Семейно – брачное и институт наследования в законах Хаммурапи

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Семейно – брачное и институт наследования в законах Хаммурапи». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Рабовладельческая сущность ЗХ становится более очевидной при анализе норм о преступлениях и наказаниях. По сравнению с законами шумеров, ЗХ ужесточает наказание, заменяя в большинстве случаев штрафы телесными наказаниями или смертью. Вместе с тем родоплеменные воззрения на преступление и наказание полностью не утратили своего значения. К таким пережиткам относится ответственность общины за грабеж, если виновный не был схвачен и скрылся (ст.ст. 23, 24), изгнание из общины и отцовского дома человека, совершившего кровосмесительное преступление (ст.ст. 154, 158).

Право наследования по законам Хаммурапи регулировалось статьями со 127 по 195. Согласно этим статьям можно выявить важную особенность семейных традиций — наследование равными долями для братьев и сестер. Однако закон говорит о неравном положении законных детей и детей рожденных от наложниц: «Дети, принятые от наложницы, наследуют только движимое имущество и лишь в случае, если отец признает их своими». Графский В.Г. Всеобщая история права и государства: Учебник для вузов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма, 2007. — 752 с.С. 56 — 59

В случае смерти жены ее приданое становилось собственностью ее детей, а при отсутствии последних возвращалось в дом отца (ст.162-163). С развитием частной собственности в приданое стали даваться земля, строения, скот Законы Хаммурапи // Хрестоматия по истории Древнего Востока / Под ред.В. В. Струве и Д.Г. Редера. М.: Наука, 1963.С. 196 — 219.

Теперь давайте рассмотрим некоторые самые интересные законы из этого кодекса.

  • Если кто-то обвинит другого в том или ином преступлении, а доказать это не сможет, то сам должен подвергнутся соответствующему наказанию. Даже если наказание за преступление – смертная казнь, то несправедливо обвиняющий тогда должен сам быть казнен. (Сурово, но справедливо).
  • Если судья без оснований изменит свое решение, то он лишается звания судьи (без права занимать его впредь) и платит большой денежный штраф. (Такой закон для наших судей бы не помешал, как думаете?)
  • За кражу из дворца или храма, а также за разбой и мародерство во время пожара, войны или других бедствий полагалось самое суровое наказание – смертная казнь.
  • За обыкновенную кражу пойманный вор должен был возместить ущерб в десятикратном размере. Если он этого не мог сделать, то опять таки подлежал смертной казни.
  • В уголовном производстве действовал принцип «зуб за зуб, глаз за глаз». То есть если кто-то кому-то поломал руку, то в наказание за это ему также ломалась рука. Наказанием за убийство было убийство, то есть смертная казнь.
  • Имущество воина попавшего в плен было защищено специальным законом, оно было неприкосновенно и по освобождении воина обратно возвращалось ему.

Ряд статей кодекса регулирует имущественные отношения между собственником и арендатором земли. Так, например, согласно одного из законов, арендатор несет ответственность за необработанную землю. Если таковая имеется, то он платит штраф собственнику земли в размере одного урожая, который мог бы вырасти на этой необработанной земле.

Весьма интересны законы Хаммурапи в сфере семейного законодательства.

  • Супружеская измена и изнасилование карались смертной казнью.
  • Жене воина попавшего в плен и испытывающей материальную нужду официально разрешалось выйти замуж вторично, но при освобождении первого мужа, она была обязана вернутся обратно к нему.
  • Если жена безосновательно отказывала мужу в физической близости, ему разрешалось с ней развестись.
  • Замужняя женщина могла иметь собственное имущество, на которое не могли претендовать даже кредиторы ее мужа.
  • При заключении брака жених платил отцу невесты специальный выкуп. Если же отец невесты решил расторгнуть заключение брака уже после оплаты выкупа, то должен был вернуть его жениху в двойном размере.

Также стоит заметить, что отдельные законы предусматривали особую ответственность людей разных профессий за халатное исполнение своих служебных обязанностей. Так, например, небрежный строитель, по вине которого обрушился дом, и погибли люди, подлежал смертной казни.

Наследственное право вавилонского царя Хаммурапи

Рабовладельческая сущность ЗХ становится более очевидной при анализе норм о преступлениях и наказаниях. По сравнению с законами шумеров, ЗХ ужесточает наказание, заменяя в большинстве случаев штрафы телесными наказаниями или смертью. Вместе с тем родоплеменные воззрения на преступление и наказание полностью не утратили своего значения. К таким пережиткам относится ответственность общины за грабеж, если виновный не был схвачен и скрылся (ст.ст. 23, 24), изгнание из общины и отцовского дома человека, совершившего кровосмесительное преступление (ст.ст. 154, 158).

Кровная месть отменена, но ее эквивалентом стал принцип талиона — «равное за равное». Однако он применялся по отношению к лицам равного общественного положения, состоящим в одном сословии.

Если строитель построил дом, а он рухнул и в результате погиб хозяин, то предается смерти подрядчик (ст. 229). Если жертвой стал сын хозяина, будет умерщвлен сын строителя. Если же задавили насмерть раба хозяина, подрядчик должен отдать своего раба, то есть возместить ущерб. Эти статьи устрашали бракоделов. Такое же наказание грозило ростовщику, если он дурным обращением довел до смерти сына своего должника, отданного в долговую кабалу.

Если лекарь, цирюльник, снимая бельмо у авилума с глаза, повредил его, то ему отрубали кисть руки. За такое же повреждение, нанесенное рабу, лекарь мог отделаться штрафом. Следовательно, принцип талиона в ЗХ нашел более полное отражение, чем в каком- либо другом памятнике права той эпохи. Его происхождение ведет свое начало от законов шумеров.

Анализ преступлений и наказаний по ЗХ показывает явное неравенство социальных групп, их откровенно классовый, рабовладельческий характер, привилегированное положение авилум. Если раб сказал своему хозяину: «Ты не мой господин», — то господин может отрезать ему ухо (ст. 283).

В перечне мер наказания главной объявлялась смертная казнь, которая предусматривалась по 30 составам преступлений. Она могла быть простая и квалифицированная: утопление, сожжение, повешение, посажение на кол. Допускается замена телесного наказания уплатой штрафа. В перечне наказаний по ЗХ много наказаний членовредительских, превращавших осужденного в инвалида. Так, кормилица, виновная в смерти ребенка, лишалась грудей.

Испытания водой (ордалии) также означали гибель человека, так как подозреваемый, как правило, тонул. Если жрица вошла в питейное заведение, по закону ее следовало сжечь (ст. 110).

Содержательницу кабака, постоялого двора, если она не схватила преступников и не привела их к властям, надлежало убить (ст. 109). В данном случае в качестве преступников, вероятно, рассматривались заговорщики, смутьяны, бунтовщики.

Таким образом, можно сделать вывод, что ЗХ преимущественно защищали права господствующего класса рабовладельцев.

По ЗХ брак считался разновидностью договора. Обычно он заключался между родителями жениха и невесты, согласие последних не требовалось. Да и вряд ли такое согласие имело правовое значение. Если учесть, что девочек выдавали замуж с 7-8 лет. Действовало правило: нет договора — нет брака и семьи. «Если человек взял жену и не заключил с ней письменного договора, то эта женщина не жена» (ст. 128).

Допускался брак свободного с рабыней и свободной женщины с рабом, если последний служил во дворце или был в услужении у мушкенума. Дети от таких браков считались свободными (ст.ст. 175, 176). В случае смерти их отца половина наследства принадлежала хозяину раба. Будущий зять платил выкуп, обменивался с тестем подарками. Дочери полагалось приданое. Закон уже отказывался от прежнего брака как вида сделки купли-продажи.

Приданое и подарки давали будущей жене некоторые гарантии ее материального обеспечения на случай смерти мужа или развода (кроме случаев, когда она обвинялась в разгульном образе жизни или предосудительном поведении).

Муж мог, если того пожелает, выделить жене часть наследства наравне с долей своих сыновей. Если же дети притесняли свою мать, выгоняли ее из дома, то она могла взять приданое, уйти от них, но теряла свою долю наследства. Взяв приданое эта женщина могла выйти замуж за человека, «который ей по сердцу» (ст. 172). Она имела право покинуть мужа, получить развод и вернуться к отцу, если ее муж «гулял, очень унижал. А она блюла себя и греха не совершала, или же она люто возненавидела своего мужа. Сказав ему: «Не трогай меня. Не прикасайся ко мне» (ст. 142)». Во втором случае дело о разводе надлежало рассматривать в том квартале, где женщина проживает.

Читайте также:  Какие есть особенности при приеме на работу гражданина Беларуси?

Закон предусматривал некоторые гарантии женщине с детьми, если ее оставил сожитель. Мужавилум, покидая ее, должен был выделить на воспитание детей половину своего имущества. Если дети достигали совершеннолетия, их мать могла получить свою долю наследства, равную части любого сына наследника (ст. 137). Она могла выйти замуж за человека, «который ей понравился». В данном случае усматривается один из первых и древнейших видов алиментных обязательств.

Жена могла уйти к другому, если ее муж попал в плен и не оставил ей средств к существованию (ст. 134). Но если он возвращался из плена, то жена обязана была вернуться к нему, а дети «должны идти за своими отцами». Если мужавилум бросил семью и убежал из своего селения, а потом вернулся, то его жена не обязана была возвращаться к нему. Авилум мог оставить жену, если она была бездетной и не могла рожать. В этом случае ей возвращались выкуп и приданое или мина серебра (ст.ст. 138, 139). Мушкенум при таком разводе платил полмины. По тем временам сумма весьма значительная. При бездетной жене муж мог привести в дом наложницу, но он не вправе взять наложницу, если его жена привела ему рабыню, родившую детей.

Закон детально определяет положение супругов, их права на наследство и т.д. Мужавилум мог отдать свою жену в долговую кабалу, если в брачном контракте она в письменной форме не оградила себя от такой напасти (ст. 151). В случае тяжелой болезни супруги муж мог взять вторую жену. Муж мог выгнать жену, если она разоряла семью, была мотовкой. Унижала достоинство супруга. Приданое ей не возвращалось (ст. 141). Если такую жену не прогоняли, она становилась рабыней, а муж мог жениться на другой (ст. 141). Следовательно, развод для мужчины был возможен в любое время. Вместе с тем закон говорит о некоторой правоспособности замужней женщины.

Жена авилума имела право распоряжаться своим приданым, заниматься ремеслом, торговлей, ростовщичеством, имела довольно широкую гражданскую дееспособность. Закон в какой-то мере охранял ее честь и достоинство. Если авилум без оснований обвинил чужую жену в безнравственном поведении, оклеветал ее и «простер палец», то его надлежало повергнуть перед судьями и обрить ему виски (ст. 127). Изнасилование чужой жены или девушки, проживающей в доме отца, каралось смертной казнью (ст. 130).

Если муж обвинял свою жену в прелюбодеянии, но сам факт не был доказан, жена, дав клятву своей непорочности, могла покинуть его и вернуться в дом отца (ст. 131). В качестве другой, весьма суровой альтернативы доказательства своей невинности жена могла подвергнуть себя водной ордалии. Утонувшая считалась виновной.

За безнравственное поведение жену следовало утопить, бросить в реку, если она, не дождавшись своего мужа из плена, не хранила своего достояния и «вошла в дом другого» (ст. 133) или «была схвачена, лежащей с другим мужчиной» (ст. 129). Жену за убийство мужа сажали на кол (ст. 153). Ее могли приговорить к смертной казни, если она при наличии детей от первого брака без разрешения суда вышла замуж вторично.

По ЗХ, положение женщин-вавилонянок, по сравнению с законами шумеров, ухудшалось. Девушка могла появляться на улице и в общественных местах только в сопровождении своих родственников, иначе ее считали «гулящей». В случае изнасилования такой девушки мужчина мог освободиться от ответственности, поклявшись в том, что принял ее за «гулящую». Если дочь не вышла замуж, отец мог передать ее храму на положение блудницы, что не считалось зазорным и постыдным.

Хаммурапи (1792-1750 года до н. е.) был одним из самых известных царей Вавилона. Истории он известен не только как великий законодатель, но и не менее великий завоеватель. В начале его правления территория Вавилонского царства была сравнительно небольшой, помимо столицы туда входило лишь несколько небольших городов, а вокруг были отнюдь не дружелюбные соседи. Но благодаря ряду успешных военным кампаний, а порой и разным хитрым трюкам, подкупам и сделкам, царю Хаммурапи удалось в разы расширить территорию Вавилонии, завоевать всех близлежащих соседей, и, в конце концов, объединить под своим правлением всю Месопотамию.

Хаммурапи был выдающимся политиком, стратегом, военачальником, при котором древний Вавилон достиг вершины своего могущества. Поэтому не удивительно, что современники видели в нем божественного избранника, чья правота не может быть оспорена. Царская власть была абсолютно и единоличной, царь считался наивысшим авторитетом и источником закона и правосудия. Будучи мудрым правителем, Хаммурапи отлично понимал, что править большим государством можно лишь при помощи строгого и справедливого порядка. С этой целью им и был создан знаменитый свод законов Хаммурапи.

Законы вавилонского царя были высечены на специальной конусообразной стеле. Вверху же эту стелу венчал барельеф, на котором были изображены две фигуры: сидячий на троне верховный бог Вавилонского пантеона – Шамаш, олицетворяющий Солнце; и вторая фигура, стоящая с почтением перед божеством – это, скорее всего, сам Хаммурапи, божий избранник.

Теперь давайте рассмотрим некоторые самые интересные законы из этого кодекса.

  • Если кто-то обвинит другого в том или ином преступлении, а доказать это не сможет, то сам должен подвергнутся соответствующему наказанию. Даже если наказание за преступление – смертная казнь, то несправедливо обвиняющий тогда должен сам быть казнен. (Сурово, но справедливо).
  • Если судья без оснований изменит свое решение, то он лишается звания судьи (без права занимать его впредь) и платит большой денежный штраф. (Такой закон для наших судей бы не помешал, как думаете?)
  • За кражу из дворца или храма, а также за разбой и мародерство во время пожара, войны или других бедствий полагалось самое суровое наказание – смертная казнь.
  • За обыкновенную кражу пойманный вор должен был возместить ущерб в десятикратном размере. Если он этого не мог сделать, то опять таки подлежал смертной казни.
  • В уголовном производстве действовал принцип «зуб за зуб, глаз за глаз». То есть если кто-то кому-то поломал руку, то в наказание за это ему также ломалась рука. Наказанием за убийство было убийство, то есть смертная казнь.
  • Имущество воина попавшего в плен было защищено специальным законом, оно было неприкосновенно и по освобождении воина обратно возвращалось ему.

Ряд статей кодекса регулирует имущественные отношения между собственником и арендатором земли. Так, например, согласно одного из законов, арендатор несет ответственность за необработанную землю. Если таковая имеется, то он платит штраф собственнику земли в размере одного урожая, который мог бы вырасти на этой необработанной земле.

Весьма интересны законы Хаммурапи в сфере семейного законодательства.

  • Супружеская измена и изнасилование карались смертной казнью.
  • Жене воина попавшего в плен и испытывающей материальную нужду официально разрешалось выйти замуж вторично, но при освобождении первого мужа, она была обязана вернутся обратно к нему.
  • Если жена безосновательно отказывала мужу в физической близости, ему разрешалось с ней развестись.
  • Замужняя женщина могла иметь собственное имущество, на которое не могли претендовать даже кредиторы ее мужа.
  • При заключении брака жених платил отцу невесты специальный выкуп. Если же отец невесты решил расторгнуть заключение брака уже после оплаты выкупа, то должен был вернуть его жениху в двойном размере.

Также стоит заметить, что отдельные законы предусматривали особую ответственность людей разных профессий за халатное исполнение своих служебных обязанностей. Так, например, небрежный строитель, по вине которого обрушился дом, и погибли люди, подлежал смертной казни.

Законы царя Хаммурапи – суровые, но справедливые

Принципы будущей демократической организации были заложены во второй половине VI в. до н. э. и в целом не менялись до периода политического упадка Афин в конце IV в. до н. э. Однако общая система институтов власти и управления выработалась не единовременно, а стала итогом по меньшей мере двух этапов политических реформ.

Первый этап (508–462 гг. до н. э.) связан с реализацией политики, направленной на окончательное низвержение аристократического господства и традиций родового строя; начало ему положили реформы Клисфена, в 509 г. до н. э. ставшего лидером земледельческого и ремесленного населения в политической борьбе.

В Афинах была создана новая территориальная организация, положенная в основу государственного строя. Все полноправное население (вне прежних фил и фратрий) было расписано на 100 демов (условных слобод). Каждый гражданин должен был быть приписан к такому дему; собственно с занесения в список и начиналось право гражданства. Дем обладал самоуправлением: на собрании избирали демарха, а также кандидатов в Совет полиса и в архонты. Демы были объединены в 10 фил (новых); каждая фила имела свой храм и своих выборных лидеров, пользовалась правами самоуправления (собрание филы, исполнительная комиссия, представители в общеполисном управлении). Помимо этого, вся Аттика была поделена на З тритии: Город, Берег, Внутренняя земля. Филы и демы были приписаны к тритиям произвольно, иногда даже из разных концов полиса. Тритии не имели существенного значения и влияли только на организацию пританов. Старые роды оказались разобщены на разные филы и демы, и сплочению знати и зависимости от них торгово-ремесленного населения был положен конец.

Читайте также:  Как отозвать генеральную доверенность, удостоверенную нотариусом?

Произошло упрочение выборной власти. Совет полиса (булэ) был увеличен до 500 членов, по 50 от каждой новой филы; установлен и возраст для избрания в него. Булэ стал не только общеполитическим, но и исполнительным органом: он делился на 10 секций, каждая из которых занималась срочными решениями в положенную ей десятую часть выборного года. В 501 г. до н. э. булэ впервые принес присягу в том, что будет придерживаться в своей деятельности законов. Роль булэ несколько ограничивалась народным собранием, которое отныне должно было собираться раз в десятую часть года для избрания магистратов, решения вопросов обороны, лишения прав гражданства. Однако все вопросы выносились на собрание лишь с одобрения Совета полиса. К этому же времени относится появление коллегии 10 стратегов (по одному от филы), которым вручалась военная и исполнительная власть, ранее принадлежавшая архонтам.

Сформировался новый политический статус гражданина. Права афинского гражданина стали неразрывны с особыми правами на получение земли: в 506 г. до н. э. упрочена была система клерухий (первая клерухия устроена в 570–560 гг.), когда по решению народного собрания семьям выделяли землю в новозавоеванных областях, главным образом в Малой Азии. Граждане получили право изгнать любого из своего числа, чья деятельность будет оценена опасной для блага полиса: в 506 г. до н. э. введена практика остракизма, особого голосования об изгнании того, чья деятельность вызывала осуждение большинства. С 501 г. до н. э. утвердился порядок обязательной военной службы граждан безотносительно к их имущественному цензу.

Второй этап (462–412 гг. до н. э) знаменовался дальнейшим продвижением народовластия (после попыток олигархии в 496 г. до н. э. в связи с нашествием персов взять власть в свои руки), созданием правовых начал деятельности новых институтов на основе разграничения полномочий; конкретные преобразования были главным образом плодом реформ лидеров афинского демоса Перикла и Эфиальта, видных ораторов и военачальников.

Произошла демократизация органов власти и управления. Последний оплот аристократии, практически сокрушен был ареопаг как орган власти; ему сохранены были только управление и суд по религиозным делам. С 457 г. до н. э. должности архонтов были открыты впредь и для низшего цензового слоя — зевгитов. Чтобы предоставить реальную возможность небогатым гражданам участвовать в деятельности властных и судебных институтов, была установлена плата за исполнение гражданских обязанностей (членам гэлиэи — по 3, членам Совета — по 5 оболов, архонтам — по 4 обола в день, пританам — по 1 драхме в день).

Народовластие конституировалось в правовом отношении. Между органами непосредственной и выборной демократии произошло перераспределение полномочий, причем общее собрание граждан стало рассматриваться как более важный политический институт. Собрание-экклезия закрепило за собой главным образом законодательные полномочия, булэ и магистраты — исполнительные. И собрание, и булэ, и должностные лица практически не имели теперь судебной власти, она осуществлялась специальными институтами. Незыблемость сложившегося строя стала предметом охраны закона: каждый впредь получал право возбудить иск о незаконной деятельности против того, кто желал как-то переменить конституцию Афин.

Картина жизни вавилонского общества

Ведущая сфера экономики Междуречья — многоотраслевое сельское хозяйство, о факте которого свидетельствуют большое количество фактов.

Превалирующее количество параграфов свода законов посвящалось:

  • вопросам земледелия, землевладения и землепользования;
  • зерно обладало функцией денег, поэтому им можно было осуществить факт оплаты за взятый в денежном эквиваленте кредит либо за наём сельскохозяйственного работника;
  • земля овеществляла собой наиболее устойчивую материальную ценность, в связи с этим именно земельными угодьями, а не драгоценными металлами государь расплачивался с людьми, которые состояли на государственной службе;
  • продукция сельского хозяйства — единственный предмет экспорта в Месопотамии;
  • за недобросовестное выполнение ирригационной повинности, которое повлекло за собой необратимый материальный ущерб земледельцам, виновного делали вечным рабом, в то же время ремесленник или торговец за бракованную продукцию, допущенную в своей деятельности, облагался штрафом;
  • социальный статус гражданина Междуречья определялся наличием или отсутствием у него земельного владения на территории общины, поэтому люди, которые утрачивали недвижимую собственность, становились мушкенумами — неполноправным сословием с ограниченными юридическими и политическими правами.

Основные законы Хаммурапи — история, 5 класс

Теперь давайте кратко рассмотрим некоторые самые интересные законы царя Хаммурапи из этого кодекса и их суть.

  • Если кто-то обвинит другого в том или ином преступлении, а доказать это не сможет, то сам должен подвергнутся соответствующему наказанию. Даже если наказание за преступление – смертная казнь, то несправедливо обвиняющий тогда должен сам быть казнен. (Сурово, но справедливо).
  • Если судья без оснований изменит свое решение, то он лишается звания судьи (без права занимать его впредь) и платит большой денежный штраф. (Такой закон для наших судей бы не помешал, как думаете?)
  • За кражу из дворца или храма, а также за разбой и мародерство во время пожара, войны или других бедствий полагалось самое суровое наказание – смертная казнь.
  • За обыкновенную кражу пойманный вор должен был возместить ущерб в десятикратном размере. Если он этого не мог сделать, то опять таки подлежал смертной казни.
  • В уголовном производстве действовал принцип «зуб за зуб, глаз за глаз». То есть если кто-то кому-то поломал руку, то в наказание за это ему также ломалась рука. Наказанием за убийство было убийство, то есть смертная казнь.
  • Имущество воина попавшего в плен было защищено специальным законом, оно было неприкосновенно и по освобождении воина обратно возвращалось ему.

Ряд статей кодекса регулирует имущественные отношения между собственником и арендатором земли. Так, например, согласно одного из законов, арендатор несет ответственность за необработанную землю. Если таковая имеется, то он платит штраф собственнику земли в размере одного урожая, который мог бы вырасти на этой необработанной земле.

Весьма интересны законы Хаммурапи в сфере семейного законодательства.

  • Супружеская измена и изнасилование карались смертной казнью.
  • Жене воина попавшего в плен и испытывающей материальную нужду официально разрешалось выйти замуж вторично, но при освобождении первого мужа, она была обязана вернутся обратно к нему.
  • Если жена безосновательно отказывала мужу в физической близости, ему разрешалось с ней развестись.
  • Замужняя женщина могла иметь собственное имущество, на которое не могли претендовать даже кредиторы ее мужа.
  • При заключении брака жених платил отцу невесты специальный выкуп. Если же отец невесты решил расторгнуть заключение брака уже после оплаты выкупа, то должен был вернуть его жениху в двойном размере.

Также стоит заметить, что отдельные законы предусматривали особую ответственность людей разных профессий за халатное исполнение своих служебных обязанностей. Так, например, небрежный строитель, по вине которого обрушился дом, и погибли люди, подлежал смертной казни.

Охрана личного и служебного имущества (статьи 6-41)

Воровство собственности царя, храмов и населения, в том числе «живого» имущества – детей или рабов, а также покупка (принятие в дар) чего-либо у раба или несовершеннолетнего каралось почти всегда смертью.

Если же при ограблении дома вор был не пойман, а затем – не найден, все соседи должны были собраться и возместить ущерб пострадавшему.

Воинам за службу давалась земля, поэтому если воин отказывался от похода или посылал вместо себя кого-то другого, то он приравнивался к вору, утрачивал титул, а его надел отбирался.

Служебную землю нельзя было продать, отдать за долги или передать жене, она сохранялась даже за пленными воинами (их было положено выкупать).

Продать свой надел могли только торговцы, жрицы и «иные служащие», при условии, что их работу теперь будет выполнять покупатель.

Преступлением считалась обмен или продажа любого служебного имущества (дом, сад, надел и т.п.), при этом наказание нес только покупатель, продавец же считается пострадавшим. Ему, как правило, возвращали имущество назад вместе с доплатой.

Читайте также:  Как рассчитать налог с продажи земельного участка?

Имущественные преступления и гонорары (статьи 215-282)

Лечение в Вавилонии и людей, и животных было платным. Услуги доктора зависели от сложности производимых процедур и платежеспособности клиента. Вылечить свободного человека было в 2 раза дороже, чем царского, и в 4 раза дороже, чем раба. Но в случае неудачной операции врачу отсекали руку или заставляли возместить ущерб.

Строители и корабельщики также несли наказание за «халтуру» и возмещали убытки.

Хаммурапи установил тарифы за наем рабочих, скота или транспорта. Если скоту были нанесены увечья, или оно погибло от нападения льва, или эпидемии, то наниматель не нес за это ответственности. Это были проблемы владельца животного.

Ответственность у нанимателя наступала, если животное умерло в результате небрежности или побоев, а также заразных болезней (которых можно было избежать) и нападения любого другого хищника, кроме льва. Кроме того нельзя было присваивать нанятый скот (орудия труда или транспорт).

Труд сельскохозяйственных работников оплачивался зерном, ремесленников, врачей, строителей и т.д. – серебром.

Рабы в Вавилонии были имуществом и товаром, на них был даже «гарантийный срок»: если в течение месяца выясняется, что раб тяжело болен, продавец должен был забрать его обратно.

Если же раб не признавал господина – ему отрезали ухо, а на строптивых рабов накладывали рабский знак – клеймо, которое вырезали или выжигали на теле.

После рассмотрения мы видим, кого защищали законы царя Хаммурапи . В первую очередь законы защищали интересы царя, потому что земля давалась только на правах аренды. Храмы полностью подчинялись царю, происхождение которого считалось божественным.

О чем заботился Хаммурапи в своих законах во вторую очередь, так это о рабовладельцах. Их интересы, касательно движимого имущества (рабов), были полностью соблюдены. У рабов практически не было прав. Рабовладельцы же являлись главенствующим классом. О чем заботился Хаммурапи в своих законах еще, так это о полноправном населении. Законы для них были мягче, чем для неполноправных жителей и рабов.

Справедливые и несправедливые законы Хаммурапибыли направлены на обеспечение государственности и дали толчок для развития судебной системы в государстве. Они систематизировали и закрепили на законном уровне ответственность и виды наказаний, которые наступали при не соблюдении законов.

История законов царя Хаммурапи

Хаммурапи (1792-1750 года до н. е.) был одним из самых известных царей Вавилона. Истории он известен не только как великий законодатель, но и не менее великий завоеватель. В начале его правления территория Вавилонского царства была сравнительно небольшой, помимо столицы туда входило лишь несколько небольших городов, а вокруг были отнюдь не дружелюбные соседи. Но благодаря ряду успешных военным кампаний, а порой и разным хитрым трюкам, подкупам и сделкам, царю Хаммурапи удалось в разы расширить территорию Вавилонии, завоевать всех близлежащих соседей, и, в конце концов, объединить под своим правлением всю Месопотамию.

Хаммурапи был выдающимся политиком, стратегом, военачальником, при котором древний Вавилон достиг вершины своего могущества. Поэтому не удивительно, что современники видели в нем божественного избранника, чья правота не может быть оспорена. Царская власть была абсолютно и единоличной, царь считался наивысшим авторитетом и источником закона и правосудия. Будучи мудрым правителем, Хаммурапи отлично понимал, что править большим государством можно лишь при помощи строгого и справедливого порядка. С этой целью им и был создан знаменитый свод законов Хаммурапи.

Законы вавилонского царя были высечены на специальной конусообразной стеле. Вверху же эту стелу венчал барельеф, на котором были изображены две фигуры: сидячий на троне верховный бог Вавилонского пантеона – Шамаш, олицетворяющий Солнце; и вторая фигура, стоящая с почтением перед божеством – это, скорее всего, сам Хаммурапи, божий избранник.

  • Вавилоняне очень боялись проявлений чародейства, в том числе смертей связанных с магическими ритуалами. Поэтому, в одном из законов Хаммурапи сказано, что при обвинении человека в чародействе должен проводиться Божий суд. Обвиняемого бросали в реку и смотрели, выживет он или нет. Если он тонул, то обвиняемый получал во владение его дом, но если ему удалось выжить, то обвиняемого убивали за лжесвидетельство.
  • Браки с рабами были предусмотрены законом, что предоставляло свободу рабу или рабыни. Если же отец принимал детей рабыни, то они становились его наследниками.
  • Суровое наказание несли те люди, которые не укрепили дамбы оросительной системы, и, как последствие, затопили чужие поля. Виновник случившегося должен был возместить ущерб всем соседям. Если у него не было средств, то продавали его имущество и даже его самого, а одержанные деньги раздавали пострадавшим. Этот человек становился рабом.
  • Кровосмешение сына с матерью каралось сожжением.
  • В случае ограбления со взломом, при котором вор не был пойман, соседи должны были возместить ущерб пострадавшему.
  • Если в браке не появились дети, а жена умерла, то её отец должен вернуть мужу выкуп, а муж преданное жены.
  • Сыновья могут лишиться наследства отца в судебном порядке, если было дважды доказана тяжелая вина перед отцом.
  • Если раб умер от побоев кредитора, то законом установлено наказание талионом или штраф.

Личность царя Хаммурапи

Вавилонский царь Хаммурапи правил приблизительно с 1793 по 1750 год до н. э. Первые годы своего правления он посвятил внутренней политике, в частности реконструкции и строительству храмов, крепостей. А также орошению каналов: по его приказу происходило сооружение новых каналов и очищение старых. После решения внутренних проблем царь Хаммурапи начал политику по расширению Вавилона. Так, в 1787 году им были захвачены важнейшие города Исин и Урук, в 1781 году был присоединён Рапикум. После длительной подготовки в 1764 году им были присоединены все земли Нижней Месопотамии, а в 1756 году под властью Вавилона оказалась вся Месопотамия. Но большего всего царь Хаммурапи прославился как законодатель, а точнее, автор свода законов, которые регламентировали общественную жизнь населения Вавилона. В итоге за годы правления Хаммурапи Вавилон достиг небывалого могущества, в стране произошел экономический рост, развитие частной собственности и торговли. А также произошла централизация государства и укрепление царской власти.

Регламентация семейных отношений и вопросов наследования в законах Хаммурапи

О семейных отношениях, согласно вавилонскому Кодексу Хаммурапи, можно сказать, что они имели чисто патриархальный характер. Все члены семьи были подчинены старшему представителю мужского пола. Также мужчине разрешалось иметь нескольких жен и усыновлять детей от рабынь. Что касается женщины, то она, как и в большинстве древневосточных государств, практически не имела никаких прав, фактически являлась собственностью своего мужчины. Однако все же Кодекс Хаммурапи оставлял за ней некоторые свободы. Так, в случае жестокого обращения со стороны мужа супруга имела право вернуться к родителям, забрав свое приданное. Также при заключении брака возможно было оформление брачного договора между супругами, в котором оговаривались права женщины. Что касается вопросов наследования, то, согласно Кодексу законов Хаммурапи, братья и сестры имели право на равные доли наследства, а дети, усыновленные от рабынь, могли претендовать только на движимое имущество.

Уголовные преступления против личности, государства и царя

За уголовные преступления, согласно Кодексу Хаммурапи, следовали тяжелые наказания вплоть до смертной казни, которая могла применяться в тридцати разных случаях. Основной принцип наказания, на который опирались вавилонские законодатели, гласил: «Око за око!» То есть наказание должно было быть равнозначно совершенному преступлению. Так, например, сыну, который ударил своего отца, согласно Кодексу, отрезали руку. Но существовали и отступления от этого принципа. Например, раб, который ударил своего господина, наказывался ударами плетью, если же пострадал сам раб и не от своего хозяина, то провинившийся должен был выплатить денежный штраф хозяину пострадавшего. Нанесение ран в драке между равными по социальному положению и происхождению людьми влечет за собой возмещение затрат на лечение, правда, виновный должен был доказать отсутствие злого умысла. Что касается женщин, то к ним смертная казнь применялась, например, из-за «утомления» невестки. Также особенностью Законов Хаммурапи в отношении женщин является тот факт, что причинение им телесных повреждений не считалось преступлением, кроме случаев, когда в результате побоев у женщины случался выкидыш. Тогда обидчик обязан был выплатить денежный штраф. Судей как таковых в Вавилоне не было, их функции выполняли, как правило, чиновники или наиболее влиятельные жители города.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *