Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Виды трудовой миграции в России». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Трудовая миграция в России представляет собой переезд граждан в другой населенный пункт страны или за пределы республики, основной целью которого является устройство на более высокооплачиваемую работу. Тема о трудовой миграции на сегодняшний день не теряет своей актуальности, так как именно этот процесс оказывает существенное влияние на темпы экономического развития.
Поправки для мигрантов
Как внутренняя, так и внешняя миграция представляет для большинства стран серьезную проблему, причем Россия в данном случае не является исключением. Наплыв переселенцев оказывает влияние на большинство европейских государств. Такое положение вещей можно объяснить ситуацией в Сирии, где территория захвачена террористами, откуда люди стараются уехать при первой возможности.
Конфликтные ситуации нередко приводят к тому, что переселенцы нелегально пересекают границу. И как следствие, отмечают рост преступности, включая торговлю наркотиками и людьми. Все это привело к необходимости пересмотреть законы, охватывающие соответствующие аспекты. Наказания за нарушения миграционного режима могут включать в себя не только штрафные санкции и депортацию, но и тюремное заключение.
Внесение поправок в российское законодательство было осуществлено в 2016 году. Они предполагают следующее:
- предоставление заграничного паспорта, являющегося удостоверением личности;
- обоснование причин миграции;
- определение срока на прохождение процедуры регистрации;
- наличие патента;
Китайцы уже предлагают услуги
Иностранная рабочая сила задействована не только в такси и доставке, много таких сотрудников в ЖКХ и на стройке. Во время пандемии коронавируса строители жаловались, что многие проекты под угрозой из-за острой нехватки рабочих руки, которые, как правило, набирались из числа гастарбайтеров. В промышленности тоже задействованы мигранты. И сейчас эти сферы теряют кадры. Как рассказал «Новым известиям» предприниматель из Челябинска, бизнесу, особенно связанному с производством и строительством уже предлагают заместить выбывших сотрудников китайскими рабочими.
«Речь идет не о низкоквалифицированных сотрудниках, а о более ценных кадрах, — сообщил собеседник, — на предприятия активно обращаются посредники, которые предлагают привезти рабочих из Китая, заняться организацией оформления этого процесса, размещения, обустройства. Они говорят, от вас ушли ценные люди, мы готовы их заменить, речь идет уже чуть ли не об инженерных кадрах. Кто-то соглашается, потому что деваться особо некуда».
По словам коммерсанта, пока этот процесс только разворачивается и оценить его масштаб собеседник не может.
Эта страна считается дешёвым местом отдыха, но в последнее время многие русские стали всерьёз задумываться о Таиланде как о стране, в которую вполне реально эмигрировать на ПМЖ. Местный климат, культура и недорогие условия проживания манят желающих убежать от проблем на родине. Однако, по отзывам русских, решившихся на переезд, все сталкиваются с проблемой трудоустройства. Здесь практически невозможно найти работу, исключение составляют высококвалифицированные специалисты, в которых нуждается страна. Остальные уехавшие продолжают работать в России удалённо.
Является самой дешёвой и комфортной страной для переезда русских, желающих жить в Европе. Для больших заработков Болгария не подходит, но обладает другими преимуществами: отличная экология, низкие цены на аренду и покупку жилья, продукты питания. Налоговые сборы для предпринимателей в Болгарии ниже, чем в остальных европейских странах. Менталитет населения и язык близки русским. При получении ВНЖ
Если русский твёрдо поставил перед собой задачу „Хочу иммигрировать“, он должен знать об основных вариантах реализации этого действия. Именно они рассмотрены в отдельности.
Трудовая эмиграция – самый распространённый вариант среди тех, у кого нет средств для бизнес-инвестиций и семейных отношений с иностранцем. Работу приходится искать в интернете, самостоятельно связываться с потенциальным работодателем. Многие из них выдвигают обязательные критерии: наличие диплома о высшем образовании, опыт работы в родной стране, определённые возрастные границы и т.д. Если работодатель соглашается принять иностранца на работу, он подготавливает пакет документов и относит в местный МВД. После проверок работник получит сообщение о том, что может начинать оформлять рабочую визу.
Брак с иностранцем – самый простой и быстрый вариант получения ВНЖ. Но новоиспеченных молодожёнов ожидают многочисленные проверки и тесты, которые докажут прозрачность намерений. Эти меры обязаны предотвратить фиктивные браки. Уровень проверок в каждой стране отличается – в некоторых случаях сотрудники МВД приходят домой, опрашивают близких и соседей пары, в других – необходимо проходить специальные тесты, которые определяют, насколько тесно связаны между собой супруги.
Мировые державы хотят собрать соотечественников, разбросанных по всему миру, поэтому предоставляют особые условия и программы для переезда тех, кто сумеет доказать свою национальную принадлежность. Таким образом, если лицо имеет национальные корни, отъезд пройдёт довольно легко и на выгодных условиях.
Каждое государство охотно принимает людей, желающих совершить вклад в их экономику. Бизнес-иммиграция получила отличное развитие во всем мире. Для этого нужны немалые средства. Некоторые страны вообще предлагают через покупку недвижимости на определённую сумму национальное гражданство.
Переезд – дело хлопотное. Перед тем как приступить к решительным действиям – подаче документов на визу, нужно грамотно подготовиться к переезду по простому алгоритму.
- Взвесив „за“ и „против“, выбрать наиболее подходящее государство для проживания за границей.
- Ознакомиться с вариантами и особенностями программ миграции из России, возможно, найдётся подходящая.
Трудовая миграция в России представляет собой переезд граждан в другой населенный пункт страны или за пределы республики, основной целью которого является устройство на более высокооплачиваемую работу. Тема о трудовой миграции на сегодняшний день не теряет своей актуальности, так как именно этот процесс оказывает существенное влияние на темпы экономического развития.
Мобильность в России обусловлена ощутимой разницей в экономических возможностях, социальном развитии и уровне жизни в разных регионах.
Основной причинный фактор, в результате которого появляется трудовая миграция – разная оплата труда. К примеру, бывает так, что после банкротства и закрытия крупного предприятия или организации население остается без работы. Такое положение вещей приводит к оттоку рабочей силы, что заставляет людей искать новое место и менять адрес основного проживания.
Как внутренняя, так и внешняя миграция представляет для большинства стран серьезную проблему, причем Россия в данном случае не является исключением. Наплыв переселенцев оказывает влияние на большинство европейских государств. Такое положение вещей можно объяснить ситуацией в Сирии, где территория захвачена террористами, откуда люди стараются уехать при первой возможности.
Конфликтные ситуации нередко приводят к тому, что переселенцы нелегально пересекают границу. И как следствие, отмечают рост преступности, включая торговлю наркотиками и людьми. Все это привело к необходимости пересмотреть законы, охватывающие соответствующие аспекты. Наказания за нарушения миграционного режима могут включать в себя не только штрафные санкции и депортацию, но и тюремное заключение.
Внесение поправок в российское законодательство было осуществлено в 2016 году. Они предполагают следующее:
- предоставление заграничного паспорта, являющегося удостоверением личности;
- обоснование причин миграции;
- определение срока на прохождение процедуры регистрации;
- наличие патента;
Миграционные процессы в России подвергаются как отрицательным, так и положительным факторам развития. К отрицательным факторам относятся распад бывшего Союза ССР, проявления национализма, терроризм, незащищенность от��ельных участков государственной границы Российской Федерации, ухудшение качества жизни людей и состояния окружающей среды, экономическая нестабильность и социальные конфликты. Не смотря на большое количество отрицательных факторов, так же имеются и положительные, например такие, как развитие рыночных отношений, развитие трудовой деятельности в отдаленных районах государства.
Российская Федерация всегда имел интерес у большинства иностранных граждан, она привлекала свое большой территорией и разновидностью трудовой деятельности. Исходя из этого, трудовая миграция пользуется особым интересом в РФ. Но для того, что бы в стране не возник экономический кризис, все трудовые отношения с мигрантами регулируются законами РФ. Так, например, с помощью миграционных квот, государство регулирует численность рабочих, которым могут предоставить место в организации или предприятии.
Миграционная политика служит для обеспечения устойчивого социально-экономического и демографического развития страны, национальной безопасности РФ, удовлетворения потребностей растущей российской экономики в трудовых ресурсах, рационального размещения населения на территории страны, использования интеллектуального и трудового потенциала мигрантов для достижения благополучия и процветания России. Миграционную политику нельзя оставлять без внимания ни органам власти, ни обществу. Она является неотъемлемой частью всей государственной политики в целом, так как имеет непосредственное отношение к жизни многих граждан страны, заботиться о которых — первоочередная задача и цель любого государства.
Вопрос №1
Определение миграции.
Ответ: Миграция – это перемещение граждан из одной страны в другую, в поисках лучших условий для проживания. Миграция оказывает значительное влияние на развитие государства. Экономика также находится под влиянием миграции населения из одной страны в другую, причем это влияние может быть как положительным, так и отрицательным.
Вопрос №2
Основные виды миграции.
Ответ: Миграционные процессы зависят от множества факторов, например, такие как политические, социальные и экономические. Отрицательное воздействие этих факторов на жизнь человека, вынуждает его на миграцию в другую страну, в поисках лучших условий для жизни.
Основные виды миграции:
- Трудовая;
- Сезонная;
- Временная миграция.
Под миграционной политикой (МП) нужно понимать совокупность правил и законов, направленных на контроль за иностранными гражданами, находящимися на территории «чужого» государства.
МП затрагивает широкий перечень вопросов:
- Пересечение границы;
- Учет мигрантов;
- Легализация иностранных граждан;
- Получение гражданства;
- Лишение гражданства;
- Осуществление деятельности мигрантов на территории стороннего государства;
- Организация занятости иностранцев;
- Борьба с нелегальной миграцией.
Основная задача миграционной политики любого государства — защита интересов своих граждан. Особенно это касается определения возможных типов миграции, что крайне важно для формирования ведущей линии в концепции МП.
Политика РФ допускает до 8 основных типов миграции:
- Академическая – она подразумевает временный отток и приток ученых и преподавателей ради обмена знаниями и осуществления своей основной деятельности;
- Временная – осуществляется без перемены места жительства и ограничена рамками трудового контракта, командировки или срока обучения;
- Длительная – может быть международной и внутренней сроком от 12 месяцев;
- Трудовая;
- Краткосрочная – имеет четко определенный период;
- Миграция с целью получения права на ПМЖ;
- Незаконная – пересечение границы государства вопреки законам и правилам;
- Образовательная.
На этот вопрос невозможно ответить однозначно, так как мероприятия разрабатываются применимо к принятой государством концепции. Поэтому рассматривать их нужно четко в рамках проводящейся политики.
Если описать мероприятия, входящие в миграционную политику, в общих чертах, то можно назвать наиболее часто встречающиеся в мире:
- Организация обучения;
- Трудоустройство;
- Формирование облегченной системы получения гражданства;
- Знакомство с культурными ценностями и традициями страны;
- Облегчение ассимиляции;
- Предоставление временного жилья и так далее.
Чаще всего мероприятия делятся на 2 группы:
- Поддерживающие – они позволяют иностранцам быстрее устроиться на новом месте и приносить пользу стране;
- Ограничивающие – в эту группу входят меры, препятствующие такому явлению как «нелегальная миграция» и четко устанавливающие правовой статус иностранца.
Учебный проект «Проблемы миграции в современной России и пути их решения»
Развитые мировые державы проводят протекционистскую миграционную политику. Ее главными целями являются:
- Защита собственных граждан;
- Отстаивание своих экономических интересов.
В 21 веке приток мигрантов в развитые страны усилился, и перед главами государств остро встали вопросы изменения миграционной политики в сторону ужесточения.
Российская Федерация является многонациональной страной. Поэтому вполне закономерно, что с 90-х годов прошлого века правительство поддерживало мигрантов. Но миграционная политика не отличалась четко выстроенной линией, а законодательные акты имели размытые и противоречивые формулировки.
В последние годы миграционная политика России приобрела четкость, и в ней прослеживается тенденция к ужесточению существующих правил и законов.
Основные задачи и направления новой МП озвучены В.В. Путиным:
- Поддержание мира (межнационального и межрелигиозного);
- Приоритет интересов граждан РФ;
- Защита их интересов внутри страны и за рубежом;
- Сохранение и популяризация русского языка;
- Организация правовой помощи мигрантам;
- Препятствие маргинализации иностранцев.
В общих чертах можно сказать, что иммиграционная политика направлена на то, чтобы лица, близкие россиянам по образу жизни и языку, могли легально пересечь границу и затем стать полноправными членами общества.
Остальным иностранцам для получения необходимо будет пройти несколько этапов отбора. Подразумевается, что ужесточение отборочной системы приведет к значительному оттоку мигрантов, имеющих низкий образовательный уровень и не желающих его повысить.
Российская МП имеет множество проблем. Решаются они, по мнению политиков, крайне медленно, а принимающиеся меры — неэффективны.
К основным проблемам причисляют:
- Нелегальную миграцию – иностранцы, пополняющие теневой сектор экономики, становятся первопричиной создания напряженности в обществе;
- Коррупция в системе по управлению миграцией – сотрудники ФМС и чиновники, обличенные властью на местах, нередко в буквальном смысле слова вымогают у иностранцев деньги;
- Отсутствие эффективной системы управления – ради получения нужных бумаг мигранты вынуждены ехать в территориальные ведомства;
- Минимальное использование миграции для развития государства;
- Отсутствие реально действующих программ по интеграции и адаптации иностранцев.
Правозащитники считают, что МП нуждается в коррективах. В ее основу необходимо внести принципы гуманизма и соблюдения прав всех слоев населения, включая иностранцев, претендующих на гражданство.
Само явление не является чем-то необычным и уникальным. Именно посредством миграции человечество, возникнув на территории Африки, заселило все земные континенты, кроме Антарктиды. В II–V веках нашей эры массовый военно-миграционный процесс, известный под названием Великое переселение народов, привёл к крушению Западной Римской империи. Тем не менее современная картина Европы была бы вряд ли возможна без этого крупнейшего исторического события.
В результате Великих географических открытий, с конца XV века начались массовые миграции европейцев в колонии. А во второй половине XX века начался обратный процесс, в виде международной миграции рабочей силы из бывших колоний в бывшие метрополии.
По официальным данным Организации Объединённых Наций на 2021 год общее количество мигрантов в мире составило 232 миллиона человек. Процентное соотношение мигрантов ко всему населению Земли составляет 3,2%. При этом тогда были выделены крупнейшие мировые миграционные коридоры, по которым происходит перемещение населения. К ним относятся:
- Мексика — США с 13 миллионами мигрировавших людей за 01.01.2019-01.08.2019.
- Россия — Украина (3,5 миллиона переместившихся за аналогичный промежуток времени).
- Украина — Россия (показатель — 2,9 миллиона человек).
- Казахстан — Россия (цифра — 2,5 миллиона человек за тот же временной отрезок).
По данным экспертов число международных мигрантов на 2021 год 214 миллионов человек. Было высказано мнение, что к 2050 году оно составит 405 миллионов людей. Но этот прогноз был сделан до событий «арабской весны», Гражданских войн в Сирии и на Украине. Так что увеличившиеся во время этих событий миграционные потоки остались вне поля зрения составителей этого прогноза. Однако, какова ситуация для Российской Федерации?
Год | Миграционный прирост (из сёл в города) (тыс. человек) | Миграционный прирост (из городов в сёла) (тыс. человек) |
1990 | 73,9 | -73,9 |
1991 | -183,4 | 183,4 |
1992 | -460,6 | 460,6 |
1993 | -70,4 | 70,4 |
1994 | -20,2 | 20,2 |
1995 | -1,7 | 1,7 |
1996 | -57,5 | 57,5 |
1997 | -43,7 | 43,7 |
1998 | 32,4 | -32,4 |
1999 | -199,6 | 199,6 |
2000 | -38,1 | 38,1 |
2001 | -15,7 | 15,7 |
2002 | -27 | 27 |
2003 | -23,7 | 23,7 |
2004 | -693,9 | 693,9 |
2005 | -204,1 | 204,1 |
2006 | -52,4 | 52,4 |
2007 | 52 | -52 |
2008 | -113,2 | 113,2 |
2009 | -87,1 | 87,1 |
2010 | 17,4 | -17,4 |
2011 | -62,6 | 62,6 |
2012 | -87,3 | 87,3 |
2013 | -67 | 67 |
2014 | – | – |
2015 | -10,4 | 10,4 |
2016 | 4,9 | -4,9 |
2017 | 76,9 | -76,9 |
2018 | 44,8 | -44,8 |
Миграционная политика России
Россия не осталась в стороне от миграционных процессов. Распад СССР, переход к рыночным отношениям, экономические и политические перемены и неурядицы, межэтнические столкновения и войны привели к тому, что на территории России оказалось в середине 90-х годов около трех миллионов беженцев. Эти потоки беженцев, прежде всего из стран СНГ и Балтии, не прекращаются.
Рост безработицы подтолкнул сотни тысяч российских граждан, в том числе высококвалифицированных специалистов, трудоустраиваться за рубежом. Это один из крупнейших исходов населения в последние десятилетия нынешнего столетия.
На территории России оказались сотни тысяч перемещенных лиц не только из стран СНГ и Балтии, но и из других регионов.
Правительство Российской Федерации вынуждено в этих условиях формировать и осуществлять активную миграционную политику, искать поддержки материальной и финансовой — у международных организаций, развивать сотрудничество с другими странами на двусторонней и многосторонней основе по проблемам миграции населения и трудовых ресурсов.
Страны с наибольшим числом мигрантов
Традиционно люди мигрируют в те государства, где экономическая ситуация гораздо лучше, чем у них на родине. Преобладают в этом смысле соседние государства, но если и там ситуация обстоит неважно, мигранты выбирают самые известные страны-лидеры мировой экономики.
В список таких стран входят:
- США. Это исторический центр притяжения для всех мигрантов, по численности превосходящий многие другие, ведь сама страна была, по сути, образована приезжими из разных стран. Основным контингентом является Латинская Америка, но стремятся в США и люди из Кореи, Индии, Сальвадора и других стран.
- Германия. Сюда приезжают из Турции, Польши, Казахстана, России, Чехии, Румынии. Влечет их сюда высокий уровень жизни и развитая инфраструктура.
- Великобритания. В эту страну мигранты пребывают в основном из Индии, Пакистана, Польши. Англия традиционно входит несколько лет подряд в десятку самых рейтинговых стран по количеству мигрантов, несмотря на жесткую миграционную политику.
Также много трудовых мигрантов можно встретить в Саудовской Аравии, Канаде, Франции, Австралии, Испании. Традиционно люди едут в более развитые страны для улучшения своего материального положения.
Последствия трудовых миграций для стран-доноров и стран-реципиентов
Трудовая миграция порождает множество проблем как для стран, из которых целыми потоками уезжают люди работоспособного возраста, так и для государств, куда приезжают потоки мигрантов. К проблемам стран доноров можно отнести:
- экономический спад;
- снижение качества жизни;
- демографический упадок;
- разрушение инфраструктуры.
Все эти негативные последствия становятся результатом того, что люди, которые должны были развивать социальную и экономическую сферу своего города (села, деревни), уезжают в более перспективные города с более высоким уровнем жизни и высокими зарплатами.
Большой поток мигрантов (даже с высшим образованием) становится проблемой и для стран-реципиентов.
К таким проблемам относятся:
- Ухудшение криминогенной обстановки. Далеко не всем трудовым мигрантам удается устроиться на подходящую работу. В итоге не хватает средств на жизнь и единственным способом раздобыть себе средства на существование является преступная деятельность.
- Перенаселение больших городов. Еще один недостаток притока мигрантов. Переселенцы стремятся именно в мегаполисы, игнорируя провинцию. Большое количество приехавших людей порождает в свою очередь проблемы с экологией, с загруженностью дорог, недостатком жилья, пищи, безработицей.
Нельзя не отметить и повышение уровня заболеваемости. Если мигрант не нашел работу, то, соответственно, у него нет денег на медицинскую страховку и на медицинское обслуживание. В результате распространяются такие опасные заболевания как туберкулез, чесотка.
Плюсы и минусы трудовой миграции
Перемещение населения в поисках работы имеет свои достоинства и недостатки. К плюсам можно отнести:
- некоторое омоложение коренного населения, так как мигранты – это чаще всего люди до 30-40 лет;
- страны-доноры рабочей силы как бы проводят апгрейд своих кадров, которые постажировавшись в более развитых странах, возвращаются домой высококлассными специалистами и могут помочь поднять экономику своего государства;
- снижение напряженности на рынке труда.
Имеются у этого процесса и негативные последствия. К минусам занятости можно отнести:
- Негативное влияние на демографическую ситуацию. Работа вдали от дома, особенно длительное время, приводит к тому, что у трудовых мигрантов появляются на стороне другие семьи, а своих жен, мужей, детей они бросают. Молодые бессемейные люди вступают в брак в чужой стране и, соответственно, их дети часто становятся гражданами других государств.
- Старение населения. На заработки чаще всего уезжает самая молодая и активная часть населения. В результате средний возраст населения повышается.
- Экономический урон. Отток молодых и перспективных кадров, которые могли бы принести пользу своей родине, приводит к ухудшению ее экономического развития.
- Безработица и снижение уровня заработных плат в странах-реципиентах.
Трудовая миграция – явление по определению очень сложное, имеющее свои особенности и тенденции, но оно является некой необходимостью в современном мире. Люди всегда будут искать лучшего места для своей жизни и работы. Кому-то удается мигрировать в страны с развитой экономикой, высоким уровнем жизни и устроиться там на хорошую работу. А кто-то становится нелегальным мигрантом и работает за мизерную зарплату, постоянно рискуя жизнью. Власти государств и все мировое сообщество в целом обязаны контролировать миграционные процессы, интеграцию нелегалов в мировую экономику, не допуская обострения ситуации.
Путин подписал Концепцию миграционной политики в новой редакции
Миграционные процессы являются неотъемлемой частью мировой политики. Люди издавна стремились создать для себя максимально комфортные условия проживания и труда.
Нередко на родине гражданам не удается реализовать свой потенциал, поэтому они решают переехать за границу, где шансов обеспечить себе достойную жизнь и обеспеченное будущее своим детям, гораздо больше. Какие-то страны приветствуют приток иностранцев, другие выступают против привлечения мигрантов.
Чтобы урегулировать данный вопрос и организовать отлаженную систему въезда и выезда из страны, каждая держава принимает свое миграционное законодательство.
Чтобы понять, на чем основана государственная миграционная политика РФ, необходимо разобраться с тем, какие существуют виды миграции, чем они отличаются и как влияют на развитие социально-экономической и демографической отраслей страны. Миграцию населения можно классифицировать согласно:
- Продолжительности. Люди могут въезжать и выезжать из страны, как на постоянной основе, так и временно с целью вернуться на родину.
- Причинам переезда. Заставить людей поменять место жительства могут ряд причин, среди которых наиболее распространенными можно назвать экономические (безработица, инфляция), политические, военные, семейные и т. д.
- Направленности. Миграция может носить внешний характер, когда люди уезжают за пределы родины, а также внутренний. При втором варианте люди меняют место жительства, но не уезжают за рубеж.
- Организации. Согласно тому, при каких обстоятельствах происходит миграция, ее можно разделить на принудительную, массовую и индивидуальную.
Миграционное право в РФ признает каждый из вышеперечисленных вариантов. Отдельного внимания заслуживает трудовая миграция. Она может относиться к любому виду, но отличается целью переезда.
Миграция трудовых ресурсов всегда проводится с целью поиска работы и трудоустройства, получения высокой оплаты труда. В России, согласно действующим миграционным законам, иностранцы могут трудоустроиться при наличии разрешения или патента на работу.
Исключением из правил являются граждане стран, входящих в Таможенный Союз. Им для работы в России не нужно иметь никаких разрешений.
В 2012 году Президент России утвердил Концепцию, которая регулирует и прогнозирует, ставит задачи и цели, разъясняет условия и этапы, по которым будет развиваться миграционная политика России.
План разработан до 2025 года, основными шагами на пути к воплощению концепции является разработка нормативных актов и создание необходимой инфраструктуры (в период с 2012 до 2019 годы), реализация и мониторинг принятых мер (на что отводится время с 2019 по 2020 год), а также оценка эффективности проведенных мероприятий (с 2020 по 2025 годы).
Концепция была разработана на основе многолетнего опыта работы УФМС и того, как осуществлялась государственная миграционная политика на протяжении последних 20 лет, а также с учетом международной практики и других документов стратегического планирования. Согласно документу, основными целями, которые следует воплотить в жизнь до 2025 года, являются:
- решение демографических проблем РФ и организация равномерного расселения граждан;
- улучшение экономических показателей России и приток высококвалифицированных кадров;
- гарантия национальной безопасности местным жителям и иностранным мигрантам;
- сокращение случаев дискриминации между коренным населением и переселенцами;
- достижение баланса на рынке труда в России.
На сайте УФМС каждый желающий может получить доступ к полной версии Концепции развития миграционной сферы до 2025 года. Чтобы сэкономить собственное время, можно попросить нашего онлайн-эксперта разъяснить вам основы и направления документа, а также правила его реализации.
Сегодня миграционное право в России не в полном объеме соответствует поставленным задачам. Действующие правила привлекают временных мигрантов, ограничивая возможность их полной интеграции и переселения в РФ на ПМЖ.
Концепция же направлена на усовершенствование настоящих законов и максимальную адаптацию иностранцев в России. Отдельного внимания заслуживает пункт программы до 2025 года, который направлен на привлечение профессионалов и опытных кадров из-за рубежа, а также студентов и молодых специалистов.
Планируется, что к окончанию проекта численность населения РФ составит около 146 миллионов человек.
Миграционная политика – это свод законов и действий, направленных на урегулирование ситуации в стране, организацию законного перемещения россиян и иностранцев внутри государства, а также за его пределами.
Одним из эффективных направлений реализации политики в указанной сфере является государственная программа добровольного переселения соотечественников. Проект был принят в 2006 и был рассчитан до 2012 года.
За шесть лет программа удивила своей эффективностью и популярностью, поэтому в 2013 году российские власти приняли решение сделать проект бессрочным.
Сегодня каждый желающий, соответствующий некоторым критериям, может приехать в Россию на ПМЖ на выгодных условиях.
Соотечественником считается лицо, родившееся в РФ или СССР, а также имеющее родственников или предков-россиян.
- Новая Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 – 2025 годы представляет собой совокупность взглядов и фундаментальных подходов, поэтому она не содержит целевых показателей и конк��етных мер, а только задаёт направления деятельности государства (конкретные мероприятия по реализации миграционной политики и целевые показатели будут содержаться в плане, который разрабатывается МВД России в настоящее время).
- В Концепции сформулированы основные вызовы в сфере миграции: сохранение негативного тренда на внутренний отток населения из большинства восточных регионов страны; преобладающая доля низкоквалифицированных иностранных работников, привлекаемых российскими работодателями в отечественную экономику преимущественно в регионах европейской части России, а также приграничных территориях Сибири и Дальнего Востока; возрастание миграционной активности вблизи зоны интересов Российской Федерации, несущей в себе угрозы национальной безопасности Российской Федерации.
- Цель миграционной политики – формирование миграционной ситуации, которая будет способствовать решению задач социально-экономического, пространственного и демографического развития страны, повышения качества жизни населения Российской Федерации, обеспечения безопасности Российской Федерации, защиты национального рынка труда, поддержания межнационального и межрелигиозного мира и согласия в российском обществе, защиты и сохранения русской культуры, русского языка и историко-культурного наследия народов России, составляющих основу ее культурного (цивилизационного) кода.
В Концепции прямо указывается основной источник пополнения численности населения страны и обеспечения национальной экономики трудовыми ресурсами – это естественное воспроизводство. Миграционная политика определена как вспомогательное средство для решения демографических и связанных с ними экономических проблем.
- В этой связи в Концепции обозначены новые принципы, на которых должны основываться все принимаемые решения в сфере миграции:
- а) комплексность решения задач миграционной политики с учётом решения задач социально-экономического, культурного, демографического и иного развития Российской Федерации;
- б) приоритет интересов Российской Федерации и российских граждан, постоянно проживающих на ее территории;
- в) учет многообразия региональных и этнокультурных укладов жизни населения Российской Федерации;
- г) координация действий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере миграции;
- д) участие институтов гражданского общества институтов гражданского общества в реализации миграционной политики при соблюдении принципа невмешательства в деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
- е) финансовая обеспеченность мер по реализации миграционной политики.
- Концепция чётко разделяет меры, принимаемые российским государством, и их приоритетность в отношении двух разных категорий иностранных граждан, которые приезжают в Россию.
Одна категория – это соотечественники и другие русскоязычные граждане, которые намерены жить в России, способны быстро, легко и гармонично интегрироваться в российское общество. Концепция предписывает создание им максимально благоприятного режима для переселения в Россию и получения гражданства.
Другая категория –граждане, которые не связывают с нашей страной своё будущее, не желают или не готовы интегрироваться, однако рассматривают Россию как удобное место для работы, предпринимательства, обучения и реализации других своих законных интересов.
С этими людьми Концепция делает акцент на их адаптацию к проживанию в российском обществе, а также на принятие со стороны государства мер для недопущения возникновения рисков, связанных с межнациональными конфликтами, дисбалансом на рынке труда, криминальными и другими негативными проявлениями.
Кремль опубликовал текст концепции миграционной политики России
31 октября Президент России Владимир Путин подписал Указ «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019–2025 годы». Об этом глава государства сообщил на VI Всемирном конгрессе соотечественников, проживающих за рубежом.
Выступая перед делегатами форума, объединившего более 700 российских соотечественников из других стран, В.
Путин подчеркнул принадлежность участников съезда «огромному Русскому миру, который никогда не строился исключительно и только по этническому, национальному или религиозному признаку», а «собирал и объединял всех, кто духовно связан с Россией, кто чувствует духовную связь с нашей Родиной, кто считает себя носителями русского языка, культуры, русской истории».
Президент отметил, что в настоящее время решаются судьбоносные для всей планеты вопросы.
«Ситуация в мире непростая. Увеличиваются напряженность и непредсказуемость. Подрываются основы международного права, рушатся многолетние договоренности между государствами. В ход идут и русофобия, к сожалению, другие формы крайнего, агрессивного национализма.
На Украине, что греха таить, в странах Балтии, в ряде других государств переписывается история, ведется борьба с памятниками, с русским языком. Людей запугивают и просто терроризируют. Естественное для каждого человека стремление сохранить свои национальные корни объявляется преступлением, сепаратизмом. Право на свободу слова, на сбережение своих традиций грубо попирается.
Для некоторых наших соотечественников по политическим мотивам устанавливаются запреты на профессии», – напомнил Президент РФ.
Вслед за этим Владимир Путин сделал ключевое заявление: «Мы будем решительно защищать ваши права и интересы, использовать для этого все имеющиеся двусторонние и международные механизмы… Рассчитываем, прежде всего, на ваше участие в продвижении проектов сотрудничества с Россией.
Однако, скажем прямо, обстоятельства могут складываться по-разному. Поэтому будем рады и тем, кто захочет приехать к нам на временной основе, и тем, кто примет решение о получении гражданства и о постоянном жительстве в России.
А тем, кого беззаконно преследуют, кому угрожает опасность, будем делать все, для того чтобы обеспечить их защиту и предоставить убежище».
Глава государства также заявил, что Россия будет решительно защищать права и интересы соотечественников за рубежом в условиях роста напряженности в мире. «Ситуация в мире не простая: увеличивается напряженность и непредсказуемость, подрываются основы международного права, рушатся многолетние договоренности между государствами, в ход идут и русофобия, к сожалению, и другие формы крайнего, агрессивного национализма», — отметил президент.
«Мы будем решительно защищать ваши права и интересы, использовать для этого все имеющиеся двусторонние и международные механизмы, продолжим оказывать содействие Фонду поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом», — заверил Путин.
Путин напомнил о том, в каких регионах и каким образом нарушаются права соотечественников. «На Украине, что греха таить, мы знаем об этом, в странах Балтии, в ряде других государств переписывается история, ведется борьба с памятниками, с русским языком, — сказал он. — Людей запугивают и просто терроризируют, естественное для каждого человека стремление сохранить свои национальные корни объявляется преступлением, сепаратизмом, право на свободу слова, на сбережение своих традиций грубо попирается». «Для некоторых наших соотечественников по политическим мотивам устанавливаются запреты на профессии. Последствия такого жесткого давления многие ощущают на себе», — добавил он.
Глава государства не оставил без внимания роль Фонда поддержки и защиты прав соотечественников. По его данным, при участии организации в двадцати странах создано 26 центров правовой помощи, оказана грантовая поддержка 200 проектов, проведено более 50 мероприятий, включая курсы по подготовке молодых правозащитников. Квалифицированную юридическую помощь получили более 70 тыс. человек, в том числе и в таких горячих как Сирия, Йемен, Ливия.
Президент также отметил, что в числе приоритетов остается сохранение и популяризация русского языка и меры поддержки его преподавателей. Российский лидер рассказал о поставках методической, учебной и художественной литературы в общеобразовательные учреждения других стран, а также о поддержке победителей олимпиад по русскому языку.
- Общие положения
- Настоящей Концепцией определяются цель, принципы, задачи и основные направления государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 – 2025 годы (далее – миграционная политика) исходя из анализа практики регулирования миграционных процессов и современного понимания национальных и глобальных проблем миграции.
- Правовую основу настоящей Концепции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие деятельность в сфере миграции.
- Настоящая Концепция разработана с учетом основополагающих документов, затрагивающих вопросы реализации миграционной политики, прежде всего Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года, Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, Концепции общественной безопасности в Российской Федерации, Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепции демографической политики Дальнего Востока на период до 2025 года, Прогноза долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года.
- Условия формирования и реализации миграционной политики
- Современные тенденции в сфере миграции в Российской Федерации обусловлены в основном экономическими и социальными факторами. Устойчивое социально-экономическое положение, сохранение исторических и культурных связей народов государств -участников Содружества Независимых Государств, взаимные безвизовые поездки, учреждение Евразийского экономического союза являются мощными факторами миграционной привлекательности Российской Федерации.
- В 2012 – 2017 годах интенсивность внутренней миграции в Российской Федерации увеличилась на 10 процентов. При этом сохранилась общая тенденция к оттоку населения в Центральный, Северо-Западный, Юго-Западный регионы страны, что является постоянным фактором роста диспропорции в размещении населения. Практически весь потенциал внутренней миграции приходится на такие городские агломерации, как Москва и Санкт-Петербург, а также на Краснодарский край.
- На консульском учете за рубежом состоит более 2 млн. граждан Российской Федерации. Ежегодно около 60 тыс. российских граждан выезжает на работу за границу.
- В 2012 – 2017 годах миграционный приток в Российскую Федерацию компенсировал естественную убыль населения и стал источником дополнительных трудовых ресурсов для национальной экономики. В гражданство Российской Федерации принято более 1 млн. человек, из них 525 тыс. человек – в рамках Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Суммарный миграционный прирост за этот период составил 1,6 млн. человек. Среднегодовая численность трудящихся-мигрантов составила около 3 млн. человек (3 – 4 процента от среднегодовой численности всех трудовых ресурсов). На территории Российской Федерации ежегодно пребывает около 10 млн. иностранных граждан и лиц без гражданства (далее – иностранные граждане), постоянно или временно проживает в Российской Федерации более 1 млн. иностранных граждан.
- Среди иностранных граждан, привлекаемых российскими работодателями, значительную долю составляют низкоквалифицированные работники, востребованность которых определяется зачастую как меньшими по сравнению с использованием труда граждан Российской Федерации издержками, так и недостаточно высоким в некоторых отраслях экономики уровнем технологического развития и организации труда, сокращением рабочих мест, требующих средней и высокой квалификации труда.
- В целом направленные в Российскую Федерацию миграционные потоки подвержены действию факторов, которые определяют основной вектор внутренней миграции. Центрами миграционной привлекательности для иностранных граждан становятся в первую очередь крупные экономически развитые города европейской части России, а также приграничные территории Сибири и Дальнего Востока.
- За последние годы существенно возросла миграционная активность вблизи внешних границ Российской Федерации и в зоне ее интересов. Интенсивный миграционный поток из стран Ближнего Востока и Северной Африки в Европу, возникший в 2014 – 2015 годах, становится причиной негативных социально-экономических процессов в европейских государствах, а также способствует проникновению в эти государства членов криминальных, террористических и экстремистских структур. Такие негативные проявления могут стать угрозой как для Российской Федерации, так и для приграничных с ней государств.
- В 2012 – 2017 годах усовершенствованы инструменты правового регулирования в сфере миграции, включая меры ответственности за нарушение миграционного законодательства Российской Федерации и меры противодействия незаконной миграции:
Несмотря на позитивные аспекты, существуют проблемы миграционной политики России, требующие детального изучения и практического решения. При увеличении спроса на высококвалифицированные кадры в составе трудовых мигрантов по факту преобладают лица с низким уровнем квалификации. Отсутствуют специальные программы каникулярной и сезонной миграции.
Недостаточна помощь вынужденным переселенцам в жилищном обустройстве. Наличие незаконных мигрантов порождает осуществление трудовой деятельности без официального разрешения и рост преступности. По этой причине миграционная политика РФ в 2020 году требует жесткого контроля уполномоченных ведомств.
Ряд серьезных угроз национальной безопасности вызывают неконтролируемые потоки мигрантов.
Международная миграция трудовых ресурсов (стр. 1 из 3)
1. Понятие и виды международной миграции трудовых ресурсов
2. Масштабы международной миграции трудовых ресурсов
3. Направления международной миграции трудовых ресурсов
4. Экономические последствия миграции трудовых ресурсов
5. Государственное регулирование внешней трудовой миграции
6. Глобальные последствия международной миграции трудовых ресурсов
7. Россия и международная миграция трудовых ресурсов
Список использованной литературы
Под миграцией в узком смысле понимают переселение, то есть перемещение людей через границы административно-территориальных образований, завершающееся сменой постоянного места жительства; в широком смысле – это всякое (независимо от цели, регулярности и продолжительности) перемещение из одного населенного пункта в другой. Лица, совершающие такие перемещения, называются мигрантами.
Миграционные процессы (механическое прибытие и выбытие населения) вызываются различными экономическими, политическими, религиозными и другими причинами и связаны с серьезными изменениями в положении людей, их статусе, перспективах жизни.
Тема моей контрольной работы: «Международная миграция трудовых ресурсов». В этой теме мы рассмотрим 7 вопросов. 1.Понятие и виды международной миграции трудовых ресурсов. 2.Масштабы международной миграции трудовых ресурсов. 3.Направления международной миграции трудовых ресурсов. 4.Экономические последствия миграции трудовых ресурсов. 5.Государственное регулирование внешней трудовой миграции. 6.Глобальные последствия международной миграции трудовых ресурсов. 7.Россия и международная миграция трудовых ресурсов. Сделаем соответствующие выводы, и еще раз убедимся в важности и актуальности рассмотрения данной темы в дисциплине «Рынок труда».
1. Понятие и виды международной миграции трудовых ресурсов
Под трудовыми ресурсами понимают часть населения, обладающую физическим развитием, умственными способностями и знаниями, необходимыми для осуществления полезной деятельности в общественном производстве. К трудовым ресурсам относят население в трудоспособном возрасте; работающих лиц пенсионного возраста; работающих подростков трудоспособного возраста.
Мировой рынок труда формируется экспортом и импортом рабочей силы. При этом все большее число государств привлекает иностранную рабочую силу или направляет трудовых мигрантов за рубеж. Если в 1970 году в процессы международного трудового обмена было вовлечено 64 страны, то в 1997 году – 105 стран.
Под международной (внешней) трудовой миграцией (миграцией трудовых ресурсов) понимается перемещение населения через государственные границы для того, чтобы вступить в трудовые отношения с работодателями в другой стране. К трудовым эмигрантам не относятся коммерсанты, а также лица, выезжающие за рубеж в служебные командировки (при отсутствии контракта с иностранными работодателями).
Внешняя миграция рабочей силы подразделяется на:
-трудовую эмиграцию, т.е. выезд трудоспособного населения из страны пребывания для долговременного или постоянного проживания в другой стране;
-трудовую иммиграцию, т.е. приезд рабочей силы в данную страну из-за границы.
Выделяют следующие виды трудовой миграции:
1) безвозвратная, при которой мигранты выезжают на постоянное место жительства в принимающей стране;
2) временно-постоянная, когда миграция ограничена сроком пребывания в стране въезда от одного года до шести лет;
3) сезонная миграция, которая связана с кратковременным (в пределах одного года) въездом для работы в тех отраслях хозяйства, которые имеют сезонный характер (сельское хозяйство, рыболовство, сфера услуг). Разновидностью сезонной миграции является кочевничество, сохранившееся в Африке и Западной Азии;
4) маятниковая (челночная, приграничная) – ежедневный переезд из одной страны в другую и обратно. Мигрантов, пересекающих границу для работы для работы в соседней стране, называют рабочими – фронтальерами;
5) нелегальная – незаконный въезд в другую в поисках работы или прибытие в нее на законных основаниях (по частным приглашениям, в качестве туристов и т.д.) с последующим нелегальным трудоустройством;
6) «утечка умов» – международная миграция высококвалифицированных кадров (ученых, редких специалистов, иногда «звезд» искусства, спорта).
2. Масштабы международной миграции трудовых ресурсов
Размеры международной миграции трудовых ресурсов неуклонно растут. В середине 90-х гг. в мире, по оценкам экспертов, насчитывалось около 30 млн. трудящихся-мигрантов. С учетом членов их семей, сезонных мигрантов, нелегальных иммигрантов и беженцев общая численность мигрантов была выше в 5-6 раз. В 90-х гг. в мире переезжало из страны в страну в поисках работы около 20 млн. человек в год. Немалую часть этих потоков составляют нелегальные мигранты. Так, в Западной Европе насчитывается не менее 3 млн. нелегальных иммигрантов, а в США их численность оценивается в 4,5 млн. человек.
Новым явлением стало постепенное стирание граней между странами, принимающими и поставляющими рабочую силу. В современных условиях все большее число стран вовлекаются в процесс одновременной эмиграции и иммиграции населения. Например, Италия, Испания, Греция, Польша, которые еще сравнительно недавно были только странами эмиграции, в последнее время стали принимать трудовых мигрантов. В одной только Италии насчитывается 1-1,5 млн. иностранных рабочих, значительная часть которых находится в стране нелегально.
Экономический рост в этих странах привел к созданию боль��ого числа новых рабочих мест, а соответственно – к определенному уменьшению безработицы. Повышение благосостояния населения значительно снизило привлекательность тяжелого, непрестижного труда для местных работников; в образовавшуюся на рынке труда этих стран нишу устремились иммигранты.
В международной миграции населения в последнее время произошли качественные изменения, обусловленные НТР; их суть состоит в значительном увеличении среди мигрантов доли лиц с высоким уровнем образования и профессиональной квалификации. В последние годы на мировом рынке труда прослеживалась устойчивая тенденция к росту эмиграции высококвалифицированных специалистов. До распада СССР основными поставщиками кадров высокой квалификации в основные мировые центры иммиграции – США и Западную Европу – были Индия, Пакистан и Египет. Однако в 90-х гг. наметилось усиление оттока таких кадров из России, стран – членов СНГ, Центральной и Восточной Европы. Это обусловлено, с одной стороны, огромной разницей в оплате труда специалистов в развитых и остальных странах, а с другой – стремлением развитых стран привлечь в свою экономику работников дефицитных специальностей, сэкономив при этом на их подготовке.
3. Направления международной миграции трудовых ресурсов
Во второй половине ХХ в. сложилось несколько центров притяжения трудовой миграции.
1) Западная Европа. В начале 90-х гг. здесь насчитывалось свыше 20 млн. иммигрантов. Высокоразвитые страны (Германия, Франция, Бельгия, Люксембург, Швейцария и другие) привлекают иностранных рабочих из стран Южной (Испания, Португалия), Центральной и Восточной Европы (Польша, Венгрия, бывшие республики Югославии), Турции, арабских стран. Приток иммигрантов в Западную Европу в середине 90-х гг. оценивался в 180 тыс. человек в год.
Иностранные рабочие составляли значительную часть рабочей силы в странах Западной Европы, % к общей численности занятых: Люксембурге – 30,0; Швейцарии – 29,6; Германии – 8,0; Бельгии – 7,5; Австрии – 6,2; Швеции – 5,8; Франции – 5,2; Англии – 3,4.
В настоящее время страны Западной Европы стремятся сдерживать трудовую миграцию из стран, не входящих в ЕС, по следующим соображениям:
-необходимость внедрения трудосберегающих технологий;
-перемещение производств, использующих работников низкой квалификации, в развивающиеся страны и государства с переходной экономикой, где оплата труда значительно ниже;
-недовольство определенных слоев населения, особенно рабочих невысокой квалификации, конкуренцией на рынке труда со стороны иммигрантов.
2) Нефтеперерабатывающие страны Западной Азии.
МИГРАЦИЯ РАБОЧЕЙ СИЛЫ
МИГРАЦИЯ РАБОЧЕЙ СИЛЫ – перемещение населения между различными населёнными пунктами, территориями, странами с целью изменения рабочего места (занятий) по причинам экономического или иного характера, разновидность миграции населения.
Миграция рабочей силы внутри страны, как правило, не регулируется государством напрямую, обусловливается свободным выбором работника и основывается на его стремлении улучшить качество и уровень жизни; не влияет на общую численность населения страны, а лишь изменяет его размещение. Внутренняя миграция рабочей силы отличается значительными масштабами в странах с большой численностью населения и высокой или растущей его мобильностью, связанной с экономической динамикой. Появление депрессивных территорий или отраслей экономики может приводить к массовому оттоку рабочей силы из одних регионов страны в другие и иметь неблагоприятные последствия для экономического развития; при возникновении такой ситуации требуется вмешательство, регулирование со стороны государства путём принятия специальных программ помощи регионам, предприятиям или работникам в виде частичного или полного возмещения затрат на переезд и переквалификацию. Исторические примеры крупной внутренней миграция рабочей силы – массовые переселения российских крестьян в рамках столыпинской аграрной реформыв начале XX века и советских людей в 1950-1960-е годы в связи с освоением целинных земель.
Внешняя миграция рабочей силы имеет важное значение как для национальных экономик, так и для мировой. Движущими силами современной международной трудовой миграции являются: демографическое старение населения, технологические изменения, возрастающая интеграция в мировую экономику. Транснациональный характер современной миграции рабочей силы приводит к обмену не только трудовыми, но и финансовыми, информационными и другими ресурсами, владельцами или носителями которых являются мигранты. С 2015 года высокоразвитые страны окажутся в долговременной ситуации, когда численность выходящих на пенсию превысит численность поколений, вступающих в трудоспособный возраст, что увеличит потребность в притоке трудовых мигрантов из других стран. Значительна роль миграции рабочей силы в денежных трансфертах для пополнения ВВП страны, роста среднего национального уровня доходов. Денежные переводы мигрантов в 1990 году составляли (по данным ООН) 31,3 миллиарда долларов, в 2000 году – 76,8 миллиардов долларов, в 2004 году – 125,8 миллиардов долларов; крупнейшие получатели таких переводов (миллиарды долларов) – Индия (17,4), Мексика (14,6), Филиппины (7,9).
Долгосрочное влияние на миграцию рабочей силы и миграционную политику оказывают мировые экономические циклы. Влияние мирового кризиса 2008-2009 годов стало предметом специального анализа на форуме ОЭСР по миграционной политике (2009 год). Трудовые мигранты были признаны одной из наиболее пострадавших от экономического спада групп экономически активного населения.
Изменение политики развитых стран в отношении миграции рабочей силы отслеживает ООН, проводя специальные исследования (World Population Policies). В конце XX – начале XXI веков эти страны продолжали политику привлечения необходимых экономике мигрантов, увеличения сроков их пребывания на территории страны, более полного использования их потенциала. Трудовая миграция между развитыми и развивающимися странами составляет 40-50% объёма всей миграции населения между ними. Произошёл не просто количественный рост объёмов миграции, но и расширение географии потоков трудовой миграции, изменений её качественных характеристик. Если в 1970-е годы теория сегментирования рынка труда объясняла миграция рабочей силы спросом развитых государств на иностранную рабочую силу, готовую работать в плохих условиях труда, неприемлемых для местного населения, то на рубеже веков межстрановая конкуренция всё больше связана с быстро растущим спросом на рабочую силу высшей квалификации. Численность трудовых мигрантов на начало XXI века оценивается в 36-42 миллиона человек (вместе с членами их семей – 80-97 миллионов человек). В 1990-е годы миграция рабочей силы стала существенным аспектом глобализации мировой экономики.
Миграция рабочей силы в целом может регулироваться различными мерами, включая соответствующую политику, законодательство, административное и экономическое регулирование миграционных процессов на национальном, субрегиональном, глобальном уровнях, системой социальной защиты трудовых мигрантов. Регулирование миграции рабочей силы базируется прежде всего на системе квот, устанавливаемых в развитых странах для иммигрантов; так, в США квота для трудовых иммигрантов составляет около 20% общего объёма разрешений на въезд. Права трудовых мигрантов защищают двусторонние соглашения стран, а также Международная декларация прав человека, Европейская социальная хартия, конвенции Международной организации труда, иные международные конвенции и хартии. При этом отсутствие в международных документах универсального права на въезд является важным фактором формирования практики регулирования въезда трудовых мигрантов, как и мигрантов в целом.
Россия во 2-й половине 2000-х годов (по данным Всемирного банка) вошла в число лидеров по объёму трудовой миграции, здесь трудятся 12,1 миллионов мигрантов (2007 год). Самый значительный поток мигрантов из России идёт на Украину (4,8 миллионов человек), обратный поток составляет 3,6 миллиона человек. Трудовые иммигранты сосредоточены в незначительном сегменте видов экономической деятельности – в основном в строительстве (около 40%), торговле и ремонте (27%), сельском хозяйстве (7%) и отдельных видах промышленности (7%).
МИГРАЦИЯ РАБОЧЕЙ СИЛЫ – перемещение населения между различными населёнными пунктами, территориями, странами с целью изменения рабочего места (занятий) по причинам экономического или иного характера, разновидность миграции населения.
Международная трудовая миграция: причины, формы, современные тенденции
Международная миграция рабочей силы возникла много столетий назад и за прошедшее с тех пор время претерпела серьезные изменения. Международная миграция рабочей силы — перемещение трудоспособного населения из одной страны в другую в поисках работы. Как процесс представляет собой единство эмиграции, иммиграции, реэмиграции.
Эмиграция — выезд из страны на постоянное или временное, но продолжительное проживание в другой стране. Иммиграция — въезд в страну на постоянное или временное, как правило, долговременное проживание из другой страны. Реэмиграция — возвращение эмигрантов на родину к постоянному месту жительства.
В соответствии с классификацией Международной организации труда (МОТ) различают пять основных типов современной международной миграции:
– переселенцы, переезжающие на постоянное место жительства;
– работающие по контракту, в котором четко оговорен срок пребывания в принимающей стране;
– профессионалы, имеющие высокий уровень подготовки, соответствующее образование, практический опыт работы, а также преподаватели и студенты, перемещающиеся в мировой системе высшего образования;
– нелегальные иммигранты, в том числе иностранцы с просроченной или туристической визой, занимающиеся, тем не менее, трудовой деятельностью;
– беженцы — лица, вынужденные эмигрировать из своих стран из-за какой-либо угрозы.
Общее количество мигрантов поддается лишь весьма приблизительной оценке. Считается, что в мире в середине 90-х гг. постоянно около 125 млн. человек находились в тех странах, гражданами которых они являются. Если в первой половине XIX в. преобладала международная миграция промышленных рабочих, то к концу XX в. наиболее активными мигрантами стали разорившиеся крестьяне. После Второй мировой войны на мировой рынок труда вышли научно-техническая интеллигенция и квалифицированные рабочие.
На труде иммигрантов держатся целые отрасли промышленности: во Франции они составляют 1/4 занятых в строительстве и 1/3 в автомобилестроении, в Бельгии — 50% всех горняков, в Швейцарии — 40% строительных рабочих.
Наиболее активная теоретическая разработка проблем международной миграции началась с конца 60-х гг. в рамках моделей экономического роста. Их основная идея заключается в том, что международное перемещение рабочей силы, как одного из факторов производства, оказывает влияние на темпы экономического роста, ее причиной являются межстрановые различия в оплате труда.
Сторонники неоклассического подхода считают, что эмиграция приводит к росту благосостояния принимающей страны, причем экономическое развитие государства, из которого происходит эмиграции, остается прежним или, во всяком случае, не ухудшается.
Неокейнсианцы признавали возможность ухудшения в результате миграции экономического положения страны, экспортирующей рабочую силу, особенно если эмигрируют высококвалифицированные работники. В этой связи широко обсуждалась идея введения налога на «утечку умов», доходы от которого предлагалось передавать в распоряжение ООН и использовать на нужды развития.
В последние годы акцент в анализе миграции сместился на исследование аккумуляции человеческого капитала как эндогенного фактора экономического роста стран. Исходя из того, что накопленный человеческий потенциал является важнейшей предпосылкой экономического развития, в рамках этой группы теорий международной миграцией объясняются различия в темпах экономического роста между странами.
Общепризнанным остается факт разделения причин международной трудовой миграции на экономические и неэкономические.
К экономическим причинам миграции рабочей силы в мировой экономике относятся: различия в уровнях экономического развития стран и, как следствие этого, различие уровней заработной платы в разных странах, жизни, социального обеспечения; различия в уровне обеспеченности отдельных стран трудовыми ресурсами; несоответствие количественных и качественных характеристик трудовых ресурсов материально-технической базе национального производства; состояние национального рынка труда.
К причинам неэкономического порядка относятся политические, национальные, религиозные, расовые, семейные и другие условия, ведущие к миграции, носящей зачастую стихийный, внезапный и даже массовый характер.
Интенсивность международной миграции рабочей силы в мировом хозяйстве зависит от ряда факторов:
– глобальный характер мирового экономического развития и растущая взаимозависимость стран;
– НТП, развитие которого сопровождается структурной перестройкой экономики, появлением новых профессий, изменением спроса на уже имеющиеся;
– развитие ТНК, способствующее соединению рабочей силы с капиталом, которые либо осуществляют движение рабочей силы к капиталу, либо перемещают свой капитал в трудоизбыточные регионы мира;
– фазы экономического цикла, на которых находится экономика отдельных стран и мировая экономика в целом: в фазе подъема спрос на рабочую силу, в том числе и иностранную, возрастает, в фазе кризиса — падает;
– процессы экономической интеграции в мировом хозяйстве, стимулирующие международную миграцию рабочей силы между объединяющимися странами, которые, как показывает практика, превращаются в новые центры притяжения рабочей силы из третьих стран;
– растущее осознание людьми широких экономических возможностей, которыми располагают другие страны, развитие и удешевление транспортных средств, расширение международной системы информации.
Классификация форм миграции рабочей силы делиться:
· по направлениям: из развивающихся и бывших социалистических стран в промышленно развитые страны; между промышленно развитыми странами; между развивающимися странами; из промышленно развитых в развивающиеся страны; из развивающихся стран в бывшие социалистические страны.
· по территориальному охвату: межконтинентальная; внутриконтинентальная.
· по времени: безвозвратная; временная; сезонная; маятниковая.
· по степени законности: легальная; нелегальная.
Международная миграция рабочей силы — явление сложное и по своим последствиям неоднозначное как для стран иммиграции, так и для стран эмиграции.
Использование иностранной рабочей силы приносит существенные выгоды странам иммиграции:
– приток иностранных рабочих, обладающих высокой мобильностью, облегчает структурные (отраслевые и региональные) изменения в экономике страны;
– экономия на обучении прибывающих рабочих и специалистов;
– иностранная квалифицированная рабочая сила оплачивается ниже национальных кадров, поэтому фирмы экономят на издержках, и повышается конкурентоспособность производителей или продукции;
– омоложение структуры трудовых ресурсов промышленно развитых стран, имеющих тенденцию к старению;
– иммигранты, расширяя емкость внутренних товарных рынков, стимулируют рост производства и дополнительную занятость в стране пребывания, а аккумулированные на их счетах в сберкассах значительные суммы денег могут быть использованы как дополнительный источник накопления принимающей страны;
– иностранные рабочие часто служат амортизатором между работодателями и национальными кадрами в периоды кризисов, т.к. их увольняют первыми;
– иммигранты во многих странах заполняют вакансии, на которые нет претендентов среди местного населения.
Но иммиграция порождает в принимающих странах ряд проблем и противоречий:
– обостряется ситуация на национальном рынке труда;
– вследствие роста предложения на рынке труда усиливается тенденция к снижению цены рабочей силы, в том числе и национальной;
– провоцируются национальные и этнические конфликты между коренным населением и иммигрантами.
Неоднозначны последствия миграционных процессов и для стран эмиграции. Положительным в отдающих странах является то, что:
– эмиграция облегчает положение на внутреннем рынке труда;
– после работы за границей в страну возвращаются обученные, более квалифицированные рабочие, вносящие динамизм в экономическое развитие страны;
– для многих стран эмиграции переводы валютных средств эмигрантов становятся важным источником получения валюты.
Причины миграции населения
Причины для миграции могут носить различный характер, и, в зависимости от их происхождения, выделяют миграции:
- экономические,
- политические,
- национальные,
- правовые,
- расовые,
- культурные,
- религиозные,
- психологические,
- культурные,
- экологические.
- Перемещению населения способствуют такие факторы, как: экономические, социальные, природно-климатические.
- Экономические миграции обусловлены разным уровнем экономического развития различных стран, что отражается на зарплатах и общем уровне социального обеспечения; несоответствием между количеством рабочей силы, образованием работников и материально-технической базой государства; недостаточным объемом рынка труда.
- Причины переселения могут носить индивидуальный, групповой или массовый характер.
- Основания для миграции могут носить типичный или особый, объективный или субъективный характер.
Особое место среди всех причин миграции занимает экологическая обстановка, состояние окружающей среды, которое оказывает прямое воздействие на здоровье населения.
Научно доказана тесная корреляция между загрязнением окружающей среды, заболеваемостью и миграциями населения.
Какой будет Россия в 2020 году, или Нужен ли нам демографический взрыв
В «штабе экономических реформ» — Центре стратегических разработок — впервые смоделировали будущее России до 2020 года. Оказалось, что мы вполне можем войти в число развитых постиндустриальных стран. Но только если преодолеем демографические проблемы.
Рождаемость в период до 2020 года не поможет, она, наоборот, будет помехой росту. Но есть другие способы — снижение смертности, труд инвалидов, реформа бюджетников и т.п.
В пятницу на страницах «Известий» глава Центра стратегических разработок Михаил Дмитриев представляет новый и неожиданный взгляд на будущее нашей страны.
Какой должна стать страна
Быстрый экономический рост последних 6 лет впервые позволил Центру стратегических разработок сформулировать долгосрочную цель развития России. У нашей страны появляется возможность выйти из категории среднеразвитых, в которой мы находились на протяжении всего прошлого века, и присоединиться к группе развитых.
Если в ближайшие полтора десятилетия успешное развитие российской экономики будет продолжаться, то к 2020 году ВВП на душу населения по паритету покупательной способности в ценах 2005 года приблизится к уровню 20 тыс. долларов на человека, что соответствует показателям многих развитых постиндустриальных стран.
Вот главные ориентиры самого оптимистического сценария развития России к 2020 году:
- — доля услуг в ВВП и занятости приблизится к 70%;
- — доля среднего класса с образом жизни и стандартами потребления, характерными для среднего класса развитых стран, может достигнуть 50% всего населения;
- — доля лиц с высшим образованием среди экономически активного населения составит порядка 50%.
Достижение этой цели к 2020 году будет возможно только в случае, если среднегодовые темпы экономического роста сохранятся на уровне 7% в год.
Но надо признать, что в мировой истории нет ни одного примера страны, которая бы развивалась темпом 7% в год на протяжении свыше 15 лет подряд — при ежегодном снижении трудоспособного населения на 1%. А именно это будет происходить в России до 2020 года согласно имеющимся прогнозным оценкам.
В такой неблагоприятной демографической ситуации выполнить оптимистический сценарий невероятно сложно. Но стремиться к этому надо, и ЦСР предложил собственный взгляд на то, как смягчить негативное воздействие демографических проблем.
Прощай, немытая… Почему рекордный спад трудовой миграции в Россию подрывает ее возможности имперского реванша
Экономическую и социальную роль трудовой миграции для России, несмотря на распространенную в российском обывательском сознании нелюбовь к мигрантам, особенно из стран Средней Азии, трудно переоценить. В течение последней четверти века именно мигранты во многом спасали Россию от провала в демографическую яму, компенсируя естественную убыль населения. В последние два года на фоне увеличения оттока мигрантов и затяжного экономического кризиса с падением доходов населения в России вновь стала уменьшаться и рождаемость. В результате в 2021 году в России возобновилась естественная убыль населения и составила 99,7 тысячи человек. Причем она отмечалась в 60 регионах страны, тогда как увеличилась численность населения лишь в 15 регионах.
Но политические последствия сокращения миграционных потоков в Россию еще более разрушительны для амбиций российской элиты, чем экономические. Зависимость постсоветских государств от российских энергоносителей (это не касается Казахстана, Узбекистана, Туркменистана и Азербайджана) и российского рынка труда оставалась основным способом давления России на эти государства. Достаточно сказать, что в 2021 году 51% внутреннего валового продукта Таджикистана был сформирован переводами трудовых мигрантов — преимущественно из России.