Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сроки подачи Экологической отчетности 2022-2023 гг.?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Эту экологическую отчетность необходимо сдавать организациям, которые эксплуатируют объекты III категории НВОС. Документация представляется в соответствии со ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления”.
Календарь эколога 2022
Отчёт | Срок сдачи |
---|---|
I квартал | |
Журнал движения отходов по итогам календарного года, по состоянию на 1 января года, следующего за учётным. | До 10.01.2022 |
Отчёт по формам 1, 3.2, 3.3 – за 4 квартал 2020 года | До 10.01.2022 |
Сведения о выполнении условий пользования недрами | До 20.01.2022 |
Отчёт по форме 2-ТП (водхоз) | До 24.01.2022 |
Отчёт по форме 2-ТП (воздух) | До 24.01.2022 |
Отчёт по форме 2-ТП (отходы) | До 01.02.2022 |
Внесение платы за НВОС | До 01.03.2022 |
Предоставление декларации НВОС | До 10.03.2022 |
Отчёт по формам 6.1, 6.2, 6.3 – «Сведения, полученные в результате наблюдений за водными объектами» | До 15.03.2022 |
Отчёт по программе ПЭК | До 25.03.2022 |
Экологическая отчётность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов — для объектов III категории | До 25.03.2022 |
Экологическая отчётность о выбросах вредных веществ в атмосферный воздух — для объектов III категории | 1 раз в год. Срок сдачи отчёта не определён законодательством. |
II квартал | |
Декларация о количестве выпущенных товаров | До 01.04.2022 |
Отчёт о выполнении нормативов утилизации | До 01.04.2022 |
Технический отчёт «О неизменности производственного процесса используемого сырья и об обращении с отходами» | До 01.04.2022 |
Отчёт по формам 1, 3.2, 3.3 – за 1 квартал 2022 г. | До 15.04.2022 |
Журнал движения отходов за 1 квартал (приказ №1028 от 08.12.2020г.) | До 25.04.2022 |
Расчёт и оплата экологического сбора | До 15.04.2022 |
Расчёт платы НВОС за 1 квартал 2022 года | До 20.04.2022 |
III квартал | |
Отчёт по формам 1, 3.2, 3.3 – за 2 квартал 2022 г. | До 15.07.2022 |
Журнал движения отходов за 2 квартал (приказ №1028 от 08.12.2020г.) | До 25.07.2022 |
Расчёт платы НВОС за 2 квартал 2022 года | До 20.07.2022 |
IV квартал | |
Отчёт по формам 1, 3.2, 3.3 – за 3 квартал 2022 года | До 17.10.2022 |
Журнал движения отходов за 3 квартал (приказ №1028 от 08.12.2020г.) | До 25.10.2022 |
Расчёт платы НВОС за 3 квартал 2022 года | До 21.10.2022 |
Какие штрафы могут быть, если не сдать отчётность в РПН
Если не сдать отчётность по экологии в 2022 году вовремя, компания может получить штраф или её деятельность будет приостановлена. Для наглядности мы подготовили таблицу.
Документ | Наказание | Регулирующие документы |
---|---|---|
Журнал движения отходов | Штраф от 100 000 руб. до 250 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. | КоАП РФ, статья 8.2 |
Отчёты по форме 2-ТП — водхоз, воздух и отходы | ||
Экологическая отчётность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов — для объектов III категории | ||
Экологическая отчётность о выбросах вредных веществ в атмосферный воздух — для объектов III категории | ||
Расчёт и оплата экологического сбора | ||
Представление сведений, полученных в результате учёта забора или изъятия водных ресурсов и сброса сточных и или дренажных вод, их качества по итогам квартала за 2022 год (формы 3.1, 3.2, 3.3) | Штраф от 80 000 до 100 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток | ст. 8.13, 8.14, 8.15 КоАП РФ |
Внесение платы за НВОС | Штраф:
|
КоАП РФ, статья 8.41 |
Отчёт по программе ПЭК | ||
Штраф:
|
КоАП РФ, статья 8.5 | |
Декларация о количестве выпущенных товаров | ||
Отчёт о выполнении нормативов утилизации |
Ответственность за нарушение требований экологического законодательства
Отсутствие данного отчета является административным правонарушением, и влечет наложение штрафа, со Статьей 8.1, Статьей 8.2 и Статьей 8.5 Федерального Закона Российской Федерации №195-ФЗ «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30 декабря 2001 г.
Статья 75. За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.
Мера ответственности определена Статьей 8.1, Статьей 8.2 и Статьей 8.5 Федерального Закона Российской Федерации №195-ФЗ «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30 декабря 2001 г.
Статья 8.1. Несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов (штраф на юридических лиц — от 20 000 до 100 000 рублей).
Статья 8.2. Несоблюдение экологических и санитарно — эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления (штраф на юридических лиц — от 100 000 до 250 000 рублей, или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток).
Статья 8.5. Сокрытие или искажение экологической информации (штраф на юридических лиц — от 20 000 до 80 000 рублей).
Порядок учета в области обращения с отходами
Если предприятие функционирует и в процессе формируется мусор, и даже опасные отходы, необходимо в обязательном порядке вести их учет и документировать всю информацию, которая фиксируется в журнале.
Согласно п. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», всем индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, коммерческая и хозяйственная деятельности которых связана с появлением отходов, обязаны следовать закону и в установленном порядке вести учет по накоплению, утилизации или передаче данных объектов третьим лицам. В последнем случае имеется в виду передача специальным учреждениям, которые могут перерабатывать, хранить или проводить захоронение отходов. Порядок учета устанавливается на уровне федерального законодательства и все данные передаются в общегосударственные органы контроля. Также статистический учет осуществляется компетентным исполнительным органом.
Ключевые моменты, которые важно знать каждому предприятию:
-
абсолютно все отходы без исключения должны учитываться в журнале;
-
данный документ обязаны вести не только юридические лица, но ИП, а также частные субъекты хозяйственной деятельности;
-
исключением среди отходов, которые не записываются в журнал, являются следующие: биологические, радиоактивные, медицинские;
-
выбросы опасных веществ в атмосферу, отходы в сточных водах и элементы, разрушающие озоновый слой, не вносятся в учет по журналу движения отходов;
-
если объекты относятся к 1-4 категории , тогда учитывается каждый тип отдельно;
-
в журнал записываются фактические данные по количеству;
-
документ ведется в режиме реального времени по мере того, как формируются отходы или следует их дальнейшая обработка, утилизация и т.д.;
-
годовые итоги по журналу должны быть подведены на 1-ое января или не позднее 25-го января следующего за отчетным годом;
-
журнал может создаваться в бумажной форме или в виде электронного документа, при этом каждый из них имеет равноценную юридическую силу.
Изменение законодательства
До 31 декабря 2020 г. обязанность получать документ о нормативах и лимитах выбросов была у крупных предприятий. Малый и средний бизнес подавал отчет об обращении в уведомительном порядке.
С 1 января 2020 г. различия по форме отчетности для предприятий устанавливается по 1,2,3,4 категории вредности. Классификация определена постановлением №1029 от 28.09.2015 г.
Определена новая форма документации — КЭР (комплексное экологическое разрешение) для предприятий, относящихся к 1 и, если есть НДТ, ко 2 категории.
Сдавать технический отчет в уведомительном порядке нужно организациям, относящимся к 3 категории.
Предприятия 4 категории освобождаются от оформления разрешений, сдачи отчетности.
Текущее разрешение по нормам отходов и лимитов, продолжает действие на указанный срок. Переоформляется ежегодно до получения следующего разрешения в срок до 10 дней от даты действия.
Порядок сдачи отчетности
Отчет сначала необходимо предоставить в электронном виде на веб-портал информационной системы Росприроднадзора (Модуль природопользователя). При правильной регистрации отчета на веб-портале отчёту будет присвоен идентификатор (идентификационный номер), который проставляется в шапке отчета на бумажном носителе на стр. 1, в строке «Электронный идентификатор отчета в информационной системе Росприроднадзора».
Важно:
Без этого номера отчет недействителен! Отчет МСП не подтвержденный бумажным носителем — считается не принятым!
Зафиксировать сдачу отчета на бумажном носителе можно двумя способами:
- Личное посещении Росприроднадзора.
- Отправить отчет по почте с описью вложения заказным письмом с уведомлением.
Отчетность должна быть прошита, скреплена печатью и подписью руководителя отчитывающегося субъекта малого и среднего предпринимательства (индивидуального предпринимателя). Страницы Отчетности должны быть пронумерованы сквозной нумерацией.
Законотворческая лихорадка в прошлом году стала причиной дважды за год изменить форму этого отчёта, и этот год тоже не стал исключением. Приказ Росстата от 12.12.2019 г. N 766 отменился, теперь форму надо подавать по Приказу Росстата от 09.10.2020 N 627. Новая форма 2-ТП (отходы) вводится в действие с отчета за 2021 год. Ее должны предоставлять следующие лица:
- хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами производства и потребления;
- региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО);
- операторы по обращению с ТКО.
Не должны представлять Форму 2-ТП (отходы) хозяйствующие субъекты, относящиеся к субъектам МСП, при одновременном соблюдении для них трех условий:
- образуются только ТКО массой менее 0,1 тонны;
- заключен договор с региональным оператором по обращению с ТКО;
- не осуществляется деятельность по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Напоминаем, что природопользователям необходимо представить форму 2-ТП (отходы) в территориальный орган Росприроднадзора не позднее 1 февраля 2021 года! В форме нужно указывать фактическое образование отходов, при этом медицинские, биологические и радиоактивные отходы в форму не включаются.
Форма 4 – ОС (текущие затраты) образца 2021 года
По форме этой отчётности в 2021 году вышел очередной приказ Росстата от 21.07.2020 N 399 (ред. от 06.08.2020) “Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за сельским хозяйством и окружающей природной средой”. Форму федерального статистического наблюдения N 4-ОС “Сведения о текущих затратах на охрану окружающей среды” предоставляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие природоохранную деятельность.
Согласно приказу:
- Респонденты, имеющие основные фонды природоохранного назначения, осуществляющие у себя природоохранные мероприятия (самостоятельно или в виде потребления сторонних природоохранных услуг), имеющие объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, предоставляют сведения по юридическому лицу (юридическому лицу, имеющему обособленные подразделения), индивидуальному предпринимателю при наличии текущих затрат на охрану окружающей среды и (или) оплаты услуг природоохранного назначения более 100 тысяч рублей в год.
- Если в отчетном году у обособленного подразделения юридического лица объем текущих затрат на охрану окружающей среды и (или) оплаты услуг природоохранного назначения составил менее 100 тысяч рублей, то первичные статистические данные (далее – данные) предоставляются в установленном порядке при условии, что указанные затраты для юридического лица с учетом его обособленных подразделений, расположенных с ним в одном субъекте Российской Федерации, превышали 100 тысяч рублей.
Отчетность по-прежнему подается в Росстат при наличии наблюдаемого события до 25 января года, следующего за отчетным.
Согласно методическим указаниям по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утв. Приказом Минприроды России от 07.12.2020 N 1021, основными задачами при разработке НООЛР является в т.ч. обоснование нормативов образования отходов (см. п. 5 МУ).
Норматив образования отходов определяет установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции. Для обоснования нормативов образования отходов используются:
- сведения, содержащиеся в одном из следующих источников информации показатели, характеризующие образование отходов, в том числе технологические показатели образования отходов, содержащиеся в проектной документации, технологических регламентах, инструкциях, технических условиях, документах в области стандартизации и иных документах, регламентирующих хозяйственную или иную деятельность юридического лица, индивидуального предпринимателя;
- удельные отраслевые нормативы образования отходов;
- сведения о сроке службы материалов и изделий;
- критерии, указывающие на утрату товаров (продукции) потребительских свойств.
При отсутствии перечисленных показателей, нормативы образования отходов могут быть обоснованы расчетным путем с применением следующих методов: расчет по материально-сырьевому балансу, экспериментальный метод, статистический метод.
Ваша первоочередная задача определить именно норматив образования отходов — удельную величину и определять исходя из методов, которые описаны именно во втором разделе МУ.
После того как Вы определите удельные нормативы, тогда уже исходя из них и расчетных единиц (плановых показателей производства продукции, выполнения работ, оказания услуг) сможете определить максимальное значение годового количества образования отходов (п. 20 МУ).
Описание услуги и сроки выполнения
Хозяйствующими субъектами ежегодно составляется и представляется в уведомительном порядке в соответствующие территориальные органы технический отчет по обращению с отходами для подтверждения соблюдения утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, образовавшихся за отчетный период,
Технический отчет по обращению с отходами составляется на бумажном носителе в двух экземплярах, один из которых хранится у хозяйствующего субъекта, а второй, вместе с его электронной версией на электронном носителе, представляется в соответствующий орган исполнительной власти.
Технический отчет должен быть представлен в течении 10 рабочих дней с момента истечения срока очередного года с даты утверждения лимитов.
Срок и способы подачи технического отчета по обращению с отходами
Документ на продление ПНООЛР подается, как указано выше, в территориальный орган природоохранного ведомства по месту расположения объекта производства. Сделать это можно, передав пакет лично ответственному лицу органа Росприроднадзора или через почтовое отправление.
Отчет составляется в двух экземплярах на бумаге. Вместе с ним направляется заявление о продлении лимитов. Если оно удовлетворяется, на втором экземпляре в природоохранном ведомстве ставят соответствующую отметку. Этот документ обязательно сохраняется на предприятии.
Предусмотрен и способ подачи отчетность в электронном виде. Но в этом случае документ обязательно заверяется электронной подписью, которая оформляется в аккредитованных организациях.
Для справки! Продление нормативов не предусмотрено для предприятий, работающих в Байкальской природной зоне. Они обязаны подавать ежегодно ПНООЛР.
Подавать отчет о продлении необходимо не позднее, чем в десятидневный срок после того, как закончилось действие ранее выданного продления. То есть, если предыдущий сдан 20 октября 2019 года, следующий должен подаваться не позднее 30 октября. При этом первый отчет направляется по аналогии. Но отчет проводится с даты подачи ПНООЛР.
Титульный лист технического отчета для продления лимитов (10 Загрузок) Сведения о фактически образованных количествах отходов по подразделениям (5 Загрузок) Сведения о фактически образованных количествах отходов в целом (4 Загрузки) Сведения о фактически использованных, обезвреженных, размещенных, а также переданных для данных целей другим хозяйствующим субъектам, в течение отчетного периода образования отходов (5 Загрузок)
Порядок разработки проекта ПНООЛР
Разработка ПНООЛР идет по следующему алгоритму:
- заказчик передает исполнителю проекта все необходимые документы. Для ускорения процесса исполнитель составляет реестр документов;
- посещение предприятия экологом. Он оформляет перечень отходов по классификации ФККО. Эколог фиксирует технологические этапы, в ходе которых появляются отходы, а также площадки, на которых они хранятся или происходит процесс захоронения;
- подготовительные работы к проекту. К ним относят инвентаризацию источников образующихся отходов, оформление паспортов на каждый вид утиля. В паспорте обязательно указывается класс опасности всех видов мусора. Должно быть получено разрешение на транспортирование, сбор и размещение отходов любых классов опасности, кроме пятого;
- этап согласования ПНООЛР в Росприроднадзоре.
Весь процесс заканчивается получением документа, в котором утверждаются лимиты и нормативы, либо отказ в разрешении и принятии проекта с указанием причин и замечаний.
МСП-отчет (экология) – образец заполнения
В отчетном документе необходимо указать сведения, идентифицирующие субъект хозяйствования, характер отходов, объем их производства, переработки и утилизации. Обязательно приводится информация о контрагентах, с которыми заключены соглашения на размещение или разные формы использования отходного сырья.
Отчет СМП (Росприроднадзор), образец его, можно заполнить при помощи бесплатного программного обеспечения «Модуль природопользователя». Скачать эту программу можно на ]]>сайте Росприроднадзора]]>. Сервис позволяет заполнить документ и распечатать его, скачать в формате Excel, сформировать отчет для отправки в контролирующий орган. МСП-отчет (экология), образец 2018 г., состоит из следующих частей:
- титульная страница;
- раздел 1, в котором приводится информация об отчитывающемся субъекте хозяйствования;
- раздел 2 – данные о контрагентах, которые оказывают услуги по размещению, переработке или обезвреживанию отходных масс (на каждого контрагента заполняется отдельный лист);
- раздел 3, в котором дается характеристика образованных отходов и отображается их объем, движение в отчетном интервале.
Бумажный образец заполнения отчета МСП за 2020 год обязательно должен иметь указание на код электронного идентификатора документа. Получить этот шифр можно после отправки документа в электронном виде.
Что это такое?
В согласованности с вышеуказанной Абсолюцией Правительства РФ, предприятие, проигнорировавшее свое обязательство по предоставлению техотчета о стабильности промышленной активности, может потерять свое разрешение на создание и локализацию техотходов. Чтобы продлить санкционирование, ИП и ЮЛ надлежит составить технический отчет о неизменности производственного процесса. Далее протокол подается на анализирование в отделение Росприроднадзора. Технический отчет можно отправить заказным письмом, при этом непременно нужно запросить извещение о преподнесении. Более подробно с последовательностью предоставления Технического отчета по отходам можно ознакомиться в приказе Росприроднадзора № 643 от 20.09.2007. Важные материалы касательно продления норматива на техотходы находится в приказе Росприроднадзора № 703 от 19.10.2007.