Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Вопросы и задания для самоконтроля». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Столица, в силу экономического и социального статуса, является одним из самых привлекательных городов для беженцев. Однако из-за массовости обращений далеко не все заявители получают желаемый статус, в связи с чем возникают правовые проблемы реализации статуса беженца в Москве.
Как долго действует административно правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев
Важно! Несмотря на то, что процедура присвоения статуса беженца и вынужденного переселенца мало чем отличается, срок действия статуса для обоих категорий лиц различен.
Статус вынужденного переселенца или беженца не присваивается пожизненно — он имеет ограниченный срок действия:
- Статус беженца является действительным на протяжении всего периода проживания человека на территории России, если тот не нарушает законов, и если не имеется причин для лишения его этого статуса. Беженец сдает национальное удостоверение личности, а удостоверение беженца становится его «паспортом» в России, пока он сам не решит покинуть территорию страны.
- Статус вынужденного переселенца действителен 5 лет. Однако, если у гражданина имеются веские основания для продления статуса, его можно продлевать каждый год.
Административно правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев
Важно! Вынужденные переселенцы имеют законное право на оформление целевого займа на покупку жилого помещения или строительство индивидуального дома – ссуда предоставляется на долгосрочной основе и без взимания процентов.
Под административно-правовым положением понимается система прав и обязанностей, гарантий и свобод, которыми наделяет беженцев и вынужденных переселенцев Правительство РФ, причем переселенцы пользуются более широким перечнем прав благодаря наличию гражданства РФ.
Если гражданин подаст ходатайство о присвоении ему статуса переселенца, и оно будет зарегистрировано и принято к рассмотрению по существу экспертами ГУВМ МВД, согласно российскому законодательству человек получит следующие права, положенные ему в связи со статусом вынужденного переселенца:
- право на бесплатное получение медицинской помощи и медикаментов в поликлиниках и социальных аптечных пунктах;
- право на размещение в центре временного проживания, бесплатное пользование услугами жилищно-коммунального хозяйства, получение питания;
- право на возмещение затрат на проезд от отделения ГУВМ МВД до центра временного размещения (если переселенец является малообеспеченным – в противном случае, власти только оказывают содействие в перевозке багажа и обеспечении возможности проезда);
- право на единовременную материальную поддержку (не менее 100 рублей).
Как международные органы решают проблему беженцев?
Для того чтобы следить за соблюдением прав и свобод беженцев, Организация Объединенных Наций создала свою систему правозащитных механизмов, а также дала точное юридическое определение, кто такие беженцы и как их защитить. Те государства, которые ратифицировали Конвенцию 1951 г., должны соблюдать все нормы международных договоров. Ориентируясь на законы и международные договоры, постоянно создаются и развиваются определенные комитеты, органы. Они действуют с целью контролировать исполнение всеми государствами положений договоров о беженцах. Происходит заслушивание докладов представителей всех государств по рассматриваемой проблеме, а также некоторые органы осуществляют гуманитарную помощь, принимают жалобы граждан и так далее.
Основная цель деятельности Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев состоит в том, чтобы удостовериться, что все лица, которые ищут убежища, могут получить его в другой стране, безопасно вернуться на родину и полноценно реализовать свои права независимо от места их пребывания. Исходя из данной цели, важнейшей задачей является воздействие на страны для принятия справедливых процедур по закреплению должного и эффективного права беженцев. В последнее время в компетенцию данного органа стала входить организация материальной помощи беженцам и возвращающимся лицам. Данное направление пользуется большим спросом и является значимым.
Какой административно-правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев установлен российским законодательством
Административно-правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев – это объем прав, обязанностей, льгот, гарантий, которые государство предоставляет той или иной категории лиц, пребывающих на его территории.
Права вынужденных переселенцев:
- бесплатная медицинская помощь в государственных лечебных учреждениях;
- обеспечение жизненно необходимыми лекарствами и препаратами;
- бесплатное временное проживание с питанием в специальных центрах;
- помощь государства при поступлении в высшие учебные учреждения;
- частичная компенсация проезда и затрат на оформление статуса;
- льготные условия приобретения жилья;
- возможность встать в очередь на получение муниципальной квартиры.
Почему могут лишить международной защиты
Конвенция и внутреннее национальное законодательство также определяют, в каких случаях лицо утрачивает статус беженца. Автоматическая утрата происходит, если:
- беженец вновь воспользовался защитой страны своей гражданской принадлежности либо вновь добровольно переехал для проживания на ее территорию;
- обстоятельства, по которым лицо получило защиту, перестали действовать, и угроз больше не существует;
- мигрант приобрел новое гражданство и может воспользоваться защитой этой страны;
- лишившись гражданства страны исхода, лицо вновь приобрело его добровольно;
- лицо получило разрешение на проживание или гражданство страны убежища.
В то же время лицо принудительно лишается статуса беженца, если оно:
- совершило преступление и осуждено за это в стране убежища;
- получило защиту на основании ложных сведений или поддельных документов;
- привлекалось к ответственности за отдельные виды правонарушений, определенные национальными законами.
Отличие беженца от вынужденного переселенца – набор документов
Чтобы ходатайство о присвоении соответствующего статуса было принято к рассмотрению, беженец и вынужденный переселенец должны представить различный по составу набор документов:
Документы для беженцев | Документы для переселенцев |
Достаточно предъявить удостоверение личности. Если при себе не будет никаких документов в силу различных причин, сведения записываются со слов беженца, а впоследствии сотрудник ГУВМ МВД направит запросы в компетентные органы для идентификации личности. | Поскольку переселенец является гражданином России, он должен предоставить широкий перечень бумаг:
|
Правовой статус вынужденных переселенцев
Регулирующий нормативный акт — закон №4530-1 от 19.02.1993
Исходя из закона №4530-I, вынужденный переселенец это лицо, которое является гражданином РФ, но было вынуждено покинуть территорию проживания из-за насилия в отношении его или членов его семьи и преследования по признакам, идентичным представленным выше. Выделяют две основные категории таких граждан по месту проживания до момента возникновения проблем:
- жившие за рубежом;
- проживающие на территории Российской Федерации.
Для получения статуса вынужденного переселенца или беженца с их правами, в соответствии с Конвенцией, необходимо направить письменное ходатайство в уполномоченный на рассмотрение таких вопросов властный орган. От государства такими вопросами занимается территориальный отдел службы миграции.
Чтобы миграционная служба приняла ходатайство от заявителя, гражданин должен подать следующие документы:
- заявление (ходатайство);
- документ, подтверждающий личность (паспорт или иной заменяющий его документ типа справки);
- свидетельство о рождении;
- свидетельство о браке (если с гражданином мигрирует жена);
- свидетельства о рождении или усыновлении детей (при необходимости);
- фотографии (две штуки).
Если гражданин не может по объективным причинам сам представлять свои интересы, необходимо представить также бумаги, подтверждающие полномочия представителя.
На основании всех поданных документов миграционный орган определяет место будущего проживания мигранта и выдает ему удостоверение.
Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев
Как всякая демократическая страна, Россия сталкивается с проблемой миграции. Перемещения больших групп людей из других стран в Россию и на территории России в основном являются следствием распада СССР и возникших в связи с этим межнациональных конфликтов, а также преследований людей по разным основаниям. Эти миграционные потоки, часто весьма мощные, порождают необходимость решения сложных вопросов гражданства и обеспечения прав человека. Законодательство закрепляет в отношении таких людей два правовых статуса: беженца и вынужденного переселенца. Первый — Федеральным законом «О беженцах» (в редакции от 28 декабря 2010 г.), второй — Законом РФ «О вынужденных переселенцах» (в редакции от 16 октября 2010 г.).
Гарантии административно-правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации
Положения Конституции Российской Федерации, определяющие особое место личности в системе конституционных отношений, в качестве одного из основополагающих принципов, действующих в обществе и государстве, выдвигают защиту ее прав и свобод. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». Таким образом, развитие данного тезиса необходимо подкреплять наличием эффективных механизмов реализации, защиты и гарантий1 прав личности. Гарантированность прав и свобод — это своеобразный внешний механизм ограничения власти, которая всегда стремится к саморасширению и усилению своего присутствия во всех сферах человеческой жизни2. По мнению Л.Д. Воеводина, «гарантии служат тем надежным мостиком, который обеспечивает необходимый в основах правового статуса личности переход от общего к частному, от прокламируемой в законе возможности к действительности»3. Он считает, что «гарантии необходимы для правового статуса в целом и для каждого его элемента. Однако прежде всего в них нуждаются права, свободы и обязанности», поэтому «без соответствующих гарантий провозглашенные в Конституции, в законах права и свободы — пустой звук»4. Гарантии являются самым динамичным элементом правового статуса личности. Эффективность их реализации предполагает наличие благоприятных условий, но, кроме того, она должна подкрепляться эффективной деятельностью государства и его органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, а также самих заинтересованных лиц. В отечественной юридической литературе охрана правового статуса личности рассматривается зачастую как проблема гарантий прав и свобод. В то же время не следует забывать о таком элементе правового статуса, как юридические обязанности.
Критерии разграничения статусов
Сходство и различия беженцев и вынужденных переселенцев заключаются в следующих критериях:
- Порядок получения. Иностранные граждане проходят более сложную процедуру получения статуса, так как, помимо прочего, им необходимо получить российское гражданство для дальнейшего изменения своего статуса. Переселенцы (российские граждане) проходят более легкую процедуру документального закрепления правового статуса.
- Гражданство. Родной страной переселенца является Российская Федерация, а для беженца родная страна – иностранное государство.
- Срок приобретенного статуса. Срок действия правового положения беженцев и вынужденных переселенцев сильно отличается. Беженцы вправе получить свой статус бессрочно при своевременном прохождении или переучете через каждые восемнадцать месяцев. Переселенцы получают статус на пять лет и продлить его могут путем подачи ходатайства и прохождения всех процедур оформления заново.
- Документы. От иностранных граждан чаще всего требуют главным образом предъявления паспорта, а от российских граждан – большого количества дополнительных бумаг и информации.
- Социальное обеспечение. В разных регионах по-разному определяется дальнейшая социальная поддержка лиц, находящихся в положении беженцев или вынужденных переселенцев, хотя общий размер и категории помощи для обеих групп сходятся.
Права и обязанности беженцев
Восьмая статья федерального закона «О беженцах» гарантирует вынужденным переселенцам в Россию ряд неотъемлемых прав:
- право на переводчика в процессе оформления документов и первоначальных процедур переселения;
- право на питание, проживание, коммунальные и медицинские услуги;
- право на трудоустройство и получение образования;
- право получить разрешение на временное проживание в России с дальнейшим оформлением полноценного гражданства в стандартном порядке;
- право на репатриацию в родную страну.
Требования для беженцев схожи с обязанностями мигрантов, получивших РНП:
- соблюдать закон страны;
- выполнять правила проживания в предоставленном жилье;
- вовремя проводить учет и переучет в органах мигрантской службы;
- обязательно уведомлять ГУВМ о смене анкетных данных и месте проживания.
Основания для отказа в получении статуса беженца или переселенца
Причины, по которым претендующему на статус беженца или вынужденного переселенца может быть отказано в получении удостоверения, прописаны в федерально законе.
Среди оснований для отказа в получении статуса можно отметить следующие:
- лицо проходит обвиняемым по уголовному делу в РФ;
- лицо является гражданином иной страны, кроме той, где преследуется;
- экономические причины, голод, эпидемии, природные или антропогенные ЧС;
- наличие причин (например, официальный брак), позволяющих получить разрешение на ПМЖ в РФ;
- предъявление фальшивых документов, предоставление ложных сведений;
- если лицо не обратилось в ГУВМ с ходатайством в течение года с момента переезда или месяца после получения гражданства на основании статуса беженца (для вынужденных переселенцев) или в течение суток после пересечения границы (для беженцев).
Основания для присвоения статуса
Все действия в отношении беженцев регулируются Федеральным законом № 4528-1 от 19.02.1993 г. В нем определены основания, и установлен порядок для присвоения данного статуса.
Чтобы официально стать беженцем, необходимо подать ходатайство в письменном виде на специальном бланке в соответствующий орган.
Кстати. Ходатайство может быть подано в ГУВМ, если заявитель уже находится на территории РФ, либо в диппредставительство, консульское учреждение, посольство России, пограничный орган ФСБ – за пределами страны.
Кроме прошения необходимо представить доказательства того, что мигрант не имеет возможности или не желает жить в своей стране, поскольку подвергается или может подвергнуться притеснениям, опасности для жизни и здоровья.
Если беженец прибыл из страны, где идет активный военный конфликт или неблагоприятная политическая ситуация, достаточно только подтверждения гражданства этой страны. Таким государством являлась, например, Украина. Поэтому украинец из зоны боевых действий получал приоритетную возможность стать беженцем без предъявления иных доказательств.
Через год со дня приобретения статуса беженца у человека есть несколько вариантов развития событий. Он может возвратиться на родину, обратиться за продлением своего статуса или начинать процедуру по оформлению гражданства страны, где он считается беженцем. Сразу следует позаботиться обо всей документации.
Этот перечень включает:
- письменное согласие на обработку персональных данных;
- заявление с просьбой о продлении статуса;
- ксерокопия паспорта;
- договор аренды жилой площади, где он зарегистрирован;
- удостоверение беженца.
Заявление должно быть рассмотрено в течение 21 дня. О решении иммигрант узнает из письменного извещения.
Причиной отказа о признании человека беженцем или наделение иммигранта временным убежищем могут служить следующие установленные факты:
- неправильные данные, указанные в заявлении (что подтверждается в результате проверки);
- предоставление фальшивых документов;
- заведение уголовного дела на территории России в отношении мигранта;
- истечение срока, в который должен был обратиться беженец за продлением или приобретением своего статуса (год со времени прибытия на территорию РФ, месяц со дня утраты статуса).
Статус беженцев и вынужденных переселенцев
Правовая база для определения статуса беженцев и вынужденных переселенцев заложена в Федеральном законе от 19 февраля 1993 года (в ред. от 22 декабря 2014 года) N 4528-I «О беженцах» и Законе РФ от 19 февраля 1993 года (в ред. от 30 декабря 2015 года) N 4530-1 «О вынужденных переселенцах». Указанные нормативно-правовые акты:
– определяют понятия беженца и вынужденного переселенца;
– регламентируют порядок обращений с ходатайствами о признании подобного статуса;
– описывают права и обязанности обратившихся с ходатайствами лиц;
– устанавливают порядок признания человека в статусе беженцев или вынужденных переселенцев;
– перечисляют их права и обязанности в этом статусе и т.д.
Согласно российскому законодательству термин «беженец» применяют по отношению к лицам, статус которых соответствует следующим требованиям:
- они не являются гражданами РФ;
- они находятся вне страны собственной гражданской принадлежности (а при отсутствии определенного гражданства – вне государства своего прежнего и обычного места жительства);
- они покинули данную страну по причине обоснованного опасения стать жертвой преследований по признакам вероисповедания, национальности, расы, гражданства, политических убеждений, принадлежности к определенной социальной группе;
- они не могут (не желают) прибегнуть к её защите (вернуться в неё) ввиду подобных опасений.
Вынужденный переселенец – это обычно гражданин РФ, который по тем же причинам был вынужденно покинуть место своего жительства на территории другой страны и прибыл на территорию России либо был вынужден покинуть своё место жительства на территории одного субъекта России и прибыть на территорию другого субъекта.
Вынужденными переселенцами также признаются иностранные граждане (либо лица без гражданства), которые постоянно и на законных основаниях проживают на территории России и изменили своё место жительства в пределах страны по вышеуказанным основаниям. В законодательстве определяются и иные основания для признания за индивидом статуса вынужденного переселенца.