Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «6 Требования к безопасности на территориях жилых микрорайонов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
К придомовой территории отнесены участки земли, прилегающие вплотную к зданию, его парадным крыльцам, аркам и прочим элементам конструкции. Они закреплены за статусом площади, предназначенной для общего пользования жильцами дома. Несмотря на это, по закону разрешается приватизировать небольшую часть придомовой территории.
Обслуживание территории
Зимой ведутся следующие работы:
- обеспечение безопасности канализационных люков, их чистка;
- устранение снега, наледи, посыпка противогололедным материалом;
- очищение крыш парадных крыльцыв от снега;
- очистка урн, мытье контейнерных боксов;
- уборка парадных, а также площадок вокруг них.
Летом должно быть проделанное в текущем режиме следующее:
- уборка территории от мусора, листьев и прочего;
- чистка урн, контейнерных отделов;
- скашивание травы на газонах;
- забота о ливневой канализации – устранение сора, листьев, палок, мусора, камней;
- чистка крыльца (подметание) парадного и территории возле него.
В обязательном порядке благоустраиваются следующие участки:
- Свободный проезд для пожарных или машин скорой помощи.
- Парковка под автомобили.
- Скамьи для отдыха, беседки, крытые павильоны.
- Огороженная территория для детских игр.
- Клумбы, альпийские горки, иного типа декоративные зеленые насаждения.
- Огороженный участок для складирования мусора.
- Газон для выгула собак.
Дополнительно территория может быть оснащена:
- Парковкой для велосипедов, колясок.
- Уличные сушилки для белья.
- Площадка для спортивных игр (баскетбол, бейсбол, футбол).
- Площадка для игр в домино, шахматы.
- Голубятня, либо место для кормления птиц.
- Уличные тренажерные комплексы.
Если участка достаточно по площади, то можно обустраивать и дополнительные объекты в благоустройстве придомовой зоны.
Разрешено делать изгороди, но только следующего типа:
Название ограждения | Описание |
Временное | Ставится на период проведения ремонтных, строительных, иных работ (напр., когда кидают снег с крыш, либо сбивают сосульки). Должно обязательно снабжаться сигнальными флажками красного, красно-белого цвета. |
Специализированное | Загораживаются: — зона временного складирования ТБО (твердых бытовых отходов); — детские площадки; — спортивные площадки; — сушка белья; — зона для мытья, выбивания ковров; — газон для выгула собак, иное. |
Живое, растительное | Живые изгороди из облагороженного кустарника. Они не могут быть выше 0,5 м. |
Декоративное | Целевое назначение – украшение. Материал: — дерево; — пластик; — металл (часто применяется кованая конструкция секций изгороди). В основном это низкие сооружения, не выше 0,5 м. Делается ставка также и на крепость. |
Шлагбаум | Разграничитель, не позволяющий проезжать автомобилям. Он может быть наземным, а может быть надземным, мобильным. |
Экологизация городского пространства
Ещё одна важная и нужная вещь – озеленение территории. Это прямая обязанность управляющих организаций, если, конечно, земельный участок входит в состав общего имущества в МКД.
Новые деревья и кустарники должны повысить уровень климатического контроля и защитить от:
- шума и ветра,
- солнца,
- выхлопных газов.
Разумеется, перечисленное выше не означает, что вся ответственность ложится на плечи управляющих организаций. Над национальным проектом «Городская среда и ЖКХ» работает коллектив из муниципальных властей, управляющих организаций, ТСЖ, ЖСК и ЖК и жильцов.
Пространство двора ограничено, поэтому не стоит пытаться вместить в него всё. В каждом случае это индивидуальный проект и решения. Важно, что такие решения принимаются совместно с жителями домов.
Порядок разработки проекта благоустройства дворовой территории таков:
- вначале определяется тип двора,
- проводится зонирование площадки,
- вместе с жителями обсуждается концепция благоустройства,
- совместно разрабатывается и утверждается проект,
- проект реализуется также совместными силами.
Сколько должно быть метров в придомовой территории, в Градостроительном кодексе не оговаривается. Строгих нормативов для определения рассматриваемого участка не установлено.
Однако Градостроительный кодекс закрепил минимальные и максимальные значения местности, которая может находиться в собственности у жителей МКД.
В настоящее время многоэтажные дома располагаются на разных участках и в разных районах города. Не всегда застройщик способен обеспечить такой размер территории, который необходим жильцам. Поэтому введена минимальная граница такого участка.
Предельные величины придомового участка ограничиваются зданиями, которые не относятся к МКД. В таблице отражены предельные показатели придомовой территории.
Максимально |
Минимально |
Четких ограничений закон не вводит. Пределы связываются с наличием зданий, которые не отнесены к инфраструктуре конкретного дома |
Величина рассматриваемого участка совпадает с границами многоквартирного дома. Такая ситуация складывается, когда строительная компания приобретает участок определенного размера и на всей площади возводит дом. Нарушения закона в этом случае не будет |
Других сведений в законодательстве относительно пределов придомовой территории не устанавливается.
Площадь и составные элементы
Территория закрепляется на кадастровом плане местности. Это подтверждается не только выпиской из ЕГРН, но и сведениями из реестра. Площадь определяется особенностями района расположения и решением муниципалитета при выделении места под застройку.
На участке находится не только дом. Здесь должны быть и другие сооружения, используемые для эксплуатации жильцами. Они поддерживаются в приемлемом состоянии. Земля становится долевой собственностью всех, кто имеет коммерческое помещение на первом этаже или квартиру. Она полагается тем, кто владеет долевой собственностью. Сумма налога определяется количеством владельцев и распределяется в равных пропорциях.
Границы и общий размер участка определяются по кадастровому паспорту. Сведения нужны управляющей компании для начисления оплаты по уборке и ремонту. Если расчеты не производились и право собственности не оформлялось, за состояние территории отвечает муниципалитет.
Необходимый размер надела определяется в зависимости от плотности застройки, этажности и дорог общего пользования. Используется специальная формула:
Sнорм = Y × Sk
Sнорм – представляет норматив площади, определяемый с учетом особенностей постройки и потребностей жильцов;
Y – определяется по формуле в зависимости от земли, приходящейся на 1 кв. метр помещений;
Sk – площадь общего имущества и квартир.
Важно! К придомовой территории не относят места общего пользования. Это подвальные помещения независимо от их размера, подъезды и входы, а также иные неотделимые от дома части.
Следить за участком вокруг дома жильцы должны регулярно.
В их внимание обычно входит целый ряд вопросов:
- строительство детских спортивных и развлекательных площадок;
- ремонт объектов, расположенных на территории;
- уборка участка, закрепленного за конкретным домом.
Что касается уборки обозначенной местности, то необходимые мероприятия меняются в зависимости от сезона. Зимой, к примеру, у дворника такие обязанности:
- Уборка снега с проезжей части и пешеходных зон.
- Очистка дорог ото льда.
- Нанесение слоя песка и соли на дорожки.
Благоустройство дома придомовой территории
Конкретных норм, регламентирующие точный размер придомовой территории, отсутствует. В среднем для многоквартирного дома приравнивается 3-6 метров (может быть и больше).
Согласно ст. 36 ЖК РФ, в состав придомовой территории входят:
- отмостки (водонепроницаемые покрытия, расположенные вокруг здания);
- проезд, тротуар, полоса озеленения вдоль дома, а также та, которая расположена возле фасада без входов (ее предназначение – обеспечение проезда пожарных машин);
- детские игровые, спортивные площадки, а также те пешеходные дорожки (тропинки), которые соединяют данные объекты друг с другом;
- площадки, на которых расположены мусоросборники;
- участки земли под нежилыми хозяйственными зданиями и сооружениями;
- парковки, на которых стоят машины жильцов многоквартирного дома;
- выезды, въезды подземных гаражей и автомобильных стоянок.
Согласно установленному порядку, расположенные рядом с домом детские площадки, парковочные места и зеленые зоны, предназначенные для комфортного проживания владельцев квартир, считаются их собственностью.
Как указано в ст. 16 Жилищного кодекса:
- прилегающая к дому территория, которая связана с жилой территорией и предназначена для использования собственниками жилья, переходит в коллективное владение собственников квартир, если была создана до вступления в силу данного закона,
- земельный участок, на котором построен многоквартирный дом и другие объекты, обеспечивающие комфортабельное проживание, является совокупным имуществом собственников квартир,
- если территория, прилегающая к многоквартирному дому и предназначенная для коллективного использования собственниками квартир, не была создана до вступления в силу ЖК, то каждый собственник квартиры вправе обратиться в органы регионального управления с заявлением о создании единой придомовой территории.
Приватизация участка вокруг дома
Жильцы, являющиеся законными собственниками своих квартир, собравшись вместе, могут приватизировать землю. Только тогда она может считаться полноценной собственностью, а до этого момента принадлежит муниципалитету. Сам процесс бесплатный, но после введения объекта в частную собственность на него начинает исчисляться налог.
Проведя приватизацию, жильцы многоквартирного дома имеют право не только благоустраивать участок по своему усмотрению, возводить и сносить объекты по согласованности друг с другом. В их возможности теперь входит и сдача территории в аренду. Размер платы устанавливается совместно по результатам собрания всех жильцов. Средства должны быть пущены на общественные нужды двора, присвоить их не получится.
В качестве вариантов, куда можно направить полученную ренту, представлены:
- замена досок объявлений перед подъездами;
- роспись трансформаторной будки и других «скучных» стен;
- украшение территории игрушками, декоративными композициями;
- покраска и обновление скамеек и крыльца у подъезда;
- высадка растений, поддержание вида клумбы;
- стрижка газона и пр.
Ремонт приватизированного имущества по закону производят собственники, то есть жильцы дома.
По обыкновенной логике эта территория обязана быть собственностью жителей выстроенного на ней здания, так как придомовая земля с ее палисадниками, скамейками и спортивными площадками первоначально предполагалась для развлечения людей, живущих в доме. В статье 16 Федерального закона по Жилищному Кодексу №-189, обозначено:
- Территория вокруг дома, на которой выстроен многоэтажный жилой дом и другие входящие в число этого здания объекты и конструкции, которые связаны с территорией и созданы до вступления в действие закона и в касательстве которого проведен правительственный расценочный учет, передается свободно в единое (коллективное) долевое имущество владельцев квартир.
- Участок, на котором размещено многоквартирное жилое здание и другие входящие в его структуру объекты и конструкции, которые связаны с территорией являются совокупной (коллективной, общей) долевое имущество владельцев (правообладателей) квартир.
- Если территория, на которой размещено многоквартирное жилое здание и другие входящие в структуру подобного строения объекты и конструкции, которые связаны с территорией, не создана до внедрения в действие ЖК, то каждый владелец имеет право прибегнуть с соответствующим заявлением в органы общегосударственной власти либо регионального управления с просьбой о создании земельной зоны.
Как оградить территорию
Принятие заключения о монтаже шлагбаума, установке блоков либо оградительного забора принадлежит к компетенции всеобщего собрания владельцев жилья в этой многоэтажке (МКД):
- В случае если в консилиуме приняли участие владельцы квартир либо их агенты, и вопрос решился более чем пятьюдесятью процентами голосов от всеобщего количества, то собрание правоспособно организовать такие решения.
- После чего необходимо сконструировать проект конструкции забора и согласовать его с полицией, МЧС и службой 03, для того чтобы был гарантирован независимый проезд авто предписанных экстренных сфер.
- Помимо этого, жители имеют все полномочия заграждать местности всеобщего использования: набережные, дороги, сквозные дворовые проезды, озелененные площади. Все это возможно с учетом прав и законных потребностей населения, располагающихся рядом зданий, владельцев соседних наделов и других близлежащих объектов, которым, может быть, нужна эта общедомовая территория для обеспечения доступа либо проезда.
Конструирование, монтаж и текущий ремонт отгораживающих конструкций исполняется за счет личных денег владельцев квартир многоэтажки. Впоследствии окончания возведения заграждение перейдет в единое долевое имущество абсолютно всех владельцев помещений в здании.
КС РФ признал не соответствующими Конституции РФ часть 3 статьи 16 ФЗ 189 в той мере, в какой она препятствует собственнику помещения в многоквартирном доме, не уполномоченному на то общим собранием собственников помещений в данном доме, обратиться с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
«…Предусмотрев в части 3 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», что в случае если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, не был сформирован до 1 марта 2005 года, любое уполномоченное общим собранием собственников помещений в этом доме лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании такого земельного участка, федеральный законодатель преследовал цель обеспечить предоставление собственникам помещений в многоквартирном доме права собственности на общее имущество в этом доме, включая земельный участок, предусмотренного частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Между тем в силу различий в статусе жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме и обусловленных этим различий интересов собственников соответствующих помещений, при том, что все они фактически пользуются земельным участком, на котором расположен такой дом, принятие общим собранием решения становится практически невозможным. В рамках действующего правового регулирования это означает, сохранение на неопределенное время различного правового режима земельных участков под такими домами и нарушение одного из основных принципов земельного законодательства, единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
Кроме того, собственники помещений (как жилых, так и нежилых) в многоквартирном доме, земельный участок под которым не сформирован, не несут связанное с использованием земельного участка налоговое бремя, хотя, как показывает правоприменительная практика, в некоторых случаях собственники нежилых помещений вынуждены уплачивать арендную плату за пользование этим земельным участком.
Следовательно, вытекающая из части 3 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» зависимость формирования земельного участка под многоквартирным домом (и, следовательно, перехода его в общую долевую собственность) от решения, принимаемого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, ведет к нарушению защищаемых статьями 35 и 36 Конституции Российской Федерации прав собственников, а также к искажению принципа всеобщности и равенства налогообложения (статьи 19 (часть 1) и 57 Конституции Российской Федерации, статья 3 Налогового кодекса Российской Федерации)».
По мнению Конституционного суда, «… Признание конкретного земельного участка, не имеющего, как правило, естественных границ, объектом гражданских прав, равно как и объектом налогообложения невозможно без точного определения его границ в соответствии с федеральными законами, как того требует статья 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи со статьями 11 и 389 Налогового кодекса Российской Федерации.
Именно поэтому федеральный законодатель обусловил переход земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в его состав объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимостью формирования данного земельного участка по правилам земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, возложив его осуществление на органы государственной власти или органы местного самоуправления».
С момента выхода указанного постановления КС РФ до внесения в федеральное законодательство необходимых изменений собственники помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не сформированы, вправе в индивидуальном порядке обращаться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлениями о формировании этих земельных участков. Такие заявления будут являться основанием для осуществления соответствующим органом публичной власти формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета. «…Обращение любого собственника помещений (как жилых, так и нежилых) в многоквартирном доме, в том числе не уполномоченного на то общим собранием собственников помещений в этом доме, в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция».
Ну, а федеральному законодателю рекомендовано Конституционным судом РФ следующее: «…с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении, — внести в жилищное законодательство изменения, направленные, как на уточнение порядка рассмотрения заявления о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в случае если с таким заявлением обращается собственник жилого или нежилого помещения в этом доме, не уполномоченный на то решением общего собрания, так и на регулирование соответствующих действий органов публичной власти, в том числе в части определения предельных сроков их совершения».
С вопросом о законности ст.36 ЖК РФ и ст.16 ФЗ 189 внесена ясность рассмотренным Постановлением КС РФ. Но сам порядок оформления и согласования границ придомовой территории при МКД, конкретно не прописан в жилищном законодательстве, что не всегда позволяет определить ее размер и оформить право собственности на земельный участок придомовой территории собственникам МКД. Провозглашенное в статье 36 ЖК РФ право собственников помещений на придомовую территорию не конкретизировано более подробно в ЖК и других законах и не всегда реализуемо на практике.
Придомовую территорию многоквартирного дома 2020 закон относит к общей собственности лиц, владеющих в данном здании квартирами.
Так, в 16-й статье ФЗ по ЖК №189 указано, что территория, окружающая возведенный на участке многоквартирный дом, вместе со всеми объектами и конструкциями на ней расположенным, считается коллективным долевым имуществом собственников жилья, прошедшего приватизацию.
Если подобная благоустроенная зона не была создана до введения в действие ЖК, то у всех граждан, являющихся собственниками жилья в данном доме, есть право обратиться с заявлением, содержащем просьбу о выделении такой территории, к органам общегосударственной или региональной власти.