Когда камеры начнут фиксировать штрафы за езду без ОСАГО и где будут стоять?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Когда камеры начнут фиксировать штрафы за езду без ОСАГО и где будут стоять?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


По закону страховой полис необходимо иметь при себе во время управления транспортным средством. Если нет страховки на машину, но при этом она оформлена, это также является нарушением. Ответственность за езду без ОСАГО указана в части 2 статьи 12.3 КоАП. В соответствии с законодательством сотрудник ДПС имеет право оштрафовать нарушителя или ограничиться предупреждением.

Штраф за невписанного в страховку водителя

По закону управлять автомобилем могут только те лица, которые указаны в страховке. Если за рулем находится человек, чье имя не вписано в страховой полис, в соответствии с частью 1 статьи 12.37 КоАП водитель получит штраф за езду без страховки на чужой машине. При этом не имеет значения находится хозяин авто, указанный в ОСАГО, рядом или управление авто осуществляется в отсутствии владельца.

Штраф за невписанного водителя в страховку ОСАГО составляет 500 рублей.

Исключение – вождение только приобретенного автомобиля без страховки. В таком случае закон разрешает управлять автомобилем человеку, который не вписан в полис ОСАГО, в течение 10 дней с момента оформления сделки. Но только если при нем есть документ, подтверждающий факт купли-продажи или дарения.

Штрафуют ли за отсутствие ОСАГО в автоматическом режиме сейчас?

Эксперимент по выявлению водителей без полиса ОСАГО был запущен в Москве в 2019 году. Для реализации использовались возможности ГКУ ЦОДД (Центр организации дорожного движения). На сайте организации отмечено, что в Москве работает 1460 стационарных систем для фиксации правонарушений и 110 мобильных.

ГКУ ЦОДД приводит внушительный перечень правонарушений, за которые штрафуют в автоматическом режиме. Это, к примеру, выезд на перекресток в случае затора, не пропуск пешехода на пешеходном переходе, выезд на перекресток в случае затора (всего – около 20 вариантов). Однако ГКУ ЦОДД за отсутствие полиса ОСАГО в настоящее время к ответственности не привлекает.

«Коммерсантъ» ещё в 2019 году сообщал о том, что техническая возможность штрафа за отсутствие полиса ОСАГО была проверена в Москве. Тогда было установлено около 5 тысяч фактов участия в движении автомобилей, на которые не оформлена страховка. Владельцам разослали информационные письма, но к ответственности не привлекали.

Максим Акимов, вице-премьер Российского Правительства, летом 2019 года сообщал о введении всеобщей системы автоматической фиксации с 1 квартала 2020 года. Затем срок был скорректирован до сентября 2020 года. Активную работу в этом направлении вёл и РСА, которому выгодно заключение как можно большего количества договоров обязательной автогражданской ответственности.

Так была создана база «АИС ОСАГО», в которой аккумулируется информация по конкретной машине. Но к апрелю 2021 года (на момент написания статьи) система так и не заработала. Теоретически запустить её могут в любой момент.

Когда камеры начнут определять отсутствие страховки

В актуальном официальном ответе МВД указано, что до окончания обозначенных работ автоматическое выявление данных правонарушений не осуществляется. Оно будет запущено только после технической подготовки информационных систем.

Как видно из представленного официального ответа ведомства, когда заработают камеры на ОСАГО, не известно. Точная дата не называется. Очевидно, что это произойдет после интеграции и настройки баз данных ГИБДД и РСА.

По традиции пилотный режим автоматической фиксации отсутствия страховки будет запущен в Москве. Следом за столицей камеры начнут выявлять водителей без ОСАГО в Татарстане. В этом регионе также проводятся тестирования различных нововведений ГИБДД. После успешного прохождения испытаний система автоматической видеофиксации отсутствия «автогражданки» заработает на всей территории России.

Где установлены камеры

В первую очередь следует отметить, что по состоянию на ноябрь 2019 года устройства фото и видео фиксации для проверки автогражданки действительно установлены. Вот только есть они пока только в Москве. Их количество составляет порядка 120 штук.

При этом они установлены, фото и видео записывают, но штрафы водителям не выставляют. Это объясняется тем, что система пока не доработана. Как только все базы для получения полной информации будут соединены, московские автолюбители начнут получать «письма счастья». Через какое время это случится — никто не знает.

В результате этого жители других регионов могут пока расслабиться и оформить полис обязательного страхования, если по каким-либо обстоятельствам ранее не успели его купить.

Важно! Следует отметить, что со стороны государства не распространяется информация, на каких участках Москвы будут установлены камеры. Объясняется это тем, что нарушите просто будут избегать этих участков дороги или специально закрывать номерной знак, чтобы камера не смогла считать информацию.

Штраф за отсутствие ОСАГО

Чем грозит просроченный полис и какие штрафы предусмотрены за его отсутствие? Что может повлиять на размер штрафа за езду без ОСАГО?

Читайте также:  500 рублей — штраф за грязные и нечитаемые номера на машине

Согласно текущему законодательству, езда без полиса обязательного страхования в 2022 году запрещена и, при обнаружении его отсутствия во время остановки инспектором, водителю придется платить штраф.

Любая авария при этом обернется полной выплатой всего нанесенного ущерба пострадавшей стороне. В результате поездки без страховки чаще всего заканчиваются серьезными проблемами.

Мнимая экономия, даже за 9 лет, не покроет всего ущерба, нанесенного любому дорогому автомобилю.

Сейчас в законе прописаны следующие нарушения, за которые полагаются штрафы:

  • просроченный полис;
  • езда без полиса обязательного страхования;
  • водитель не вписан в действующий полис.

Оштрафовать за эти нарушения могут при любой остановке, когда инспектор будет проверять наличие страховки.

Как должна работать система

Система определения наличия ОСАГО объединит сети дорожных камер видеонаблюдения с базами данных ГИБДД и РСА. Принцип работы системы планируется реализовать следующим образом:

  • Камера фиксирует государственные номера автомобиля и передает информацию в базу ГИБДД
  • В базе ГИБДД государственный номер сопоставляется с VIN, номером кузова или шасси автомобиля
  • По VIN, кузову или шасси ищется оформленный на него полис ОСАГО в базе РСА
  • Информация о наличии или отсутствии полиса передается обратно в ГИБДД

Если полис в базе будет найден, то водителю ничего не будет грозить. В противном случае ему будет выписан стандартный штраф за отсутствие ОСАГО. Если автомобиль зафиксирует несколько камер, то водитель может получить несколько штрафов. Водители будут получать соответствующие уведомления по почте. Также они смогут обжаловать штраф через РСА, если при его выдаче произошла ошибка.

Готовность камер к фиксации нарушений

Вождение автомобиля без полиса ОСАГО является административным правонарушением. Камеры видео- и фотофиксации уже начали осуществлять онлайн-проверку наличия страховки. Официальная информация об этом нововведении подтверждена Центром организации дорожного движения Москвы и Российским союзом автостраховщиков (РСА). Отсутствие ОСАГО станет причиной вынесения органами МВД постановления об административном штрафе.

РСА подтвердил 100% готовность к старту данной программы. По статистике этого ведомства, 6 % жителей и гостей столицы сегодня ездят без автогражданки, а часть водителей ездят с поддельными полисом и таким автовладельцам тоже будет приходить штраф. Эксперты в сфере страхования уже подсчитывают прибыли в масштабах страны, ведь порядка 4 млн автовладельцев осознанно нарушают закон о безопасности дорожном движении, не оформляя обязательный для всех водителей полис.

Когда водителям ждать штрафов с камер?

Из-за ряда юридических моментов у ГИБДД и РСА возникла необходимость решить этот вопрос на законодательном уровне. Все дело в том, что штрафы с камер за отсутствие ОСАГО не были запущены 01.09.2018 г. по одной причине: возникли сложности привлечения водителя без полиса ОСАГО к ответственности из-за многократного попадания его автомобиля в течение 1 дня под обзор разных камер видеонаблюдения, расположенных по всему городу. То есть, по действующему закону, на водителя нужно было бы столько раз наложить штраф, сколько раз он попадал под эти камеры.

Даже сами сотрудники службы ГИБДД и РСА сочли эту практику неразумной. Ежедневно водитель мог попасть под 5, а то и 7 камер видеонаблюдения в Москве и, соответственно, на несколько десятков тысяч рублей быть оштрафованным.

Но этот проект все-таки будет запущен. Все органы власти столицы, дорожной службы, автолюбителей дали точно понять, что старт проекта назначен на ноябрь текущего года.

Фиксируют ли камеры отсутствие полиса ОСАГО на 2021 год

Запустить автоматическую систему определения отсутствия ОСАГО у автомобилей через видеокамеры планировалось еще в 2021 году. Из-за технических сложностей и разногласий между ГИБДД и ОСАГО запуск несколько раз откладывался. Сейчас система фиксации полностью настроена и готова к работе — осталось протестировать ее и выявить возможные проблемы.

Весной 2021 года система отслеживания ОСАГО по камерам была запущена в тестовом режиме в Москве — об этом сообщила газета Коммерсантъ. За несколько месяцев тестирования было выявлено более 730 000 нарушителей — вместо штрафов им пока высылаются предупреждения. После перепроверки было установлено, что только единицы из них оформили страховку после предупреждений.

Как избежать штрафов в будущем

Главный способ избежать штрафов за отсутствие ОСАГО — это оформить его в одной из страховых компаний. Желательно сделать это как можно скорее после покупки автомобиля. Полис может быть как бумажным, так и электронным — в РСА заносится информация и о тех, и о других.

Однако, многие водители рискуют получить штраф даже при наличии оформленного полиса ОСАГО. Чаще всего это происходит при наличии ошибок или неактуальных данных в базе РСА — например, неправильно указанных номерах. Поэтому всегда сообщайте вовремя об изменениях данных в страховую компанию, проверяйте информацию в базе сами и сообщайте об ошибках. Обратите внимание, что на исправление может уйти до 3-5 рабочих дней.

Также вы можете получить штраф при покупке поддельного полиса ОСАГО. Чтобы избежать такой ситуации, покупайте полис только у страховщиков или проверенных агентов. Если вы хотите оформить ОСАГО через интернет — делайте это только на официальном сайте страховой компании.

В чем суть идеи со штрафами с камер

Суть идеи проста и понятна — автоматически проверять все автомобили в транспортном потоке на наличие у них полиса ОСАГО. В России практически не осталось мест (кроме, разве что, сельской местности), где автомобильные дорогие не были бы покрыты паутиной видеокамер. Большинство из них не только фиксирует скорость, с которой движется транспорт, или нарушения вроде непропуска пешеходов на переходе, но и считывает номера всех проезжающих автомобилей, даже если водители ничего не нарушают.

Читайте также:  Изъятие автомобиля на специализированную стоянку (эвакуация на штрафстоянку)

Один из главных способов использования этой информации — проверка проезжающего транспорта по базе угнанных автомобилей. Российские автостраховщики предложили также сверять номера движущихся автомобилей со своей общей базой. Если на автомобиль не оформлена действующая страховка, водителю или собственнику будет приходить штраф.

Штраф за отсутствие страховки ОСАГО в 2021 году

Также в 2021 году у водителей может появиться возможность оформлять онлайн-заявку на выплаты по ОСАГО. Такая норма содержится в законопроекте, который в декабре 2020 года был принят Госдумой в первом чтении. Предполагается, что водителю будет необязательно отправлять документы по почте или являться в страховую лично, как сейчас — достаточно будет заполнить специальную форму в интернете. Причем такая форма должна появиться и на портале Госуслуг. Кроме того, автомобилистам не нужно будет предоставлять свое поврежденное имущество на осмотр — хватит и фотографий и видеосъемки повреждений, отправленных с помощью приложения «Помощник ОСАГО».

Изменения уже поддержали в Российском союзе страховщиков (РСА), предложив их, однако, доработать.

В частности, в РСА хотят, чтобы на первом этапе норма распространялась только на случаи компенсации материального ущерба и не затрагивала причинение вреда жизни и здоровью. «Кроме того, повреждения автомобилей в результате ДТП могут носить скрытый характер, а некоторые из них может установить только эксперт. Отдельного исследования требует и вопрос, все ли имеющиеся повреждения были получены в результате конкретной аварии. Поэтому представляется целесообразным дать страховщику право провести осмотр поврежденного автомобиля, если информация, полученная онлайн, не позволяет определить наличие страхового случая и размер выплаты», — пояснили корреспонденту Дрома в пресс-службе РСА.

Скорее всего, данные предложения найдут свое отражение в тексте законопроекта. Ожидается, что поправки будут представлены в середине января 2021 года, после чего Госдума рассмотрит законопроект во втором и третьем чтении, а затем — направит в Совет Федерации и на подпись президенту. Учитывая общий тренд на цифровизацию различных услуг, можно предположить, что новый сервис заработает уже в 2021 году.

Еще одни нововведения связаны не с самим ОСАГО, а с процессом получения диагностической карты. Уже 1 марта 2021 года в России изменятся правила прохождения техосмотра. Теперь водители смогут получить диагностическую карту только после посещения сервиса, авторизованного РСА и ГИБДД.

Сам техосмотр будет сниматься на камеру, а сотрудники сервиса должны будут в режиме реального времени внести в специальную базу фотографии и информацию об автомобиле и результатах процедуры. То есть техосмотр перестанет быть формальным.

Причем здесь ОСАГО? Все дело в том, что без прохождения техосмотра водители не смогут получить диагностическую карту. А она нужна для оформления полиса «автогражданки». Более того, если у автомобилиста нет действующей диагностической карты, страховая компания может предъявить регрессные требования и отказать ему в выплатах. Из-за этого, не исключено, что уже в феврале 2021 года водители будут массово обменивать свои диагностические карты на новые.

«Причина этого очень простая: дело в том, что даже в Москве [авторизованные] пункты технического осмотра есть. Но их количество недостаточное, чтобы обеспечить проверку 5 млн автомобилей, — пояснил Дрому координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. — Думаю, что если водители не найдут “обходные пути”, на пунктах техосмотра будут очереди. Лучше не участвовать в этом эксперименте, подождать до 2022–2023 года и посмотреть, чем это все кончится», — добавил эксперт. Он также добавил, что для водителей было бы лучше, если бы процедуру техосмотра можно было совместить с плановым техобслуживанием на обычной СТО.

В свою очередь в РСА считают, что процедура техосмотра ужесточается для борьбы с недобросовестными автомобилистами, которые покупают диагностическую карту без реального прохождения техосмотра. Кстати, в скором времени в РФ вернется и штраф за отсутствие техосмотра — 2000 рублей. Правда, заработает он лишь через год после введения новых правил — в марте 2022 года.

Ситуация, когда ехать надо, страховка есть, но конкретный водитель в неё не вписан возникает очень часто. В ПДД указан следующий перечень документов, которые должны быть у водителя транспортного средства:

  • Водительское удостоверение
  • Документы на транспортное средство
  • Полис ОСАГО (если обязанность установлена федеральным законом)

Казалось бы полис есть – можно двигаться. Но это не так.

Важно! По обязательному страхованию страхуется не автомобиль, а ответственность конкретно того, кто за рулём.

ОСАГО оформленный на хозяина, и сам он рядом, никак не смягчают вину водителя не вписанного в страховку. Поэтому, он сразу же получает штраф 500 рублей и при желании может двигаться дальше. Но должен учитывать возможность многократного наказания.

Какой грозит штраф, если не вписан в страховку ОСАГО в 2021 г.

Традиционно штраф выписывает сотрудник ГИБДД и выдает вам квитанцию прямо на дороге. Однако автомобилистам теперь надо быть более аккуратными и бдительными. Дело в том, что установленные в столице и на подмосковных трассах дорожные камеры начали тоже выполнять функцию отслеживания наличия ОСАГО.

Проезжающий мимо автомобиль проверяется в базе, и в случае отсутствия действующего полиса автовладельцу высылается квитанция на уплату штрафа по почте. Скоро такое нововведение коснется и других регионов.

Читайте также:  Как вернуть подоходный налог за лечение зубов

Есть один действенный и легальный способ минимизировать риск быть оштрафованным за отсутствие ОСАГО: надо просто оформить страховку. Наличие полиса нужно в первую очередь для того, чтобы избежать денежных трат в случае, если вы станете виновником аварии. Выплачивать компенсацию пострадавшим будет вместо вас страховщик. Если же полиса у вас нет, то это тяжкое бремя ляжет только на вас.

Выбрать лучший ценовой вариант вам поможет онлайн-калькулятор ОСАГО. Он быстро производит страховой расчет премии с учетом действующих в 2021 г. поправочных коэффициентов и предлагает сразу несколько вариантов от разных компаний.

Страховщики станут учитывать больше индивидуальных факторов для каждого водителя, что скажется на разнице стоимости полиса от водителя к водителю.

Что учитывается теперь:

— Был ли лишен прав
— Ездит ли на красный сигнал светофора
— Превышает ли скорость
— Выезжает ли на встречную полосу

Более подробнее читайте в Федеральный закон от 25.05.2020 № 161-ФЗ

Наличие данных нарушений в биографии водителя повлияет на цену ОСАГО. Штрафы с камер не учитываются. Напомним, что предельную стоимость полиса все равно устанавливает ЦБ.

Будем надеяться, что в скором времени страхователи и Центробанк (регулятор ОСАГО) исправят положение вещей и вернут доверие автомобилистов.

Первый весенний месяц внесет существенные изменения в процедуру техосмотра, которая будет иметь прямую взаимосвязь с оформлением страховки ОСАГО 2021.

Согласно новым правилам, прохождение техосмотра будет возможно лишь в специализированном РСА или сервисе от ГИБДД. Представители государственной инспекции будут вносить все сведения о транспортном средстве и его владельце в специальную онлайн-базу.

Подобное нововведение направлено на то, чтобы свести к минимуму выдачу поддельных диагностических карт. Как правило, подобные услуги предлагаются интернет-компаниями или самим страховщиком. Документ оформляется без визуальной оценки транспортного средства. Иными словами, с марта грядущего года процедура получения диагностической карты несколько усложнится. Лиц, нарушающих новое постановление, ожидают солидные штрафные взыскания.

Отсутствие подобного документа предусматривает наложение штрафа и на водителей. Теперь сумма взыскания достигнет отметки в 2000 рублей. Однако в этом году штрафы взиматься пока не будут, подобного рода наказания начнут действовать с марта следующего года. Специалисты полагают, что подобные карательные меры отличаются справедливым характером.

В рамках действующего законодательства за отсутствие регистрационной карты наказывают общественный и грузовой транспорт специального назначения, а также службу такси. На остальные виды транспорта, владельцами которых являются частные лица, штрафы не распространяются. Все это создает условия для получения поддельной диагностической карты, необходимой только для оформления полиса ОСАГО 2021.

Однако специалисты отмечают необходимость прохождения техосмотра по всем правилам. Ведь на наших дорогах около половины машин перешагнули десятилетний возрастной рубеж. Они должны особенно тщательно проверяться на предмет исправности. Введение новых штрафов станет стимулом для проведения ежегодного техосмотра.

Внимание! Некоторые водители могут не получить страховые выплаты при наступлении аварийного случая. Все дело в том, что в условиях карантина автовладельцам было разрешено предоставить диагностическую карту после оформления страхового договора. Иными словами, страховщики имели полное право выдать полис без документа, подтверждающего прохождение техосмотра. Однако данное постановление потеряло свою законную силу 1 ноября прошлого года.

Если клиент не прошел диагностику до 01.11.2020 и не известил об этом страховщика, то ему грозят серьезные взыскания. При наступлении аварийного случая по вине клиента страховая может применить регрессию и потребовать выплаты в судебном порядке. Не спасет такую категорию нарушителей даже актуальный полис ОСАГО, ведь его владелец не выполнил одно из условий оформления диагностической карты. Отсрочка по предоставлению техосмотра в страховую имела временный характер.

Не исключены даже такие ситуации, когда техосмотр был пройден, но клиент не известил об этом страховщика. В таком случае решение о предъявлении претензии остается за компанией. Не стоит обижаться на страховую, так как по закону регрессия назначается и за неинформирование.

Зачем нужно страховать ответственность

Обязательное страхование «автогражданки» появилось в России в 2003 году – для того, чтобы гарантировать права пострадавших при ДТП (как лично пострадавших, так и понесших материальный ущерб). С тех пор за владельца полиса ущерб обязана погасить страховая компания – правда, в ограниченных (установленных правилами страхования) пределах. На начало 2020 года материальный ущерб страховка покрывает в пределах 400 тысяч рублей, вред жизни и здоровью пострадавших – в пределах полумиллиона. Если причинённый ущерб превышает указанные суммы, виновнику аварии придётся доплатить из собственного кармана.

Подпишитесь на наш Telegram-канал

Кроме того, страховая компания имеет право требовать с виновника ДТП компенсацию выплаты по автогражданке в том случае, если он нарушил правила страхования – например, сел за руль в состоянии опьянения. Такое требование называется «регрессным». При этом пострадавшие получают страховку от выдавшей полис компании, а уже она потом разбирается с виновником. Интересы пострадавших при этом защищены надёжнее, чем водителей.

Чтобы страховку выплатили, виновник аварии должен быть «вписан» в полис. Бывает и так называемый «открытый список водителей», т.е. полис, который распространяется на неограниченное количество водителей и «привязан» к автомобилю.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *