Что изменится для бизнеса в 2023 году — обзор ключевых изменений

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что изменится для бизнеса в 2023 году — обзор ключевых изменений». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Национальный проект РФ «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» является дальнейшим развитием одноимённого приоритетного проекта, реализовывавшегося с 2016 года.

Возможность перехода на АУСН

В 2023 году организации и ИП из Москвы, Калужской и Московской области, Татарстана могут перейти на новый режим налогообложения — АУСН. Подать заявку для перехода нужно было до конца 2022 года.

Цель внедрения АУСН — упростить работу бизнеса. Вести расчет налогов будет ФНС, взяв за ориентир данные банка и онлайн-касс налогоплательщика. Ставка налога повышается — 8% на объекте налогообложения «Доходы» и 20% на «Доходы минус расходы». Налоговым периодом признается календарный месяц. Уплачивать налог нужно тоже ежемесячно. Также нужно вести учет доходов и расходов в личном кабинете налогоплательщика на сайте ФНС.

Автоматизированная упрощенная система налогообложения отличается от привычной УСН сокращением страховых взносов. Работодатель платит их только от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Фиксированная сумма — 2 040 рублей в год, независимо от численности сотрудников. Другие взносы платить не нужно.

Нулевой тариф страховых взносов

В число плательщиков, имеющих право на уплату страховых взносов по общему тарифу 0% с 2023 года, вошли (п. 2.3 ст. 427 НК РФ):

  • организации, производящие выплаты и иные вознаграждения членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов (за исключением судов, используемых для хранения и перевалки нефти, нефтепродуктов и сжиженного природного газа в морских портах);
  • международные организации, получившие статус участника специального административного района на территориях Калининградской области или Приморского края и производящие выплаты и иные вознаграждения членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском открытом реестре судов.

Льготная ставка страховых взносов 0% может применяться указанными компаниями исключительно в отношении выплат членам экипажей судов. Данный тариф страховых взносов установлен на период с 2023 по 2027 год включительно.

Льготные тарифы страховых взносов с 2023 года

Совокупная ставка страховых взносов

Период действия льготной ставки страховых взносов

Кто сможет применять

7,6%

Бессрочно

  • IT-компании;
  • производители электроники;
  • производители анимационной аудиовизуальной;
  • резиденты ТОСЭР и свободного порта Владивосток;
  • участники свободной экономической зоны в Крыму и Севастополе;
  • резиденты Особой экономической зоны в Калининградской области;
  • организации, зарегистрированные на Курильских островах;
  • студенческие отряды

7,6%

В течение 2023-2024 годов

  • НКО, применяющие УСН и осуществляющие деятельность в области социального обслуживания населения;
  • благотворительные организации, применяющие УСН

15%

Бессрочно

  • организации и ИП, признаваемые субъектами малого или среднего предпринимательства;
  • субъекты МСП, основным видом экономической деятельности которых является деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков;
  • участники инновационного центра «Сколково»

0%

В течение 2023-2027 годов

  • организации, производящие выплаты и иные вознаграждения членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов (кроме судов, используемых для хранения и перевалки нефти, нефтепродуктов и газа в морских портах);
  • международные организации, получившие статус участника специального административного района на территориях Калининградской области или Приморского края и производящие выплаты и иные вознаграждения членам экипажей судов

Задачи национального проекта РФ «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»:

  1. Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности, включая упрощение налоговой отчётности для предпринимателей, меняющих расчётно-кассовую технику.
  2. Обеспечение благоприятных условий осуществления деятельности самозанятыми гражданами посредством создания нового режима налогообложения, предусматривающего передачу информации о продажах в налоговые органы РФ в автоматическом режиме, освобождение от обязанности предоставлять отчётность, а также оплату единого платежа с выручки, включающего в себя страховые взносы.
  3. Упрощение доступа к льготному финансированию, в том числе ежегодное увеличение объёмов льготных кредитов, выдаваемых субъектам малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей.
  4. Развитие инструментов фондового рынка для использования субъектов МСП в целях получения доступа к дополнительным источникам финансирования.
  5. Повышение доступности инструментов лизинга для субъектов МСП.
  6. Повышение доступности финансирования микро- и малого бизнеса за счёт микрофинансовых организаций (МФО) и краудфандинга.
  7. Создание цифровой платформы, ориентированной на информационную поддержку производственной и сбытовой деятельности субъектов МСП, включая индивидуальных предпринимателей.
  8. Обеспечение упрощённого доступа для субъектов МСП к мерам поддержки, услугам и сервисам организаций инфраструктуры развития МСП и сбыта товаров и услуг.
  9. Совершенствование нормативно-правового регулирования системы закупок, осуществляемых крупнейшими заказчиками у субъектов МСП, включая индивидуальных предпринимателей.
  10. Повышение качества закупочной деятельности крупнейших заказчиков.
  11. Создание системы акселерации субъектов малого и среднего предпринимательства, включая ИП, в том числе инфраструктуры и сервисов поддержки, а также их ускоренное развитие в таких областях, как благоустройство городской среды, научно-техническая сфера, социальная сфера и экология.
  12. Модернизация системы поддержки экспортёров – субъектов малого и среднего предпринимательства.
  13. Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации.
  14. Формирование положительного образа предпринимателя.
  15. Выявление предпринимательских способностей и вовлечение в предпринимательскую деятельность лиц, имеющих предпринимательский потенциал и (или) мотивацию к созданию собственного бизнеса.

Кто не является субъектом малого и среднего предпринимательства (МСП), а что относится к такому бизнесу: что это значит, определение

Основные критерии, по которым можно отнести организацию к той или иной категории, устанавливается государственными структурами. Причем главными требованиями тут остаются численность сотрудников (работников), а также размеры получаемого валового дохода. Досконально ознакомиться с ними можно, изучив законодательство Российской Федерации, а именно закон за номером 209-ФЗ, статью 4, выпущенный 24 июля 2007 года, где и дана подробная информация по этому вопросу.

Такие же показатели действительны для индивидуальных предпринимателей для разделения их на разные группы. То есть, с ними происходит все похожим образом, учитывается реальное количество сотрудников и годовая прибыль. Когда у ИП нет наемных работников, то размер будет определяться исключительно по размеру полученной выручки в случае ведения своего дела на патентной системе налогообложения.

Принципы формирования

Единожды попав в такой реестр, предприятию или частному лицу больше не нужно подтверждать собственный статус. Например, чтобы принимать участие в госпрограммах поддержки, раньше нужно было обязательно предоставлять также годовой налоговый и бухгалтерский отчет, сведения о количестве сотрудников, финансовые результаты за прошедшие двенадцать месяцев. Однако, если в другие инстанции сведения поданы не были, соответственно, субъект может быть не включен в этот список.

Все предоставленные сведения обычно обновляются каждый год в определенную дату (10 августа). Однако следует понимать, что все данные будут учтены, согласно состоянию на 1 июля. Нарушившие сроки в более поздний период в этот список попасть уже не смогут. Что именно будет проверено и изменено при потребности в такие сроки:

  • Общие сведения.
  • Информация о новых (вновь созданных) ИП, а также юридических объектах.
  • Данные о тех, кто прекратил свою работу, согласно установленным нормам, которые регулируются пунктами 5 и 7 части 5 статьи 4.1 ФЗ, выпущенного 24 июля 2007-го за номером 209.
  • Перечень производимых или заказанных продуктов, товаров, оказанных услуг, выполненных работ и пр.

Особенности деятельности предприятия: подведем итоги

В отличие от других государств, в России малый бизнес имеет свои характерные особенности, которые необходимо учитывать заранее:

  • Низкая легитимность. Огромное количество таковых до сих пор находиться в «тени» и используют «серые схемы» в своей работе.
  • Незначительная доля венчурной специализации. Инновации занимают всего 6% от общего производства, остальное отходит к коммерции и торговле.
  • Значительная неустойчивость, возникающая ввиду нехватки финансов и жесткой конкуренции.
  • Небольшой индивидуальный капитал, который приводит к плохому финансированию бизнеса.

Таким образом, мы разобрались, что значит расшифровка терминов, имеющих отношение к объектам и субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП), а также ознакомились со списком особенностей таковых. Развиваться им приходится в достаточно непростых условиях, поэтому государственный аппарат и предусмотрел вышеописанные льготы, чтобы сделать такое дело намного более конкурентоспособным и привлекательным для множества людей.

Чем хорош статус МСП.

Малый и средний бизнес в РФ всячески поддерживается государством — пользуется льготами, утвержденными только для реестра МСП. Государство регулярно продумывает, как снизить налоговую и другие административно-социальные нагрузки для этих организаций/предприятий, конечно, получая при этом рост рабочих мест, увеличение занятости населения, снижение социальной неудовлетворенности общества.

Итак, какие преимущества у предприятий/организаций, входящих в реестр МСП:

  • сниженные налоговые ставки:
    • ОМС -5%
    • отчисления в пенсионный фонд — 10%
    • отчисления в фонд ОСС – обязательного социального страхования — по случаю временной нетрудоспособности (болезни) и в связи с материнством — 0%;
  • упрощенный бухгалтерский учет:
    • использование упрощенных форм бухгалтерского баланса,
    • возможность вести учет по УСН,
    • не проводить обязательный аудит бухгалтерской отчетности;
  • аренда государственного имущества (земли, недвижимости, оборудования) на льготных условиях – по заниженным ставкам или безвозмездно;
  • официальное «предупреждение» вместо штрафа за первое административное нарушение если не было причинено вреда для жизни и не нанесен ущерб безопасности государству (подробнее статьи 4.1.1 и 3.4 КоАП);
  • государственные и муниципальные гарантии (при заключении субъектом МСП кредитного договора госорган может выступать гарантом по кредитному обязательству);
  • бюджетное субсидирование и инвестирование:
    • субсидии на компенсацию затрат на выпуск акций,
    • компенсация части расходов, возникших из-за введения режима нерабочих дней (ст.17 209-ФЗ и ст. 78 Бюджетного кодекса РФ);
  • сокращенные сроки проверок:
    • проверка не должна длиться более 50 часов, вместо обычных 10 рабочих дней,
    • в 2022 году не проводятся прокурорские проверки в сфере лицензионного контроля, образования, здравоохранения, транспорта и др.
  • небольшое количество внутрикадровых документов: микропредприятия имеют возможность не принимать внутренние нормативные акты для сотрудников, а трудовые договоры заключать по типовой форме.

Увеличить численность и обороты

В общественном объединении предпринимателей «Опора России» считают, что необходимо пересмотреть критерии отнесения хозяйствующих субъектов к МСП для среднего бизнеса.

«Увеличить предельное значение среднесписочной численности работников с 250 до 500 человек, а предельное значение годового дохода с 2 млрд рублей до 4 млрд рублей», — высказали ТАСС свое предложение в пресс-службе объединения.

Глава Торгово-промышленной палаты (ТПП) России Сергей Катырин согласен с «Опорой России». Он отметил, что подъем планки, может быть, действительно поможет чуть более крупным, чем средний бизнес предприятиям стать субъектами МСП и рассчитывать на поддержку.

«Сегодня все рассчитывают на помощь, поэтому любой шаг в направлении того, чтобы получить поддержку правительства, я считаю, будет оправдан. Поэтому можно расширять в критериях и численность работников, и оборот. Главное, чтобы мы смотрели на то, как сохраняются рабочие места, предприятия», — отметил глава палаты.

Уполномоченный при президенте России по защите прав предпринимателей Борис Титов поддерживает инициативу бизнес-объединений повысить планку доходов в критериях отнесения компаний к малому и среднему бизнесу.

«Конкретные цифры мы не называем, надо [ситуацию] хорошо продумывать, потому что в разных видах деятельности она может быть разной. Но сегодня, конечно, объем выручки мог бы составлять больше», — сказал Титов.

Бизнес-омбудсмен отметил, что можно ориентироваться на тот уровень отнесения компаний к малому и среднему бизнесу, который сегодня характерен для многих экономик мира.

«Хотя мы знаем, что, например, в ФРГ планка малого бизнеса находится на уровне 500 млн евро, это, по нашим меркам, очень крупное предприятие», — заметил Титов.

Сравнение рынка предпринимателей в России 2020-2021 и 2022 гг.

Для начала стоит обратить внимание на статистику оборота малых предприятий с 2008 по 2021 гг. Так, оборот малых предприятий в первом полугодии 2021 года составил 13,7 трлн руб., что на 18% больше, чем за аналогичный период прошлого года, и на 10% больше, чем в первой половине 2019 г.

Читайте также:  Какие пособия матерям одиночкам в 2024 положены

При этом, стоит отметить, что доля малого бизнеса в совокупном обороте малых, средних и крупных предприятий составила 11,5%, что является минимумом с 2008 г. Показатели первого полугодия 2020 г. были зафиксированы на уровне 12,6%, а в 2019 г. – 13,4%. Максимальные показатели вклада малого бизнеса в суммарной выручке были зафиксированы в первом полугодии 2017 г. (показатель составил 18,2%).

Общий оборот всех предприятий в первой половине 2021 г. превысил 119 трлн руб., что на 26,5 трлн (27%) больше, нежели ранее. Показатели средних и крупных предприятий составили 3,8 и 84,7% выручки соответственно, за аналогичный период 2020 г. – 3,3 и 84,1% соответственно, в 2019 г. соотношение составило 3,4 и 83,3%.

Льготы для субъектов малого предпринимательства

На государственном уровне для организаций и ИП, отвечающих критериям микропредприятия, предусмотрен ряд льгот, а именно:

  • Возможность применения упрощенного бухгалтерского учета;

  • Возможность составлять упрощенную бухгалтерскую отчетность;

  • Упрощенный порядок кассовых операций. Так малые предприятия могут не утверждать лимит остатка кассы (п. 2 Указания ЦБР от 11.03.2014 № 3210-У);

  • Минимум кадровой документации;

  • Приоритет при участии в госзакупках (на долю микропредприятий должно приходиться не менее 15% общего годового объема госзакупок).

  • Право на субсидии и гранты;
  • На многих малых предприятиях в 2019 году нельзя проводить плановые проверки (но речь не идет о проверках органами ФНС, ПФР или ФСС).

Неконкурентные закупки до 20 млн руб. у МСП в электронном магазине

Министерство финансов РФ так же прониклось праздничным настроением, инициировав Постановление от 16 декабря 2021 года № 2323, которое дает возможность заказчикам по Закону № 223 ФЗ, в рамках закупок для МСП на сумму до 20 млн руб., использовать электронные магазины Электронно-торговых площадок (далее — ЭТП), отобранных в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 12 июля 2018 года № 1447-р «Об утверждении перечней операторов электронных площадок и специализированных электронных площадок» (далее — РП-1447-Р), предусмотренных Федеральным законом от 5 апреля 2013 года «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» № 44-ФЗ (далее — Закон № 44-ФЗ), Федеральным законом от 18 июля 2011 года «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» № 223-ФЗ (далее — Закон № 223-ФЗ). Чтобы сразу определиться в терминах, поясним, это не такие магазины малых закупок, как ЕАТ «Березка» или «Биржевая площадка» ZAKAZRF, удобство которых оценены заказчиками и поставщиками, поэтому сосредоточили у себя более 20% закупок.

Давайте рассмотрим, как это будет работать: теперь с 1 июля заказчики, осуществляющие деятельность в соответствии с Законом № 223-ФЗ смогут проводить неконкурентные закупки у субъектов МСП, в которых могут применять только субъекты МСП с помощью «электронного магазина». Порядок проведения таких закупок аналогичен тем правилам работы «электронного магазина» для закупок малого объема, который установлен в рамках Закона № 44-ФЗ, который предусматривает размещение поставщиками на электронной торговой площадке предварительного предложения о поставке того или иного товара в соответствии с КТРУ. Заказчик, в свою очередь, размещает извещение о закупке того или иного товара. При этом оператор ЭТП должен будет направить таким заказчикам соответствующие предложения поставщиков.

Кто останется без поддержки

Поддержка, в соответствии с Законом, не может оказываться субъектам малого и среднего предпринимательства, являющимся кредитными организациями, страховыми организациями (за исключением потребительских кооперативов), инвестиционными фондами, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, ломбардами, участниками соглашений о разделе продукции, предпринимателями в сфере игорного бизнеса, а также нерезидентами Российской Федерации (п. 3 ст. 14 Закона N 209-ФЗ).

Читайте также:  Какие льготы полагаются ветеранам труда в СПБ

Субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим производство и реализацию подакцизных товаров, а также добычу и реализацию полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых, также не может оказываться финансовая поддержка (п. 4 ст. 14 Закона N 209-ФЗ).

В оказании помощи будет отказано, если субъект малого или среднего предпринимательства не выполнил условия ее оказания или если не истек срок оказания аналогичной поддержки, решение о которой было принято ранее. Субъект малого и среднего предпринимательства не получит поддержку еще и в случае, если с момента признания его нарушителем порядка и условий оказания поддержки, в том числе не обеспечившим целевого использования средств поддержки, прошло менее трех лет (п. 5 ст. 14 Закона N 209-ФЗ).

Финансовая и имущественная поддержка

Закон предусматривает оказание финансовой помощи субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства за счет средств бюджетов субъектов РФ, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства.

Оказание имущественной помощи субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях. Указанное имущество должно использоваться по целевому назначению.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления утверждают перечни государственного имущества и муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Гранты для туристической сферы

На основании Постановления Правительства от 07.12.2019 г. № 1619 установлены правила субсидирования грантов сферы внутреннего и въездного туризма.

Выделяемые деньги можно расходовать на формирование новых туристических маршрутов, приобретение модульных гостиниц и оборудования для туристических информационных центров, создание аудиогидов и онлайн-путеводителей.

Гранты выдаются каждый год направлением средств в Ростуризм, который проводит конкурс среди предпринимателей через подачу заявок на участие. Размер гранта — до 3 млн. руб. Для его получения участник должен соответствовать определенным требованиям.

В 2021 году на основании Постановления Правительства от 11.08.2020 г. № 1208 были упрощены правила получения грантов, в частности:

  • подавать заявки и документы можно электронно;
  • сократили сроки проведения отбора по конкурсу.

Как организации попасть в реестр субъектов МСП

Сведения о юрлицах и ИП вносятся в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства ежегодно. 10 — го августа текущего календарного года. На основе сведений, имеющихся у налоговиков по состоянию на 1 июля текущего календарного года. Требование в отношении суммарной доли участия юриц, не являющихся субъектами МСП. В уставном капитале ООО в целях внесения сведений о таких обществах в Реестр учитывается при внесении сведений в Реестр. Начиная с 2017 года.

Если до момента актуализации сведений Реестра 10 августа 2017 года участник ООО не являлся субъектом МСП. Сведения о нем до указанного момента не могли быть включены в Реестр. Условия по суммарной доле участия, не считаются соблюденными.

Таким образом, если ООО по состоянию на 1 июля 2017 года не соответствовало условию по суммарной доле участия юрлиц, не являющихся субъектами МСП. То сведения о нем в Реестре не содержатся.

Условия субсидирование проектов Национального проекта по развитию предпринимательства на 2021-2025 годы в рамках направления «Поддержка предпринимателей/субъектов индустриально-инновационной деятельности»

Участники

предприниматели/субъекты индустриально-инновационной деятельности, реализующие и (или) планирующие реализовать собственные и эффективные проекты в приоритетных секторах экономики, по перечню согласно Перечню приоритетных секторов экономики

Проекты, реализуемые в населенных пунктах, в том числе в моно и малых городах, сельских населенных пунктах, за исключением городов республиканского значения/областных центров, осуществляются без отраслевых ограничений

Отрасль Без отраслевых ограничений – для проектов в населенных пунктах, в том числе в моно и малых городах, сельских населенных пунктах, за исключением городов республиканского значения/областных центров
Максимальная сумма кредитования

Не может превышать 3 млрд. тенге для одного предпринимателя. В случае, если нескольким аффилированным предпринимателям предоставляется кредит для реализации одного бизнес-проекта, то данная сумма не может превышать 3 (три) млрд тенге.

Сумма кредита/договора финансового лизинга с учетом всех действующих кредитов/лизинговых сделок по проектам в населенных пунктах, в том числе в моно и малых городах, сельских населенных пунктах, за исключением городов республиканского значения/областных центров, не может превышать 1,5 млрд тенге для одного предпринимателя.

Размер субсидирования Базовая ставка НБ РК + 5%, из которых 6% оплачивает предприниматель, а разница субсидируется государством
Срок кредитования 1. направленные на инвестиции, составляет 5 (пять) лет без права пролонгации срока субсидирования; 2. направленные на пополнение оборотных средств, составляет 3 года без права пролонгации срока субсидирования
Рефинансирование Подлежат кредиты/лизинговые сделки со сроком не более 2 лет с даты выдачи первого кредита/лизинга


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *