Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как рассчитать ущерб при ДТП?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
На сегодняшний день большинство страховщиков выплачивают компенсацию, далекую от реальной. Они производят выплату, опираясь на положение об учете износа комплектующих деталей автомобиля, выплачивают небольшую часть компенсационной выплаты пострадавшему.
Правила определения учета износа
Полис ОСАГО поможет потерпевшему получить денежную компенсацию после ДТП. Или не поможет – такое тоже бывает, что очень возмущает владельцев транспортных средств. Но больше всего их возмущает, что компенсация не покрывает расходов, требующихся на восстановление машины.
Проблема в том, что страховщик рассчитывает сумму компенсации по утвержденным Правилам ОСАГО за № 263-2003 года, где четко указано: при начислении компенсации необходимо в расчет включить амортизацию деталей.
Проще говоря, чем старше машина, тем меньше денег выплатит страховая компания. Именно этот пункт не дает водителям, пострадавшим в аварии произвести восстановление поврежденных машин на средства, полученные по ОСАГО.
Например, во время ДТП на пятилетнем автомобиле разбили бампер. Оплачивать новые детали страховая компания откажется, потому что старый бампер за годы амортизации стал дешевле, значит, такой придется искать на замену. А где его взять? Вот и получается, что пострадавший доплачивает из своего кармана.
Учет износа зависит от срока эксплуатации автомобиля, его марки, пробега, технического состояния, изношенности комплектующих деталей, предназначенных к восстановлению. Остановимся более подробно на деталях по расчету износа.
Что изменилось с принятием новой методики
Главное изменение — теперь справочники с ценами на ремонтные работы, запчасти и материалы индивидуальны для всех 85 российских субъектов. Раньше вариантов этого справочника было всего 13, их создавали для каждого экономического региона страны. Соответственно, цены на запчасти и ремонтные работы были одинаковыми как для Москвы, так и для Рязанской или Смоленской областей, которые находятся в одном Центральном федеральном округе. Замена одной и той же детали стоит дешевле в Рязани, нежели в Москве, хотя сама запчасть в Рязани может обойтись дороже из-за логистики и меньшего спроса.
Единая методика обязательна для применения экспертами страховщика при расследовании последствий ДТП. Это собрание требований к порядку проведения экспертиз и методикам расчета. Там же установлены типовые коэффициенты пробега и износа. Утвержден документ в 2014 г. Несмотря на то, что в названии методики используется заглавие одного документа, она связывает три:
- «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства» N 432-П.
- «О правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства» N 433-П.
- Электронная база стоимости запчастей.
Всего в документе 7 глав и 10 приложений-справочников. В главах подробно изложен порядок экспертиз после ДТП, процесс установки характера дефектов, описаны алгоритмы расчетов стоимости ремонта. В справочниках изложены:
- № 1 — требования к проведению фотосъемки;
- № 2–3 — перечень типовых повреждений и рекомендации производителей по ремонту кузова (иномарки);
- № 4 — цены на запасные части по регионам. Всего определено 13 зон, в каждой из которых действуют свои цены. Например, запчасти в Санкт-Петербурге и Москве значительно дороже, чем в среднем по России;
- № 5–6 — коэффициенты износа, дополнительные сведения;
- № 7 — детали, для которых износ не предусмотрен (показатель износа — 0);
- № 8 — данные по среднегодовому пробегу машины по регионам;
- № 9 — коэффициенты эксплуатации;
- № 10 — коэффициенты механических повреждений.
Эта методика применяется только для физлиц при страховании автогражданки. Результат каждой экспертизы должен быть оформлен в виде акта.
В настоящее время методика используется для того, чтобы рассчитать ущерб после ДТП, если экспертам СК необходимо выехать на место аварии при наступлении страхового случая. Методики ЕМРУ должны использовать эксперты при проведении независимой оценки повреждения автомобиля. Лицензированные частные специалисты или государственные эксперты во время судебного разбирательства также придерживаются утвержденных правил.
Какие факторы могут влиять на сумму ущерба
Экспертный акт осмотра ТС после ДТП — основной документ, по которому рассчитывают сумму ущерба. По мере обнаружения скрытых повреждений или проведения дополнительных экспертиз сведения в него могут добавляться. Информация для расчета затрат на ремонт берется из этого акта.
Важные критерии для оценки состояния автомобиля:
- марка ТС;
- год его производства и постановки на учет;
- оснащение авто в момент покупки;
- город регистрации авто и где произошло ДТП;
- в каком состоянии был автомобиль до аварии;
- в каком состоянии запчасти, требующие замены.
Страховая компания для расчета стоимости ремонта использует средние показатели стоимости:
- ремонтных работ;
- материалов для произведения работ;
- запчастей для замены.
Последний показатель берут из Единого электронного справочника цен на автозапчасти, составленного РСА. Он размещен в интернете, в открытом доступе. Справочник периодически корректируют. По сути, это простой калькулятор. Чтобы рассчитать цену, нужно указать дату ДТП, марку авто, номер экономической зоны и номер запчасти.
Показатели, которые уменьшают размер компенсации:
- износ поврежденных запчастей (выражается в процентном коэффициенте);
- год выпуска ТС, время эксплуатации;
- пройденный путь в километрах.
Если ремонт невозможен или его стоимость будет больше, чем стоимость новой машины, СК обязана выплатить компенсацию в сумме, достаточной для покупки нового авто. Здесь тоже применяется методика расчета. Из предположительной стоимости новой машины вычитают цену целых запчастей. Предполагается, что владелец сможет их реализовать. Коэффициенты для расчета их стоимости тоже определены ЕМРУ.
Транспортное средство не подлежит ремонту
Страховые компании признают под полной гибелью машины две ситуации:
- машина настолько разбита, что отремонтировать её не получится;
- автомобиль отремонтировать можно, но стоимость ремонта превысит стоимость самой машины на дату аварии или будет равна ей.
Если машина после ДТП не подлежит восстановлению, страховщик выплатит её стоимость на момент аварии, но в пределах лимитов, установленных 40-ФЗ. Есть ряд особенностей при таком страховом случае:
- Страховщик имеет право оставить поврежденное транспортное средство у себя. Однако он может сделать это только после выплаты компенсации.
- Потерпевший может оставить себе годные детали автомобиля (например, для продажи), но тогда их стоимость будет вычтена из размера страховой выплаты.
Полная гибель транспортного средства может быть установлена только экспертом после осмотра. В ходе экспертизы специалист отмечает все повреждения и оценивает стоимость ремонта, эти сведения обязательно отражаются в заключении эксперта. На следующем этапе изучается рынок автомобилей и определяется стоимость машины. Полученные цифры сопоставляются и выносится заключение.
Расширение тарифного коридора по ОСАГО
В РСА уверены, что расширение тарифного коридора цен полиса ОСАГО нужно, так как стоимость страховой корзины автокомпонентов за последние полгода растет уже второй раз. Последние отчеты по ценам датированы 15 июня и 19 сентября 2021 года.
«За три месяца стоимость корзины выросла на 10%, поэтому увеличение коридора уже требуется. Если говорить о проблемных водителях, сейчас максимальная стоимость полиса для них недостаточна, с них нужно брать больше, а тариф ограничен. Поэтому приходится брать со всех остальных. Насколько расширить коридор тарифа по ОСАГО будет считать и решать Банк России», — пояснил исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев.
Новые справочники по стоимости запчастей начали действовать только 20 сентября. В РСА подтвердили, что через какое-то время после соблюдения всех коллегиальных обсуждений самостоятельно выйдут с предложением расширения тарифа по ОСАГО.
О том, что расширение тарифного коридора уже требуется открыто заявили и в компании «Росгосстрах». По их оценкам, действующих границ не хватает для назначения достаточной цены в 30% случаев. А для более справедливой тарификации требуется как минимум двукратное расширение коридора.
Порядок получения УТС
Если обстоятельства ДТП и характеристики авто соответствуют условиям, допускающим автовладельцу возможность претендовать на возмещение утраченной стоимости машины по ОСАГО, алгоритм действий по получению компенсации следующий:
- обратиться к страховщику, сообщив о факте происшествия и заявив о необходимости возмещения по страховке;
- написать необходимое заявление и предоставить документацию, предусмотренную для рассмотрения страхового случая;
- предъявить автомобиль к экспертизе;
- после оценки состояния машины, выполнить ремонт в СТО, предложенном страховой компанией;
- обратиться к независимым экспертам для оценки стоимости ремонта с учетом оплаты услуг специалистов и приобретения замененных деталей, цены машины после восстановления и сравнения с авто аналогичных характеристик, не побывавших в ДТП;
- когда получены результаты независимой экспертизы со сравнительным анализом, необходимо подать заявление страховщику о возмещении УТС автомобиля;
- в случае отказа страховой компанией или не предоставления отрицательного ответа в письменном виде в течение пяти рабочих дней, автовладельцу необходимо подавать исковое заявление в судебную инстанцию.
Бумага составляется в двух экземплярах, один из которых, с отметкой о получении (даты и входящего номера регистрации корреспонденции в СК), остается у автолюбителя.
Кроме перечисленного, в 2022 году владелец машины должен предварительно провести необходимые досудебные действия, без выполнения которых рассмотрение дела в судебной инстанции не увенчается успехом. Для этого страховщику направляется досудебная претензия с изложением предъявленных требований и уведомлением о намерении обратиться в суд.
Методика Министерства юстиции
Метод Министерства юстиции применяется судебными экспертами. Расчет производится по следующей формуле:
УТС = цена авто до аварии х сумма коэффициентов для каждого элемента, требующего восстановления : 100
Коэффициент определяется экспертами. Процесс осуществляется по следующим правилам:
- если необходимо заменить сваренные между собой элементы, значение показателя будет снижено на 20%;
- если присутствует необходимость покрыть автомобиль лаком или краской, это снизит стоимость;
- цена ремонта съемных деталей вместе с УТС не может быть больше, чем приобретение и процесс замены;
- если обнаружено, что до аварии было осуществлено сравнение кузовного перекоса, значение коэффициента будет вдвое ниже.
Когда учитывается износ?
Закон о применении коэффициентов с учетом износа в единой методике определения суммы выплаты на ремонтные работы был принят еще в сентябре 2014 года. Изменения, появившиеся в законе № 40-ФЗ в апреле 2017 г., отменяют установку бывших в употреблении деталей.
По новым правилам положено заменять поломанные б/у детали во время ремонтирования авто по направлению от СК. Теперь жертвы столкновений вправе требовать починку своих машин с установкой новых и оригинальных запчастей, узлов и агрегатов. К новым автомобилям до 2 лет использования также применяется начисление компенсации по ОСАГО без учета износа.
В противоположность этому факту имеют место денежные выплаты от страховых организаций вместо ремонта. Приведем причины, по которым перечисляется возмещение на р/с невиновного участника ДТП:
- Полная гибель ТС (годные остатки составляют 20%).
- Ущерб превысил установленный лимит ответственности в 400 тыс. рублей.
- Невиновный страхователь погиб, а родственники не заинтересованы в починке транспорта.
- Нет возможности отремонтировать машин либо отсутствует дилерский автосервис (по необходимости).
- Центробанк не дает страховщику право на восстановление автотранспорта.
- Заключена договоренность автострахователя с СК.
Вышеназванные обстоятельства позволяют компенсировать убытки с учетом амортизации авто.
Максимальное изнашивание
Страховщики стараются минимизировать оплату страхового возмещения насколько это возможно. Однако государство определило, что более чем на 50% повышать амортизационные показатели нельзя. Даже если коэффициент износа составляет 70 или 80 процентов, менеджер по урегулированию убытков повышает уровень до 50%.
Полученный общий процент со значением 25 и т. д. так и будет применяться к общей стоимости автомобиля для определения степени его изношенности. Например, поврежденный бампер стоимостью 15 тыс. рублей за минусом 25% окупится только в 11 250 р. Эта сумма покрытия урона учитывает изношенность бампера.
Внимание! Оценка экспертизы считается совместно с поломками или отремонтированными деталями машины, полученными до наступления аварии. То есть, ранее полученные повреждения плюсуются к настоящему ущербу в пределах 25–45%.
Изменения в ОСАГО с 2022 года
Предполагаются изменения, которые касаются максимальной выплаты потерпевшему, жизни и здоровью которого причинен вред. С 500 тысяч рублей сумма выплаты увеличивается до двух миллионов рублей. При расчете стоимости восстановительного ремонта предполагается не учитывать общий износ автомобиля, его узлов и агрегатов. Это означает, что страховая компания должна починить машину с использованием только новых запасных частей – оригинальных или аналогов. У владельца разбитой машины сохраняется право взыскать недостающую сумму на ремонт в судебном порядке.
Страховые компании склонны завышать процент износа автомобиля, чтобы выплатить меньше за ремонт. Поправки в ФЗ об ОСАГО позволят застрахованному владельцу автомобиля отремонтировать автомобиль или получить выплату без учета износа. Одновременно страховая организация может получить право регрессного требования к виновнику ДТП при переплате за ремонт. Такая же возможность предусматривается и для потерпевшего ДТП, если суммы на восстановительный ремонт не хватило.
Износ по ОСАГО – одно из оснований для обращения в страховую компанию с претензионными или исковыми требованиями. Поправки в закон об ОСАГО повлекут существование удорожание полиса на 20-40%.
Часто страховые компании занижают выплаты, учитывая износ, который рассчитывают по своим правилам. Если заявитель не согласен с суммой возмещения, то ему следует провести независимую экспертизу и установить стоимость ущерба без учета износа. Далее:
- Заявитель составляет на имя страховой претензию о необходимости возместить ущерб в досудебном порядке.
- Подается обращение финансовому омбудсмену, который решает спор в административном порядке. Решение должностного лица обязательно для исполнения сторонами.
- Если результат промежуточного решения спора неудовлетворителен, то необходимо обращаться с исковым заявлением.
Ремонт автомобиля без учета износа должен проводиться с использованием новых запчастей. Также требования можно предъявить в течение гарантийного срока на восстановительные работы. Ответчиком в суде выступает страховая компания. При разбирательстве необходимо учитывать год начала эксплуатации машины, ее марку, модель, год выпуска, состояние ТС, предшествующее дорожно-транспортному происшествию. В судебном разбирательстве и на этапе подготовки дела, при проведении переговоров со страховой компанией желательна юридическая помощь.
Перечень деталей, не предусматривающих износа
Законодательно утвержден перечень элементов, не предполагающих расчет износа. Это конструктивные части, влияющие на безопасность автомобиля и людей. Расчет выплаты по ОСАГО производится без учета износа в обязательном порядке для следующих деталей:
- подушек безопасности;
- ремней безопасности, включая составные элементы их крепления;
- детских креплений;
- элементов системы тормозов – дисков, шкивов, накладок, деталей пневматической и гидравлической систем;
- составляющих рулевого управления – наконечника, тяги, рычагов, трубопроводов и пр.;
- сцепных устройств;
- системы сцепления.
Для остальных комплектующих при определении суммы денежной выплаты определение процента изношенности – обязательное условие.
Как проверить стоимость деталей, запчастей, материалов и работ
После того, как был рассчитан процент износа поврежденных частей авто, нужно вычислить их стоимость. Простой способ надежный – использовать онлайн-калькулятор на сайте РСА (Российский Союз Автостраховщиков). На этом сайте есть информация о ценах на материалы, запчасти, детали и ремонтные работы – цены указаны средние по выбранному региону. Узнав среднюю стоимость, можно проверить страховщиков и их честность при расчете суммы компенсации на ремонт вашего авто, пострадавшего в ДТП.
Произошедшая авария, расчет износа по ОСАГО, а также выплата страховой компенсации – неприятные процедуры. Поэтому необходимо знать все основные законы, а также правила страхования по ОСАГО. В таком случае вы можете быть уверены в своей правоте при ДТП и расчетах, получите свою компенсацию в полном объеме.
Если же вы получили слишком отличные от страховщиков результаты расчетов, обращайтесь к нам, мы поможем разобраться в правильности итогов. А также поможем заказать независимую техническую экспертизу ТС.
Сводная таблица выплат при нанесении вреда здоровью
Помимо прямого ущерба транспортному средству, полис обязательного страхования автомобилей предусматривает выплаты по ущербу здоровью водителю и пассажирам.
Ниже приведена сводная таблица выплат, на которые могут рассчитывать лица, здоровье которых пострадало в ДТП.
Вид травмы | Выплата по ОСАГО пассажирам легкового транспорта | Выплата по ОСАГО пассажирам коммерческого транспорта |
Получение инвалидности | от 250 до 500 тысяч рублей | от 1 до 2 миллионов рублей |
Повреждения черепа | от 25 до 375 тысяч рублей | от 60000 до 1,4 миллиона рублей |
Повреждения органов зрения | от 25 до 75 тысяч рублей | от 100 до 300 тысяч рублей |
Повреждения органов слуха | от 15 до 25 тысяч рублей | от 60 до 200 тысяч рублей |
Повреждения органов дыхания | от 25 до 300 тысяч рублей | от 40 до 1200 тысяч рублей |
Повреждения сердечнососудистой системы | от 25 до 150 тысяч рублей | от 100 до 600 тысяч рублей |
Повреждения органов пищеварения | от 15 до 250 тысяч рублей | от 60 до 1000 тысяч рублей |
Повреждения мочевыделительной и половой системы | от 25 до 250 тысяч рублей | от 100 до 1000 тысяч рублей |
Повреждения мягких тканей | от 25 до 200 тысяч рублей | от 100 до 1000 тысяч рублей |
Повреждения опорно-двигательного аппарата | от 10 до 300 тысяч рублей | от 20 до 1200 тысяч рублей |
Осложнения в результате травм | от 25 до 150 тысяч рублей | от 100 до 600 тысяч рублей |
Кровотечения | от 25 до 50 тысяч рублей | от 100 до 200 тысяч рублей |
Справочники Российской Страховой Ассоциации включают в себя более 80 миллионов позиций. Для каждой из этих позиций определены стоимости согласно 12-ти экономических регионов.
В справочники внесены только автомобили не старше 2002-го года. Для всех остальных машин стоимость рассчитывается как среднее по рынку конкретного региона.
Для выполнения точного расчета, страхователь должен будет внести следующие данные:
- Кто является инициатором запроса? Юридическое или физическое лицо.
- Тип страховки автора запроса.
- Возраст водителя, а также его общий стаж за рулем.
- Мощность двигателя транспортного средства.
- Срок эксплуатации транспортного средства.
- Срок действия страхового полиса.
После этого формируется базовый запрос, и пользователь направляется на определения стоимости конкретной запчасти в конкретном регионе. Далее, сервис в автоматическом режиме оценивает стоимость ремонта в 3 шага:
- Согласно введенному каталожному номеру запчасти, система производит поиск по справочнику с фильтром по региону, проводит анализ цен у разных поставщиков и выводит среднюю стоимость.
- Система анализирует автомобильные сервисы в географическом районе держателя страховки и согласно имеющихся данных выводит среднюю стоимость нормочаса.
- На основе собранных данных и базовым показателям необходимого времени для выполнения ремонта определяет рекомендуемый размер компенсации.