Профессия психолог: особенности и преимущества специальности

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Профессия психолог: особенности и преимущества специальности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Зарплата выпускника профильного ВУЗа на старте карьеры составляет от 10-12 тыс. в регионах, от 20-25 тыс. в Москве и других крупных городах. Такие показатели характерны для муниципальных учреждений, общественных организаций. Со временем уровень оклада повышается до 30-40 тыс. в регионах, до 50-55 тыс. в Москве и областных центрах. Сколько зарабатывают сотрудники частных клиник зависит от типа их занятости, профессионализма, формы работы. В среднем они получают от 70-80 тыс. рублей. Частная практика в России пока не очень распространена, услуга только набирает популярность. Сколько получает такой психолог напрямую зависит от его деловой хватки, опыта, знаний, навыков.

Сколько получают психологи в России

Статистические исследования доказали пользу работы психологов и потребность современного общества в их услугах. Количество профильных клиник стремительно растет, повышается профессионализм представителей области. ВУЗы готовят сотрудников разного профиля и уровня квалификации. Соискателю профессии достаточно выявить свои сильные и слабые стороны, определить интересующее направление и можно приступать к построению перспективной карьеры.

Особенности деятельности практического психолога

Профессия практического психолога в последнее время становится всё более востребованной. В наше время каждый человек сталкивается с рядом сложных ситуаций (неприятности на работе, разногласия с начальником, конфликт в семье, неудачи, стрессы и т.д. и т.п.). Практический психолог помогает человеку преодолеть стресс, увидеть собственную ситуацию со стороны, иначе отнестись к ней и, если нужно, принять решение или изменить свое поведение, найти новые возможности выхода из сложной ситуации, а также вновь приобрести возможности и способности справляться в дальнейшем с проблемами самостоятельно.

Эго в свою очередь создает все необходимые предпосылки для придания ей характера массовой профессии, необходимой не только в каждом населенном пункте, но и, возможно, в каждой организации.

Кроме того, в связи с современными достижениями в области информационных технологий и массовым распространением компьютерной сети Интернет работа практического психолога приобретает еще большую географическую распространенность. К примеру, в России уже разработаны и успешно функционируют сайты виртуальной психологической помощи. Эго бурно развиваемая сейчас область психологических услуг в Интернете. Здесь проводятся индивидуальные психологические консультации по электронной почте и с помощью системы ICQ. Предоставляется удобное для клиента время в соответствии с рабочим графиком специалистов в будние дни. Однако консультации практического психолога возможны и по выходным дням.

Как стать профессиональным психологом

Разобравшись, какие бывают специальности в направлении, рано приступать к выбору ВУЗа. Сначала стоит оценить свои сильные и слабые стороны, цели, особенности характера. Люди, которых привлекает только потенциально высокая зарплата психолога, редко добиваются успеха и получают удовольствие от работы

Важно помнить, что основная цель специалиста – помощь людям в решении их проблем

Характеристика человека, способного стать хорошим психологом:

  • высокий уровень толерантности к чужим недостаткам, особенностям, причудам;
  • умение слушать людей, не осуждая их поступки;
  • способность оценивать ситуацию в жизни собеседника, сопереживая, но не зацикливаясь на чужих проблемах;
  • стремление постоянно учиться, повышать уровень интеллекта и профессиональный уровень;
  • тактичность, терпение, красивая и понятная речь;
  • наблюдательность, уверенность в себе, умение спокойно реагировать на нестандартные ситуации;
  • приятная внешность, располагающие к себе манеры;
  • хорошая память, способность быстро анализировать информацию.

Где можно выучиться на психолога

Получить профессию психолога сегодня предлагают многие университеты

и
институты страны
. Как правило, это гуманитарные, педагогические, многопрофильные
учебные заведения
. Поступать в
вузы
можно
после 11 класса
, ссуза. Здесь же можно получить второе высшее образование или пройти курсы переквалификации.
Какие предметы нужно сдавать
при поступлении, каждый определяет сам. Как правило, проводятся вступительные испытания в форме
ЕГЭ по следующим предметам
: ✎ Русский язык ✎ Иностранный ✎ Биология ✎ В некоторых вузах математика и история Возможны также дополнительные
экзамены
. Например, по физической подготовке, если институт готовит будущих или .
В 2021 году
для абитуриентов откроют двери факультеты психологии следующих вузов: • МГУ им. Ломоносова • Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ) • Российский государственный социальный университет (РГСУ) • Московский педагогический государственный университет (МПГУ) • Московский городской педагогический университет (МГПУ) • Российский университет дружбы народов (РУДН)
Сколько лет учиться
на психолога, зависит от формы обучения: • 4 года составляет срок студенчества по очной форме • 3,5 года получают второе высшее • 4 года и 6 месяцев учатся на заочном отделении

Читайте также:  Оформление сотрудников по договорам ГПХ: преимущества и подводные камни

Глава 1.1. Особенности профессиональной деятельности психолога-консультанта. Теоретический анализ модели «идеального» психолога-консультанта.

Проблеме изучения особенностей профессиональной деятельности психолога-консультанта и портрету «идеального» психолога посвящено большое количество исследований (Ю.Б. Алешина, 2000; Г.С. Абрамова, 1998; Р. Кочюнас, 1999; Р. Мэй, 2001; Р.С. Немов, 2000; К. Роджерс, 1994; Н.А. Аминов, М.В. Молоканов, 1992; Е.Э. Смирнова, 1977). Отмечается, что необходимо определить личностные особенности специалиста, которые обеспечивают успешность его профессиональной деятельности (Е.Э. Смирнова, 1977). Необходимость обсуждения этого вопроса связана, прежде всего, на мой взгляд, с тем, что работа психолога-консультанта очень специфична своим предметом – индивидуальностью человека. Р.Кочюнас говорит, что личность консультанта выделяется почти во всех теоретических системах как «важнейшее целительное средство» в процессе консультирования. «По существу основная техника психологического консультирования – это «я – как – инструмент» (23, c.25). Специфичность проявляется и в том, что сам психолог тоже выступает как индивидуальность, как человек, имеющий на нее полное право. В этом смысле возникает множество проблем, связанных с социальным статусом профессии психолога-консультанта, например, проблема критериев эффективности его работы, уровня его квалификации, в конечном счете, проблемы подготовки психологов-консультантов.

Важной особенностью психологического моделирования личности является учет основных факторов, оказывающих формирующее влияние на коммуникативную компетентность личности психолога – характер деятельности, система отношений с другими людьми и прочее. Модель «перспективного» специалиста строится на основе экспертных оценок (Г.Е. Леевик, 1982).

При построении модели специалиста метод моделирования широко использовался в социологии. Е.Э. Смирнова модель специалиста раскрывает обобщенно «в виде…образца специалиста, которого высшая школа должна выпустить из своих стен».

Каким же должно быть сочетание свойств личности, которое в наибольшей степени обеспечивало бы успех консультирования?

Хотя исследований в этой области много, однако, единого ответа о свойствах личности, способствующих эффективной работе консультанта, к сожалению, нет.

Определение критериев оценки продуктивности уровня коммуникативной деятельности психолога-консультанта позволяет представить желательные коммуникативные качества профессионала для эффективного осуществления стоящих перед ним практических задач.

Г.С. Абрамова считает, что «эмпирически очевидные показатели, которые служат для проверки валидности теста, обозначаются термином критерий.» (1, с.34). Критерием чаще всего бывает проявление изучаемой характеристики в повседневной жизни. Другими словами, критерий – это очевидный показатель тех характеристик личности, определяемый независимо от предъявления теста.

Известны такие исследования, в которых осуществляется изучение связи и влияние определенного качества (коммуникативная компетентность) на эффективность деятельности профессионала, что дает возможность, учитывая результаты исследования, расценивать составляющие изучаемого качества как желательные или нежелательные для психолога-консультанта, т.е. способствующие или препятствующие оптимальному уровню функционирования коммуникативной компетентности у специалиста, и таким образом входящие или не входящие в модель коммуникативной компетентности эффективного профессионала.

Дадим определение «продуктивной деятельности» – «это специфический вид человеческой активности, направленной на творческое преобразование, совершенствование действительности и самого себя.» (30, с. 76). Это деятельность, которая приносит ощутимый желаемый результат, имеет конечной своей целью создание какого-либо продукта, например, в качестве продукта может выступать приобретенное умение активно слушать. Более подробное освещение проблемы изучения личности профессионала, его коммуникативных способностей, позволит нам подойти к выявлению критериев оценки данных способностей, которые определяются на материале научных источников.

Несомненно, что коммуникативная компетентность психолога-консультанта находится в прямой зависимости то личностных качеств специалиста, личность психолога оказывает влияние на выбор стиля и способов воздействия.

Качества, необходимые психологу-консультанту, условно можно разделить на 3 сферы:

1. Коммуникативная сфера.

2. Эмоционально-волевая сфера.

3. Познавательная сфера.

Перейдем к рассмотрению качеств, составляющих эти сферы.

1. Коммуникативная сфера.

Эта сфера, по моему мнению, является основной, т.к. психологу-консультанту постоянно приходится иметь коммуникативные связи с другими людьми (клиентами) и умение устанавливать раппорт и поддерживать контакт является необходимым для подобного специалиста.

Необходимой базой для развития этой сферы является такое качество, как потребность в общении с другими людьми. То есть изначальное желание быть включенным в межличностное общение, ориентация на совместную деятельность. Известно, что общительность обеспечивает успех в профессиях, главной особенностью которых является межличностный контакт. Однако в исследовании М.Р. Битяновой (1991), также, как и исследовании Е.И.Рогова (1995), указывается на нежелательность аффектотимии (высокие показатели по фактору общительность), т.к. личность с высокими оценками по данному фактору подвержена аффективным переживаниям, характеризуется сильными колебаниями настроения в течение дня. Излишнюю общительность Е.И. Рогов относит к деформированности личности, вызванной спецификой профессиональной деятельности (1995). Вышеперечисленные факты относятся к профессии педагога, учитывая смежность с профессией психолога, и были приведены эти данные, однако важно помнить о специфике работы психолога.

Следующее важное качество – способность к эмпатии. «Так, одним из важнейших качеств психолога-консультанта некоторые исследователи называют эмпатию (Н.А. Аминов, М.В. Молоканов, 1992; К. Роджерс, 1994). В качестве особых форм эмпатии выделяют: сопереживание – переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек, через чувствование и отождествление с ним; сочувствие – переживание субъектом тех же эмоциональных состояний по поводу чувств другого, способность понимать аффективные ориентации; когнитивную эмпатию, бизирующуюся на интеллектуальных процессах (сравнение, аналогия и анализ); предикативную эмпатию, проявляющуюся как способность человека предсказывать аффективные реакции другого; эмпатия как социальный инсайт, субъект как бы реконструирует внутренний мир другого человека; эмпатия может рассматриваться как эмоциональное состояние, возникающее при виде переживаний другого; эмпатия рассматривается (школа психоанализа) как свойство врача при взаимодействии с больным, как рефлексивная эмпатия, как способность понять человека при деформации его защитных механизмов и т.д.» (55).

Читайте также:  Ассигнования и лимиты бюджетных обязательств это одно и тоже

Второй уровень коммуникаций, который также необходимо учитывать специалисту, работающему с людьми – это невербальные коммуникации.

В результате анализа данной работы, очевидно, что и личность, и профессиональная квалификация должны учитываться при оценке человека как практического психолога.

Для психолога особое значение приобретают профессионально важные личностные качества. Психолог является не только носителем психологических знаний. Психолога оценивают с позиции его соответствия идеальному образу человека, воплощающего в жизнь позитивные результаты, достигаемые им с помощью эффективных психологических методик и технологий. От личностной, жизненной, профессиональной успешности психолога зависит его убедительность, а также эффективность работы в целом.

В процессе профессионального становления и развития личностные качества психолога трансформируются под влиянием профессиональных требований. Профессиональный психолог не может поступать не адекватно ситуации. Профессиональная позиция наряду с профессиональными средствами деятельности наполнена и профессиональными, и личными качествами человека. Во многом личные и профессиональные качества психолога совпадают, разделение всегда условно. Личная позиция может выстраиваться на основе профессиональных знаний, умений. Необходимым же для эффективного функционирования является способность адекватно занимать и менять позиции в процессе любых видов деятельности.

Результаты исследования развитии профессионально важных качеств личности специалиста в области психологии показывают, что психолог должен владеть целым рядом углубленных знаний и практический умений. Выпускник высшего учебного заведения по специальности «психология» должен удовлетворять этим требованиям. Помимо этого, для успешной работы психолог должен постоянно повышать уровень своей профессиональной компетентности, участвовать в курсах повышения квалификации, специализированных семинарах по отдельным проблемам психологии. Самоанализ опыта работы и самосовершенствование профессиональных умений помогают психологу достигать более высоких результатов в своей деятельности. Вместе с тем, несмотря на значимость и результативность проведенных исследований, ряд проблем личностного развития и профессионального становления студента-психолога все еще остается малоизученным.

Таким образом, основой успешной профессиональной деятельности психолога, по моему мнению, является высокий уровень развития личности специалиста, который в свою очередь является условием, обеспечивающим возможности системного видения профессиональной деятельности, построения концепции своей профессиональной деятельности и ее дальнейшего развития.

Список использованных источников

  • Абрамова Г.С. Практическая психология: Учебник для судентов вузов. Изд. 6-е, перераб. и доп. — М.: Академический проект, 2001. — 480 с.
  • Анастази А. Психологическое тестирование: Книга 1; Пер. с англ. / Под ред. К.М. Гуревича, В.И. Лубовского. — М.:Педагогика, 1982. — 320 с.
  • Браун Дж. Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии. — СП16.: Питер, 2001. — 352 с.
  • Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. — СТ16.: Питер, 2001. – 304 с.
  • Хъелл Л. Зиглер Д. Теории личности (основные положения, исследования и применение). — СП16.: Питер Ком, 1998. -608 с.
  • Аверин В.А. Психология личности: Учебное пособие. 2-е изд. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001. – 191 с.
  • Карандашев В.Н. Введение в профессию. М.: Смысл, 2000. — 288 с.
  • Климов Е.А. Психология профессионала. М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 400 с.
  • Куликов Л.В. Практическая психология: Советы и рекомендации. СПб., 1994. – 293 с.
  • Меновщиков В.Ю. Введение в психологическое консультирование. М.:Смысл, 1998. – 109 с.
  • Таланов В.Л., Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. – СПб.: Сова, М.: ЭКСМО, 2005. – 928 с.
  • Шнейдер Л.Б. Пособие по психологическому консультированию: Учебное пособие. – М.: Ось-89, 2003. – 272 с.

Круг обязанностей специалиста

Задача врача-психиатра – оказание квалифицированной психотерапевтической помощи, основанной на современных методиках диагностики, лечения, реабилитации и профилактики. Такая помощь необходима, если под влиянием процессов, происходящих в нервной системе пациента, наблюдаются поведенческие расстройства.

На первом приеме психиатр проводит беседу с пациентом, собирает анамнез, выявляет нарушения мозговой деятельности и их источник, разрабатывает план терапии. Кроме опроса специалист использует тестирование, с помощью различных методик выявляет особенности мышления и интеллектуальных функций. На основании полученной информации врач разрабатывает индивидуальную схему, которая может включать лекарственные, инструментальные и психотерапевтические методы. Наиболее популярные инструменты восстановления нормального функционирования психики: аутотренинг, гипноз, занятия в группах.

Психиатр занимается:

  • первичным консультированием пациентов;
  • сбором анамнеза;
  • медицинским обследованием;
  • постановкой первичного диагноза;
  • разработкой схемы лечения с учетом индивидуальных особенностей течения заболевания;
  • регулярными осмотрами пациента;
  • оформлением медицинской документации;
  • ведением истории болезни.

Организационное оформление практической психологии в нашей стране

Организационно-структурное оформление практических психологов в нашей стране связывается с началом 70-х гг. XX столетия, когда были разработаны теоретические и организационные основы психологического обеспечения профессиональной деятельности, оказания психологической помощи населению, а также накоплен опыт организации первых подразделений этой службы. Именно в это время начинают создаваться первые психологические службы и психологические консультации.

В настоящее время к ним относятся специализированные психологические подразделения предприятий, учебных заведений, дошкольных учреждений и т.п. (самостоятельные или входящие в состав кадровых служб, служб социального развития) и различные профессиональные психологические консультации — служба семьи и брака, профконсультации и профориентации, центры и службы психологического здоровья, управленческого консультирования. Специалисты-психологи входят в состав консультационных подразделений, занимающихся общенациональной и отраслевой эффективностью, повышением квалификации руководящих кадров, повышением эффективности управления кадрами, финансами, маркетингом и сбытом, а также в состав отделов и подразделений, осуществляющих внутреннее управленческое консультирование в крупных частных и государственных организациях, включая организационные, методические и иные услуги для правительства. Наибольшее развитие психологические службы получили в Вооруженных силах, промышленности и образовании.

Основными целями профессиональной деятельности практических психологов являются: психологическое изучение объекта, включающее его исследование, объяснение, описание и прогнозирование развития, а также психологическое управление данным объектом (человек, группа), а также психологическое управление — воздействие на объект, осуществляемое квалифицированными специалистами при помощи методов и средств практической психологии в целях изменения его психологических характеристик.

Рассматривая организацию как потенциальный объект комплексного психологического воздействия, можно выделить несколько организационных уровней и соответствующих этим уровням задач:

  • уровень всей организации. Здесь в качестве ведущих выступают задачи совершенствования организационной структуры, методов управления, стабилизации и развития кадров, социального развития коллектива, психологического обеспечения рекламной деятельности и т. п.;
  • уровень первичного коллектива. Наиболее значимыми на данном уровне являются задачи обеспечения благоприятного социально-психологического климата, межличностной совместимости, эффективности групповой деятельности, предупреждения конфликтов и т.п.;
  • уровень отдельного человека. На этом уровне психологами решаются задачи организации рабочего места, оптимизации психофизиологического состояния, предупреждения негативных состояний, деформаций личности, решения отдельных психологических проблем.

Документация педагога-психолога

В качестве обязательных документов педагог-психолог должен иметь: 1) план работы на год, утвержденный руководителем учреждения;

  • планы работы на месяц, на день (неделю) и отчеты об их выполнении;
  • индивидуальные психодиагностические материалы, которые хранятся до выпуска обучающихся из учреждения образования;
  • график работы;
  • аналитические отчеты о работе за год;
  • отчеты и аналитические материалы о реализации программ психологической поддержки и планов оказания помощи конкретным категориям обучающихся, воспитанников, родителям;
  • журнал учета консультаций обучающихся, воспитанников, родителей, педагогов;
  • перечень психологических методик, используемых в работе.

При увольнении педагог-психолог обязан оставить в учреждении образования все документы и материалы, касающиеся профессиональной деятельности, за исключением литературы, приобретенной за счет собственных средств.

• Реализация решений консилиума (педсовета): инди-видуальные занятия с детьми, встречи с родителями, консультации учителей.

• Анализ работы с учащимися, подготовка отчетныхматериалов.

• Индивидуальное консультирование родителей.Пятый класс

Цель работы психолога – создание условий для успешной социально-психологической адаптации к новой социальной ситуации.

Моя работа: помощь подросткам в профориентации

Я заинтересовалась темой профориентации, когда работала в школе. Помощь в самоопределении — одна из задач школьного психолога.

Ко мне часто приходили ребята с вопросами, как понять себя и найти своё призвание, свой путь, выбрать профессию. Я поняла, насколько эта тема актуальна, и стала искать разные способы и методики самоопределения для подростков.

Так я нашла компанию Smart Course, которая как раз и предлагает такие услуги для подростков. Мне очень понравился их подход к профориентации: они не говорят «Тебе надо быть тем-то», а учат ребят, как сделать самостоятельный осознанный выбор. Позже, когда я искала работу, сотрудники Smart Course сами нашли меня и позвали в команду. Я прошла у них специальный курс для наставников и стала работать в этом направлении.

Личные качества психолога

Для выполнения должностных обязанностей, специалисту требуется набор оперделенных личностных характеристик:

  • Эмпатия – умение представлять себя на месте другого;
  • Способность к сопереживанию;
  • Открытость;
  • Коммуникабельность;
  • Самообладание;
  • Сохранение отстраненности, для объективной оценки;
  • Конгруэнтность – формулировка оценочных суждений, соответствующих масштабам проблематики;
  • Доброжелательность;
  • Умеренное хладнокровие;
  • Эрудированность;
  • Организованность;
  • Пунктуальность;
  • Интерес к узнаванию личности другого человека;
  • Стремление к самосовершенствованию и развитию;
  • Умение признавать свои ошибки и своевременно их исправлять;
  • Стрессоустойчивость;
  • Здоровая рефлексия – объективный самоанализ и самокритика;
  • Использование понятийного мышления для разбора нестандартных случаев.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *