих доверителей для приведения площади их земельного участка к фактической и о снятии с кадастрового учета земельного участка, незаконно сформированного при доме моих доверителей. Факт постановки на кадастровый учет земельного участка ответчика был признан незаконным. И не только признан, но и доказан в ходе проведенной землеустроительной экспертизы. А вот в удовлетворении требования об изменении границ земельного участка доверителей было отказано причем отказано обоснованно. Когда составлялось исковое заявление в суд у нас не было сведений о законности постановки на кадастровый учет земельного участка ответчика, а когда эти сведения появились суд сняв спорный участок с кадастрового учета в своем решении указал на законную возможность во внесудебном порядке осуществить изменение границ земельного участка истцов, так как согласно полученным от администрации сведений, земельный участок при данном доме согласован даже в большей площади, нежели просили истцы.

Все это сделало изменение границ земельного участка реальной не только в требуемых, но и в больших площадях. Понятное дело, что встречный иск процессуальных противников, которые просили признать границы их земельного участка, не был удовлетворен. Истринский городской суд Московской области.

К нам обратился доверитель. Проблема заключалась в том. что по наследству он получил земельный участок площадью 6 соток по документам, а в натуре земельный участок оказался порядка 10 соток. Оформив свои права на 6 соток, доверитель обратился за внесением изменений в реестр прав относительно площади своего земельного участка и получил обоснованный отказ. Логика тех кто отказал ясна: оснований предоставлять дополнительные 4 сотки не имеется.

Однако судебное решение является таким основанием. Доверитель обратился ко мне как к адвокату, а я обратился в суд на предмет изменения границ земельного участка доверителя. В рамках судебного производства никто из смежных землепользователей не смог доказать, что спорный территории принадлежат им, а администрация устранилась от решения проблемы. По итогам землеустроительной экспертизы (в этом деле пришлось ставить перед экспертами не стандартные вопросы, а вопросы применительно к конкретным обстоятельствам данного дела) решение было принято в пользу доверителя. Сергиево-Посадский городской суд.

Решение вступило в законную силу без изменений после его обжалования со стороны местной администрации.

Изменение границ приватизированного участка без согласия владельцев

По общему правилу для проведения изменений границ участка нужно заручиться согласием соседних владельцев наделов.

Точнее нужно, чтобы собственники соседних участков, не высказывали по этому поводу возражений. При межевании обычно требуется согласование установленных границ с владельцами смежных участков.

В противном случае споры о границах смежных земель придется решать в суде. А это довольно неприятная и длительная процедура.

Поэтому перед проведением работ нужно уведомить соседей об их дате и времени. Желательно сделать это письменно под роспись или заказными письмами с уведомлениями. Если же соседи не являются, никаких возражений не предоставляют, то определение новых границ происходит без них.

Впоследствии в течение тридцати дней они могут представить свои возражения по установленным границам. Если в указанный срок этого не происходит, то соответствующие изменения регистрируются.

Стоимость легализации прирезки регулируется ст. 39,28 Земельного Кодекса. В ряде случаев прирезку оформляют бесплатно. Это касается зданий и сооружений, принадлежащих:

  • гражданам, которые уже использовали участок в течение 5 лет согласно предоставленным разрешениям;
  • религиозным организациям;
  • многодетным гражданам;
  • отдельным категориям физических лиц, если это предусмотрено законами РФ.

Процедура оформления новых границ занимает около двух месяцев. Но если выдаются отказы из-за неправильно оформленных документов, этот срок увеличится на полгода.

Расходы по узакониванию земли устанавливаются местными властями и зависят от региона расположения участка. При подсчете стоимости оформления учитываются:

  • кадастровая стоимость основного участка;
  • общая площадь новой территории;
  • плата за присоединение прирезки.

Внимание: оплата за узаконивание земли проводится разово. Выплаты в рассрочку не допускаются.

Чаще всего плата за присоединение составляет около 15% стоимости основного участка. Но эта сумма будет увеличена из-за оплаты услуг кадастрового инженера.

Основания для уточнения

Определение точных границ требуется для тех земельных наделов, которые состоят на кадастровом учете, им присвоен уникальный номер, но при этом межевание не проводилось.

Читайте также:  Удостоверение личности, заверенное нотариусом

Узнать об этом можно из кадастрового паспорта, в котором имеется отметка о том, что границы не установлены.

Связана такая ситуация с упрощенной схемой приватизации, проводимой согласно ФЗ № 93, который называют законом «о дачной амнистии».

Существует ряд оснований, по которым требуется оформление документов с точными пограничными линиями. К ним можно отнести:

  • Приобретение или продажа участка. Оформление документов на передачу собственности другому лицу без наличия точных размеров земли нельзя будет осуществить.
  • Проведение строительства на участке. Впоследствии потребуется регистрация документов на постройку. Без правильно оформленных бумаг на землю такая процедура будет невозможна.
  • При решении спорных вопросов с соседями. При обращении в суд потребуется проведение межевания.
  • При передаче участка по договору дарения или включения его в завещание.
  • Ошибки кадастровой службы. При массовой приватизации установление границ проводилось формально без досконального изучения объекта. Именно поэтому случались ошибки.

Рассмотрение вопроса по корректировке размеров земельных наделов, граничащих друг с другом, происходит после поступления в кадастровую службу заявления от владельца или по решению судебной инстанции.

Справка: Если владелец не предполагает никаких действий со своей землей и у соседей не имеется никаких претензий, то заниматься уточнением границ не обязательно.

По вопросу уточнения местоположения границ земельного участка, Письмо Минэкономразвития России от 27 апреля 2017 года №ОГ-Д23-4928

Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее — Департамент недвижимости) сообщает.В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г.

N 437 (далее — Положение), Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности.

Согласно Положению Минэкономразвития России не наделено полномочиями по официальному разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.Вместе с тем полагаем возможным отметить следующее.

Как проводится уточнение границ земельного участка, поставленного на кадастровый учет?

Кадастровые работы по уточнению границ земельного участка проводятся в 3 этапа:

  1. Подготовительный.
  2. Основной – работа на местности.
  3. Камеральный или отчётный.

Как уточнить границы земельного участка на подготовительном этапе? На этом этапе кадастровый инженер получает кадастровую выписку из ГКН и изучает её. Если межевание ранее проводилось – изучаемо межевое дело и прилагаемую документацию, которая отражает факт нарушения, требующий уточнение границ.

На основании полученных сведений подготавливается предварительный план границ ЗУ, с планируемой расстановкой поворотных точек. После этого составляется техническое задание для геодезистов, которое передаётся им для изучения.

В назначенный день на участок прибывают все заинтересованные лица из числа:

  • кадастровый инженер;
  • группа геодезистов с оборудованием;
  • заказчик работ;
  • его соседи.

Кадастровый план – это документ, состоящий из текстовой и картографической информации. В нем отображены фактическая площадь, форма участка земли и расположение его границ. Приказом Минэкономразвития России от 20.06.2016 г

. № 378 утверждена форма Кадастрового плана территории.

План составляется не только в отношении земельного надела. Топографическому учету также подлежат дома, гаражи, дачные постройки

. Указанные сооружения непосредственно связаны с землей, поэтому не учитываются в плане отдельно от участка.

Кадастровый план подтверждает законность всех сделок, совершаемых с земельным участком (продажи, обмена, дарения и т. д.), так как выступает прямым подтверждением внесения данных о конкретном наделе в Государственный кадастр недвижимости

. Кроме этого, документ удостоверяет право собственности на землю, поскольку содержит информацию о том, на основании чего наделу был присвоен кадастровый номер.

На основании кадастрового плана регулируются правила пользования наделами между соседями, ведь он устанавливает точные линии разграничения между территориями участков.

Новый закон о прирезке земельных участков 2021

Законы в сфере землеустройства и кадастра в последние годы претерпели активные изменения. Новый закон о прирезке земельных участков, действующий в 2021 году – это целый пласт норм, затрагивающий образование земельных участков. С начала 2019 года вступил в силу 217-ФЗ о садоводстве, меняющий основные понятия и определения дачных участков. 17 июня 2019 года был принят новый закон 150-ФЗ, вносящий изменения в законы о кадастровой деятельности и регистрации недвижимости (218-ФЗ и 221-ФЗ). Изменения касаются комплексных кадастровых работ: порядок их проведения упрощается, при этом остается возможность увеличить земельный участок до 10 % от его общей площади, если во время проведения комплексных кадастровых работ выяснится, что по факту участок больше, чем на бумаге. Также Госдума рассматривает еще ряд поправок, упрощающих процедуру оформления земельных участков и строений (дачную амнистию продлят до 2022 года).

Присоединить дополнительные сотки к своему участку может исключительно собственник. У арендаторов земельных участков, а также лиц, владеющих наделом на правах безвозмездного пользования, такой возможности нет.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *