Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Каких госслужащих будут сокращать в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Получилось так, что эта категория бюджетников не попала под указы, поэтому заработные платы остались прежними. Более того, возник ряд новых проблем, главная из которых состоит в том, что число социальных работников сократилось больше чем на 15% от запланированного показателя оптимизационной деятельности, что зафиксировано в дорожных картах. И эта информация подтверждена депутатами Госдумы.
Есть мнение, что сокращение чиновников честнее назвать «переводом». Сотрудники госуправления могут быть переведены в подведомства, которые также получают финансирование из федеральной казны.
Несмотря на заманчивое предложение о работе на Правительство РФ много ставок остаются пустыми. Кто-то не выдерживает напора, перепрофилируется. В период увольнений руководство может сузить штат, избавившись от незанятых ставок.
Из-за частых заявлений об увольнениях госслужащих многие исследователи считают заявление крупномасштабным. Увольнения будут, но не в такими массивными, которыми изначально заявляются. Подобное наблюдалось в предыдущие годы. Сократить штат на 10-20% достаточно рискованно, это может сказаться на стабильной работе правительства, поэтому стоит рассчитывать на меньшие реальные значения для нормальной оптимизации.
Последние новости о сокращении госслужащих в 2023 не несут однозначной конкретики. Увольнять будут слабых сотрудников по результатам проверок, а также тех, кто относится к категории обеспечивающих специалистов: секретарей, бухгалтеров, менеджеров по закупкам и других. Постепенное, а не резкое, уменьшение штата чиновников позволит оптимизировать траты бюджета и не скажется на успешности работы по обеспечению жизнедеятельности страны.
Процесс сокращения предпенсионера в любой организации в 2023 году
Увольнение сотрудника по инициативе работодателя является достаточно непростым правовым процессом. Это обусловлено тем, что увольнение должно быть действительно правомерным и обоснованным, любое даже малейшее нарушение законодательства может привести к привлечению руководства организации к административной ответственности. Особенно это касается увольнение сотрудников, которые имеют какой-либо социальные статус. Сюда же относятся и предпенсионеры. Процесс сокращение гражданина, имеющего статус льготника, состоит из следующих этапов:
- На первом этапе в зависимости от причины сокращения сотрудников работодатель обязан изучить личные дела кандидатов на увольнения. В первую очередь должны быть отсеяны те, кто попадает в льготную категорию граждан. Если других вариантов нет, работодатель должен попробовать найти альтернативные варианты работы в организации для данных граждан.
- Вместе с уведомлением о грядущем сокращении работодатель должен предложить имеющиеся вакантные должности для сотрудников, которым грозит сокращение. После предложенных альтернативных вариантов, сотрудник сам решает соглашаться ему на новую должность либо принять уведомление о сокращении.
- Уведомление о сокращение должно быть предоставлено за два месяца до назначенной даты. Сотрудник обязан подписать документ, о том что он получил уведомление и ознакомился с ним. За два месяца он может попытаться найти себе новую работу. Также сотрудник имеет право попытаться опротестовать возможное сокращение, обратившись в трудовую комиссию для досудебного разрешения конфликта.
- Работодатель обязан за два месяца подготовить все расчеты, которые производятся в последний рабочий день сотрудника. Сюда включается расчет по заработной плате за последний отработанный месяц, расчет за неотгуленный отпуск, выходное пособие по сокращению (платиться независимо от того нашел ли сотрудник новую работу или нет), все расчеты в рамках внутренней премиальной системы регламентированной предприятием.
После сокращения сотрудник имеет право встать на учет на бирже труда. Это дает ему право получать еще два месяца дополнительное выходное пособие от работодателя. А в ситуации если гражданин не смог трудоустроиться и на третий месяц после увольнения он имеет право на истребования выходного пособия за еще один месяц. При этом центр занятости также оформляет социальную выплату для такого гражданина – пособие по безработице. При это для предпенсионеров данное пособие платиться в повышенном размере и в течение 6 месяцев, а некоторых случаев продлевается до года.
Сокращение штата в ао почта россии в 2022
В 2022 году численность персонала ФГУП «Почта России» сократится на 19,5%, до 295,8 тыс. человек, следует из проекта BSG. А через десять лет, к концу 2023 года, штат будет сокращен на 27,7%, до 276,7 тыс. человек. Источник, близкий к «Почте России», подтвердил, что менеджмент ФГУПа и Минкомсвязь планируют к 2023 году сократить порядка 70 тыс. сотрудников «Почты России».
Сокращение должности – прекращение действия служебного контракта по инициативе представителя нанимателя.
Нормативно такое основание увольнения закреплено в п. 8.2 ч. 1 ст. 37 ФЗ №79 от 27.07.2004. Гражданского служащего также могут освободить от должности и уволить с гражданской службы при ликвидации госоргана (п. 8.3 ч.1 ст. 37 ФЗ №79). В обоих случаях нанятое лицо теряет рабочее место не по своей воле, а по решению работодателя.
Обратите внимание. Порядок поступления и освобождения с гражданской государственной службы регулируется ФЗ №79. Если сотрудник, подпадающий под сокращение, относится к категории госслужащего, отношения с ним расторгаются именно в порядке, предусмотренном ФЗ №79. Для остальных работников применяются общие положения ст. 81 ТК РФ.
Увольнение госслужащего по сокращению штата осуществляется в порядке, установленном ст. 31 ФЗ №79:
- Во-первых, даже если ликвидируется должность или упраздняется госорган, отношения с сотрудником не обязательно расторгнут. Человеку могут предложить альтернативу в том же органе, в органе, который примет функции ликвидируемой организации, или в другой госструктуре.
- Во-вторых, перевод осуществляется с письменного согласия служащего. Учитывается образование, квалификация и специальность, а также направления подготовки и стаж.
- В-третьих, работодатель обязан уведомить коллектив о грядущих увольнениях минимум за два месяца.
- В-четвертых, в течение этих двух месяцев в госоргане могут провести внеочередную аттестацию. Это нужно для того, чтоб определить профессиональный уровень сотрудника на момент сокращения штата. Аттестация должна быть организована в соответствие со ст. 48 ФЗ №79.
И наконец, если подходящих вакансий не нашлось, служебный контракт со служащим все таки расторгается. При увольнении человеку обязаны начислить соответствующие выплаты и компенсации, которые отличаются от выплат, полагающихся другим категориям нанятых лиц.
Одной из гарантий профессиональных прав госслужащего является закрепленная в законе обязанность представителя нанимателя предложить сотруднику, подпадающему под сокращение, имеющиеся вакантные должности. Правила предоставления таких вакансий установлены Постановлением Правительства РФ № 822 от 19.09.2013.
После уведомления служащего о том, что его должность подпадает под сокращение, руководство обязано предложить лицу вакансии в том же госоргане или в органе, который будет выполнять функции упраздненной организации. Для этого у администрации есть 2 месяца с момента предупреждения лица о грядущем расторжении трудовых отношений. Если свободных или подходящих мест нет, могут рассматриваться должности в других государственных структурах.
Подбор вакансий в другом органе выглядит следующим образом:
- Представители кадровой службы приступают к поиску вакансий в других органах не менее чем за 30 дней до дня планируемого увольнения.
- Формируется список вакантных должностей гражданской госслужбы. В список включаются вакансии в госорганах в той же местности, где работал служащий. Если в той же местности подходящих мест нет, в перечень включают предложения из других местностей.
- За 25 дней до последнего рабочего дня кадровая служба передает сотруднику под роспись уведомление с предложением о занятии вакантной должности. К уведомлению прикрепляется список имеющихся вакансий.
- При поиске альтернативы кадровая служба обязана учесть профессиональные характеристики лица. К таким характеристикам относятся категория и группа занимаемой должности, область и вид служебной профдеятельности, уровень квалификации, стаж, направление подготовки.
- С момента получения уведомления у госслужащего есть 2 дня для принятия решения. Вариантов два – согласиться или отказаться от полученных предложений. Если человек согласен занять вакантную должность, он подает заявление в кадровую службу. В заявлении нужно просить о направлении своей анкеты в соответствующий орган.
- В 2-дневный срок с момента получения заявления кадровики обязаны направить в соответствующий госорган письмо с просьбой рассмотреть кандидатуру служащего на замещение вакантной должности. В документе указывается, какую вакансию выбрал увольняемый и когда заканчивается 2-месячный предупредительный срок.
- Кадровая служба органа, которому было направлено письмо, обязана подготовить ответ в 3-дневный срок. Если предложенная кандидатура подходит, то в ответе также указывается, когда и где будет проведено собеседование.
- Госслужащего ознакомляют с ответом потенциального работодателя в течение одного дня с момента получения соответствующего письма.
- На финальном этапе оформляется перевод служащего.
Коллектив предприятия на 85% состоит из основного производственного персонала. Это почти 300 тысяч человек. Более 65 тысяч из них работает на неполной ставке, а в отдаленных и малонаселенных пунктах занятость почтальона часто не превышает 3 дней в неделю по три часа. Размер фактической заработной платы формируется с учетом фактической занятости и фактически отра��отанных часов.
С 1 ноября зарплата сотрудников 1268 отделений почтовой связи Республики Башкортостан выросла в среднем на 17%. Мероприятия проводятся в рамках второго этапа масштабной программы Почты России по повышению заработной платы сотрудникам основного производства.
Для получения ожидаемых результатов повышение в 20% не должно стать первой и последней акцией. Размер индексации в таком размере окажется явно недостаточным, так как зачастую работники почтовых отделений работают за мизерную зарплату.
Чего ожидать от реорганизации Почты России
Цель масштабного преобразования — повышение доступности почтовых услуг, привлечение инвестиций, рациональное распоряжение имуществом. По идее потребители не заметят, что в бизнес-структуре почтовой службы что-то меняется, они должны лишь оценить возросшее качество обслуживания. В удаленных населенных пунктах (особенно в сельской местности) почта станет основой всей социальной и административной жизни.
Изменится норма размещения почтовых отделений — ожидается, что правительство пересмотрит существующую. Теперь в черте города они будут располагаться каждые 1,5 км. Сельские почты будут открываться через каждые 6 км. Исходя из озвученных планов, почта составит конкуренцию не только сберкассам, но МФЦ и даже нотариальным конторам в труднодоступных местах проживания.
Реорганизация главного российского почтового оператора стартовала. Процесс этот сложный и тернистый, но необходимый для выживания в современных реалиях. Соответствующий законопроект о реорганизации Почты России принят Госдумой и подписан президентом еще в июне 2022-го. Согласно вступившему в силу нормативному акту унитарное предприятие будет преобразовано в непубличное АО. При этом контроль государства сохранится, так как собственником 100% акций будет Российская Федерация.
Реорганизация стартовала в октябре 2022-го, на проведение всех изменений отведен один год. Это означает, что до октября 2022-го сведения о новом акционерном обществе должны быть внесены в ЕГРЮЛ. По заверениям главы предприятия, это произойдет во втором квартале следующего года.
Беспокойство вызывает и ситуация с персоналом. Хотя в нормативном акте и закреплен запрет на сокращение числа работников в связи с реорганизацией, но на самом деле с некоторыми сотрудниками руководство все же решит попрощаться. Сделать это планируют путем проведения переговоров и получения договоренности об увольнении по соглашению сторон.
Общие изменения в отчетности
С 1 января 2023 года останется всего две формы отчетности:
- расчет по страховым взносам (РСВ) и
- единый отчет по сотрудникам.
Единый отчет заменит сразу четыре формы – СЗВ-ТД, СЗВ-СТАЖ, 4-ФСС, ДСВ-3. Фактически сведения о работниках будут передаваться те же самые, что и раньше, только уже в другой форме отчета. Причем подавать единый отчет нужно будет по частям с разной периодичностью. Так, например:
- часть единого отчета (вместо СЗВ-ТД), связанную с приемом на работу и увольнением, нужно будет, как и сейчас, подавать не позднее следующего рабочего дня;
- если же данные связаны с переводом на другую постоянную работу, подачей заявления о формате ведения трудовой книжки либо о предоставлении сведений о трудовой деятельности, их нужно будет сдавать не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступило указанное событие;
- часть отчета о взносах на травматизм и допвзносах на накопительную пенсию (вместо 4-ФСС и ДСВ-3) будет представляться по окончании первого квартала, полугодия, девяти месяцев и года до 25-го числа следующего месяца.
Новый расчет по страховым взносам заменит СЗВ-М и действующий РСВ. Это будет отчет со сведениями о работниках и выплатах в их пользу:
- ежемесячно до 25-го числа нужно будет подавать сведения для персонифицированного учета и данные о заработке и начисленных взносах;
- а по итогам квартала, полугодия, девяти месяцев и года в отчет нужно будет включать общие суммы по облагаемой и необлагаемой базе, а также начисленные за отчетный период страховые взносы.
В связи с увеличением размера страховых взносов и предельной облагаемой базы планируется, что максимальный размер пособий вырастет к 2025 году в 1,5 раза.
Сейчас, напомним, максимальный размер пособия:
- по временной нетрудоспособности при стаже более 8 лет составляет 78 207 рублей за полный календарный месяц;
- по беременности и родам – 360 164 рубля за 140 дней;
- по уходу за ребенком до полутора лет – 31 282,82 рубля за полный календарный месяц. Если у работника заработная плата 150 000 рублей, то он мог бы получить пособие по уходу за ребенком около 60 000 рублей. Но законодатель для всех ограничил предельный размер пособия, независимо от того, какой размер зарплаты.
Новые изменения несколько улучшат ситуацию и работники, зарабатывающие выше среднего, смогут претендовать на более высокие суммы пособий (Таблица 3).
Как закон о защите предпенсионеров работает на практике
Фактически за 2018 и 2019 год не возбудили ни одного уголовного дела в связи с необоснованным увольнением предпенсионеров. Но это не значит, что таких сотрудников не увольняют. По оценке ЦБ РФ, за первый квартал 2019 года численность работающих предпенсионеров сократилась на 600 тысяч человек — это все граждане в возрасте 50-59 лет.
Зампред Федерации независимых профсоюзов Александр Шершуков прокомментировал это следующим образом:
«Формально людей увольняют не из-за возраста, а по другим причинам. Поэтому на практике статья не работает. Работникам, как правило, даже нет смысла инициировать разбирательство: они понимают, что никаких доказательств мотивов работодателя на руках нет. Поэтому и ситуации такие не на слуху».
Стоит отметить, что проблема необоснованного увольнения решается и без привлечения Прокуратуры. Чаще всего предпенсионеры обращаются в трудовую инспекцию за защитой своих прав. На конец сентября 2019 года в Роструд поступило около 1,8 тыс. обращений от работников-предпенсионеров. В результате исполнения предписаний инспекторов труда примерно 1 тыс. граждан были восстановлены на рабочем месте.
Какую работу искали кандидаты
Принято считать, что обычно оптимизация и сокращение штата затрагивают в первую очередь бэк-офисные позиции. Однако 2022 год показал, что в условиях турбулентности, когда идет активная трансформация бизнесов, это правило не работает, изменения могут коснуться и специалистов коммерческих направлений.
В приоритете у тех, кто искал работу в уходящем году, часто были вакансии в российских компаниях и компаниях с госучастием. Причем это касается не только сотрудников ушедших с отечественного рынка иностранных компаний, но и тех, кто работал в оставшихся в России международных структурах. Многие из таких сотрудников отмечали, что им важно получить работу в компании со стабильным положением на рынке, чтобы иметь определенные гарантии на будущее. Нередки были случаи, когда профессионалы были готовы ради стабильной работы сменить сферу деятельности или согласиться на меньший доход.
Кто может выйти на рынок
Сохраняющийся тренд на перестройку бизнеса и оптимизацию процессов может привести к сокращению в компаниях некоторых отделов, выполняющих функции, на которые возможно привлечение внешних специалистов (аутсорса) или проектных сотрудников. Но это скорее негативный сценарий: сейчас, после прохождения пикового уровня стресса для экономики, адаптивность бизнеса к сложившимся условиям заметно выросла и продолжает расти, поэтому говорить о рисках выхода на рынок для представителей каких-то определенных профессий сложно. В той или иной степени будут востребованы специалисты всех направлений, скорость их трудоустройства будет напрямую зависеть от квалификации. Работодатели будут отдавать предпочтение более сильным соискателям, обладающим опытом и знаниями.
Уведомление центра занятости.
Шестой этап зачастую пропускается работодателями по той лишь причине, что о нем многие не знают. Между тем Федеральный закон «О занятости населения в РФ» в ст. 25 установил дополнительные обязанности работодателя при проведении процедуры сокращения:
«При принятии решения о ликвидации организации либо прекращении деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращении численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя и возможном расторжении трудовых договоров работодатель-организация не позднее чем за два месяца, а работодатель – индивидуальный предприниматель не позднее чем за две недели до начала проведения соответствующих мероприятий обязаны в письменной форме сообщить об этом в органы службы занятости, указав должность, профессию, специальность и квалификационные требования к ним, условия оплаты труда каждого конкретного работника…»
Поэтому, определив, какие именно работники подлежат сокращению, работодатель обязан заполнить специальную форму и подать ее в свое территориальное отделение органа службы занятости.
Важно! Седьмой и восьмой этапы будут иметь место лишь в случае наличия профсоюзной организации на предприятии.
Порядок и размер выплаты выходного пособия.
Выплата выходных пособий при увольнении регулируется статьей 178 Трудового кодекса РФ, которой установлено, что при расторжении трудового договора в связи с сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 Трудового кодекса) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка. Таким образом, размер именно выходного пособия (выплачиваемого непосредственно при увольнении) составляет один заработок.
Также законом предусмотрено, что если работник не смог устроиться на работу после увольнения по сокращению, то за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).
То есть всего законодатель предусмотрел возможность получать средний заработок в течение двух месяцев со дня увольнения, из них пособие за первый месяц выплачивается сразу при увольнении, а за второй месяц – по истечении второго месяца трудоустройства. Например, если работник уволен по п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ 01 июня, то 01 июня он получает полный расчет за отработанный период и выходное пособие в размере одного среднего месячного заработка. Вне зависимости от того, будет он в июне искать работу или приступит к работе уже 02 июня – данное пособие выплачивается в безусловном порядке и возврату оно не подлежит.
Предположим, что работник не трудоустроился. Тогда по истечении июля он может претендовать на получение пособия на период трудоустройства (второй месяц) опять в размере среднего месячного заработка.
Для получения данного пособия необходимо лишь предъявить трудовую книжку, из которой будет следовать, что на новую работу он не устроился.
При этом в исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение еще и третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.
Таким образом, для получения пособия в размере еще одного среднего заработка за период трудоустройства (август) работнику нужно не только предъявить трудовую книжку, но и соответствующий документ из органов службы занятости о сохранении за работником пособия в течение третьего месяца трудоустройства.
Когда и кому стоит ждать прибавки? И откуда взялась цифра 8%, не соответствующая текущей инфляции?
Об этом и многом другом рассказали эксперты.
В нашей стране порядка 14 млн граждан работают в бюджетной сфере – это педагоги, медицинский персонал, работники бюджетных учреждений (музеи, библиотеки, организации дополнительного образования и т.д.).
Их зарплаты, в том числе, зависят от размера МРОТ — он, как известно, увеличен с 1 января 2023 года до 17 тысяч рублей. Но когда вырастут сами зарплаты?
Руководитель аналитического департамента:
«Мне кажется очевидным ответ на вопрос, почему индексация зарплат бюджетников не произошла прямо с 1 января.
В конце года бюджет страны получил сильный дефицит из-за снижения цен на нефть: в результате, вместо планировавшегося дефицита в 1 трлн рублей, недостаток средств в казне составил 3,3 трлн рублей.
Потому сейчас государству требуется время на проработку всех вопросов, связанных с индексациями зарплат и пенсий (как известно, индексация для работающих пенсионеров снова не принята).
Относительно размеров индексации зарплат бюджетников, могу высказать предположение, что озвученный параметр в 8% — это некое среднее значение по инфляции за два года.
В 2022 году годовая инфляция составила 11,9%, а по итогам текущего года она, по расчетам правительства, может снизиться до 5%. Таким образом, бюджетники могут рассчитывать на индексацию зарплат, соответствующей среднему значению инфляции за период 2022-2023 годов».
Эксперт:
«Повышение зарплат, которое анонсировал глава Минфина, может произойти в течение года. 8% — это цифра, которая коррелирует с плановой инфляцией на 2023 год, возможно, будет даже немного ее превышать.
Поскольку у бюджетников есть базовая компонента оклада, премиальная, привязки к уровню квалификации, то такое повышение дает сдвиг по всей цепочке зарплатных выплат. Так что бюджетники наверняка прибавку почувствуют.
И в принципе, привязка к инфляции при индексации зарплат — это общепринятая практика».
Экономист:
«Индексация зарплат в наступившем году, полагаю, светит всем категориям бюджетников.
Их доходы возрастут суммарно более чем на 100 млрд рублей, а через два года — уже на 500 млрд рублей.
Любая индексация — это своеобразная компенсация за понесенные потери покупательной стоимости национальной валюты.
Вот уже несколько лет мировая инфляция стала обыденным трендом, она накрыла все ключевые экономически развитые страны, не обошла и Россию.
В этом году ожидание от инфляции в нашей стране вполне оптимистичное, она может сократиться более чем в два раза по сравнению с 2022-м. Если ее получится обуздать и сохранить хотя бы умеренно сильный рубль, головной боли с индексациями будет намного меньше.
Поддержка населения сегодня очень кстати и от индексации в размере 8% реальный уровень жизни бюджетников уж точно не просядет».
По словам управляющего ПФР по Новосибирской области, объединение фондов позволит гражданам быстрее и удобнее обращаться сразу за несколькими мерами поддержки. Объединение ПФР и ФСС позволит сократить сроки ожидания выплат.
«Существует немало ситуаций, когда человеку для получения полного объема социальной помощи необходимо обращаться и в Пенсионный фонд, и в Фонд социального страхования, – говорит Александр Терепа. – Пенсия по инвалидности, например, выплачивается ПФР, а средства реабилитации выдаются ФСС. Пособие по уходу за детьми до 1,5 лет работающие мамы получают в ФСС, а материнский капитал – в ПФР. Для распоряжения набором социальных услуг нужно подавать заявление и в Пенсионный фонд, и в Фонд социального страхования: в ПФР – о получении денежной компенсации услуг, в ФСС – о получении непосредственно самих услуг, например путевки в санаторий. Благодаря объединению все услуги по линии ПФР и ФСС можно будет получить в одном месте в рамках «одного окна», что позволит существенно упростить порядок получения выплат».
Выплаты за работу в условиях COVID-19
Дополнительные гарантии в виде единовременных и ежемесячных выплат установлены работникам медицинских организаций при исполнении ими трудовых обязанностей в условиях COVID-19.
Например, пострадавшим от COVID-19 при исполнении трудовых обязанностей медработникам в случае развития у них заболевания (синдрома) или осложнения, вызванных COVID-19, повлекших за собой временную нетрудоспособность, но не приведших к инвалидности, полагается единовременная страховая выплата в размере 68 811 руб.
Также в период с 01.11.2020 по 31.12.2022 отдельным медицинским работникам производятся специальные социальные выплаты. В частности, врачам, оказывающим скорую медицинскую помощь по диагностике и лечению COVID-19, полагается выплата в размере 2 430 руб. за нормативную смену, определяемую как 1/5 продолжительности их рабочего времени в неделю (пп. «а» п. 2 Постановления Правительства РФ от 30.10.2020 N 1762; пп. «а» п. 1, п. 7 Постановления Правительства РФ от 23.11.2020 N 1896).
Доходы медицинских работников в виде указанных выплат в связи с работой в условиях COVID-19 не облагаются НДФЛ (п. 81 ст. 217 НК РФ).