Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Учёт нематериальных активов в ФСБУ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
С 2022 года бухгалтеры проводят операции по-новому. К примеру, на подстатье КОСГУ 273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами» следует отражать выбытие денежных средств при недостаче, хищении, отзыве лицензии у банка. Провести операцию необходимо в день признания требования о возмещении ущерба или в день поступления денег в счет погашения долга.
При признании в бухгалтерском учете объект НМА оценивается по первоначальной стоимости, которой считается общая сумма связанных с этим объектом капитальных вложений, осуществленных до признания объекта НМА в бухгалтерском учете.
Если в фактические затраты на приобретение, создание НМА включены фактические затраты на приобретение, создание материального носителя (вещи), в котором выражены результаты интеллектуальной деятельности, средства индивидуализации, и организация принимает решение учитывать такой материальный носитель отдельно от объекта НМА в составе основных средств или запасов, то первоначальная стоимость объекта НМА уменьшается на величину расчетной стоимости этого материального носителя. Расчетная стоимость материального носителя определяется исходя из фактических затрат на его приобретение, создание, а если их невозможно определить, то исходя из его справедливой стоимости, чистой стоимости продажи, стоимости аналогичных ценностей, и не может быть выше первоначальной стоимости объекта НМА.
После признания объект НМА оценивается в бухгалтерском учете одним из следующих способов:
-
по первоначальной стоимости;
-
по переоцененной стоимости.
Выбранный способ оценки применяется ко всей группе НМА.
При первом способе стоимость и сумма накопленной амортизации не подлежат изменению, за исключением случаев, установленных стандартом.
Способ оценки по переоцененной стоимости может применяться для оценки НМА, для которых существует активный рынок. В данном случае активный рынок определяется в соответствии с МСФО (IAS) 38 «Нематериальные активы».
По переоцененной стоимости не оцениваются средства индивидуализации, разрешения (лицензии) на осуществление отдельных видов деятельности.
При этом стоимость объекта НМА регулярно переоценивается таким образом, чтобы она была равна или не отличалась существенно от его справедливой стоимости, определяемой с использованием данных активного рынка. Справедливая стоимость определяется в порядке, предусмотренном МСФО (IFRS) 13 «Оценка справедливой стоимости».
Сумма дооценки НМА:
-
отражается в составе совокупного финансового результата периода, в котором проведена переоценка НМА, обособленно без включения в прибыль (убыток) этого периода, за исключением той части, в которой дооценка восстанавливает суммы уценки и (или) обесценения таких НМА, признанные в прошлые периоды расходом в составе прибыли (убытка);
-
в той части, в которой эта дооценка восстанавливает суммы уценки и (или) обесценения таких НМА, признанные в прошлые периоды расходом в составе прибыли (убытка), считается доходом в составе прибыли (убытка) периода, в котором проведена переоценка НМА.
Сумма уценки НМА:
-
признается расходом в составе прибыли (убытка) периода, в котором проведена переоценка НМА, за исключением той части, в которой эта уценка уменьшает суммы дооценки таких НМА, отраженные в составе совокупного финансового результата в прошлые периоды без включения в прибыль (убыток) периода, в котором проведена уценка НМА;
-
в той части, в которой уценка уменьшает признанные в таком же порядке в прошлые периоды суммы дооценки НМА и отражается в составе совокупного финансового результата периода, в котором проведена уценка НМА, обособленно без включения в прибыль (убыток) этого периода.
Суммы переоценки НМА, отраженные в составе совокупного финансового результата без включения в прибыль (убыток), формируют показатель накопленной дооценки НМА. Первоначально накопленная дооценка отражается обособленно в составе капитала в бухгалтерском балансе организации.
Впоследствии накопленная дооценка списывается на нераспределенную прибыль организации одним из следующих способов:
-
единовременно при списании объекта НМА, по которому была накоплена дооценка;
-
по мере начисления амортизации по объекту НМА. Принятый организацией способ списания накопленной дооценки применяется в отношении всех НМА.
Изменение учетной политики
По общему правилу последствия изменений учетной политики в связи с началом действия ФСБУ 14/2022 отражаются ретроспективно (как если бы данный стандарт применялся с момента возникновения затрагиваемых им фактов хозяйственной жизни).
В бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, начиная с которой применяется стандарт, допускается не пересчитывать сравнительные показатели за периоды, предшествующие отчетному. В этом случае действуют следующие правила:
-
в отношении объектов бухгалтерского учета, которые должны быть признаны в бухгалтерском учете как НМА и в соответствии с ранее применявшейся учетной политикой учитывались в составе НМА, организация должна на начало отчетного периода (конец периода, предшествующего отчетному) определить оставшийся СПИ и ликвидационную стоимость объектов НМА в соответствии с новым стандартом. Возникшие в связи с этим корректировки величин отражаются в бухгалтерском учете как изменения оценочных значений. Причем балансовая стоимость таких объектов НМА на начало отчетного периода (конец периода, предшествующего отчетному) не корректируется;
-
в отношении объектов бухгалтерского учета, которые должны быть признаны в бухгалтерском учете как НМА, но в соответствии с ранее применявшейся учетной политикой учитывались в составе активов других видов, организация должна на начало отчетного периода (конец периода, предшествующего отчетному) переклассифицировать их в НМА, признать в качестве их первоначальной стоимости балансовую стоимость соответствующего объекта бухгалтерского учета на момент его переклассификации и определить оставшийся СПИ, способ начисления амортизации и ликвидационную стоимость объектов НМА. Определенные в связи с этим величины погашения стоимости объектов НМА отражаются в бухгалтерском учете как изменения оценочных значений;
-
в отношении объектов бухгалтерского учета, которые согласно ранее применявшейся учетной политике учитывались в составе НМА, но в соответствии с новым стандартом таковыми не являются, организация должна на начало отчетного периода (конец периода, предшествующего отчетному) списать балансовую стоимость даных объектов в порядке единовременной корректировки на нераспределенную прибыль, за исключением случаев переклассификации объектов в другой вид активов.
Пять основных признаков, которым должен соответствовать нематериальный актив
Согласно стандарту, для целей бухучёта объектом нематериальных активов считается актив, соответствующий ряду признаков:
- не имеет материально-вещественной формы;
- может быть выделен или отделен от других активов;
- предназначен для использования организацией в процессе обычной деятельности — производстве и (или) продаже ею продукции, выполнении работ, оказании услуг, он может предоставляться за плату во временное пользование, для управленческих нужд, либо для использования в деятельности некоммерческой организации, направленной на достижение целей, ради которых она создана;
- предназначен для использования организацией в течение периода более 12 месяцев или обычного операционного цикла, превышающего 12 месяцев;
- может приносить организации экономические выгоды в будущем, на получение которых организация имеет право (в частности, в отношении такого актива у организации при его приобретении (создании) возникли исключительные права, права использования в соответствии с лицензионными договорами либо иными документами, подтверждающими существование самого актива и прав на него) и доступ иных лиц к которым организация способна ограничить.
Как считать амортизацию
Для каждого объекта нематериального актива организация должна определить срок полезного использования (период, в течение которого использование нематериального актива будет приносить экономические выгоды). А для отдельных объектов нематериальных активов срок полезного использования определяется исходя из количества продукции или объёма работ или услуг в натуральном выражении, которое организация планирует получить от использования такого объекта нематериальных активов.
Срок полезного использования можно определить исходя из:
- из срока действия прав организации на результаты интеллектуальной деятельности, средств индивидуализации;
- срока действия разрешения или лицензии на осуществление отдельных видов деятельности;
- ожидаемого периода использования объекта с учётом нормативных, договорных и других ограничений использования и намерений руководства организации в отношении использования такого объекта
- ожидаемого морального устаревания, например, в результате изменения или усовершенствования производственного процесса, рыночного спроса и других факторов;
- срока полезного использования иного актива, с которым НМА связан (например, материального носителя).
Объекты нематериальных активов, для которых срок полезного использования определить нельзя, не подлежат амортизации.
Амортизацию по общему правилу начинают начислять с даты признания объекта в бухгалтерском учёте, а прекращают — с момента его списания. Начисление амортизации можно приостановить, если ликвидационная стоимость объекта становится равной его балансовой стоимости или превышает её.
Способ амортизации нужно выбирать в зависимости от того, каким периодом определяют срок полезного использования.
- Если это период, когда нематериальный актив будет приносить экономические выгоды, выбирают линейный способ или способ уменьшаемого остатка.
- Если исходят из количества продукции (объёма работ или услуг), которые ожидают получить от использования нематериального актива — амортизация проводится пропорционально количеству продукции.
Учет имущества казны осуществляется на счетах:
-
0 108 50 000 «Нефинансовые активы, составляющие казну» (по соответствующим аналитическим счетам);
-
0 108 90 000 «Нефинансовые активы, составляющие казну в концессии» (по соответствующим аналитическим счетам).
Согласно п. 131 Инструкции № 157н (в новой редакции) к счету 0 108 90 000 применяются следующие аналитические коды вида синтетического счета объекта учета:
-
1 «Недвижимое имущество концедента, составляющее казну»;
-
2 «Движимое имущество концедента, составляющее казну»;
-
I «Нематериальные активы концедента, составляющие казну»;
-
5 «Непроизведенные активы (земля) концедента, составляющие казну».
Санкционирование расходов
В пункте 320 Инструкции № 157н дополнено, что аналитический учет обязательств ведется:
-
по счету 0 502 01 000 «Принятые обязательства» – в разрезе учетных номеров бюджетного обязательства;
-
по счету 0 502 02 000 «Принятые денежные обязательства» – в разрезе учетных номеров денежных обязательств, видов денежных обязательств (денежные обязательства на аванс, денежные обязательства за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги);
-
по счету 0 502 07 000 «Принимаемые обязательства» – в разрезе учетных номеров закупок (идентификационных номеров закупки), органами Федерального казначейства, осуществляющими казначейское обслуживание исполнения федерального бюджета, – учетных номеров бюджетных обязательств;
-
по счету 0 502 х9 000 «Отложенные обязательства» – в разрезе видов отложенных обязательств, номеров отложенных обязательств (при наличии), контрагентов (при наличии), правовых оснований (при наличии).
Из Единого плана счетов исключены счета:
-
0 502 03 000 «Принятые авансовые обязательства»;
-
0502 04 000 «Авансовые денежные обязательства к исполнению».
Как вести групповой учет прав пользования НМА в 1С
В 1С:Бухгалтерии госучреждения 8 групповой учет возможен только по правам пользования НМА стоимостью не больше 100 тыс. руб., по которым установлен срок полезного использования, если они приобретены в одной партии — по одинаковой цене, в один момент времени, и по которым рассчитывается амортизация 100% при введении в эксплуатацию.
Важно! Вся партия, которая учитывается на одной карточке (в одном элементе справочника «Основные средства, НМА, НПА»), принимается к учету только на один 26-разрядный счет бухучета.
Когда однородные объекты прав пользования НМА приобретались за счет разных источников финансирования, их нельзя ставить на бухучет на одну карточку ОС (на один элемент справочника «Основные средства, НМА, НПА»). Требуется сформировать столько карточек, сколько использовано источников финансирования, за счет которых покупались объекты прав пользования НМА.
Кроме того, нужно учесть, что групповой учет не предусматривается для объектов, стоимость которых может поменяться при эксплуатации из-за модернизации, комплектации или разукомплектования. По этим объектам нужно вести индивидуальный учет вне зависимости от их стоимости — на отдельной инвентарной карточке. Иными словами, нужно ввести отдельный элемент в справочнике «Основные средства, НМА, НПА».
Для партии объектов прав пользования НМА стоимостью не больше 100 тыс. руб. с определенным сроком полезного использования, по которым амортизация начисляется в размере 100% балансовой стоимости при вводе в эксплуатацию и их стоимость не может измениться при эксплуатации, можно оформлять одну инвентарную карточку группового учета. Однако в данном случае нужно ввести инвентарные номера для каждого объекта однотипных прав пользования НМА.
Пример
Бюджетное учреждение купило лицензии на антивирусные программы — 79 шт. по 320 руб./шт. Срок их полезного использования — 2 года. Требуется поставить лицензии на бухучет.
Право пользования программой предоставлено на 2 года. Оно учитывается на сч. 111 6I 352. Когда стоимость одной лицензии не больше 100 тыс. руб., то при ее вводе в эксплуатацию нужно начислить амортизацию в размере 100% первоначальной стоимости. При этом группу таких лицензий можно принять к бухучету на одну инвентарную карточку группового учета и тогда требуется присвоить каждой лицензии индивидуальный инвентарный номер.
Для принятия к бухучету в 1С:Бухгалтерии госучреждения группы прав пользования НМА на одну инвентарную карточку нужно сделать следующее:
- оформить карточку в справочнике «Основные средства, НМА, НПА» на группу прав пользования НМА;
- сформировать первоначальную стоимость лицензий на программы;
- принять к учету лицензии на программы.
Переоценка нематериальных активов
Изменение первоначальной стоимости объектов НМА производится лишь в случаях модернизации и переоценки объектов НМА.
Учреждения проводят переоценку стоимости объектов НМА по состоянию на начало отчетного года путем пересчета их балансовой стоимости и сумм амортизации, начисленной за все время использования объектов. Сроки и порядок переоценки устанавливаются Правительством РФ.
Порядок проведения переоценки НМА бюджетных учреждений разработан в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 15.11.2002 N 1611-р (в ред. Приказа Минэкономразвития России N 306, Минфина России N 120н, Росстата от 02.10.2006 N 139).
В результате переоценки указанных активов их первоначальная стоимость преобразуется в восстановительную стоимость, (первоначальная стоимость, скорректированная до рыночных цен). Таким образом, восстановительная стоимость равна сумме денежных средств, которую необходимо выплатить, если бы учреждение приобрело аналогичные объекты, на дату переоценки.
Результаты проведенной по состоянию на первое число отчетного года переоценки объектов НМА подлежат отражению в бухгалтерском учете обособленно. Они не включаются в данные бюджетной отчетности предыдущего отчетного года и принимаются при формировании данных бухгалтерского баланса на начало отчетного года (Инструкция N 25н, п. 24).
Документальное оформление движения нематериальных активов
Для своевременного отражения ввода в хозяйственный оборот, использования, учета и выбытия отдельных приобретенных (созданных) объектов права интеллектуальной собственности в составе нематериальных активов их аналитический учет бюджетные учреждения ведут по типовым формам, утвержденным приказом МФУ от 22.11.2004 № 732 » Об утверждении типовых форм первичного учета объектов права интеллектуальной собственности в составе нематериальных активов «(табл. 25.1).
Таблица 25.1. Характеристика типовых форм по учету и списанию НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ
з / п |
Название формы |
Характеристика формы |
1 |
Акт ввода в хозяйственный оборот объекта права интеллектуальной собственности в составе нематериальных активов т. Ф. № НА-1 |
Применяется учреждениями и организациями для оформления операций по введению в хозяйственный оборот и использование отдельных приобретенных (созданных) объектов права интеллектуальной собственности. Оформляя введения в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности акт составляется в одном экземпляре на каждый отдельный объект приемочной комиссией, назначенной приказом (распоряжением) собственника или уполномоченного органа (должностного лица), осуществляющего руководство учреждением. |
2 |
Инвентарная карта учета объекта права интеллектуальной собственности в составе нематериальных активов т. Ф. № НА-2 |
Применяется для аналитического учета объектов права интеллектуальной собственности, а также для аналитического учета группы однотипных по назначению и условиям использования объектов, поступивших в одном календарном месяце и одному ответственному за их использование лицу. Инвентарная карточка ведется в бухгалтерии на каждый объект или группу объектов права интеллектуальной собственности, заполняется в одном экземпляре на основе «Акта ввода в хозяйственный оборот объекта права интеллектуальной собственности в составе нематериальных активов» (типовая форма № НА-1) . |
3 |
Акт выбытия (ликвидации) объекта права интеллектуальной собственности в составе нематериальных активов т. Ф. № НА-3 |
Применяется для оформления выбытия объектов при их списании (ликвидации). Акт составляется в двух экземплярах комиссией, назначенной приказом (распоряжением) собственника или уполномоченного органа (должностного лица), осуществляющего руководство учреждением, подписывается председателем и членами комиссии, лицом, которое было ответственным за использование объекта права интеллектуальной собственности, утверждается руководителем учреждения. |
4 |
Инвентарная опись объектов права интеллектуальной собственности в составе нематериальных активов т. Ф. № НА-4 |
Инвентаризационная опись составляется в одном экземпляре для оформления данных инвентаризации отдельно по каждому местонахождению объектов права интеллектуальной собственности и по каждому лицу, ответственному за использование объектов права интеллектуальной собственности. В инвентарную опись включается каждый отдельный объект права интеллектуальной собственности. |
Поступление материалов в 1с.
Планом счетов бюджетного учета предусмотрено 29 забалансовых счетов. На них учитываются объекты учреждения, которые не находятся в оперативном управлении, объекты, которые по инструкции не должны быть на балансе, а также прочие активы и обязательства, перечисленные в инструкции. Кроме того, организация может самостоятельно ввести дополнительные забалансовые счета для контроля сохранности и управленческого учета.
Итоги Учет в бюджетных структурах подчиняется Бюджетному кодексу РФ и строго регламентирован. Бюджетная система страны включает в себя использование специальных кодов, знание которых необходимо и для бухгалтеров по бюджетному учету, поскольку коды используются непосредственно при составлении рутинных проводок. Также полезную информацию вы найдете в статье «Составляем план счетов бюджетного учета — образец 2015».
Применение счета 106.31
После этого нажимаете кнопку «Заполнить документ» и устанавливаете количество готовой продукции. Проводки, сформированные документом Вторая ситуация — продукция изготавливается не для собственного использования, а для дальнейшей реализации. Списание в данном случае производится на счет 109.61 Документ формирует следующие проводки: Затем вводим документ «Выпуск продукции» Создаем документ и заполняем табличную часть вручную: выбираем номенклатуру-продукцию, указываем количество и плановую стоимость. Проводки, сформированные документом: Следующий документ в разделе – «Инвентаризация незавершенного производства» Этот документ определяет остатки на счете 109.61 на конец месяца в разрезе номенклатурных позиций и КЭК. ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ делятся:
- на автономные;
- бюджетные;
- казенные.
Для каждой из них есть свой частный план счетов:
- приказ Минфина России от 23.12.2010 № 183н применяется автономными организациями;
- приказ Минфина России от 16.12.2010 № 174н — бюджетными;
- приказ Минфина России от 06.12.2010 № 162н — казенными.
Понятие «бюджетный учет» применяется только к определенным госструктурам, которые перечислены в приказе № 162н, например казенным учреждениям, госорганам, внебюджетным фондам. Остальные госучреждения ведут бухгалтерский учет, правила которого оговорены в соответствующих планах счетов (приказы № 174н и № 183н). В основе учета у бюджетников лежит бюджетная классификация.
К каким активам ФСБУ 14/2021 не будет применяться
Изменится также список того, к чему не применяется стандарт. ФСБУ 14/2021 не будет действовать на следующие активы:
- права пользования активом, возникающие из договора аренды;
- результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, приобретенные или созданные (находящиеся в процессе создания) для продажи в ходе обычной деятельности;
- долгосрочные активы к продаже (впрочем, этот пункт и предыдущий заменяют одно из упраздняемых требований для принятия НМА к бухучету);
- поисковые активы;
- расходы на создание средств индивидуализации собственными силами организации (в частности, фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания);
- совокупность информации о покупателях (заказчиках) и иных контрагентах организации и прочее.
Напомним, ныне действующий ПБУ 14/2007 не применяются к не давшим положительного результата НИОКР, незаконченным и неоформленным в установленном порядке НИОКР.
Будут отдельно приведены нормы, не позволяющие учитывать в качестве НМА:
- интеллектуальные и деловые качества персонала организации, его квалификацию и способности к труду;
- финансовые вложения;
- материальные носители, в которых выражены результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. Правда с комментарием «когда организацией принято решение об учете этих материальных носителей (вещей) отдельно от объекта нематериальных активов».