Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Особенности приостановления выездной налоговой проверки». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Приостановка проверки может выполняться только при наличии оснований, указанных в законе. Как правило, основанием является потребность в дополнительных материалах. То есть в процессе паузы представители налоговой не бездействуют. Они отправляют запросы в иностранные структуры, контрагентам. Однако налоговики приостанавливают свою деятельность на территории проверяемой компании.
Приказ о приостановке производства
Для начала необходимо издать приказ о приостановке производства в компании и ознакомить всех работников с ним под подпись (Пример 1). Приостановка производства подразумевает, что организация не будет какое-то время заниматься никакой деятельностью, поэтому необходимо до этого момента исполнить все обязательства перед клиентами, расторгнуть договоры, не заключать новые. Важно также в период приостановки производства не допускать движения денежных средств по счету, как при обычной хозяйственной деятельности.
Обычно решение о приостановке производства принимается одновременно с решением, как поступить с персоналом. Причем освободить от работы сотрудников на практике пытаются по-разному:
- увольнение по соглашению сторон (ст. 78 ТК РФ);
- увольнение по собственному желанию (ст. 80 ТК РФ);
- отправление работника в отпуск без сохранения заработной платы (ст. 128 ТК РФ);
- сокращения численности и/или штата сотрудников (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ);
- оформление простоя (ч. 3 ст. 72.2 ТК РФ);
- перевод работника (временный или постоянный) на другую работу (ст. 72.1, ч. 1 ст. 72.2 ТК РФ) и др.
Что собой представляет приостановка проверки
Стандартный срок выездной проверки – 2 месяца. Если принимается решение о приостановке, этот срок замораживается. То есть, по сути, приостановка является в каком-то смысле продлением проверки. Однако это не в полной мере продление, так как в процессе паузы компания проверяться не может. То есть налогоплательщик продолжит свою деятельность. Следовательно, приостановка для него более выгодна, нежели продление срока проверки.
Поводом к проведению проверки является возникновение у регистрирующего органа обоснованных сомнений в достоверности сведений – это «общее определение» указанное в законе. На практике названное определение, обозначающее именно повод для проверки, понимается гораздо шире.
Часто сотрудники регистрирующих органов считают, что «основание проверки» — это и есть «возникшие у них обоснованные сомнения», в результате проведение проверки сугубо субъективно и зависит от их усмотрения.
В качестве способов проведения проверки закон предусматривает четыре вида проверочных мероприятий:
а) изучение документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем;
б) получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки;
в) получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки;
г) проведения осмотра объектов недвижимости;
д) привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки (пункт 4.2 статьи 9 Закона № 129-ФЗ).
Закон предусматривает, что основания, условия и способы проведения проверочных мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий устанавливает ФНС России(пункт 4.3 статьи 9 Закона № 129-ФЗ).
Вот и получается: повод для проверки – «обоснованные сомнения», а «основания проверки» – именно те обстоятельства, которые в таком качестве названы в соответствующем нормативном акте ФНС России (это Приказ ФНС России (Приказ ФНС России от 11 февраля 2016 г. № ММВ-7-14/72@ «Об утверждении оснований, условий и способов проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» мероприятий, порядка использования результатов этих мероприятий, формы письменного возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц, формы заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в Едином государственном реестре юридических лиц» (зарегистрирован Минюстом России 20 мая 2016 г., регистрационный № 42195), далее именуются – «Основания и Порядок», в нем названо шесть оснований для проверки и девять условий, при наличии которых названные в качестве оснований обстоятельства таковыми не являются – подробнее в приложении «Основания проверки достоверности по Приказу ФНС России №72@»).
Возможные причины приостановки деятельности ООО
Приостановка деятельности ООО без ликвидации может происходить по нескольким причинам:
- Внешним, на основании судебных постановлений. Помимо уголовных дел, связанных с преступлениями, причиной могут стать и вполне обыденные правонарушения: работа без онлайн кассы, нарушения трудового законодательства, например, порядка работы с иностранными работниками, несоблюдение правил торговли алкогольной продукцией.
- Внутренним, связанным с проблемами с бизнесом: падение спроса, неправильный бизнес-план, кризис в отрасли или глобальной экономике и т.п. Также сюда можно отнести окончание срока действия лицензии, которую по каким-то причинам вовремя не продлили или с этим возникли сложности.
- Форс-мажорным обстоятельствам: из-за стихийных бедствий, техногенных аварий, эпидемий.
Добровольное прекращение деятельности ООО без ликвидации
Если ведение бизнеса зашло в тупик, руководству требуется время на разработку плана действий, оно может не найти ничего лучшего, как приостановить деятельность ООО. Как оформить приостановку деятельности ООО, законом не предусмотрено, поэтому в этом случае важно не нарушить законы и требования, особенно – трудового и налогового законодательства.
Добровольная приостановка деятельности ООО в течение короткого срока может помочь решить возникшие проблемы. При длительном простое велик риск возникновения дополнительных сложностей. Преимущества при временном прекращении работы заключаются в том, что компания остается в ЕГРЮЛ, то есть не теряется «стаж» ее присутствия на отраслевом рынке.
Ликвидация ООО – очень долгий и сложный процесс. Консервация менее трудозатратна, чем ликвидация с последующей регистрацией нового ООО. Если при возникновении трудностей есть шанс реанимировать бизнес, удобнее и выгоднее его приостановить, а не закрыть.
Прокурор разъясняет — Прокуратура Республики Коми
Административное приостановление деятельности как один из механизмов обеспечения соблюдения природоохранных требований
ля обеспечения правомерного поведения природопользователей и пресечения правонарушений в области охраны окружающей среды предусмотрено административное приостановление деятельности.
Согласно статьи 56 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» деятельность, осуществляемая с нарушением природоохранных требований, может быть приостановлена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 3.
12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. В числе случаев применения административного приостановления деятельности КоАП РФ называет причинение существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды.
Административное приостановление деятельности за правонарушения в области охраны окружающей среды может быть назначено только судом и лишь в случаях, предусмотренных в статьях главы 8 КоАП РФ, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания. До приостановления деятельности судом в качестве меры обеспечения производства в соответствии со статьей 27.16 КоАП РФ может быть введен временный запрет деятельности.
Главой 8 КоАП РФ предусмотрено административное приостановление деятельности за правонарушения, связанные с охраной атмосферного воздуха и водных объектов, деятельностью по обращению с отходами производства и потребления.
В частности, этот вид наказания установлен за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления (статья 8.2), порчу земель (статья 8.6), нарушение правил охраны водных объектов (статья 8.13), нарушение правил водопользования (статья 8.
14), нарушение правил охраны атмосферного воздуха (статья 8.21), нарушение правил охраны водных биологических ресурсов (статья 8.38).
Рассматриваемая мера административной ответственности относится к срочным видам административного наказания и определяется верхним временным лимитом. Административное приостановление деятельности устанавливается на срок до 90 суток (часть 2 статьи 3.
12 КоАП РФ), а как санкция – является относительно-определенной, поскольку конкретные временные пределы устанавливаются по усмотрению судьи с учетом характера правонарушений, личности виновного и иных обстоятельств совершения правонарушения.
Указанные сроки исчисляются в сутках, а день окончания исполнения наказания определяется в постановлении судьи об административном приостановлении деятельности.
Срок административного приостановления деятельности исчисляется с момента фактического прекращения деятельности лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридического лица, его филиала, представительства, структурного подразделения, производственного участка, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг и может быть сокращен судьей в процессе его исполнения по ходатайству самого лица, чья деятельность приостановлена, если будет установлено, что устранены обстоятельства, послужившие основанием для назначения такого административного наказания (часть 3 статьи 3.12 КоАП РФ).
Составление протокола об административном правонарушении
В случае выявлении нарушения законодательства, сотрудником контролирующего органа сразу оформляется административный протокол о правонарушении. Если требуется выяснить дополнительную информацию, то составляется в течение 2 суток с момента выявления проступка.
Порядок оформления предусмотрен ст. 28.2. КоАП РФ. Уполномоченный представитель организации, в отношении которой оформляется документ, должен быть обязательно с ним ознакомлен. Руководство компании вправе давать разъяснения и замечания. Они оформляются в письменном виде и прилагаются к протоколу.
В протоколе обязательно должен быть указан причиненный вред или наличие угрозы причинения, а также факты, подтверждающие это. При их отсутствии, приостановить деятельность фирмы нельзя.
- Сам документ подписывается инспектором и представителем хозяйствующего субъекта. Копию вручают на руки под роспись.
- При оформлении протокола может быть введен временный запрет на осуществление деятельности до рассмотрения дела в суде.
- После составления административного документа должностное лицо подготавливает все материалы для направления дела в суд.
Исполнение постановления судебными приставами
Постановление об административном приостановлении деятельности должно быть исполнено судебным приставом сразу же после его вынесения, путем выезда на территорию организации. Действующим законодательством не устанавливается для такого вида наказания срок на добровольное исполнение.
Пристав опечатывает помещения, места, где хранится продукция, накладывает пломбы, а также совершает другие действия, направленные на исполнение решения. Важно знать, что запрещено совершать действия, которые могут повлечь за собой необратимые последствия для производственного процесса и сохранности объектов жизнедеятельности. Данная процедура проводится при обязательном присутствии двух понятых.
По окончанию проведения всех процедур, должностным лицом составляется акт о совершении исполнительных действий.
В период действия наказания судебный пристав проверяет выполнение требований исполнительного документа путем выходов по адресу хозяйствующего субъекта.
Срок административного приостановления деятельности
Законодательство предусматривает административное приостановление деятельности на срок до трех месяцев. Конечно, такое решение можно обжаловать, либо подкорректировав деятельность организации, подать прошение об изменении постановления. В противном случае, по истечении 90-та суток, решение суда аннулируется, и наказание теряет свою силу. Организация может продолжать свою работу в привычном режиме.
Если возникли проблемы с собственным бизнесом и грозит такая неприятность, как административное приостановление деятельности организации, дело запустили настолько, что постановление суда вошло в свою действующую силу – это далеко не тот повод, когда следует отчаиваться. Устранив причины, те обстоятельства, которые побудили судебное разбирательство, организация может смело продолжать свою деятельность.
Порядок исполнения административного приостановления деятельности
Основанием для разбирательства является обращение в суд надзорной службы, выявившей нарушение. Чаще всего они осуществляют проверку в связи с жалобой клиента, сотрудника предприятия или конкурирующей с ним организации. В течение суток после вынесения соответствующего решения суда приставы приступают к реализации процедуры наложения ограничений.
При административном приостановлении деятельности производится опечатывание дверей и окон организации, пломбируется техника и кассовые аппараты. Но приставы не имеют право портить опечатываемый инвентарь, осуществлять действия, которые могут привести к порче товаров (например выключать холодильники с продукцией). В то же время, нельзя ограничивать им доступ на предприятие, а также препятствовать их деятельности. В противном случае они имеют право прибегнуть к помощи полиции.
Административное приостановление деятельности производится с участием представителей всех сторон разбирательства. Приставы получают доступ в опечатываемое помещение только при согласовании своих действий с ответчиком. Он, в свою очередь, устраняет нарушения под надзором судебных представителей, и лишь они могут зафиксировать возникновение оснований для снятия ограничений.
Незаконная предпринимательская деятельность, как причина ареста счета
Федеральная налоговая служба старается отслеживать незаконную предпринимательскую деятельность и случаи уклонения от уплаты налогов. Росфинмониторинг и ФНС внимательно наблюдают за движением средств между счетами, ранее подозрительными считались переводы на сумму от 600000 тысяч между компаниями, необходимо было обосновать происхождение денежных средств. Теперь приняты новые законы, в соответствии с которыми отслеживаются все переводы. К примеру, ФНС может заблокировать счет физическому лицу, если ему на карту постоянно приходят небольшие суммы денег, или каждый месяц непонятно откуда приходит одна и та же сумма в один день. Узнавать причину приостановки операций нужно в любом случае, это может быть подозрение в незаконной предпринимательской деятельности или работе без оформления по ТК. Другая возможная причина блокировки счета — долги перед ФНС или кредиторами, при этом использовать средства для погашения задолженности будет можно.
Приостановка регистрации изменения юридического адреса
Данный вид «приостановок» является самый распространенным. В виду «чистки реестра», письма регистрирующего органа с целью подтверждения адреса рассылаются несколько раз в год. Особенно касается это вновь созданных организаций. Проверка таких организаций регламентирована.
На практике приостановка государственной регистрации в данном случае осуществляется по требованию местной налоговой инспекции. Это или та налоговая инспекции из поля зрения которой Вы планируете уйти, или та, где территориально располагается Ваш новый офис.
Чтобы увеличить шанс прохождения регистрационных действий (без возможных приостановок) при изменении юридического адреса, рекомендую предоставить письменные пояснения относительно расположения офисного помещения в соответствующем здании с приложением плана помещений на этаже, фотографий, контактного номера телефона собственника помещения. В подтверждение необходимо приложить договор аренды и акт приема-передачи нежилого помещения.
В случае получения «Решения о приостановлении государственной регистрации» при изменении юридического адреса или изменения записи недействительности в ЕГРЮЛ в отношении адреса местонахождения организации, для более подробного изучения, рекомендую ознакомиться со статьей — как избежать приостановления регистрации изменения юридического адреса? и статьей — об юридических адресах.
Перечень распорядительных документов и образец уведомления о приостановлении деятельности ООО
В случае административного приостановления судебный пристав производит опечатывание помещений (производственных, складских и административных). Однако при этом он не вправе принимать в отношении производственных процессов меры необратимого характера (ст. 109 закона «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229-ФЗ).
В этом, а также других случаях приостановления деятельности оформляются следующие документы:
- приказ в свободной форме с указанием причин и срока приостановки работы общества (если это возможно);
- уведомление в адрес налогового органа и фондов о приостановлении деятельности (желательно направить заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении);
- приказы об отпусках работников (при наличии заявлений);
- дополнительные соглашения о приостановлении договорных отношений.
Исполнение постановления судебными приставами
Постановление об административном приостановлении деятельности должно быть исполнено судебным приставом сразу же после его вынесения, путем выезда на территорию организации. Действующим законодательством не устанавливается для такого вида наказания срок на добровольное исполнение.
Пристав опечатывает помещения, места, где хранится продукция, накладывает пломбы, а также совершает другие действия, направленные на исполнение решения. Важно знать, что запрещено совершать действия, которые могут повлечь за собой необратимые последствия для производственного процесса и сохранности объектов жизнедеятельности. Данная процедура проводится при обязательном присутствии двух понятых.
По окончанию проведения всех процедур, должностным лицом составляется акт о совершении исполнительных действий.
В период действия наказания судебный пристав проверяет выполнение требований исполнительного документа путем выходов по адресу хозяйствующего субъекта.
Публичная достоверность ЕГРЮЛ — это действительно важный шаг, который необходимо сделать уже давно. Вопрос был поставлен еще в 2014 году. Но до 2016 года для успешного решения просто не хватало нормативной базы. В то время за достоверностью должны были следить органы, проводящие регистрацию юр.лиц. Только во второй половине 2016 ФНС в России официально направило письма для в региональные управления. Они содержали указания на то, чтобы органы проводили достоверность уже имеющихся сведений в реестре и отправляли отчеты в федеральные органы. Регистрирующие органы начали более внимательно изучать имеющиеся документы и новые данные. Регистрирующие органы начали затягивать сроки регистрации и принимать решения о ее приостановлении просто потому, что не успевали выполнять весь объем работ. Но увеличение сроков такое приостановление далеко не всегда является законным действием. Если посмотреть список правовых основ приостановления гос. регистрации, то кажется, что это приостановление применимо почти к любым обращениям в органы регистрации (кроме создания юридического лица). Но только обращения за включением в реестр новых сведений недостаточно. Необходимо также наличие установленных оснований для проверки достоверности сведений.