Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Снова перенесены многие сроки, связанные с требованиями по учету электроэнергии». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В новых ПТЭЭП управление электроустановками это не есть только назначение ответственного лица. Сделана попытка прописать его именно, как процесс управления, введена норма, регламентирующая управление электроустановками.
Главные изменения в ПТЭЭП-2023
7 октября 2022 года Минюст России зарегистрировал приказ Минэнерго № 811 от 12 августа 2022 года. Таким образом, новые правила технической эксплуатации электроустановок потребителей (далее — ПТЭЭП) вступают в силу с 7 января 2023 года.
Это огромное потрясение для всех, кто связан с электроустановками, так как по предыдущим ПТЭЭП специалисты работали без малого 20 лет. Но уже в 2023 году им придется перестраиваться. На первый взгляд, Правила значительно «отощали», но не потому, что стало меньше требований к потребителям электроэнергии. Просто чиновники в документе дали отсылки на изданные нормативные правовые акты.
Мы сравнили два документа и нашли 22 важнейших изменения в ПТЭЭП, которые придется учитывать руководителям компаний и специалистам по охране труда. Каждому из них дали экспертную оценку, а также по пунктам рассказали, что учесть, что изменилось, какие дополнительные документы подготовить. Всю эту информацию найдете в таблице. Скачайте ее в конце статьи.
В какие сроки организовать внеочередную проверку знаний
ПТЭЭП не содержат указаний, когда нужно проводить внеплановое обучение и экзамен для работников. Они дают отсылку к Приказу № 796, в котором точные сроки также не установлены.
Внеочередная проверка знаний проводится:
- по решению руководителя — при вступлении в силу новых отраслевых актов в сфере электроэнергетики, знание которых обязательно по должности, в объеме новых требований;
- при переводе работника на новую должность (для рабочих — на новое рабочее место), в другой филиал (представительство), структурное подразделение в пределах одной организации, если должностные обязанности (трудовые функции) работника требуют дополнительных знаний;
- при вводе в эксплуатацию нового оборудования и изменениях технологических процессов, требующих дополнительных знаний работников — в объеме изменений;
- по решению руководителя — при установлении фактов нарушений работниками требований к обслуживанию и эксплуатации оборудования, требований охраны труда и пожарной безопасности;
- если необходимость проведения внеочередной проверки знаний указана в качестве противоаварийного мероприятия в акте расследования причин аварии в электроэнергетике или предусмотрена актом расследования несчастного случая на производстве;
- на основании предписания Ростехнадзора;
- при перерыве в работе по данной должности (рабочему месту) более 6 месяцев.
В каждом случае объем и порядок проведения внеочередной проверки знаний определяет председатель комиссии по проверки знаний.
Обратите внимание, что новые Правила обучения по охране труда № 2464 не распространяются на обучение по требованиям нормативных правовых актов уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов государственного контроля (надзора) — п. 5 Правил № 2464. Установленные в них сроки в 60 дней не обязательно соблюдать при внеочередной проверке знаний по ПТЭЭП.
Мы рекомендуем руководствоваться тем, что ПТЭЭП относятся к обязательным требованиям по ст. 3 № 247-ФЗ от 31.07.2020. С момента их официального опубликования до вступления в силу дано три месяца, чтобы потребители электроэнергии могли провести все подготовительные мероприятия.
Мы считаем, что внеочередную проверку знаний по ПТЭЭП № 811 нужно завершить до 7 января 2023 года. В этих целях:
- Руководитель издает приказ о внеочередной проверке знаний. В нем он создает комиссию, определяет контингент (список работников).
- Председатель комиссии утверждает график внеочередной проверки знаний и ее объем.
- Результаты проверки знаний оформить протоколом и записью в удостоверении по Приказу Минэнерго № 796.
Структура и объём ПТЭЭП
Первое, что замечаешь при сравнении старых и новых ПТЭЭП – это объем. Он сократился на 90%! В старых Правилах было 274 страницы, а в новых их всего 27.
Кроме того, новые Правила меньше приложений и они менее объёмные. В старых ПТЭЭП большую 146 страниц занимали именно приложения, а сами Правила всего 128.
Второе – структура. Новые ПТЭЭП проще по структуре – в них есть только главы, тогда как в старых были не только главы, но и разделы и более трёх десятков приложений, на которые приходился больший объем документа.
В новые ПТЭЭП не включены требования, рассматриваемые в ПОТЭУ, ПТЭЭС, Правила работы с персоналом, Правила переключений в электроустановках и прочих.
Так, в новые ПТЭЭП не вошли требования всех 12 глав раздела 2 старых ПТЭЭП, регламентирующие требования по организации и осуществлению эксплуатации электрооборудования и электроустановок общего назначения потребителей:
- силовых трансформаторов и реакторов;
- распределительных устройств и подстанций;
- воздушных линий электропередачи и токопроводов;
- кабельных линий;
- электродвигателей;
- устройств релейной защиты, электроавтоматики, телемеханики и вторичных цепей;
- заземляющих устройств;
- защит от перенапряжений;
- конденсаторных установок;
- аккумуляторных установок;
- средств контроля, измерений и учёта;
- электрического освещения.
Эксплуатацию указанного оборудования следует выполнять в объёме, предусмотренном для указанных видов оборудования и устройств в ПТЭЭСС.
До минимума сокращены нормы, регламентирующие переключения в электроустановках, диспетчерское и оперативное управление, а также требования к персоналу, которые перекочевали в Правила работы с персоналом, где раскрыты глубоко и подробно.
Кроме ранее указанного раздела 2, в новые ПТЭЭП не вошли:
- главы 1.5 – 1.8 из раздела 1 старых Правил;
Глава 1.5. Управление электрохозяйством |
Глава 1.6. Техобслуживание, ремонт, модернизация и реконструкция |
Глава 1.7. Правила безопасности и соблюдения природоохранных требований |
Глава 1.8. Техническая документация |
А) Решение Арбитражного суда Красноярского края от 04.02.2021 № А33-15395/2020, постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 04.06.2021 № Ф04-2363/2021 по делу № А45-23700/2020, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2021 № 15АП-1111/2021 по делу № А32-157/2020
Изменения, внесенные в Основные положения № 442 постановлением Правительства РФ от 18.04.2020 № 554, вступили в силу с 01.07.2020, придание им обратной силы законодательством не предусмотрено. В связи с этим данные изменения не применяются к правам и обязанностям, возникшим до 01.07.2020.
Б) Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2021 № 10АП-8082/2021 по делу № А41-67377/2020
Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Постановление Правительства РФ от 21.12.2020 № 2184 не содержит условий о его распространении на отношения, возникшие до введения постановления в действие. Начало действия новой редакции – 31.12.2020, следовательно она не может применяться к спорному периоду, возникшему до указанной даты.
Решение Арбитражного суда Челябинской области от 16.12.2020 по делу № А76-3640/2020
Приборы учета электроэнергии, используемые для определения объема поставленной электроэнергии в отношениях между истцом и ответчиком, установлены на объектах электросетевого хозяйства, принадлежащих третьим лицам (сетевой организации и иному владельцу сетей, не являющемуся сетевой организацией).
Из норм Основных положений № 442 (в действующей редакции) следует, что обязанность по снятию показаний расчетных приборов учета лежит на третьих лицах, в границах объектов электросетевого хозяйства которых установлены спорные приборы учета.
Поскольку истец (потребитель) не имеет заключенных договоров с третьими лицами, последние не обязаны передавать показания приборов учета истцу.
В силу пунктов 159, 161 Основных положений № 553 показания расчетных приборов учета (в том числе их почасовые значения) третьи лица обязаны передавать ответчику, поскольку связаны с гарантирующим поставщиком (ответчиком) договорами купли-продажи электрической энергии (мощности), договорами энергоснабжения.
Ответчик, в свою очередь, должен передавать такие сведения истцу.
Оценив предложенные сторонами редакции пунктов договора купли-продажи электрической энергии (мощности), суд считает их противоречащими Основным положениям № 442, поскольку они предусматривают возложение обязанности по снятию показаний приборов учета на истца и ответчика cоответственно, в то время как обязанным лицом является собственник (владелец) объектов электросетевого хозяйства, в границах которых установлены спорные приборы учета.
Кому необходимо заменить счётчик электроэнергии?
во первых
С появлением мощной современной бытовой техники духовые шкафы, микроволновки, электрочайники, мультиварки, хлебо-печи, кондиционеры. электропотребление наших квартир значительно превысило номинал старых счётчиков, они получают значительные перегрузки, что приводит к выходу электросчётчика из строя, даже к пожарам. Современные электросчетчики — рассчитаны на ток до 80 ампер.
во вторых
В соответствие с п. 142 Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 года №442, «О функционировании розничных рынков электрической энергии…», для учета электроэнергии гражданами-потребителями используются приборы только класса точности 2,0 и выше (1,0).
Осторожно, мошенники!
Не всем понятен смысл и порядок нововведений. И этим пользуются мошенники. Они стараются навязать хозяевам квартир платные услуги.
Сейчас обслуживающая организация письменно уведомляет собственников о необходимости замены старого электросчетчика, у которого закончился срок эксплуатации, на новый.
В интернете несложно купить базу данных собственников с данными электросчетчиков. Мошенники обзванивают клиентов, манипулируя законами. Основная задача мошенников — заставить собственника поменять прибор за свой счет.
Нередко они делают обход квартир и с помощью запугивания большими штрафами заставляют менять исправный электросчетчик. Составляют договор на продажу электросчетчика и услуги на его замену. Берут деньги. А для установки пломбы рекомендуют обратиться в службу энергосбыта.
Запомните: менять электросчетчики теперь обязаны бесплатно. Если вам предлагают купить прибор, требуют деньги, значит, это мошенники.
Подать в суд на неправомочные действия третьей стороны невозможно. Собственник подписывает договоры и платит за приобретенное оборудование и услуги добровольно.
Если собственнику навязывают услугу по замене электросчетчика, необходимо звонить в организацию, выяснить, направлялись ли специалисты по вашему адресу.
Министерство энергетики
Москва, 28 декабря. – Президент Российской Федерации Владимир Путин разработанный Минэнерго России Федеральный закон
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с развитием систем учета электрической энергии (мощности) в Российской Федерации»
. Закон вводит единые требования к интеллектуальным приборам и системам учета электрической энергии, что предоставляет возможность субъектам электроэнергетики бороться с коммерческими потерями электрической энергии (хищениями).
В период работы над документом Минэнерго России, учитывая диалог с Федеральным Собранием Российской Федерации, предусмотрело перенос обязанности за установку, эксплуатацию, поверку и замену приборов учета электрической энергии с потребителей на поставщиков энергоресурсов: в отношении многоквартирных домов — на гарантирующих поставщиков, а в отношении прочих потребителей – на сетевые организации. Таким образом, с 1 июля 2022 года потребитель освобождается от обязанности эксплуатировать прибор учета, информировать кого-либо о выходе прибора учета из строя, устанавливать новый прибор учета. За потребителем сохраняется единственная обязанность — обеспечивать целостность прибора учета, и то только в случае, если прибор учета находится в границах земельного участка или внутри помещения потребителя.
Законом предусмотрено: — в случае выхода из строя (утраты) прибора учета или истечения его межповерочного интервала гарантирующий поставщик или сетевая организация обязана возобновить учет электрической энергии путем установки нового прибора учета; — с момента замены гарантирующим поставщиком/сетевой организацией прибора учета на новый понятие безучетного потребления в отношении потребителя исключается, кроме случаев вмешательства в работу прибора учета, находящегося в границах объектов потребителя; — многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию после 1 января 2022 года после осуществления строительства, должны быть оснащены интеллектуальными приборами учета, и до ввода дома в эксплуатацию в целях обеспечения обязательств гарантирующего поставщика по организации учета должны быть переданы застройщиком ему на обслуживание; — потребителю и субъектам электроэнергетики должна быть предоставлена возможность получения на безвозмездной основе данных прибора учета, в том числе посредством интеллектуальной системы учета. Иные владельцы приборов учета также не должны препятствовать получению данных с принадлежащих им приборов учета и требовать за это плату; — расходы на организацию учета в пределах нормативной стоимости, определяемой Минэнерго России, учитываются в сбытовой надбавке/тарифе на передачу.
Экономия, достигнутая в результате сокращения издержек, сохраняется на 10 лет. В Минэнерго России уверены, что подписанный Президентом Российской Федерации закон позволит значительно ускорить процесс цифровизации электроэнергетики, а также будет являться действенным инструментом по борьбе с неплатежами за электрическую энергию.
Такая необходимость неоднократно подчеркивалась в целом ряде поручений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, рекомендациях палат Федерального Собрания Российской Федерации, протоколах заседаний Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам стратегии развития ТЭК и экологической безопасности.
Важные изменения правил учета электроэнергии в законодательстве!
/ By / В конце 2022 года был принят важный документ, меняющий порядок учета электрической энергии — Федеральный закон от 27 декабря 2022 г.
N 522-ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с развитием систем учета электрической энергии (мощности) в Российской Федерации»
. Основные изменения:
- Обязанность по обеспечению коммерческого учета электроэнергии полностью перекладывается на электроснабжающую организацию с 1 июля 2022 года;
- Предусмотрена возможность установки технические средства удаленного ограничения режима потребления при необходимости.
- Многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию после осуществления строительства, должны быть оснащены индивидуальными, общими (для коммунальной квартиры) и коллективными (общедомовыми) приборами учета электрической энергии, которые обеспечивают возможность их присоединения к интеллектуальным системам учета электрической энергии (мощности) с 1 января 2022 года.
- Введено понятие «интеллектуальная система учета электрической энергии (мощности)»;
Коротко разберем изменения: Интеллектуальная система учета электрической энергии (мощности) — совокупность компонентов и устройств, предназначенная для удаленного сбора, обработки, передачи показаний приборов учета электрической энергии, обеспечивающая информационный обмен, хранение показаний приборов учета электрической энергии, удаленное управление ее компонентами, устройствами и приборами учета электрической энергии (в том числе подобные системы могут оснащаться техническими средствами удаленного ограничения режима потребления).
С 1 января 2022 года «умные счетчики» будут устанавливаться во всех вновь введенных в эксплуатацию МКД. С 1 января 2022 года все вновь устанавливаемые счетчики должны быть «умными».
С 1 января 2023 года планируется полностью перейти на интеллектуальные системы учета электрической энергии. С 1 июля 2022 года в ходе обеспечения коммерческого учета электроэнергии энергоснабжающая организация обязана осуществлять приобретение, установку, замену, допуск в эксплуатацию приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, а также нематериальных активов, которые необходимы для обеспечения коммерческого учета электрической энергии, при отсутствии, выходе из строя, истечении срока эксплуатации или истечении интервала между поверками приборов учета электрической энергии, в том числе не принадлежащих энергоснабжающей организации, а также последующую их эксплуатацию.
Другими словами с потребителей снимаются практически все действующие сейчас обязательства по организации учета, требующие дополнительных затрат: приобретение счетчика электроэнергии, обеспечение сохранности пломб на счетчике, поверка счетчика и его ремонт. При это с 1 июля 2022 года потребитель будет обязан лишь:
- своевременно и в полном объеме вносить плату за потребленную электроэнергию.
- обеспечить при необходимости доступ к прибору учета представителей энергоснабжающей организации;
- при обнаружении неисправностей и повреждений прибора учета сообщить об этом в энергоснабжающую организацию;
Электросчетчики: как будет проводиться поверка и замена с января 2021 года
Законодательство РФ предписывает направлять средства, полученные от собственников, не установивших счетчики, дополнительно в результате применения коэффициента, на обслуживание имеющихся систем.
Существует некоторое отклонение, освобождающее от повышенных тарифов при следующих обстоятельствах:
- в быту используется горячая вода, полученная при конвертировании в источник отопления;
- потребление водных ресурсов и электроэнергии жильцами коммунальных квартир;
- использование водного ресурса при водоотведении;
- техническая невозможность установки приборов учета ввиду особенностей конструкции дома.
К числу домов, где установка счетчиков невозможна, относят аварийные дома, ветхие, подлежащие сносу строения, здания, требующие капитального ремонта.
Существует еще один показатель, который должен быть соблюден при освобождении от повышающего коэффициента: энергопотребление – не более 5 киловатт, отопление – до 0,2 гКал/час.
В вышеозначенных домах ни представители УК, ни сотрудники определенных коммунальных служб не вправе выполнять экспертизу на предмет возможности установки приборов. Ограничивающие критерии, как правило, находят свое отражение в основной техдокументации объектов.
- если исчисление идет в кубических метрах, то расчет производится таким же способом, как и для холодного водоснабжения;
- если по двухкомпонентному тарифу, то отдельно учитывается оплата за холодную воду и отдельно за тепловую энергию. В таком случае расчет производится по другому подходу – объем воды, который положен по норме потребления, умножают на компонент холодной воды, объем тепла, которые необходимы для поддержания необходимой температуры горячей воды. К полученной сумме применяется повышающий коэффициент.
Установка внутриквартирных приборов учета тепла собственниками жилых помещений, а также такие же действия со стороны управляющей компании, товарищества совладельцев жилья, жилищных кооперативов по оборудованию общедомового узла учета позволяют оплачивать тепловую энергию по факту потребления.
Важные изменения правил учета электроэнергии в законодательстве!
Главное новшество – если раньше собственникам жилых помещений вменялось в обязанность следить за исправным состоянием счетчиков электроэнергии, через которые осуществлялось электроснабжение жилого дома/квартиры, то теперь такая обязанность на законодательном уровне отменена.
Следить за исправность счетчика (в том числе, чтобы у него не истек срок поверки) теперь должны энергокомпании. В отношении приборов учета электроэнергии в многоквартирном доме эта обязанность возложена на энергосбытовую компании, которая поставляет электроэнергию в многоэтажку. В частных домах за состояние счетчика отвечает электросетевя компания, от линии которой запитан дом.
При этом, уточним, новации коснулись только счетчиков электроэнергии. Со счетчиками воды, газа и тепла все обстоит, как и прежде. За состояние приборов учета отвечают собственники жилых помещений.
Кроме того, важно уточнить, что собственники квартиры и частных домов по-прежнему обязаны передавать показания счетчиков. И обязанность эта будет действовать, пока им не поставят «интеллектуальный» счетчик, который будет передавать показания сам. Такая программа уже запущена, но когда она доберется до каждой квартиры – частного дома, сказать сложно.
Но вернемся к новым правилам относительно счетчиком электроэнергии… Согласно прежнему порядку, если прибор учета выходил из строя, то в первые три месяца плата за свет начислялась по среднему, а затем потребитель переводился на оплату электроэнергии по нормативу с применением повышающего коэффициента 1,5. В большинстве случае это вело к заметному росту платежек за свет. Перевод на норматив и, особенно, использование повышающего коэффициента, в данном случае выступали в качестве некоего «штрафа», с помощью которого потребителя подталкивали к как можно быстрой замене счетчика.
Теперь, поскольку за состояние счетчика отвечает энергокомпания, потребителя не «штрафуют». Платы по нормативу и повышающих коэффициентов к нему не вводят. Расчет происходит исходя из среднего ежемесячного потребления в предыдущие полгода. И так (оплата по среднему) должно происходить до того, как энергокомпания не поменяет (или, как вариант, не проведет поверку) счетчика электроэнергии.
Восстановить работоспособность счетчика (заменить прибор или провести его поверку) энергкомпании обязаны в течение шести месяцев с даты его выхода из строя (окончания срока межповерочного интервала).
Если энергосбыт или электросеть в этот срок не уложилась, потребитель имеет право на применение скидки в 20% на оплату электроэнергии. Если в течение последующих четырех месяцев счетчик так же не будет заменен (проведена его поверка), то размер скидки увеличивается до 40%.
Впрочем, тут надо отметить, что «скидка» автоматически не вводится. Для того, чтобы добиться снижения цены на электроэнергию в связи с невыполнением энергокомпанией своих обязательств, необходимо направить в сбыт или электросеть (в зависимости о того, о квартире дет речь или о частном доме) официальную претензию.
Кроме того, есть условие, при котором энергокомпании могут быть освобождены от необходимости применить «скидку». Делать этого они не обязаны, если счетчик расположен внутри квартиры или на территории частного домовладения, а собственник не обеспечил сотрудникам энергокомпании в указанное время возможность доступа к прибору учета.
Требования Правил № 796 распространяются на следующие организации:
- субъекты электроэнергетики и потребителей электрической энергии, владеющих на праве собственности или ином законном основании объектами по производству электрической энергии, в том числе объектами, функционирующими в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии;
- субъекты электроэнергетики и потребителей электрической энергии, владеющих на праве собственности или ином законном основании объектами электросетевого хозяйства;
- системного оператора и субъекты оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах (далее — субъекты оперативно-диспетчерского управления);
- организации, осуществляющие на основании договоров с субъектами электроэнергетики и потребителями электрической энергии эксплуатационное обслуживание, в том числе ремонтное, техническое или оперативное обслуживание объектов по производству электрической энергии, в том числе объектов, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, и (или) объектов электросетевого хозяйства (далее — объекты электроэнергетики), ремонт, монтаж, наладку и испытание оборудования объектов электроэнергетики, ремонт зданий и сооружений производственного назначения, входящих в состав объектов электроэнергетики (далее — обслуживающие организации);
- потребителей электрической энергии, владеющих на праве собственности или ином законном основании иными (кроме указанных в абзацах втором и третьем настоящего пункта) электроустановками, функционирующими в составе электроэнергетической системы, на которых распространяется действие Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей электрической энергии, утверждаемых Минэнерго России в соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 2018 г. № 937 «Об утверждении Правил технологического функционирования электроэнергетических систем и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
Кроме того, требования Правил № 796 также распространяются на работников указанных организаций, в том числе на персонал диспетчерских центров, центров управления сетями сетевых организаций, центров управления ветровыми (солнечными) станциями, персонал структурных подразделений потребителей электрической энергии, осуществляющих функции оперативно-технологического управления, персонал объектов электроэнергетики, ответственных за электрохозяйство потребителей электрической энергии и их заместителей.
Требования Правил № 796 не распространяются на потребителей электрической энергии и владельцев объектов электроэнергетики, являющихся физическими лицами.
Положения новых Правил распространяются на организации, владеющие на праве собственности или ином законном основании атомными электростанциями, а также их персонал с учётом особенностей функционирования атомных электростанций, установленных законодательством Российской Федерации об использовании атомной энергии.
В случае если организация осуществляет эксплуатацию объектов по производству электрической энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, требования Правил № 796 применяются как в отношении работников такой организации, осуществляющих профессиональную деятельность, связанную с эксплуатацией энергетического и электротехнического оборудования, так и в отношении работников, осуществляющих профессиональную деятельность, связанную с эксплуатацией тепломеханического оборудования объектов по производству электрической энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, и входящих в их состав тепловых сетей.
Согласно пункту 7 новых Правил, работа должна проводиться в соответствии с порядком проведения работы с персоналом в организации, разработанным в каждой организации и утверждённым руководителем организации или уполномоченным им должностным лицом организации.
Порядок проведения работы с персоналом должен быть разработан на основании требований Правил № 796, предусматривать проведение обязательных форм работы с персоналом, установленных новыми Правилами, и учитывать обязательные мероприятия по подготовке персонала организации, предусмотренные иными нормативными актами, включая:
- аттестацию в области промышленной безопасности, аттестацию по вопросам безопасности гидротехнических сооружений и (или) аттестацию по вопросам безопасности в сфере электроэнергетики (далее — аттестация по вопросам безопасности) — в случаях и порядке, установленных Федеральным законом от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и Положением об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2019 г. № 1365;
- аттестацию работников, осуществляющих профессиональную деятельность, связанную с оперативно-диспетчерским управлением в электроэнергетике, в случаях и порядке, установленных Едиными аттестационными требованиями к лицам, осуществляющим профессиональную деятельность, связанную с оперативно-диспетчерским управлением в электроэнергетике, и Порядком аттестации лиц, осуществляющих профессиональную деятельность, связанную с оперативно-диспетчерским управлением в электроэнергетике, утверждёнными приказом Минпромэнерго России от 20 июля 2006 г. № 164 — для персонала субъектов оперативно-диспетчерского управления;
- обучение по охране труда в соответствии с Порядком обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утверждаемым уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере охраны труда в соответствии со статьёй 225 Трудового кодекса Российской Федерации;
- пожарно-технический минимум в порядке, установленном Нормами пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», утверждёнными приказом МЧС России от 12 декабря 2007 г. № 645;
- инструктажи по охране труда и противопожарные инструктажи для персонала, относящегося к категориям работников, указанным выше, — в случаях и порядке, установленных соответственно законодательством Российской Федерации в области охраны труда и законодательством Российской Федерации в области пожарной безопасности;
- противопожарные тренировки для персонала, относящегося к категориям работников (диспетчерский персонал; оперативный персонал; оперативно-ремонтный персонал; ремонтный персонал), — в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации в области пожарной безопасности, с учётом требований главы IX Правил № 796;
- дополнительное профессиональное образование, включая повышение квалификации и профессиональную переподготовку, в порядке, установленном Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- стажировку (включая обучение безопасным методам и приёмам выполнения работ) для работников, поступающих на работу с вредными и (или) опасными условиями труда в соответствии со статьёй 225 Трудового кодекса Российской Федерации и Порядком обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда.
Организации вправе вводить дополнительные формы работы с персоналом при условии обеспечения выполнения требований Правил и требований к квалификации персонала, установленных трудовым законодательством Российской Федерации, в том числе профессиональными стандартами.
Согласно пункту 8 Правил № 796, права и обязанности (далее — полномочия) руководителя организации по вопросам организации и проведения работы с персоналом могут быть переданы в полном объёме или частично одному или нескольким иным должностным лицам организации (её филиала, представительства). Полномочия по организации и проведению работы с персоналом в организации передаются в порядке, установленном руководителем организации с учётом требований гражданского и трудового законодательства Российской Федерации.
Должностные лица организации, которым руководителем организации были переданы полномочия по организации и проведению работы с персоналом, обязаны в соответствии с объёмом переданных полномочий организовать и проводить работу с персоналом в организации в соответствии с требованиями Правил и порядком проведения работы с персоналом.
Другими словами руководитель организации «в дамках» 100%.
С 1 июля 2020 года вступили в силу глобальные изменения в порядке выявления и оформления безучетного потребления электрической энергии у потребителей: (все нововведения были внесены Постановлением Правительства РФ от 18.04.2020 N 554).
Соответствующие изменения были произведены в с связи с изменением общего подхода в России по оснащению приборами учета потребителями:
С 1 июля 2020 года в случае выхода прибора учета потребителя из строя или истечения его межповерочного интервала, электросетевые компании или гарантирующие поставщики обязаны безвозмездно поменять прибор учета у потребителя или установить новый электросчетчик в ином месте. Также при подключении к электрическим сетям нового объекта потребителя, энергокомпании обязаны за свой счет оснащать такие объекты приборами учета.
Расходы энергетических компаний на эти цели будут заложены в тарифе, то есть энергокомпании не имеют права взимать дополнительную плату на эти нужды напрямую с потребителей, у которых они обязаны установить счетчик.
В этой связи произошли и значительные изменения в порядке выявления, оформления, и расчета безучетного потребления электроэнергии с 1 июля 2020 года. Соответствующие изменения закреплены в Постановлении Правительства РФ от 04.05.2012 №442.
С 1 июля 2020 года в законодательстве изменилось определение (формулировка) безучетного потребление электрической энергии.
Новая формулировка приведена в п. 2 «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 №442 (в редакции Постановления Правительства РФ от 18.04.2020 N 554).
Что конкретно поменялось в законодательстве и как это повлияет на потребителей:
«Безучетное потребление электрической энергии — потребление электроэнергии с нарушением ее учета со стороны потребителя, в случае если прибор учета электроэнергии установлен в:
- в границах балансовой принадлежности потребителя
- на земельном участке потребителя
- или же договором на потребителя возложена ответственность за эксплуатацию прибора учета».
Также в законодательстве конкретизированы и дополнены случаи безучетного потребления электроэнергии.
Теперь к безучетному потреблению электрической энергии относят:
- Вмешательство потребителя в работу прибора учета, измерительного комплекса, измерительных трансформаторов тока и (или) напряжения, соединенных между собой по установленной схеме вторичными цепями, через которые приборы учета установлены (подключены) (далее — измерительные трансформаторы), системы учета, компонентов интеллектуальной системы учета электрической энергии (мощности).
- Нарушение целостности (повреждения) прибора учета, измерительного комплекса, измерительных трансформаторов;
- Нарушение (повреждения) пломб и (или) знаков визуального контроля, нанесенных на прибор учета, измерительный комплекс, измерительные трансформаторы, систему учета, компоненты интеллектуальной системы электрической энергии (мощности), на приспособления, препятствующие доступу к ним, расположенные до места установки прибора учета электрической энергии (точки измерения прибором учета),
- Подключение энергопринимающих устройств до точки измерения прибором учета или в границах земельного участка потребителя (покупателя) подключения до точки измерения прибором учета энергопринимающих устройств, расположенных в границах этого земельного участка.
То есть, теперь к безучётному потреблению электроэнергии относят не только факт вмешательства потребителя в работу самого электросчетчика, но и все факты вмешательства потребителя в любой элемент системы учета электрической энергии (трансформаторы тока, напряжения, систему передачи данных и т.д.).
Такое же требование появилось и к сохранности как пломб на электросчетчике, так и на всех элементах системы учета электрической энергии.
Кроме того безучетное потребление электроэнергии дополнено еще одним случаем: если потребитель самовольно подключил до прибора учета какую-либо нагрузку (провод, скрытая проводка и т.д.).
Из законодательного определения безучетного потребления исключено, что к случаям безучетного потребления относят случай несвоевременного уведомления потребителя в адрес энергокомпании о неисправности прибора учета.
Как мы полагаем, законодатель, исключив ответственность потребителя за несвоевременное уведомление о неисправности счетчика из б��зучетного потребления, подразумевал следующее: если за счетчик отвечает энергокомпания (даже если он установлен в границах потребителя), то и следить за его исправностью должна энергокомпания.
Важно: теперь в законодательстве закреплено, что безучетное потребление электроэнергии — это случай нарушения учета, если именно потребитель отвечает за прибор учета (например, если электросчетчик установлен у потребителя или эксплуатировать прибор учета потребитель обязан согласно условиям договора с энергокомпанией).
То есть, если прибор учета установлен НЕ в границах потребителя, то безучетного потребления НЕ может быть: за электросчётчик должна отвечать энергокомпания.
Дополнительное подтверждение этого содержится в п. 139 «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 №442: за сохранность и целостность прибора учета, а также пломб возлагается на собственника энергопринимающих устройств, объектов электросетевого хозяйства в границах балансовой принадлежности которых (в отношении граждан — потребителей электрической энергии — в границах земельного участка) установлены приборы учета и (или) иное оборудование.
В законодательстве указан конкретный список оборудования и элементов учета электроэнергии, за которое отвечает потребителя.
В случае повреждения этого оборудования или вмешательства в его работу, потребителю будут предъявлены штрафы за безучетное потребление электроэнергии.
Разумеется штрафы и санкции могут быть предъявлены потребителю только в если это оборудование находится в границах его балансовой принадлежности или на его земельном участке или на потребителя возложена обязанность по его эксплуатации.
Полный перечень оборудования, с помощью которого осуществляется учет электроэнергии приведен в п. 137 «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 №442 (в редакции Постановления Правительства РФ от 18.04.2020 N 554).
За какое оборудование системы учета электрической энергии отвечает потребитель с 1 июля 2020 года:
- измерительные трансформаторы (тока и напряжения);
- коммутационное оборудование и оборудование защиты прибора учета от токов короткого замыкания;
- материалы и оборудование для монтажа прибора учета (измерительного комплекса) в месте его установки;
- материалы и оборудование для организации вторичных цепей измерительного комплекса;
- устройства, предназначенные для удаленного сбора, обработки, передачи показаний приборов учета электрической энергии, обеспечивающие информационный обмен, хранение показаний приборов учета электрической энергии, удаленное управление ее компонентами, устройствами и приборами учета электрической энергии.
Оборудование, перечисленное в последнем пункте необходимо для создания интеллектуальной системы учета электроэнергии.
Резюме: нововведения в действующем законодательстве, вступившие в силу с 1 июля 2020 года вносят следющие изменеия в безучетное потребление электрической энергии:
- потребитель отвечает за сохранность всей системы учета, установленной в его границах балансовой принадлежности или на его земельном участке.
- потребитель отвечает за целостность пломб на всех элекментах системы учета, установленной в его границах балансовой принадлежности или на его земельном участке.
- выявлять неисправность установленного у потребителя энергокомпанией прибора учета должна теперь энергокомпания.
- конкретизирован перечень оборудования системы учета, за который обязан отвечать потребитель.
Читайте здесь, как согласно постановлению 442, должен с 1 июля 2020 года оформляться акт о безучетном потреблении электроэнергии, а также производиться расчет безучетного потребления электрической энергии.
В соответствии с Федеральным законом «Об электроэнергетике» Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности).
2. Министерству энергетики Российской Федерации:
не позднее 12 месяцев со дня вступления в силу настоящего постановления утвердить методику и порядок кодификации мест установки приборов учета электрической энергии и точек поставки электрической энергии;
по согласованию с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации до 1 января 2021 г. утвердить перечень и спецификацию защищенных протоколов передачи данных, которые могут быть использованы для организации информационного обмена между владельцами и пользователями интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности), и разместить их на официальном сайте Министерства энергетики Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
совместно с Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Федеральной службой по техническому и экспортному контролю и Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации до 1 января 2021 г. разработать базовую модель нарушителя (базовую модель угроз безопасности информации) в интеллектуальных системах учета электрической энергии (мощности) и разместить на официальном сайте Министерства энергетики Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
3. Министерству цифрового развития, с��язи и массовых коммуникаций Российской Федерации по согласованию с Министерством энергетики Российской Федерации до 1 января 2021 г. утвердить перечень и спецификацию защищенных протоколов передачи данных, которые могут быть использованы для организации информационного обмена между компонентами интеллектуальной системы учета электрической энергии (мощности) и приборами учета электрической энергии, которые могут быть присоединены к такой системе, и разместить их на официальном сайте Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Председатель Правительства Российской Федерации |
М. Мишустин |
По сравнению с ПТЭЭП в Правилах приведено значительно меньше определений используемых терминов – всего 7 терминов (приложение № 1 Правил). В ПТЭЭП их 40 штук. Такое количество обусловлено тем, что в Правилах используются термины и определения в значениях, установленных законодательством Российской Федерации. Только ряд терминов и определений выделен в отдельное приложение к Правилам. Среди них приведены определения терминов, к примеру, «дуговая электропечь», «электросварочные установки», «электротермические установки». При этом для термина «электроустановка» в Правилах приведено другое определение.
Для сравнения, термин «электроустановка» используется:
-
в ПТЭЭП – это электроустановка, предназначенная для производства электрической или электрической и тепловой энергии, состоящая из строительной части, оборудования для преобразования различных видов энергии в электрическую или электрическую и тепловую, вспомогательного оборудования и электрических распределительных устройств;
-
в новых Правилах – это комплекс взаимосвязанного оборудования, устройств, зданий и сооружений, предназначенных для производства или преобразования, передачи, накопления, распределения или потребления электрической энергии.
Пункты установки средств учета электроэнергии
1.5.6. Счетчики для расчета электроснабжающей организации с потребителями электроэнергии рекомендуется устанавливать на границе раздела сети (по балансовой принадлежности) электроснабжающей организации и потребителя.
1.5.7. Расчетные счетчики активной электроэнергии на электростанции должны устанавливаться:
1) для каждого генератора с таким расчетом, чтобы учитывалась вся выработанная генератором электроэнергия;
2) для всех присоединений шин генераторного напряжения, по которым возможна реверсивная работа, — по два счетчика со стопорами;
3) для межсистемных линий электропередачи — два счетчика со стопорами, учитывающих отпущенную и полученную электроэнергию;
4) для линий всех классов напряжений, отходящих от шин электростанций и принадлежащих потребителям (см. также 1.5.10).
Для линий до 10 кВ, отходящих от шин электростанций, во всех случаях должны быть выполнены цепи учета, сборки зажимов (см. 1.5.23), а также предусмотрены места для установки счетчиков;
5) для всех трансформаторов и линий, питающих шины основного напряжения (выше 1 кВ) собственных нужд (СН).
Счетчики устанавливаются на стороне высшего напряжения; если трансформаторы СН электростанции питаются от шин 35 кВ и выше или ответвлением от блоков на напряжении выше 10 кВ, допускается установка счетчиков на стороне низшего напряжения трансформаторов;
6) для линий хозяйственных нужд (например, питание механизмов и установок ремонтнопроизводственных баз) и посторонних потребителей, присоединенных к распределительному устройству СН электростанций;
7) для каждого обходного выключателя или для шиносоединительного (междусекционного) выключателя, используемого в качестве обходного для присоединений, имеющих расчетный учет, — два счетчика со стопорами.
На электростанциях, оборудуемых системами централизованного сбора и обработки информации, указанные системы следует использовать для централизованного расчетного и технического учета электроэнергии. На остальных электростанциях рекомендуется применение автоматизированной системы учета электроэнергии.
1.5.8. На электростанциях мощностью до 1 МВт расчетные счетчики активной электроэнергии должны устанавливаться только для генераторов и трансформаторов СН или только для трансформаторов СН и отходящих линий.
1.5.9. Расчетные счетчики активной электроэнергии на подстанции энергосистемы должны устанавливаться:
1) для каждой отходящей линии электропередачи, принадлежащей потребителям (см. также 1.5.10);
2) для межсистемных линий электропередачи — по два счетчика со стопорами, учитывающих отпущенную и полученную электроэнергию; при наличии ответвлений от этих линий в другие энергосистемы — по два счетчика со стопорами, учитывающих полученную и отпущенную электроэнергию, на вводах в подстанции этих энергосистем;
3) на трансформаторах СН;
4) для линий хозяйственных нужд или посторонних потребителей (поселок и т.п.), присоединенных к шинам СН;
5) для каждого обходного выключателя или для шиносоединительного (междусекционного) выключателя, используемого в качестве обходного для присоединений, имеющих расчетный учет, — два счетчика со стопорами.
Для линий до 10 кВ во всех случаях должны быть выполнены цепи учета, сборки зажимов (см. 1.5.23), а также предусмотрены места для установки счетчиков.
1.5.10. Расчетные счетчики, предусматриваемые в соответствии с 1.5.7, п. 4 и 1.5.9, п. 1, допускается устанавливать не на питающем, а на приемном конце линии у потребителя в случаях, когда трансформаторы тока на электростанциях и подстанциях, выбранные по току КЗ или по характеристикам дифференциальной защиты шин, не обеспечивают требуемой точности учета электроэнергии.
1.5.11. Расчетные счетчики активной электроэнергии на подстанции, принадлежащей потребителю, должны устанавливаться:
1) на вводе (приемном конце) линии электропередачи в подстанцию потребителя в соответствии с 1.5.10 при отсутствии электрической связи с другой подстанцией энергосистемы или другого потребителя на питающем напряжении;
2) на стороне высшего напряжения трансформаторов подстанции потребителя при наличии электрической связи с другой подстанцией энергосистемы или наличии другого потребителя на питающем напряжении.
Допускается установка счетчиков на стороне низшего напряжения трансформаторов в случаях, когда трансформаторы тока, выбранные по току КЗ или по характеристикам дифференциальной защиты шин, не обеспечивают требуемой точности учета электроэнергии, а также когда у имеющихся встроенных трансформаторов тока отсутствует обмотка класса точности 0,5.
В случае, когда установка дополнительных комплектов трансформаторов тока со стороны низшего напряжения силовых трансформаторов для включения расчетных счетчиков невозможна (КРУ, КРУН), допускается организация учета на отходящих линиях 6–10 кВ.
Для предприятия, рассчитывающегося с электроснабжающей организацией по максимуму заявленной мощности, следует предусматривать установку счетчика с указателем максимума нагрузки при наличии одного пункта учета, при наличии двух или более пунктов учета — применение автоматизированной системы учета электроэнергии;
3) на стороне среднего и низшего напряжений силовых трансформаторов, если на стороне высшего напряжения применение и��мерительных трансформаторов не требуется для других целей;
4) на трансформаторах СН, если электроэнергия, отпущенная на собственные нужды, не учитывается другими счетчиками; при этом счетчики рекомендуется устанавливать со стороны низшего напряжения;
5) на границе раздела основного потребителя и постороннего потребителя (субабонента), если от линии или трансформаторов потребителей питается еще посторонний потребитель, находящийся на самостоятельном балансе.
Для потребителей каждой тарификационной группы следует устанавливать отдельные расчетные счетчики.
1.5.12. Счетчики реактивной электроэнергии должны устанавливаться: 1) на тех же элементах схемы, на которых установлены счетчики активной электроэнергии для потребителей, рассчитывающихся за электроэнергию с учетом разрешенной к использованию реактивной мощности;
2) на присоединениях источников реактивной мощности потребителей, если по ним производится расчет за электроэнергию, выданную в сеть энергосистемы, или осуществляется контроль заданного режима работы. Если со стороны предприятия с согласия энергосистемы производится выдача реактивной электроэнергии в сеть энергосистемы, необходимо устанавливать два счетчика реактивной электроэнергии со стопорами в тех элементах схемы, где установлен расчетный счетчик активной электроэнергии. Во всех других случаях должен устанавливаться один счетчик реактивной электроэнергии со стопором.
Для предприятия, рассчитывающегося с энергоснабжающей организацией по максимуму разрешенной реактивной мощности, следует предусматривать установку счетчика с указателем максимума нагрузки, при наличии двух или более пунктов учета — применение автоматизированной системы учета электроэнергии.
Требования к расчетным счетчикам
1.5.13. Каждый установленный расчетный счетчик должен иметь на винтах, крепящих кожух счетчика, пломбы с клеймом госповерителя, а на зажимной крышке — пломбу энергоснабжающей организации. На вновь устанавливаемых трехфазных счетчиках должны быть пломбы государственной поверки с давностью не более 12 мес., а на однофазных счетчиках — с давностью не более 2 лет.
1.5.14. Учет активной и реактивной электроэнергии трехфазного тока должен производиться с помощью трехфазных счетчиков.
1.5.15. Допустимые классы точности расчетных счетчиков активной электроэнергии для различных объектов учета приведены ниже:
Генераторы мощностью более 50 МВт, межсистемные линии электропередачи 220 кВ и выше, трансформаторы мощностью 63 MB·А и более — 0,5 (0,7*)
* Для импортируемых счетчиков.
Генераторы мощностью 12–50 МВт, межсистемные линии электропередачи 110–150 кВ, трансформаторы мощностью 10–40 MB·А — 1,0
Прочие объекты учета — 2,0
Класс точности счетчиков реактивной электроэнергии должен выбираться на одну ступень ниже соответствующего класса точности счетчиков активной электроэнергии.
О соответствии ИСУ «яЭнергетик» требованиям ПП РФ от 19.06.2020г. №890.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 19.06.2020г. №890 с первого января 2022г. в России наступает «эра интеллектуального учета электроэнергии». Однако, до сих пор возникают споры по вопросу, а какие счетчики могут считаться интеллектуальными? Кто-то до сих пор называет счетчик умным только лишь за способность удаленно передавать показания. Но, если внимательно ознакомиться с новыми нормами, становится очевидным, что дело не только в удаленном сборе показаний, и не только в счетчиках. В первую очередь, Правила предъявляют повышенные требования к программному обеспечению, которым собираются данные со счетчиков и затем раскрывается информация потребителям.