Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правовой статус иностранных граждан». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Правовое положение беженцев в России определяется Конвенцией о статусе беженцев 1951 г. и Протоколом, касающимся статуса беженцев, 1967 г., а также Федеральным законом от 19 февраля 1993 г. «О беженцах» (в ред. от 7 ноября 2000 г.). Под беженцем в Законе «О беженцах» понимается лицо, которое не является российским гражданином и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может или не желает пользоваться защитой этой страны вследствие таких опасений либо, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного места жительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.
Правовое положение беженцев и переселенцев
При определенных обстоятельствах лицо не может быть признано беженцем, например, если имеются серьезные основания предполагать, что оно совершило преступление против мира, военное преступление или преступление против человечества, тяжкое преступление неполитического характера вне пределов территории РФ до того, как оно было допущено на территорию РФ в качестве лица, ходатайствующего о признании беженцем. Решение о признании либо об отказе в признании беженцем принимается федеральным органом исполнительной власти по миграционной службе либо его территориальным органом по итогам рассмотрения ходатайства.
Новым для российского законодательства является правило п. 6 ст. 1195 ГК РФ, согласно которому личным законом беженца считается право страны, предоставившей ему убежище. Как отмечалось в комментариях (Н.И. Марышева), необходимость особого регулирования личного статуса беженцев была вызвана значительными перемещениями населения и особенностями статуса таких лиц, оказавшихся в России. С учетом особого статуса беженцев п. 6 ст. 1195 предусматривает, что их личным законом является право страны, предоставившей им убежище.
От беженцев следует отличать переселенцев и такую категорию лиц, как вынужденные переселенцы.
Распад Советского Союза и превращение граждан единой страны в жителей независимых государств, вызванные этим миграционные процессы и потребность обеспечить правовую защиту граждан одной страны — бывшей союзной республики — на территории другой обусловили заключение Российской Федерацией с некоторыми государствами СНГ и Балтии наряду с договорами о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам ряда других соглашений, в том числе: 1) о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев, 2) о правовом статусе российских граждан, постоянно проживающих на территории другой страны — бывшей союзной республики, и граждан этой страны, постоянно проживающих на территории РФ; 3) по вопросам гражданства.
В соглашениях о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев таковыми считаются лица, добровольно покидающие государство своего проживания и переезжающие на постоянное место жительства на территорию другого государства.
Переселенец — это лицо, добровольно покидающее страну своего проживания и переезжающее в другую страну. Россия заключила с Азербайджаном, Арменией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией, Туркменистаном, а также с Латвией соглашения, регулирующие не только процесс переселения, но и вопросы защиты прав переселенцев, в том числе имущественных. Так, в Соглашении с Казахстаном, вступившем в силу в 1999 г., предусмотрено право переселенца на вывоз движимого имущества с учетом ограничений, относящихся к вывозу культурных ценностей.
Гражданско-правовые споры в отношении имущества, находящегося на территории государства выезда, между переселенцами и членами их семей, с одной стороны, и заинтересованными лицами — с другой, решаются в судебном порядке на территории государства выезда и в соответствии с его законодательством и упомянутыми соглашениями.
Применяется также категория «вынужденные переселенцы». Закон РФ от 19 февраля 1993 г. «О вынужденных переселенцах» (в ред. от 7 августа 2000 г.) именует вынужденным переселенцем гражданина РФ, покинувшего место жительства вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводом для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка. При наличии обстоятельств, предусмотренных этим определением, вынужденным переселенцем признается гражданин РФ, вынужденный покинуть: 1) место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию РФ; 2) место жительства на территории одного субъекта РФ и прибывший на территорию другого. Закон относит к вынужденным переселенцам также иностранного гражданина и лицо без гражданства, постоянно проживающих на законных основаниях на территории Российской Федерации, изменивших место жительства в пределах этой территории по указанным обстоятельствам (ст. 1 Закона о вынужденных переселенцах).
Виды правового режима иностранцев
Имеется три вида правового режима иностранцев:
- национальный – выражает собой уравновешивание статуса иностранцев в разных областях отношений с гражданами местопребывания;
- специальный – включает в себя обеспечение иностранным гражданам конкретных прав и определяет обязанности. Таким образом, граждане членов СНГ имеют многочисленные права в Российской Федерации, которые даны им посредством соглашения Российской Федерации с республиками в составе СССР;
- режим наибольшего благоприятствования – определяется обеспечением иностранцам конкретных прав и обязанностей в той или иной сфере, которые даются гражданам любого третьего государства и пребывающих в этой стране с более привилегированным положением. Такой режим определяется непосредственно на основе обоюдности и согласно договоренности между этими государствами.
Правовое положение иностранцев
Регулирование правового положения иностранцев в РФ осуществляется непосредственно международными договорами и законодательством. Согласно ст. 62 Конституции РФ, иностранцы и личности не имеющие гражданства пользуются правами РФ и несут ответственность на уровне с гражданами Российской Федерации. Кроме ситуаций утвержденных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Национальный режим обеспечивается иностранным гражданам – это дает им право быть на одном уровне с лицами РФ в области имущественных прав, но при этом еще обязывает их ответственностью настоящего гражданско-правового законодательства.
Материальные, персональные неимущественные, трудовые, процессуальные и семейные права иностранцев, которые пребывают на территории Российской Федерации, устанавливаются законами международного приватного права. Одновременно к ним относится и процедура правовых норм государства России, а также и отечественного государства. Двойственная противоречивость представляет своеобразие правового положение иностранцев. Исходя из п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса РФ, в РФ иностранные граждане имеют возможность быть правомочными так же, как и российские граждане, если другое не установлено законом. Таким образом им обеспечивается национальный режим. Соответственно ст. 2 «Всеобщей декларации прав человека» от 10 декабря 1948 г., иностранцы, пребывающие на территории России, имеют равноценное правомочие с гражданами РФ.
Такое положение не зависит от цвета кожи, расы, религии, пола, языка, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или другого положения. Обеспечение иностранным лицам правомочия, равноценного с гражданами РФ, не укладывается с вопросом о месте жительства в России.
Иностранцы также могут обращаться в суды Российской Федерации и использовать гражданские процессуальные права, так же как и граждане России.
Правомочие иностранных лиц может ограничиваться только вследствие решения Правительства РФ посредством ответной меры для граждан тех государств, которые также ограничили правомочия для российских личностей. В этом случае действует закон простого международного права, происходящий из системы суверенного равноправия государств.
Использование национального законодательства иностранных граждан разрешается только при существовании международного договора касаемо такого вопроса, сообщником которого является Российская Федерация.
Ответственность иностранцев находящихся в России заключаются в следующем:
- должны проявлять уважение к Конституции и следовать законам страны, в которой пребывают (ст. 62 Конституции РФ);
- не быть источником пропаганды национальной, социальной, расовой или религиозной вражды (ст. 29 Конституции РФ);
- оберегать сохранность исторического культурного наследия, памятники истории и культуры (ст. 44 Конституции РФ);
- уплачивать законно фиксированные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ);
- беречь природу и окружающую среду, осторожно обращаться с богатствами природы (ст. 58 Конституции РФ).
Понятие, правовой статус и принципы правового положения иностранцев
Иностранец — это лицо, которое не имеет гражданства государства пребывания и состоит в гражданстве другого государства. Иногда в международно-правовых и внутригосударственных актах используются термины «иностранцы» и «иностранные граждане». Бирюков П.Н. Международное право: Учеб. пособие. Изд. 2-е, перераб. и доп.- М.: — Юристъ, 2000. — С.265.
Международно-правовые акты, так или иначе затрагивающие правовое положение иностранцев, не содержат определения понятия «иностранец». В начале 70-х годов в процессе разработки проекта Декларации о правовом положении лиц, не являющихся гражданами государства пребывания, появилось понятие «не гражданин», которое впоследствии было заменено понятием «иностранец».
Из этого следует, что понятие «иностранец» может быть применено в широком и узком смыслах. В первом случае к «иностранцам» относятся все те лица, которые не являются гражданами государства пребывания, во втором — лица, находящиеся на территории страны, но имеющие гражданство другого государства.
Ограничения гражданской правоспособности иностранных граждан: для чего вводятся
Гражданская правоспособность — возможность иметь права и соблюдать
гражданскую обязанность. Иностранные граждане обладают ГП наряду с коренными жителями Российской Федерации. То есть, им предоставляют национальный правовой режим. Цвет кожи, пол, расовая принадлежность значения не имеют.
Иностранцы могут иметь собственное имущество, использовать жилые помещения, быть наследниками или завещателями, иметь иные права, не противоречащие действующему законодательству. Но приезжие не могут пользоваться по объему большей правоспособностью по сравнению с россиянами.
После установления национального режима Гражданский кодекс предусмотрел ограничения:
- не разрешено оформлять в собственность земельные участки с/х назначения;
- нельзя занимать государственные должности: нотариус, судья;
- не разрешено заниматься архитектурной деятельностью;
- нельзя быть избирателем на голосованиях;
- невозможность баллотирования в органы власти;
- получение патента при трудоустройстве;
- прочие ограничения, которые устанавливаются местными нормативными актами.
Имеются ограничения, касающиеся определенных типов деятельности. Предпринимательство разрешено при условии, что иностранец зарегистрирован для ведения хозяйственной деятельности в стране пребывания.
Отличие между правовым положением российских и иностранных граждан в РФ
Иностранцы имеют равные с россиянами права и обязанности, кроме случаев, установленных ФЗ. Сюда относятся личные права (защищенность личности, жилища), экономические, социальные и культурные права, если они предусматриваются для нерезидентов: право на экономическую и трудовую деятельность, охрану труда и здоровья.
Проживающие иностранные лица на постоянной основе могут принимать участие в голосовании и быть избранными на должность в местное самоуправление. Но у них нет политических прав, которые имеют граждане РФ согласно конституционным положениям:
- занятие большинства государственных должностей;
- запрет на принятие участия в политических партиях;
- избрание в органы государственной службы;
- принятие участия в референдуме.
Ограничены у них и права свободы передвижения.
Иностранцы вправе защищать личные права методами, которые определены Конституцией, включая помощь суда.
Правовое положение иностранцев, временно пребывающих в РФ и переехавших на ПМЖ
Система учета иностранцев разработана с целью недопущения развития нелегальной миграции. Основной документ, регламентирующий особенности пребывания в РФ, — закон «О правовом положении иностранных граждан». Временно пребывающими считаются лица, которые приехали в РФ на время на основании визы или без нее, и у которых нет ВНЖ. В первом случае длительность пребывания равна сроку действия визы, во втором — до 90 суток.
Временно пребывающие иностранцы обладают равными с коренными жителями правами, кроме установленных законодательством случаев. Предусмотрены они ФЗ или международно-правовыми договорами. Законодательная власть гарантирует им свободу и неприкасаемость. Мигрантам открыт доступ к культурной ценности. В семейной отрасли разрешены регистрация и расторжение брака с жителями РФ.
За нарушение правил пребывания переселенец привлекается к административной ответственности.
Права, свободы и обязанности иностранцев и апатридов
Как уже было сказано, статус иностранца и апатрида во многом приравнен к статусу гражданина на территории РФ.
На практике это выражается в том, что иностранец или лицо без гражданства имеет право:
- на свободу чести, совести, тайну переписки, защиту права собственности, жилища и т.д.;
- на пособия, пенсии и прочие социальные блага в соответствии с законодательством;
- на невмешательство в личную и семейную жизнь;
- заниматься предпринимательской и иной хозяйственной деятельностью;
- на обращение в суд и иные государственные органы с целью реализовать свои гражданские процессуальные права;
- на получение бесплатной медицины и образования в РФ;
- осуществлять трудовую деятельность (с некоторыми ограничениями в зависимости от категории иностранца);
- на заключение и расторжение брака как с российскими, так и с иностранными гражданами;
- быть членом общественных организаций;
- на социальную защиту, защиту от посягательств на жизнь и здоровье и др.
Иностранцы и апатриды пользуются в России правами и несут обязанности по налогам и иным обязательствам, возложенным на граждан РФ, лишь за некоторыми исключениями.
В число основных обязанностей иностранцев входит:
- постановка на миграционный учет по прибытии в Россию;
- уведомление миграционных органов о смене места пребывания или проживания;
- соблюдение Конституции, законов и подзаконных нормативных актов;
- уплата налогов в соответствии с законодательством и налоговым режимом, применяемым к лицу;
- обязательство не использовать права и обязанности в целях злоупотребления ими;
- бережное отношение к природе, окружающей среде и природным богатствам;
- бережное отношение к культурному и историческому наследию;
- обязанность выехать из РФ по окончании действия визы или срока временного пребывания и так далее.
В соответствии со , гражданство – это устойчивая политико-правовая связь, которую субъект (физическое лицо) приобретает по отношению к России как государственному образованию. Указанная связь проявляется во взаимоотношениях государства и человека, находящегося под его защитой. РФ, как и любое другое государство, обеспечивает своим гражданам реализацию гарантированных прав и свобод и предоставляет покровительство, когда они находятся за пределами страны, за что те берут на себя обязательства исполнять законы и другие писаные правила и предписания, продиктованные государством. Совокупность указанных прав и обязанностей отличает иностранца и субъект без подданства (или гражданства) от гражданина страны.
Подавляющее большинство людей становятся гражданами России при рождении от родителей-россиян или же от иностранцев, но на российской территории. Однако закон предусматривает и другие способы установления правовой связи с РФ, в частности, натурализацию, восстановление в гражданстве, оптацию и другие.
Основы правового статуса
В результате общей мировой глобализации во всех странах постоянно растет количество переселенцев. Российская Федерация здесь не исключение. Для регулирования различных ситуаций с участием эмигрантов определено их правовое положение.
Как отмечалось ранее, главным правовым положением является равное положение перед законом местного населения, апатридов и иностранных граждан. Точно такая же ситуация и с набором прав.
Апатридами считаются лица, у которых нет гражданства и одновременно с этим они не имеют подданства другой страны, подтвержденного официальными документами.
Апатриды, которые постоянно находятся на территории государства и имеют вид на жительство, не могут участвовать в выборах на местном уровне и быть избранными. Соответственно, на государственном уровне они лишены этой возможности.
Правовое положение иностранных граждан в РФ
Введение.
Иностранными гражданами в РФ признаются лица, не являющиеся гражданами России и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иностранного государства.
Лицом без гражданства в РФ признаются лица, не имеющие гражданства какого-либо государства. Безгражданство может быть абсолютным и относительным. Абсолютное безгражданство — безгражданство с момента рождения. Относительное безгражданство — безгражданство, наступившее в результате утраты гражданства. В законе о гражданстве России устанавливается, что ребенок лиц без гражданства, родившийся на территории
России, является гражданином России. Законодательство определяет, какие документы и факты могут служить доказательством наличия у лица гражданства того или иного государства. Согласно закону о гражданстве России от 29 ноября 1991 г., документом, подтверждающим гражданство, является, прежде всего, паспорт, а до его получения — свидетельство о рождении.
Доказательством может служить и иной документ, содержащий указание на гражданство лица. В случае отсутствия документов, подтверждающих гражданство, или сомнений в правильности их выдачи в России установлена административная процедура так называемого выяснения гражданства.
В соответствии с Конституцией РФ иностранным гражданам и лицам без гражданства в РФ гарантируются предусмотренные законом права и свободы.
Они пользуются теми же правами и свободами и несут те же обязанности, что и граждане РФ, если иное не вытекает из Конституции
РФ, и других актов российского законодательства. Иностранные граждане и лица без гражданства в РФ равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий и других обстоятельств. Использование иностранными гражданами и лицами без гражданства прав и свобод не должно наносить ущерб интересам российского общества и государства, правам и законным интересам граждан РФ и других лиц.
Находящиеся в РФ иностранные граждане и лица без гражданства обязаны уважать Конституцию РФ и соблюдать российские законы.
Иностранные граждане могут постоянно проживать в РФ, если они имеют на то разрешение и вид на жительство, выданные органами внутренних дел.
Иностранные граждане, находящиеся в России на ином законном основании, считаются временно пребывающими в РФ. Они обязаны в установленном порядке зарегистрировать свои заграничные паспорта или заменяющие их документы и выехать из РФ по истечении определенного им срока пребывания.
Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лица без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.
Глава 1. Понятие и виды правового режима иностранных граждан.
Правовые режимы пребывания иностранцев
Правовое положение иностранных граждан в РФ Читать далее: Ответственность иностранных граждан. Сокращение срока пребывания. Выдворение
1.2 Правовые режимы пребывания иностранцев
Независимо от степени устойчивости правовой связи иностранца с государством пребывания практика государств выработала несколько видов правовых режимов пребывания иностранцев в данной стране. По сути, эти правовые режимы представляют собой юридическое решение вопроса об объеме прав, которые представляются иностранцам. Это – следующие режимы: национальный, наибольшего благоприятствования, специальный.
Национальный режим соотносит правовой статус иностранцев со статусом граждан страны пребывания. С этой точки зрения правовой статус иностранцев в принципе приравнивается к правовому статусу собственных граждан, но за рядом исключений, предусмотренных национальным законодательством. Например, к таким исключениям относится отсутствие у иностранцев права на участие в управлении государственными делами. Не возлагаются на иностранцев такие обязанности, как, например, обязанность служить в вооруженных силах государства пребывания. Национальный режим не нарушает связи иностранца и с государством его гражданства – в отношении своего государства он несет обязанности при сохранении всех прав. При применении к иностранцам национального режима вовсе не обязательно действие принципа взаимности. Это означает, что права и свободы предоставляются иностранным гражданам независимо от того, имеют ли такие же права и свободы граждане данного государства в государстве, гражданином которого является иностранец. Тем не менее, на практике принцип взаимности может применяться, но не в целом – не в отношении всего комплекса прав и свобод, а применительно к отдельным правам. В таком случае принцип взаимности специально оговаривается в том или ином национальном законе. Например, он может быть оговорен в законе о товарных знаках. В нем может быть оговорена взаимность относительно регистрации товарных знаков на имя иностранца. Подробный же подход к принципу взаимности может содержаться в международных договорах: в них включаются нормы о национальном режиме иностранцев только применительно к предмету регулирования этого договора. Примером многостороннего договора такого рода является Соглашение государств – участников СНГ от 12 марта 1993 г. о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а так же лиц приравненных к ним. Примером двухстороннего соглашения является Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Украины о трудовой деятельности и социальной защите граждан России и Украины, работающих за пределами границ своих государств, от 14 января 1993 г.
В Российской Федерации национальный режим для иностранцев действует как общий принцип права. Он закреплен в ст.62 Конституции Российской Федерации 1993г.: «Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации»6. Таким образом, возможность дополнения, конкретизации данного принципа, как в законодательном порядке, так и при помощи международных договоров – не исключается.
Следующим вид правового режима иностранцев – режим наибольшего благоприятствования. Он означает, что граждане иностранного государства пользуются на территории данного государства таким же правовым режимом, какой предоставлен гражданам третьего государства. Данный вид режима так же представляет собой метод соотношения правового статуса физических и юридических лиц договаривающихся государств с правовым статусом таких же лиц третьего государства на их территории. Такой подход должен быть зафиксирован в международном договоре, по крайней мере, двумя заинтересованными государствами. Договор обычно предусматривает, что физическим и юридическим лицам одной стороны предоставляется на территории другой стороны такой же правовой режим, которым пользуются или будут пользоваться в дальнейшем на их территории физические и юридические лица любого третьего государства. Третьим государством может быть любое, следовательно, и такое государство, физическим и юридическим лицам которого предоставлены наиболее благоприятные условия. Режим наибольшего благоприятствования как бы уравнивает в правах иностранцев. Чаще всего он применяется при регулировании торговых связей. Режим наибольшего благоприятствования предоставляется на взаимных началах.
Наконец, специальный режим связан с предоставлением иностранцам определенных привилегий и преимуществ. Например, это может касаться граждан соседних государств в их отношениях друг с другом в сфере приграничной торговли, приграничного общения и т.п.
Глава 2. Принципы правового регулирования статуса иностранных граждан.
Объем прав и обязанностей иностранца определяется международными договорами и национальным законодательством государства. Определение этого объема – дело внутренней компетенции каждого государства. Однако государство должно исходить из международных стандартов, являющихся общепризнанными нормами международного права. В первую очередь эти стандарты закреплены в Международном пакте о гражданских и политических правах 1966г. и в Международном пакте об экономических, социальных и культур��ых правах 1966г. В обоих пактах множество статей, касающихся прав и свобод лиц, начинается со слов: «каждый человек…», т.е. любой человек, находящийся на территории данного государства, в том числе и иностранец, обладает указанными в пактах правами и свободами. Следовательно, международно-правовые стандарты в области прав человека имеют универсальное значение. Они явились конкретизацией принципа уважения прав и основных свобод человека, обязательного для всех государств. Каждое государство, опираясь на этот принцип и исходя из своего суверенитета, само устанавливает правила пребывания иностранцев на своей территории. В связи с этим государство распространяет на иностранцев, находящихся на его территории, свою юрисдикцию и требует, чтобы иностранцы выполняли установленные ими правила. Несоблюдение правил влечет ответственность, от которой освобождается достаточно узкий круг иностранцев. В то же время государство, на территории которого находится иностранец, должно защищать его права, особенно связанные с личностью иностранца и его имуществом.
Государство пребывания не должно препятствовать иностранцам в праве выезда со своей территории. Оно не должно ущемлять права отдельных групп иностранцев по признакам расы, вероисповедания, языка и религии и т.п., т.е. подвергать их дискриминации. Дискриминацией является лишение физического лица основных прав и свобод человека или целенаправленное и существенное ущемление этих прав, что является нарушением норм международного права. А это недопустимо. В то же время государство в определенных областях может предоставить иностранцам меньший объем прав, чем собственным гражданам. Такие ограничения возможны, но в рамках требований национального закона и соответствующих норм международного права. Например, международные пакты о правах человека не препятствуют государствам делать изъятия в отношении иностранцев в сфере избирательного права. Иностранец не может избирать и быть избранным в органы государственной власти, судебные органы; быть главой государства и т.п. Важнейшим принципом правового статуса иностранцев является необходимость юридических гарантий их прав и свобод. Это достигается правом иностранцев на обращение за защитой в суд, административные органы, применением санкций к нарушителям прав и свобод. Особенно важно право иностранцев на судебную защиту их личных и имущественных прав. Так, в Российской Федерации иностранцы могут обращаться за защитой своих прав не только в обычные суды, но и в Конституционный Суд Российской Федерации.
В силу национального режима иностранцы не могут требовать предоставления им тех прав, которые не предоставлены собственным гражданам государства.
Не пешком же через границу идти
Действия власти РФ показали, что к людям в России относятся максимально бережно и цивилизованно. Об этом адвокат, кандидат юридических наук, член-корреспондент Российской академии естественных наук Янис Юкша рассказал iReactor. Специалист прояснил, для чего нужен режим под названием «Контролируемое пребывание» и кому он поможет.
Ситуация складывается не просто так. Предлагаются действия, ведь сложились форс-можорные обстоятельства, и люди не могут выехать из страны по многим причинам, ведь иногда нет банального авиасообщения. Не пешком же границу переходить. Идя в рамках цивилизованного подхода, власть показывает по-настоящему человеческое лицо.
Хочу похвалить действия МВД, ведь ранее все исходили из сложившихся правил и никого не тревожило, как это выполнено. Закон есть закон. Сейчас можно констатировать, что власть находится в процессе поиска цивилизованных решений по тем или иным вопросам, и это вызывает позитивное отношение, — заметил Юкша.
Апатриды, или лица без гражданства, согласно » № 115-ФЗ от 25 июля 2002 года, представляют собой группу лиц, не являющихся россиянами и не имеющих паспорта и гражданства какой-либо другой страны. Несмотря на такое принципиальное отличие от иностранных граждан, в своем правовом положении апатриды приравнены к иностранцам. Никто не может сказать наверняка, какое количество людей без гражданства проживает в мире. По данным ООН, это около 12 млн человек. По официальным данным российских миграционных органов, апатридов около 14 тыс. человек, хотя неофициальные источники оценивают безгражданство в России десятикратно больше.
Существует несколько основных причин безгражданства: рождение от родителей апатридов при условии, что законодательство страны их пребывания это предусматривает; , если он возможен; распад страны и так далее.
Например, самую массовую группу апатридов в стране составляют граждане бывшего СССР, которые после распада Союза не приняли гражданство России по своим личным убеждениям.
Узнайте более подробно о правовом положении .
Пересечение апатридом российской границы
Стоит разобраться, может ли человек не иметь гражданства и при этом выезжать за границу и возвращаться обратно в Россию. Законодательством такая возможность предусмотрена. Общий порядок въезда/выезда апатридов из/в РФ оговорен в ст. 24 ФЗ от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О Порядке въезда в РФ и выезда из РФ».
Согласно указанной статье, порядок пересечения границы зависит от степени интеграции апатрида в российское общество:
- В общих случаях для пересечения границы ЛБГ потребуется удостоверяющий личность документ иностранного государства, а также российская виза.
- Если получен РВП, пересечение границы осуществляется на основании РВП и визы временно проживающего лица.
- Если оформлен ВНЖ, для пересечения границы достаточно только ВНЖ.
Предлагаем узнать больше о порядке пересечения границы РФ.
Политические права иностранцев в РФ.
Основным положением, определяющим правовой статус иностранцев на территории РФ, является принцип национального режима, закрепленный Конституцией РФ и Законом 1981 г. В соответствии с этими актами иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ.
Отличия в правах российских и иностранных граждан вытекают из самой природы гражданства, обозначающей устойчивую правовую связь человека с государством. Иностранный гражданин, подчиняясь на территории Российской Федерации законам нашей страны, продолжает сохранять правовую связь и с собственным государством, имеет определенные права и обязанности как его гражданин. Поэтому на него не возлагаются некоторые обязанности российских граждан (например, обязанность несения военной службы) и не предоставляются отдельные права, принадлежащие в силу их характера исключительно российским гражданам.
Традиционно выделяются три группы прав человека и гражданина: личные (гражданские), политические и социально-экономические. Если проанализировать главу II Конституции, то можно отчетливо проследить те положения, которые относятся к закреплению прав каждого человека, и определению прав только российских граждан. Иностранцы имеют те права, которые сформулированы в нормах Конституции, начинающихся словами: «Каждый имеет право…». Следовало бы предположить, что если соответствующая статья Конституции говорит о правах граждан, то эти права принадлежат лишь гражданам РФ. Однако, как будет показано ниже, это не всегда так.
Политические права и свободы связаны с участием в общественно-политической жизни, в управлении делами государства. Именно в этой сфере и предусматриваются наибольшие ограничения прав иностранцев по сравнению с местными гражданами. Политические права принадлежат, как правило, лишь гражданам данного государства. Конституция РФ 1993 г. относит к политическим правам и свободам свободу мысли и слова, право на объединение, право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, шествия и пикетирование, право участвовать в управлении делами государства, избирать и быть избранными, право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
В соответствии со ст.25 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г., только гражданину предоставляется право принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через посредство свободно выбранных представителей; голосовать и быть избранным на периодических выборах; допускаться на условиях равенства к государственной службе.1 Конституция Российской Федерации закрепляет аналогичные положения.
Часть 1 статьи 32 Конституции РФ предусматривает право граждан РФ участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Последующие части данной статьи конкретизируют это право (избирательные права, право на участие в референдуме, доступ к государственной службе, участие в отправлении правосудия). Право граждан на участие в управлении государственными и общественными делами может рассматриваться как основополагающий принцип взаимоотношений между демократическим государством и его гражданами. Непосредственное участие граждан в управлении делами государства осуществляется посредством их волеизъявления на выборах, референдумах, а также личного участия в работе органов законодательной, исполнительной или судебной власти. Другая форма участия граждан в управлении, в осуществлении народовластия — опосредованная — через своих представителей, избираемых в органы законодательной власти (Государственную Думу Федерального Собрания, законодательное собрание области и др.), исполнительной власти (глав администраций и др.), органы местного самоуправления. Перечисленными в статье 32 правами Конституция РФ наделяет только граждан РФ. Такое ограничение по кругу лиц вполне обоснованно, учитывая характер данного права, выражающего суверенитет народа и выступающего формой осуществления принадлежащей ему власти. Иностранные граждане и лица без гражданства этими правами не обладают. В то же время, действующее законодательство предусматривает исключение из этого правила.
В соответствии с ч. 2 ст. 32 Конституции РФ 1993 г. только гражданам РФ предоставляется право избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Однако п.8 ст, 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 19 сентября 1997 г. (с изм. и доп.)2 предусматривает, что в соответствии с международными договорами РФ и соответствующими им федеральными законами, законами субъектов РФ иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления на тех же условиях, что и граждане РФ. При этом закон не наделил иностранцев правом участвовать в местном референдуме.