Открытие ИП, налогообложение ИП

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Открытие ИП, налогообложение ИП». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Чтобы вести легальный бизнес на территории Казахстана, следует открыть ИП в банке — завести расчетный счет. От выбора банка во многом зависит качество получаемых услуг и ряд дополнительных возможностей. Поэтому для предпринимателей крайне важно предварительно изучить условия сотрудничества.

Как подготовиться к регистрации ИП в Казахстане

Прежде чем регистрировать ИП, следует подготовить следующую информацию:

  1. Адрес. Важно указать адрес, по которому в дальнейшем будет располагаться ИП, офис, магазин с кассовым аппаратом, бутик или любое местонахождение деятельности, по сути, фактический адрес. Это же касается и УГД, налоговой орган необходимо выбирать по местонахождению.
  2. Наименование (название ИП). Автоматически при регистрации стоит фамилия будущего владельца бизнеса, там же при необходимости можно изменить название.
  3. Вид деятельности (по ОКЭД). Перед процессом регистрации рекомендуется узнать свой ОКЭД, поскольку он должен совпадать с родом деятельности. В ситуации, если предполагаются очень обширные работы, нужно дополнить вторичным ОКЭДом. Совпадение ОКЭД с видом деятельности регламентировано законодательством, к тому же если его неправильно подобрать, то это в последующем повлияет на ряд факторов (статотчетность, льготы, пособия и пр.).
  4. Вид налогообложения. Крайне важный критерий, от него зависят обороты, налоги, системные отчеты и др.
  • По умолчанию будет наиболее распространенный упрощенный режим, но если планируется работа в области бухгалтерии или по агентским договорам, то «упрощенку» использовать нельзя.
  • Помимо этого, существует патент, при выборе его запрещено заниматься торговой деятельностью и иметь сотрудников.
  • Общеустановленный режим отличается более высокими ставками налогообложения и необходимостью ведения бухучета. У каждого режима существуют свои особенности, отсюда при регистрации ИП важно правильно подобрать вид налогообложения.

Режимы налогообложения: какой оптимальнее всего выбрать для ИП?

Как уже было сказано, крайне важно продуманно подойти к выбору режима налогообложения, по которому в дальнейшем будет работать ИП. Рассмотрим все 4 режима более детализировано.

Социальный налоговой режим на базе патента характеризуется:

  • налоговой ставкой 1% от дохода, лица, ведущие деятельность в области торговли — 2%;
  • использованием деятельности в формате ИП без привлечения наемного труда;
  • предельным ежегодным доходом 3528 МРП (в 2022 денежный эквивалент составляет 10806264 тенге).

Налоговый спецрежим на основе упрощенной декларации:

  • налоговая ставка 3% от дохода (где 1,5% составляют подоходный налог, а другие 1,5% — соцналог);
  • уплата обязательных взносов — 10% в обязательно порядке в пенсионный фонд и 3,5% на соцотчисления;
  • взносы в ОСМС — 5% от 1,4*МЗП (на 2022 год сумма составляет 3 тыс. тенге);
  • лимит на предельный полугодовой доход — 24038 МРП (73628394 тенге);
  • при превышении дохода в 30000 МРП потребуется получение свидетельства плательщика НДС (+12%);
  • максимальное количество сотрудников, включая самого предпринимателя, не должно превышать 30 человек.

Спецрежим с использованием фиксированного вычета:

  • налоговая ставка 10% от дохода;
  • максимально допустимый полугодовой доход — 144184 МРП (441635592 тенге);
  • лимит на найм сотрудников — 50 человек (включая владельца ИП).

При несоблюдении данных условий следует выбрать общеустановленный режим налогообложения, который отличается:

  • налоговой подоходной ставкой в 10%;
  • отсутствием ограничений по доходам на соответствующий налоговый период;
  • сдачей налоговой отчетности ежеквартально и по итогам года.

Каким ИП необходимо использовать ККМ и POS-терминал?

На основании Постановления Правительства РК, утвержден список отдельных видов деятельности и использования оборудования, предназначенного для приема платежей при помощи платежных карт или мгновенных платежей:

Вид деятельности

1

Оптовая и розничная торговля автомобилями и мотоциклами, их ремонт и техническое обслуживание

2

Оптовая и розничная торговля

3

Предоставление услуг гостиницами

4

Предоставление услуг ресторана, прочие виды организации питания и подача напитков

5

Продажа проездных документов (билетов), багажных и грузобагажных квитанций на воздушный и железнодорожный транспорт

6

Предоставление услуг по транспортной обработке грузов, складированию и хранению, вспомогательные услуги по транспортировке и услуги по перевозке грузов

7

Деятельность туроператоров и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма (кроме турагентов)

8

Деятельность в области страхования

9

Деятельность в области здравоохранения

10

Деятельность в области образования

11

Деятельность по распространению кинофильмов, видео- и телевизионных программ, показ кинофильмов

12

Деятельность фитнес-клубов, спортивных клубов, дискотек

13

Деятельность по организации азартных игр и заключения пари

14

Предоставление услуг по боулингу (кегельбану) и бильярду

Бухгалтерия и налогообложение

Для предпринимателей ИП существует несколько способов платить налоги и выполнять весь процесс налогообложения. Также индивидуальные предприятия не обязаны вести бухгалтерский учет, что снижает финансовые затраты предприятия.
Для ТОО вариантов подобных послаблений существует гораздо меньше, а пункт насчет бухгалтерского учета является обязательным. Однако, и у этого момента есть свои положительные аспекты. Постоянный бухгалтерский учет позволяет организации оплачивать налоги исходя из расчета чистой прибыли, когда как отсутствие постоянного учета становится причиной убытка доходных средств. Несмотря на то, что в законодательстве РК четко прописаны ставки для налогообложения каждого варианта, по факту, для тех компаний, что ведут бухгалтерский учет, эти ставки оказываются намного ниже.
Тем не менее в плане налогообложения ИП выигрывают хотя бы за счет подоходного налога, потому что его ставка для индивидуальных предпринимателей минимальная.

Читайте также:  Могут ли ГИБДД останавливать где угодно?

СНР по упрощенной декларации

Предприниматели, соответствующие определенным условиям, имеют возможность использовать СНР. Среднесписочное количество работников не должно превышать 30 человек. Установлены ограничения на доход предприятия за полугодие. Налоговую отчетность бизнесмен предоставляет раз в 6 месяцев.

Удобная 910 форма подходит для расчета обязательств и налогов. Ставка для СНР на упрощенной декларации составляет 3%. Исчисленная сумма может быть уменьшена в 1,5% за каждого работника, если среднемесячная зарплата ИП не превысила установленных лимитов.

В декларации 910.00 необходимо отобразить информацию о социальных отчислениях для работников, исчисленных суммах пенсионных взносов.

Этот СНР предназначается для предпринимателей, занимающихся торговлей, осуществляющих деятельность в сфере услуг, общественного питания.


Закон относит индивидуальных предпринимателей (далее – ИП), со среднегодовой численностью работников не более 100 человек и среднегодовым доходом не свыше 300 000 МРП (594 600 000 тенге для 2015 года) к субъектам малого предпринимательства, в числе которых с 2015 года Закон выделил отдельную категорию ИП, являющихся субъектами микропредпринимательства. со среднегодовой численностью работников ИП не более пятнадцати человек или среднегодовым доходом не свыше 30 000 МРП (59 460 000 тенге для 2015 года), относя их к субъектам микропредпринимательства.

При этом субъектами малого предпринимательства и микропредпринимательства не могут быть ИП, осуществляющие:

  • деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров;
  • производство и (или) оптовую реализацию подакцизной продукции;
  • деятельность по хранению зерна на хлебоприемных пунктах;
  • проведение лотереи;
  • деятельность в сфере игорного и шоу-бизнеса;
  • деятельность по добыче, переработке и реализации нефти, нефтепродуктов, газа, электрической и тепловой энергии;
  • деятельность, связанную с оборотом радиоактивных материалов;
  • банковскую деятельность (или отдельные виды банковских операций) и деятельность на страховом рынке (кроме деятельности страхового агента);
  • аудиторскую деятельность;
  • профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг;
  • деятельность кредитных бюро.

ИП — физическое или юридическое лицо?

При ответе на вопрос — ИП является физическим или юридическим лицом, нужно определиться со статусом ИП. Обратимся к законодательным нормам, и ранее мы рассматривали ст. 23 ГК РФ. В ней в п. 1 сказано, что человек может заниматься бизнесом без организации юрлица, но тогда ему нужно оформить статус ИП.

Когда важен статус ИП

Для чего знать ответ на вопрос, ИП — это юрлицо или физлицо? Зачем так сложно определять статус ИП, не лучше ли просто признать его физлицом?

Дело в том, что обычный гражданин, не имеющий статуса ИП, не несёт особой ответственности за правонарушения, касающиеся бизнеса. Когда же человек регистрируется в качестве ИП, он имеет некоторые обязанности, к примеру, сдавать отчётность, платить налоги или зарплату и т.д.

Именно по этой причине ответственность ИП гораздо серьёзнее, чем ответственность простого физлица. К примеру, такие различия можно увидеть, изучив некоторые штрафные санкции за то или иное нарушение:

Нарушение Ответственность
Обман покупателей (обсчёт, обвешивание и т.д.)
  • 3-5 тыс. руб. для граждан;
  • 10-30 тыс. руб. для должностных лиц;
  • 20-50 тыс. руб. для юрлиц

В этом случае под должностным лицом в том числе признаётся и ИП. Штраф для него существенно выше, чем для обычного физлица.

Продажа товаров ненадлежащего качества
  • 1-2 тыс. руб. для граждан;
  • 3-10 тыс. руб. для должностных лиц;
  • 10-20 тыс. руб. для ИП;
  • 20-30 тыс. руб. для юрлиц

Как проверить организацию по ОГРН на сайте налоговой

Узнать основной государственный регистрационный номер можно по ИНН или названию юридического лица, а найти и проверить данные — на сайте Федеральной налоговой службы.

Если при проверке ошибка всё-таки обнаружилась — например, неверно указан юридический адрес, — уточните у контрагента, как давно компания обновляла сведения о себе в ЕГРЮЛ. Если искомого ОГРН в реестре вообще нет, стоит насторожиться и как минимум запросить у контрагента документы, подтверждающие государственную регистрацию.

Таков же порядок проверки ИП по ОГРНИП, и точно так же можно проверить и свою компанию. В случае неточностей обратитесь в отделение налоговой, где проходила регистрация. Нужно подать заявление в свободной форме и указать, какие изменения внести.

Информация в разделе «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента» обновляется не реже раза в неделю.

Закон Республики Казахстан от 12 января 2007 года № 223-III «О национальных реестрах идентификационных номеров» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.07.2021 г.)

ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

О национальных реестрах идентификационных номеров

См. о внесении изменений в настоящий Закон:

Закон РК от 02.08.15 г. № 342-V (вводятся в действие с 1 января 2023 г.)

Настоящий Закон определяет цели, задачи, принципы и правовые основы создания и ведения национальных реестров идентификационных номеров на основе формирования для физического, юридического лица (филиала и представительства) идентификационного номера.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

1. В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

Читайте также:  Замена прав при смене фамилии: порядок действий и необходимые документы

Подпункт 1 изложен в редакции Закона РК от 25.11.19 г. № 272-VI ( см. стар. ред. )

Статья дополнена подпунктом 1-1 в соответствии с Законом РК от 25.11.19 г. № 272-VI

Подпункт 2 изложен в редакции Закона РК от 24.12.12 г. № 60-V ( см. стар. ред. )

Подпункт 10 изложен в редакции Закона РК от 02.04.19 г. № 241-VI (введено в действие с 1 июля 2019 г.) ( см. стар. ред. )

2. Специальные понятия законодательства Республики Казахстан о национальных реестрах идентификационных номеров, не указанные в настоящей статье, используются в значениях, определяемых в соответствующих статьях настоящего Закона.

3. Официальным сокращением при указании идентификационных номеров на документах признается:

Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о национальных реестрах идентификационных номеров

1. Законодательство Республики Казахстан о национальных реестрах идентификационных номеров основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

В статью 3 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 19.03.10 г. № 258-IV ( см. стар. ред. )

Статья 3. Цель и задачи создания, ведения национальных реестров идентификационных номеров и формирования идентификационного номера

1. Целью создания и ведения национальных реестров идентификационных номеров является переход к единой системе регистрации сведений, относящихся к определенному лицу, на основе введения в Республике Казахстан идентификационного номера.

2. Задачами создания и ведения национальных реестров идентификационных номеров являются:

1) актуализация информационных баз данных государственных органов и исключение дублирования информации;

В подпункт 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 24.11.15 г. № 419-V ( см. стар. ред. )

2) совершенствование механизма управления и использования электронных информационных ресурсов;

3) совершенствование взаимоотношений физических и юридических лиц с государственными органами посредством ускорения и упрощения процедур при их обращениях.

3. Формирование идентификационного номера для физического или юридического лица (филиала и представительства) осуществляется для сохранения сведений, относящихся к определенному физическому или юридическому лицу (филиалу и представительству) в национальных реестрах идентификационных номеров и информационных системах государственных органов и иных государственных учреждений.

4. Идентификационный номер применяется при:

1) регистрации актов гражданского состояния;

2) выдаче документов, удостоверяющих личность;

3) государственной регистрации объектов недвижимого, движимого имущества, а также иных объектов, приравненных к недвижимым вещам;

Подпункт 4 изложен в редакции Закона РК от 26.12.12 г. № 61-V ( см. стар. ред. ); Закона РК от 16.11.15 г. № 406-V (введены в действие с 1 июля 2017 г.) ( см. стар. ред. ); Закона РК от 05.01.21 г. № 407-VI ( см. стар. ред. )

4) осуществлении платежей и переводов денег, в том числе при перечислении обязательных пенсионных взносов и социальных отчислений, отчислений и (или) взносов на обязательное социальное медицинское страхование, а также исполнении налоговых обязательств, за исключением осуществления платежей и переводов денег иностранцами и лицами без гражданства;

Подпункт 5 изложен в редакции Закона РК от 26.12.12 г. № 61-V ( см. стар. ред. ); Закона РК от 05.12.13 г. № 152-V (введены в действие с 1 января 2014 г.) ( см. стар. ред. ); Закона РК от 02.01.21 г. № 399-VI (введено в действие с 16 декабря 2020 г.) ( см. стар. ред. )

5) открытии и ведении банковских счетов в банках, филиалах банков-нерезидентов и организациях, осуществляющих отдельные виды банковских операций, за исключением корреспондентских счетов иностранных банков-корреспондентов и сберегательных счетов юридических лиц-нерезидентов, иностранцев и лиц без гражданства;

6) выдаче документов разрешительного характера;

7) выдаче документов регистрационного характера;

8) выдаче военного билета, удостоверения личности офицера;

9) ведении статистических регистров;

10) осуществлении внешнеэкономической деятельности;

11) регистрации избирателей на выборах и участии в республиканских референдумах;

12) ведении информационных систем центральных государственных органов и иных государственных учреждений;

13) государственной регистрации (перерегистрации) юридических лиц или учетной регистрации (перерегистрации) филиалов и представительств;

14) государственной регистрации (перерегистрации) индивидуальных предпринимателей;

15) других случаях, установленных законодательными актами Республики Казахстан.

Статья 4. Принципы создания и ведения национальных реестров идентификационных номеров и формирования идентификационного номера

Создание и ведение национальных реестров идентификационных номеров, формирование идентификационного номера осуществляются в соответствии с принципами законности, единства, обязательности, уважения и защиты прав и свобод граждан, конфиденциальности, обеспечения целостности и сохранности электронных информационных ресурсов.

Статья 5. Компетенция Правительства Республики Казахстан

Правительство Республики Казахстан:

1) устанавливает порядок формирования идентификационного номера;

2) устанавливает порядок создания, ведения и использования национальных реестров идентификационных номеров;

3) определяет требования к интегральной микросхеме, используемой при изготовлении документов, удостоверяющих личность;

Статья дополнена подпунктом 4 в соответствии с Законом РК от 05.07.11 г. № 452-IV (введены в действие по истечении трех месяцев после его первого официального опубликования )

Статья 6. Компетенция уполномоченного органа

1) разрабатывает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по созданию, ведению и использованию национальных реестров идентификационных номеров;

2) осуществляет ведение национальных реестров идентификационных номеров;

Подпункт 3 изложен в редакции Закона РК от 29.09.14 г. № 239-V ( см. стар. ред. ); внесены изменения в соответствии с Законом РК от 25.11.19 г. № 272-VI ( см. стар. ред. )

3) централизованно осуществляет формирование идентификационного номера и предоставляет информацию регистрирующим и другим государственным органам и иным государственным учреждениям;

4) осуществляет организацию изготовления документов с идентификационным номером;

Читайте также:  Приватизация жилья в Санкт-Петербурге в 2022 году

5) устанавливает порядок ведения классификаторов и справочников идентификационных данных, их структуру, состав и формат;

Статья дополнена подпунктом 6 в соответствии с Законом РК от 05.07.11 г. № 452-IV (введены в действие по истечении трех месяцев после его первого официального опубликования )

6) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.

Статья 7. Ведение национальных реестров идентификационных номеров

1. Ведение национальных реестров идентификационных номеров обеспечивается соответствующими информационными системами.

Кто может считаться юридическим лицом?

ГК Республики Казахстан выделяет 2 типа юридических лиц: это могут быть коммерческие или некоммерческие ЮЛ, имеющие изначально разные цели.

Для первых целью создания ЮЛ считается, прежде всего, получение прибыли от своей деятельности.

Вторые создаются с целью достижения духовных, гуманитарных, управленческих, политических и любых других социальных целей. Ими может быть получена прибыль, но только при осуществлении иной сопутствующей деятельности.

На практике разделять эти два вида бывает затруднительно, поэтому выделяют ещё один критерий — распределение получаемого дохода между всеми участниками юридического лица. Таким образом, в случаях если юридическое лицо может выплачивать своим участникам дивиденды, то оно признается по законодательству коммерческим.

В ином случае весь получаемый фирмой доход должен быть направлен на достижение тех целей, для которых создавалось ЮЛ, и оно признается некоммерческим.

Можно ли считать ИП юридическим лицом?

ИП или индивидуальный предприниматель — это лицо (человек), которое занимается коммерческой или предпринимательской деятельностью, имеет права и отвечает по обязательствам сам.

В Республике Казахстан под индивидуальным предпринимательством подразумевается самостоятельная деятельность, направленная на получение дохода. Основывается на собственности физического лица, которое несет все риски и имеет полную ответственность своим имуществом.

Согласно этому, ИП являются, прежде всего, физическими лицами.

К ЮЛ, прежде всего, относятся предприятия, созданные в форме хозяйственных товариществ с разной формой ответственности, государственных предприятий, акционерных обществ или др. При этом индивидуальный предприниматель так же, как и ЮЛ регистрируется государственными органами и может получать прибыль.

Важно отличать физическое лицо как гражданина своей страны и как ИП. Если речь идет о личной жизни, то к индивидуальному предпринимателю применяются соответствующие нормы закона. Если же речь о предпринимательской деятельности, то действует уже другое законодательство.

Следует также отличать деятельность ФЛ, которая приносит ему доход (например, продажа своих личных вещей другому человеку) от осуществляемой им коммерческой деятельности.

Что выгоднее зарегистрировать для бизнеса – ИП или юрлицо

Мы уже выяснили ответ на вопрос: Предприниматель – это физическое или юридическое лицо? Ответ не может однозначным, но по своим признакам ИП скорее является физлицом. Какой статус наиболее выгоден для открытия бизнеса? Чтобы сделать правильный выбор, необходимо взвесить множество факторов. Прежде всего, уточните перечень ОКВЭД, которые вы планируете осуществлять. Далее продумайте, готовы ли делить полномочия с другими учредителями и приемлемо ли для вас требование о полной имущественной ответственности по обязательствам (стат. 24 ГК).

Не забудьте и про необходимость уплаты НДФЛ с дивидендов при открытии предприятия, а также про обязанность по регистрации расчетного счета. Ясная картина сложилась? Если нет, составьте таблицу с перечнем недостатков ИП и юрлица, после чего по пунктам оцените каждый признак. В заключение хочется отметить, что только ИП разрешено работать на патенте, то есть ПСН. При некоторых видах деятельности этот налоговый режим помогает существенно сэкономить на уплате фискальных платежей без составления какой-либо отчетности.

В чем же заключаются плюсы и минусы индивидуального предпринимательства? Прежде всего к отрицательным сторонам стоит отнести штрафы. Довольно часто они случаются по причине ошибок ведения и официального оформления документации предпринимательской деятельности. За такие нарушения штрафы могут быть весьма солидными. Однако если сравнивать физических и юридических лиц, то для вторых они на порядок выше.

А что же можно сказать о наличии печати? Предприниматели, как и любые физические лица, не обязаны иметь печать, чего нельзя сказать об организациях. По российскому законодательству, для удостоверения документов предпринимателю достаточно поставить лишь подпись. Однако стоит отметить, что на практике многие партнеры индивидуальных предпринимателей очень серьезно относятся к данной форме регистрации документов. Большинство ИП со временем делают себе печать.

Сравниваем ИП и юрлицо

Категория ИП Юрлицо
Налоги платит платит
Сотрудники имеет право имеет право
Расчётный счёт имеет право / необязано обязано
Печать имеет право / необязано обязано
Штрафы как и у любого человека значительно выше
Ответственность за нарушение несёт ответственность своим имуществом несёт ответственность имуществом в рамках уставного капитала
Регистрация Нужен паспорт, квитанция, заявление Требуется большой пакет учредительных документов
Адрес регистрация бизнеса по месту жительства регистрация бизнеса по отдельному адресу
Виды бизнеса много ограничений доступны почти все виды
Распоряжение доходами Распоряжается деньгами сам Требуется указывать цель снятия наличных с расчётного счёта

Как можно увидеть из краткой таблицы, отличия ИП от юрлица существенны. Особенно по ответственности. Индивидуальный предприниматель несёт ответственность целиком сам. И в случае, если он задолжает по суду деньги, а их не будет, расплачиваться придётся всем чем есть в собственности. Ведь это всё ещё физическое лицо, просто с правом вести коммерческую деятельность.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *