СОСТАВ И ОСОБЕННОСТИ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «СОСТАВ И ОСОБЕННОСТИ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Все типы жилья (комната в общежитии или коммунальной квартире, отдельная квартира, частный дом и т. п.) классифицируются как жилищный фонд.
Каждый объект жилищного фонда является в то же время объектом жилищно-коммунальных услуг и находится в чьей-то собственности.

Особенности ЖКХ в России

Характеристики жилищно-коммунального хозяйства отраслей народного хозяйства:

  • сочетание производственных и непроизводственных функций, связанных с производством материальных товаров и оказанием услуг;
  • особая социальная значимость, которая усиливает необходимость государственного регулирования и надзора за потребителем;
  • сочетание коммерческой (ориентированной на прибыль и некоммерческой) организации;
  • сочетание крупных (производство электроэнергии, водоснабжение, коммунальные услуги, трубопроводные сети и т.д.) и малых предприятий;
  • особая важность экологического и санитарно-эпидемиологического контроля;
  • необходимость обеспечения предоставления минимальных услуг независимо от платежеспособности населения.

Под жилищно-коммунальным комплексом понимается сектор экономики, связанный с профессиональным управлением и обслуживанием объектов жилой недвижимости (как правило, многоквартирных домов) и обеспечением комфортных условий нахождения в этих объектах путем предоставления коммунальных услуг.

Жилищно-коммунальный комплекс содержательно включает в себя два сектора экономики – жилищный и коммунальный. При этом в жилищном секторе в рамках принятой терминологии рассматриваются не все вопросы жизненного цикла жилых зданий (планирование – строительство – эксплуатация – ликвидация), а только связанные с эксплуатацией, а значит, – и с предоставлением коммунальных услуг. Вопросы же коммунального сектора рассматриваются традиционно шире, чем только в увязке с жилищным сектором, поскольку лишь около половины производимых коммунальным сектором ресурсов поставляются в жилищный сектор. Кроме жилищного сектора выделяют также бюджетных и коммерческих потребителей.

Предприятия жилищно – коммунального хозяйства – это «учреждения и организации вне зависимости от организационно — правовой формы, формы собственности и ведомственной подчиненности, оказывающие жилищно — коммунальные услуги соответствующим категориям потребителей».

Состав жилищно – коммунального хозяйства в нашей стране можно представить в виде следующей схемы (рис. 1).

Структура жилищно-коммунального хозяйства

Жилищно-коммунальное хозяйство как важнейшая система жизнеобеспечения и безопасности населения представляет собой сложную многофункциональную систему, состав и структура которой в каждом регионе является специфичной.

В составе ЖКХ можно выделить несколько подотраслей:

жилищное хозяйство;

ресурсоснабжение (тепло-, электро-, водоснабжение, водоотведение);

благоустройство населенных пунктов (дорожно-мостовое хозяйство, озеленение, санитарная очистка, утилизация отходов);

бытовое обслуживание (банно-прачечное, гостиничное хозяйство).

Жилищно-коммунальное хозяйство — это сложная социально-экономическая система, обеспечивающая жизнь и работу населения, а также предприятий различных отраслей народного хозяйства необходимыми ресурсами воды, газа, электричества, тепла.

Производственная специфика деятельности предприятий ЖКХ

Производственная специфика деятельности предприятий ЖКХ заключается в следующем:

— целью деятельности муниципальных предприятий ЖКХ является удовлетворение потребностей населения в предоставляемых услугах, постоянное повышение уровня обслуживания и качества услуг. Цель деятельности коммерческих предприятий в сфере ЖКХ – получение прибыли;

— продукция предприятий ЖКХ, как правило, не имеет овеществленного характера и выступает в форме услуги. Например, услуги тепло-снабжения заключаются в нагреве воды для целей отопления;

— переменный режим работы в соответствии с графиками потребления услуг. Потребление услуг предприятий ЖКХ имеет ярко выраженную неравномерность как по сезонам года, так по часам суток (часы пик), и предоставление услуг должно быть согласовано с этими процессами

Правовую основу, регламентирующую вопросы управления многоквартирным домом управляющей компанией, устанавливает п.2.ст.161 ЖК РФ. Помимо рассматриваемого в рамках институционального аспекта данной формы управления, жилищное законодательство выделяет так же возможность управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья (далее – ТСЖ) и непосредственно собственниками помещения (где количество квартир в доме не более 30).

Кроме того, на федеральном и региональном уровне, имеются и постоянно реформируются различные нормы законодательства в сфере оказания услуг ЖКХ, основополагающие из которых так же служат правовой основой функционирования управляющих компаний.

Читайте также:  Пенсия Чернобыльцам с 1 апреля в 2024 году

Принятые поправки в Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» закрепили необходимость с 1 июля 2015 года, получения лицензии на осуществление деятельности всеми управляющими компаний, в том числе и товариществами собственников жилья, созданными жильцами нескольких домов.

Жилищно-коммунальное хозяйство города Москвы

ЖКХ РФ делятся по территориальному принципу и в каждом регионе есть свои актуальные сложности, требующие экстренного решения. Местная администрация столицы также вынуждена решать проблемы, связанные с домоуправлением. Так, учитывая населенность города Москвы и количество построек, требующих постоянного внимания, особо остро стоит вопрос финансового обеспечения.

Правительство города отмечает следующие особенности деятельности столичных органов ЖКХ:

  • активная эксплуатация коммуникаций;
  • нерегулярное техобслуживание инженерных комплексов, что связано с отсутствием достаточного количества специалистов;
  • невозможность проведения своевременного капитального ремонта, что связано с отсутствием финансового обеспечения;
  • помощь гражданам оказывается преимущественно при возникновении экстренных ситуаций;
  • производимой оплаты по тарифам недостаточно для обеспечения эффективной работы хозяйственной службы.

В каждом городском районе действует свое локальное управление, диспетчер которого уполномочен принимать письменные и устные заявления граждан с последующим направлением профильных специалистов для устранения выявленных проблем.

Преобразование сектора

Развитие этой отрасли происходит с учетом текущих проблем и попытками их устранить. Основания задача, которая ложится на плечи областных образований, организация новой системы работы с максимальной денежной экономией и сохранением качества обслуживания.

С этой целью структура ЖКХ будет реорганизована по следующим направлениям и принципам:

  • расширение системы ЖКХ путем формирования многоуровневой вертикальной структуры контроля;
  • предоставление права на исполнение функций на коммерческой основе (это стало основанием возникновения конкуренции, а также улучшением деятельности отдельных локальных подразделений);
  • выдача Указа о становлении различных тарифов на оплату услуг по территории РФ (зафиксированы нормативы потребления, а также характеристики жилых объектов, которые исключают право на субсидии и социальные дотации);
  • постепенный перевод на принципы самоуправления, когда финансовая ответственность будет относиться только к конкретному ЖКХ (организация должна сама себя окупать без получения дополнительных ассигнаций из бюджета);
  • индивидуальное субсидирование исходя из финансовых возможностей потребителей.

Такая информация про реорганизацию ЖКХ дает надежду, что это повлечет улучшение финансирования (самообеспечения) и положительно скажется на обслуживании коммунальных систем.

Задачи тарифного регулирования

Поверка цен на коммунальные сервисы происходит с учетом ведомственной инструкции. Так, за основу принимается средний расчет материальных затрат коммерческих предприятий, предоставляющих сервисы. Также считаются средние нормы потребления услуг. Эти цифры условные, а потому на практике провайдеры получают совсем малую толику дохода. А если ломается техническое оборудование (например, трубопровод), провайдеру придется самостоятельно устранять неполадки, что влечет дополнительные траты.

Приказом Министерства строительства разработаны следующие рекомендации по стабилизации платежей и их приведению к адекватному уровню, а именно:

  • снижение затрат на организацию работы с сохранением качества исполняемой деятельности;
  • использование внешних инвестиций;
  • развитие конкуренции;
  • подготовка финансовой основы для работы;
  • повышение самостоятельности организаций.

Основные полномочия Департамента

Участвует в разработке проектов федеральных законов, актов Президента и Правительства Российской Федерации, актов федеральных органов исполнительной власти и других нормативно-правовых актов в области государственной политики и нормативного правового регулирования в жилищно-коммунальной сфере.

Проводит мониторинг и анализ состояния сферы жилищно-коммунального хозяйства.

Осуществляет координацию работы по подготовке субъектов Российской Федерации к осенне-зимнему периоду и прохождению отопительного сезона.

Осуществляет государственный контроль и надзор за деятельностью саморегулируемых организаций в сфере теплоснабжения.

Проводит мониторинг и анализ реализации государственной политики и эффективности нормативно-правового регулирования (в том числе в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности) в пределах установленной сферы деятельности Министерства.

Организует и участвует в разработке и реализации программ, в том числе федеральных целевых и ведомственных программ, проектов и мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в пределах установленной сферы деятельности Министерства, а также иных мероприятий, направленных на обеспечение реализации законодательства Российской Федерации об энергосбережении и повышении энергетической эффективности.

Осуществляет разработку и реализацию мер государственной поддержки и стимулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в пределах установленной сферы деятельности Министерства.

Осуществляет методическое обеспечение органов местного самоуправления по подготовке технических заданий на разработку инвестиционных программ организаций коммунального комплекса, а также по разработке программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов.

Осуществляет разработку методики расчета тарифов и надбавок, в сфере деятельности организаций коммунального комплекса.

Читайте также:  Ходатайство об уменьшении штрафа по административному правонарушению в мировой суд

Осуществляет разработку методики комплексного определения показателей технико-экономического состояния объектов, используемых для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов, в том числе показателей физического износа и энергетической эффективности указанных объектов, и порядка осуществления мониторинга таких показателей.

Осуществляет согласование инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, в уставных капиталах которых участвует государство, и сетевых организаций.

Принимает решения о целесообразности более ранних сроков уменьшения показателей, характеризующих величину годового удельного расхода энергетических ресурсов в здании, строении и сооружении, а также об установлении соответствующих им требований энергетической эффективности.

Осуществляет координацию деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный жилищный надзор.

Проводит мониторинг утверждения и реализации региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации с учетом недопустимости увеличения объемов аварийного жилищного фонда.

Отдел развития коммунального хозяйства Департамента развития жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации выполняет следующие функции:

Разработка и подготовка для внесения в Правительство Российской Федерации проектов нормативных правовых актов и иных документов, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации.

Осуществление в порядке и пределах, которые определены федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации координации работы по подготовке субъектов Российской Федерации к осенне-зимнему периоду и прохождению отопительного сезона, ведения государственного реестра саморегулируемых организаций в сфере теплоснабжения, государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций в сфере теплоснабжения, в том числе участвует в подготовке заявлений в судебные органы с требованиями об исключении некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций в сфере теплоснабжения в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации в установленной сфере.

Что такое жилищно-коммунальное хозяйство?

Жилищно коммунальное хозяйство – отрасль, которая касается каждого, но удовлетворенных ее работой мало и среди потребителей, и среди профессионалов. Сдержать рост цен и улучшить работу отрасли Правительство пытается главным образом за счет административного регулирования. Однако большинство экспертов уверено: ресурс повышения эффективности отрасли – в масштабной модернизации жилищной и коммунальной инфраструктуры, внедрении энергоэффективных технологий, современных материалов, повсеместного учета и контроля.

Качественная работа ЖКХ, эффективная реализация национальных проектов невозможна без совместной и конструктивной работы общественников и профессионалов. И сеть общественного контроля в сфере ЖКХ всегда была и остается надежным партнером всех, кто заинтересован в улучшении работы отрасли, в улучшении качества жизни людей.

Жилищно-коммунальное хозяйство (далее ЖКХ) — одна из социально значимых отраслей национального хозяйства страны, основной целью которой является удовлетворение потребностей населения в услугах, обеспечивающих комфортные условия их жизни.

Жилищно-коммунальное хозяйство города Москвы

ЖКХ РФ делятся по территориальному принципу и в каждом регионе есть свои актуальные сложности, требующие экстренного решения. Местная администрация столицы также вынуждена решать проблемы, связанные с домоуправлением. Так, учитывая населенность города Москвы и количество построек, требующих постоянного внимания, особо остро стоит вопрос финансового обеспечения.

Правительство города отмечает следующие особенности деятельности столичных органов ЖКХ:

  • активная эксплуатация коммуникаций;
  • нерегулярное техобслуживание инженерных комплексов, что связано с отсутствием достаточного количества специалистов;
  • невозможность проведения своевременного капитального ремонта, что связано с отсутствием финансового обеспечения;
  • помощь гражданам оказывается преимущественно при возникновении экстренных ситуаций;
  • производимой оплаты по тарифам недостаточно для обеспечения эффективной работы хозяйственной службы.

В каждом городском районе действует свое локальное управление, диспетчер которого уполномочен принимать письменные и устные заявления граждан с последующим направлением профильных специалистов для устранения выявленных проблем.

Финансовые проблемы ЖКХ

Сфера ЖКХ финансируется бюджетными средствами, а потому в 2022г проблема недостатка денежных средств ощущается особенно остро. Возникновение трудностей связано со следующими причинами:

  • неуплата стоимости использованных сервисов (как показывает практика, в каждой сфере обслуживания ЖКХ есть задолженности);
  • смена стандартов оплаты услуг (снижение стоимости за счет субсидии, нормативные показатели потребления);
  • утрата большой доли дотаций, которые ранее выделялись Министерству строительства;
  • отсутствие счетчиков, поэтому фактическое потребление в разы превышает нормативы использования и, соответственно, оплату.

Обслуживание сантехники, электрики и других коммуникаций осуществляется мастерами ЖКУ, которых недостаточно для своевременной проверки состояния систем. Может быть использована практика привлечения специалистов извне, но у бюджетов муниципалитетов не хватает денег для финансирования внешних мастеров.

Читайте также:  Сколько можно жить без прописки после продажи квартиры в 2024 году в России

Получение собственниками квартир коммунальных услуг требует обязательной взаимной оплаты. Но на сегодняшний день проблема взыскания выплат с граждан связана с необоснованными размерами тарифов. Так, учет потребленных ресурсов происходит на основании принятых нормативов, которые могут значительно отличаться от фактически использованных сервисов. Кроме того, граждане, которые платят фиксированные суммы без учета использованных сервисов, считают своей обязанностью потратить больше, нежели было оплачено.

Это ведет к тому, что коммерческие организации, являющиеся провайдерами услуг, несут дополнительные траты, не обоснованные потребностями граждан. Так, согласно последним изменениям законодательства, с целью снижения тарификации принято решение принудительного монтирования счетчиков на воду, газ и свет. Это единый вариант сохранения низкой стоимости коммунальных услуг при сохранении качества работы.

За что можно подать жалобу на ЖКХ?

Будучи потребителем жилищно-коммунальных услуг, гражданин или группа граждан вправе подать жалобу на организацию, ответственную за управление конкретным домом. Причин для этого действия может быть несколько:

  • произошло обращение, связанное с необходимостью решения какого-либо вопроса, а фирма продолжает бездействовать;
  • организация выполнила работы и услуги некачественно;
  • компания установила завышенные расценки на услуги, которые на практике стоят значительно дешевле;
  • организация допустила ошибки и нарушения в процессе составления отчетности или пренебрегла ее оформлением вовсе;
  • лифт или мусоропровод отказывается работать, а компания ЖКУ ничего не предпринимает;
  • собрание собственников не организовывается или проводится с нарушениями;
  • подготовка к отопительному сезону является недостаточно качественной;
  • нарушены любые прочие условия договора.

Понятие ЖКХ согласно действующему законодательству

На законодательном уровне отсутствует понятие ЖКХ.

В Стратегии развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации на период до 2020 года понятие ЖКХ раскрывается путем указания направления деятельности сферы ЖКХ. В частности, к сфере жилищно-коммунального хозяйства отнесены такие основные направления, как:

  • осуществление деятельности, направленной на улучшение условий проживания граждан в жилищном фонде, включающей в себя управление многоквартирными домами, капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, в том числе модернизацию лифтового оборудования, а также переселение граждан из аварийного жилищного фонда;
  • осуществление регулируемых видов деятельности в сфере поставки коммунальных ресурсов (предоставления коммунальных услуг) (вопросы электроснабжения и газоснабжения рассматриваются в иных документах стратегического планирования), включающих в себя холодное водоснабжение, водоотведение, горячее водоснабжение, теплоснабжение, а также обращение с твердыми коммунальными отходами;
  • ведение государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, включающей в себя такие сферы, как социальная политика, кадровая политика, а также общественный контроль.

Как и любое другое коммерческое хозяйственное общество, управляющая организация обязана формировать и передавать бухгалтерскую, налоговую, статистическую и иную отчетность управляющей компании ЖКХ по закону в контролирующие и надзорные органы.

Кроме того, в соответствии с п. 11 ст. 162 ЖК, УК должна отчитываться о проделанной работе, израсходованных средствах и порядке исполнения договора перед общим собранием собственников жилых помещений МКД, находящегося под ее управлением.

Отчетность перед жильцами представляется ежегодно не позднее I квартала текущего года в письменной форме. Подобного рода отчеты должны содержать сведения:

  • о соответствии выполненных работ и услуг требованиям законодательства;
  • о видах и характеристиках проведенных работ, типах коммунальных услуг;
  • о расчетах со снабжающими предприятиями;
  • о случаях нарушений договора со стороны УК, рассмотренных обращениях жильцов;
  • о суммах, полученных от заключенных договоров средств и использованных суммах резервного фонда и так далее.

Документация для открытия УК

Что нужно, чтобы открыть собственную управляющую компанию? Это не самый простой вид бизнеса, которому нужны комплексная подготовка и ряд государственных разрешений. Мы уже выяснили, что данная организация регистрируется как общество с ограниченной ответственностью и оформляет лицензию в жилищном надзоре.

Пошаговая инструкция, как открыть управляющую компанию. Список документов:

  • заявление о регистрации по форме 11001, заверяется нотариально;
  • выписка об открытии расчётного счёта и подтверждение, что учредители внесли уже минимум 50% уставного капитала;
  • протокол собрания учредителей;
  • уставная документация, включая приказ о назначении генерального директора;
  • гарантийное письмо собственника офиса с согласием на использование его помещения как юридического адреса или свидетельство собственности на помещение;
  • квитанция об уплате пошлины за лицензию — 30 тысяч рублей;
  • документы, подтверждающие квалификацию руководителя и успешную сдачу экзамена.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *